Научная статья на тему 'Профессиональное образование в современном Дагестане'

Профессиональное образование в современном Дагестане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное образование в современном Дагестане»

Гебеков Г.Ф.

Профессиональное образование в современном Дагестане

Общественно-экономические изменения в стране, связанные с кардинальным переходом к рыночным отношениям, повлекли за собой процессы трансформации во всех областях социального бытия. Переход социума к свободному рынку не мог не повлечь за собой радикальных перемен в такой важной сфере общественной жизни, как образование.

Данные по начальным и средним профессиональным учебным заведениям показывают, что с начала 90-х годов рост числа профессиональных технических училищ (ПТУ), средних специальных учебных заведений и обучающихся в них, продолжавшийся все 70 - 80-е годы, сменился на уменьшение, как численности этих образовательных учреждений, так и контингента обучающихся в них.

Таблица 1 [1, 2, 3]

Годы 1980/ 1981 1985/ 1986 1992/ 1993 1993/ 1994 1995/ 1996 1998/ 1999 1999/ 1900 2000/ 2001 2001/ 2002 2002/ 2003

Число учреждений нач. профобразования (НПО) 27 28 30 30 30 29 29 29 29 28

В них обучалось (тыс. чел.) 12,2 14,1 13,5 13,3 13,0 11,2 11,4 11,8 12,7 13,2

Число средних специальных учебных заведений (ссуз) 28 28 27 26 27 29 29 29 29 30

В том числе колледжей - - 6 7 12 15 15 15 15 15

В них студентов (тыс. человек) 26,5 24,3 20,8 19,9 17,4 19,1 19,1 20,1 20,8 22,8

В том числе в колледжах - - 5,8 7,3 10,2 12,4 12,3 13,2 13,9 14,8

На 10000 населения приходилось студентов средних спец. учебных заведений 157 138 108,1 102,2 85,4 90,3 88,8 92,9 95,2 103,5

Из общей численности студентов ссузов (тыс. чел.) обучалось на отделениях дневных 16,9 16,2 14,4 13,6 13,1 14,9 15,0 15,9 16,3 17,6

вечерних 3,0 2,3 0,6 0,4 0,3 0,2 0,2 0,2 0,1 -

заочных 6,6 5,8 5,8 5,9 4,0 4,0 3,9 4,0 4,4 5,2

Этому способствовал ряд причин, как общего, так и специфического характера. С одной стороны, экономические реформы связываются с изменениями в структуре потребностей в рабочих кадрах. Но из-за спада производства во всех отраслях народного хозяйства, неясных перспектив

новых предприятий, роста безработицы и ограниченного числа трудовых вакансий контуры новой структуры потребностей в рабочих кадрах оставались неопределенными. С другой стороны, до 1995 года социально-экономическая политика правительства РФ, по мнению многих специалистов, не вела к масштабным структурным изменениям и фактически способствовала сохранению «на плаву» большинства малоэффективных или убыточных предприятий.

В советские времена на заводах действовала система профессионального продвижения кадров с широким охватом обучения в вечерних вузах и техникумах, которым в 1988г. было охвачено более 12 % рабочих предприятий [4]. В пореформенный же период в связи с резким сокращением объемов производства стремительно сокращалась численность студентов ссузов, обучающихся на вечерних отделениях.

Постепенное оздоровление экономической ситуации в стране, начавшееся в 1999 году, увеличило заинтересованность молодежи в получении рабочих специальностей, которые стали уже востребованными отечественной промышленностью. Изменился и профиль обучения. Если раньше училища в основном готовили кадры квалифицированных рабочих для народного хозяйства, то теперь и кадры предпринимателей мелкого бизнеса - парикмахеров, продавцов и т. д. С баланса предприятий и министерств многие профессионально-технические училища (ПТУ) механически перешли в образовательные ведомства и во многом по инерции продолжают подготовку по прежним профилям специальностей. Вместе с тем определенная самостоятельность, данная директорам ПТУ, ведет к изменениям в специальностях подготовки рабочих кадров, в соответствии с общими экономическими сдвигами, местными и региональными потребностями.

В 1994 году в сравнении с 1985 годом число учащихся, принятых в средние специальные учебные заведения Дагестана, сократилось на 33 %. За этот же период уменьшился прием: на 59 % в учебные заведения здравоохранения, физической культуры и спорта; на 48 % - искусства и кинематографии; на 47 % - промышленности и строительства; на 32 % - сельского хозяйства; на 21 % - экономики и права; на 5 % - транспорта и связи. В учебные заведения просвещения наблюдался рост показателей приема на 7 % [1].

Существенные изменения произошли в системе начального, профессионального образования, в структуре подготовки рабочих кадров. Почти прекращена подготовка рабочих для машиностроительного комплекса РД и по кулинарии. С 2-х тысяч в 80-х годах выпуск рабочих строительно-монтажных профессий упал до 560 в 1994 году. Резко увеличилось (до 1814) число учащихся по специальности «швея». Больше стало готовиться

рабочих, связанных с ремонтом радиотехники, народными промыслами. Стабильно высока доля получающих в ПТУ профессии «водитель-механик», «рабочий по ремонту машинно-тракторного парка», «сельский механизатор» (4230 в 1994г.) [5].

Начальное профессиональное образование финансируется из федерального бюджета, причем только по «защищенным» статьям («Зарплата», «Стипендия», «Питание»), и то не в полном объеме. Однако система НПО работает, хотя и не везде одинаково хорошо: где-то на уровне функционирования, где-то традиционно стабильно, а в профессиональных лицеях и колледжах обеспечивается даже повышенный уровень подготовки специалистов. К 1998/99 учебному году 15 из 29 ссузов был присвоен статус колледжей [5]. Само наименование учреждений - «колледжи» - свидетельствует о том, что они обеспечивают не только базовый, но и повышенный уровень подготовки.

Несмотря на то, что на модернизацию материально-технической базы учреждений НПО средства не выделяются, многие директора, например Высшего профучилища № 2, профлицеев № 1, 3, 8, 11, 12, 14, путем развития производственной деятельности, открытия хозрасчетных групп, оказания дополнительных платных услуг создают внебюджетные счета, с помощью которых улучшают материально-техническую и учебно-методическую оснащенность учреждений [6].

Со специализацией связано и определение оптимального соотношения в потребностях в специалистах высшей и средней квалификации. Это соотношение может меняться в пользу специалистов средней квалификации, подготавливаемых в техникумах, колледжах, поскольку временной, а не только содержательный, фактор для рыночной экономики и предпринимательской деятельности имеет немаловажное значение (для бизнеса «время - это деньги»). Сейчас около 70 % выпускников у нас поступает в вузы, а оставшиеся 30 % устраиваются в ПТУ и техникумы [7]. А нужно, чтобы наоборот. И что у нас будет твориться через 5 - 10 лет? Уже сегодня наблюдается безработица людей с высшим образованием и недостаток рабочих-специалистов.

В постсоветский период существенные изменения претерпела отечественная система высшего образования. Резко увеличилось количество студентов, появились негосударственные вузы (табл. 2).

Таблица 2 [1, 8, 9, 10]

Годы 1990/ 1991 1991/ 1992 1992/ 1993 1993/ 1994 1994/ 1995 1995/ 1996 1997/ 1998 1999/ 2000 2000/ 2001 2002/ 2003

Всего вузов 5 5 5 5 10 11 16 21 22 22

В т. ч.: государственные 5 5 5 5 6 6 6 6 6 6

Негосударственные* - - - ... ** 4 5 10 15 16 16

Численность студентов - всего, тыс. чел. 28,0 27,9 27,3 26,7 32,6 35,3 46,9 63,0 68,8 90,0

В т. ч. в учебных заве-

дениях: государствен- 28,0 27,9 27,3 26,7 28,3 30,9 41,7 54,6 60,4 80,7

ных

Негосударственных - - - 4,3 4,4 5,2 8,4 8,4 9,3

На 10000 населения

приходилось студен- 153 151 142 137 167 173 225 293 318 408

тов вузов

* В числе негосударственных вузов учтены высшие учебные заведения, имеющие государственную лицензию.

** Многоточие означает отсутствие сведений.

Многие родители выпускников, особенно из сельской местности, вследствие резкого снижения жизненного уровня не в состоянии отправлять своих детей для продолжения образования в город.

Таким образом, падение престижа высшего образования было вызвано всеобщим хаосом в политической и экономической жизни общества. Многие люди, имеющие высшее образование, или пополняли ряды безработных, или же начинали заниматься коммерцией.

С 1995 года в сфере высшего образования в Дагестане начали происходить в целом позитивные изменения. Открывались негосударственные высшие учебные заведения. Появились филиалы государственных и негосударственных вузов. Происходил динамический, интенсивный рост численности студенчества. К 2003 году в Дагестане действовали 6 государственных вузов и 70 филиалов вузов из других регионов страны [11]. Только в городе Дербенте функционирует более 40 филиалов различных вузов [12]. В 2002 году на 10 тыс. населения республики приходилось 408 студентов вузов (в целом по России - 416) и 104 (174) студента ссузов [9], то есть дагестанская молодежь больше стремится получить высшее образование, нежели среднее профессиональное, что связано, по нашему мнению, с меньшей востребованностью специалистов ссузов вследствие того, что у нас более низкий уровень развития промышленности и невысокие темпы роста экономического потенциала по сравнению с общероссийскими.

В негосударственных вузах по специальностям экономики и управления в 2002 году обучалось 34 % студентов, по гуманитарно-социальным - 56 %, из них 77 % - по юриспруденции, в государственных соответственно - 28, 33, 49 [9]. Согласно действующему законодательству подавляющее большинство появившихся в эпоху реформ негосударственных вузов являются институтами, как по форме деятельности, так и по характеру подготовки кадров (небольшой спектр специальностей). Только деся-

тая часть негосударственных высших учебных заведений готовит специалистов более чем по трем профилям. В основном эти учебные заведения проводят набор на специальности в области права и экономики. Однако наряду с ними представлена подготовка по таким направлениям, как коммерция, лингвистика, филология, социальная работа и социально-культурный сервис, туризм, психология, экология, философия, теология, социология, педагогика, культурология, история и др.

Таким образом, в негосударственных образовательных учреждениях в основном готовятся кадры гуманитарного профиля, для обучения которых не требуется развитой материально-технической базы.

В общей сложности в Дагестане к 2002 году существовало 28 государственных высших учебных заведений, включая филиалы, 16 негосударственных вузов, включая филиалы (в числе негосударственных образовательных учреждений учтены вузы, имеющие государственную лицензию) [9], более 30 негосударственных высших учебных заведений, включая филиалы, не имеющих лицензии.

В XXI век Дагестан вступил с системой образования, коренным образом отличающейся качественными и количественными характеристиками от того, что было всего лишь десятилетие назад. Интенсивность, с которой происходили преобразования, не могли не вызвать просчетов в деятельности всех звеньев образовательной структуры. Преодоление всего негативного является общей задачей, как государства, так и общества. Каждый индивидуум должен чувствовать свою ответственность за происходящее в одной из наиважнейших сфер общественной жизни - в образовании.

Литература

1. Образование, культура, здравоохранение и правонарушения. Стат. сборник. - Махачкала, 1995.;

2. Дагестан - 2001г. Часть 2. Стат. ежегодник. - Махачкала, 2002.;

3. Уразаев Э.К. Социальные аспекты развития системы образования Дагестана // Великий Октябрь в исторических судьбах народов Дагестана. - Махачкала, 1989.;

4. Юнаева В.Д. Рост культурно-технического уровня рабочих (1985 -1990 гг.) // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН, Ф. 3. Оп. 2. Д. 963.;

5. По данным Министерства образования, науки и молодежной политики

РД.;

6. Школа держится на энтузиазме учителей. Интервью с министром образования РД Казиевым Н.Э. // Народы Дагестана. 2000. № 1.;

7. Филиппов В. Какой будет школа - такой будет страна // Дагестан. 2003.

8. По данным Государственного комитета РД по статистике;

9. Дагестан - 2002г. Часть 1. Стат. ежегодник. - Махачкала, 2003.;

10. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. Стат. сборник. - Махачкала, 1994.;

11. Омаров О.А., Гасанов М.М. Модель дагестанского классического университета в условиях регионализации высшего образования // Региональные университеты как интеграционная структура в системе непрерывного образования. Материалы докладов и сообщений участников Всероссийской научно-практической конференции (Махачкала, 27- 28 июня 2003г.). - Махачкала, 2003.;

12. Исмаилов А.Р. История Дагестана. XX век. - Махачкала, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.