Научная статья на тему 'Профессиональное общение специалиста по социальной работе: категориальные признаки'

Профессиональное общение специалиста по социальной работе: категориальные признаки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3078
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное общение специалиста по социальной работе: категориальные признаки»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

Н.Н. Еговцева

Важнейшая задача современного отечественного образования - обновление его содержания, гуманизация и гуманитаризация, повышение качества образования на основе формирования новой парадигмы.

Решение данной задачи непосредственно связано с повышением качества профессиональной подготовки будущего специалиста. Очевидно в связи с этим, что профессиональная подготовка должна отвечать требованиям, предъявляемым спецификой избранной трудовой деятельности. Остановимся на специфики профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

Институционализация социальной работы как профессии произошла с момента ввода ее в Тарифно-квалификационный справочник профессии Министерства труда в 1991 году.

В рамках нашего исследования социальная работа - это полифункциональная профессиональная деятельность по решению социальных проблем личности, направленная на реабилитацию, адаптацию и интеграцию индивида в социум. Деятельность специалиста по социальной работе многофункциональна: он оказывает помощь социально-экономическую, социально-медицинскую, социально-педагогическую, социально-психологическую, правовую и другие виды помощи. Объектами (клиентами) его деятельности

являются люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, с которыми специалист устанавливает контакты.

Становление в России профессии «специалист по социальной работе», ее возрастающий общественный статус, быстро растущая потребность в соответствующих службах социальной защиты людей выдвинули подготовку таких специалистов на одно из приоритетных мест в системе гуманитарного образования.

На современном этапе профессиональной подготовки специалистов по социальной работе наблюдаются существенные сдвиги в программно-методическом обеспечении в вузе.

Значительный вклад в это внесли концептуальные исследования В.Г. Бочаровой, С.И. Григорьева, А.А. Козлова, П.Д. Павленка, М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой, Н.Б. Шмелевой и др. 165

Однако анализ теоретической и методической литературы, результаты эмпирического исследования, проведенного в Курганском государственном институте и Курганском институте государственной и муниципальной службы филиала Уральской академии государственной службы при президенте России в г. Кургане, позволяют сделать вывод о том, что в практике профессиональной подготовки специалистов по социальной работе существует противоречие, связанное с пониманием важности подготовки специалиста к профессиональному общению

и недостаточным уровнем изучения его специфики.

В связи с этим рассмотрим некоторые особенности профессионального общения специалиста по социальной работе.

Заметим, что, так как в исследованиях встречается использование термина «профессиональное общение» (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Вербицкий, А.С. Золотнякова и др.) и «профессионально-ориентированное общение» (Л.К. Граудина, Е. Н. Ширяев и др.), в рамках статьи будем употреблять указанные сочетания как синонимичные.

Профессионально-ориентированное общение - процесс взаимодействия лиц, объединенных принадлежностью к одной профессиональной группе, в ходе которого происходит обмен профессионально значимой информацией, профессиональным опытом и идеями, организующий совместную деятельность и направленный на реализацию профессиональной цели.

Категориальный анализ общения специалиста по социальной работе рассматривается нами в рамках коммуникативно-прагматического подхода, который базируется на принципе деятельности. В рамках данного подхода описывается и объясняется использование языка в деятельности людей как членов определенного социума, выявляются связи между употреблением языковых единиц и теми ситуациями, в которых они используются, и в установлении правил их употребления для типичных случаев коммуникативно-ориентированного речевого поведения [8].

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в большин-

стве случаев основаниями для вычленения типов и видов общения исследователями выделяются такие имманен-ты, как субъект, цель, функции, виды, предмет общения, отношение к партнеру по общению. Дадим краткую имманентную характеристику профессиональному общению специалиста.

Профессиональное общение специалиста по социальной работе рассматривается нами как система социально-психологических ресурсов, необходимых для построения эффективного межличностного взаимодействия специалиста и коллег, специалиста и клиента (людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации - бездомных, инвалидов, детей группы риска, безработных и других категорий граждан) с целью обмена информацией и оказания социальной помощи нуждающимся.

Особенностью общения в данных ситуациях является то, что и специалист по социальной работе, и клиент выступают как субъекты взаимодействия.

С точки зрения целей профессиональной деятельности специалиста следует выделить следующие функции общения в социальной работе.

Диагностическая - в процессе общения с клиентом специалист по социальной работе определяет проблемы клиента; диагностика позволяет специалисту прогнозировать дальнейшее развитие диалога с клиентом и заранее предполагать, к какому результату могут привести его речевые поступки, подбирать соответствующие уровню собеседника средства информации и воздействия.

Информационная - в результате общения специалист по социальной работе получает информацию от коллег

и клиентов, информация определяет дальнейшие профессиональные действия специалиста, при этом специалист является и получателем, и отправителем информации.

Воздействующая - специалист стремится изменить состояние, поведение, потребности, действия клиентов.

Самопрезентативная - специалисту по социальной работе важно в процессе общения вызвать к себе стабильное расположение клиентов и коллег.

Регуляторная - специалист сознательно регулирует свое поведение и поведение партнера по общению.

Организационная - специалист организует взаимодействие с клиентами и коллегами.

Побудительная - специалист стимулирует активность партнера для выполнения определенных действий.

Эмпатийная - функция взаимного сопереживания.

Фасилитативная - процесс общения специалиста по социальной работе с клиентом является основой многих методов решения проблем клиентов (беседа, исповедальная терапия, библиотерапия, консультирование и т.п.).

Управленческая - рассматривается как процесс, включающий многообразные формы и методы управления взаимодействием коллег и клиентов.

В процессе профессиональной деятельности специалист комплексно реализует все функции общения. Знание профессиональной специфики указанных функций помогает специалисту понять ориентировочную основу эффективного речевого поведения.

В исследованиях И.И. Рыдановой выделяются функции речевого поведения в педагогической деятельности: самопрезентационная, мотивационная, психотерапевтическая [7]. Указанное

можно рассмотреть в рамках деятельности специалиста по социальной работе, определяя специфику функционирования: самопрезентационная функция проявляется в умении специалиста по социальной работе вызвать к себе стабильное расположение клиентов и коллег; мотивационная функция заключается в том, что речевая деятельность специалиста по социальной работе в работе с собеседниками должна создавать благоприятный нравственно-психологический климат, вызывать мотив к совместной деятельности, направленной на решение проблем клиента; психотерапевтическая функция заключается в том, что коммуникативная роль специалиста по социальной работе должна выполнять роль защитника интересов клиента, быть фактором психологической защиты. Речевое поведение специалиста по социальной работе предполагает адекватный расчет методической организации процесса общения.

Содержанием общения в социальной работе является адаптация клиента к новым социально-экономическим условиям, что предполагает восстановление основных социальных функций личности, ее социальной роли как субъекта основных сфер жизни общества.

В рамках данной статьи остановимся на профессионально обусловленной характеристике лишь некоторых, на наш взгляд, значимых видов общения.

С точки зрения анализа знаковой системы общения, предопределяющей способ общения, в социальной работе значимо как вербальное общение, так и невербальное.

Анализ исследований (Н.Ф. Басов) позволяет рассмотреть функции

вербального общения в социальной работе:

■ содействие клиенту в определении вариантов выхода из трудной жизненной ситуации;

■ обмен информацией. Обмен информацией происходит между коллегами, также специалист по социальной работе предоставляет клиенту информацию о разновидностях социальных услуг, способствующих разрешению трудной жизненной ситуации;

■ отношение говорящего (специалиста по социальной работе или клиента) к предмету обсуждения (способам разрешения трудной жизненной ситуации, результатам, достигнутым клиентом, и т.д.) с помощью устной или письменной речи;

■ воздействие на клиента (специалиста по социальной работе) или адресата (в случае письменной речи). Функции невербального общения

в социальной работе:

■ дополнение и усиление речи специалиста по социальной работе;

■ экономии речевого сообщения;

■ создание образа партнера по общению;

■ проявление эмоциональных состояний партнеров по общению;

■ поддержка оптимального уровня психологической близости между специалистом и клиентом.

В социальной работе профессионально значимым является и фактическое общение (нацелено на установление и поддержание речевого контакта с собеседником, на регулирование взаимоотношений, на удовлетворение потребности в общении), и информационное (нацелено на передачу или прием информации, в ходе такого

общения сообщается или выслушивается что-то новое для специалиста).

По количеству участников общения в социальной работе выделяется межличностное, групповое, массовое общения. Данным видам соответствуют основные группы методов профессиональной работы специалиста: методы индивидуальной работы (межличностное), методы работы с группой (групповое), работа с общиной (массовое).

По положению партнеров по общению в пространстве и времени в социальной работе наблюдается контактное (партнеры рядом - здесь и сейчас) и дистантное (партнеры разделены либо пространственной дистанцией, например, телефонное консультирование, либо временной, например, обмен письмами).

Общение в социальной работе может быть как опосредованным - при помощи правовых норм и законов по социальной защите населения, так и непосредственным - при контактах между специалистами по социальной работе и различными категориями клиентов.

Анализируя профессионально значимые высказывания специалиста, следует отметить, что в монологическом общении взаимодействие специалиста по социальной работе и клиента строится на исполнительности одной из сторон (клиента), хотя практика социальной работы убеждает, что наиболее эффективный путь, ведущий к организации продуктивных контактов одного человека с другим, - достижение между ними диалогического общения.

Установление партнерского диалога - важный процесс профессионального общения специалиста, который

связан с проявлением духовности в общении - принимать, понимать, сострадать, любить, помогать. В данной форме общения есть направленность на постижение существа обсуждаемого предмета и всего того, что привносят партнеры от себя. Специалист по социальной работе и клиент вступают в равноправные отношения с целью совместного изучения и решения социальной проблемы. Коммуникативная стратегия взаимодействия в данном случае определяется специалистом, создающим атмосферу гармонизирующего речевого общения, - это ярко выраженная стратегия партнерства.

Смысл общения в деятельности специалиста по социальной работе заключается в том, чтобы клиенты стали его соучастниками, а не просто присутствующими, так как только тогда возможна реализация тех или иных задач, связанных с профессиональной задачей. Если такого соучастия нет, то общение приобретает формальный характер, глубина воздействия специалиста незначительна и творческое взаимодействие, нацеленное на совместное решение проблемы клиента, как правило, не состоится.

Поэтому специалисту по социальной работе необходимо обязательно учитывать прагматические компоненты (постановку и распознание интенции, ориентацию на социальные роли и межличностные отношения коммуникантов, адресную направленность) в общении.

Многоплановость, многоаспект-ность профессионального общения специалиста по социальной работе, охватывающего все грани социальной сферы, предполагает различные его проявления в разнообразных ситуациях социальной работы. Типичными

профессионально значимыми ситуациями профессионального общения специалиста по социальной работе с клиентами являются: социальные действия (приветствие, прощание, обращение и другие ритуальные формы речевого поведения); волеизъявления (приказ, убеждение, совет, призыв, указание, предложение, пожелание и т.д.); информирование (инструкция, собственно информирование, вопрос и др.); эмоционально-оценочные воздействия (порицание, укор, похвала и т.д.).

В профессиональной деятельности специалист по социальной работе в зависимости от ситуации создает высказывания различного характера: информирующего (например, выступление на консилиуме), эмоционально-оценочного (например, похвала клиента, который предпринимает активные действия в решении своей проблемы); аргументирующего (например, убеждение безработного встать на учет в центр занятости населения).

В рамках коммуникативно-прагматического подхода при описании категории профессионально ориенти- ^ВД рованного общения следует учитывать принцип технологического подхода к профессиональной деятельности специалистов по социальной работе. Анализ теоретических исследований М.А. Галагузовой, Т.Е. Демидовой, И.Г.Зайнышева, О.Г. Комаровой, В.А. Сластенина, Е.И. Холостовой и анализ практической деятельности специалистов позволили определить технологию профессионального общения в социальной работе.

Важной особенностью технологического процесса является алгоритм, включающий последовательные этапы действий. Технология профессио-

нального общения в социальной работе включает следующие этапы: планирование; установление контакта; взаимодействие; выход из контакта; интерпретация результатов общения. Рассмотрим специфику коммуникативных задач на каждом из этапов.

Этап планирования определяется как проектирование специалистом по социальной работе процесса общения с учетом условий коммуникативной ситуации, задача планирования - определение коммуникативной цели.

Этап установления контакта заключается в решении следующих коммуникативных задач: установление доверительных отношений с собеседником; оценка проблемы клиента; переключение внимания на собеседника.

Этап взаимодействия является основным в содержательном плане технологии общения, подразумевает реализацию специалистом коммуникативных задач, среди которых: стимулирование коммуникативной активности собеседника; обмен информацией; предупреждение конфликтов; использование системы гибких при-170 строек в общении.

Этап выход из контакта рассматривается как завершение совместной деятельности и представляет собой совокупность коммуникативных действий, направленных на конструктивное завершение процесса общения.

Интерпретация результатов общения предполагает рефлексию, в ходе которой специалист анализирует результаты общения, степень достижения поставленных целей. Интерпретация результатов общения предполагает решение следующих коммуникативных задач: диагностика результативности общения (анализ достижения цели, задач общения, соотнесе-

ние результатов со сделанным при планировании прогнозом), оценка стратегии и тактики речевого поведения специалиста и собеседника; постановка социального диагноза, проектирование дальнейших действий.

Для эффективной реализации рассмотренной технологии будущему специалисту необходимы коммуникативные умения.

Теоретические основы обучения коммуникативным умениям разработали Т.А. Андреева, Г.С. Батищев, А.А. Бо-далев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.А. Козлов, Т.А. Ладыженская и др.

Наличие у специалиста по социальной работе необходимых профессионально значимых коммуникативных умений является залогом его успешной профессиональной деятельности.

Закономерным в связи с этим является вывод о необходимости определить, какие коммуникативные умения являются профессионально значимыми для специалиста.

Анализ теоретических исследований, опыт профессиональной подготовки специалистов по социальной работе, анализ профессионально-этического кодекса социального работника России, принятого Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб 1994 года, диагностика студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа», и специалистов по социальной работе позволяют выделить коммуникативные умения специалиста по социальной работе.

Наиболее значимыми коммуникативными умениями специалиста, без которых невозможна профессиональная деятельность, являются: толерантность, эмпатия, релевантность, ла-

бильность, этикетная грамотность, доброжелательность.

Кроме того, умение владеть первичной диагностикой коммуникативности своих клиентов, групп лиц - необходимое звено в компетентности специалиста по социальной работе.

Профессионально ориентированное общение специалиста по социальной работе считается наиболее эффективным тогда, когда цели коммуникативного взаимодействия достигнуты каждым участником коммуникации и общение становится не только инструментом профессиональной деятельности, но и типом отношений между специалистом и клиентом.

Представленная характеристика основных аспектов общения специалиста по социальной работе позволяет сделать вывод о многоплановости профессионально ориентированного общения, что определено, прежде всего, спецификой самого явления «социальная работа».

Социальная работа интегративна, междисциплинарна и по этой причине включает в себя элементы педагогического, юридического, медицинского и других видов профессионального общения в зависимости от характера профессиональной деятельности, но вместе с тем формирование понятийно-категориального аппарата социальной работы позволяет определить специфику общения в социальной работе через описание функционала профессиональной деятельности. Итак, профессионально ориентированное общение специалиста по социальной работе - это многоаспектный процесс, включающий систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного межличностного взаимодействия специалиста и коллег, спе-

циалиста и клиента с целью обмена информацией и оказания социальной помощи нуждающимся.

Таким образом, описание категориальных признаков профессионального общения специалиста по социальной работе в рамках данной статьи является неполным и требует, вслед за формированием понятийно-категориального аппарата социальной работы, детального теоретического изучения и экспериментального подтверждения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глоссарий социальной работы / Автор-составитель Е.И. Холостова. - М., 2006.

2. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. - М.; Воронеж, 2004.

3. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. - М., 2004.

4. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. Н.А. Ипполитовой. -М., 2004.

5. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. - Минск, 1998.

6. Рыжова Л.П. Прагмалингвистический аспект единиц речевого этикета и 171 лингводидактика // Коммуникативно-функциональный аспект языковых единиц. - Тверь, 1993. - С. 80-84.

7. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие. -М., 2006.

8. Эффективная коммуникация: история, теория, практика: Словарь-справочник / Отв. редактор М.И. Панов; сост. М.И. Панов, Л.Е. Тумина. - М., 2005. Щ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.