Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВОКАЛИСТА В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИДЕИ ГАРМОНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВОКАЛИСТА В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИДЕИ ГАРМОНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВОКАЛИСТА / БОЛОНСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ГАРМОНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ИСТОРИЧЕСКИ ИНФОРМИРОВАННОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ "CANTO" И "CANTO RINASCIMENTALE E BAROCCO" ДЛЯ БАКАЛАВРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асташев Д.

В статье обращается внимание на возможные перспективы развития отечественного профессионального образования вокалиста в условиях реализации европейской идеи гармонизации образовательной среды. Базовые ориентиры, обозначенные в Болонской декларации, дают новый импульс к модернизации высшего образования вокалиста. Продвижению диалога и разработке методов и механизмов сотрудничества в рамках Болонского процесса способствует знание европейских национальных образовательных программ. Сравнительный анализ итальянских образовательных программ бакалавриата по направлениям «Canto» и «Canto rinascimentale e barocco» помогает определить их познавательные координаты. Принципиальное отличие певческих практик Возрождения и барокко от практик классико-романтической эпохи требует иных теоретико-аналитических и знаний, и певческих умений. Этим объясняется целесообразность наличия в итальянском образовательном пространстве двух направлений подготовки вокалистов. Предпринятый в данной статье анализ расширяет горизонт профессионального знания, мотивирует к поиску путей межинституционального сотрудничества. В практике реализации европейской идеи гармонизации образовательной среды подобный анализ полезен в части осмысления возможных перспектив развития. Пополнение оперативной памяти вокалиста-исполнителя образовательными единицами, освобождающими аналитический и слуховой опыт от инерции классико-романтических норм, представляется весомым аргументом как в контексте продвижения идеи гармонизации, так и в части формирования образовательной среды, включающей освоение новых компетенций. Сегодня постоянно растущие требования к уровню профессионализма специалистов качественно меняют привычное содержание подготовки вокалистов. А значит, возможность использовать потенциал европейских образовательных программ - это допустимый путь к саморазвитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL EDUCATION OF A SINGER IN THE CONTEXT OF THE EUROPEAN IDEA OF HARMONIZING THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article draws attention to possible prospects for the development of national professional education of vocalists in the context of the implementation of the European idea of harmonizing the educational environment. The basic guidelines of the Bologna Declaration give a new impetus to the modernization of the vocalist's higher education. Knowledge of European national educational programmes has helped to promote dialogue and development of methods and mechanisms for cooperation within the Bologna process. Comparative analysis of Italian bachelors' programmes "Canto" and "Canto rinascimentale e barocco" helps to reveal their educational coordinates. The fundamental difference between the singing practices of the Renaissance and Baroque and those of the classical-romantic era requires different theoretical and analytical knowledge and singing skills. This makes it advisable to have two vocalist training courses in the Italian educational space. The analysis undertaken in this article broadens the horizon of professional knowledge and motivates the search for ways of inter-institutional cooperation. In the practical implementation of the European idea of harmonizing the educational environment, such analysis is useful for understanding possible prospects of development. The increment of educational units that free analytical and auditory experience from the inertia of classical-romantic norms to a performer's memory is a strong argument in the context of promoting the idea of harmonization. It is also concerned with the formation of an educational environment that includes the acquisition of new competencies. Today the constantly increasing demands for the level of professionalism of specialists qualitatively change the usual content of vocalists training. Therefore, the opportunity to exploit the potential of European educational programs is a valid path to self-development.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВОКАЛИСТА В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИДЕИ ГАРМОНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

MUSIC EDUCATION

«i ■» « и

УДК 784 9. 378 14 Б01: 10.52469/20764766_2021_02_60

Д. А. АСТАШЕВ

Арктический государственный институт культуры и искусств

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВОКАЛИСТА В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИДЕИ ГАРМОНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В статье обращается внимание на возможные перспективы развития отечественного профессионального образования вокалиста в условиях реализации европейской идеи гармонизации образовательной среды. Базовые ориентиры, обозначенные в Болонской декларации, дают новый импульс к модернизации высшего образования вокалиста. Продвижению диалога и разработке методов и механизмов сотрудничества в рамках Болонского процесса способствует знание европейских национальных образовательных программ. Сравнительный анализ итальянских образовательных программ бакалавриата по направлениям «Canto» и «Canto rinascimentale e barocco» помогает определить их познавательные координаты. Принципиальное отличие певческих практик Возрождения и барокко от практик классико-романтической эпохи требует иных теоретико-аналитических и знаний, и певческих умений. Этим объясняется целесообразность наличия в итальянском образовательном пространстве двух направлений подготовки вокалистов. Предпринятый в данной статье анализ расширяет горизонт профессионального знания, мотивирует к поиску путей межинституционального сотрудничества.

В практике реализации европейской идеи гармонизации образовательной среды подобный анализ полезен в части осмысления возможных перспектив развития. Пополнение оперативной памяти вокалиста-исполнителя образовательными единицами, освобождающими аналитический и слуховой опыт от инерции классико-романтических норм, представляется весомым аргументом как в контексте продвижения идеи гармонизации, так и в части формирования образовательной среды, включающей освоение новых компетенций. Сегодня постоянно растущие требования к уровню профессионализма специалистов качественно меняют привычное содержание подготовки вокалистов. А значит, возможность использовать потенциал европейских образовательных программ - это допустимый путь к саморазвитию.

Ключевые слова: профессиональное образование вокалиста, Болонские преобразования, модернизация образовательной системы, интернационализация образования, гармонизация образовательной среды, исторически информированное исполнительство, образовательные программы «Canto» и «Canto rinascimentale e barocco» для бакалавров.

Для цитирования: Асташев Д. А. Профессиональное образование вокалиста в контексте европейской идеи гармонизации образовательной среды // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 2. С. 60-67.

DOI: 10.52469/20764766_2021_02_60

D. ASTASHEV

Arctic State Institute of Culture and Arts

PROFESSIONAL EDUCATION OF A SINGER IN THE CONTEXT OF THE EUROPEAN IDEA OF HARMONISING THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article draws attention to possible prospects for the development of national professional education of vocalists in the context of the implementation of the European idea of harmonizing the educational environment. The basic guidelines of the Bologna Declaration give a new impetus to the modernization of the vocalist's higher education. Knowledge of European national educational programmes has helped to promote dialogue and development of methods and mechanisms for cooperation within the Bologna process. Comparative analysis of Italian bachelors' programmes "Canto" and "Canto rinascimentale e barocco" helps to reveal their educational coordinates. The fundamental difference between the singing practices of the Renaissance and Baroque and those of the classical-romantic era requires different theoretical and analytical knowledge and singing skills. This makes it advisable to have two vocalist training courses in the Italian educational space. The analysis undertaken in this article broadens the horizon of professional knowledge and motivates the search for ways of inter-institutional cooperation. In the practical imple-

mentation of the European idea of harmonizing the educational environment, such analysis is useful for understanding possible prospects of development. The increment of educational units that free analytical and auditory experience from the inertia of classical-romantic norms to a performer's memory is a strong argument in the context of promoting the idea of harmonization. It is also concerned with the formation of an educational environment that includes the acquisition of new competencies. Today the constantly increasing demands for the level of professionalism of specialists qualitatively change the usual content of vocalists training. Therefore, the opportunity to exploit the potential of European educational programs is a valid path to self-development.

Key words: professional education of singers, Bologna transformations, modernization of educational system, internationalization of education, harmonization of educational environment, historically informed performance, educational programs "Canto" and "Canto rinascimentale e barocco" for bachelors.

For citation: Astashev D. Professional education of a singer in the context of the European idea of harmonizing the educational environment // South-Russian Musical Anthology. 2021. No. 2. Pp. 60-67. DOI: 10.52469/20764766_2021_02_60

ai 9 ««

Идея гармонизации образовательной среды вошла в пространство отечественной педагогики вместе с Болон-скими преобразованиями, которые открыли на излете ХХ столетия европейским странам, присоединившимся к соглашению1, возможности для взаимного обогащения исторически по-разному сложившихся национальных образовательных систем. 19 сентября 2003 года на Берлинской конференции министров образования европейских стран Россия присоединилась

1 Официальная дата начала Болонского процесса - 19 июня 1999 года - связана с подписанием Болонской декларации.

к Болонской конвенции по высшему образованию. С этого момента отечественное многоуровневое образование вокалиста стало нормой, зафиксированной в Федеральных государственных образовательных стандартах: 53.03.03 Вокальное искусство (бакалавриат; зарегистрирован в Минюсте РФ 07 августа 2017 г. № 47690); 53.04.02 Вокальное искусство (магистратура; зарегистрирован в Минюсте РФ 13 сентября 2017 г. № 48166); 53.09.02 Искусство вокального исполнительства (по видам) (уровень подготовки кадров высшей квалификации в ассистентуре-стажировке; зарегистрирован в Минюсте РФ 01 сентября 2015 г. № 38762).

Введение обязательного двухциклового обучения (бакалавр, магистр), общеевропейская система перезачёта зачётных единиц для поддержки студенческой мобильности, межинституциональное сотрудничество, развитие учебных планов и совместных программ обучения, проведение совместных научных исследований - это те ориентиры, которые были обозначены в Болонской декларации для всех участников процесса. Они же дали новый импульс к модернизации высшего образования в России. Работа по формированию образовательной среды для общеевропейского общения, по продвижению диалога и разработке методов и механизмов сотрудничества в рамках Болонского процесса еще не окончена, однако даже созданная к данному моменту «рабочая среда» открывает широкие перспективы, определяя многие векторы будущего развития образования.

В реалиях текущего момента выработанные стандарты транснационального образования не мыслятся в категориях унификации, но связаны, прежде всего, с необходимостью выстраивания динамичных механизмов ориентации в потребностях производства профессионального знания, которое способно адаптироваться к условиям быстро меняющейся конъюнктуры глобального музыкального мира. Это означает, что гармонизация, интернационализация, интеграция призваны создавать, распространять и актуализировать новые знания для обеспечения конкурентоспособности своих выпускников.

В кругу общих задач модернизации национальных образовательных систем, развитие отечественной системы профессионального образования - тема актуальная и активно обсуждаемая российским педагогическим сообществом. Ее важной частью является решение проблем, связанных с наполнением содержания учебных дисциплин, от формирования которого зависят, в конечном счете, их компетентностная составляющая и практико-ориентированные ресурсы.

Известно, что всякое развитие учебных дисциплин мотивировано изменениями в науке и практике. Согласно академику Ю. В. Рождественскому, методологически раскрывшему современный тип построения образовательного пространства, его учебных дисциплин, основными внутренними закономерностями развития учебного предмета являются суммативность, системность, прогностичность [1]. Суммативность учитывает новые знания, новые сведения из развития науки и практики, помещая их в учебный предмет. Системность позволяет произвести «критику учебного материала, предлагаемого в результате суммирования новых сведений, <...>

особенно тогда, когда новые сведения согласуются с традицией культуры, могут изменить содержательное отношение между учебными единицами и заставить изменить системные отношения в содержании учебного предмета» [там же, с. 123]. Прогностичность обращена к будущему и осмысливается через реализацию «принципа системности в условиях суммирования сведений» [там же, с. 124].

Являясь внутренними законами развития учебного предмета, названные принципы лежат в основе всякой дидактической работы и непременно должны быть учтены при разработке рабочих программ в содержательном поле учебных дисциплин. В этом случае в будущем может произойти переакцентировка смысловых центров, вплоть до выделения качественно иного образовательного материала, который, вполне вероятно, примет форму или самостоятельного образовательного направления, или самостоятельной дисциплины.

По такому пути идет, к примеру, профессиональное вокальное образование в Италии, где имеется точное разделение на образовательные направления «Canto» («Пение [академическое]») и «Canto rinasdmentale e barocco» («Пение [в эпохи] Возрождения и барокко») со всеми соответствующими спецификациями, отраженными в целях и задачах обучения, в учебных планах и содержании дисциплин. Оба направления достигают своих педагогических целей путем специального изучения разведенных в историческом плане вокальных практик, их репертуаров с освоением их логических конструктов, аналитических структур. Принципиальное отличие певческих практик Возрождения и барокко от практик классико-романтической эпохи требует иных теоретико-аналитических знаний и певческих умений. Этим объясняется целесообразность наличия в итальянском образовательном пространстве двух направлений подготовки вокалистов. Если учебный план «Canto» включает в себя дисциплины, ориентированные, главным образом, на освоение классико-романтической практики, изучение наиболее репрезентативного вокального репертуара (опера, духовная и камерная музыка), то учебный план «Canto rinascimentale e barocco» сосредоточен на освоении вокальных практик старинной музыки XV-XVIII столетий (практика сольного, ансамблевого и хорового исполнения) и их репертуара. В последнем случае студенты приобретают знания об исторических техниках вокального репертуара, представленного эпохами Возрождения и барокко, отрабатывают специфические навыки вокализации и связанные с ними методы ис-

полнения, в том числе навыки вокальной импровизации и орнаментики, а также развивают способности взаимодействовать в музыкальных коллективах разного состава.

Обратим особое внимание на первый образовательный уровень - бакалавриат2. Структура Учебного плана специализации «Canto» на данном уровне, обозначенном Triennio Accademico di I livello ordinamentale3 и соответствующем трехгодичному обучению, содержит четыре блока: базовые дисциплины (formazione di base), специальные дисциплины (caratterizzanti), дополнительные дисциплины (ulteriori), дисциплины по выбору студента (a scelta dello studen-te). Их дополняет обязательный раздел итоговой аттестации (prova finale). Данная структура носит рамочный характер и повторяется в Учебных планах всех уровней обучения и специализаций, закрепляя в образовательных программах исполнителей практико-ориентированные теоретико-аналитические дисциплины в качестве ведущих, формирующих знания, умения и навыки для освоения конкретного репертуара. В разных консерваториях данными дисциплинами могут быть: «Интерпретация, интонация и ритмика» (Lettura cantata, intonazione e ritmica), «Методология анализа» (Metodologie dell'analisi), «Анализ репертуара» (Analisi dei repertori), «История и историография музыки» (Storia e storiografia della musica), «Вокальная ансамблевая музыка и хоровой репертуар» (Musica d'insieme vocale e repertorio corale), «Фортепианная практика» (Pratica pianistica), как в Веронской консерватории (Conservatorio di musica «E. F. Dall'Aba-co»), или варианты другого набора дисциплин теоретико-аналитического блока, представленные дисциплинами «Теория музыки» (Teoria musicale), «Семиография современной музыки» (Semiografia della musica contemporanea), «Теории и техники гармонии» (Teorie e tecniche

2 В публикации «"Canto rinascimentale e barocco": содержательное измерение магистерских программ профессионального образования вокалиста в Италии» [2] нами был рассмотрен второй образовательный уровень - уровень магистратуры (Biennio di II livello ordinamentale). Для полноты восприятия итальянской практики образования вокалиста в данной статье приведен анализ первого образовательного уровня - уровня бакалавриата.

3 Здесь автор продолжает анализ «Учебных планов Веронской консерватории (Conservatorio

di musica «E. F. Dall'Abaco», Verona), Венецианской консерватории (Conservatorio di musica «Benedetto Marcello», Venezia) и Римской консерватории (Conservatorio di musica Santa Cecilia, Roma), представленных на официальных сайтах этих учреждений» [2, с. 73], рассмотренных ранее применительно к двухгодичному магистерскому уровню обучения.

dell'armonia), «Основы композиции» (Fondamen-ti di composizione) в Консерватории Венеции (Conservatorio di musica «Benedetto Marcello»).

Что касается блока специальных дисциплин (caratterizzanti), связанных с музыкально-сценическим прочтением вокального репертуара и его интерпретацией, то он, как правило, представлен дисциплинами, подобными следующим: «Исполнительские практики и репертуар» (Prassi esecutive e repertori), «Камерная музыка» (Musica da camera), «Теория и техника сценической интерпретации» (Teoria e tecnica dell'interpretazione scenica), «История музыкального театра» (Storia del teatro musicale), «Чтение с листа» (Lettura dello spartito). Последняя дисциплина, например в Венецианской консерватории, имеет название «Практика вокального репертуара» (Pratica del repertorio vocale). Однако по сути своей дисциплины во многом совпадают. Дополнительные дисциплины (ulteriori) обычно акцентируют внимание обучающегося на динамике тела, техниках телесной экспрессии, физиологии голосового аппарата или истории вокала.

Сравнительный анализ содержания Учебного плана специализации «Canto» (уровень бакалавриата: Triennio) с профильными дисциплинами отечественного направления подготовки 53.03.03 Вокальное искусство (профиль: Академическое пение; уровень: Бакалавриат), где в обязательном разделе имеются дисциплины: «История музыки» (зарубежной, отечественной), «Сольфеджио», «Теория музыки», «Гармония», «Полифония», «Музыкальная форма», «Сольное пение», «Камерное пение», «Ансамблевое исполнительство», «Основы вокальной методики», «История вокального искусства», «Оперный класс», «Танец, сценическое движение», «Основы актерского мастерства», «Сценическая речь», «Фортепиано», - показывает, что по своему наполнению в части формирования аналитических и художественно-творческих компетенций они сходны. Основные различия образовательных программ состоят в сроках обучения (Triennio - трехгодичная образовательная программа, тогда как 53.03.03 Вокальное искусство - четырехгодичная) и в регламентации видов профессиональной деятельности.

Итальянские консерватории определяют возможность профессионального трудоустройства в сферах, связанных с пением оперного репертуара, камерного репертуара, с исполнительством в камерных хоровых коллективах, хоровых коллективах и ансамблях. Иными словами, итальянские образовательные программы ориентированы на один тип деятельности - профес-

сионально-творческий. В отечественном ФГОСе 53.03.03 Вокальное искусство4 указывается более широкий перечень типов профессиональной деятельности выпускников: помимо художественно-творческой деятельности, он ориентирован на педагогическую, культурно-просветительскую и организационно-управленческую деятельность. В этом смысле отечественное содержание подготовки в профессиональном плане существенно шире.

Интересно, что направление «Canto rinascimentale e barocco» («Пение [в эпохи] Возрождения и барокко»; уровень: Бакалавриат), которое в отечественном образовательном пространстве пока не представлено, имеет собственную образовательную логику, выстроенную в компетентностном формате с привлечением дисциплин музыкальной палеографии, музыкального библиотековедения, теории и практики basso continuo, барочного и ренессансного инструментоведения. Дисциплины основного блока: «Теория музыки» (Teoria della musica), «Музыкальная семиография» (Semiografia musicale), «Инструменты и методы библиографического исследования» (Strumenti e metodi della ricerca bibliografica), - наличествующие в образовательной программе Веронской консерватории, равно как и дисциплины «Библиотековедение и музыкальная документация» (Biblioteconomia e documentazione musicale) в Венецианской консерватории и «Основы истории и технологии клавесина и исторических клавишных инструментов» (Fondamenti di storia e tecnologia del clavicembalo e delle tastiere storiche), через изучение старинных источников, репертуара и инструментов помогают обучающимся осмыслить особенности художественных практик XV-XVIII столетий, раскрыть аналитические структуры с их стабильными и мобильными элементами, находящимися вне классико-романтической логики, и ввести это знание в активное образовательное поле.

Блок специальных дисциплин (caratterizzan-ti) направления «Canto rinascimentale e barocco» в названных консерваториях представлен в совокупности следующими предметами: «Исполнительские практики и репертуар» (Prassi esecutive e repertori), «Трактаты и методики» (Trattati e metodi) / «Трактаты и методики барочного пения» (Trattati e metodi per canto barocco), «Основы

4 Данное направление подготовки утверждено приказом Минобрнауки РФ от 14.07.2017 г. № 659 и зарегистрировано Минюстом РФ от 07.08.2017 г. № 47690 (профиль: Академическое пение; квалификация: Концертно-камерный певец. Преподаватель; форма обучения: очная, очно-заочная; нормативный срок обучения: 4 года [очная], 4,5 года [очно-заочная]).

истории вокализации» (Fondamenti di storia della vocalità), «Импровизация и вокальная орнаментика» (Improvvisazione e ornamentazione vocale), «Исполнительские практики и ансамблевый репертуар для голоса и старинных инструментов» (Prassi esecutive e repertori d'insieme per voci e strumenti antichi), «Теория basso continuo» (Teoria del basso continuo), «Техника контрапункта» (Tecniche contrappuntistiche). В Венецианской консерватории данный блок дополнен дисциплинами «Вокальная литература» (Letteratura vocale) и «Исполнительские практики и репертуар basso continuo» (Prassi esecutive e repertori del basso continuo), а в Римской консерватории имеется предмет «Композиционные техники» (Tecniche compositive). Среди дополнительных дисциплин (ulteriori) названы: «Вокальная ансамблевая музыка и хоровой репертуар» (Musica d'insieme vocale e repertorio corale), «Теория и техника сценической интерпретации» (Teoria e tecnica dell'interpretazione scenica) (Веронская консерватория); «Ранняя полифония» (Prepo-lifonia) (Венецианская консерватория); «Барочный инструмент по выбору» (Strumento barocco a scelta) (Римская консерватория).

В сумме все указанные дисциплины формируют самостоятельное образовательное направление, обеспечивающее общество специалистами, профессиональные знания которых служат необходимой основой для аутентичной интерпретации старинной музыки, ее жанров и стилей. В контексте востребованного сегодня «исторически информированного исполнительства», где голоса ушедших эпох как символы музыкальной истории неожиданным образом трансформируются в голоса современности, появление подобного направления востребовано. Оно целенаправленно ведет к освоению целой палитры логик организации музыкального материала далекого прошлого c учетом освоения важных элементов вокальной речи. К примеру, дисциплина «Трактаты и методики барочного пения» (Trattati e metodi per canto barocco) учит анализировать различные структуры старинной музыки, обращая внимание на важные теоретические трактаты, где указаны певческие и инструментальные приемы эпох Ренессанса и барокко5. В них ключ к орфоэпии, стилистике и

5 Известно, что к концу XVI века порядок колорирования и орнаментики был общим для вокалистов и инструменталистов. Факт подобного универсализма зафиксирован трактатом, датируемым 1593 годом. Написанный итальянским фальцетистом и композитором Джованни Лукой Конфорти (15601608), трактат Breve et facile maniera d'essercitarsi ad ogni scolaro... («Быстрый и легкий способ научить каждого ученика колорировать все ноты, которые

технике исполнения. Дисциплина «Импровизация и вокальная орнаментика» (Improvvisazione e ornamentazione vocale) знакомит студентов с практикой импровизации в ариях da capo, а орнаментика формирует умение использовать различные типы стандартных украшений. «Теория и техника сценической интерпретации» (Teoria e tecnica dell'interpretazione scenica) учит работать с музыкальными текстами (либретто и партитурами), созданными до XVIII века. Курс изучает исторические постановки, собранные в видеоматериалах, сравнивает сценические интерпретации произведений, в его содержании наличествуют элементы драматургического анализа, а также актерские тренинги и упражнения.

Дисциплина «Ранняя полифония» в Венецианской консерватории сосредоточена исключительно на репертуаре, связанных с венецианской традицией. Данный курс углубляет знание истории монодической практики и ее нотации, которое студент демонстрирует в аттестационных программах, чье содержание обращено исключительно к старинным практикам. Как правило, при этом исполняются следующие сочинения:

• вокализы из предложенного списка, куда входят вокализы и вокальные упражнения Луиджи Лаблаша, Марко Бордоньи, Саве-рио Меркаданте, Гаэтано Навы, Никколо Порпора, Витторио Риччи, а также «Гор-геджи и сольфеджио» Джоаккино Россини;

• вокальное произведение (начиная с 1900 г. и позже), автор которого упоминается в музыкальных энциклопедиях;

• камерное произведение 1800-х годов или концертная ария на итальянском языке;

• оперная ария, выбранная комиссией из 2 арий, представленных в международном репертуаре (начиная с 1750 г.) и относящихся к разным эпохам и стилям;

• произведение из духовного репертуара (мессы, оратории, кантаты и т. д.); исполнение должно быть в оригинальной тональности;

• вокальное произведение на итальянском языке (исполнение с листа) в сопровождении фортепиано.

В условиях реализации европейской идеи гармонизации образовательной среды предпринятый анализ профессиональных образователь-

он хочет спеть <...>, тем, кто играет на виоле или разных духовых инструментах развивать пальцы и язык.») уже в титульной части говорит, что создан для пользования всеми студентами (как певцами, так и инструменталистами), чтобы они быстро и легко осваивали искусство украшения. «В преддверии рождения оперы данный трактат стал главным источником по вокальной орнаментике» [3, с. 78].

ных программ обучения вокалистов полезен в части осмысления возможных перспектив развития. Сегодня постоянно растущие требования к уровню профессионализма специалистов качественно меняют привычное содержание подготовки вокалистов. А значит, возможность использовать потенциал европейских образовательных программ - это допустимый путь к саморазвитию. Отметим, что в отечественном музыкознании накоплен достаточный массив научно-исторического и теоретического материала, который мог бы послужить основой для разработки содержательного поля истори-ко-теоретических и специальных дисциплин (возможно, пока в статусе вариативных или факультативных), ориентированных на постижение старинных певческих практик. Достаточно обратить внимание на диссертационные исследования и статьи последних лет, среди которых работы Л. Л. Гервер [4], О. В. Зубовой [5], Н. С. Игнатьевой [6], А. А. Мальцевой [7], З. З. Митю-ковой [8], Е. В. Панкиной [9], чтобы говорить о существующей возможности актуализировать новейшее знание не только в дисциплинах музыковедческих образовательных программ, но и в дисциплинах образовательных программ для вокалистов, желающих приобрести знание о вокальных практиках XV-XVШ столетий, старинных нотных и текстовых источниках, их атрибуции, духовной символике и скрытых смыслах.Освобождениеслуховогоопытавокалиста-исполнителя от инерции норм классико-роман-тической практики - одна из основных решаемых задач.

Итальянские образовательные программы для вокалистов, выстроенные на использовании принципа хронологического разделения по изучению художественных особенностей репертуара, его специфики, доказали свою востребованность. Представляется, что разность подходов и педагогических условий, разное содержательное наполнение в трансляции образовательных программ, которые сложились в итальянском вокальном образовании к настоящему времени, вполне могут получить актуализацию в России. Знакомство с новыми формами организации педагогического процесса, восприятие новых педагогических идей, технологий, методов и приемов освоения, в том числе ренессансного и барочного репертуара, несомненно, отвечает запросам времени, обеспечивает связь отечественной системы с внешней средой. Эта связь может стать взаимонаправленной и, таким образом, ознакомить иностранных коллег с принципами работы над русским репертуаром. В данном процессе важно, чтобы динамика обновления профессио-

нального знания соответствовала познавательным координатам, которые ведут к формированию профессиональных качеств вокалистов, к развитию их интеллекта и творческого мышления. Такой опыт может не только расширить образовательный горизонт обучающегося, но и, в случае с отечественным образованием, отвечать задачам «модернизации профессионального образования, в том числе посредством внедре-

ния адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ», о чем говорится в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (п. 5б) [10].

ЛИТЕРАТУРА

1. Рождественский Ю. В. Философия языка, культуроведение и дидактика. М.: Грант, 2003. 240 с.

2. Асташев Д. А. «Canto rinascimentale e barocco»: содержательное измерение магистерских программ профессионального образования вокалиста в Италии // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2021. Том 72. № 1. С. 70-78.

3. Асташев Д. А. «Вокализы» Марко Бордоньи в системе ценностей бельканто // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 3. С. 77-84.

4. ГерверЛ. Л. Техника инганно: опыт классификации // Журнал Общества теории музыки. 2016. Вып. 4. С. 44-66. URL: http://journal-otmroo.ru/ sites/joumal-otmroo.ru/files/2016_4%2816%29_5_ Gerver_tech_inganno.pdf (дата обращения: 25.05.2021).

5. Зубова О. В. Итальянская лауда: жанр и форма: дис. ... канд. иск.: 17.00.02. М., 2012. 293 с.

6. Игнатьева Н. С. Мадригалы мантуанских композиторов на тексты «Верного пастуха» Дж. Б. Гварини (к истории второй практики): дис. ... канд. иск.: 17.00.02. М., 2017. 348 с.

7. Мальцева А. А. Музыкально-риторические фигуры барокко: проблемы методологии анализа (на материале лютеранских магнификатов XVII века): дис. ... канд. иск.: 17.00.02. Новосибирск, 2013. 340 с.

8. Митюкова З. З. Партименто в итальянской музыке XVIII века: дис. ... канд. иск.: 17.00.02. Казань, 2018. 241 с.

9. Панкина Е. В. Фроттола в культуре итальянского Возрождения: 1480-1530: дис. ... докт. иск.: 17.00.02. М., 2018. 578 с.

10. Указ Президента РФ от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: https://base.garant. ru/71937200 (дата обращения: 13.05.2021).

„ REFERENCES «,

1. Rozhdestvenskii Iu. Filosofiia iazyka, kul'turovedenie i didaktika [Philosophy of language, cultural studies and didactics]. Moscow: Grant, 2003. 240 p.

2. Astashev D. «Canto rinascimentale e barocco»: soderzhatel'noe izmerenie magisterskikh programm professional'nogo obrazovaniia voka-lista v Italii ["Canto rinascimentale e barocco": the meaningful dimension of the Master's programs in vocational education for vocalists in Italy]. In:Vest-nik Akademii Russkogo baleta im. A. Ia. Vaganovoi [Bulletin of A. Vaganova Academy of Russian Ballet]. 2021. Vol. 72. No. 1. Pp. 70-78.

3. Astashev D. «Vokalizy» Marko Bordon'i v sisteme tsennostei bel'kanto [Vocalises by M. Bor-dogni in the value system of Bel canto]. In: Yuzh-

no-Rossiiskii muzykal'nyi al'manakh [South-Russian Musical Anthology]. 2020. No. 3. Pp. 77-84.

4. Gerver L. Tekhnika inganno: opyt klassi-fikatsii [Inganno technique: an experience of classification]. In: Zhurnal Obshchestva teorii muzyki [Journal of the Society of Music Theory]. 2016. Vol. 4. Pp. 44-66. URL: http://journal-otmroo.ru/sites/jour-nal-otmroo.ru/files/2016_4%2816%29_5_Gerver_ tech_inganno.pdf (date of application: 25.05.2021).

5. Zubova O. Vtal'ianskaia lauda: zhanr i forma [Italian lauda: genre and form]: Ph. D. Thesis: 17.00.02. Moscow, 2012. 293 p.

6. Ignat'eva N. Madrigaly mantuanskikh kom-pozitorov na teksty «Vernogo pastukha» Dzh. B. Gvarini (k istorii vtoroi praktiki) [Madrigals of Man-tuan composers on the texts of "The Faithful Shepherd" by G. B. Guarini (to the history of the second

practice)]: Ph. D. Thesis: 17.00.02. Moscow, 2017. 348 p.

7 Mal'tseva A. Muzykal'no-ritoricheskie figu-ry Barokko: problemy metodologii analiza (na ma-teriale liuteranskikh magnifikatov 17 veka) [Musical and Rhetorical Figures of the Baroque: Problems of Methodology of Analysis (Based on the Material of Lutheran Magnificats of the 17th Century)]: Ph. D. Thesis: 17.00.02. Novosibirsk, 2013. 340 p.

8. Mitiukova Z. Partimento v ital'ianskoi muzyke 18 veka [Parimento in the 18th century Italian music]: Ph. D. Thesis: 17.00.02. Kazan', 2018. 241 p.

9. Pankina E. Frottola v kul'ture ital'ianskogo Vozrozhdeniia: 1480-1530: [Frottola in the culture of the Italian Renaissance: 1480-1530]: Dr. Sci. Thesis.: 17.00.02. Moscow, 2018. 578 p.

10. Ukaz Prezidenta RF ot 07 maia 2018 g. No. 204 «O natsional'nykh tseliakh i strategicheskikh zadachakh razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2024 goda» [Decree of the President of the Russian Federation of May 07, 2018 No. 204 "On national goals and strategic tasks of the development of the Russian Federation on the period until 2024"]. URL: https://base.garant.ru/71937200 (date of application: 13.05.2021).

Асташев Дмитрий Анатольевич

кандидат педагогических наук, профессор кафедры музыкального искусства Арктический государственный институт культуры и искусств Россия, 677000, Якутск astashev_dmitry@mail.ru ORCID: 0000-0002-6910-9675

Dmitry A. Astashev

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor at the Department of Musical Art Arctic State Institute of Culture and Arts Russia, 677000, Yakutsk

astashev_dmitry@mail.ru ORCID: 0000-0002-6910-9675

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.