Научная статья на тему 'Профессиональное образование в области физической культуры и спорта в международных и российском классификаторах'

Профессиональное образование в области физической культуры и спорта в международных и российском классификаторах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION / POST-SECONDARY TRAINING / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / FEDERAL STANDARDS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ / EDUCATIONAL GUIDELINES / КЛАССИФИКАЦИЯ / CLASSIFICATION / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щенникова М.Ю., Евсеев С.П.

During the last 5 years the normative regulation of both the sphere of education and physical culture and sport has been almost constantly changing and improved. Federal state standards and federal government requirements are being introduced that define the structure and content of vocational training, sports training, programs for preprofessional studies in the field of physical culture and sport, setting the problem of system approach to the training system for the sphere of physical culture given the experience of preprofessional training and multi-level education. Education in the field of physical culture and sport in the Russian Federation is possible in several learning paths. The feature of personnel training in physical education and sport in Russia is that it is based on mastering sports training programs and other educational programs in the field of physical culture and sport. The purpose of the study was to analyze the historical development of the representation of physical culture and sport in the domestic and international classifications in the field of education and science as the basis of the statutory regulation of the structure of the vocational training sector. The development of standardization of secondary vocational and higher education in the field of physical culture and sport, and later preprofessional and sports training took place in isolation, which indicates the lack of conditions to ensure the continuity and interrelation of educational programs at various levels.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Education in the Field of Physical Culture and Sport in Domestic and International Classifiers

During the last 5 years the normative regulation of both the sphere of education and physical culture and sport has been almost constantly changing and improved. Federal state standards and federal government requirements are being introduced that define the structure and content of vocational training, sports training, programs for preprofessional studies in the field of physical culture and sport, setting the problem of system approach to the training system for the sphere of physical culture given the experience of preprofessional training and multi-level education. Education in the field of physical culture and sport in the Russian Federation is possible in several learning paths. The feature of personnel training in physical education and sport in Russia is that it is based on mastering sports training programs and other educational programs in the field of physical culture and sport. The purpose of the study was to analyze the historical development of the representation of physical culture and sport in the domestic and international classifications in the field of education and science as the basis of the statutory regulation of the structure of the vocational training sector. The development of standardization of secondary vocational and higher education in the field of physical culture and sport, and later preprofessional and sports training took place in isolation, which indicates the lack of conditions to ensure the continuity and interrelation of educational programs at various levels.

Текст научной работы на тему «Профессиональное образование в области физической культуры и спорта в международных и российском классификаторах»

УДК: 796.07-57

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

образование в области физической культуры и спорта в международных и российском классификаторах

Кандидат педагогических наук, доцент М.Ю. Щенникова Доктор педагогических наук, профессор С.П. Евсеев

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN DOMESTIC AND INTERNATIONAL CLASSIFIERS M.Yu. Shchennikova, associate professor, Ph.D.

S.P. Evseev, professor, Dr.Hab. National State University of Physical Culture, Sport and Health named after P.F. Lesgaft, St. Petersburg Key words: physical culture and sport, higher education, secondary professional education, post-secondary training, federal standards, educational guidelines, classification. During the last 5 years the normative regulation of both the sphere of education and physical culture and sport has been almost constantly changing and improved. Federal state standards and federal government requirements are being introduced that define the structure and content of vocational training, sports training, programs for preprofessional studies in the field of physical culture and sport, setting the problem of system approach to the training system for the sphere of physical culture given the experience of preprofessional training and multi-level education. Education in the field of physical culture and sport in the Russian Federation is possible in several learning paths. The feature of personnel training in physical education and sport in Russia is that it is based on mastering sports training programs and other educational programs in the field of physical culture and sport. The purpose of the study was to analyze the historical development of the representation of physical culture and sport in the domestic and international classifications in the field of education and science as the basis of the statutory regulation of the structure of the vocational training sector.

The development of standardization of secondary vocational and higher education in the field of physical culture and sport, and later preprofessional and sports training took place in isolation, which indicates the lack of conditions to ensure the continuity and interrelation of educational programs at various levels.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, высшее образование, среднее профессиональное образование, дополнительное образование, федеральные стандарты, образовательные траектории, классификация.

Введение. Последние 5 лет нормативное регулирование как сферы образования, так и физической культуры и спорта находится в процессе практически постоянного изменения и совершенствования. В том числе вводятся в действие и корректируются федеральные государственные стандарты и федеральные государственные требования, определяющие структуру и содержание профессионального образования, спортивной подготовки, предпрофессиональных образовательных программ в области физической культуры и спорта, что ставит задачи системного подхода к рассмотрению системы подготовки для отрасли физической культуры с учетом опыта предпро-фессиональной подготовки и многоуровневости образования.

Получение образования в области физической культуры и спорта в Российской Федерации возможно по нескольким образовательным траекториям, которые представлены на рисунке. Данная схема ориентирована на уровни образования Международной стандартной классификации образования (МСКО-2011) и уровни образования, установленные в Российской Федерации.

Особенностью подготовки кадров по физической культуре и спорту в нашей стране является то, что она базируется на освоении программ спортивной подготовки и дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта. Прием на программы профессионального образования в области физической культуры и спорта предполагает вступительные испытания профессиональной направленности, где абитуриент демонстрирует уровень спортивного мастерства и физической подготовленности в соответствии с избранным видом спорта.

Цель исследования - анализ исторического развития представительства физической культуры и спорта в международной и российской классификациях в области образования и науки как основы нормативного регулирования структуры профессионального образования отрасли.

Результаты исследования и их обсуждение. Рассмотрение такого элемента системы образования в области физической культуры и спорта, как федеральные государственные стандарты и федеральные государственные требования, включает в себя нормативные документы в области образования и в области физической культуры и спорта на уровнях общего образования, среднего профессионального образования и высшего образования. Когда мы говорим о необходимости проведения дополнительных вступительных испытаний профессиональной направленности, мы говорим о преемственности программ всех уровней.

В период получения общего образования для детей в Российской Федерации реализуются дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта и программы спортивной подготовки. В соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов спортивной подготовки по видам спорта возраст получения среднего общего образования- 15-16 лет - совпадает с тренировочным этапом либо этапом спортивного совершенствования, возраст получения полного общего образования - 17 лет - с этапом спортивного совершенствования. По большинству видов спорта одаренные юные спортсмены в возрасте 15-16 лет могут находиться и на этапе высшего спортивного мастерства.

Для программ спортивной подготовки и программ предпрофессиональной подготовки определяются требования освоения избранного вида спорта (минимальное овладение техникой) и общая и специальная физическая подготовка (развитие физических качеств), что может быть ориентиром для формирования содержания вступительных испытаний профессиональной направленности.

Кадры в области физической культуры и спорта в настоящее время готовятся по образовательным программам по специальностям среднего профессионального и направлениям высшего образования. Перечень специальностей и направлений и соответственно совокупность федеральных государственных образовательных стандартов утверждается Минобрнауки России.

Задачами классификации специальностей и направлений в образовании являются разработка «инструмента, способствующего сбору, компиляции и изложению статистических данных об образовании как по отдельным странам, так и в международном масштабе» (МСКО 1997) соответственно и в процессе мониторинга образовательной деятельности, а также гармонизация структуры подготовки кадров и потребностей на рынке труда, обеспечение сопоставимости образовательных программ в международном масштабе. На основании перечня направлений и специальностей осуществляется распределение контрольных цифр приема и формирование государственного задания, определяется перечень вступительных испытаний, устанавливающий распределение выпускников школ по дисциплинам для сдачи ЕГЭ. Федеральные государственные образовательные стандарты в соответствии с перечнем направлений и специальностей определяют содержание процедур лицензирования и государственной аккредитации, записи в дипломах государственного образца, что, в свою очередь, осуществляет связь образования и работодателя. Таким образом, российские классификаторы учитывают сложившуюся ситуацию, традиции и завоевания отечественного профессионального образования и Международную стандартную классификацию образования.

История создания и изменения классификации направлений и специальностей профессионального образования

отражает историю становления и развития образования в России.

Рассматривая уровень среднего профессионального образования в области физической культуры и спорта, следует отметить его национальные особенности. В 30-е гг. XX в. вопросам физической культуры и спорта руководство страны начинает уделять пристальное внимание. При Правительстве СССР организуется Государственный комитет по делам физической культуры и спорта, постановлением ЦИК СССР от 27.05.1934 г. вводится звание «Заслуженный мастер спорта СССР», Всесоюзный день физкультурника встает в один ряд с тогда еще немногочисленными профессиональными праздниками, решается вопрос о подготовке специалистов со средним образованием путем открытия отделений физического воспитания в педагогических техникумах, затем переименованных в педучилища, и техникумах физической культуры, на работу в которые направляются выпускники Центрального и Ленинградского ИФКов [2]. Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 23.07.1930 г. «О реорганизации вузов, техникумов и рабфаков» введен курс на «реорганизацию существующих вузов, техникумов и рабфаков на основе решительного сближения теоретического обучения и производственной практики, специализации учебных заведений по отраслевому признаку и приведения самой системы образования в соответствие с экономическим районированием страны, хозяйственным и культурным строительством национальных районов и с организацией промышленности, сельского хозяйства, торговли, транспорта и т. д.». Этим документом медицинские и физкультурные учебные заведения, а также преобразованные в институты медицинские факультеты университетов передаются в ведение народных комиссариатов здравоохранения союзных республик.

По данным Б. А. Кузьмина, в 1975 г. в средних специальных учебных заведениях реализовывалось около 500 специальностей (более узких по профилю, чем в вузах), объединённых в группы, в основном соответствующие вузовским. В соответствии с приказом Госкомвуза СССР от 21.07.1988 г. № 224 «О перечне специальностей средних специальных учебных заведений СССР» укрупненная группа «Просвещение» включала в себя специальность 0303 «Физическая культура» с квалификацией выпускника «Преподаватель-организатор физической культуры», по которой Министерством - разработчиком учебно-методической документации являлся Госкомспорт СССР.

Классификация специальностей высшего профессионального образования в СССР была введена приказом министра высшего образования СССР от 09.09.1954 г.

В соответствии с приказом министра высшего и среднего специального образования СССР от 30 октября 1964 г. № 339 «О сроках обучения в высших учебных заведениях» определены специальность группы XIX «Здравоохранение и физическая культура», специальность 1906 «Физическая культура и спорт» и специальность XXI группы «Специальности в педагогических институтах и вузах культуры», специальность 2114 «Физическое воспитание».

«Перечень действующих специальностей и специализаций высших учебных заведений СССР», утвержденный приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 5 сентября 1975 г. № 831 сохраняет коды и названия специальностей в области физической культуры и спорта. Группа XIX «Здравоохранение и физическая культура» включает в себя специальность 1906 «Физическая культура и спорт» с присвоением квалификации «Преподаватель физического воспитания - тренер по виду спорта». Для специальности не предусмотрены специали-

зации. Группа XXI «Специальности педагогических институтов и вузов культуры» включает в себя специальность 2114 «Физическое воспитание» с присвоением квалификации «Учитель физического воспитания, преподаватель физического воспитания».

«Перечень специальностей высших учебных заведений СССР», утвержденный приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 17 ноября 1987 г № 790 в соответствии с Постановлением Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 13 марта 1987 г. № 325 «О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве», включает в себя специальности 03.03. «Физическая культура» и 03.04. «Начальная военная подготовка и физическая культура», группы 03.00. «Трудовое, физическое и эстетическое обучение и воспитание». При этом определяется, что специализации и квалификации настоящего перечня специальностей устанавливаются Минвузом СССР по предложениям учебно-методических объединений. Таким образом, в профессиональном образовании физическая культура и спорт были выведены из области здравоохранения. В бюджетной системе, основанной на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, отдельный раздел классификации расходов бюджетов «Физическая культура и спорт» введен только в 2010 г., до этого существовал раздел «Здравоохранение, физическая культура и спорт».

С 1 января 1980 г. в соответствии с Постановлением Госстандарта СССР от 25.12.1978 г. № 94 был введен в действие Общесоюзный классификатор специальностей по образованию (ОКСО). Одной из его задач была заявлена интеграция системы высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации в международные образовательные структуры. Важным моментом должна была стать гармонизация с Международной стандартной классификацией (МСКО). МСКО устанавливает критерии для приведения в соответствие национальных систем образования на международной основе, что позволяет повысить уровень сопоставимости статистики образования. МСКО 1993 г., на которую были ориентированы общероссийские классификаторы, содержала 8 ступеней образования, к третичному отнесены 5, 6 и 7-я. В МСКО 1997 г. выделено 7 ступеней образования, к третичному отнесены 4, 5 и 6-я. В МСКО-2011 количество уровней образования составляет 10, при этом применяется кодирование параллельно для уровней образования и программ образования (табл. 1).

Уровни 5, 6 и 7-й относятся к третичному образованию, которое «основывается на среднем образовании, организуя учебную деятельность в рамках специализированных областей образования. Оно направлено на обучение на более высоком уровне сложности и специализации. Третич-

Таблица 1. Кодирование МСКО-2011

ное образование включает то, что обычно понимается как академическое образование, но «третичное образование» - более широкое понятие, поскольку оно также включает углубленное профессиональное образование».

Области образования были представлены в МСКО 1978, 1993 и 1997 гг., схожие области объединялись в расширенные группы, где спорт был отнесен к сфере обслуживания. При этом в соответствии с МСКО-1993 для сферы обслуживания не предусмотрено образование выше 5-го уровня. Отнесение области спорта к сфере обслуживания обусловлено структурой Международной стандартной отраслевой классификации всех видов экономической деятельности (МСОК, 1Б1С), введенной с 1948 г. В настоящее время используется четвертая версия МСОК-4 (1Б1^4), где область спорта определяется как «Оздоровительные, культурные и спортивные мероприятия» раздела «Коммунальные, социальные и персональные услуги».

В 1978 г. ЮНЕСКО одобрила «Рекомендации по международной стандартизации статистики науки и техники», в развитие которых в 1984 г. было опубликовано «Руководство ЮНЕСКО по статистике науки и техники» (документ постоянно дорабатывается с учетом опыта «Руководства Фра-скати»). В рекомендациях 1978 г. определено соответствие областей науки и основных областей обучения МСКО, при этом область физической культуры и спорта не отнесена к какой-либо области науки. Руководство Фраскати 2002 г. и Классификатор отраслей науки и техники ОЭСР ^ОБ-2007) выделяют области: естественные науки, инженерные и технические науки, медицинские науки и науки о здоровье, сельскохозяйственные науки, общественные науки, гуманитарные науки. Область спорта и фитнеса включена в медицинские науки и науки о здоровье.

Процесс гармонизации отечественной классификации в образовании с международной, заявленный в качестве целей ОКСО-1993, включал несколько этапов, на которых происходили изменения и в перечне программ области физической культуры и спорта.

В соответствии с ОКСО-1993 в среднем профессиональном образовании группа специальностей «Образование» включает в себя специальность 0307 1 «Физическая культура», которая имеет фасет 51408, что соответствует 5-й ступени образования по МСКО «третий уровень, первый этап, который приводит к получению документа, не эквивалентного первой университетской степени», области образования «Подготовка учителей и педагогическая наука» расширенной группы «Образование». В высшем профессиональном образовании в число гуманитарно-социальных специальностей высшего профессионального образования входит специальность 022300 3 «Физическая культура и спорт», в число направлений группы «Гуманитарные и социально-экономические науки» входит направление 521900 2 «Физическая культура». Специальность

МСКО-ПРОГРАММЫ МСКО-УРОВЕНЬ

Программы развития детей младшего возраста 0 Ниже начального образования 0

Начальное образование 1 Начальное образование 1

Первый этап среднего образования 2 Первый этап среднего образования 2

Второй этап среднего образования 3 Второй этап среднего образования 3

Послесреднее нетретичное образование 4 Послесреднее нетретичное образование 4

Короткий цикл третичного образования 5 Короткий цикл третичного образования 5

Бакалавриат или его эквивалент 6 Бакалавриат или его эквивалент 6

Магистратура или её эквивалент 7 Магистратура или её эквивалент 7

Докторантура или её эквивалент 8 Докторантура или её эквивалент 8

Не классифицируется 9 Не классифицируется 9

и направление имеют фасет 68962, что соответствует 6-й ступени образования по МСКО «третий уровень, первый этап, который приводит к получению первой университетской степени или эквивалентной квалификации», области образования 89 «Другие программы». Перечни специальностей и направлений среднего и высшего профессионального образования, в которых коды гармонизированы с ОК 009-93 введены в 1994 г.

Приказом Госкомвуза Российской Федерации от 5 мар-та1994 г. № 180 утвержден «Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования», в который приказом Госкомвуза России от 24 июля 1996 г. № 1309 дополнительно включена специальность 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)».

Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2003, сохранив перечень укрупненных групп специальностей и направлений, ввел три уровня иерархической идентификации, первым из которых стали укрупненные группы специальностей и направлений. Укрупненная группа специальностей и направлений «Гуманитарные науки» включала в себя направление 032100 62 «Физическая культура», специальности 032101 65 «Физическая культура и спорт», 032102 65 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», 032103 65 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм». В укрупненную группу специальностей и направлений «Образование и педагогика» вошли направление «Педагогика», специальности среднего профессионального образования 050720 51 и 050720 52 «Физическая культура» и 05072151 и 050721 52 «Адаптивная физическая культура», специальность высшего профессионального образования 050720 65 «Физическая культура».

По состоянию на 2012 г. реализация образовательных программ среднего профессионального образования углубленной подготовки в области физической культуры и спорта осуществлялась на базе основного общего и среднего общего образования и предусматривала присвоение квалификаций «Учитель физической культуры/адаптивной физической культуры или педагог по физической культуре/адаптивной физической культуре».

В сфере высшего профессионального образования с 2010 г. произошел переход на уровневое образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. ФГОС ВПО опирались на следующие позиции нормативно-правовой документации в сфере высшего профессионального образования: Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», макеты ФГОС ВПО, разработанные Минобрнауки России и утвержденные 1.09.2008 г.; узнаваемость квалификаций в общеевропейском образовательном пространстве в соответствии с положениями Болонской декларации; преемственность традиций отечественного образования в сфере физической культуры и спорта в соответствии с содержанием ГОС ВПО первого и второго поколения; реализация компетент-ностного подхода [1].

В «Перечнях направлений подготовки высшего профессионального образования», утвержденных приказом Минобрнауки России от 17.09.2009 г. № 337, разделены перечни направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр» и направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «магистр». В укрупненной группе направлений «Гуманитарные науки» предусматривалось присвоение квалификации (степени) «бакалавр» и квалификации (степени) «магистр» по направлениям 034300 «Физическая культура» и 034400 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». Приказом Минобрнауки России от 10.03.2010 г. № 168 в перечень направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр», было добавлено направление 034600 62 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», в перечень направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «магистр» - направление 034500 68 «Спорт». Прием на специальности в области физической культуры и спорта прекращен с 2011 г.

Таким образом, по состоянию на 2012 г., реализация образовательных программ высшего профессионально-

Таблица 2. Структура подготовки кадров в области физической культуры и спорта в рамках укрупненной группы специальностей и направлений «Физическая культура и спорт»

Уровни образования

Среднее профессиональное образование Высшее образование -бакалавриат Высшее образование - магистратура Высшее образование -аспирантура

Специальность Квалификация выпускника Направление Квалификация выпускника Направление Квалификация выпускника Направление Квалификация выпускника

Физическая культура Педагог по физической культуре и спорту / Учитель физической культуры Физическая культура Академический бакалавр Физическая культура Магистр Физическая культура и спорт Исследователь. Преподаватель-исследователь

Адаптивная физическая культура Педагог по адаптивной физической культуре и спорту / Учитель адаптивной физической культуры Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Академический бакалавр Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Магистр

Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм Академический бакалавр Спорт Магистр

Траектории получения профессионального образования в области физической культуры и спорта

го образования в области физической культуры и спорта предусматривала двухуровневое образование:

- по программам бакалавриата по направлениям 034300 62 «Физическая культура», 034400 62 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» и 034600 62 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм»;

- по программам магистратуры по направлениям 034300 68 «Физическая культура», 034400 68 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» и 034500 68 «Спорт».

Сложилась ситуация, когда программы среднего профессионального образования и высшего образования в области физической культуры и спорта были отнесены к разным укрупненным группам направлений (специальностей), что затрудняло реализацию преемственности программ профессионального образования различного уровня и построение непрерывных образовательных траекторий для обучающихся. В связи с этим актуальной представляется гармонизация перечней направлений и специальностей среднего и высшего образования.

Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре относилась к послевузовскому профессиональному образованию, проводилась в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре номенклатурой специальностей научных работников. Отрасль 13 «Педагогические науки» включает в себя специальность 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры», которая имеет фасет 71401, что соответствует 7-й ступени образования МСКО-2011 «третий уровень, второй этап. Программы аспирантуры или эквивалентной квалификации», области 14 «Подготовка учителей и педагогическая наука» расширенной группы «Образование».

В 2013 г., после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», задачи гармонизации структуры профессионального и высшего образования Российской Федерации

с европейским и мировым образовательным пространством и международными классификаторами образования легли в основу новых перечней направлений подготовки высшего образования, утвержденных приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 г. № 1061 и перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденных приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 г № 1199. Данные перечни, с одной стороны, соответствуют МСК0-2011 и F0S-2007, с другой - отражают отечественные традиции. Роль физической культуры и спорта как мощнейшего фактора сохранения и развития человеческого потенциала, воспитания патриотизма, задачи обеспечения конкуретноспособности российского спорта на международных соревнованиях, а также традиции отечественной школы подготовки тренерских кадров обусловили введение укрупненной группы направлений (специальностей) «Физическая культура и спорт» в состав области знаний «Гуманитарные науки». Структура подготовки кадров в области физической культуры и спорта в настоящее время представлена в табл. 2. Впервые формируется отдельная укрупненная группа, что требует определения подходов конкретизации характеристик профессиональной деятельности выпускников с ориентиром на обеспечение потребностей отрасли, планируемых результатов обучения в части общепрофессиональных компетенций, преемственности программ подготовки различных уровней. Выводы:

- Развитие стандартизации среднего профессионального и высшего образования в области физической культуры и спорта, а в дальнейшем и предпрофессиональной и спортивной подготовки происходило обособленно, что характеризует отсутствие условий для обеспечения преемственности и взаимосвязи образовательных программ различных уровней.

- Расположение области физической культуры и спорта в отечественных классификаторах образования соответствует развитию физической культуры как отрасли национальной экономики от части системы здравоохранения к отдельному коду расходов бюджетной классификации, отдельной укрупненной группе направлений и специальностей профессионального образования.

- Развитие системы профессионального образования в области физической культуры и спорта на основе системного и синергетического подходов требует единства рассмотрения задач развития системы физической культуры и спорта и системы образования в контексте социально-экономического развития Российской Федерации.

Литература

1. Костюченко, В.Ф. Государственный образовательный стандарт в контексте реализации социального потенциала физической культуры» / В.Ф. Костюченко, Е.Ф. Орехов, М.Ю. Щенникова // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2008. № 11. - С. 40-45.

2. Северухин, Г.Б. Основные вехи в истории подготовки педагогических кадров по физической культуре / Г.Б. Северухин // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 12. - С. 23-26.

References

1. Kostyuchenko, V.F. The state educational standard in the context of the implementation of the social potential of physical culture / V.F. Kostyuchenko, E..F. Orekhov, M.Yu Shchennikova // Uch. zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2008. № 11. - P. 40-45. (In Russian)

2. Severukhin, G.B. Milestones in the history of teacher training in physical education / G.B. Severukhin // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2002. - № 12. - P. 23-26. (In Russian)

Информация для связи с автором: mshchennikova@mail.ru

Поступила в редакцию 24.08.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.