Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова О.В., Петрова Д.С.

В статье студенчество рассмотрено как определенный вид социальной общности; дана трактовка понятия «профессиональное самоопределение»; описаны его особенности; представлен анализ факторов, оказывающих влияние на профессиональное самоопределение современной студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власова О.В., Петрова Д.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF THE STUDENTS OF THE NORTHERN REGION

In the article the students as a certain type of social community are considered; the interpretation of the concept of "professional self-determination" is given; its features are described; the analysis of the factors influencing the professional self-determination of modern student youth is presented.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА»

DOI 10.26105/SSPU.2020.68.5.007 УДК 378.14 -057.8(571.122) ББК К74.489.0(2Рос-6Хан-2Сургут)

О.В. ВЛАСОВА, Д.С. ПЕТРОВА

O.V. VLASOVA, D.S. PETROVA

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF THESTUDENTS OF THE NORTHERN REGION

В статье студенчество рассмотрено как определенный вид социальной общности; дана трактовка понятия «профессиональное самоопределение»; описаны его особенности; представлен анализ факторов, оказывающих влияние на профессиональное самоопределение современной студенческой молодежи.

In the article the students as a certain type of social community are considered; the interpretation of the concept of "professional self-determination" is given; its features are described; the analysis of the factors influencing the professional self-determination of modern student youth is presented.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, студенческая молодежь, социальная общность, высшее образование.

Key words: professional self-determination, student youth, social community, higher education.

Введение. В настоящее время формирование новых рыночных механизмов регулирования профессионального самоопределения молодежи осложнено кризисным явлениям переходного периода. В результате чего наблюдается депрофессионализация некоторых групп и слоев общества, представители которых имеют специальности, невостребованные на рынке труда. Вместе с тем, возникают новые, нехарактерные ранее для российского общества, профессии, что ведет к смене иерархии престижа профессий в общественном сознании. Вышеуказанные процессы оказывают влияние на профессиональное становление молодежи, что приводит к обесцениванию знаний и соответствующих специальностей, по которым осуществляется подготовка в вузах. Все это отражается в сознании студенческой молодежи - меняются ее ценностные ориентации, потребности, жизненные планы.

В связи со сложившейся ситуацией особое значение приобретает деятельность высших учебных заведений в вопросе профессионального самоопределения и становления молодежи. Именно этот социальный институт призван сыграть роль посредника между абитуриентом и будущим работодателем, а также выступить в качестве регулятора социально-профессиональной структуры российского общества, создавая условия для профессионального самоопределения молодежи.

Целью статьи является выявить и охарактеризовать особенности профессионального самоопределения студенчества в ХМАО-Югре.

Материалы исследования. В современных условиях трансформации российского общества происходит слом старой социально-профессиональной структуры. Сегодня за счет развития технологий изменяются многие сферы жизни, в том числе - и рынок труда. Изменения, происходящие в обществе, безусловно, отражаются в сознании подрастающего поколения и влекут за собой трансформацию ее потребностей, ценностных ориентации, жизненных планов, в том числе в выборе профессиональной деятельности.

Стоит отметить, что проблема профессионального самоопределения молодежи является актуальной для всех государств, которые стремятся к развитию человеческого капитала и решению вопроса кадровой подготовки общества в связи с устареванием и появлением «инновационных» профессий.

Студенческая молодежь, являясь культурным, политическим, экономическим и социальным ресурсом российского общества, представляется наиболее значимым объектом исследования. Как отмечает Я.В. Дидковская, с поступлением в вуз вопросы профессионального выбора, поиска своего профессионального пути не только не перестают интересовать молодежь, а напротив, студенты переосмысливают свой выбор, оценивают его с учетом новых знаний, полученного опыта учебы в вузе по выбранной профессии, взаимодействия с преподавателями, студентами старших курсов, одногруппниками [2, с. 57-61].

Эмпирическая база исследования. С целью более детального изучения факторов, влияющих на профессиональное самоопределение студенческой молодежи, нами было проведено социологическое исследование среди обучающихся высших учебных заведений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (метод сбора информации: анкетирование). В исследовании была использована стратифицированная выборка с пропорциональным размещением. Для расчета объема выборочной совокупности в целом и выборки по стратам была использована статистическая информация о численности обучающихся образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Далее была реализована двухступенчатая выборка. На первой ступени случайным образом были отобраны вузы из общего списка учебных организаций в выбранных населенных пунктах. На второй ступени отбирались курсы (II и выпускной), был осуществлен гнездовой отбор. Зависимость объема выборки от объема генеральной совокупности и ошибки выборки (+-5%). Результаты анкетирования обработаны в программе SPSS Statistics.

Результаты исследования. В ходе исследования мы выявили два пика профессионального самоопределения молодежи, происходящих в период:

1) окончания школы и поступления в высшее учебное заведение;

2) окончания высшего учебного заведения и выбора места трудоустройства.

Этим наблюдением и обоснован выбор респондентов, обучающихся первого и

выпускного курсов высших учебных заведений. Исходя из этого, анализ результатов анкетирования производился на соотношении ответов, полученных от первокурсников (49%) и студентов выпускного курса (51%).

По мнению опрошенных студентов первого (58,3%) и выпускного (64%) курсов, профориентационной работы в школе было недостаточно для того, чтобы при поступлении в высшее учебное заведение осознано выбрать направление подготовки будущей профессии. Подобное мнение респондентов, может говорить об актуальности и необходимости усиления профориентационной деятельности в момент выбора как будущего места учебы, так и профессионального направления.

Благодаря ответам респондентов на вопрос «Каким образом Вы узнали о выбираемой профессии?» удалось выяснить, что наиболее часто такими «каналами» выступали: Интернет (39,5%), родители или другие родственники (38,8%), учителя (27,9%) (табл. 1).

Таблица 1

Ранжирование влияния социальных агентов на выбор профессии респондентами (в % к числу опрошенных)

Социальные агенты Частота выбора (всего) Студенты первого курса Студенты выпускного курса

1 2 3 4

Из Интернета 39,5 19 20,5

От родителей или других родственников 38,8 20,7 18,1

От учителей 27,9 16,3 11,6

От друзей и знакомых 19 8,5 10,5

Из средств массовой информации 18,7 9,2 9,5

Окончание табл. 1

1 2 3 4

От специалистов (определенной профессиональной области) 16 7,1 8,9

Благодаря практической деятельности, работе 10,9 5,8 5,1

ИТОГО 170,8 86,6 84,2

Перечисленные социальные агенты оказали равное влияние как на первую, так и на вторую группу респондентов. При ответе на вопрос можно было указать свой вариант, таким образом, 3,1% респондентов сообщили, что узнали о профессии, только во время подачи документов в высшее учебное заведение.

Распределение факторов, оказавших влияние на выбор профессии респондентов, представлено в таблице 2. Среди наиболее популярных респонденты выделили: интересы (61,9%), способности (52,4%), совет родителей или других родственников (26,5%). Первые два из перечисленных относятся к интернальным факторам, что говорит об осознанном (рефлексивном) выборе профессии с учетом личных способностей и интересов.

Таблица 2

Ранжирование факторов, повлиявших на выбор профессии студенческой молодежи ХМАО-Югры

Факторы, влияющие на выбор профессии Частота выбора Студенты первого курса Студенты выпускного курса

Интересы 61,9 31,6 30,2

Способности 52,4 27,9 24,5

Совет родителей или других родственников 26,5 12,9 13,6

Престиж профессии 13,6 8,8 4,8

Совет специалистов (в определенной профессиональной области) 9,9 4,1 5,8

Анкетирование, тестирование 9,9 5,5 4,4

Совет учителей 9,5 5,1 4,4

Уровень заработной платы в этой профессиональной области 9,5 5,8 3,7

Состояние здоровья 7,5 3,4 4,1

Средства массовой информации 6,8 2,4 4,4

Совет друзей, знакомых 6,5 2,4 4,1

Консультация профориентатора, психолога 1 0,3 0,7

ИТОГО 215 110,2 104,7

К факторам, оказавшим незначительное влияние, респонденты отнесли: средства массовой информации (6,8%), совет друзей, знакомых (6,5%), консультация про-фориентатора, психолога (1%). Также среди факторов, повлиявших на поступление, студенты перечислили: обстоятельства (1,4%), небольшое количество баллов ЕГЭ (1%), бюджетное место, доступность (0,7%).

С точки зрения исследования, вызывает интерес невысокий процент влияния на выбор таких факторов, как «уровень заработной платы» (9,5%) и «престиж профессии» (13,6%).

С целью выявления у респондентов знаний о востребованных и престижных профессиях округа, в анкету был включен открытый вопрос: «Специалисты каких профессий в наибольшей степени востребованы в ХМАО-Югре?» (табл. 3).

Таблица 3

Востребованные профессии, по мнению студенческой молодежи

ХМАО-Югры

СТУДЕНТЫ ПЕРВОГО КУРСА

Профессии Частота упоминания

Специалисты в нефтегазовой промышленности 20,7

Врачи 16,6

Учителя / преподаватели 13,8

Экономисты 2,1

Инженеры 2,1

Строители 1,4

Машинисты 1,4

Охранники 1,4

Экологи 1,4

Программисты (IT сфера) 0,7

Дворники 0,7

SMM и TARGET специалисты 0,7

Художники 0,7

Пожарные 0,7

Юристы 0,7

Культурные деятели 0,7

Электромонтеры 0,7

Химики 0,7

Квалифицированные работники тяжёлой промышленности 0,7

Затрудняюсь ответить 55,9

ИТОГО 123,8

СТУДЕНТЫ ВЫПУСКНОГО КУРСА

Профессии Частота упоминания

Специалисты в нефтегазовой промышленности 19,2

Учителя / преподаватели 14,6

Врачи 12,6

Программисты (1Т сфера) 4,6

Инженеры 5,2

Электротехнический персонал 2

Экономисты 1,3

Автомеханики 1,3

Таксисты, водители 1,3

Государственные гражданские служащие 0,7

Воспитатели 0,7

Документоведы 0,7

Геофизики 0,7

Строители 0,7

Косметологи 0,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Менеджеры 0,7

Затрудняюсь ответить 55,6

ИТОГО 122,6

Полученные данные подтверждают низкий уровень осведомленности о профессиях, которые являются востребованными в округе. Так, позицию «затрудняюсь ответить» выбрали 55,9% студентов первого и 55,6% студентов выпускного курсов.

По мнению респондентов, возглавляют рейтинг такие профессии, как «специалисты в нефтегазовой промышленности», «врачи», «учителя/преподаватели». Интересен тот факт, что некоторые респонденты указывали в качестве востребованной ту профессию, по которой обучаются сами, хотя по результатам опроса, частота упоминания этой же профессии другими респондентами равна нулю.

Среди проблем, с которыми пришлось столкнуться респондентам выпускных курсов при выборе профессии или университета, стоит отметить следующие: недостаток информации о потребностях местного и регионального рынка труда в выпускниках вузов (18%), недостаток информации о возможных вариантах продолжения образования (15,3%), невозможность получить качественную консультацию специалиста в области профессиональной ориентации (13,3%). Ответы подтверждают ранее высказанные выводы о низкой осведомленности молодежи в вопросе востребованных профессий, а также о необходимости усиления профориентационной деятельности всеми социальными институтами, влияющими на социально-профессиональную структуру округа.

Студенты первого курса, помимо вышеуказанных проблем, выделили недостаточную успеваемость, неготовность к преодолению экзаменационного барьера (10,2%).

О неудовлетворенности выбранной профессией заявили 12,5% студентов первого курса и 30% студентов выпускного курса. Такая динамика, безусловно, влияет на отсутствие мотивации к обучению и может привести к неудовлетворенности жизненной траекторией, выбранной в самом начале профессионального самоопределения.

В целом респонденты оценивают уровень готовности к профессиональной деятельности как «средний». Студенты старших курсов считают себя более подготовленными (59,3%), чем студенты первого курса (38,9%). Что соответствует положительному сценарию профессионального становления, т.к. к моменту выпуска из высшего учебного заведения у студентов должны быть сформированы не только так называемые soft skills (мягкие компетенции), но и компетенции, необходимые в конкретной профессиональной деятельности. При этом 7,4% респондентов выпускных курсов все же заявили о низком уровне готовности.

По результатам оценки некоторых профессиональных ценностей, в том числе и необходимых soft skills, мы выявили, что наиболее важными для студентов первого курса является: ответственность (95,8%), эффективность в профессиональной деятельности (92,4%), компетентность (93,1%), профессионализм (92,4%), трудолюбие (90,3%). К наименее важным эта же группа респондентов отнесла скромность (19,4%), опыт работы (9,7%).

По мнению респондентов из числа студентов выпускных курсов, к важным профессиональным ценностям относятся ответственность (92,7%), компетентность (88,7%), профессионализм (86%), трудолюбие (85,3%), эффективность в профессиональной деятельности (84%). К неважным ценностям респонденты отнесли активность (28,7%), скромность (22%), опыт работы (18,7%).

О намерении работать по специальности заявили 56,9% респондентов первого курса и 58% студентов выпускного курса (табл. 4). Настораживает большой процент студентов выпускного курса, кто не собирается работать по специальности (19,3%) или затрудняется ответить на вопрос (22,7%). Такая ситуация может говорить о несостоявшимся профессиональном самоопределении респондентов.

Таблица 4

Готовность студенческой молодежи ХМАО-Югры работать по специальности после окончания высшего учебного заведения (в % к числу опрошенных)

Студенты первого курса Студенты выпускного курса

Да, готов 56,9 58

Нет, не готов 11,8 19,3

Затрудняюсь ответить 31,3 22,7

ИТОГО 100 100

Вопрос «Получаете ли Вы сейчас дополнительное образование?» помог нам выяснить, предпринимаются ли респондентами альтернативные варианты профессионального становления. Исходя из полученных результатов, 35% студентов первого и 33,4% студентов выпускного курсов не получают дополнительного образования.

Наиболее популярными направлениями дополнительного образования среди респондентов оказались следующие направления: художественное (10,5%), физкультурно-спортивное (7,8%), лингвистическое (5,1%).

Жизненные планы респондентов после окончания высшего учебного заведения распределились следующим образом: 77,2% собираются работать, 47,6% хотят продолжать обучение, 8,8% планируют служить в армии или уйти в декрет.

У респондентов была возможность внести свой вариант ответа. Из них: 0,6% на данный момент не определились с дальнейшей жизненной перспективой, 0,3% заявили о желании быть самозанятым (фриланс), 0,3% сообщили о готовности «бросить свою профессию и никогда к ней не возвращаться».

Респонденты заявили о желании продолжать обучение после окончания первой ступени высшего образования в университетах (табл. 5). Выбранные респондентами формы обучения распределились следующим образом: 39,8% планируют продолжать обучение в университете, 18,4% - на курсах повышения квалификации в очной или заочной форме, 12,2% - на дистанционных курсах. О неготовности продолжать обучение заявили 29,6% опрошенных.

Таблица 5

Предпочтительные формы дальнейшего обучения студенческой молодежи ХМАО-Югры (в % к числу опрошенных)

Варианты дальнейшего профессионального обучения Частота выбора Студенты первого курса Студенты выпускного курса

В университете 39,8 20,7 19,1

На курсах повышения квалификации (очно / заочно) 18,4 10,2 8,2

Дистанционные курсы 12,2 4,8 7,4

Не собираюсь продолжать обучение 29,6 14,3 15,3

ИТОГО 100 50 50

С целью получения второго высшего образования студенческая молодежь предпочтет обучаться в вузах, расположенных на территории ХМАО-Югры (41,8%), в вузах за пределами округа (37,4%), в зарубежных вузах (6,8%). Полученные данные могут говорить о достаточно высоком уровне предоставляемого в округе об-

разования, которое удовлетворяет респондентов. Еще одной причиной такого выбора может быть предпочтительная близость расположения вуза к «домашней» территории.

Исходя из результатов исследования, отмечаем следующее: по мнению респондентов, качество профориентационной работы в целом характеризуется как «среднее» на всех уровнях: общеобразовательное учреждение, высшее учебное учреждение и др.

Наиболее высокий уровень профориентационной работы респондентами отмечается в высших учебных учреждениях, в которых они обучаются. Среди наиболее частых форм профориентационных мероприятий, организуемых в высших учебных заведениях, респондентами были выбраны встречи с представителями предприятий, учреждений, организации, фирм (43,5%), лекции и беседы о профессиях (34,7%), анкетирование и тестирование в профориентационных целях (34,4%).

Реже всего проводятся либо вовсе не проводятся такие формы профориентаци-онной деятельности как работа с сайтами профориентационной направленности на парах, во внеурочное время (4,8%), встречи с родителями-профессионалами (1,7%), посещение центров занятости (службы занятости).

2,4% респондентов отметили, что ничего из перечисленных форм профориен-тационной работы в вузе не проводится.

С целью осуществления анализа влияния трансформации российского рынка труда на отношение студенческой молодежи ХМАО-Югры к приобретаемой профессии и к высшему образованию нами были опрошены эксперты из числа научно-педагогических работников высших учебных заведений округа.

Так, по мнению экспертов, характерные черты современного российского / регионального рынка труда сопровождаются стагнацией экономики, которая ведет к увеличению численности безработных, снижению заработной платы, ухудшению уровня жизни населения.

Один из экспертов так охарактеризовал современный рынок труда: «стремительный рост безработицы, нестабильные условия функционирования предприятий частнопредпринимательского сектора, экономический спад в развитии экономик отдельных предприятий, сокращение и оптимизация трудовых ресурсов».

Еще одной характерной чертой рынка труда является стремительный переход на приоритетность технических и естественнонаучных специальностей. Примером тому служат такие комментарии экспертов: «структура рынка меняется, ручной труд все чаще заменяется машинным, на первом месте информационные технологии, диджитализация»; «рост востребованности специалистов с компетенциями, и специалистов, способных кудаленнойработе».

Стоит отметить, что экспертный! опрос проводился в период пандемии COVID-19, что, безусловно, нашло отражение в ответах экспертов, указавших на изменения, произошедшие в результате эпидемии.

«Происходит переформатирование условий организации труда для работающих, актуализация информационных технологий и компетенций персонала в их использовании. Снижение управляемости трудом работников на удаленной работе. Скачок спроса на медицинских и социальных работников. Рост требований к компетенциям педагогический работников в части организации он-лайн обучения. Повышение рисков сохранения здоровья работников в сложныхэпид.условиях. Снижение спроса на профессии социокультурного сектора, чья деятельность связана с организацией культурной жизни и социокультурной деятельности населения».

Таким образом, мы можем сделать вывод о стремительном изменении ситуации на рынке труда, вызванной не только сменой профессий, вследствие спада востребованности одних и роста других, но и современными требованиями организации условий труда, обязывающими специалистов различных сфер деятельности повышать компетенции, необходимые для работы с применением информационных технологий.

Эксперты разошлись во мнениях: так часть из них считает, что студенческая молодежь не следит за тенденциями рынка труда, вторая, напротив, утверждает, что следит: «молодежь заинтересована в достойной профессии, социальном статусе и доходе».

Среди экспертов также есть мнение, что следит «только та часть студенческой молодежи, которая не впустую тратит время в период обучения в вузе и старается проявить себя участием в разных профессиональных конкурсах, предметных олимпиадах, проектах. Почти половина обучающихся не задумывается о своем будущем профессиональном пути, просто проживая студенческое время как часть своей жизни, отпущенной на беззаботное времяпрепровождение для коммуникации со сверстниками во время занятий. И именно эта часть после завершения обучения в вузе идет на работу не по полученной профессии, а куда получится устроиться».

Такая противоречивая позиция экспертов указывает на существующую проблему профессионального самоопределения студенчества. Ведь одним из критериев успешного самоопределения выступает осведомленность молодого человека о потребностях специалистов в конкретной сфере на муниципальном или региональном рынке труда.

При этом эксперты в большинстве своем согласны, что спад или подъем престижа профессии может отразиться на отношении студента к приобретаемой профессии: «да, может отразиться, поскольку спад престижа профессии сопровождается, прежде всего, нежеланием молодежи трудиться в такой отрасли»; «подъем престижа профессии, как правило, вдохновляет».

Среди факторов внутривузовской среды, влияющих на профессиональное самоопределение студенческой молодежи, можно условно выделить следующие:

1) квазипрофессиональная деятельность по средствам: «участие в конференциях, практиках, конкурсах профессионального мастерства)», «практикоориентиро-ванность с первых курсов»;

2) социальные агенты: «популяризация профессии преподавателями», «связь вуза с организациями и властными структурами», «вступление в органы студенческого самоуправления как условие для саморазвития»;

3) конкурентная среда: «наличие рейтинговой системы обучения».

По мнению большинства экспертов, современное высшее образование представляет ценность для студенческой молодежи: «Однозначно да, поскольку во многих, если не в большинстве отраслей экономики расширяется применение достижений науки, информационных технологий, роботизации, что сопровождается усложнением характера и содержания профессиональной деятельности. Сегодня нужны специалисты с системным мышлением и креативным потенциалом. И то и другое формируется в системе обучения в вузе».

Но есть и другая точка зрения, так эксперты считают, что «однозначного ответа нет, но больше встречается мнение, что высшее образование должно быть в виде «корочки», потому что этого требуют родители, общество, работодатель» или «представляет формальную ценность как необходимое условие для дальнейшего трудоустройства».

Проанализировав ответы экспертов, можно заключить, что ценность современного высшего образования для студенческой молодежи представляется необходимым условием для успешного профессионального старта, ведь при получении высшего образования студент формирует и накапливает необходимые профессиональные компетенции и навыки, необходимые для выполнения трудовых обязанностей. В то же время высшее образование выступает социальным лифтом.

К сожалению, эксперты отмечают негативный аспект: период обучения представляется формальным этапом, целью которого является получение документа об окончании высшего учебного заведения, обеспечивающего возможность трудоустройства.

Ряд экспертов указывают на существование конфликта между тем, как готовят студенческую молодежь к профессиональной деятельности в вузе и ожиданиям рынка труда. Причиной этого может являться теоретизация учебного материала и, как следствие, недостаток практики: «Реальность более динамична, а профессиональное образование обусловлено стандартами, которые успевают «устаревать»; «Конфликта нет, но возможен перекос в сторону теоретизирования в высшей школе, т.к. профессорско-преподавательский состав - это теоретики в основном».

Эксперты среди причин конфликта выделяют управленческую проблему и рассогласованность органов, регулирующих профессиональную структуру как российского, так и регионального рынка труда: «Конфликт существует, поскольку нет гарантий государства на трудоустройство, согласно выбранной специальности».

«Отсутствие системно выстроенных взаимодействий вузов с работодателем и наличие конкуренции вчерашних выпускников с опытными специалистами на рынке труда, а также отсутствие у студентов понимания своих будущих профессиональных задач в период обучения в вузе. Многие выпускники нашего университета заявляют, что, даже устроившись по специальности, они не используют всего потенциала полученного образования, но зато по некоторым направлениям деятельности у них возникают трудности (межличностное взаимодействие, неумение встроиться в коллектив)».

Вышеобозначенная причина вынуждает молодых людей, получивших образование, в дальнейшем менять профиль деятельности и проходить переквалификацию, тем самым становясь так называемыми «универсальными» специалистами: «Даже действующие специалисты стремятся к универсальности, осваивают новые компетенции, чтобы оставаться востребованными на рынке труда» или «Так работает современная система образования: образование на протяжении всей жизни, этого требует рынок труда и постоянно меняющаяся обстановка в экономике, на ранке».

Среди факторов, влияющих на изменение планов молодых специалистов, эксперты также выделяют «отсутствие профориентационной работы (встреч со специалистами, работающими по соответствующему профилю) и, соответственно, понимания студентом производственных задач и перспектив по выбранной специальности».

Таким образом, «состоявшееся» профессиональное самоопределение является главным мотивом молодого человека для дальнейшего постижения профессиональных основ, причем с курсом на образовательную успешность.

Выводы. Анализ профессионального самоопределения современной студенческой молодежи позволяет сделать вывод о том, что это многоуровневый, поэтапный процесс, который продолжается на протяжении всего периода обучения в высшем учебном заведении. Результаты проведенного социологического исследования позволяют утверждать, что на профессиональное самоопределение студентов значительное влияние оказывают следующие факторы: социально-экономические условия, престиж выбранной профессии, уровень информированности о будущей профессиональной деятельности и ценностно-мотивационные компоненты.

Литература

1. Волегов В.С. Социологические подходы к изучению профессионального самоопределения // Вестник пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. № 2 (26). С. 167-173.

2. Дидковская Я.В. Студенчество конца XX - начала XXI вв.: динамика профессионального самоопределения // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 4. С. 57-61.

3. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Социология высшего образования. Монография. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2019. 539 с.

4. Кох И.А. Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодежи // Образование и наука. 2020. № 2. (Т. 22). С. 142-169.

5. Кравченко А.И. Выбор профессии как социологический феномен: вопросы теории // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. 2017. № 1 (том 23). С. 49-66.

6. Семина О.А. Проблемы профессионального самоопределения молодежи // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 12. С. 96-101.

7. Шуклина Е.А., Певная М.В. Высшее образование и институт работодателей: проблемы эффективности институциональных взаимодействий // Известия УрФУ. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2017. № 1. С. 155-163.

References

1. Volegov V.S. Sociologicheskie podhody k izucheniju professional'nogo samoopre-delenija [Sociological approaches to the study of professional self-determination] // Vestnik permskogo universiteta. Filosofija. Psihologija. Sociologija. 2016. № 2 (26). S. 167-173. (In Russian).

2. Didkovskaja Ja.V. Studenchestvo konca XX - nachala XXI vv.: dinamika professional'nogo samoopredelenija [Students of the late XX-early XXI centuries: dynamics of professional self-determination] // Vestnik Vjatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 2009. № 4. S. 57-61. (In Russian).

3. Zborovskij G.E., Ambarova P.A. Sociologija vysshego obrazovanija [Sociology of higher education]. Monografija. Ekaterinburg: Gumanitarnyj universitet, 2019. 539 s. (In Russian).

4. Koh I.A. Cennosti i professional'noe samoopredelenie studencheskoj molode-zhi [Values and professional self-determination of student youth] // Obrazovanie i nau-ka. 2020. № 2. (T. 22). S. 142-169. (In Russian).

5. Kravchenko A.I. Vybor professii kak sociologicheskij fenomen: voprosy teorii [Choice of profession as a sociological phenomenon: questions of theory] // Vestnik Mos-kovskogo universiteta. Ser. 18, Sociologija i politologija. 2017. № 1 (tom 23). S. 49-66. (In Russian).

6. Semina O.A. Problemy professional'nogo samoopredelenija molodezhi [Problems of professional self-determination of youth] // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2010. № 12. S. 96-101. (In Russian).

7. Shuklina E.A., Pevnaja M.V. Vysshee obrazovanie i institut rabotodatelej: problemy jeffektivnosti institucional'nyh vzaimodejstvij [Higher education and the employers ' institute: problems of the effectiveness of institutional interactions] // Izvestija UrFU. Ser. 1, Problemy obrazovanija, nauki i kul'tury. 2017. № 1. S. 155-163. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.