► НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЕЙ КАК СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER AS A SUBJECT OF INTERNATIONAL EDUCATIONAL SPACE
Постригач Н.О.
Старший научный сотрудник Института педагогического образования и образования взрослых НАПН Украины, кандидат биологических наук E-mail: pnadegeda@ukr.net
Postrygach N.O.
Senior research fellow at the Institute of Pedagogical Education and Adult Education of NAPS of Ukraine, Candidate of science (Biology).
E-mail: pnadegeda@ukr.net
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические наработки зарубежных ученых в области профессионального развития учителей как субъектов международного образовательного пространства, дается прогностическое обоснование возможности адаптировать прогресивные идеи зарубежного опыта к теории и практике непрерывного педагогического образования в Украине.
Annotation. The article is devoted to international theoretical developments in the field of professional development of teachers as subjects of international educational space. Also assessed is the validity of the prognostic possibility of adapting progressive ideas of international experience to the theory and practice of continuous pedagogical education in Ukraine.
Ключевые слова: концептуальная карта, профессионализация учителей, повышение квалификации учителей, профиль профессии учителя, субъект международного образовательного пространства.
Keywords: conceptual map, professionalization of teachers, increasing teacher qualification, teacher's profession profile, subject of an international educational space.
В Украине в настоящее время происходит модернизация содержания общего среднего образования, обновляются дидактические системы, методики, педагогические технологии, апробируются возможности использования инновационных форм организации учебного процесса, разрабатываются критерии оценки деяльности общеобразовательных учебных заведений. Это обуславливает необходимость осуществления процесса непрерывного профессионального развития учителей, его модернизации с учетом современных изменений в общественном развитии (в том числе изменений личностных целей и социальных требований), разработки соответствующих методических рекомендаций.
Однако, на современном этапе профессиональное развитие учителей общеобразовательных школ Украины осуществляется традиционно - в основном с помощью курсов повышения квалификации при областных институтах последипломного образования и таких форм работы, как участие в конференциях и семинарах, обработка научно-профессиональной литературы, разработка учебно-методического обеспечения. Подобный подход не способствует системности процесса повышения профессиональной квалификации, разнообразию форм и методов его осуществления.
В Украине не нашла применения диверсифицированная модель профессионального развития учителей, которая предусматривает участие различных организаций и учреждений (государственных и независимых) в реализации идей, видов и форм профессионального развития учителей [2, c. 117].
В данной связи важным источником для определения стратегических направлений развития системы непрерывного педагогического образования в Украине является изучение и анализ опыта организации профессионального развития учителей общеобразовательных школ за рубежом [1, c. 110].
Анализ научно-педагогической литературы свидетельствует о том, что зарубежными учеными изучаются:
• политический, социальный, культурный и экономический аспекты неперерыв-ного професссионального развития учителей (Л. Дерлинг-Хаммонд (L. Darling-Hammond), М. Тайт (M. Tight));
• учебные программы профессионального развития (К. Претт (C. Pratt));
• содержание профессионального развития педагогов (Н. Дейна Фичтмен (N. Dana Fichtman), С. Зепеда (S. Zepeda));
• модели, методы и формы профессионального развития (П. Гриммет (P Grimmet), К. Дуинлен (K. Duinlan));
• способы внедрения в процесс неперерывного профессионального развития учителей информационно-коммуникационных технологий (M. Масер (M. Mather), Дж. Фальк (J. Falk)).
Российские исследователи О.Г. Тринитатская и Е.А. Чекунова ключевым понятием при рассмотрении личностно-профессионального развития учителей, их творческого потенциала, средств осуществления социокультурных и педагогических инноваций считают «изменение-развитие», за которым предполагаются инновационные целеполагания, концептуальные подходы, принципы, методы, механизмы, ресурсы реализации - вплоть до выделения локальных элементов конкретной образовательной практики [3, c. 1].
Украинские ученые также изучали особенности профессиональной подготовки учителей: неперерывное профессиональное образование (Я. Бельмаз, О. Кузнецова и др.), последипломное образование (И. Губенко, А. Кузьминский), профессиональное образование (Р. Гуревич, Н. Ничкало), профессионально-педагогическую подготовку учителя (М. Евтух, Т. Кошманова и др.), педагогические технологии подготовки учителя (В. Криж-ко, О. Пехота, С. Сисоева), стратегию формирования профессионализма учителя (С. Сисо-ева, Л. Хомич), педагогику высшей школы (О. Дубасенюк, В. Коновалова), педагогическое мастерство учителя (И. Зязюн, М. Лещенко, М. Солдатенко), повышение квалификации учителей (В. Быков, В. Олейник, Л. Пуховская).
Осуществлялись и отдельные компаративно-педагогические поиски (Н. Бидюк,
Н. Лавриченко, М. Лещенко, O. Матвиенко, Л. Пуховская, А. Сбруева). Отечественные ученые (Г. Воронка, Ю. Кищенко, Т. Кошманова, О. Локшина, Н. Мукан, С. Синенко) рассматривали так же аспекты непрерывного педагогического образования в международном образовательном пространстве.
Однако теоретические основы профессионального развития учителей как субъектов международного образовательного пространства в Украине еще не были предметом целостного и системного анализа. Поэтому целью данной статьи является характеристика теоретических наработок зарубежных ученых в области профессионального развития учителей как субъектов международного образовательного пространства и прогностическое обоснование возможности адаптации прогрессивных идей зарубежного опыта к теории и практике непрерывного педагогического образования в Украине.
Обобщение методологических положений дало возможность установить, что в ходе исследования профессионального развития учителей необходимо учитывать три аспекта:
• человек как субъект, непрерывного образования;
• учебные программы, которые базируются на принципе непрерывности образовательной деятельности учителей;
• структурно-функциональная организация профессионального развития в системе непрерывного педагогического образования, охватывающая сеть учебных учреждений и способствующая их сотрудничеству, направленному на создание комплекса образовательных услуг, основанного на принципах системности, систематичности и преемственности [1, c. 111].
В широком смысле понятие «профессиональное развитие» отражает развитие человека в его профессиональной роли. В более конкретизированных толкованиях профессиональное развитие учителя - это рост его профессиональных достижений в результате накопления практического опыта и систематического пересмотра способов осуществления преподавания [8, c. 41].
Следует также отметить, что для обозначения профессионального развития учителей в мировой научной литературе используются различные термины, в частности: развитие учителя (teacher development), развитие карьеры (career development), развитие персонала (staff development), развитие человеческих ресурсов (human resource development), профессиональное развитие (professional development), непрерывное профессиональ-
ное развитие (continuing professional development), непрерывное образование (continuing education), образование на протяжении жизни (lifelong learning) и др.
Содержание этих терминов частично совпадает, однако они толкуются авторами по-разному. В частности, М. Фуллан рассматривает учителей как активных субъектов современных изменений - от их нравственных потребностей и ценностей зависит «стремительное настоящее» [7].
Это положение развивается в трудах А. Харгривса, который считает, что профессиональное развитие учителей должно включать «нравственные цели в преподавании, политическую осведомленность,, преданность и ответственность за свою работу» [9, с. 126].
Наиболее близким к нашему пониманию и отечественному образовательному контексту является определение, предложенное английским исследователем С. Дэй: «Профессиональное развитие включает весь естественный учебный опыт, а также те осознанные и спланированные действия, которые принесут прямую или косвенную пользу повышению квалификации учителя, группы учителей, что в результате скажется на повышении качества школьного образования. Это - процесс, в ходе которого учитель самостоятельно или вместе со своими коллегами, обновляет и расширяет свои взгляды, в отношении нравственной цели преподавания, а также критически развивает свои знания, умения, профессиональное мышление, способы планирования работы с детьми на каждом этапе своей профессиональной деятельности» [5, c. 4].
Опираясь на идеи и выводы авторитетных ученых, Э. Виллегас-Реймерс, выделила следующие характеристики профессионального развития учителей:
1. Профессиональное развитие учителей базируется на том, что учителя выступают субъектами активного обучения (А. Либерман, М. Дадс, Л. Дарлинг-Хаммонд).
2. Профессиональное развитие является долгосрочным процессом, потому что учитель постоянно учится (Д. Кохен, Т. Гансер).
3. Профессиональное развитие - это процесс, который проходит в рамках определенного мировоззренческого и культурного контекста.
Самая эффективная форма профессионального развития педагогов связана с деятельностью учителя в школе. Наибольшие возможности для профессионального развития учителей предоставляет их учебная деятельность на рабочем месте (on-the job learning activities), в частности обучение в творческих группах, собственное педагогическое исследование, портфолио (Л. Дарлинг-Хаммонд, М. Кинг, Ф. Ньюменн).
Профессиональное развитие учителей является процессом формирования их педагогической культуры, а не только способом вооружить учителей новыми умениями для реализации учебных программ. Учителя должны получить все компетенции профессионалов (Т. Гаскей, С. Лоукс-Хорслей). Учителя чувствуют себя «рефлексивными практиками», входящими в профессию с определенной базой знаний. Впоследствии они будут приобретать новые знания и опыт.
Так, педагогам-новаторам скорее нужна поддержка (техническая, административная и коллегиальная), чем формальное профессиональное развитие (Owston, 2002). Их собственная рефлексивная практика поиска эффективных путей интеграции ИКТ в процесс преподавания уже является формой профессионального развития. Например, они могут
привлекать своих студентов к разработке материалов, а также создавать собственные материалы, публиковать их в Интернете. Таким образом, они делают свою работу более заметной.
Учителя традиционной группы (инновационная кривая Роджерса, 1995), также зан-тересованы в своем профессиональном развитии, но применяют результаты тех, кто инновационно использует ИКТ для преподавания и обучения. Роль профессионального развития состоит в том, чтобы помочь таким учителям в создании и реализации новых педагогических теорий и практик, а также в повышении их компетентности в сфере педагогической деятельности (М. Кохран-Смит, С. Лутл, Д. Грейс).
Профессиональное развитие учителей происходит в процессе сотрудничества. Конечно, при этом должны быть возможности для автономной работы и рефлексии. Однако наиболее эффективно профессиональное развитие происходит в процессе взаимодействия между учителями, а также между учителями, администрацией, родителями, другими членами школьной общины (Л. Дарлинг-Хаммонд, М. Климент).
Профессиональное развитие проходит в разных формах. Не может форма или модель сама по себе быть лучше других, только потому что она успешно внедряется в другом учебном заведении или регионе. Школы и педагоги должны учитывать свои собственные потребности, культурные особенности, специфичные проблемы и достижения для избрания наиболее подходящей модели. Поэтому профессиональное развитие учителей - это постоянный процесс поиска оптимального сочетания различных форм, методов, технологий, которые лучше применимы в конкретной ситуации и в данном месте (Дж. Скрибнер, Т. Гаскей) [10, с. 13-15].
Рассмотрим новые альтернативные подходы к традиционной модели профессионального развития учителей на примере Италии. Приведем несколько принципов, которые существенны при характеристике профессионального развития итальянских учителей.
1. Каждый учитель имеет собственную профессиональную биографию и обладает умением планировать саморазвитие.
2. Быть профессиональными учителями означает не только быть компетентными педагогами, но и оставаться таковыми в условиях постоянно обновляемого знания.
3. Учителя являются «рефлексивными профессионалами», развитие которых предполагает непрерывное преломление опыта в разработке новых моделей обучения.
4. Учителя не только слушатели учебных курсов - опыт их работы является важным материалом для оптимизации процесса преподавания (обучения). Педагогическое исследование так же важно, как и академическое.
5. Профессиональному росту учителей необходимо уделять первоочередное внимание в рамках осуществления политики образования.
6. Профессиональное развитие учителя направлено на улучшение обучения и успеваемости студентов [6].
Таким образом, результаты исследования показали, что для профессионального развития учителя необходима интегрированная творческая среда обучения. Необходима также мощная поддержка профессионального развития со стороны научного сообщества
и профессионального сообщества педагогов. ^вые модели обучения требуют пересмотра базы знаний и разработки концепций преподавания и обучения: обновление профессионального развития учителя как субъекта мирового образовательного пространства - очень серьезная задача, решение которой находится на начальном этапе разработки.
Профессионализация учителя - движение в направлении повышения статуса педагогической профессии и улучшения условий труда учителей. Обновленное профессиональное развитие может способствовать повышению статуса профессии учителя не только за рубежом, но и в Украине.
Список литературы:
1. Мукан, Н. Дослідження професійного розвитку вчителів загальноосвітніх шкіл у системах неперервної педагогічної освіти Великої Британії, Канади, США I H. Мукан || Порівняльно-педагогічні студії. - № З (1З). - 2012. - С. 110-116. - URL: http:||archive.nbuv.gov.ua|portal|soc_gum|Ppstud|2012_3|files|110-116.pdf.
2. Садовець, О. В. Інноваційні форми професійного розвитку вчителів в освітньому просторі Сполучених Штатів Америки I О. В. Садовець II Збірник наукових праць. Педагогічні науки. № 6З|2012. - C.117-120. - URL: http:||archive.nbuv.gov. ua| portal| soc_gum| znpnapv_ppn| 2012_63|12sovssa.pdf.
3. Тринитатская О.Г., Чекунова Е. А. Личностно-профессиональное развитие учителей в образовательном пространстве школы средствами социокультурных и педагогических инноваций. - URL: http:||conference.apkpro.ru|files|npo|ss9| sttIst27n.pdf.
4. Capacity building within and across countries into the effective uses of ICTs | Alain Breuleux, Thёrёse Laferriёre, Mary Lamon || Prepared for: 2002 Pan-Canadian Education Research Agenda Symposium "Information Technology and Learning" April З0 - May 2, 2002-04-19 Crowne Plaza Montreal Centre Hotel Montreal, Quebec. -URL: http:||csce-cesc.ca|pceradocs|2002|papers|ABreuleux_0EN.pdf.
5. Day, S. Developing Teachers: The Challenge of Lifelong Learning | S. Day. - London : Falmer Press, 1999. - 2З9 р.
6. Dutto, Mario G. Professional Development for Teachers: the new scenario in Italy I Mario, G. Dutto. - Via Gonzaga, 2 Milan (Italy) - 16 p.
7. Fullan, M. The New Meaning of Educational Chang | M. Fullan. - Fourth Edition -New York : Teacher College, Columbia University, 2007. - ЗЗ8 p.
8. Glatthorn, А. Teacher development: international Encyclopedia of Teaching and Teacher Education | A. Glatthorn; ed. by L. Anderson. - London : Pergamon Press, 1995. - 198 р.
9. Hargreaves, А. Development and desire: a post-modern perspective: professional Development in Education: New Paradigms and Practices | A. Hargreaves ; eds. by T. Guskey and M. Huberman. - New York : Teachers Colleges Press, 1995. - 452 р.
10. Villegas-Reimers, E. Teacher Professional Development: an International Review of the Literature | E. Villegas-Reimers. - Paris : UNESCO, International Institute for Educational Planning, 2002. - 178 p.
Spisok literatury:
11. Mukan, N. Doslidzhennja profesijnogo rozvitku vchiteliv zagal'noosvitnih shkil u sistemah neperervnoi pedagogichnoi osviti Velikoi Britanii, Kanadi, SShA / N. Mukan // Porivnjal'no-pedagogichni studii. - № 3 (13). - 2012. - S. 110-116. - URL: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/Ppstud/2012_3/files/110-116.pdf.
12. Sadovec', O. V. Innovacijni formi profesijnogo rozvitku vchiteliv v osvitn'omu prostori Spoluchenih Shtativ Ameriki / O. V. Sadovec' // Zbirnik naukovih prac'. Pedagogichni nauki. № 63/2012. - C.117-120. - URL: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/ znpnapv_ppn/2012_63/12sovssa.pdf.
13. Trinitatskaja O.G., Chekunova E. A. Lichnostno-professional'noe razvitie uchitelej v obrazovatel'nom prostranstve shkoly sredstvami sociokul'turnyh i pedagogicheskih innovacij. - URL: http://conference.apkpro.ru/files/npo/ss9/stt/st27n.pdf.
14. Capacity building within and across countries into the effective uses of ICTs / Alain Breuleux, Therese Laferriere, Mary Lamon // Prepared for: 2002 Pan-Canadian Education Research Agenda Symposium "Information Technology and Learning" April 30 - May 2, 2002-04-19 Crowne Plaza Montreal Centre Hotel Montreal, Quebec. -URL: http://csce-cesc.ca/pceradocs/2002/papers/ABreuleux_OEN.pdf.
15. Day, S. Developing Teachers: The Challenge of Lifelong Learning / S. Day. - London : Falmer Press, 1999. - 239 r.
16. Dutto, Mario G. Professional Development for Teachers: the new scenario in Italy / Mario, G. Dutto. - Via Gonzaga, 2 Milan (Italy) - 16 p.
17. Fullan, M. The New Meaning of Educational Chang / M. Fullan. - Fourth Edition -New York : Teacher College, Columbia University, 2007. - 338 p.
18. Glatthorn, A. Teacher development: international Encyclopedia of Teaching and Teacher Education / A. Glatthorn; ed. by L. Anderson. - London : Pergamon Press, 1995. - 198 r.
19. Hargreaves, A. Development and desire: a post-modern perspective: professional Development in Education: New Paradigms and Practices / A. Hargreaves ; eds. by T. Guskey and M. Huberman. - New York : Teachers Colleges Press, 1995. - 452 r.
20. Villegas-Reimers, E. Teacher Professional Development: an International Review of the Literature / E. Villegas-Reimers. - Paris : UNESCO, International Institute for Educational Planning, 2002. - 178 p.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2013, № 4