ПРО
ФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ школьников в новых социально-экономических условиях
Нина Анатольевна Криволапова,
проректор по науке и развитию образования Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, профессор, доктор педагогических наук
Выбор профессии — сложнейшая проблема, стоящая перед каждым подростком, каждым выпускником школы. В нынешней социально-экономической ситуации она особенно актуальна, ибо подготовка профессионального рабочего ресурса страны требует серьёзного совершенствования. О том, как эффективно организовать на региональном уровне профориентацию и профессиональную подготовку, — предлагаемая статья. Тема эта, надеемся, найдёт обсуждение на августовской встрече учителей.
• региональная модель самоопределения • социальные партнёры
• интеграция ресурсов • резервные возможности трудоустройства
О
дна из актуальных проблем современного образования — профессиональное самоопределение старшеклассников. Современная молодёжь воспринимает профессию только как средство достижения желаемого образа жизни, а не самое сущностное её содержание.
Современная социально-экономическая ситуация, формирование рынка труда в стране требуют решительного улучшения профессиональной ориентации. Но в силу определённой закрытости школы эта работа в огромной степени носит формальный характер. Профессиональная же школа, ориентируясь на набор абитуриентов, не всегда учитывает их мотивированность, к тому же не берёт на себя ответственность за трудоустройство выпускников и их успешную карьеру. Система полноценного профильного обучения наиболее слабых
по успеваемости ребят в массовой общеобразовательной школе не сформирована. Отсутствует и система включённости предприятий в профессиональную ориентацию подростков, их профессиональную и допрофессиональную подготовку. К тому же разрушены прежние связи между профессиональным образованием и профессиональным трудом, что приводит к отрыву подготовки будущих специалистов от практики, от работодателей. В результате ощущается потребность в специалистах и квалифицированных рабочих по одним профессиям и перепроизводство по другим. Словом, рынок труда и профессиональная подготовка молодёжи практически не связаны.
В соответствии с президентской инициативой «Наша новая школа» программы обучения школьников будут прямо связаны с выбором специальности. Значит, профессиональная ориентация должна стать важнейшим условием освоения компетенций.
В последние годы мы вдумчиво изучали опыт регионов в условиях перехода к рыночной экономике, и это позволило определить эффективную стратегию профориентационной работы с учащимися на основе взаимодействия государства, бизнес-сообщества, системы образования и социума. Провели всесторонний анализ регионального рынка труда и сложившейся системы работы школ и других образовательных учреждений, на этой основе определили основные направления модернизации профессионального самоопределения подростков в нашей области.
Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка, предполагающие построение индивидуальной программы, плана социально-профессионального саморазвития, цель которого — помочь школьникам осознать свои возможности, определить цели, спланировать действия, необходимые для достижения профессиональных намерений.
Медицинское сопровождение профессиональной ориентации. Это направление важно потому, что практически 95% детей выходят из школы с отклонениями в здоровье. Квалифицированный совет врача должен предшествовать окончательному профессиональному выбору подростка. Предусмотрена система мер, направленных на коррекцию здоровья, на помощь юношам и девушкам с отклонениями в здоровье в рациональном выборе формы профессионального обучения.
Модернизация образовательного процесса с учётом профориентационной деятельности — обучение, направленное на воспитание качеств будущего участника производственных отношений, индивидуально-личностный подход к ученикам, построение индивидуальных образовательных траекторий, индивидуальной программы социализации, развития, профессионального саморазвития и так далее. Модернизация требует привести профессиональную подготовку в соответствие с потребностями общества и школьников.
Содержание образования и социальные партнёры — межшкольные учебные комбинаты и учебные заведения дополнительного образования детей, начального профессионального образования; работодатели. Это расширяет профориентационное содержание обучения,
многообразие форм профориентационной деятельности (социальные практики, профессиональные пробы, элективные курсы, кружки, исследовательская и проектная деятельность).
Социальное партнёрство — особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями. Цель партнёрства — максимально согласовывать интересы всех участников этого процесса. Тесные контакты с социальными партнёрами помогают образовательным учреждениям области иметь полную информацию о рынке труда (сколько и какие специалисты нужны); учитывать требования работодателей по содержанию подготовки специалистов; корректировать старые и разрабатывать новые учебные программы и материалы, отвечающие требованиям индустрии; организовывать практику учащихся, стажировку преподавателей; расширять возможности трудоустройства выпускников; разрабатывать совместные коммерческие проекты для пополнения внебюджетных фондов школ.
Профориентационный сайт. Один из путей профориентации — создание информационного пространства на основе специальных сайтов, обеспечивающих информирование школьников, родителей и всех заинтересованных о возможностях получения образования, о потребностях регионального рынка труда. Профо-риентационные сайты создают центры профориентации, межшкольные учебные комбинаты, учреждения профессионального образования и центры профориентации предприятий (например, сайт предприятия «Норильский никель»). На сайте отражены:
• база данных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования с направлениями деятельности;
• справочник предприятий — подбор потенциальных работодателей Курганской области;
• дистанционная диагностика по самоопределению школьников в выборе профессии;
• информация об ориентирах на рынке труда;
• нормативно-правовая база по профильной и предпрофильной подготовке.
В Курганской области создана региональная модель профориентационной работы.
Как показала практика, наиболее эффективна модель профессионального самоопределения школьников на различных ступенях обучения на основе взаимодействия субъектов социальной сферы. Она ориентирована на самостоятельный выбор профессии на основе индивидуальных особенностей каждого подростка. Модель включает:
• цели и задачи профессионального самоопределения на различных ступенях обучения;
• основные направления работы по профессиональному самоопределению;
• диагностику склонностей, профессиональных интересов, возможностей;
• возможности социальных партнёров;
• информационное обеспечение;
• результаты профориентационной работы.
Вот как выглядит реализация модели профессионального самоопределения в таблице (см. стр. 173).
Очень важно проводить профессиональную ориентацию, начиная с самых ранних этапов:
• в начальной школе (1—4-е классы)
дать детям представления о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека, вовлекать детей в различные виды деятельности;
• на первой ступени основной школы (5—7-е классы) — формировать профессиональную направленность, развивать интересы и способности, связанные с выбором профессии;
• на второй ступени основной школы (8—9-е классы) — формировать профес-
сиональную мотивацию, готовность к самоанализу основных способностей и склонностей;
• в старших классах (10—11-е) формировать ценностно-смысловую сторону самоопределения, разрабатывать профессиональные планы и намерения учащихся, развивать способности путём углублённого изучения отдельных предметов.
Для эффективного профессионального самоопределения, для успешной подготовки кадров рабочих профессий в нашей области разработана и апробирована региональная модель профориентационной ориентации молодёжи (схема на стр. 174).
Апробация региональной модели на примере Варгашинского района позволила чётко организовать профориентационную работу на муниципальном уровне. Для этого были изучены потребности рынка труда, проведена диагностика профессиональных интересов учащихся, педагоги подготовлены к этой деятельности, созданы организационно-методические условия, укреплена материально-техническая база школ и профу-чилищ.
Профориентация получила надёжное информационное обеспечение. Проводятся экскурсии для учащихся, педагогов на предприятия, ведётся работа с классными руководителями, учителями-предметниками, воспитателями, педагогами учреждений дополнительного образования, про-фориентационные туры, издаётся газета «Выбор», открыт, как уже сказано, про-фориентационный сайт.
На практическом этапе ведётся предпро-фильная и профильная подготовка, созданы профильные смены, организованы социальные практики, профессиональные пробы. Ведётся также анализ результатов реализации проекта.
Апробирован алгоритм профориентационной работы на муниципальном уровне, включающий работу с родителями, учащимися,
Реализация модели формирования профессионального самоопределения
У-У11 классы УШ-1Х классы Х-Х классы
Задача — Формирование профессиональной направленности Формирование профессионального самосознания Формирование осознанного профессионального выбора
1 1 1
Основные направления — Факультативы, техническое, художественное творчество, конкурсы, смотры, выставки Элективные курсы, курс «Твоя профессиональная карьера», профессиональные пробы, профессиональная подготовка Профильное обучение, профильная подготовка. «Основы профессиональной деятельности». Социально-профессиональные практики
1 1 1
Диагностика интересов и склонностей личности, индивидуальных медицинских возможностей
1 1 1
Социальные партнёры — Классные руководители, педагоги, психологи, родители Классные руководители, педагоги, психологи, родители, профессиональные учебные заведения Классные руководители, педагоги, психологи, родители, профессиональные учебные заведения
1 1 1
Информационное обеспечение — Система достоверной информации — профориентационный сайт (рынок образовательных услуг, рынок труда, социальный пакет и т.д.)
1 1 1
Результаты — Устойчивые профессиональные интересы и склонности Осознанное профнамерение и его реализация, выбор профиля обучения Осознанное профессиональное самоопределение и его реализация, выбор будущей профессиональной карьеры
педагогами, работодателями, ознакомление с деятельностью предприятий, организованы практики (социальные, социально-профессиональные или производственные), в том числе летние на предприятиях района.
Профессионально-ориентированные модели профильного обучения создаются на основе интеграции ресурсов общего, профессионального образования и других субъектов образования и социальной сферы.
Развитие идей профильного обучения (оно ведется в 95% школ Курганской области) привело к созданию моделей, которые получили широкое распространение в образовательных учреждениях: многопрофильная и однопрофильная школы; профильное обучение на основе индивидуальных учебных планов; профильное обучение
в группах гибкого состава; сетевые модели профильного обучения.
Наиболее перспективными в нашей области с учётом сложившейся социально-экономической и демографической ситуации стали сетевые и интегративные модели профильного обучения. Сетевые модели кооперируют ресурсы образовательных учреждений как в условиях муниципальной системы, в условиях малого города, так и в областном центре. В большинстве образовательных учреждений на старшей ступени ученики получают и предметно-профильное, и профессионально-профильное обучение. Эти интегративные модели основаны на объединении усилий и ресурсов учреждений общего и профессионального
Региональная модель профессиональной ориентации молодёжи
образования, что позволило ввести обучение разнообразного технологического профиля.
На основе интеграции ресурсов общего и профессионального образования в областной системе образования сегодня введены такие варианты профильного обучения:
• школа-учреждение начального (среднего) профессионального образования. При этом на базе школы организуется предметно-профильное обучение, а на базе профучилища ведётся профессиональная подготовка. Такой вариант становится популярным во многих образовательных учреждений города Кургана и области;
• сетевая модель, объединяющая несколько школ и профучилищ начального или среднего профессионального образования на условиях равноправного партнёрства. Например, Пету-ховское городское объединение школ и Пе-туховский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства;
• предметно-профильное и профессионально-профильное обучение на базе учреждений профессионального образования. Такой вариант реализует Шадринский политехнический колледж для общеобразовательных школ Шадринского района;
• предпрофильная подготовка, допрофесси-ональное образование и профессиональная подготовка на базе межшкольного учебного комбината. По ряду направлений учащиеся школ города получают профессию в нём, а по другим профессиям становятся сетевыми координаторами между школами и учреждениями профессионального образования. Группы для профессионального обучения в учреждениях профессионального образования набираются из всех школ Кургана. Например, на базе Курганского техникума машиностроения и металлообработки ведётся обучение школьников профессии «токарь». При этом выбор той или иной траектории образования (начальное профессиональное — в учреждении НПО или профильное обучение — на старшей ступени школы) осуществляют выпускники 9-х классов, прошедшие предпрофильную подготовку.
При организации профильного обучения на основе интеграции общего начального и профессионально-начального образования создаём ряд условий. Приобретение рабочей профессии по программе начального профобразования — это промежуточный этап в профессиональном образовании школьников. Приобретение рабочей профессии связано, прежде всего, с процессом дальнейшей социализации подростков: приобретение базовых общепрофессиональных компетентностей, резервной возможности трудоустройства, а в случае неудачи —
с продолжением профессионального образования. Ведём индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение учащихся в процессе профессионального самоопределения, уточняем правильность выбранного профиля, специализации; уровень дальнейшего профессионального образования (среднего, высшего профессионального образования или отказ от него); сроки и время получения образования — сразу после окончания школы или после какого-то периода работы по профессии. Нередко подростки корректируют свой выбор и возвращаются к начальной точке. Обучение может и не закончиться получением документа о профессиональной подготовке в силу разных причин, но подросток имеет возможность завершить обучение профессии на следующий год после окончания школы.
Таким образом, организация профильного обучения на основе интеграции общего и профессионального образования имеет ряд несомненных достоинств. Во-первых, это обеспечивает доступность образования различным категориям школьников, в том числе с низким уровнем академической успеваемости. Во-вторых, создаёт условия для социальной защищённости школьников, не сдавших ЕГЭ, а также помогает глубже осознать правильность профессионального выбора.
Управление профессиональным самоопределением школьников, с одной стороны, обеспечивает функционирование каждой составляющей про-фориентационной системы, с другой, — согласованность действий, связь с внешними партнёрами. Для эффективного управления профориентацией и профессиональным обучением на региональном уровне Управление образования Курганской области организует изучение потребности подростков в профессиональной подготовке, диагностику профессиональных интересов и затруднений школьников, разрабатывает единую стратегию профессионального самоопределения выпускников с учётом современных тенденций развития рынка труда.
Школы, училища, служба занятости и другие социальные партнёры объединяются для более эффективного использования ресурсов. Финансируется профессиональная подготовка по наиболее востребованным на региональном рынке профес сиям. Создаются также ресурсные центры на б; зе профучилищ, которые кооперируют возможн
сти подготовки специалистов по наиболее востребованным специальностям в регионе.
Во всей этой деятельности областной Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования принимает самое активное участие. Для более качественной подготовки рабочих сотрудники института разрабатывают элективные курсы, рабочие программы профессиональных проб, социальных и социально-профессиональных практик, примерные учебные планы и перечни учебно-методических комплектов по профилям обучения, а также психолого-педагогические и методические рекомендации, помогающие профессиональному самоопределению школьников.
Муниципальные органы управления образованием вносят свою лепту в это дело огромной социально-экономической значимости. Они проводят экспертизу нормативного и научно-методического обеспечения деятельности школ по развитию профессиональных интересов учащихся, соответствие этой деятельности законам и подзаконным актам федерального, регионального и местного уровней. Регулируют контакты общеобразовательных учреждений с их социальными партнёрами и другими ведомствами, согласовывают работу по предпрофильной подготовке и профильному обучению в муниципальной образовательной сети. В период летних каникул они организуют работу подростков на сельскохозяйственных и промышленных предприятиях.
В задачи управления профориентацион-ной работой на муниципальном уровне входят:
• создание муниципального координационного совета по профессиональному самоопределению;
• разработка межведомственного плана организации профориентационной работы и мониторинг её состояния.
--
Деятельность органов управления образованием по организации профориента-
ционной работы оценивается по таким критериям:
• есть ли договоры о сотрудничестве в сфере профориентации с социальными партнёрами;
• создан ли координационный совет и какова его эффективность;
• каково качество профориентационной деятельности с учениками;
• каковы результаты социально-трудовой адаптации выпускников школ.
И, наконец, основные направления деятельности школ таковы:
• поддержание контактов с социальными партнёрами, влияющими на развитие профессиональных интересов учащихся;
• организация и проведение социальных практик;
• планирование работы педагогического коллектива по сопровождению профессионального самоопределения школьников;
• анализ и коррекция деятельности учителей по этому направлению — консультации предметников, классных руководителей, учебно-воспитательная работа, направленная на развитие профессиональных интересов учащихся: профдиагностика, профпросвещение, профкон-сультирование, определение индивидуальной образовательной траектории;
• проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблемам профильного и профессионального самоопределения старшеклассников, развития их профессиональных интересов;
• создание ученических производственных объединений, школьных компаний, организация содержательных социально-профессиональных практик или трудовой деятельности на различных рабочих местах;
• повышение квалификации классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблемам развития профессиональных интересов учащихся;
• организация занятий школьников в сетевой модели предпрофильной подготовки и профильного обучения;
• курирование преподавания профориентаци-онных курсов в ходе предпрофильной подготовки («Твоя профессиональная карьера», «Найти свой путь») и профильного обучения («Технология профессионального успеха»).
Оценивание эффективности деятельности образовательных учреждений по организации профориентационной работы и её результативности ведётся на основе таких
критериев и показателей:
1. Организация профориентационной работы:
• наличие комплексного плана профориен-тационной работы, его системность и реализуемость;
• наличие договоров о сотрудничестве со всеми потенциальными партнёрами;
• наличие оптимального количества педагогических работников, обеспечивающих организацию профориентационной работы;
• качество внутришкольного контроля над состоянием профориентационной работы, меры стимулирования.
2. Содержание профориентационной работы:
• диагностика интересов и склонностей учеников;
• организация экскурсий на предприятия;
• организация профессиональных проб и практик;
• качество и посещаемость курсов профессиональной направленности, организация профильного обучения и профессиональной подготовки в 10—11-х классах.
3. Результативность профориентационной работы:
• оптимальность распределения выпускников по каналам обучения;
• успешность обучения выпускников школы в профессиональных учебных заведениях и их трудоустройство;
• успешность выпускников в самостоятельной трудовой деятельности.
Таким образом, для модернизации профо-риентационной работы необходимо развивать новые направления подготовки рабочих кадров с учётом экономических условий, в соответствии с социальным заказом и потребностью рынка. И при этом активно помогать ребятам делать осознанный выбор профессии. НО