Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ В АСПЕКТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ В АСПЕКТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
406
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общение / здоровье / психологическое консультирование / психотерапия / психолог-консультант / личность / отношения / профессиональные умения / профессиональное общение / communication / health / psychological counseling / psychotherapy / consultant psychologist / personality / relationships / professional skills / professional communication

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михайловский А.Д.

В статье приведён теоретический анализ материала по теме: «Профессиональное общение в аспекте деятельности психолога-консультанта», который является значимым в области психологического здоровья и коммуникаций, и который отражается во всех сферах деятельности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMMUNICATION IN THE ASPECT OF THE ACTIVITY OF A PSYCHOLOGIST-CONSULTANT

The article provides an analysis, synthesis and generalization of theoretical material on the topic "Professional communication in the aspect of the activity of a psychologist-consultant", which is significant in the field of psychological health and communications, and which is reflected in all spheres of human activity.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ В АСПЕКТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ В АСПЕКТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА

Михайловский А.Д. (Москва, РГСУ) MArsenyi@mail.ru

Аннотация. В статье приведён теоретический анализ материала по теме: «Профессиональное общение в аспекте деятельности психолога-консультанта», который является значимым в области психологического здоровья и коммуникаций, и который отражается во всех сферах деятельности человека.

Ключевые слова: общение, здоровье, психологическое консультирование, психотерапия, психолог-консультант, личность, отношения, профессиональные умения, профессиональное общение.

PROFESSIONAL COMMUNICATION IN THE ASPECT OF THE ACTIVITY OF A PSYCHOLOGIST-CONSULTANT Mikhailovsky A.D. (Moscow, RGSU) MArsenyi@mail.ru

Abstract. The article provides an analysis, synthesis and generalization of theoretical material on the topic "Professional communication in the aspect of the activity of a psychologist-consultant", which is significant in the field of psychological health and communications, and which is reflected in all spheres of human activity.

Keywords: communication, health, psychological counseling, psychotherapy, consultant psychologist, personality, relationships, professional skills, professional communication.

Личность и профессиональность консультанта очень важны для достижения качественного результата в деятельности психологической консультации, это является ключевым принципом и идеей, связанной с развитием профессиональных и личностных качеств психолога. Главная особенность, при этом, заключается в том, как психолог-консультант видит другого/клиента в этом мире.

Личность психолога-консультанта играет важную роль в процессе работы с клиентом и является частью основных факторов успеха психотерапии/консультирования.

Основатель гуманистического направления Дж. Бьюджентал считал, что ключевым качеством психотерапевта и его главной ценностью является аутентичность, которую он рассматривал в трех аспектах: как полное осознание и погружение в данный момент, как выбор способа жизни в данный момент и как принятие ответственности за свой выбор (Аверьянов, 2018, с. 141).

Аутентичность психолога - необходимая индивидуальная характеристика, которая включает в себя способность выражать искренние чувства и желание быть собой в сложившихся ситуациях профессиональной деятельности.

В российской науке консультированием называется «организованное взаимодействие между клиентом и консультантом, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в деятельность отдельного специалиста или организации в целом» (Певзнер, 2002, с. 35).

В психологическом словаре Р.С. Немова под психологическим консультированием понимается: «обозначение процедур, включая беседу, тестирование, формулирование рекомендаций и т.п., предназначенных для того, чтобы помочь человеку решить свои жизненные проблемы» (Немов, 2007, с. 182).

Главная идея, лежащая в основе психологического консультирования, заключается в том, что практически любой психологически здоровый человек в состоянии справиться с большинством возникающих в его жизни психологических проблем (Колесникова, 2006,

с. 7).

Положение консультантов в рамках профессионального консультирования могут быть разными: 1) консультант как советчик - информирует клиентов по теме вопроса, предоставляет конкретные и практические советы; 2) консультант как помощник - его задача - обойтись без практических рекомендаций и при этом помочь клиенту привить чувство ответственности за то, что с ним произошло, и принять в силу этого адекватное решение; 3) консультант как эксперт - демонстрирует вариации действий в проблемной ситуации, помогает совместно с клиентом оценить значимость того или иного варианта и выбрать подходящий.

В рамках рабочей встречи психолог-консультант представляет многовариантность клиенту, что является в психологическом консультировании - информированием. В ситуациях психологического консультирования вопросы, которые ситуативно чаще всего поднимаются, учитывают в работе принцип «здесь и сейчас». В этом принципе задействуются следующие рабочие методы: мониторинг за клиентом и его тестирование (как собирание дополнительной информации), где за основу взята беседа; легкие игры и тренинги (разбирающиеся с проблемным сценарием), ведение рассказа о проблеме от третьего лица (с использованием проекции в примере) и т.п. - все эти методы имеют принцип отзеркалива-ния.

Качественная работа в области консультативной психологии зависит от узкой профессиональной ориентации (конкретика в парадигме работы качественно отразится на будущей работе). Важно отметить, что психолог-консультант всегда ведет свою профессиональную деятельность от инициативности клиента, которая должна исходить от него.

В отличие от психотерапевта, в основе психолога-консультанта (в качестве положительной работы) лежит простой индивидуальный контакт психолога-консультанта с клиентом, где главный инструмент - это слово.

С помощью слов консультант дает возможность клиенту разрешить ту проблему, с которой он обратился за помощью. Но слова клиентов - часто просто фасад со скрытыми реальными проблемами и вопросами, которые они тщательно замаскировывают под что-то другое. Такая маскировка в психологии называется психологическая защита.

Механизмы этой защиты функционируют автоматически, то есть на бессознательном уровне. Психологическая защита используется для уменьшения тревожности и других неприятных ощущений (без решения истинных проблем). Принято считать, что она не представляет патологии, пока не становится утрированной, и не начинает искажать понимание реальности и ограничивать гибкость поведения (Кочюнас, 1999, с. 133).

Чтобы понять природу конкретной психической защиты, очень важно, чтобы психолог-консультант позволил клиенту выразить свой страх, негативный опыт простым для него способом. Консультант при этом должен проявлять понимание и терпимость.

Сам факт того, что клиент может полностью выговориться, при этом имея профессионального слушателя, может подтолкнуть его к более качественному самоанализу, то есть нахождению путей выхода из запутанной ситуации.

Когда проблема имеет выражение в словах, она становится значимым объектом, который клиент и консультант могут «увидеть». Появляется материал, с которым реально возможно работать.

Качество отношений, которые обусловливают процесс общения в профессии психолога — это очень важный аспект в деятельности консультанта — это основа субъект-субъектных отношений с клиентом.

Н.В. Клюева указывает на следующие показатели субъект-субъектных отношений: равенство психологических позиций участников, обоюдная активность сторон, взаимное проникновение в мир чувств и переживаний друг друга, готовность встать на точку зрения другого, стремление к соучастию, сопереживанию, принятию друг друга. Одним из важных условий саморазвития коммуникативных способностей, по ее мнению, является осознание себя, своих возможностей, раскрытия себя в контакте с другими людьми, развитие

рефлексивных способностей (Клюева, 2012, с. 4).

Чтобы осуществить общение в профессиональном русле, необходимо развить и иметь определенные личностные и профессиональные качества.

Анализ литературных данных позволяет выделить наиболее часто обозначаемые особенности: энтузиазм, уверенность, личностная сила, сострадание, разумность, честность, стремление к росту и развитию, уважение личности и ориентация на клиента.

И.В. Дубровиной были выделены профессиональные умения психолога, определяющие успешность психологической беседы. К ним относятся: владение приемами рефлексивного и активного слушания; умение точно воспринимать информацию: эффективно слушать и наблюдать, адекватно понимать вербальные и невербальные сигналы; умение правильно сформулировать и вовремя задать вопрос; умение увидеть и учесть факторы, вызывающие защитную реакцию респондента, препятствующие его включенности в процесс взаимодействия, и др. (Дубровина, 2000, с. 431).

Литературный анализ помогает выявить следующие навыки и способности, важные для консультативной психологии и, в частности, для психологического консультирования: активное слушание, общение, способность задавать вопросы, отражение, эмоциональность, поддержка, объяснение и интерпретация, фасилитация, отражение чувств, реагирование, информирование, способность к конфронтации.

В психологическом консультировании психолог должен стараться работать над тем, чтобы помочь клиентам в словесной форме, в форме диалога, найти в них лучшее с возможностью самостоятельного принятия ими решений, которые изменят их поведение в лучшую сторону и позволит им улучшить себя.

А.Н. Елизарова указывает на важность пяти приемлемых позиций психолога-консультанта в консультативном диалоге: 1. Психолог - нейтральный советчик. Выслушивает, задает вопросы, высказывает советы или рекомендации. 2. Психолог-программист. Психолог разрабатывает программу для клиента: «Что делать», «Как делать», «Когда делать». 3. Психолог-слушатель. В результате «разговора с хорошим и умным человеком» клиент получает облегчение, удовлетворение и, успокоившись, самостоятельно находит решение собственной проблемы. 4. Психолог-зеркало. Психолог объясняет, что объективно происходит, рисует для клиента объективное отражение события, помогает понять его роль в этом событии, а также позиции людей, связанных с ним и влияющих на него. 5. Психолог-катализатор. Для людей, которые «все понимают, но ничего не делают», необходимо создать толчок к активации отношения к ситуации, к началу деятельного включения в разворачивающиеся события его собственной жизни (Елизарова, 2003, с. 68).

Итак, профессиональное общение — это инструмент профессиональной помощи и поддержки, которым психолог-консультант должен помочь человеку решить проблемы, сложности в жизни, и всё это в рамках профессионального психологического консультирования. Профессиональное общение предполагает овладение рефлексивными и активными навыками слушания, умение правильно найти нужное слово в данный конкретный момент и задать необходимый вопрос; навыки и приемы, призванные помочь человеку решить жизненные проблемы в контактной информационной форме; способ выстраивания равенства психологических позиций участников и готовность всегда понять точку зрения другого; стремление к принятию другого; умение поставить себя на другое место, а так же умение находить подходящий способ поведения и общения.

Литература

1. Аверьянов А.И. Личностные качества экзистенциального терапевта: зарубежный опыт // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. №2. С.141.

2. Певзнер М.Н. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: монография / под ред. М.Н. Певзнера, О.М.

Зайченко. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. 316 с.

3. Немов Р.С. Психологический словарь. М.: Владос, 2007. 560 с.

4. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 283 с.

5. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. 240 с.

6. Клюева Н.В. Этика и профессиональное общение психолога-консультанта: метод. указания / Н.В. Клюева, Н.С. Головчанова;Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль: ЯрГУ, 2012. 52 с.

7. Дубровина И.В. Практическая психология образования:учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М.:Творч. центр «Сфера», 1997. 525 с.

8. Елизарова А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: учеб. пособие. М.: Ось-89, 2003. 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.