ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007
корреляциях показателей ЭКС у мальчиков в разных ситуациях.
Не смотря на то, что мальчики легче достигают состояния мобилизации, отсутствие взаимосвязей показателей ЧСС и ЭКС у мальчиков в разных экспериментальных ситуациях отражает слабое взаимодействие различных систем организма, отсутствие такого навыка саморегуляции, при котором системы организма реагируют на воздействие слаженно, адекватно (рис.4). У девочек присутствуют все возможные взаимосвязи параметров ЭКС и ЧСС, кроме фоновых показателей ЭКС (рис.5). Это свидетельствует о более высоко развитой способности к саморегуляции.
Таким образом, по результатам эксперимента можно сделать следующие выводы:
1. Многообразие вариантов изменений показателей свидетельствует о том, что способность к психической саморегуляции в младшем школьном возрасте имеет свою специфику и является отражением созревания и становления функциональных взаимозависимостей психофизиологических процессов, согласованные изменения которых требуют специального обучения и тренировки.
2. Особенностью психической саморегуляции у детей младшего школьного возраста является большая легкость в достижении состояния мобилизации, нежели в достижении состояния релаксации.
3. Психическая саморегуляция у детей младшего школьного возраста проявляется в большей степени в умении управлять электрокожным сопротивлением, в меньшей степени — в управлении частотой сердечных сокращений.
4. Девочки имеют более выраженную способность к саморегуляции психического состояния, нежели мальчики.
Библиографический список
1. Алексеев А.В. Психомышечная тренировка — метод психической саморегуляции: Учеб. пособие./ А.В. Алексеев.-М.: ЦОЛИУВ, 1979.-28 с.
2. Осадчук О.Л. Методика психомышечной тренировки в физкультурно-оздоровительной деятельности детей старшего дошкольного возраста: Автореф... канд. психол. наук /
О.Л. Осадчук.- Омск, 2000.-19с.
3. Чистякова М.И. Психогимнастика. / М.И. Чистякова.-М.: Просвещение,1990.-85 с.
4. Щербаков Е.П. Функциональная структура воли: Учеб. пособие/ Е.П. Щербаков. - Омск: Б.и., 1990.-257 с.
ЖУКОВА Мария Анатольевна, кафедра общей психологии.
Дата поступления статьи в редакцию: 25.11.06 г.
© Жукова М.А.
УДК 159.9
И. Л. БЕРЕГОВА
Шуйский государственный педагогический
университет
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПСИХОЛОГА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Автором рассматривается актуальная проблема формирования коммуникативной культуры специалиста, раскрываются понятия «профессиональное общение», «культура профессиональной деятельности», «коммуникативная культура». Особое внимание уделяется характеристике умений, необходимых для осуществления эффективного общения.
Проблема коммуникативной культуры не переставала быть актуальной на протяжении многих лет. Социально-психологическую атмосферу в обществе, состояние общественной морали, успех в любой сфере деятельности во многом определяет коммуникативная культура.
Коммуникативная культура является базовым элементом профессиональной культуры специалиста и одним из ярчайших показателей общей культуры личности. Результативность речевого взаимодействия, происходящего между партнерами по общению, зависит от многих факторов: от общего запаса у коммуникатора средств общения как вербальных, так и невербальных, умения отбирать эти средства в зависимости от характера коммуникативной ситу-
ации до личностных особенностей коммуникатора, общего эмоционального состояния партнеров по общению. Эффективность речевого взаимодействия выступает в качестве показателя уровня развития коммуникативной культуры личности.
Коммуникативная культура психолога выражается в умении установить гуманистические, личностно-ориентированные взаимоотношения с партнерами по общению, что предполагает наличие у специалиста:
1) ориентации на признание положительных качеств, сильных сторон, значимости партера по общению;
2) способности к эмпатии, пониманию и учету эмоционального состояния другого;
3) умения давать положительную обратную связь другому;
4) умения мотивировать других на деятельность и достижения в ней;
5) конкретных коммуникативных умений: приветствовать, общаться, задавать вопросы, отвечать, активно слушать, оценивать, просить, поддерживать, отказывать и т.д.;
6) уважения к самому себе, знания собственных сильных сторон, умения использовать их в собственной деятельности;
7) способности осуществлять педагогическую поддержку организации совместной деятельности и межличностного общения учащихся;
8) речевой культуры.
А.Н. Леонтьев дал развернутую характеристику коммуникативных умений: социальной перцепции, или «чтения по лицу»; понимать, а не только видеть личность учащегося, его психологическое состояние по внешним признакам; «подавать себя» в общении с учащимися; оптимально строить свою речь в психологическом плане, то есть умения речевого общения; речевого и неречевого контакта с аудиторией 1.
Все эти умения могут быть развиты благодаря целенаправленной работе студента на занятиях в вузе и в процессе самостоятельной работы над собой.
Коммуникативные умения и позиции развивают важные психологические качества, которые являются составляющими компетентности психолога. К ним относятся такт, эмпатия, общительность, обладание этикой (знаниями гуманистических норм своей профессии и следование им).
Вся исследовательская деятельность психолога должна носить прикладной характер и быть органически связанной с процессами жизни и деятельности своего клиента. Поэтому здесь следует проявлять в высшей степени корректность. Прежде всего не допускать грубости, неуважительного отношения к человеку, укладу коллективной психологии как в повседневных отношениях, так и при проведении психологической работы. Необходимо добиваться доверительного и доброжелательного взаимоотношения с любым клиентом. При этом корректность должна соблюдаться и в использовании психологического инструментария. Полученная информация не может быть использована ни в корыстных целях, ни для злоупотребления служебным положением кем бы то ни было, ни в каких-либо иных целях, наносящих вред человеку, коллективу, интересам дела. Следует помнить, что информация, которой владеет психолог, — это оружие особого характера2.
Важнейший принцип коммуникативной культуры — толерантность (терпимость). Ценность самого этого принципа не является, к сожалению, общепризнанной, так как его часто отождествляют со смирением, капитуляцией, с конформизмом, с попустительством. На самом деле этот принцип связан с осознанной невозможностью преодолеть немедленно многие слабости и несовершенства человеческого рода. Это относится к случайным, порой неосознанным проявлениям высокомерия, к психологической несовместимости характеров, стрессам и т.п. Толерантность может быть отнесена и к форме поведения как на производстве, так и в быту. Везде она, как правило, рождает взаимное доверие, понимание, откровенность, помогает преодолевать конфликтные ситуации, способствует
проявлению доброжелательности и глубокой человечности, помогает психологической «притирке» характеров3.
Наряду с толерантностью гуманистическая этика опирается на такие общечеловеческие нравственные ценности, как доверие, откровенность, честность, бескорыстие, милосердие, забота, благодарность (признательность). Общение определяется и такими общечеловеческими нравственнопсихологическими чувствами, как чувство вины, стыда, раскаяния, товарищества, сопереживания. Этика общения определяется именно культурой этих чувств.
Сформированная коммуникативная культура предполагает не слепое исполнение этикетных норм, а осознанное, основанное на «принципах справедливости и благородства» отношение к людям.
Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами и клиентами организации в ходе осуществления профессиональной деятельности.
Культура профессиональной деятельности во многом определяет её эффективность, а также репутацию организации в целом и отдельного специалиста.
Коммуникативная культура составляет важную часть профессиональной культуры, а для таких профессий как, например, преподаватель, психолог, журналист, менеджер, юрист - ведущую часть, поскольку для этих профессий речь является основным орудием труда.
Профессиональная культура включает владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную культуру, общую культуру речи и культуру профессионального общения.
Специальные навыки приобретаются в процессе профессиональной подготовки. Культура поведения формируется личностью в соответствии с этическими нормами общества. Эмоциональная культура включает умение регулировать своё психическое состояние, понимать эмоциональное состояние собеседника, управлять своими эмоциями, снимать волнение, преодолевать нерешительность, устанавливать эмоциональный контакт. Общая культура речи предусматривает нормы речевого поведения и требования к речи в любых ситуациях общения, культура профессионального общения характеризуется рядом дополнительных по отношению к общей речевой культуре требований.
В профессиональной культуре общения становится особенно высокой роль социально-психологических характеристик речи, таких как соответствие речи эмоциональному состоянию собеседника, деловая направленность речи, соответствие речи социальным ролям. Речь является средством приобретения, осуществления, развития и передачи профессиональных навыков.
Культура профессиональной речи включает:
— владение терминологией данной специальности;
— умение строить выступление на профессиональную тему;
— умение организовать профессиональный диалог и управлять им;
— умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.
ТТТ]
ПСИХОЛОГО-ПЕААГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007
Знание терминологии, умение устанавливать связи между известными ранее и новыми терминами, умение использовать научные понятия и термины в практическом анализе производственных ситуаций, знание особенностей стиля профессиональной речи составляют лингвистическую компетенцию в профессиональном общении.
Оценочное отношение к высказыванию, осознание целевой установки общения, учет ситуации общения, его места, отношений с собеседником, прогнозирование воздействия высказывания на собеседника, умение создать благоприятную для общения атмосферу, умение поддерживать контакты с людьми разного психологического типа и уровня образования включаются в коммуникативную компетенцию специалиста. В коммуникативную компетенцию входит как само умение общаться, обмениваться информацией, так и умение налаживать целесообразные отношения с участниками производственного процесса, организовать совместную творческую деятельность.
Умение контролировать эмоции, направлять диалог в соответствии с потребностями профессиональной деятельности, соблюдение этических норм и требований этикета составляют поведенческую компетенцию. Коммуникативное поведение подразумевает такую организацию речи и соответствующего ей речевого поведения, которые влияют на создание и поддержание эмоционально-психологической атмосферы общения с коллегами и клиентами, на характер взаимоотношений участников производственного процесса, на стиль их работы.
На основе анализа изученной литературы, можно выявить следующие умения психолога как организатора общения:
— умение понять особенности личности собеседника;
— умение расположить к себе партнера по общению и завоевать его доверие;
— умение терпеливо выслушать проблему и вникнуть в ее содержание;
— развитое чувство эмпатии;
— владение правильной, точной и коммуникативно-целесообразной речью;
— умение использовать определенные языковые средства для убеждения собеседника;
— умение управлять своим голосом: тон, тембр, проникновенность и т.д.
Поэтому для эффективного общения психологу необходимы следующие качества: устойчиво хорошее самочувствие в ходе работы с людьми, стремление к общению с ними, бескорыстное включение в общественно-организаторскую и другую подобную работу, способность быстро понимать намерения, помыслы и настроение других людей, способность быстро разбираться во взаимоотношениях людей, умение мысленно ставить себя на место другого человека, способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию, способность хорошо помнить, держать в уме знания о различных людях, стремление проводить время с людьми, когда их нужно чем-нибудь занять, увлечь делом или помочь им в чем-то, уметь улаживать разногласия между ними, легко (без внутренней скованности) вступать в общение с новыми людьми, уметь убеждать в целесообразности того иного плана действий и др.
Таким образом, коммуникативную культуру личности мы понимаем как комплекс сформированных знаний, качеств и умений в области межличностного общения, проявляющуюся в отношении к людям, в умении контролировать и регулировать свое речевое поведение, грамотно аргументировать свою позицию, продуктивно сотрудничать с помощью вербальных и невербальных средств и способов общения.
Примечания
1. См.: Леонтьев А.Н. Деятельность, Сознание. Личность. — М., 1980.
2. См.: Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом/ Под ред. А.А.Бодалева, А.А.Деркача, Л.ГЛаптева. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. — 3-е изд.
3. См.:Кравченко Е.В. Развитие коммуникативной культуры учащихся в условиях гуманизации образования: Дисс... канд.пед.наук. Саратов, 2004
БЕРЕГОВА Ирина Леонидовна, методист факультета повышения квалификации, соискатель кафедры общей педагогики.
Дата поступления статьи в редакцию: 17.12.06 г.
© Берегова И.Л.
Книжная полка
Поэты русского рока: И. Кормильцев, В. Бутусов, Д. Умецкий, А. Могилевский, А. Лебедев, В. Шахрин, Н. Полева, М. Козырев, В. Самойлов, Г. Самойлов. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 512 с.
Тютчев Ф.И. Неразгаданная тайна / Сост., авт. предисл., коммент. А. Марченко. — М.: Эксмо, 2007. — 448 с.
Тютчев Ф.И. Россия и Запад / Сост., вступ. ст., пер., коммент. с фр. и нем. Б.Н. Тарасова. — М.: Культур. революция; Республика, 2007. — 574 с.