ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42
7. Hughes D. What Will Personalized Education Look Like in 2020? [Electronic resource] // Digitalmarketinginstitute. URL: https://digitalmarketinginstitute.com/blog/what-will-personalized-education-look-like-in-2020-education (accessed 10/08/2019)
8. Hutchins D. How Artificial Intelligence is Boosting Personalization in Higher Education [Electronic resource] // EDTech. URL: https://edtechmagazine.com/higher/ article/2017/11/ai-boosts-personalized-learning-higher-education (accessed July 15, 2019)
9. Khurana S. Personalized learning through artificial intelligence [Electronic resource] // Medium. 2018. URL: https://medium.com/swlh/personalized-learning-through-artificial-intelligence-bO 1051 d07494 (accessed 18/08/2019)
10. Perceived Differentiation and Personalization Teaching Approaches in Inclusive Classrooms: Perspectives of Students and Teachers [Electronic resource] // K. Linder [etc] // Frontiers in education. URL: https://www.frontiersin.org/ articles/10.3389/feduc.2019.00058/full (accessed 07/08/2019)
УДК 37.013 DOI: 10.24411/2078-1024-2019-13011
Рогожина O.A.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Рогожина Ольга Александровна, директор Негосударственной общеобразовательной Автономной некоммерческой организации «Павловская гимназия», Москва, Россия E-mail: [email protected]
В статье раскрывается актуальность профессионального развития педагогов негосударственного образовательного учреждения, обусловленная инновационным характером их деятельности и направленностью на раскрытие потенциала каждого ребенка и формирование его личности. Проблема исследования инициирована повышением роли профессиональных сообществ как формы повышения квалификации педагогов и их возможностями по отношению педагогов негосударственных образовательных учреждений.
Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании, разработки и экспериментальной проверке эффективности модели профессионального сообщества педагогов негосударственного образовательного учреждения как самообучающейся организации. При проведении исследования использовался ком-
122
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42
плекс теоретических и экспериментальных методов, который включал анализ литературных источников, моделирование, проектирование, обобщение данных, опрос, наблюдение, анкетирование, эксперимент, методы математической и статистической обработки данных. В ходе исследования были выделены характеристики деятельности негосударственных образовательных учреждений: си-нергетический подход к управлению; оптимальность управления; наличие у негосударственного образовательного учреждения концепции и стратегии развития и ориентация на социальные запросы. Основными идеями проектирования профессионального развития педагогов негосударственного образовательного учреждения являются следующие: взаимосвязь профессионального развития с концепцией негосударственного образовательного учреждения; согласованность программ профессионального развития с целями и ценностями школы; ориентация профессионального развития на повышение качества образования; обеспечение профессионального развития доказательствами и экспертизой эффективности образовательной деятельности; использование сотрудничества и экспертной задачи; долговременность программ профессионального развития и приоритетность профессионального развития в деятельности руководства школы.
Ключевые слова: профессиональное развитие педагогов, негосударственное образовательное учреждение, профессиональные педагогические сообщества.
Для цитирования: Рогожина O.A. Профессиональное развитие педагогов в условиях негосударственного образовательного учреждения. // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 3(42). С. 122-131. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-13011.
Rogozhina O.A.
PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS IN THE CONDITIONS OF A NON-STATE EDUCATIONAL INSTITUTION
Rogozhina Olga Alexandrovna, director of "Pavlovskaya Gymnasium" Nongovernmental Autonomous Non-Profit Organization, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
The article reveals the relevance of professional development of teachers of a non-governmental educational institution, due to the innovative nature of their activities andfocus on revealing the potential of each child and the formation of his/her personality. The research problem has been initiated by increasing the role of professional
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42
communities as a form of advanced training for teachers and their opportunities for teachers of non-governmental educational institutions.
The purpose of the study has been to justify theoretically, develop and test experimentally the effectiveness of a professional community model of teachers of a nongovernmental educational institution as a self-learning organization. A number of theoretical and experimental methods have been used in the research, which included analysis of literature, modeling, design, data generalization, survey, observation, questionnaire, experiment, methods of mathematical and statistical data processing. In course of the research the following characteristics of activities of non-governmental educational institutions have been identified: a synergistic approach to administration; administration optimality; a non-governmental educational institution's concept and development strategy and orientation to social needs.
The main ideas for designing professional development of teachers of a nongovernmental educational institution are as follows: interconnection of professional development with the concept of a non-governmental educational institution; consistency of professional development programs with the goals and values of school; orientation of professional development to improve the quality of education; providing professional development with evidence and examination of the effectiveness of educational activities; use of cooperation and expert task; duration of professional development programs and the priority ofprofessional development in the activities of school management.
Key words: professional development of teachers, non-governmental educational institution, professional pedagogical communities.
For citation: Rogozhina O.A. Professional development of teachers in the conditions of a non-state educational institution // Vestnik of Maikop State Technological University. 2019. Issue 3(42). P. 122-131. DOI: 10.24411 /2078-1024-2019-13011.
Особенностью социокультурного типа образования в информационном обществе является личностно-ориентированная парадигма и признание абсолютной ценности личности. Именно эта направленность способствовала возрождению негосударственного школьного образования в России как противостояние централизму и единообразию, экстенсивному росту знаний без их осмысления и рефлексии, использования внешних гуманитарных форм без изменения существа деятельности субъекта учения. Негосударственное общеобразовательное учреждение подразумевает принадлежность частным лицам, благотворительным, религиозным, просветительским организациям, фондам.
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42
Важной особенностью современных негосударственных образовательных учреждений в России является инновационный характер их деятельности, которая направлена, прежде всего, на раскрытие потенциала ребенка, формирование его личности. Вынужденные конкурировать как между собой, так и с государственными учреждениями, негосударственные образовательные учреждения должны привлекать лучшие отечественные и зарубежные практики, новейшие достижения науки и техники, использование которые будет способствовать максимальной реализации потенциала своих воспитанников и создания для этого оптимальных условий.
Следует отметить, что образовательный процесс в негосударственных образовательных учреждениях отвечает принципам личностно ориентированного подхода. Для педагога такого учреждения это означает использование авторской модели педагогической деятельности, которую отличаются целеполагание, отбор и структурирование содержания обучения, отражающего субъектный педагогический опыт. Кроме этого, у педагога наличествует собственная методическая система, опирающаяся на индивидуальный стиль его преподавания. Такая система включает его личностные и профессиональные качества; набор педагогических технологий; особенности коммуникативного взаимодействия. Негосударственные образовательные учреждения крайне заинтересованы в учителях, обладающие соответствующим «багажом», что актуализирует разработку подходов к профессиональному развитию педагогов.
Анализ литературных источников и образовательной практики позволил выделить ряд характеристик деятельности негосударственных образовательных учреждений:
1. Синергетический подход к управлению. Сутью синергетического подхода является самосоздание, самосохранение, самосовершенствование и самовоспроизведение систем. Такой подход обусловлен необходимостью постоянного совершенствования негосударственного образовательного учреждения, для оптимального развития которого необходимо управление, организованное в соответствии с положениями синергетики (Г. Хакен [1], В.И. Аршинов [2], C.B. Кульневич [3] и др.). Синергетический подход предполагает не только постоянное динамическое изменение, но и открытость образовательной среды, в которой функционирует учреждение, что вызвано необходимостью обеспечения конкурентоспособности.
2. Оптимальность управления, которая предусматривает высокую результативность работы всех элементов образовательной системы. С учетом того, что негосударственные образовательные учреждения существуют в условиях неста-
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42
бильности и отсутствия бюджетного финансирования, их система управления должна быть направлена на высокую отдачу вложенных ресурсов: материально-технических, финансовых, кадровых, информационных и др.
Высокая результативность проявляется, прежде всего, в учебных и внеучебных достижениях учащихся, условиях организации образовательного процесса, удовлетворенность педагогов и родителей.
3. Наличие у негосударственного образовательного учреждения концепции и стратегии развития. Разработка концепции и согласованной с ней стратегии, во-первых, побуждают к анализу ситуации и созданию четкого плана развития, а, во-вторых, формируют ценностно-смысловую основу, определяющую направленность развития для всех субъектов педагогической деятельности. Концепция и стратегия развития носят не обязательно долговременный характер, они могут корректироваться, изменяться, трансформироваться с учетом ситуации, в которой функционирует негосударственное образовательное учреждение.
4. Ориентация на социальные запросы. Создание и функционирование негосударственного образовательного учреждения всегда связано с появлением запросов у определенных категорий населения, которые должны постоянно отслеживаться. Поэтому и вся деятельность любого негосударственного образовательного учреждения должна быть ориентирована на удовлетворение запросов, которые могут быть связаны, как с повышенными комфортными условиями пребывания обучающихся, так и с более высоким уровнем образования в целом или по отдельным направлениям. Также это могут быть направления профилизации учащихся. Ориентация на социальные запросы инициирует непрерывный диалог и сотрудничество с родительской и педагогической общественностью.
Такие характерные особенности негосударственных образовательных учреждений, как ориентация на инновационную деятельность, учет социальных запросов и ряд других, предъявляют повышенные требования к педагогам. Только высокое владение предметной и методической компетенцией становится уже недостаточным, требуется развитие комплексных способностей, интегральных характеристик личности педагога [4].
Эффективность профессиональной подготовки педагога, в свою очередь, связана с развитием его личности, созданием условий для непрерывного профессионального роста и самореализации.
Тогда в самом общем плане профессиональный рост следует понимать как комплексный процесс, включающий в себя совокупность взаимосвязанных про-
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42
грессивных изменений, происходящих в личностном, предметном, функциональном и социальном компонентах профессиональной деятельности субъекта [5].
Профессиональный рост происходит в процессе развития. Он определяется как повышение работником своих индивидуальных возможностей по выполнению профессиональных функций, направленных на улучшение количественных и качественных показателей труда, повышение профессионального потенциала человека, который понимается как системное образование, включающее в себя качества индивида, необходимые для выполнения функций конкретной профессии.
Профессиональное развитие следует рассматривать как основной механизм, который образовательные организации должны использовать, чтобы помочь педагогам постоянно совершенствовать свои компетенции.
Перечислим основные идеи, которые легли в основу проектирования профессионального развития педагогов негосударственного образовательного учреждения.
1. Взаимосвязь профессионального развития с концепцией негосударственного образовательного учреждения
Профессиональное развитие наиболее эффективно, когда деятельность имеет четкую цель и обоснование. Программы профессионального развития должны быть согласованы с целями и ценностями школы, тогда педагоги осознают и принимают шаги, которые руководство предпринимает для повышения конкурентоспособности образовательного учреждения.
2. Профессиональное развитие должно быть ориентировано на повышение качества образования
Одним из ключевых аспектов профессионального развития должна быть его направленность на результаты образования, которые непосредственно связаны с достижениями учащихся. Все мероприятия по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов необходимо планировать с учетом опыта, знаний и потребностей отдельных учителей, их актуальных и потенциальных возможностей для получения желаемых учебных и иных результатов обучаемых, а также постоянную оценку того, как эти результаты изменяются с течением времени.
3. Профессиональное развитие должно подкрепляться доказательствами и экспертизой эффективности образовательной деятельности
Процесс профессионального развития педагогов должен базироваться на основе научно обоснованных и проверенных практикой подходов и теорий, а также инновационных, но прошедших экспертизу и экспериментальную проверку.
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42
4. Профессиональное развитие должно включать сотрудничество и экспертную задачу
Профессиональное развитие, целью которого является изменение практики преподавания, является наиболее эффективным, когда разрабатывается совместно с педагогами. Для этого необходимо включить педагогов в экспертизу программы развития образовательного учреждения и тех нововведений, которые планируются для ее реализации, вооружив их соответствующими методологическими и методическими знаниями.
5. Программы профессионального развития должны носить долговременный характер
Профессиональное развитие наиболее эффективно, когда оно осуществляется в соответствии определенной программой и планом ее реализации, согласованной со стратегией развития образовательной организации.
6. Профессиональное развитие должно быть приоритетным руководством школы
Профессиональное развитие является ведущим фактором достижения качества образования и поэтому должно быть в центре внимания руководства образовательного учреждения. Управление процессом профессионального развития педагогов, как и любая управленческая деятельность, должно включать в себя следующие обязательные элементы: определение целей профессионального развития, мотивирование педагогов, постановку задач, делегирование, действия контроля за выполнением задач, рефлексию.
Профессиональный рост педагога обеспечивается интеграцией формального, неформального и информального образования. Определим каждый из упомянутых видов.
Формальное обучение осуществляется соответствующими образовательными организациями в организованном структурированном контексте и ведет к сертификации [6]. Сертификация означает присвоение определенного образовательно-квалификационного уровня и сопровождается получением официального документа.
В последние годы в области обучения взрослых, особенно в процессе повышения квалификации, набирает силу тенденция, связанная с неформальным и информальным видами обучения. Коммюнике Комиссии Европейских Обществ «Обучение взрослых: учиться никогда не поздно» от 23 октября 2006 года определяет, что основной задачей стран содружества является формирование таких общественных систем, которые делают возможным признание и валидацию неформального и информального обучения [7].
128
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42
При определении «неформального образования» мы будем придерживаться точки зрения руководителя программы ЮНЕСКО «Грамотность и неформальное образование» Шигеру Аояги [8], которая трактует его как «любой вид организованной и систематической деятельности, которая может не совпадать с деятельностью образовательных организаций, входящих в формальные системы образования, основанных на принципах «обучение с учетом потребностей», «практикоориенти-рованность», «гибкий график и отсутствие территориальной привязки».
Неформальным обучением следует считать любую образовательную активность вне формальной системы. К такому виду обучения можно отнести обучение в клубах, кружках, различные курсы, тренинги, короткие программы. В рамках такого вида обучения могут выдаваться определенные сертификаты, свидетельства, однако они не являются образовательными документами, которые признаются государством как официальные.
Информальное обучение - это индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер [9]. Такой вид обучения не структурирован и не ведет к официальной сертификации. Термин «информальный» уже говорит о том, что этот вид обучения не связан с процедурными формальностями, как то, четкой постановки целей, определения сроков и продолжительности и др. Примерами ин-формального обучения являются:
- самообразование, когда необходимо осуществить самостоятельный поиск ответов на актуальные вопросы;
- взаимообучение в процессе совместного решения задач;
- духовное и культурное обогащение посредством чтения и посещение учреждений культуры и т.д.
Одной из моделей интеграции неформального и информального образования, обеспечивающая развитие профессиональной компетентности педагогов в условиях негосударственного образовательного учреждения, может стать педагогическая мастерская. Она создается для приобретения участниками новых знаний и опыта путем самостоятельного или коллективного открытия на основе самообразовательной деятельности каждого [10].
Объединение в педагогическую мастерскую в негосударственном образовательном учреждении должно происходить на добровольной основе с учетом интересов и склонностей педагогов. На базе НОУ создается сеть педагогических мастерских, ориентированных на решение актуальных проблем образования. К ру-
129
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42
ководству педагогическими мастерскими привлекаются ведущие учителя, педагоги вузов, ученые, которые выступают в качестве фасилитаторов, координирующих мозговой штурм в процессе обсуждения проблемы, осуществляя ее перевод в плоскость конкретных задач, аккумулируя и систематизируя результаты, выводы и продукты деятельности [11].
Процесс приобретения знаний в педагогической мастерской может быть представлена следующим образом:
актуализация проблемы - постановка проблемы - процесс разработки проблемы - получение продукта - осознание его закономерностей - соотнесение полученного с достижениями современной педагогической науки - коррекция своей деятельности - новый продукт и т.д. [11]
Результатом деятельности мастерской становится не только реальный инновационный продукт, но и процесс его создания, который осуществляется на основе сотрудничества и сотворчества.
Педагогические мастерские способствуют развитию инновационной активности педагогов, предоставляя им возможности стать активными участниками проектирования и управления образовательным процессом.
Литература:
1. Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М.: Мир, 1985. 424 с.
2. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М.: ИФРАН, 1999. 200 с.
3. Кульневич C.B. Педагогика самоорганизации. Воронеж, 1997. 235 с.
4. Ниязова A.A., Доронина H.A. Интеграционное взаимодействие в системе подготовки педагогов в вузе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. №5. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7250 (дата обращения: 27.08.2019).
5. Гибадуллина Ю.М. Профессиональная подготовка педагогов в процессе интеграции формального, неформального и информального образования // Фундаментальные исследования. 2014. №11-10. С. 2253-2257.
6. Москвин Д.Е. Организация неформального и информального образования современного политолога // Без темы. 2009. №2 (12). С. 18-22.
7. Обучение взрослых: учиться никогда не поздно [Электронный ресурс]: коммюнике Комиссии Европейских Обществ (Брюссель, 23 октября 2006 года). Режим доступа: http://textarchive.ru/c-2873530.html (дата обращения: 20.08.2019).
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42
8. Неформальное образование [Электронный ресурс] / Ндонг-Жатта Анн-Терез, Шигеру Аояги; Бюро информатизации ЮНЕСКО. Режим доступа: html://www.unesko.org/bpi/pdf/memobpi55_NFE_m.pdf.
9. European Council Presidency Conclusions. Lisbon, 2000.
10. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент / под общ. ред. В.Д. Дорофеева. М.: ИНФРА-М, 2008. 440 с.
11. Рагожина О.А. Педагогическая мастерская как модель повышения профессиональной компетентности педагогов в негосударственной образовательной организации // Мир науки, культуры, образования. 2015. №4 (53). С. 95-96.
Literature:
1. Khaken G. Synergetics. Hierarchy of instabilities in self-organizing systems and devices. M.: Mir, 1985. 442 p.
2. Arshinov V.I. Synergetics as a phenomenon of post-non-classical science. M.: IFRAN, 1999. 200 p.
3. Kulnevich S.V. Pedagogy of self-organization. Voronezh, 1997. 235 p.
4. Niyazova A. A., Doronina N.A. Integration interaction in the system of teacher training at a university [Electronic resource] // Modern problems of science and education. 2012. No. 5. Access mode: http://science-education.ru/en/article/view?id=7250 (access date: 28. 08.2019).
5. Gibadullina Yu.M. Professional training of teachers in the process of integration of formal, non-formal and informal education // Fundamental Research. 2014. No. 11-10. P. 2253-2257.
6. Moskvin D.E. Organization of non-formal and informal education of a modern political scientist//No topic. 2009. No. 2(12). P. 18-22.
7. Adult education: it is never too late to learn [Electronic resource]: communiqué of the Commission of European Societies (Brussels, October 23, 2006). Access mode: http://textarchive.ru/c-2873530.html (access date: 20/08/2019).
8. Non-formal education [Electronic resource] /Ndong-Jatta Ann-Terez, Shigeru Aoyagi; UNESCO Bureau of Informatization. Access mode: html: // www.unesko.org/bpi/pdf/memobpi55_NFE_ru.pdf.
9. European Council Presidency Conclusions. Lisbon, 2000.
10. Dorofeev V.D., Shmeleva A.N., Shestopal N.Yu. Management / under total, ed. by V.D. Dorofeev. M.: INFRA-M, 2008. 440 p.
11. Rogozhina O.A. Pedagogical workshop as a model for increasing professional competence of teachers in a non-governmental educational organization // World of Science, Culture, Education. 2015. No. 4(53). P. 95-96.