МОДЕЛЬ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ МАЛОНАСЕЛЕННЫХ ГОРОДОВ И. В. Глущук,
Ханты-Мансийский автономный округ, г. Лянтор
В свете модернизации и усложнения системы высшего профессионального образования в современном обществе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для сдачи вступительных экзаменов в вузы и дальнейшего их обучения.
Эту функцию берут на себя различные структуры образовательных учреждений (факультативы, кружки, профильные классы и др.), а также подготовительные отделения при вузах, репетиторы. В крупных городах, где такие формы подготовки весьма распространены, учащиеся имеют возможность и право выбора. Однако в малых поселениях и на территориях, где небольшие населенные пункты находятся на значительном удалении друг от друга и от районных центров (Западная и Восточная Сибирь), старшеклассники не могут получить полноценной дополнительной подготовки для поступления в вузы. Это обусловлено тем, что в небольших провинциальных школах возможности открытия профильных классов ограничены рядом факторов: количеством учащихся, желающих заниматься по тому или иному профилю, слабой материально-технической и учебно-методической базами, кадровым потенциалом и т.п.
Решение данной проблемы мы видим в создании в малых городах Ресурсных образовательных центров (далее - РЦ).
Базой для РЦ служит одна из школ населенного пункта, выбранная по принципу наибольшей площади и лучшего оснащения. РЦ призван объединить материально-технические и кадровые возможности общеобразовательных школ при ак-
тивной поддержке отделений довузовской подготовки ближайших вузов. Отличительной особенностью такой структуры является реализация концепции многоступенчатой подготовки молодежи, которая обеспечивает гибкий переход от среднего в высшее звено системы образования, а также обеспечивает всестороннюю подготовку по выбранным направлениям обучения и способствует развитию личности обучаемого.
Схема взаимодействия РЦ и общеобразовательных школ выглядит следующим образом.
В каждой школе проводится в 8-9 классах помимо обязательных к изучению дисциплин предпрофильная подготовка (беседы с психологами и специалистами, экскурсии на производство, тестирование и т.д.), ведутся элективные курсы. Все это способствует самоопределению обучаемых, помогает им выбрать дальнейшее направление деятельности. В 10 и 11 классах осуществляется глубокая дифференциация, позволяющая вариативную часть учебного плана, составляющую основу профиля, выбранного обучаемыми, преподавать на базе РЦ с привлечением специалистов вуза.
Предусмотрена также возможность дистанционного обучения преподавателями РЦ учащихся, проживающих на территории малых поселков в окрестностях населенного пункта, где открыт РЦ. Создание РЦ согласно описанной модели в небольших городах и населенных пунктах позволяет удовлетворить потребность социума в высококачественной подготовке абитуриентов.
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА
ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Н.Н. Еговцева,
кандидат педагогических наук, доцент Курганского государственного университета
Введение в России института социальной работы (1991) и появление специалиста по социальной работе вызвало необходимость определения специфики деятельности и обеспечения их профессиональной подготовки.
На современном этапе профессиональной подготовки специалистов по социальной работе наблюдаются существенные сдвиги в программно-методическом обеспечении данной подготовки в вузе.
Значительный вклад в это внесли концептуальные исследования В.Г. Бочаровой, С.И. Григорьева, А. А. Козлова, П.Д. Павленка, М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой,
Н.Б. Шмелевой и др.
В рамках нашего исследования социальная работа - это полифункциональная профессиональная деятельность по решению социальных проблем личности, направленная на реабилитацию, адаптацию и интеграцию индивида в социум. Деятельность специалиста по социальной работе многофункциональна, он оказывает помощь социально-экономическую, социально-медицинскую, социально-педагогическую, социально-психологическую, правовую и другие виды помощи. Объектами (клиентами) его деятельности являются люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (бездомные, инвалиды, дети группы риска, безработные и другие категории граждан), с которыми специалист устанавливает контакты. Таким образом, деятельность специалиста по социальной работе носит коммуникативный характер и во многом состоит из процесса общения.
Однако анализ деятельности специалистов-практиков1,
проведенный на основе наблюдений и данных анкетирования, показал, что при организации непосредственного общения с клиентами у специалистов возникают коммуникативные барьеры, которые мешают общению и отрицательно сказываются на общем ходе работы. Данные факты обусловливают необходимость подготовки специалистов к профессиональному общению.
Термин «профессиональное общение» встречается в исследованиях многих ученых, занимающихся проблемой общения (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, А.А. Вербицкий, Н.Г. Грудцына, Н.А. Ипполитова, А.С. Золотнякова, Т.А. Ладыженская, А.К. Михальская, И. А. Стернин и др.).
Профессиональное общение - процесс взаимодействия лиц, объединенных принадлежностью к одной профессиональной группе, в ходе которого происходит обмен профессионально значимой информацией, профессиональным опытом и идеями, организующий совместную деятельность и направленный на реализацию профессиональной цели.
В современном речеведении разработаны основы профессионального общения педагогов, юристов, экономистов, врачей, но исследований по профессиональному общению специалистов по социальной работе на сегодняшний день недостаточно.
В данном случае возникает необходимость вычленить основные категории профессионального общения специалистов.
Анализ особенностей профессионального общения спе-
1 Результаты эмпирического исследования, проведенного автором в Курганском институте государственной и муници-56
пальной службе филиале Уральской академии государственной службы при президенте России в г. Кургане.
циалиста по социальной работе необходимо осуществлять в рамках коммуникативно-прагматического подхода, который базируется на принципе деятельности. В рамках данного подхода описывается и объясняется использование языка в деятельности людей как членов определенного социума, выявляются связи между употреблением языковых единиц и теми ситуациями, в которых они используются, и в установлении правил их употребления для типичных случаев коммуникативно-ориентированного речевого поведения [6].
Профессиональное общение специалиста по социальной работе рассматривается нами как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного межличностного взаимодействия специалиста и коллег, специалиста и клиента с целью обмена информацией и оказания социальной помощи нуждающимся.
С точки зрения целей профессиональной деятельности специалиста, следует выделить следующие функции общения в социальной работе.
Диагностическая - в процессе общения с клиентом специалист по социальной работе определяет проблемы клиента; диагностика позволяет специалисту прогнозировать дальнейшее развитие диалога с клиентом и заранее предполагать, к какому результату могут привести его речевые поступки, подбирать соответствующие уровню собеседника средства информации и воздействия.
Информационная - в результате общения специалист по социальной работе получает информацию от коллег и клиентов, информация определяет дальнейшие профессиональные действия специалиста, при этом специалист является и получателем, и отправителем информации.
Воздействующая - изменение состояния, поведения, установок, потребностей, действий клиентов.
Самопрезентативная - специалисту по социальной работе важно в процессе общения вызвать к себе стабильное расположение клиентов и коллег.
Регуляторная - проявляется в форме сознательной регуляции специалистом по социальной работе своего поведения, в оказании помощи и созданий условий для изменений партнера.
Организационная - заключается в непосредственной организации взаимодействия специалистом по социальной работе с клиентом и коллегами.
Побудительная - стимулирование активности партнера для выполнения определенных действий.
Аффективная - заключается в эмоциональной стимуляции, разрядке, облегчении, психологическом комфорте и контроле эмоций, коррекции или создании социально значимого аффективного отношения.
Эмпатийная - функция взаимного сопереживания.
Фасилитативная - процесс общения специалиста по социальной работе с клиентом является основой многих методов решения проблем клиентов (беседа, исповедальная терапия, библиотерапия, консультирование и т. п.).
Управленческая - рассматривается как процесс, включающий многообразные формы и методы управления взаимодействием коллег и клиентов.
В процессе профессиональной деятельности специалист комплексно реализует все функции общения. Знание профессиональной специфики указанных функций помогает специалисту понять ориентировочную основу эффективного речевого поведения.
Исследователь Т.Г. Винокур, анализируя феномен речевого поведения, отмечает: «Речевое поведение предстает как визитная карточка человека в обществе, отражающая реальное взаимодействие лингвистических и экстралингвистических факторов» [1, с. 29].
В исследованиях И. И. Рыдановой выделяются функции речевого поведения в педагогической деятельности: самопрезентационная, мотивационная, психотерапевтическая [5]. Указанные функции можно рассмотреть в рамках деятельности специалиста по социальной работе, определяя специфику
функционирования: самопрезентационная функция проявляется в умении специалиста по социальной работе вызвать к себе стабильное расположение клиентов и коллег; мотиваци-онная функция заключается в том, что речевая деятельность специалиста по социальной работе в работе с собеседниками должна создавать благоприятный нравственно-психологический климат, вызывать мотив к совместной деятельности, направленной на решение проблем клиента; психотерапевтическая функция заключается в том, что коммуникативная роль специалиста по социальной работе должна заключаться в защите интересов клиента, быть фактором психологической защиты. Речевое поведение специалиста по социальной работе предполагает адекватный расчет методической организации процесса общения.
Содержанием общения в социальной работе является адаптация клиента к новым социально-экономическим условиям, что предполагает восстановление основных социальных функций личности, ее социальной роли как субъекта основных сфер жизни общества. Особенность общения в социальной работе заключается в том, что и специалист по социальной работе, и клиент выступают как субъекты взаимодействия.
В рамках данной статьи, рассматривая основные аспекты профессионального общения специалиста по социальной работе, остановимся на профессионально обусловленной характеристике лишь некоторых, на наш взгляд, значимых видов общения.
С точки зрения анализа знаковой системы общения, предопределяющей способ общения, в социальной работе значимо как вербальное общение, так и невербальное.
Анализ исследований (Н.Ф. Басов) позволяет рассмотреть функции вербального общения в социальной работе:
• содействие клиенту в определении вариантов выхода из трудной жизненной ситуации;
• обмен информацией. Обмен информацией происходит между коллегами; также специалист по социальной работе предоставляет информацию о разновидностях социальных услуг, способствующих разрешению трудной жизненной ситуации клиентом;
• отношение говорящего (специалиста по социальной работе или клиента) к предмету обсуждения (способам разрешения трудной жизненной ситуации, результатам, достигнутым клиентом и т.д.) с помощью устной или письменной речи;
• воздействие на клиента (специалиста по социальной работе) или адресата (в случае письменной речи).
Функции невербального общения в социальной работе:
• дополнение и усиление речи специалиста по социальной работе;
• экономия речевого сообщения;
• создание образа партнера по общению;
• проявление эмоциональных состояний партнеров по общению;
• поддержка оптимального уровня психологической близости между специалистом и клиентом.
В социальной работе профессионально значимым является и фактическое общение (нацелено на установление и поддержание речевого контакта с собеседником, на регулирование взаимоотношений, на удовлетворение потребности в общении), и информационное (нацелено на передачу или прием информации; в ходе такого общения сообщается или выслушивается что-то новое для специалиста).
С точки зрения количества участников общения, в социальной работе выделяется межличностное, групповое, массовое. Данным видам общения соответствуют основные группы методов профессиональной работы специалиста: методы индивидуальной работы (межличностное), методы работы с группой (групповое), работа с общиной (массовое).
По положению партнеров по общению в пространстве и времени в социальной работе наблюдается контактное (партнеры рядом - здесь и сейчас) и дистантное (партнеры разделены либо пространственной дистанцией, например, теле-
фонное консультирование, либо временной, например, обмен письмами).
Общение в социальной работе может быть как опосредованным - при помощи правовых норм и законов по социальной защите населения, так и непосредственным - при контактах между специалистами по социальной работе и различными категориями клиентов.
Анализируя профессионально значимые высказывания специалиста, следует отметить, что в монологическом общении взаимодействие специалиста по социальной работе и клиента строится на исполнительности одной из сторон (клиента), хотя практика социальной работы убеждает, что наиболее эффективный путь, ведущий к организации продуктивных контактов одного человека с другим, - достижение между ними диалогического общения.
Установление партнерского диалога - важный процесс профессионального общения специалиста, который связан с проявлением духовности в общении - принимать, понимать, сострадать, любить, помогать. В данной форме общения есть направленность на постижение существа обсуждаемого предмета и всего того, что привносят партнеры от себя. Специалист по социальной работе и клиент вступают в равноправные отношения с целью совместного изучения и решения социальной проблемы. Коммуникативная стратегия взаимодействия «специалист-клиент» определяется специалистом, создающим атмосферу гармонизирующего речевого общения - это ярко выраженная стратегия партнерства.
Смысл общения в деятельности специалиста по социальной работе заключается в том, чтобы клиенты стали соучастниками, а не просто присутствующими, так как только тогда возможна реализация творческих задач. Если такого соучастия нет, то общение приобретает формальный характер, глубина воздействия незначительна и творческое взаимодействие, нацеленное на совместное решение проблемы клиента, как правило, не состоится.
Профессиональное общение в социальной работе предполагает доверительные отношения, детерминируемые как внешними факторами (целью, условиями, ситуацией, стереотипами), так и внутренними условиями (индивидуальностью, настроением, отношением к клиенту, ценностными установками и др.) личности.
Поэтому специалисту по социальной работе необходимо обязательно учитывать прагматические компоненты (постановку и распознание интенции, ориентацию на социальные роли и межличностные отношения коммуникантов, адресную направленность) в общении.
В профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в зависимости от ситуации можно выделить речь информирующую (например, выступление на консилиуме), эмоционально-оценочную речь (например, похвала клиента, который предпринимает активные действия в решении своей проблемы), аргументирующую речь (например, убеждение безработного встать на учет в центр занятости населения).
Многоплановость, многоаспектность профессионального общения специалиста по социальной работе, охватывающего все грани социальной сферы, предполагает различные его проявления в разнообразных ситуациях социальной работы. Типичными профессионально-значимыми ситуациями профессионального общения специалиста по социальной работе с клиентами являются: социальные действия (приветствие, прощание, обращение и другие ритуальные формы речевого поведения); волеизъявления (приказ, убеждение, совет, призыв, указание, предложение, пожелание и т.д.); информирование (инструкция, собственно информирование, вопрос и др.); эмоционально-оценочные воздействия (порицание, укор, похвала и т.д.).
Для проведения указанных ситуаций специалисту по социальной работе необходимы развитые коммуникативные умения.
Наиболее значимыми коммуникативными умениями спе-
циалиста по социальной работе, без которых невозможна профессиональная деятельность специалиста, являются: толерантность, эмпатия, релевантность, лабильность, этикетная грамотность, доброжелательность.
Коммуникативная толерантность - это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень терпимости к неприятным или неприемлемым, по ее мнению, психическим состояниям, качествам и поступкам партнеров по взаимодействию.
Степень коммуникативной толерантности варьирует от высокого уровня терпимости к окружающим (принятие их особенностей) до низкого (частичное или полное осуждение, раздражение или неприятие особенностей других людей). Уровень и виды коммуникативной толерантности могут свидетельствовать о психическом здоровье и внутренней гармонии, о способности к самоконтролю, умении заставлять себя не замечать неприятные свойства других.
Эмпатия - умение (способность) чувствовать другого человека, улавливать его внутреннее состояние, видеть мир глазами других, понимать его также как они, воспринимать их поступки с их же позиций, и в то же время способность объяснить другим свое понимание и дать возможность подтвердить или опровергнуть эти представления другим.
В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек через отождествление с ним и сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Это качество развивается по мере накопления специалистом жизненного и профессионального опыта.
Эмпатия составляет ядро коммуникации. В коммуникативной деятельности она способствует сбалансированности межличностных отношений, делает поведение человека социально обусловленным.
Релевантность - ориентация на адресата, выражающаяся в том, что информация была жизненно важной, интересной и доступной партнеру по общению, использование средств и возможностей языка, адекватных содержанию, обстановке и цели высказывания.
Лабильность - изменяющееся, гибкое речевое поведение, умение быстро переключаться.
Этикетная грамотность - знание и владение этикетными нормами, демонстрация внимания и уважения собеседнику.
Доброжелательность - демонстрация дружелюбия, невраждебного отношения к партнеру по общению.
Кроме того, в социальной работе приходится иметь дело с самыми разнообразными людьми: застенчивыми, агрессивными, замкнутыми, недоверчивыми, словоохотливыми, ищущими справедливость, поддержку, «вымогателями» и др. Важно к каждому найти подход, устанавливая контакт, располагать человека к диалогу. Знание закономерностей сознательного поведения личности и неосознаваемого, понимание механизмов направленности личности, степени проявления эмоций помогут адекватно оценить и понять человека, оказать именно ту помощь, в которой он нуждается. Более того, мимика, пантомимика, экспрессия дополняют это понимание и нахождение оптимальных вариантов решения проблемы человека, его поддержки. Умение владеть первичной диагностикой коммуникативности своих клиентов, групп лиц - необходимое звено в компетентности специалиста по социальной работе.
Профессиональное общение специалиста по социальной работе считается наиболее эффективным тогда, когда цели коммуникативного взаимодействия достигнуты каждым участником коммуникации, и общение становится не только инструментом профессиональной деятельности, но и типом отношений между специалистом и клиентом.
Таким образом, представленная характеристика основных аспектов общения специалиста по социальной работе позволяет сделать вывод о многоплановости профессионального общения, что определено, прежде всего, специфи-
кой самого явления «социальная работа». Социальная работа интегративна, междисциплинарна и по этой причине включает в себя элементы педагогического, юридического медицинского и других видов профессиональных общений в зависимости от направлений профессиональной деятельности, но вместе с тем, формирование понятийно-категориального аппарата социальной работы позволяет определить специфику профессионального общения через описание функционала профессиональной деятельности. Итак, профессиональное общение специалиста по социальной работе - это многоаспектный процесс, включающий систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного межличностного взаимодействия специалиста и коллег, специалиста и клиента с целью обмена информацией и оказания социальной помощи нуждающимся.
Литература
1. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения. - М., 1981.
2. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды. - Москва-Воронеж, 2004.
3. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. - М., 2004.
4. Русский язык и культура речи: Учебник /Под ред. Н.А. Ипполитовой. - М., 2004.
5. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. - Минск, 1998.
6. Рыжова Л.П. Прагмалингвистический аспект единиц речевого этикета и лингводидактика// Коммуникативно-функциональный аспект языковых единиц. - Тверь, 1993.
7. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие. - М., 2006.
8. Шмелева Н.Б. Социальная работа: личность и профессия (аспект развития). - Ульяновск, 1999.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
А.А. Киреев,
кандидат исторических наук, доцент, докторант кафедры новой и новейшей истории МПГУ
Проблемы современного развития мира актуальны для школьного курса истории. Тема глобализации позволяет глубже понять специфику развития мировых процессов на современном этапе истории. Взаимосвязь многих явлений и течений делает мир не только сложнее для понимания, но и ближе к каждому конкретному индивиду. Нет такого события или явления современной жизни, которое не касалось бы человека, где бы он ни находился и чем бы ни занимался. Внешняя политика США играет в настоящее время большую роль в глобализации мира, так как эта страна, по сути, является проводником этого процесса. Изучение вопросов глобализации и внешней политики США на современном этапе позволит подготовить учащихся к пониманию процессов, которые происходят и будут происходить в ближайшем будущем.
Последние десятилетия ХХ века и начало XXI характеризовались большим количеством перемен. Множащиеся инновации, все меньшая способность людей адаптироваться к ускоряющемуся темпу жизни вызывали растерянность и страх. Становилось очевидным, что человечество создало слишком сложный для собственного восприятия и интеллектуального освоения мир. Выяснилось, что выдвинув множество объясняющих современный мир научных доктрин и теорий, человек оказался неспособен убедительно обосновать и обрисовать хотя бы основные направления своего предстоящего развития и продвижения в будущее. Интеллектуальная беспомощность людей подчеркивается многими учеными. Так, один из них писал: «Еще совсем недавно человек называл все непонятное, влияющее на него, «богом»; сегодня едва ли не самым популярным термином в мире стало употребляемое примерно в тех же целях понятие «глобализация» [1].
Действительно, дискуссия о понятии глобализации и определении ее параметров не утихает до сих пор. Причина этого в многогранности самого феномена. Глобализация, выступая определенным продуктом соединения стихийных процессов мирового развития и сознательной целеустремленной деятельности людей, ведет:
- к трансформации многообразных национальных частностей в единую общечеловеческую цивилизацию, превращая мировое сообщество народов в мировое общество;
- к выделению неких общепринятых правил поведения на планете, признаваемых добровольно или под давлением;
- к формированию целостной системы экономического и политического миропорядка.
Еще одна причина неопределенности познания глобализации - то, что она является объектом исследования почти всех наук обществоведческого цикла. Используя при изучении глобализации свой язык, свои специфические категории,
эти научные дисциплины не могут выработать общепринятой позиции в отношении данного феномена. В научной литературе принято считать, что впервые о глобализации заговорили американские ученые. Сам термин приписывается Т. Левиту, опубликовавшему в «Гарвард бизнес ревью» в 1983 г. статью, в которой глобализация обозначалась как феномен слияния рынков отдельных продуктов, производимых крупными многонациональными корпорациями [2].
Долгое время глобализация понималась как процесс, характерный только для экономики. С начала 1990-х гг. изучение феномена глобализации началось большими темпами. К концу 1990-х гг. теоретики глобализации получили наиболее убедительные подтверждения правоты выделения ими этого процесса как приоритетной тенденции в мировом развитии. К этому времени определенной зрелости достигло постиндустриальное общество, характерное для жизни наиболее развитых стран. Запад продемонстрировал способность развиваться на собственной основе и возможность решающим образом влиять на общемировые тенденции. Информационная революция скрепила воедино отдельные регионы планеты, что дало возможность Западу активизировать вестернизацию мира. Современный исследователь А. Неклесса так охарактеризовал основные компоненты глобальной политики возглавляемого США Запада:
«Во-первых, достижение определенной формы унификации мира, объединяя его в рамках новой глобальной конструкции;
во-вторых, установление глобального контроля над движением мировых ресурсов и мировым доходом, его перераспределение при активном участии сообщества транснациональных корпораций и банков (ТНК и ТНБ);
в-третьих, постепенная «капитализация ресурсов цивилизации» (с предварительным их обесцениванием в рамках того или иного региона), ведущая в конечном счете к установлению глобального контроля над правом собственности;
в-четвертых, переход к системе рыночного управления социальными объектами различных пропорций» [3].
Данная формулировка характерна для понимания глобализации как процесса - она подчеркивает роль Запада и США как стержневую. Публицистика и политология США и на сегодняшний день держат пальму первенства по количеству научных разработок и школ, которые занимаются изучением глобализации. Первенство Соединенных Штатов в современном мире и лидерство в глобальных процессах подчеркивалось и отечественными учеными.
Так, профессор А.Д. Богатуров отмечал, что возникновение идеологии глобализации было призвано обосновать благо и неизбежность тенденций, которые работали на объеди-