Наибольшими показателями эффективности обладают самбисты средней группы: Эо=140%, Эз=96%, Эн=44%. В легкой группе пять показателей статистически значимы и зависят от спортивного результата. Активность и коэффициент активности в легкой группе имеет обратную зависимость от спортивного результата.
ВЫВОДЫ
1. Чемпион мира по самбо средней весовой группы обладает большей эффективностью нападения и защиты, при этом показатели активность и коэффициент активности влияют на спортивный результат в группе легких весовых категорий.
2. Тренерам, осуществляющим технико-тактическую подготовку спортсменов высокой квалификации, следует в первую очередь учитывать показатели эффективности защиты (пропускать не больше 9% атак соперника) и эффективности нападения (должна составлять не менее 39%).
ЛИТЕРАТУРА
1. Основы математической статистики : учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / под ред. В.С. Иванова. - Москва : Физкультура и спорт, 1990. - 176 с.
2. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / С.Е. Табаков, С.В. Елисеев, А.В. Конаков. - Москва : Советский спорт, 2005. - 236 с.
3. Чумаков, Е.М. Моделирование спортивной деятельности борца : метод. разработка / Е.М. Чумаков, И.В. Шашурин ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - Москва : [б. и.], 1986. - 26 с.
REFERENCES
1. Ed. Ivanov, V.S. (1990), The basics of mathematical statistics: textbook. allowance for institutes physical culture, Physical education and sport, Moscow.
2. Tabakov S.E, Eliseev S.V, Konakov A.V. (2008), An exemplary program of sports training for children and youth sports schools, specialized children and youth schools of the Olympic reserve, Soviet sports, Moscow.
3. Chumakov, E.M., and Shashurin I.V. (1986), Modeling the sports activity of a wrestler: method. development for students, State. Central Institute of Physical Culture, Moscow.
Контактная информация: alexzhav@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 27.02.2020
УДК 796.077.5
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ИНДИВИДУАЛЬНО-ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА
Екатерина Евгеньевна Жигун, кандидат педагогических наук, доцент, Орловский банковский колледж Среднерусского института управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Аннотация
Цель работы - изучить основные мотивы выбора профессии, типы личности, коммуникативные и организаторские способности студентов кафедры теории и методики индивидуально-игровых и интеллектуальных видов спорта Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма. Выбор абитуриентами данного вуза часто объясняется наличием высокой спортивной квалификации. Однако спортивные звание и разряды не определяют умение работать с людьми, способности доходчиво объяснять упражнения, заинтересовывать своим видом спорта определённые группы людей. Результаты исследования будут способствовать корректировке образовательных программ по избранному виду спорта для того, чтобы сформировать недостающие компетенции у студентов 2-4 курсов во время обучения в университете и подготовить
квалифицированных специалистов к работе в области физической культуры и спорта.
Ключевые слова: студенты, мотивы выбора профессии, типы личности, коммуникативные и организаторские способности.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p110-114
PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS SPECIALIZING IN
INDIVIDUAL-GAME SPORTS
Ekaterina Evgenyevna Zhigun, the candidate of pedagogical, senior lecturer, Orel Banking College Central Russian Institute of management, branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Abstract
The purpose of the article is to study the main motives for choosing the profession, personality types, communicative and organizational abilities of students of the Department of Theory and Methods of Individual-Game and Intellectual Sports of the Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism. The choice of applicants for this university is often due to the presence of high sports qualifications. However, sports titles and categories do not determine the ability to work with people, the ability to clearly explain the exercises, and interest of the certain groups of people in their sport. The results of the study will contribute to the adjustment of the educational programs for the selected sport in order to form the missing competencies among the students of 2-4 courses during their studies at the university and prepare qualified specialists for work in the field of physical culture and sports.
Keywords: students, motives for choosing a profession, personality types, communicative and organizational abilities.
ВВЕДЕНИЕ
Выбор будущей профессии, осуществляется абитуриентами, опираясь на различные обстоятельства: баллы ЕГЭ, мнение родителей, условия поступления в университет [2]. Не всегда условия обучения и первые возможности практической реализации в профессии соответствует ожиданиям молодых людей [1].
Педагогическая деятельность требует от человека проявления различных форм поведения. Модельные характеристики педагогической одаренности включают в себя качества и свойства личности, поддающиеся тренировке и консервативные. Недостающие способности он может компенсировать другими, если это возможно. Важным условием успешной реализации в профессии является постоянное желание самосовершенствоваться. Не существует идеального педагога (тренера), однако невозможность достичь каких-либо результатов на определённом этапе не ставит точку на карьерном росте и не отвергает возможности это сделать в дальнейшем. Важно, обучаясь в университете, приобрести значительный багаж профессиональных компетенций, чтобы при работе по специальности чувствовать себя комфортно в социальной среде. Для диагностики профессионально важных качеств и мотивов выбора профессии мы провели исследование студентов кафедры теории и методики индивидуально-игровых и интеллектуальных видов спорта (ТиМ ИИИВС), в начале учебного года на 2-м курсе университета физической культуры.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось с 2014 по 2017 год на первом занятии по специализации. В нем участвовали студенты 2 курса кафедры ТиМ ИИИВС. Контингент испытуемых состоял из 20 студентов, из которых: 13 специализировались в настольном теннисе, 3 - в бильярде, 4 - в бадминтоне. Для диагностики социальной направленности личности (социального характерологического типа) был применен тест Д. Голланда, для определения основных мотивов выбора профессии использовалась методика Е.М. Павлютенкова, оценка уровня коммуникативных и организаторских способностей проводилась с помощью методики КОС, разработанной В.В. Синявским и В. А. Федорошиным.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Работа педагога (тренера) предполагает наличие профессиональных компетенций, которые соответствуют знаниям общественно-политической жизни, медико-биологических дисциплин, психолого-педагогических и специальных навыков.
Будущая профессиональная деятельность студентов РГУФКСМиТ связана с владением двигательными и собственно педагогическими умениями. Уже на момент поступления в университет абитуриенты на высоком уровне владеют техникой избранного вида спорта, но умение общаться, убеждать людей, лидерские качества и другие, важные социально-педагогические навыки приобретаются в процессе обучения и трудовой деятельности.
Д. Голланд разработал методику по определению профессиональной направленности личности. Он выделил шесть наиболее характерных типов личности, для которых свойственны определённые черты характера, способности, профессиональные приоритеты. По мнению автора методики, в том случае, если человек выбирает профессию, соответствующую типу его личности, то достигает в ней высоких результатов и получает удовлетворение. Согласно результатам тестирования у студентов, специализирующихся в индивидуально-игровых видах спорта, преобладают социальный, предприимчивый и артистический типы личности (рисунок 1.).
20% 19,°% 18,5% 18,0%
15%
10% 5% 0%
Социальный Предприимчивый Артистический Реалистический Интеллектуальный Конвенциальный
□ Тип личности
Рисунок 1 - Определение типа личности по методике Д. Голланда у студентов кафедры ТиМ ИИИВС
РГУФКСМиТ
Социальный тип личности определяет приоритеты в общении, наличие разнообразных контактов с окружающими, желание учить, воспитывать, избегание интеллектуальных проблем. Для людей подобного типа профессии педагога и тренера являются наиболее приемлемыми.
Предприимчивый тип характерен для энергичных, импульсивных людей, склонных к риску, оптимистичных и уверенных в себе. Артистический тип предполагает наличие воображения и интуиции, независимость, гибкость и оригинальность мышления, развитые двигательные способности. Все перечисленные способности и личностные качества, несомненно, должны присутствовать у тренера для организации интересных занятий, поездок воспитанников на соревнования, завоевания авторитета у спортсменов.
Для определения наиболее важных мотивов выбора профессии у студентов 2 курса кафедры ТиМ ИИИВС РГУФКСМиТ была использована методика Е.М. Павлютенкова (рисунок 2). Согласно полученным данным, выбор профессии педагога (тренера) в своем большинстве студенты связывают с желанием получить специальные знания в области, педагогики, психологии, медико-биологических дисциплин, изучить методики преподавания в избранном виде спорта. При поступлении в спортивный университет молодые люди в первую очередь руководствуются познавательными мотивами. В результате исследования установлено, что утилитарные мотивы находятся на втором месте по значимости в рейтинге выбора профессии студентами кафедры ТиМ ИИИВС. Стремление получить профессию педагога (тренера) вызвано желанием студентов руководить людьми, работать в
19,0%
18,0%
15,8%
15,0%
13,7%
городе в комфортном спортивном зале (бильярдном клубе). В последнюю очередь при выборе профессии студенты руководствовались престижными и материальными мотивами.
10%
8% 6% 4% 2%
0%
8,85% 8,75%
8,05%
7,45%
7,25%
7,00%
6,70%
5,55% 5,30%
П.
У.
Соц.
С.Т. М. Т.
□ Мотивы выбора профессии
Э.
Пр.
Мат.
Примечание: П. - познавательные, У. - утилитарные, Соц. - социальные, С.Т. - связанные с содержанием труда, М. - моральные, Т. - творческие, Э. - эстетические, Пр. - престижные, Мат. - материальные.
Рисунок 2 - Определение мотивов выбора профессии по методики Е.М. Павлютенкова у студентов кафедры
ТиМ ИИИВС РГУФКСМиТ
В ходе исследования мы определили типы личности и ведущие мотивы выбора профессии студентами кафедры ТиМ ИИИВС РГУФКСМиТ, установлено, что выбор будущей профессии студенты осуществляли осознанно. Большинство молодых людей объективно представляют свою будущую деятельность, не смотря на отсутствие на 1 курсе большинства профессионально значимых предметов, таких как психология, педагогика, ТФК и др. Выявлено, что студенты имеют предрасположенность к будущей профессии.
Для исследования коммуникативных и организаторских способностей студентов, специализирующихся в индивидуально-игровых видах спорта, применялась методика (КОС). Согласно полученным данным Коэффициент коммуникативных способностей студентов кафедры ТиМ ИИИВС РГУФКСМиТ соответствуют показателю XX=0,62 Кк, а организаторских - XX=0,58 Ко.
Разработанная авторами методики 5-бальная шкальная оценка определяет степень развитости коммуникативных способностей студентов индивидуально-игровых видов спорта на 3 балла, а организаторских на 2 балла.
ВЫВОДЫ
Таким образом, обнаружено, что у студентов кафедры ТиМ ИИИВС РГУФКСМиТ по завершении 1 курса обучения в университете сформирован социальный тип личности с направленностью на работу с людьми. Познавательный мотив является ведущим в структуре мотивов выбора профессии. Следовательно, студенты 2 курса университета физической культуры имеют необходимые задатки, особенности личности, черты характера, которые предопределяют выбор профессии педагога (тренера). Расстановка приоритетов в мотивах выбора профессии студентами доказывает, что они имеют правильное представление о содержании труда педагога (тренера). Однако вследствие отсутствия практического опыта работы с людьми у них недостаточно развиты коммуникативные (3 балла) и организаторские (2 балла) способности. Поэтому, для формирования у студентов данных способностей необходимо доверять студентам самостоятельную организацию мероприятий в учебной группе, мотивировать их на проявление инициативы, устранять неуверенность в себе, развивать креативное мышление. Таким образом, у выпускника университета должна сформироваться не только практическая, но и психологическая готовность к профессии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Профессиональное самоопределение, ошибки и их последствия / Н.Г. Иванова, Д. А. Васильева, А. А. Быковский, А. А. Татлок // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019.
- № 5 (171). - С. 137-139.
2. Танеева, Р.Р. Проблема выбора профессии студентами / Р.Р. Танеева, Г.К. Бисерова // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-2. - URL : http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13343 (дата обращения: 01.02.2020).
REFERENCES
1. Ivanova, N.G., Vasilyeva, D.A., Bykovsky, A.A. and Tatlok, A.A. (2019), "Professional self-determination, errors and their effects", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 171, No. 5, pp. 137-139.
2. Ganeeva, R.R. and Biserova, G.K. (2015), "The problem of choosing a profession by students", International Student Scientific Herald, No. 5-2, available at: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13343.
Контактная информация: os_sm@mail.ru
Статья поступила в редакцию 30.01.2020
УДК 378.147
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА АНАЛИЗА КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИНЯТИЯ ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Павел Александрович Жовтянский, Филиал Военной академии материально-технического обеспечения, г. Вольск, Саратовской области; Александр Сергеевич Кайсин, Омский автобронетанковый инженерный институт; Олег Валерьевич Мащенко, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков; Сергей Владимирович Полосин, Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище
Аннотация
В статье представлены результаты исследования о возможностях применения метода анализа конкретных ситуаций для формирования компетенции принятия оптимального управленческого решения у курсантов вузов Министерства обороны Российской Федерации, готовящих специалистов для различных видов и родов Вооруженных Сил Российской Федерации. В результате исследования установлено, что метод анализа конкретных ситуаций для вузов военного образования представляет собой эвристический метод обучения, основанный на определении возможных вариантов решения ситуации и выборе из них наиболее оптимального, который направлен на формирование такой ключевой компетенции курсанта, как способность принимать оптимальное управленческое решение. Причем, при использовании данного метода у курсантов вузов Министерства обороны Российской Федерации необходимо учитывать некоторые особенности, связанные со спецификой обучения в военном вузе.
Ключевые слова: оптимальные управленческие решения, курсанты, формирование компетенций, метод анализа конкретных ситуаций.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p114-119
APPLICATION OF THE METHOD OF ANALYSIS OF SPECIFIC SITUATIONS FOR FORMING THE COMPETENCE OF ADOPTING OPTIMAL ADMINISTRATIVE DECISION FOR CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION
Pavel Alexandrovich Zhovtyansky, Branch of the Military Academy of Logistics, Volsk, Saratov Region; Alexander Sergeevich Kaysin, Omsk Automobile Armored Engineering Institute; Oleg Valeryevich Maschenko, Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots; Sergey