Научная статья на тему 'Педагог, ученый, организатор науки (к 75-летию со дня рождения В. А. Фадеева)'

Педагог, ученый, организатор науки (к 75-летию со дня рождения В. А. Фадеева) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАДЕЕВ В.А / РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.В. ЕСЕНИНА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВУЗЕ / V.A. FADEYEV / HIGNER EDUCATION / ACADEMIC RESEARCH WORK / TEACHING ACTIVITIES / TRAINING OF ACADEMIC AND RESEARCH STAFF / DUAL EDUCATION SYSTEM / TRAINING AND EDUCATION WORK AT A UNIYERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пузырева О.И.

Рассматривается педагогическая, научная и организаторская деятельность почётного профессора Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, заслуженного работника высшей школы РФ, профессора В.А. Фадеева, который 52 года своей жизни отдал отечественной системе образования и 41 год из них родному университету. За эти годы он работал учителем сельской и городской школ, преподавателем профессионально-технического училища и техникума. Вернувшись в свою Alma Mater, прошел путь от аспиранта до профессора, проректора по научной работе, который внес значительный личный вклад в развитие научно-исследовательской работы преподавателей и студентов и подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации в вузе. Помимо основной профессиональной деятельности, В.А. Фадеев вел большую общественную и просветительскую работу в регионе, возглавлял областное отделение Педагогического общества РФ, неоднократно избирался в различные выборные органы города Рязани, читал лекции для работников предприятий, организаций, педагогической общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATOR, SCIENTIST, ORGANIZER OF RESEARCH WORK (on the occasion of the 75th anniversary of V.A. Fadeyev)

The paper descrides educftional and organizational activities of the Honoraru Proressor of RSU named after S.A. Yessenin, Honoraru Figure of Higher Education, proressor of education V.A. Fadeyev who dedicated 52 years of his life to the Russian education sustem and 41 years of them to Ryazan State University named after S.A. Yessenin. In the intervening years he worked as a teacher at a rural and an urban secondaru school,a vocational school and a professional college. Having returned to his Alma Mater, he worked his way up from a post-graduate student to a proressor, a vice-rector for research who made a significant personal contribution to the development of university teachers and students’ research work and training of highly qualified academic fnd research staff. Apart from the main professional activities, was engaged in social and educational activities in the regional community: he was head of the regional branch of the Russian pedagogical society, he was repeatedly elected to the various elected bodies of the city of Ryazan, he lectured for employees of enterprises, organizations and the teaching community of Ryazan Region.

Текст научной работы на тему «Педагог, ученый, организатор науки (к 75-летию со дня рождения В. А. Фадеева)»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 37(092.2) О.И. Пузырева

ПЕДАГОГ, УЧЕНЫЙ, ОРГАНИЗАТОР НАУКИ (к 75-летию со дня рождения В.А. Фадеева)

Рассматривается педагогическая, научная и организаторская деятельность почётного профессора Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, заслуженного работника высшей школы РФ, профессора В.А. Фадеева, который 52 года своей жизни отдал отечественной системе образования и 41 год из них — родному университету. За эти годы он работал учителем сельской и городской школ, преподавателем профессионально-технического училища и техникума. Вернувшись в свою Alma Mater, прошел путь от аспиранта до профессора, проректора по научной работе, который внес значительный личный вклад в развитие научно-исследовательской работы преподавателей и студентов и подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации в вузе. Помимо основной профессиональной деятельности, В.А. Фадеев вел большую общественную и просветительскую работу в регионе, возглавлял областное отделение Педагогического общества РФ, неоднократно избирался в различные выборные органы города Рязани, читал лекции для работников предприятий, организаций, педагогической общественности.

Фадеев В.А., Рязанский государственный университет имени С.В. Есенина, высшее образование, научно-исследовательская работа, педагогическая деятельность, подготовка научно-педагогических кадров, среднее специальное образование, учебно-воспитательная работа в вузе.

Вячеслав Алексеевич Фадеев, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, почётный профессор Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, родился в самые первые, суровые дни Великой Отечественной войны, 26 июня 1941 года, в городе Рязани в семье служащих. Отец, Алексей Платонович Фадеев, преподавал историю в фельдшерско-акушерской школе (впоследствии Рязанское медицинское училище). Мать, Анна Васильев-на Фадеева, после окончания Рязанского железнодо-рожного техникума работала техником на железной дороге. Алексей Платонович ушёл на фронт, увидев сына только через окно родильного дома № 2 на улице Полонского.

Первое знакомство будущего профессора со своей Alma Mater состоялось в 1944 году, когда после возвращения института из эвакуации при институтской столовой были организованы обеды для детей военнослужащих, находящихся в действующей армии. Поскольку А.П. Фадеев был офицером Красной Армии и воевал на передовой линии фронта, семье Фадеевых тоже выписали талон на питание старшей дочери Риммы, но Анна Васильевна водила детей в столовую по очереди, один день — дочь, другой день — сына.

В сентябре 1948 года Слава Фадеев поступает в знаменитую рязанскую школу № 2 (бывшее духовное училище, в настоящее время— гимназия № 2), в которой учились лауреат Нобелевской премии академик И.П. Павлов, писатель и поэт К.М. Симонов, другие известные люди нашего города. В десятом, выпускном, классе судьба свела Вячеслава с еще одним

© Пузырева О.И., 2016

нобелевским лауреатом — А.И. Солженицыным, который пришёл в их класс преподавать астрономию.

Военное и послевоенное поколение мальчишек очень гордилось подвигами своих отцов и старших братьев, прошедших Великую Отечественную войну, и все без исключения мечтали стать похожими на них, а потому с увлечением учились, много читали и занимались спортом. В школьные годы Вячеслав занимался гимнастикой, баскетболом, лыжами, играл в хоккей за команду «Юный динамовец» (кстати, практически вся команда состояла из его одноклассников), но самой большой любовью на многие годы стали занятия боксом. Уже в 13 лет Вячеслав принимал участие в соревнованиях среди взрослых в первом полусреднем весе, а в 16 лет, в 1957 году, впервые завоевал титул чемпиона области и в течение ряда лет входил в состав сборной команды области по боксу.

В сентябре 1958 года Вячеслав Фадеев становится студентом 1 курса физико-математического факультета по специальности «Физика и основы производства», которая предполагала подготовку специалистов для работы в школе в качестве завучей по производственному обучению. Специальность была в то время довольно привлекательной: наряду с физико-математическими и психолого-педагогическими дисциплинами, изучались многие технические дисциплины, а также основы различных профессий с обязательным получением удостоверения водителя-шофёра, киномеханика и по одной из производственных специальностей— токаря, фрезеровщика, шлифовальщика3 разряда.

В 1957 году по инициативе профессора В.И. Курышева, занимавшего в то время должность доцента по астрономии, на базе Рязанского государственного педагогического института была открыта одна из первых в стране станция оптического наблюдения за искусственными спутниками Земли. Все студенты физико-математического факультета тех лет участвовали в наблюдениях за спутниками в период изучения астрономии, но были и энтузиасты, которые на протяжении всех лет обучения в институте не расставались со станцией. Среди них был и студент Фадеев, который выполнял обязанности оператора станции. Ещё с тех лет у них с профессором В.И. Курышевым сложились добрые отношения. Впоследствии Василий Иванович был активным помощником секретаря парткома В.А. Фадеева в качестве члена парткома, ответственного за научно-исследовательскую работу в вузе.

Наряду с профессиональной подготовкой, большое внимание в РГПИ того времени уделялось физическому воспитанию студентов. И хотя факультета физического воспитания и спорта в вузе ещё не было, на кафедре физического воспитания работали большие энтузиасты своего дела З.К. Байкова, В.С. Курдюков, П.И. Курицын, Н.И. Потёмкин и др. Под их руководством в вузе постоянно проводились спортивные мероприятия, в которых участвовали не только студенты и преподаватели института, но и многие горожане, работали многочисленные спортивные секции. К руководству секциями привлекались студенты, имевшие спортивные достижения. Так, тренировки в секции бокса проводил Вячеслав Фадеев. Двое из его воспитанников — студенты историко-филологического факультета Анатолий Беляев и Михаил Васильев — стали бронзовыми призёрами первенства Рязанской области по боксу.

Свою педагогическую карьеру В.А. Фадеев начал в студенческие годы, совмещая занятия в вузе с работой в Захаровской средней школе, а продолжил по окончании института в школе-интернате № 1 г. Райчихинска Амурской области в качестве учителя физики. Затем была служба в рядах Вооруженных сил СССР в Забайкальском военном округе и возвращение в родную Рязань.

Вернувшись домой, Вячеслав Алексеевич работал в профессионально-техни-ческом училище № 11, а затем в политехническом техникуме (впоследствии — техникум электронных приборов, в настоящее время— колледж электроники), где преподавал физику, теоретическую механику, сопромат, теорию деталей машин и механизмов, основы теоретической электротехники, а вскоре был назначен заведующим отделения радиоаппаратостроения. Это заставило его чаще обращаться к психолого-педагогической литературе, так как помимо организации учебного процесса, должность заведующего предполагала и большую воспитательную работу. В конечном итоге интерес к педагогической науке перевесил увлечение физикой.

В мае 1971 года на одном из совещаний средних специальных учебных заведений города Рязани В.А. Фадеев выступил с докладом «Повышение качества подготовки специалистов среднего звена для предприятий радиоэлектронной промышленности», который заинтересовал присутствующего на совещании заведующего кафедрой педагогики РГПИ, доктора педагогических наук, профессора, широко известного в научных кругах того времени автора многочисленных педагогических трудов, одного из основателей научного направления по

проблемам самовоспитания личности, впоследствии действительного члена Академии наук Белорусской ССР, Александра Ивановича Кочетова. После личной беседы Александр Иванович предложил Вячеславу Алексеевичу поступить к нему в аспирантуру по специальности «Теория и история педагогики».

В октябре 1971 года после успешной сдачи вступительных экзаменов Вячеслав Алексеевич был зачислен в очную аспирантуру РГПИ. Однако директор техникума М.В. Пахомов категорически возражал против его ухода и попросил райком партии не снимать его с учёта в партийной организации техникума. Вячеслав Алексеевич сообщил А.И. Кочетову, что не сможет обучаться в аспирантуре, так как его не отпускают с работы. Увидев, как дорожат специалистом директор техникума и райком партии, А.И. Кочетов, решил, что в науке, да и на кафедре тоже, очень нужны такие кадры. Именитый профессор обращается с ходатайством в обком партии, и вопрос решается положительно— В.А. Фадеев становится аспирантом и вновь возвращается в родной педагогический институт, где проработает 41 год— до завершения своей трудовой деятельности— и пройдет путь от ассистента до проректора по научной работе. За эти годы он занимал должности заведующего подготовительным отделением (1976-1980 гг.), секретаря парткома института (1980— 1987 гг.), проректора по научной работе (1987—2007 гг.), начальника управления научных исследований вуза (2007—2013 гг.), профессора кафедры педагогики и менеджмента в образовании (2013—2015 гг.). Общий педагогический стаж В.А. Фадеева составляет 52 года.

С первых дней работы в вузе В.А. Фадеев активно включается в преподавательскую деятельность, воспитательную работу со студентами, а также занимается внеаудиторной профессионально-педагогической подготовкой будущих педагогов. За время работы на кафедрах педагогического цикла вуза он читает лекции и проводит практические занятия по целому ряду педагогических дисциплин: «Педагогика школы», «Теория и методика обучения», «Педагогические теории, системы, технологии», «Психология и педагогика», «Психология и педагогика высшей школы», «Актуальные проблемы педагогики», «Методика воспитательной работы классного руководителя», «Профессиональная ориентация в школе», «Практикум по решению профессиональных (педагогических) задач»; руководит курсовыми и дипломными работами, подготовкой магистерских диссертаций; осуществляет руководство педагогической практикой студентов в городских и сельских школах. По приглашению администрации Эрфурт-Мюльхаузенской высшей педагогической школы читает курс лекций по педагогике (ГДР, 1984 г.).

Вячеслав Алексеевич участвовал в организации встреч с ветеранами педагогического труда, воспитанниками детских колоний А.С. Макаренко— героями его «Педагогической поэмы»; вечеров посвящения студентов в пионервожатые; систематических экскурсий по памятным местам, связанным с жизнью и деятельностью А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского; экскурсий в педагогический музей института усовершенствования учителей Рязанской области, Дом учителя, Дворец пионеров, на станции юннатов и юных техников и т.д. Он неоднократно был куратором студенческих групп, отвечал за организацию студенческих строительных отрядов и курировал их работу; вёл активную воспитательную работу со студентами, проживающими в общежитиях; систематически занимался формированием и обучением студенческого актива, развитием студенческого самоуправления в вузе; много внимания уделял художественно-эстетическому воспитанию студентов, участвовал в организации и проведении студенческих вечеров, конкурсов, смотров и т.д. В течение 10 лет В.А. Фадеев являлся начальником областного инструктивного сбора пионерских вожатых, который осуществлял подготовку студентов РГПИ и учащихся Рязанского и Спасского педагогических училищ к работе в летних пионерских лагерях, за что был награждён почётной грамотой Областного совета профессиональных союзов.

Много времени и усилий Вячеслав Алексеевич уделял организации профориентационной работы и формированию контингента студентов. В течение 11 лет он являлся членом приёмной комиссии РГПИ, из них 4 года— ответственным секретарем приёмной комиссии, при этом регулярно выступал с лекциями и проводил беседы по вопросам выбора педагогической профессии с учителями, родителями и учащимися школ, руководителями предприятий и организаций города Рязани и Рязанской области.

Направления научной деятельности В.А. Фадеева охватывают широкий круг проблем высшего и среднеспециального профессионального образования: корреляция научно-исследовательской работы вуза с потребностями региона, вопросы профессионального образования в Рязанской губернии, факторы эффективности формирования конкурентоспособности специалиста в условиях модернизации высшего образования,

реструктуризация систем начального и среднего профессионального образования, интерактивные методы обучения в процессе подготовки педагогических кадров, роль самосовершенствования в профессиональном становлении личности будущего специалиста. По результатам научных исследований им опубликовано более 100 научных и научно-методических работ, которые хорошо известны педагогической и научной общественности и широко используются в учебно-воспитательном процессе и в научных исследованиях. Среди них монографии и учебные пособия: «Вопросы методики воспитательной работы в средних специальных учебных заведениях», «Как проводить педагогический эксперимент (с рекомендательным грифом Министерства образования РФ)», «О формировании организаторских навыков в техническом колледже», «Некоторые пути формирования интереса к избранной профессии (с рекомендательным грифом Министерства образования РФ)», «Теория и практика обучения специальным дисциплинам в индустриальных колледжах и техникумах (с рекомендательным грифом Госкомитета РФ по высшей школе)», «Педагогические теории, системы, технологии» (2 издания).

Многогранной была и научно-методическая работа Вячеслава Алексеевича. В качестве председателя президиума областного отделения Педагогического общества РФ он участвовал в работе пленумов Центрального Совета, руководил работой учителей школ города и области по обмену опытом, апробации и внедрению новых педагогических технологий. Под его непосредственным руководством ежегодно проводились научно-методические конференции по результатам совместной работы учителей и профессорско-преподавательского состава вуза. По итогам конференций издавались сборники тезисов докладов, из них 7 — под его редакцией. В 1984 году В.А. Фадеев участвовал в 1-м совещании представителей педагогических вузов-партнеров из 9 стран мира: ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Польши, Финляндии, Кубы и СССР, которое проходило в городе Эрфурте (ГДР). По итогам совещания были заключены прямые договоры о совместной научной работе РГПИ с Эрфурт-Мюльхаузенской высшей педагогической школой по ряду научных направлений.

В течение многих лет В.А. Фадеев работал в составе диссертационных советов по педагогическим наукам, являлся членом экспертных комиссий диссертационных советов, рецензентом и официальным оппонентом диссертационных исследований; участвовал в организации и работе многочисленных научных конференций, семинаров, «круглых столов» разного уровня от международных до внутривузовских; являлся членом редакционных советов 7 научных и научно-методических журналов, издающихся в РГУ имени С.А. Есенина, членом Регионального экспертного совета РГНФ, научно-технического совета РГУ имени С.А. Есенина и учёного совета университета; неоднократно входил в состав аттестационных комиссий Министерства образования и науки РФ по аттестации вузов. В 1995 году по приглашению администрации Университета штата Индиана (США) Вячеслав Алексеевич принимал участие в выполнении совместной научной программы по глобальному образованию и получил высокую оценку полученных результатов со стороны американских партнёров. В период командировки в Индиану пришло извещение из ВАК РФ о присвоении ему ученого звания профессора по кафедре педагогики.

В мае 1986 года в связи с предстоящим уходом В.И. Клейменова с должности ректора секретарю парткома В.А. Фадееву, по настоятельной рекомендации Владимира Ивановича Клейменова было предложено занять должность ректора РГПИ. Однако Вячеслав Алексеевич отклонил это предложение, и в октябре 1986 года ректором РГПИ имени С.А. Есенина становится А.П. Лиферов, кандидат географических наук, доцент, секретарь партийной организации Смоленского государственного педагогического института.

К моменту вступления А.П. Лиферова в должность ректора должность проректора по научной работе оказалась вакантной в связи с кончиной профессора В.П. Орехова. По рекомендации вновь назначенного ректора приказом Министерства просвещения РСФСР от 30 декабря 1986 года проректором РГПИ по научной работе был назначен В.А. Фадеев. В течение трёх последующих месяцев ему совмещать сочетать работу секретаря парткома института и проректора, пока не была подобрана кандидатура нового секретаря парткома.

В.А. Фадеев не любит много говорить о своём личном вкладе в развитие науки в университете, но за период его работы в должности проректора по научной работе вуз из педагогического института второй категории стал классическим университетом инновационного типа, который государственные аттестационные комиссии оценивали как «крупный научно-исследовательский центр, который ведёт эффективную подготовку научно-педагогических кадров, организацию научных разработок и внедрение их результатов, активно сотрудничает с ведущими научными центрами России и зарубежными вузами. По основным направлениям научной работы и

подготовке научно-педагогических кадров, наличию научных школ отмечается устойчивая тенденция к усилению фундаментальных исследований по отраслям наук, соответствующих направлениям подготовки кадров в университете» 1.

В связи с происходившей сменой поколений в РГПИ к 1986 году осталось всего 6 докторов наук, поэтому В.А. Фадеев начал свою работу в должности проректора с разработки перспективного плана работы научной части по обеспечению подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации с указанием конкретных сроков ее выполнения и совместно с научно-методическим советом института (в дальнейшем— научно-технический совет университета) контролировал реализацию намеченного плана, одновременно создавая преподавателям условия для научно-исследовательской работы.

В период с 1986 по 2007 год при самом активном участии В.А. Фадеева в вузе были открыты 3 диссертационных совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по 4 специальностям: 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (физика), 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (русский язык в начальной, средней, средней специальной и высшей школе), 01.04.04

— физическая электроника. Почти в 6 раз увеличилось количество специальностей аспирантуры

— с 4 в 1987 году до 30 в 2005 году, была открыта докторантура по 5 направлениям 2. Ежегодно в среднем проходило от 30 до 50 защит кандидатских и докторских диссертаций. Количество защищенных в срок диссертаций превышало 40 процентов при средних показателях по стране 25 процентов. Количество преподавателей высшей квалификации — кандидатов и докторов наук — доходило до 78 процентов 3 (в 1985 году 54 процента 4). Вуз начал издавать 7 научных и научно-методических журналов: «Вестник Рязанского государственного педагогического университета имени С.А. Есенина», «Психолого-педагогический поиск», «Иностранные языки в высшей школе», «Рязанский историк», «Современное есениноведение», «Аспирантский вестник Рязанского государственного педагогического университета имени С.А. Есенина», «Дифференциальные уравнения». Ежегодно публиковались десятки монографий, учебников, учебных пособий, около 2 тысяч научных статей, в том числе и за рубежом, получали более десятка патентов на изобретения. В вузе сложилось свыше 30 научных школ, занимавшихся исследованиями, в том числе и в приоритетных отраслях науки, ряд из которых хорошо известны не только в России, но и за рубежом 5. В университете были открыты научно-исследовательские институты: Институт педагогики и психологии, Физический институт, Институт социологии, создавались новые научные центры и научно-исследовательские лаборатории. Проводилась работа по повышению научной квалификации профессорско-преподавательского состава: организовывались научные семинары, научные стажировки, была введена практика перевода преподавателей на должность старшего научного сотрудника для завершения работы над докторскими диссертациями и т.д. Ещё в 1991 году были созданы первые малые предприятия: научно-производствен-ное объединение «Трек», которое занималось изготовлением и внедрением в учебный процесс приборов для учебного практикума, программно-методического обучения, устройств для ЭВМ, выполнением НИР и НИОКР по разработке и изготовлению изделий электронной техники; малое предприятие «Педагог», основным направлением работы которого было расширение образовательных услуг населению города и области, создание централизованной системы психолого-педагогической диагностики и профориентации. Впервые научная продукция нашего вуза экспонировалась на международных ярмарках-выставках в Брно (Чехословакия) и в Триполи (Ливия).

Самым сложным в работе проректора по научной работе на рубеже ХХ и XXI веков, по мнению В.А. Фадеева, стал переход на коммерциализацию научных исследований. Вячеславу Алексеевичу приходилось проводить большую разъяснительную работу с заведующими и коллективами кафедр, объяснять, что в новых условиях главным аккредитационным показателем является количество денег, заработанное научными исследованиями ученых вуза. Для облегчения процесса такого перехода научной частью была разработана целая система мер, которая включала

1 Аналитическая справка о состоянии научно-исследовательской работы в Рязанском государственном педагогическом университете имени С.А. Есенина по результатам аттестации 2002 года // Минобр РФ. М., 2002. Л. 1.

2 Наука в Рязанском государственном педагогическом университете имени С.А. Есенина: информационные материалы. Рязань, 2005. С. 27.

3 Там же. С. 11.

4 Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина: история становления и развития (к 100-летию образования вуза). Рязань: Русское слово, 2015. С. 77.

5 Лиферов А.П. Рязанский государственный университет: традиции, современность, устремленность в будущее // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. 2005. № 2/12. С. 7.

составление перечня научных исследований и услуг, которые были предложены региональным предприятиям и организациям, а до научных коллективов кафедр, в свою очередь, были доведены их потребности в научных исследованиях и разработках; проведение обучающих семинаров по повышению эффективности хоздоговорных НИР и грантовой политики. Была проведена работа по повышению качества и результативности представляемых вузом проектов на различные конкурсы федерального и регионального уровня. На базе вуза был создан региональный экспертный совет РГНФ Рязанской области. Большое внимание уделялось и повышению мотивации НИР, для чего по инициативе В.А. Фадеева, по согласованию с ректором, стали организовываться ежегодные конкурсы на лучшую научную работу преподавателей и сотрудников. Победителям присваивались звания лауреатов премии имени заслуженных деятелей науки И.П. Макарова, В.И. Селиванова, Г.Н. Приступы с вручением диплома и денежной премии, а также соревнования на лучшую кафедру по итогам НИР за год. Коллективы кафедр, занявшие первые три места, также награждались денежными премиями.

Не оставалась в стороне от внимания проректора В.А. Фадеева и студенческая наука. Еще в конце 1980-х, а затем в тяжелые 90-е годы, когда в вузе иногда не хватало средств на выплату зарплат и стипендий, он инициировал и ежегодно проводил научные конкурсы на лучшую студенческую научную работу. Победители награждались денежными премиями, причем на проведение этих конкурсов из бюджета вуза не выделялось ни копейки. Научная часть университета поддерживала тесную связь со спонсорами, в частности, с «Универсальной строительной компанией», президент которой Е.Е. Пискун ежегодно, с 1987 по 2006 год, выделял денежные средства на премирование студентов, добившихся высоких результатов в научно-исследовательской работе, 37 из которых в дальнейшем поступили в аспирантуру и успешно защитили кандидатские диссертации.

Как показала практика, вышеприведенная система дала свои положительные результаты. Каждые 5 лет аккредитационные критерии по науке значительно увеличивались, но, несмотря на это, аттестации вуза 1987, 1992, 1997, 2002 годов неизменно подтверждали, что вуз не только успешно выполнял их, но и, как правило, превышал эти показатели, что стало немаловажным фактором в присвоении вузу 7 декабря 2005 года высокого статуса классического университета.

Сам В.А. Фадеев считает, что все эти достижения стали возможны благодаря интеграции общих усилий ректората, научной части и целого ряда научных коллективов институтов, факультетов, кафедр. И это он постоянно подчеркивал в своих выступлениях и отчётах. Но, по мнению многих коллег, в этом есть и немалая личная заслуга В.А. Фадеева как организатора и идейного вдохновителя. Автору статьи неоднократно доводилось слышать от коллег фразу: «Если бы не Фадеев, то я никогда бы... не стал писать диссертацию, участвовать в конкурсе грантов, публиковать монографию». И действительно, он умеет убедить, объяснить, поддержать, а в случае необходимости и строго спросить за невыполненную работу. В домашней библиотеке профессора Фадеева целая полка занята монографиями ученых нашего вуза с благодарственными надписями: «За помощь в работе», «За поддержку», «За то, что вселил уверенность в своих силах».

Помимо организаторской, научной и преподавательской деятельности в вузе, В.А. Фадеев вёл большую общественную и просветительскую работу: неоднократно избирался в различные выборные органы города Рязани; являлся председателем комиссии по воспитательной работе со студентами Совета ректоров вузов города Рязани, председателем комиссии по народному образованию Советского района г. Рязани, членом городской комиссии по организации воспитательной работы по месту жительства города Рязани, членом штаба добровольной народной дружины Советского района города, членом президиума правления областного общества «Знание» и т.д. Он систематически выступал с лекциями перед научно -педагогической общественностью города и области (в среднем около 45 лекций в год), входил в состав редколлегии журнала «Рязанский следопыт» и др.

В марте 2007 года А.П. Лиферов сложил с себя полномочия ректора университета. По положению, при увольнении ректора все его заместители автоматически освобождаются от своих должностей. При формировании новой команды В.А. Фадеев по возрастному цензу уже не мог претендовать на должность проректора, и ему было предложено возглавить управление научных исследований. В течение 6 последующих лет Вячеслав Алексеевич продолжал активно работать в качестве начальника управления. С июля 2013 года по декабрь 2015 года он работал в должности профессора кафедры педагогики и менеджмента в образовании.

За значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов, развитие научно-исследовательской работы и организацию подготовки научно-педагогических

кадров Вячеслав Алексеевич Фадеев награждён знаками «Отличник народного просвещения РСФСР», «Отличник просвещения СССР», «За вклад в развитие университета»; юбилейной медалью «70 лет Рязанской области»; дипломами и почётными грамотами Федерального агентства по образованию, губернатора Рязанской области, Управления по делам образования, науки и молодёжной политики Рязанской области, Министерства образования Рязанской области, Министерства промышленности, инновационных и информационных технологий Рязанской области, администрации города Рязани, президиума Рязанского областного комитета профсоюза работников народного образования и науки; ему присвоены почётные звания «Почётный работник высшего профессионального образования», «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации», «Почётный профессор РГУ имени С.А. Есенина».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аналитическая справка о состоянии научно-исследовательской работы в Рязанском государственном педагогическом университете имени С.А. Есенина по результатам аттестации 2002 года [Текст] / Министерство образования и науки РФ. — М., 2002. — Л. 1.

2. Лиферов, А.П. Рязанский государственный университет: традиции, современность, устремленность в будущее [Текст] / А. П. Лиферов // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. — 2005.— № 2/12.— С. 3-9.

3. Наука в Рязанском государственном педагогическом университете имени С.А. Есенина [Текст] : информационные материалы / сост. В.А. Фадеев ; Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина. — Рязань, 2005.— 32 с.

4. Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина: история становления и развития (к 100-летию образования вуза) [Текст] / под общ. ред. А.А. Зимина.— Рязань : Русское слово, 2015.— 480 с.

REFERENCES

1. Analiticheskaya spravka o sostoyanii nauchno-issledovatel'skoy raboty v Ryazanskom gosudarstvennom pedagogicheskom universitete imeni S.A. Yessenina po resul'tatam attestatsii 2002 goda [Analytical report on the status of research work in Ryazan State Pedagogical University named after S.A. Yessenin based on the results of the certification in 2002] [Text] / Ministry of Education of the Russian Federation. — Moscow, 2002. — P. 1.

2. Liferov, A.P. Ryazanskiy gosudarstvenniy universitet: traditsii, sovremennost', ustremlyonnost' v budushcheye [Ryazan State University: traditions, contemporaneity, focus on the future] [Text] // Bulletin of Ryazan State University named after S.A. Yessenin. — 2005. — N 2(12). — P. 3-9.

3. Nauka v Ryazanskom gosudarstvennom pedagogicheskom universitete imeni S.A. Yes-senina [Science and research at Ryazan State Pedagogical University named after S.A. Yessenin] [Text] / originator V.A. Fadeyev ; Ryazan State Pedagogical University named after S.A. Yessenin. — Ryazan, 2005. — 32 p.

4. Ryazanskiy gosudarstvenniy universitet imeni S.A. Yessenina: istoriya stanovleniya i razvitiya (k 100-letiyu obrazovaniya vuza) [Ryazan State University named after S.A. Yessenin: the history of formation and development (on the occasion of the centenary of the university foundation)] [Text] / under the general editorship of A.A. Zimin. — Ryazan: Russian Word Publ., 2015. — 480 p.

O.I. Puzyreva

EDUCATOR, SCIENTIST, ORGANIZER OF RESEARCH WORK (on the occasion of the 75th anniversary of V.A. Fadeyev)

The paper descrides educftional and organizational activities of the Honoraru Proressor of RSU named after S.A. Yessenin, Honoraru Figure of Higher Education, proressor of education V.A. Fadeyev who dedicated 52 years of his life to the Russian education sustem and 41 years of them to Ryazan State University named after S.A. Yessenin. In the intervening years he worked as a teacher at a rural and an urban secondaru school,a vocational school and a professional college. Having returned to his Alma Mater, he worked his way up from a post-graduate student to a proressor, a vice-rector for research who made a significant personal contribution to the development of university teachers and students' research work and training of highly qualified academic fnd research staff. Apart from the main professional activities, was engaged in social and educational activities in the regional community: he was head of the regional branch of the Russian pedagogical society, he was repeatedly elected to the various elected bodies of the city of Ryazan, he lectured for employees of enterprises, organizations and the teaching community of Ryazan Region.

V.A. Fadeyev, higner education, academic research work, teaching activities, training of academic and research staff, dual education system, training and education work at a university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.