Научная статья на тему 'Профессиональное общение сотрудников уголовно-исполнительной системы в условиях вынужденного межличностного взаимодействия'

Профессиональное общение сотрудников уголовно-исполнительной системы в условиях вынужденного межличностного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
531
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общение / взаимодействие / механизмы воздействия / уголовно-исполнительная система. / communication / interaction / mechanisms of influence / the penitentiary system

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Светлана Владимировна Кулакова

Статья посвящена проблематике межличностного взаимодействия сотрудников уголовноисполнительной системы с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными. Автор рассматривает межличностный контакт как взаимодействие участников общения, содержащее взаимные (вербальные и невербальные) аспекты. Подробно рассмотрены различные механизмы воздействия участников контакта (заражение, внушение, убеждение, подражание и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Светлана Владимировна Кулакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional communication staff of criminally- executive system in conditions of forced interpersonal interaction

The article is devoted to the issues of interpersonal interaction of employees of the penitentiary system with suspects, accused and convicted. The author considers interpersonal contact as the actions of participants in communication, containing reciprocal (verbal and non-verbal) aspects. The various mechanisms of the impact of the contact participants (infection, suggestion, persuasion, imitation, etc.) are considered in detail.

Текст научной работы на тему «Профессиональное общение сотрудников уголовно-исполнительной системы в условиях вынужденного межличностного взаимодействия»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10019

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ВЫНУЖДЕННОГО МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Светлана Владимировна КУЛАКОВА, старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России E-mail: centr2nii@yandex.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право

и криминология; уголовно-исполнительное право

Аннотация. Статья посвящена проблематике межличностного взаимодействия сотрудников уголовно-исполнительной системы с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными. Автор рассматривает межличностный контакт как взаимодействие участников общения, содержащее взаимные (вербальные и невербальные) аспекты. Подробно рассмотрены различные механизмы воздействия участников контакта (заражение, внушение, убеждение, подражание и т.д.).

Ключевые слова: общение, взаимодействие, механизмы воздействия, уголовно-исполнительная система.

Annotation. The article is devoted to the issues of interpersonal interaction of employees of the penitentiary system with suspects, accused and convicted. The author considers interpersonal contact as the actions of participants in communication, containing reciprocal (verbal and non-verbal) aspects. The various mechanisms of the impact of the contact participants (infection, suggestion, persuasion, imitation, etc.) are considered in detail.

Keywords: communication, interaction, mechanisms of influence, the penitentiary system.

Реалии функционирования пенитенциарной службы обусловливают необходимость выполнения обязанностей по исправлению подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее — УИС). Условием эффективности выполнения данных задач, безусловно, является выработка у сотрудников навыков профессионального общения, знание и использование законов и механизмов межличностного взаимодействия, так как исполнение ими профессиональных обязанностей повседневно сопряжено с ситуациями, когда межличностное взаимодействие является вынужденным, осуществляется в силу профессиональной необходимости и происходит в ситуациях восприятия друг друга как «негативный значимый другой».

Проблематичность межличностных взаимодействий с подозреваемыми, обвиняемыми

и осужденными (далее — ПОО) не ограничивается дихотомией «не хочу, но надо»; каждый из субъектов данных контактов «является представителем антагонистичных структур и вносит в коммуникацию наряду с индивидуальными характеристиками групповые составляющие» [2]. В УИС это: субкультурные, неформальные, национальные нормы, традиции, правила межличностных коммуникаций; техники их построения (например, использование систем невербальных способов передачи информации — жестов, татуировок, символики и т.д.); средства взаимодействия (жаргон, клички, фольклор и т.д.).

Перед сотрудниками УИС стоит задача, которая заключатся не просто в организации исполнения наказаний, но и в изучении «внутренних» процессов и управлении ими, а потенциально — в их трансформации с установкой на конструктивные действия [1].

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2019

Более подробно останавливаясь на техниках, повышающих эффективность межличностного взаимодействия, отметим, что самая известная среди них — внушение. Оно основано на обращении к эмоционально-бессознательной сфере человека и имеет в-своей основе вербальный характер. Для большей эффективности внушения важно знать: информация должна быть краткой, иметь усиленный экспрессивный момент, внушение основано главным образом на авторитетности источника информации.

Далее рассмотрим подробнее другие механизмы усвоения информации и необходимые условия для их протекания.

Подражание — это процесс воспроизведения черт и стереотипов демонстрируемого поведения (например, мода). Подражание отличается от внушения тем, что тут достижение цели обеспечено не вербально, а очевидной выразительностью источника информации, присутствует повышенная «значимость» (привлекательность) источника информации. Важно знать и учитывать в своей деятельности формы подражания: конгруэнцию (реализацию согласованных действий группы), копирование (точное отображение действий других) и референтность (конгруэнтность и копирование людей, не участвующих в контакте в настоящий момент).

Наблюдение за собеседником, за использованием им сленга, атрибутики той или иной группы (сообщества) будет достаточно для понимания его групповой принадлежности, несмотря на отрицание этого факта самим собеседником.

Убеждение как техника взаимодействия содержит в своей основе тот доказанный исследователями факт, что при принятии решений человек руководствуется не всей доступной информацией, а из-за насыщенности жизненных ситуаций использует лишь необходимый минимум, шаблоны и повседневные (привычные, основанные на предыдущем опыте) правила.

Р. Чалдини обнаружил и вывел шесть основных правил убеждения: взаимность, редкость, авторитет, последовательность, симпатию и согласие [1].

Правило взаимности активизирует внутреннее чувство обязанности отвечать взаимностью на ранее оказанную услугу. Люди скорее говорят: «Да» тем, кому они чем-то обязаны.

Правило редкости (дефицита) связано со стремлением человека приобрести то, что трудно получить.

Правило авторитета гласит, что важно дать понять собеседнику, что ваши знания и опыт

заслуживают доверия. Для этого лучше организовать все так, чтобы данная информация пришла от третьих лиц.

Правило последовательности учитывает потребность людей к постоянству слов, мнений, действий, решений, так как это экономит их энергию , время и поддерживает самооценку. Обращение во время взаимодействия к прошлому опыту собеседника, его поступкам и переживаниям является примером реализации данного правила.

Правило симпатии заключается в учете трех факторов, помогающих достичь согласия за счет направленного развития симпатии, любому нравятся люди: похожие на него самого; склонные его положительно оценивать и те, с кем его связывают общие дела, интересы.

Правило согласия обеспечивается при помощи таких факторов, как искусственное создание дефицита времени и информации для принятия собеседником решения.

Важно отметить, что все перечисленные технологии применяются последовательно и взи-мопроникающе. Их использование позволяет развивать у сотрудников навыки создания смысловых структур, для изменения фигуры «негативного другого» [2].

Обыденная внушаемость является естественным процессом, который сотрудник УИС может использовать в своей профессиональной деятельности. Для эффективности его использования важно знать механизмы, уметь применять на практике, отслеживая его влияние на себя; изучать личность собеседника, основные элементы биографии; понимать, что универсальных техник, одинаково хорошо работающих всегда и на всех, не существует и, вместе с тем, не существует людей, не поддающихся влиянию.

Изучение законов межличностного взаимодействия и их творческое применение позволит сотруднику уголовно-исполнительной системы находить пути, механизмы и их сочетания для влияния на любого подозреваемого, обвиняемого и осужденного, а также вовремя нивелировать их негативное воздействие на себя.

Библиографический список

1. Психология убеждения. 50 доказанных способов быть убедительным / Н. Гольдштейн, С. Мартин, Р. Чалдини / Пер. с англ. Г. Федотовой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 224 с.

2. Ушков Ф.И. Психологические характеристики осуществления межличностных контактов психологов ФСИН России и несовершеннолетних осужденных // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2017. № 8. С. 24.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.