Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАК ФАКТОР ДОСТИЖЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАК ФАКТОР ДОСТИЖЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшие учебные заведения / преподаватели / педагогическая деятельность / принцип человекосообразности / гуманистическая направленность / профессиональное развитие / профессиональный рост / педагогическая устойчивость / педагогические профессии / системно-деятельностный подход / higher education institutions / teachers / pedagogical activity / the principle of human con-formity / humanistic orientation / professional development / professional growth / pedagogical sustainability / teaching professions / system-activity approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трегубова Татьяна Моисеевна, Шибанкова Люция Ахметовна, Кац Александра Семеновна

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что в условиях трансформации высшего образования и поиска собственной аутентичной российской модели подготовки будущих специалистов преподаватели вузов демонстрируют преданность педагогической профессии и го-товность к профессиональному росту, стремятся к непрерывному самосовершенствованию. Об этом свидетельствуют анализ многочисленной психолого-педагогической литературы и собственные научные изыскания авторов. Одновременно актуализируется проблема: каким образом успешное профессиональное развитие преподавателей высшей школы может повлиять на формирование их педагогической устойчивости? Цель исследования заключается в том, чтобы обосновать взаимо-связь между профессиональным развитием педагогов вузов и достижением их педагогической устойчивости. В статье раскрыта сущность системно-деятельностного подхода, заключающаяся в его ориентированности на комплексное, всестороннее личностно-профессиональное развитие, а также интериоризацию внешних явлений образовательного пространства во внутренние процессы. Ведущим принципом является принцип человекосообразности, согласно которому педагог должен непрерывно развиваться с учетом гуманистической направленности его деятельности. В качестве важных результатов исследования можно указать выделение этапов формирования педагогической устойчивости, диверсификацию направлений профессионального развития, актуализацию значи-мости их конкурентоспособности для продвижения карьеры. Научная новизна результатов заклю-чается в том, что выявлена корреляция между этапами и профессионально значимыми качествами, формируемыми на каждом из этапов становления педагогической устойчивости. Теоретическая значимость результатов заключается в том, что активизация психологических процессов (от само-познания и саморазвития до самоактуализации и самореализации) позволяет педагогу успешно пройти глубокую личностно-профессиональную трансформацию в процессе достижения педагоги-ческой устойчивости. Практическая значимость результатов заключается в возможности просле-дить на практике преемственность этапов формирования педагогической устойчивости в зависимо-сти от стадий обучения и преподавательской деятельности. Обосновано, что успешное профессио-нальное развитие преподавателя высшей школы влияет на достижение его педагогической устой-чивости и повышение уровня его педагогического мастерства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL DEVELOPMENT AS A FACTOR OF ACHIEVEMENT UNIVERSITY TEACHERS’ PEDAGOGICAL STABILITY

The relevance of our research is due to the fact that in the context of the transformation of higher education and the search for its own authentic Russian model of training future specialists, univer-sity teachers demonstrate their dedication to the pedagogical profession and readiness for professional growth, and strive for continuous self-improvement. This is evidenced by the analysis of numerous psycho-logical and pedagogical literature and the authors’ own scientific research. At the same time, the following problem is actualized: how can successful university teachersprofessional development influence on for-mation of their pedagogical stability? The purpose of the research is to prove interrelation between univer-sity teachersprofessional development and achievement of their pedagogical stability. The essence of sys-tem and activity approach is revealed in the article which is realized in its focus on complex, comprehen-sive personal and professional development, and an interiorization of the external phenomena of educa-tional environment into internal processes. The leading principle is the principle of a human-conformity, according to which the teacher has to be developed continuously, taking into account the humanistic orien-tation of his activity. As important results of the research, we can indicate the stages of formation of peda-gogical stability, diversification of the directions of professional development, updating the importance of the competitiveness for career advancement. The scientific novelty of the results lies in the fact that the correlation between the stages and the professional-significant qualities formed at each stage of the for-mation of pedagogical stability has been revealed. The theoretical importance of the results is that activa-tion of psychological processes (from self-cognition and self-development to self-actualization and self-realization) allows the teacher to successfully undergo a deep personal and professional transformation in the process of achieving pedagogical stability. The practical significance of the results lies in the ability to trace in practice the continuity of the stages of formation of pedagogical stability depending on the stages of training and teaching. It is justified that the successful professional development of a teacher of higher education affects the achievement of his pedagogical stability and the increase in the level of his pedagogi-cal mastery, in general.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАК ФАКТОР ДОСТИЖЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ»

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.12

ББК Ч448.042 ГРНТИ 14.37.01 Код ВАК 5.8.1

Трегубова Татьяна Моисеевна,

SPIN-код: 5742-3535

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии в сфере физической культуры и спорта, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 420010, Россия, г. Казань, ул. Деревня Универсиады, 35, e-mail: tmtreg@mail.ru

Шибанкова Люция Ахметовна,

SPIN-код: 7186-6290

кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник, Казанский филиал «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований»; 420039, Россия, г. Казань, ул. Исаева, 12; e-mail: luz7@yandex.ru

Кац Александра Семеновна,

SPIN-код: 6605-5630

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Казанский филиал «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований»; 420039, Россия, г. Казань, ул. Исаева, 12; e-mail: cats.schura@yandex.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАК ФАКТОР ДОСТИЖЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: высшие учебные заведения; преподаватели; педагогическая деятельность; принцип человекосообразности; гуманистическая направленность; профессиональное развитие; профессиональный рост; педагогическая устойчивость; педагогические профессии; системно-деятельностный подход

АННОТАЦИЯ. Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что в условиях трансформации высшего образования и поиска собственной аутентичной российской модели подготовки будущих специалистов преподаватели вузов демонстрируют преданность педагогической профессии и готовность к профессиональному росту, стремятся к непрерывному самосовершенствованию. Об этом свидетельствуют анализ многочисленной психолого-педагогической литературы и собственные научные изыскания авторов. Одновременно актуализируется проблема: каким образом успешное профессиональное развитие преподавателей высшей школы может повлиять на формирование их педагогической устойчивости? Цель исследования заключается в том, чтобы обосновать взаимосвязь между профессиональным развитием педагогов вузов и достижением их педагогической устойчивости. В статье раскрыта сущность системно-деятельностного подхода, заключающаяся в его ориентированности на комплексное, всестороннее личностно-профессиональное развитие, а также интериоризацию внешних явлений образовательного пространства во внутренние процессы. Ведущим принципом является принцип человекосообразности, согласно которому педагог должен непрерывно развиваться с учетом гуманистической направленности его деятельности. В качестве важных результатов исследования можно указать выделение этапов формирования педагогической устойчивости, диверсификацию направлений профессионального развития, актуализацию значимости их конкурентоспособности для продвижения карьеры. Научная новизна результатов заключается в том, что выявлена корреляция между этапами и профессионально значимыми качествами, формируемыми на каждом из этапов становления педагогической устойчивости. Теоретическая значимость результатов заключается в том, что активизация психологических процессов (от самопознания и саморазвития до самоактуализации и самореализации) позволяет педагогу успешно пройти глубокую личностно-профессиональную трансформацию в процессе достижения педагогической устойчивости. Практическая значимость результатов заключается в возможности проследить на практике преемственность этапов формирования педагогической устойчивости в зависимости от стадий обучения и преподавательской деятельности. Обосновано, что успешное профессиональное развитие преподавателя высшей школы влияет на достижение его педагогической устойчивости и повышение уровня его педагогического мастерства в целом.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Трегубова, Т. М. Профессиональное развитие как фактор достижения педагогической устойчивости преподавателей вузов / Т. М. Трегубова, Л. А. Шибанкова, А. С. Кац. -Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2024. - № 3. - С. 77-86.

Tregubova Tatiana Moiseevna,

Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Pedagogy and Psychology in the Sphere of Physical Culture and Sport, Volga Region State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan, Russia

Shibankova Lucia Akhmetovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Senior Researcher, Kazan branch "Federal Scientific Center of Psychological and Interdisciplinary Research", Kazan, Russia

© Трегубова Т. М., Шибанкова Л. А., Кац А. С., 2024

Kats Alexandra Semenovna,

Candidate of Pedagogy, Senior Researcher, Kazan branch "Federal Scientific Center of Psychological and Interdisciplinary Research", Kazan, Russia

PROFESSIONAL DEVELOPMENT AS A FACTOR

OF ACHIEVEMENT UNIVERSITY TEACHERS' PEDAGOGICAL STABILITY

KEYWORDS: higher education institutions; teachers; pedagogical activity; the principle of human conformity; humanistic orientation; professional development; professional growth; pedagogical sustainability; teaching professions; system-activity approach

ABSTRACT. The relevance of our research is due to the fact that in the context of the transformation of higher education and the search for its own authentic Russian model of training future specialists, university teachers demonstrate their dedication to the pedagogical profession and readiness for professional growth, and strive for continuous self-improvement. This is evidenced by the analysis of numerous psychological and pedagogical literature and the authors' own scientific research. At the same time, the following problem is actualized: how can successful university teachers' professional development influence on formation of their pedagogical stability? The purpose of the research is to prove interrelation between university teachers' professional development and achievement of their pedagogical stability. The essence of system and activity approach is revealed in the article which is realized in its focus on complex, comprehensive personal and professional development, and an interiorization of the external phenomena of educational environment into internal processes. The leading principle is the principle of a human-conformity, according to which the teacher has to be developed continuously, taking into account the humanistic orientation of his activity. As important results of the research, we can indicate the stages of formation of pedagogical stability, diversification of the directions of professional development, updating the importance of the competitiveness for career advancement. The scientific novelty of the results lies in the fact that the correlation between the stages and the professional-significant qualities formed at each stage of the formation of pedagogical stability has been revealed. The theoretical importance of the results is that activation of psychological processes (from self-cognition and self-development to self-actualization and self-realization) allows the teacher to successfully undergo a deep personal and professional transformation in the process of achieving pedagogical stability. The practical significance of the results lies in the ability to trace in practice the continuity of the stages of formation of pedagogical stability depending on the stages of training and teaching. It is justified that the successful professional development of a teacher of higher education affects the achievement of his pedagogical stability and the increase in the level of his pedagogical mastery, in general.

FOR CITATION: Tregubova, T. M., Shibankova, L. A., Kats, A. S. (2024). Professional Development as a Factor of Achievement University Teachers' Pedagogical Stability. In Pedagogical Education in Russia. No. 3, pp. 77-86.

Введение. Эпоха неопределенности диктует свои правила: постоянно обновляются требования, предъявляемые к профессии преподавателя высшей школы; варьируются профессиональные компетенции, которыми должен обладать педагог; изменяются подходы и форматы преподавания. Однако ценности педагогической профессии незыблемы, они сохраняются даже в условиях динамично-меняющегося мира, и в этом заключается устойчивость педагогической профессии в целом. Несомненно, современные технологические разработки (искусственный интеллект, нейросети, робототехника) не обладают эмоциональным интеллектом, не способны проявлять эмпатию к обучающемуся, поэтому они никогда не смогут заменить педагога в процессе обучения студентов.

Обращение к вопросам профессионального развития преподавателя вуза и его педагогической устойчивости обусловлено прежде всего особой ролью в качественной подготовке специалиста для будущей экономики критических и сквозных технологий, в турбулентно меняющихся условиях социально-экономического развития общества при сохранении тренда неопределен-

ности и сложности. Многофункциональность и многозадачность преподавателя вуза, большой «портфель» занятости, необходимость сохранения должного уровня педагогической деятельности при трансформационных процессах высшей школы после выхода из Болонского процесса определяют актуальность непрерывного педагогического образования, профессионального развития и педагогической устойчивости преподавателя с новым акцентом. Обретает новые идеи институт наставничества, новые роли, функции и статус приобретает профессиональное педагогическое сообщество, новые инструменты экспертности способствуют выстраиванию успешной профессиональной карьеры преподавателя вуза.

Отметим, что педагогическая профессия характеризуется гуманистической направленностью, потому что педагог ответственен за формирование ценностей, идеалов и мотиваций у подрастающего поколения. Гуманистическая направленность педагогической профессии заключается как в стремлении раскрыть потенциал личности студента, так и в формировании его профессионально значимых качеств. Л. Ю. Мухаметзянова полагала, что

наивысшее достижение педагога - это когнитивный диалог, который предполагает взаимообогащение партнеров по коммуникации, в результате которого образуется интеллектуальный и эмоциональный прирост. «Когнитивный диалог осуществляется только в гуманистическом контексте», поскольку он предполагает взаимовыгодный обмен информацией, где педагог и студенты - равноправные партнеры по взаимодействию [12, с. 36].

Следовательно, поскольку педагогическая деятельность предполагает взаимодействие в системе «человек-человек», педагогу следует уметь создавать систему профессиональных коммуникаций с субъектами образовательного процесса. Искусство коммуникации является первостепенно значимым для педагога, поскольку любая коммуникация предполагает взаимообмен информацией и профессиональными знаниями. Следует отметить, что коммуникативность - это интегративная часть «гибких компетенций» (soft skills), представляющих собой совокупность знаний, умений, навыков и личностных характеристик преподавателя вуза в сфере взаимодействия между агентами образования. Soft skills включают в себя «профессионально-личностные установки, социальные навыки, управленческие способности» [13, с. 65]. Отмечено, что благодаря «гибким» навыкам педагог легче адаптируется к педагогической профессии и интегрируется в педагогическое сообщество.

Постоянное развитие, изменение «наполнения» модели компетенций («hard»-, «soft»- и «self»-компетенций) обусловлены быстро меняющимися условиями социально-экономического развития общества, современного высшего образования. Кадровая политика университета ориентирована на непрерывное педагогическое образование и профессиональное развитие преподавателя вуза, предполагающее постоянное расширение всего спектра компетенций. При сохраняющейся значимости «жестких» компетенций и обязательной их достаточности для решения профессиональных задач преподавателем вуза актуализируется и усиливается роль «мягких» компетенций, входящих в круг социальных, что позволяет расширять горизонты для непрерывного профессионального образования и выстраивания профессиональных связей в течение всей жизни.

Педагогическая профессия в России имеет свои особенности, которые обусловлены национальным менталитетом и многовековыми российскими традициями в преподавании. Анализ педагогической литературы и собственные многолетние исследования авторов свидетельствуют, что

большинство педагогов в России глубоко преданы своей профессии, и это составляет мотивационный компонент педагогической устойчивости (А. А. Кудрин, А. А. Перевало-ва) [7; 14]. Как результат - формируются педагогические династии, где опыт учительства передается из поколения в поколение. В среднем педагогическая династия состоит из 3-4 поколений, и педагогический стаж составляет 150-200 лет.

И. А. Дидук предлагает следующее определение понятию «педагогическая династия»: совокупность интегральных характеристик (социокультурный феномен), влияющих на деятельность системы образования, учитывающих ее особенности и выполняющих специфическую роль в данной социальной системе [5, с. 238]. В данном определении акцент делается на том, что педагогические династии - это социокультурный феномен, т. е. данное понятие рассматривается с позиции социальной деятельности педагога: он транслирует накопленный педагогический опыт и мудрость будущему поколению педагогов, что становится возможным благодаря его деятельности как педагога-наставника. Следовательно, педагогические династии настолько влиятельны, что могут воздействовать на изменения в «культурно-исторической среде региона» [5, с. 239]. Ценно, что представители педагогических династий воспринимают педагогическую профессию не только как моральный долг, но и как возможность служения Родине и ее гражданам.

Цель исследования. Исходя из актуальности нашего исследования, заключающейся в важности формирования педагогической устойчивости профессии в условиях трансформации высшего образования и поиске собственных аутентично российских моделей подготовки конкурентоспособных специалистов, была сформулирована цель нашего исследования.

Цель исследования заключается в том, чтобы обосновать взаимосвязь между профессиональным развитием педагогов вузов и достижением их педагогической устойчивости.

Обзор литературы. В работах отечественных авторов (Н. М. Борозинец, В. А. Кучер, М. А. Лазарев, О. В. Стукалова, Т. В. Темиров) [2; 8; 9] определено, что понятие «педагогическая устойчивость» является многогранным, и среди некоторых позиций: внутренняя потребность педагога в профессиональной самореализации; наличие позитивных установок и мотивации для осуществления педагогической деятельности; осознанность педагогических действий; уверенность в выборе профессионального пути; глубокая преданность педагогической

профессии и др. В своих работах они приходят к единому выводу, что ключевые факторы, позитивно влияющие на формирование педагогической устойчивости, - это прежде всего активность педагога, его любознательность, а также высокая степень его самоорганизации и самодисциплины.

Мы придерживаемся научной позиции М. А. Лазарева, О. В. Стукаловой, Т. В. Те-мирова, согласно которой понятие «педагогическая устойчивость» рассматривается как «качественная характеристика, отражающая высокий уровень стабилизации ценностных установок, эмоционально-волевых процессов и состояний» [9, с. 64].

Нам близко определение А. В. Савчен-кова, Н. В. Увариной, где «педагогическая устойчивость» есть «интегративное качество личности, обеспечивающее способность педагога осуществлять профессиональную деятельность в течение длительного времени с высоким уровнем эмоциональной устойчивости, продуктивности и работоспособности, в динамично развивающихся и экстремальных ситуациях» [15, с. 375].

Ряд исследователей Badalova,

M. A. Norquziyeva) [22; 23] рассматривают педагогическую устойчивость в контексте достижения высокой степени адаптивности, т. е. способности к педагогической трансформации в зависимости от изменений в условиях труда. Педагогическая трансформация предполагает изменение восприятия педагогической профессии у преподавателей высшей школы.

Представитель Казахстана М. А Noгquziyeva поясняет, что педагогическая устойчивость -это системное качество, которое свидетельствует о хорошей саморегуляции преподавателя, высокой степени его адаптивности и способности демонстрировать высокую продуктивность и высокие показатели обучения [23].

Представительница Узбекистана

L. Badalova отмечает, что современный работодатель хочет быть уверенным в педагогической устойчивости. Для этого педагогу следует проиллюстрировать свои профессионально значимые качества, такие как целеустремленность, обучаемость и, естественно, степень адаптивности к новым условиям труда [22].

Проведя системный анализ данного феномена, мы пришли к следующим выводам:

1. Высокий уровень сформированно-сти педагогической устойчивости у преподавателя высшей школы свидетельствует о степени его мотивированности и включенности в систему многомерных педагогических взаимоотношений, что позитивно повлияет на результативность обучения студентов.

2. Наличие педагогической устойчивости у преподавателя высшей школы позволит ему утвердиться в правильности выбора педагогической профессии. Это будет способствовать развитию уверенности в себе и собственных педагогических возможностях.

3. Преподаватель с развитой педагогической устойчивостью отличается позитивным восприятием своей профессиональной позиции в целом и результатов педагогического взаимодействия в частности.

В ходе изучения аспектов понятия «педагогическая устойчивость» был выявлен ряд затруднений (проблем), с которыми сталкиваются молодые специалисты педагогического профиля в ходе достижения педагогической устойчивости, а именно:

- молодые преподаватели высшей школы в начальный период своей педагогической деятельности часто колеблются в правильности выбранного ими профессионального пути. Они не до конца осознанно подошли к выбору педагогической профессии, потому что склонны идеализировать некоторые ее аспекты. Им не хватает твердости в принятии решения быть педагогом и уверенности в своих профессиональных возможностях. Одним из возможных решений данной проблемы может быть работа с наставником, ориентированная на создание индивидуальной профессиограммы. Исходя из нее, будущий педагог сможет осознать свои сильные и слабые стороны в преподавании и определиться с ведущим когнитивным стилем преподавания. В своих публикациях мы назвали это «этап самоанализа когнитивных стилей педагогов» [1, с. 180];

- молодые преподаватели высшей школы не всегда могут справиться с кризисными ситуациями, возникающими в ходе образовательного процесса.

Данная проблема может возникнуть из-за того, что будущим педагогам не хватает гибкости и адаптивности. Современный педагог работает в ситуации «здесь и сейчас», ему следует научиться варьировать стратегии преподавания, адаптируя их под студенческую аудиторию. Альтернативным решением данной проблемы может быть работа с наставником по развитию способности к «педагогической импровизации» [6, с. 180];

- у молодых преподавателей после первых профессиональных неудач могут возникнуть негативные профессиональные установки. Важно вовремя переключиться на позитивное мышление и позитивное восприятие своей профессиональной позиции. Решением данной проблемы может быть работа с наставником по формированию позитивных установок и мировосприятия, чтобы облегчить процесс адаптации к

педагогической профессии.

Методология и методы исследования. Стратегию исследования профессионального развития преподавателя высшей школы определяет системно-деятельностный подход, наиболее полно описывающий комплекс условий и механизмов профессионального роста преподавателя вуза, отвечающих вызовам современного высшего образования и трансформационным процессам в высшей школе. Системно-деятельностный подход как методологическая основа исследования объемно рассматривает структуру профессионального развития преподавателя вуза, отражая совокупность взаимосвязанных компонентов, внутренних и внешних, горизонтальных и вертикальных связей. Данный подход предполагает системную организацию процесса профессионального развития преподавателя высшей школы, включая весь спектр видов профессиональной деятельности преподавателя вуза (научно-исследовательская, преподавательская, воспитательная и т. д.) и широкую линейку дополнительных профессиональных программ (повышение квалификации, профессиональная переподготовка), ориентированных на непрерывное профессиональное образование [11].

Инициируя новый цикл «человекосо-образности» и основываясь на метаприн-ципах современной когнитивной педагогики, одним из методологических инструментов мы определяем принцип человекосооб-разности, что актуализирует гуманистический вектор профессионального развития преподавателя вуза, обусловливает ориентацию на способности, возможности и потребности человека, предполагает учет его личностных ценностей, а также культурно-гуманистического потенциала образовательного пространства [3; 19].

Исследованию явлений во всех его проявлениях и профессиональных связях способствует применение принципа компле-ментарности к профессиональному разви-

тию преподавателя вуза. Данный принцип предполагает взаимодополняемость агентов высшего образования что, как следствие, обеспечивает «движение» профессиональных знаний [20].

Применение принципа непрерывности к профессиональному развитию преподавателя высшей школы способствует выстраиванию в системе профессионального развития преемственности между всеми этапами данного процесса, затрагивающей концептуальный, содержательный, технологический и кадровый уровни/плоскости.

В ходе исследования авторами был проведен теоретический анализ большого массива отечественных и зарубежных научных трудов в фокусе проблемы профессионального развития преподавателя вуза и достижения педагогической устойчивости, определен методологический инструментарий исследования проблемы, изучены внешние и внутренние тренды развития высшего образования на современном этапе, трансформационные процессы университета и требования к преподавателю на новом витке развития вуза. Материалами выступили ранние результаты научных изысканий: выявление этапов создания и развития педагогического коллектива университета, исследование особенностей профессионального развития педагогического коллектива университета, определение оптимальных траекторий личностного и профессионального роста преподавателя вуза [10; 21].

В процессе исследования использовались теоретические методы: анализ научных трудов, обобщение, сравнение, систематизация полученных результатов.

Результаты. В качестве одного из важных результатов были выявлены и охарактеризованы этапы формирования педагогической устойчивости (далее - ПУ) (табл.) на основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования [8; 9; 14] и собственных исследований авторов [13; 18].

Таблица

Этапы формирования педагогической устойчивости

№ Название этапа формирования ПУ Стадия педагогической деятельности Краткая характеристика этапов формирования ПУ Профессионально значимые качества педагога

1. «Вхождение» в профессию На данном этапе осуществляется формирование профессиональных интересов студентов и педагогической направленности студентов - будущих педагогов Период обучения в высшей школе (студенчество) - (предстартовая позиция) На данном этапе формируются мотивацион-но-ценностные установки студентов - будущих педагогов к реализации педагогической деятельности. Далее происходит активное формирование профессиональных компетенций будущих специалистов С одной стороны, актуализируется владение студентами навыками XXI века, необходимыми для успешной реализации в педагогической деятельности. С другой стороны, акцент делается на интенсивной когнитивной активности студентов

Продолжение таблицы

№ Название этапа формирования ПУ Стадия педагогической деятельности Краткая характеристика этапов формирования ПУ Профессионально значимые качества педагога

2. Адаптация к педагогической профессии На данном этапе реализуется идентификация с педагогической профессией Начальный период педагогической деятельности (старт) На стартовой позиции, в процессе непосредственной педагогической деятельности, педагог стремится сформировать свой профессиональный портрет «Я-профессионал » Молодой педагог на данном этапе стремится к самостоятельности и инициативности в принятии педагогических решений. Он исследует свой когнитивный стиль обучения в целях саморазвития

3- Интеграция в педагогическое сообщество На данном этапе осуществляется социализация педагога Практикующий специалист (кандидат в мастера) На стадии кандидата в мастера педагог интегрируется в педагогическое сообщество. Это происходит за счет сближения с интересами профессиональной группы На данном этапе пристальное внимание уделяется развитию «гибких» навыков (soft skills). Основное качество для педагога -коммуникативность, благодаря которой он социализируется

4 Достижение педагогического мастерства На данном этапе педагог достигает вершин профессионализма Специалист-эксперт в области педагогики (мастер) На стадии мастера педагог является наставником для молодых преподавателей. Он обладает педагогическим опытом и транслирует свои идеи молодым педагогам На данном этапе пристальное внимание уделяется непрерывному профессиональному развитию педагога в аспекте его самосовершенствования

В результате системного анализа формирования педагогической устойчивости мы пришли к следующим выводам:

1. Процесс формирования педагогической устойчивости личности осуществляется постепенно и поэтапно. Это длительный процесс, который начинается со студенческого периода («вхождение» в профессию, предстартовая позиция) и продолжается до момента достижения вершин профессионализма в образовательной организации (специалист-эксперт в области педагогики, мастер). В течение этого периода личность будущего педагога находится в непрерывном развитии, что становится возможным благодаря развитию ее профессионально значимых качеств на каждом этапе формирования педагогической устойчивости. В основу этапов формирования педагогической устойчивости заложен цикл, который обновляется в связи с изменением места работы, условий развития высшего образования.

2. Предстартовая позиция реализуется в студенческие годы и заканчивается формированием устойчивой позиции «Я - будущий профессионал». Акцент делается на активизации индивидуальных когнитивных механизмов познания. Стартовая позиция предполагает акцент на самопознании и завершается формированием индивидуального, когнитивного стиля обучения. Позиция «кандидат в мастера» реализуется в процессе социализации, благодаря развитию «гибких» навыков (soft skills). Позиция «мастер» свидетельствует о высоком уровне

педагогического мастерства, инструментом достижения которого является непрерывное профессиональное развитие.

3. Активизация психологических процессов (саморазвитие на первом этапе; самопознание на втором этапе; социализация на третьем этапе; самореализация и самоактуализация на четвертом этапе) позволяет личности успешно пройти глубокую лич-ностно-профессиональную трансформацию, благодаря которой будущий педагог сможет достичь педагогической устойчивости. Предложено, что высокий уровень педагогической устойчивости - это результат систематической внутренней работы педагога над собой и своими профессионально значимыми качествами.

Отметим, что конкурентоспособность является одним из ведущих профессионально значимых качеств-компонентов педагогической устойчивости, стимулирующих непрерывное профессиональное развитие преподавателя высшей школы. Гуманистическая направленность конкурентоспособности заключается в самонаправленности и саморегулируемости личности, т. е. способности к самосовершенствованию и саморазвитию, исходя из личностно-профессиональных приоритетов в профессиональном развитии и интересов работодателя.

Согласно научной позиции А. Р. Баяновой, личностная и профессиональная конкурентоспособность тесно взаимосвязаны друг с другом: наличие значимых личностных качеств является «фактором роста» для

формирования профессиональных качеств, необходимых для успешной реализации в педагогической профессии [4, с. 16].

В профессиональном развитии преподавателя высшей школы важно сделать акцент на его сильных сторонах (конкурентных преимуществах), благодаря которым преподаватель сможет проявить себя как цельная личность, открытая к постоянной работе над собой и своими профессионально значимыми качествами.

Наличие конкурентоспособности у представителей педагогической профессии может являться «триггером» (катализатором) непрерывного развития образовательной организации, если интегрировать человеческий капитал каждого сотрудника (его профессиональные активы и профессиональные достижения; его способность постоянно обучаться в формате повышения квалификации). Следовательно, конкурентоспособность преподавателя высшей школы в данном контексте - это способность преподавателя демонстрировать стабильно высокие результаты педагогической деятельности, которые достигаются благодаря его вовлеченности в процесс непрерывного профессионального развитии и достижение высокой степени адаптивности личности.

Перспективный тренд «непрерывное профессиональное развитие» рассматривается нами с трех позиций:

1. Непрерывное профессиональное развитие как часть концепции обучения на протяжении всей жизни (Lifelong learning), т. е. учитель - это «перманентный» ученик, который находится на стадии принятия и осознания нового опыта.

2. Непрерывное профессиональное развитие как часть образования взрослых, т. е. это непосредственно различные форматы подготовки/переподготовки педагогов как профессионалов.

3. Непрерывное профессиональное развитие как инструмент для постоянного обновления профессиональных компетенций, т. е. у преподавателя прослеживается динамика развития.

Профессор Т. М. Трегубова резюмирует, что «непрерывное профессиональное развитие ориентировано на реализацию лич-ностно-профессионального/карьерного роста, достижение профессионализма в педагогической профессии и "усиление" потенциала преподавателя» [17, c. 36]. Следовательно, непрерывно профессионально развиваясь, преподаватель высшей школы не только укрепляет свои профессиональные позиции, но и становится конкурентоспособным на рынке образовательных услуг.

Если рассматривать профессиональное развитие как фактор достижения педагоги-

ческой устойчивости, то можно обозначить следующие сферы ее влияния:

1. Профессиональное развитие преподавателя высшей школы ориентировано на повышение продуктивности педагогического сотрудника. Чем выше уровень его педагогического мастерства, тем большую стабильность в преподавании он иллюстрирует. Педагогическая устойчивость педагога в данном случае является гарантом надежности его как профессионала.

2. Успешность профессионального развития преподавателя зависит от сформиро-ванности его ценностно-мотивационной сферы, от наличия позитивных установок к преподаванию. В данном контексте определяющим фактором педагогической устойчивости является степень удовлетворенности педагогической профессией, которая непосредственно зависит от приоритетов выбора личностных смыслов педагогической профессии.

3. Профессиональное развитие педагога предполагает акцент на раскрытие его педагогического потенциала. Педагогическая устойчивость предполагает внутреннюю потребность педагога в профессиональной самореализации. Профессиональное развитие педагога ориентировано на достижение данной цели.

Выводы. Исходя из полученных результатов, мы пришли к следующим выводам:

1. В современных условиях актуализируется понятие «педагогическая устойчивость», которое является многогранным, и для его изучения необходимо применять системно-деятельностный подход. Оно рассматривается нами как интегральная характеристика личности, которая обусловливает как ее внутреннюю потребность в профессиональной самореализации, так и стремление к стабильности и надежности в педагогической профессии.

2. Формирование педагогической устойчивости преподавателя высшей школы - это длительный процесс, характеризующийся значительной личностно-профессиональной трансформацией. Педагогическая устойчивость предполагает как работу над навыками XXI века, значимыми для педагогической профессии, так и развитие адаптивности как ведущей способности личности. Наличие высокого уровня педагогической устойчивости свидетельствует о сформированности концепции «Я - профессионал», т. е. преподаватель высшей школы рассматривает себя как компетентного специалиста. Он осознает свои конкурентные преимущества, а также стремится преодолеть профессиональные «дефициты».

3. На основании исследования специальной литературы и собственных изыска-

ний авторы статьи выявили, что между понятиями «профессиональное развитие» педагога и «педагогическая устойчивость» прослеживается корреляция: успешное профессиональное развитие обусловливает высокий уровень педагогической устойчивости у преподавателя высшей школы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предложено, что в процессе профессионального развития формируются профессионально значимые качества личности (стабильность, надежность, преданность педагогической профессии), которые составляют «фундамент» педагогической устойчивости.

Отдельно выделено качество «конкурентоспособность», целью которого является стремление к самосовершенствованию и самоактуализации. В данном случае цель профессионального развития педагогов и цель достижения их конкурентоспособности совпадают. Цель заключается в достижении самонаправленности личности педагога, т. е. способности личности самостоятельно развиваться по индивидуальной об-

разовательной траектории.

Не вызывает сомнения тот факт, что результатом профессионального развития педагога является достижение им высокого уровня профессионализма. Сформированная педагогическая устойчивость является индикатором достигнутого уровня педагогического мастерства, так как преподаватель высшей школы, обладающий прочной педагогической устойчивостью, демонстрируя успешность и высокую результативность, способен справиться также и с вызовами, и кризисными ситуациями, возникающими в образовательном процессе вуза.

Перспективы исследования данной проблемы авторы видят в концептуализации и диверсификации форматов формирования педагогической устойчивости преподавателей вузов в зависимости от профилей обучения, а также индивидуализации этого процесса через разработку индивидуальной траектории формирования педагогической устойчивости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баянова, А. Р. Научно-методическое обеспечение развития конкурентоспособности преподавателя высшей школы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Баянова Альмира Рубисовна. - Казань, 2020. - 193 с. -Текст : непосредственный.

2. Борозинец, Н. М. Некоторые аспекты развития профессиональной устойчивости педагогов / Н. М. Борозинец. - Текст : непосредственный // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2014. - № 4. - С. 83-87.

3. Генезис когнитивной парадигмы образования / Е. Ю. Левина [и др.]. - Казань : Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2021. - 240 с. - Текст : непосредственный.

4. Гузеев, М. С. Сущность и содержание педагогической импровизации / М. С. Гузеев, Н. В. Уварова, А. А. Фасоля. - Текст : непосредственный // Современная высшая школа: инновационный аспект. -2019. - № 11 (46). - С. 10-19.

5. Дидук, И. А. Педагогическая династия как социокультурный феномен российского образования / И. А. Дидук. - Текст : непосредственный / / Вестник Брянского госуниверситета. - 2016. - № 2. - С. 236-240.

6. Кац, А. С. Когнитивные стили современных педагогов: от дефиниции к реализации / А. С. Кац. -Текст : непосредственный // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2020. - № 3 (108). - С. 176-182.

7. Кудрин, А. А. Формирование профессиональной устойчивости студентов высших учебных заведений в свете новых стандартов образования / А. А. Кудрин. - Текст : электронный / / Молодой ученый. -2014. - № 18.1 (77.1). - С. 51-54. - URL: https://moluch.ru/archive/77/13246/ (дата обращения: 01.03.2024).

8. Кучер, В. А. Подходы к определению понятий профессиональной устойчивости / В. А. Кучер. -Текст : непосредственный // Педагогический журнал. - 2011. - № 1. - С. 83-95.

9. Лазарев, М. А. Профессиональная устойчивость будущих педагогов: потенциал в процессе подготовки и критерии оценки / М. А. Лазарев, О. В. Стукалова, Т. В. Темиров. - Текст : непосредственный // Наука и школа. - 2018. - № 2. - С. 62-68.

10. Левина, Е. Ю. Эволюция трендов образования и новые шаги развития университета / Е. Ю. Левина, Л. А. Шибанкова. - Текст : непосредственный // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. - 2023. - № 2. -С. 107-116.

11. Медведев, А. М. Деятельностный подход как ориентир современного образования: исходное содержание и риски редукции / А. М. Медведев, И. В. Жуланова. - Текст : электронный // Мир науки. Педагогика и психология. - 2021. - № 2. - URL: https://mir-nauki.c0m/PDF/20PSMN221.pdf (дата обращения: 03.03.2024).

12. Мухаметзянова, Л. Ю. Когнитивный диалог как человекообразующая стратегия образования / Л. Ю. Мухаметзянова. - Текст : непосредственный // Казанский педагогический журнал. - 2021. - № 2 (145). - С. 34-40.

13. Научно-методическое обеспечение профессионального роста педагога по подготовке кадров : научно-методическое пособие / Р. Х Гильмеева, Е. Ю. Левина, Т. М. Трегубова, Л. А. Шибанкова ; под научной редакцией В. Е. Козлова, С. В. Хусаиновой. - Казань : ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», 2019. - 156 с. - Текст : непосредственный.

14. Перевалова, А. A. Профессиональная стабильность будущего педагога / А. А. Перевалова. - Текст : непосредственный // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2015. - № 4 (20). - С. 172-176.

15. Савченков, А. В. Профессиональная устойчивость как ключевая «soft skills» педагога / А. В. Са-вченков, Н. В. Уварина. - Текст : непосредственный // Вестник Марийского государственного университета. - 2019. - Т. 13, № 3. - С. 375-382.

16. Трегубова, Т. М. Модели профессионального развития педагогов в условиях цифровизации: бенчмаркинг успешных практик / Т. М. Трегубова. - Текст : непосредственный // Бизнес. Образование. Право. - 2021. - № 3 (56). - С. 348-352.

17. Трегубова, Т. М. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования / Т. М. Трегубова, Л. А. Шибанкова, А. С. Кац. - Текст : непосредственный // Высшая школа: научные исследования : материалы Межвузовского научного конгресса. - 2020. - С. 31-37.

18. Хуторской, А. В. Научная школа человекосообразного образования: концепция и структура / А. В. Хуторской. - Текст : непосредственный // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - № 6. - С. 4-11.

19. Шибанкова, Л. А. Применение принципа комплементарности к развитию педагогического коллектива университета / Л. А. Шибанкова. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы психологической деятельности и пути их решения : материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 06 октября 2022 года / под ред. С. В. Хусаиновой. - Казань : Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2022. - С. 127-130.

20. Шибанкова, Л. А. Особенности профессионального развития педагогического коллектива университета / Л. А. Шибанкова. - Текст : непосредственный // Казанский педагогический журнал. - 2023. -№ 3. - С. 31-38.

21. Badalova, L. Kh. Professional stability of a foreign language teacher in higher education / L. Kh. Badalo-va. - Text : immediate / / International Journal of Education, Social Science & Humanities. - 2023. - Vol. 11, issue 6. - P. 216-226.

22. Norquziyeva, M. A. Ensuring professional stability of future teachers in pedagogical activity / M. A. Norquziyeva. - Text : immediate // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. -2020. - Vol. 8, no. 6. - P. 48-52.

REFERENCES

1. Bayanova, A. R. (2020). Nauchno-metodicheskoe obespechenie razvitiya konkurentosposobnostiprepo-davatelya vysshei shkoly [Scientific-methodological Support of University Teacher's Development of Competitiveness]. Dis. ... kand. ped. nauk. Kazan. 193 p.

2. Borozinetz, N. M. (2014). Nekotorye aspekty razvitiya professional'noi ustoichivosti pedagogov [Some Aspects of Teachers' Professional Stability Development]. In Vestnik Maikopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. No. 4, pp. 83-87.

3. Levina, E. Yu. et al. (2021). Genezis kognitivnoi paradigmy obrazovaniya [Genesis of Cognitive Paradigm of Education]. Kazan, Institut pedagogiki, psikhologii i sotsial'nykh problem. 240 p.

4. Guzeev, M. S., Uvarina, N. V., Fasolya, A. A. (2019). Sushchnost' i soderzhanie pedagogicheskoi im-provizatsii [Essence and Content of Pedagogical Improvisation]. In Sovremennaya vysshaya shkola: inno-vatsionnyi aspekt. No. 11 (46), pp. 10-19.

5. Diduk, I. A. (2016). Pedagogicheskaya dinastiya kak sotsiokul'turnyi fenomen rossiiskogo obrazovaniya [Pedagogical Dynasty as a Sociocultural Phenomenon of Russian Education]. In Vestnik Bryanskogo gosunivrsi-teta. No. 2, pp. 236-240.

6. Kats, A. S. (2020). Kognitivnye stili sovremennykh pedagogov: ot definitsii k realizatsii [Cognitive Styles of Modern Teachers: From Definition to Realization]. In Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. No. 3 (108), pp. 176-182.

7. Kudrin, A. A. (2014). Formirovanie professional'noi ustoichivosti studentov vysshikh uchebnykh zavedenii v svete novykh standartov obrazovaniya [Formation of University Students' Professional Stability in the Context of New Standards of Education]. In Molodoi uchenyi. No. 18.1 (77.1), pp. 51-54. URL: https://moluch.ru/ archive/77/13246/ (mode of access: 01.03.2024).

8. Kucher, V. A. (2011). Podkhody k opredeleniyu ponyatii professional'noi ustoichivosti [Approaches to Define Concepts of Professional Stability]. In Pedagogicheskijzhurnal. No. 1, pp. 83-95.

9. Lazarev, M. A., Stukalova, O. V., Temirov, T. V. (2018). Professional'naya ustoichivost' budushchikh peda-gogov: potentsial v protsesse podgotovki i kriterii otsenki [Professional Stability of Future Teachers: Potential in the Course of Their Training and Evaluation Criteria]. In Nauka i shkola. No. 2, pp. 62-68.

10. Levina, L. Yu., Shibankova, L. A. (2023). Evolyutsiya trendov obrazovaniya i novye shagi razvitiya universiteta [Evolution of Educational Trends and New Steps of University's Development]. In Vestnik ChGPU im. I. Ya. Yakovleva. No. 2, pp. 107-116.

11. Medvedev, A. M., Zhulanova, I. V. (2021). Deyatel'nostnyi podkhod kak orientir sovremennogo obrazovaniya: iskhodnoe soderzhanie i riski reduktsii [Activity Approach as a Reference Point of Modern Education: Initial Contents and Risks of Reduction]. In Mir nauki: pedagogika i psikhologiya. No. 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/20PSMN221.pdf (mode of access: 03.03.2024).

12. Mukhametzyanova, L. Yu. (2021). Kognitivnyi dialog kak chelovekoobrazuyushchaya strategiya obrazovaniya [Cognitive Dialogue as a Human-forming Strategy of Education]. In Kazanskii pedagogicheskii zhurnal. No. 2 (145), pp. 34-40.

13. Gilmeeva, R. Kh., Levina, E. Yu., Tregubova, T. M., Shibankova, L. A. (2019). Nauchno-metodicheskoe obespechenie professional'nogo rosta pedagoga po podgotovke kadrov [Scientific Methodological Support of Teacher-Trainers' Professional Growth]. Kazan, FGBNU «Institut pedagogiki, psikhologii i sotsial'nykh problem». 156 p.

14. Perevalova, A. A. (2015). Professional'naya stabil'nost' budushchego pedagoga [Professional Stability of Future Teacher]. In Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. No. 4 (20), pp. 172-176.

15. Savchenkov, A. V., Uvarina, N. V. (2019). Professional'naya ustoichivost' kak klyuchevaya «soft skills» pedagoga [Professional Stability as a Key Teacher's "Soft Skills"]. In Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Vol. 13. No. 3, pp. 375-382.

16. Tregubova, T. M. (2021). Modeli professional'nogo razvitiya pedagogov v usloviyakh tsifrovizatsii: benchmarking uspeshnykh praktik [Models of Teachers' Professional Development in the Conditions of Digitaliza-tion: Benchmarking of Successful Practice]. In Biznes. Obrazovanie. Parvo. No. 3 (56), pp. 348-352.

17. Tregubova, T. M., Shibankova, L. A., Kats, A. S. (2020). Professional'noe razvitie pedagoga v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya [Teacher's Professional Development in the Conditions of Education Digitalization]. In Vysshaya shkola: nauchnye issledovaniya, pp. 31-37.

18. Khutorskoy, A. V. (2009). Nauchnaya shkola chelovekosoobraznogo obrazovaniya: kontseptsiya i struktura [Scientifics School of Human-conformity Education: Concept and Structure]. In Izvestiya Volgograd-skogo gosudarstvennogo pedagogi-cheskogo universiteta. No. 6, pp. 4-11.

19. Shibankova, L. A. (2022). Primenenie printsipa komplementarnosti k razvitiyu pedagogicheskogo kol-lektiva universiteta [Implementation of the Complemantory Principle to Development of University's Pedagogical Staff]. In Khusainova, S. V. (Ed.). Aktual'nye problemy psikhologicheskoi deyatel'nosti iputi ikh resheniya: ma-terialy III Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi kon-ferentsii, Kazan', 06 oktyabrya 2022 goda. Kazan, Institut pedagogiki, psikhologii i sotsial'nykh problem, pp. 127-130.

20. Shibankova, L. A. (2023). Osobennosti professional'nogo razvitiya pedagogicheskogo kollektiva universiteta [Features of University's Pedagogical Staff Professional Development]. In Kazanskii pedagogicheskii zhurnal. No. 3, pp. 31-38.

21. Badalova, L. Kh. (2023). Professional Stability of a Foreign Language Teacher in Higher Education. In International Journal of Education, Social Science & Humanities. Vol. 11. Issue 6, pp. 216-226.

22. Norquziyeva, M. A. (2020). Ensuring Professional Stability of future Teachers in Pedagogical Activity. In European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. Vol. 8. No. 6, pp. 48-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.