Научная статья на тему 'Профессиональное образование: устремление в будущее'

Профессиональное образование: устремление в будущее Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1724
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиков А. М.

В статье рассматриваются основные направления модернизации профессионального образования в условиях постиндустриального общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное образование: устремление в будущее»

► МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: УСТРЕМЛЕНИЕ В БУДУЩЕЕ

PROFESSIONAL EDUCATION: ASPIRATION ТО THE FUTURE

Новиков A.M.

Главный научный сотрудник лаборатории методологии образовательного пространства ИТИП РАО, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления модернизации профессионального образования в условиях постиндустриального общества.

Ключевые слова: профессиональное образование, постиндустриальное общество, профессиональная школа.

Будущее наступает чрезвычайно стремительно. Оно - в изменениях политики и экономики, культуры и социальной сферы, в изменении индивидуальных и общественных отношений, в изменении идеальных моделей образа жизни и ее стандартов. К встрече с будущим надо готовиться. И надо готовить это будущее. И в первую очередь готовить систему образования для этого будущего, в том числе - систему профессионального образования. Именно образованию в современном обществе принадлежит ключевая роль.

Школа как социальный институт воспроизводит и моделирует базовые процессы всего общества. Тип массовой школы равен типу массовой социальной практики. Индустриальному обществу соответствует индустриальный тип школы. Она была изобретена в XVII веке Я. А. Коменским. Массовое образование было гениальным механизмом, сконструированным индустриализмом для создания того типа взрослых, который ему тре-

Novikov A.M.

Chief research scientist of the laboratory of methodology of educational medium of the Institute of Theory and History of Pedagogy, DoctorofScience (Education), Professor, Academician of the Russian Academy of Education

E-mail: [email protected]

Annotation. Article consider the major directions of professional education modernization in the conditions of postindustrial society.

Keywords: professional education, postindustrial society, professional school.

бовался. Сама идея собирания масс учащихся (сырья) для воздействия на них педагогов (рабочих) в централизованно расположенных школах, училищах, институтах (заводах) была достижением индустриального гения. Индустриальный тип общества выработал определенный тип образования, определенные образовательные институты своего времени (школа, профессиональное училище, вуз и т.д.). Его метафора - фабрика. Соответственно, тип отношений: рабочий (учитель, преподаватель) - сырье (обучающийся), принцип движения - конвейер.

Поэтому наше образование времен СССР было так похоже на конвейерное производство. Обучающиеся, подобно болванкам на конвейерной ленте, перемещались из класса в класс, от курса к курсу, где их «обрабатывали» и «передавали» дальше. Ученики уподоблялись деталям, то есть вещам. В преподавании доминировал штамп. Готовились исполнители, способные терпеливо заниматься однотипной деятельностью. Именно они были востребованы жизненным укладом того времени.То же самое было и на Западе.

Старая индустриальная Школа просто не могла быть иной. Вся административная иерархия образования следовала модели индустриальной бюрократии. Сама организация знания в постоянные дисциплины была основана на принципах индустриализма. Обучающиеся переходили с места на место и сидели на определенных для них местах. Звонки звучали для того, чтобы регламентировать изменения во времени. Молодые люди, проходившие через эту образовательную машину, вливались в общество взрослых, структура которого в области работы, ролей и учреждений имела сходство со школой. Ученик не просто запоминал факты, которые он мог использовать позже, он жил, учась тому образу жизни, в котором ему предстояло жить в будущем.

В то же время нельзя не отметить, что ориентация Страны Советов на формирование гармонически развитой личности вкупе с образовательными традициями дореволюционной России, которые удалось сохранить пусть и в переработанном виде в образовательном процессе индустриальной советской школы, определили более широкий, более фундаментальный тип общего и профессионального образования, выгодно отличавшийся от своих индустриальных западных аналогов.

Советская школа в индустриальную фазу заслужено считалась одной из лучших в мире. Теперь эта фундаментальность в среднем образовательном звене может дать нам некоторое преимущество в формировании нового типа образования - наличие широких представлений о разных науках и дает возможность российским специалистам работать на стыках наук.

Отсюда и востребованность специалистов такого рода. Ориентация современных чиновников от образования на реорганизацию такого типа образования является, очевидно, глубокой стратегической ошибкой. Наоборот, требуется дальнейшее развитие методик, работающих в поле межпредметных связей. Объемы, требующие тупой зубрежки действительно можно сократить, но не в пользу сужения знаний, а в пользу развития различных форм мышления.

Но традиционная классно-урочная форма обучения, придуманная Яном Амосом Коменским более 350 лет назад и базировавшаяся на принципе «учить всех всему», в прошлом веке вступила в фазу кризиса. Образование просто не справилось с посто-

янно нарастающим потоком информации, оно лишилось базы в виде универсальной философии, позволяющей гармонизировать специализированные науки. К тому же традиционная передача готовых знаний не позволяла подготовить человека к ситуации, не описанной в учебнике, а таких ситуаций в практической деятельности становилось все больше и больше. Наука в XX веке постоянно сталкивалась с тем, что она не может заранее описать и предсказать все риски, которые несет спроектированная на ее основе деятельность.

Новое общество, в котором образование становится главным капиталом человека и главным ресурсом экономики предъявляет новые жесткие требования, как к общеобразовательной, так и к профессиональной школе. Общество, в котором преобладают интеллектуальные работники, предъявляет новые и еще более жесткие требования к социальной деятельности и социальной ответственности людей. Сегодня необходимо заново осмысливать, что такое образованный человек.

Прежде всего, наличие множества сложных технических систем, даже на уровне быта, требует особого образовательного ресурса для их освоения. В технологических системах завтрашнего дня - быстрых, подвижных и саморегулирующихся - машины будут иметь дело с потоком физических материалов; люди - с потоком информации. Машины будут выполнять рутинные задачи; люди - интеллектуальные и созидательные. Машины и люди вместо концентрации на гигантских заводах и фабриках в городах будут разбросаны по всему миру, связанные между собой почти мгновенной связью.

Работа людей перенесется с фабрик и из массовых офисов в общества и дома. Технология завтрашнего дня требует не миллионов поверхностно начитанных людей, готовых трудиться в унисон на бесконечно монотонных работах, не людей, которые выполняют указания, не моргнув глазом, сознавая, что цена хлеба - это механическое подчинение власти. Но людей, которые могут принимать критические решения, которые могут находить свои путь в новом окружении, которые достаточно быстро устанавливают новые отношения в быстро меняющейся реальности.

Атрибутом образования новой профессиональной школы является также способность эффективно осваивать огромные массивы информации и успешно действовать в максимально неопределенной (в самых разных смыслах) экономической, технологической, производственной ситуации.

Коммуникативная революция конца XX века многократно увеличила скорость обмена информацией, а вместе с тем и скорость принятия решений, динамику экономических, культурных, политических явлений. Отражением этого является тот факт, что в современном обществе смена специальностей, профессии, работы все чаще происходит несколько раз на протяжении жизни конкретного человека.

Все слишком быстро устаревает. Человек постоянно вновь и вновь оказывается перед новым выбором и ему снова и снова надо принимать решение. Да и сам он все чаще жаждет нового, обыденность угнетает его. Он жаждет творчества. Самостоятельность и решительность становятся необходимыми качествами человека. Необходимость быстро ориентироваться во все ускоряющемся информационном потоке, быстро принимать решения и организовывать их воплощение приводят к новому социальному заказу к образованию.

Динамичное, постоянно меняющееся общество должно и образование иметь столь же динамичное. Это свойство выражается понятием непрерывного образования. Если раньше в эпоху индустриализма человек учился 10-15 лет, чтобы потом всю жизнь работать на выбранном (или назначенном ему) месте, то теперь полученное образование устаревает настолько быстро, что переучиваться надо постоянно. Непрерывность - одна из черт нового образования.

Современное общество требует людей, у которых как бы «будущее в крови». Знание становится все более смертным: сегодняшний факт завтра становится заблуждением. Это не возражение против изучения фактов или данных - совсем нет. Однако школа завтрашнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с ней. Школьники и студенты должны учиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Иными словами, они должны научиться учиться, отучиваться и переучиваться.

Новое образование должно научить человека классифицировать и переклассифицировать информацию, оценивать ее, изменять категории при необходимости движения от конкретного к абстрактному и обратно, рассматривать проблему с новой позиции: как научить самого себя. Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто «не научился учиться». Индивидуум завтрашнего дня будет иметь дело с еще более жесткими переменами, чем мы сегодня. Для образования задача ясна: его прямой обязанностью должно стать повышение способности человека справляться с той скоростью, с которой он может приспособиться к реальным изменениям. И чем больше скорость изменения, тем большее внимание должно быть посвящено распознаванию образов будущих событий.

Новая эра требует широты взглядов, интеграции наук, осмысления любой проблемы целиком - независимо от того, какие в ней заключены аспекты: биологические или мате-риаловедческие, энергетические или медицинские. Специфика современных технологий заключается в том, что ни одна теория, ни одна профессия не могут покрыть весь технологический цикл. Сложная организация больших технологий приводит к тому, что бывшие профессии обеспечивают лишь одну-две ступени больших технологических циклов, и для успешной работы и карьеры человеку важно быть не только профессионалом, но и способным активно и грамотно включаться в эти циклы. Нужны не только «предметники»: специалисты по турбинам, автомобилям, компьютерам. Сегодня главный дефицит -«проблемники». Конечно, это будет невероятно трудный - трудный не столько организационно, сколько психологически - творческий поворот. Технологический подход требует от любого участника трудового процесса понимания и учета влияния самых разных факторов, ранее для него «посторонних».

Человеку теперь надо быть готовым действовать в условиях высокой динамики рынка труда. Для этого надо уметь работать с информационными потоками, уметь анализировать происходящее вокруг, быть динамичным, легким на подъем, коммуникабельным и т.д. Высокая динамика экономических процессов и высокая текучесть рынка труда породили такую форму организации производственного процесса как проектная деятельность. Работники объединяются для реализации определенного проекта, после его реализации трудовой коллектив распадается, а отдельные участни-

ки перетекают в другие проекты уже в рамках других трудовых коллективов. Такой тип организации труда требует умения работать в команде, зачастую разнородной, коммуникабельности, толерантности, навыков самоорганизации, умения самостоятельно ставить и достигать цели.

Также возникла необходимость в том, чтобы центры принятия решений должны оказаться ближе к рыночному пространству и производственным коллективам - в реорганизации систем управления производством. Отсюда такое явление, как делегирование полномочий вниз, опора на самоорганизацию работников и команд. Это требует от работников самостоятельного принятия решений и способности нести ответственность за них. Все перечисленное - качества не исполнителя, а автора общественной и экономической жизни.

Кроме того, развитие коммуникации выделяет в качестве группы необходимых требований к новому образованию развитие методик обучения различным языкам, компьютерной грамотности и текстовой культуры (умение понимать текст, анализировать его, оформлять свои мысли в виде текста).

Таким образом, если кратко сформулировать, что такое образованность сегодня, - это способность общаться, учиться, анализировать, проектировать, выбирать и творить.

Постиндустриальное общество еще не возникло, оно лишь рождается, вытесняя старый индустриальный уклад. Зарождаться новому укладу отнюдь не просто - вся старая система противостоит ему. А она сильна именно своей системностью, тем, что все в ней подогнано одно к другому, отлажены элементы ее защиты. Постиндустриальный уклад пока еще не приобрел подобной системности. Его институты только зарождаются, только появляется инфраструктура, их связывающая, отрабатываются и обкатываются правила их функционирования между собой. Тем более, что речь идет не о каких-то локальных изменениях в какой-либо отдельно взятой стране. Речь идет об изменении всего образа жизни всего человечества.

В том числе, кризис системы профессионального образования связан с тем, что опыт еще не наработан, его просто нет. Новая постиндустриальная эпоха требует новых образовательных институтов. Необходимо осознание новых форм жизни, нового уклада, вербализация требований, осмысления опыта и его передачи - только так может появиться новое образование. Необходимо осознавать, выращивать новое, увеличивать масштабы явления. И только при решении этих задач сможет зародиться необходимая постиндустриальная система образования.

В настоящее время в российском профессиональном образовании проводится множество инноваций. Но в подавляющем большинстве они направлены как бы на «приукрашивание» старой индустриальной профессиональной школы. Чиновный аппарат тоже вроде бы поддерживает инновации, но только в определенных рамках - «чтобы не очень-то... радикально». А необходима коренная перестройка всего уклада профессиональной школы.

Естественно, этот процесс не должен быть быстрым. «Без революций». Но быть последовательным и планомерным. А главная же перспектива развития профессионального

образования заключается, очевидно, в том, что в не столь отдаленном будущем профессиональное образование должно будет измениться больше, чем за все триста с лишним лет, прошедших с момента возникновения, в результате развития книгопечатания, школы предшествующей индустриальной эпохи.

Итак, в новой эпохе отечественное профессиональное образование должно стать иным принципиально. В настоящее время оно существенно отстает от требований современности. Не секрет, что сегодня многие фирмы жалуются на нехватку кадров, причем на высокооплачиваемые и престижные должности, в то время как биржи труда переполнены и многие не могут найти работу. Все это есть результат именно этого: востребован новый человек, а он пока редкость. Наш современник уже не хочет жить по-старому, но еще не умеет жить по-новому. А переориентировать его «на жизнь по-новому» - обязанность системы профессионального образования!

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2012, № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.