УНИВЕРСИТЕТ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Человечество входит в совершенно новую эпоху своего существования - постиндустриальное общество, что вызывает коренные преобразования в политике, экономике, культуре, в труде, в личной жизни каждого человека. В связи с этим перед системой образования во всем мире остро стоит проблема радикальной перестройки его целей, содержания, форм, методов, средств и всей его организации в соответствии с требованиями времени. Анализу этих задач посвящена статья, подготовленная для нашего журнала академиком Российской академии образования А.М. Новиковым на основе идей, изложенных в книге «Постиндустриальное образование» (М.: Эгвес, 2008).
А. НОВИКОВ, академик РАО
Будущее сегодня наступает стремительно. Оно - в изменениях политики и экономики, культуры и социальной сферы, в изменении индивидуальных и общественных отношений, в изменении идеальных моделей образа жизни и ее стандартов. Будущее набрасывается на свои жертвы из засад, устроенных в давно обжитом нами порядке вещей прошлого и настоящего. Именно поэтому сегодняшний человек постоянно живет в состоянии стресса. Он ежесекундно сталкивается с будущим, но не сознает этого и испытывает жесточайший психологический дискомфорт. Многие люди ищут выход в алкогольном или наркотическом забвении, в религии, оккультизме, астрологии, лишь бы уйти из-под постоянных и неожиданных проблем, происхождения которых он не в состоянии ни понять, ни просчитать. Будущее наступает гораздо быстрее, чем в прошлые эпохи.
Причиной тому - стремительное вступление человечества в совершенно новую, так называемую постиндустриальную, эпоху своего развития.
К встрече с будущим надо готовиться. И надо готовить это будущее. В том числе и в первую очередь готовить систему образования для этого будущего. Ибо именно образованию в новом постиндустриальном обществе принадлежит ключевая роль.
Конечно, российское образование в определенной мере перестраивается. Вводит-
Постиндустриальное общество - общество знаний
ся множество инноваций и «сверху» и «снизу». Однако в целом нынешняя образовательная политика напоминает попытки усовершенствовать керосиновую лампу, когда давно уже есть электрическое освещение. В образовании нужны коренные изменения.
В 1959 г. профессор Гарвардского университета Д. Белл, выступая на международном социологическом семинаре в Зальцбурге (Австрия), впервые употребил понятие постиндустриального общества в широко признанном теперь значении - для обозначения социума, в котором индустриальный сектор теряет ведущую роль. Потенциал развития этого общества во всевозрастающей степени определяется масштабами информации и знаний, которыми оно располагает. Это не значит, что роль промышленности и сельского хозяйства уменьшается. Просто за счет автоматизации, внедрения высоких технологий индустрия требует все меньшей доли общественного труда, а значительная, если не большая часть занятого населения перетекает в сферы информации и услуг.
Эту новую эпоху в развитии человечества иногда еще называют «информационным обществом», «обществом знаний»ввиду той роли, которую в ней играют знания и информация, а также «обществом услуг», так как в этом новом обществе преоблада-
ющая часть трудоспособного населения переходит на работу в сферу услуг.
В чем же причины перехода к постиндустриальной эпохе? Выделим среди них следующие.
На всем протяжении человеческой истории во всех странах независимо от того, какой король правил или какая империя властвовала, была ли в стране республика, монархия, тоталитарный режим и т.д., подавляющая масса людей едва сводила концы с концами. Почти все ресурсы общества были направлены только на решение одной задачи - утоление голода. Для материальной жизни была характерна очень высокая детская смертность, небольшая продолжительность жизни (в России, к примеру, до 1914 г. она составляла в среднем 26 лет), недостаточное и неполноценное питание, болезни, подверженность разрушительным стихийным бедствиям.
Конечно, в древних обществах были человеческие ценности и достижения культуры, многие из которых превосходят те, что свойственны ХХ веку. Вместе с тем во избежание идеализации «доброго старого времени » не следует забывать и о реальностях прошлой жизни.
С появлением индустриальных технологий ситуация стала в корне меняться. С нарастающей быстротой совершались огромные перемены в материальной жизни людей. Лишь во второй половине драматического и трагического ХХ в. индустриальная революция наконец решила глобальную задачу - накормить людей. С голодом в большинстве стран мира, в том числе в России, было покончено. Повысилась калорийность пищи. Детская смертность снизилась, средняя продолжительность жизни резко возросла. Ликвидированы многие болезни, во многом нейтрализовано действие разрушительных сил природы.
И это произошло совсем недавно! Что необходимо помнить, когда, к примеру, сегодня сплошь и рядом раздаются упреки в адрес народного образования о перепроизводстве в стране в былые годы инженеров, техников, индустриальных рабочих.
Но ведь тогда общество решало другие задачи, нежели те, которые стоят перед ним сегодня! Накормить людей могла только техника, технология. А поэтомубыло востребовано в первую очередь естественнонаучное, технико-технологическое знание и, соответственно, естественно-научное и технико-технологическое образование.
А вслед за этим в последние десятилетия произошла цепь событий, радикально преобразивших мир. Энергетический кризис 1970-х гг. Технологическая революция. Электронно-коммуникационная революция. Крах социалистической системы. Интеграция мировой экономики. Гигантские экологические катастрофы. Распад СССР - последней мировой империи, который не только болезненно отразился на России и других бывших союзных республиках, но и вызвал заметную деформацию политических и экономических интересов во всех регионах мира. Все эти события говорят о том, что человечество неожиданно для себя оказалось в совершенно новой ситуации. Установить точную дату вступления в постиндустриальную эпоху затруднительно. Некоторые авторы называют 1956 г., когда в США численность служащих превысила численность рабочих, другие - 1974 г., когда правительство США ввело так называемый «плавающий курс доллара», повлекший за собой огромные экономические, а вслед за этим и политические последствия, третьи - распад в 1991 г. СССР и т.д. Но все это несущественно.
Важно лишь то, что в мире произошли коренные изменения. В том числе в экономической сфере. С достижением материального благополучия, с появлением изобилия продовольствия, одежды, обуви, бытовой техники и как следствие этого в последние десятилетия появилась и распространилась по всему миру рыночная экономика.
Рыночная экономика определяется как экономика, ориентированная на потребителя. В центре рынка стоит потребитель. Основная цель любого производителя товаров и услуг - найти на рынке потребите-
ля своей продукции, продать емутовар или услугу. Именно потребитель, используя находящиеся в его распоряжении деньги, оказывает в конечном счете определяющее влияние на то, что производится и куда идут произведенные товары и услуги. Рынок является регулятором общественного производства. Через рынок происходит стихийное приспособление структуры производства товаров и услуг к объему и структуре общественных потребностей, распределение факторов производства между различными отраслями, т.е. решается вопрос, что и в каком количестве производить. Рынок устанавливает, какие условия производства являются общественно необходимыми, стимулирует снижение издержек и рост производительности труда и технического уровня производства, определяя тем самым, как будут производиться товары и услуги, с помощью каких ресурсов и технологий. Наконец, рынок решает проблему - для кого производятся товары, услуги, каким образом распределяется национальный доход между различными слоями населения, обладающими различной квалификацией и т.д.
Наиболее эффективно свои функции рыночный механизм осуществляет в условиях экономической свободы, которая подразумевает свободу предпринимательства, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения, свободу ценообразования, свободу выбора продавцов и покупателей. Другими словами, рыночная экономика - это саморегулирующаяся система, которая способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства.
Вместе с тем рыночная экономика имеет и недостатки. Во-первых, это определенные потери общественного труда, поскольку невозможно всегда точно определить общественные потребности и тенденции изменения спроса - затраты могут оказаться излишними. Во-вторых, стихийное колебание цен, предложения и спроса имеет следствием неустойчивость положения участников производства - с понижением спроса часть
производителей выталкивается из данной отрасли, что означает разорение для предпринимателей и безработицу для наемных работников. В-третьих, поскольку товары и услуги направляются туда, где больше денег, рынок может предписать одним людям голодать, другим - получать несоразмерные доходы. В-четвертых, рыночный механизм ориентирован на получение прибыли, поэтому он не может эффективно решать общественные задачи - социального обеспечения, образования, здравоохранения, науки, культуры, экологии и т.п. Все это приводит ¡{необходимости определенного вмешательства общества, государства в экономическую жизнь, в основном в сфере потребления. Но подчас и в сфере производства тоже вводятся некоторые ограничения экономической свободы.
В целом рыночную экономику можно рассматривать как достижение человеческой цивилизации, как наиболее эффективную из всех существовавших форм организации общественного производства, как общечеловеческую ценность.
Коренным образом изменилась и идеология человечества. Ведь начиная с ХУШ в., с эпохи Просвещения, на протяжении двухсот лет основной идеей и главным двигателем политики была вера в спасение человечества посредством справедливого общественного устройства. Она принимала различные формы и создала различные политические течения - социализма, коммунизма, фашизма или идеи «государства всеобщего благоденствия» - сначала в Германии времен О. Бисмарка, а позже в Англии, США и других странах. Несмотря на принципиальные различия, общим у этих течений была вера в построение идеального общества, в котором путем социальных акций возможно кардинально переделать природу Человека, превратив его в «нового Адама».
Еще в начале ХХ в. такие цели казались легкодостижимыми. Почему, например, В.И. Ленин ничтоже сумняшеся заявлял, что «нынешняя молодежь будет жить при коммунизме» (в начале 60-х гг. ему вторил Н.С. Хрущев)? Да потому, что в представ-
лении большинства людей тех времен достаточно накормить всех хлебом, каждому дать по одному костюму и по паре сапог - и материальное изобилие будет достигнуто. Жизнь оказалась куда сложнее. Стало очевидно, что с ростом благосостояния растут и потребности людей.
Таким образом, во всем мире за двести с лишним лет истории создать «нового Адама» не удалось. То, что приемлемо для всех или для большинства, оказалось не прогрессивным и не гуманным. Стало, наконец, понятно, что все люди разные, и различаются они между собой больше, чем различаются общественно-экономические формации. Все больше осознавалась та истина, что основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества в целом является сам Человек, его нравственная позиция, многоплановая природосообраз-ная деятельность, его культура, образованность, профессиональная компетентность.
В последние десятилетия произошла стремительная переоценка роли науки в развитии общества. Не то чтобы роль науки уменьшилась. Даже, скорее, наоборот. Но наука переключилась на другие функции.
Обратимся к истории. Начиная с эпохи Возрождения наука, отодвинув на задний план религию, заняла ведущую позицию в организации и развитии общества. Если в прошлом выносить те или иные принципиальные суждения могли только иерархи церкви, то впоследствии эта роль целиком перешла к сообществу ученых. Научное сообщество диктовало обществу правила практически во всех областях жизни, наука являлась высшим авторитетом. На протяжении нескольких веков она была ведущей, базовой деятельностью, цементирующей различные профессиональные области деятельности людей, системообразующим фактором организации общества. В ней формировались и единая картина мира, и общие теории; по отношению к этой картине выделялись частные теории и соответствующие предметные области профессиональной деятельности в общественной практике.
Во второй половине ХХ в. определились кардинальные противоречия в развитии науки.
^ Обозначились противоречия в строении единой картины мира, созданной наукой, и внутренние противоречия в самой структуре научного знания (работы Т. Куна, К. Поппера, П. Фейерабенда и др.).
^ Стремительный рост научного знания, технологизация средств его производства привели к резкому увеличению дробности картины мира и, соответственно, к дифференциации профессиональных областей на множество специальностей.
^ Современное общество стало реально поликультурным. Если раньше все культуры описывались в едином «ключе » европейской научной традиции, то сегодня каждая культура претендует на собственную форму самоописания и самоопределения в истории. Встал практический вопрос о том, как сорганизовать «мозаичное » общество, как управлять им. Оказалось, что традиционные научные модели «работают» в очень узком ограниченном диапазоне - там, где идет речь о выделении общего, универсального, но не там, где необходимо удерживать разное как разное.
^ За последние десятилетия роль науки (в самом широком смысле) по отношению к общественной практике существенно изменилась. Триумф науки миновал. С XVIII в. до середины ХХ в. в науке открытия следовали за открытиями, а практика следовала за наукой, «подхватывая» эти открытия и реализуя их в общественном производстве - как материальном, так и духовном. Но затем этот этап резко оборвался - последним крупным научным открытием было создание лазера (СССР, 1956 г.). Начиная с этого момента наука стала все больше «переключаться» на технологическое совершенствование практики: понятие «научно-техническая революция» сменилось понятием «технологическая революция », вслед за этим появилось понятие «технологическая эпоха» и т.п. Основное внимание ученых переключилось на развитие технологий. Возьмем, к примеру,
стремительное развитие компьютерной техники и компьютерных технологий. С точки зрения «большой науки» современный компьютер по сравнению с первыми компьютерами 40-х гг. XX в. ничего принципиально нового не содержит. Но неизмеримо уменьшились его размеры, увеличилось быстродействие, разрослась память, появились языки непосредственного общения компьютера с человеком и т.д. - т.е. стремительно развиваются технологии. Таким образом, наука как бы переключилась на непосредственное обслуживание практики. Если раньше в ходу были теории и законы, то теперь наука все реже достигает этого уровня обобщения, концентрируя свое внимание на моделях, характеризующихся многозначностью возможных решений проблем. Работающая модель полезнее отвлеченной теории.
^ Если ранее наука производила «вечное знание», а законы, принципы, теории жили и «работали» столетия, то в последнее время наука в значительной мере переключилась, особенно в гуманитарных, общественных и технологических отраслях, на знание «ситуативное ». Значительная часть научных исследований сегодня проводится в прикладных областях и посвящается разработке оптимальных моделей организации производственных, финансовых структур, образовательных учреждений, фирм и т.п. - оптимальных в данное время и в данных конкретных условиях. Результаты таких исследований актуальны непродолжительное время: изменятся условия, и такие модели никому уже не будут нужны. Но тем не менее и такая наука необходима, и такого рода исследования являются в полном смысле научными исследованиям.
^ Если раньше мы произносили слово «знание», как бы автоматически подразумевая под этим научное знание, то сегодня человеку приходится пользоваться и знаниями совершенно иного рода. Например, знание правил пользования компьютерным текстовым редактором - достаточно сложное, но вряд ли научное, ведь с появлением
какого-либо нового текстового редактора прежнее «знание» уйдет в небытие. Или же банки и базы данных, стандарты, статистические показатели, расписания движения транспорта, огромные информационные массивы в Интернете и т.д. и т.п. - всё то, с чем каждому человеку приходится все больше иметь дело в повседневной жизни. То есть научное знание сегодня сосуществует с другими типами знаний. Часто в публикациях авторы предлагают разделять эти понятия на знание (научное знание) и информацию.
Таким образом, наука сегодня утратила роль системообразующего фактора организации общества. Что придет ей на смену, сказать пока сложно. Одно ясно -какая-то системообразующая сила должна быть. В аграрном обществе ею была религия (церковь), в индустриальном - наука. Что будет ею в постиндустриальном обществе?
Вступление человечества в новую эпоху существования сопровождается появлением острейших проблем.
• Когда проблема голода былареше-на, когда наступило изобилие продовольствия, товаров, услуг, во всей мировой экономике стала развиваться острейшая конкуренция. Поэтому за короткое время в мире начали происходить огромные деформации - политические, экономические, общественные, культурные и т.д. Одним из признаков новой эпохи стали нестабильность, динамизм политических, экономических, общественных, правовых, технологических и других ситуаций. Всё начало непрерывно и стремительно изменяться. Нестабильность становится атрибутом времени.
В экономике динамизм проявляется в стремительном создании новых фирм, предприятий, производств, технологий и таком же стремительном их умирании. Из-за этого происходят быстрые изменения условий жизни и труда людей, порождается боязнь потерять работу, неуверенность в завтрашнем дне, идет нарастание стрессо-
вых ситуаций. Отсюда резкий рост самоубийств, психических заболеваний, алкоголизма и наркомании, массовой импотенции, бесплодия и т.п.
• Во многих странах мира, причем не только в бывших социалистических и так называемых «странах третьего мира», но и в развитых капиталистических странах: Бельгии, Великобритании, Испании, Канаде и т.д., набирают силу национальные движения. Казалось бы, с ростом благосостояния людей национальные различия должны нивелироваться. На деле же происходит обратное: эстонцы хотят жить как эстонцы, хорваты как хорваты и т.д.
• Приметой времени стал международный терроризм, опасные религиозные течения.
• Стремительно развиваются процессы глобализации - всемирной экономической, политической и культурной интеграции. Основными характеристиками глобализации являются распространение капитализма по всему миру, мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты денежных, человеческих и производственных ресурсов, а также стандартизация экономических и технологических процессов и сближение культур разных стран. Если о международной интеграции можно говорить начиная, пожалуй, с эпохи Великих географических открытий, то глобализация началась лишь в последние десятилетия в связи с развитием авиации, информационных и телекоммуникационных технологий, в первую очередь Интернета.
• Появилось такое причудливое явление, как «агрессивное меньшинство», когда сравнительно небольшие, но сплоченные группы населения своим активным и последовательным поведением при пассивной позиции остальных навязывают свою волю всему обществу. Это, например, движение феминисток в США, многочисленные движения «зеленых», «обществ защиты животных», лиц «нетрадиционной сексуальной ориентации» и т.д. и т.п. Примером «агрессивного меньшинства» в российском образовании является, очевидно, ректорс-
кий корпус вузов (государственных), который в своих интересах превращает куда более многочисленную общеобразовательную школу из самоценной ступени образования фактически в подготовительные курсы для поступления в вузы1.
• В последние десятилетия безудержно набирает обороты миграция населения из бедных стран в страны более богатые - сначала легальная в виде гастарбайтеров («гос-тевыхрабочих») для занятия непрестижных рабочих мест, а вслед за этим - и нелегальная, причем в массовых масштабах. Но парадокс заключается в том, что если сами га-старбайтеры приезжают с целью работать, то их родившиеся дети претендуют на то, чтобы быть полноправными гражданами Германии, Франции и т.д. Они хотят жить, как немцы, как французы, - но учиться и работать как европейцы они не умеют в силу другого менталитета и традиций. И, к примеру, выступления арабской молодежи во Франции - это уже проявление, сигнал нарастающих противоречий. В России уже начались сходные процессы, и те же проблемы, пусть пока еще в меньших масштабах, но перед нами уже возникают.
Уже сегодня в развитии отечественного образования в условиях вхождения России в мировое экономическое сообщество необходимо иметь в виду следующие основные тенденции.
■ В индустриальном обществе абсолютное большинство людей руководствуется утилитарными стимулами, порожденными необходимостью удовлетворения материальных потребностей. Но по мере роста материального благосостояния материальные потребности отходят на второй план. Действительно, человек более или менее обеспеченный предпочитает трудиться за меньшую заработную плату, если его деятельность на рабочем месте позволяет ему максимальным образом реализовать свои способности, не выполнять монотонных рутинных функций, самостоятельно принимать решения и рассчитывать на дальнейший профессиональный и культурный
рост. С другой стороны, все большее количество людей стремится иметь больше свободного времени, посвящать его семье, самообразованию, культурному досугу, занятиям спортом и т.д.
■ В условиях рыночной экономики человек выступает активным субъектом, свободно распоряжающимся своим главным капиталом - собственной квалификацией. В настоящее время для значительной части трудоспособного населения России, да и части молодежи крайне сложно преодолеть психологический барьер, связанный с переходом из позиции наемного государственного работника в позицию активного субъекта на рынке труда: надо самому искать достаточно высокооплачиваемую работу, можно одновременно работать в нескольких местах и т.д. Самому принимать решения трудно - свобода выбора пугает людей, привыкших жить в тоталитарной системе.
■ В силу чрезвычайно высокой подвижности рыночной конъюнктуры каждому человеку приходится довольно часто менять не только место работы, но и профессии. А для этого требуется, во-первых, сломать у нас, россиян, психологический стереотип, когда хорошим работником считался человек, десятилетиями проработавший на одном рабочем месте. Во-вторых, в этих условиях молодежь должна получать такое базовое образование, которое будет позволять ей относительно легко осваивать новые профессии в будущем. Образно говоря, образование должно стать конвертируемым.
■ Всего 20% занятого населения обычно работают по полученной в базовом профессиональном образовании специальности, а 42% молодежи меняют свои профессии в первые два года по окончании профессионального учебного заведения. У нас в России эти цифры оказались примерно такими же. В былые годы они тщательно скрывались, поскольку считалось, что они говорят о неэффективности деятельности ПТУ, ссузов, вузов. Однако это оказалось вполне нормальным, повсеместно распрос-
траненным явлением. Есть профессии, которые люди меняют сравнительно редко (врач, юрист, артист, научный работник и т.д.). На любом промышленном предприятии есть специалисты высокого класса, например слесари-инструментальщики. В то же время во многих других случаях люди довольно часто переходят от одной профессиональной деятельности к другой, особенно в связи со структурными изменениями в экономике. В том числе интересные изменения происходят и в сфере промышленности: любое современное промышленное изделие - от компьютера до памперса -содержит всего один или несколько узлов, изготовление которых требует высоких наукоемких технологий, для чего необходимы высококвалифицированные специалисты. Все остальное - это штамповка, прессование и другие предельно дешевые технологии, а также сборочные работы, т.е. работы, не требующие узкоспециализированной квалификации. Таким образом, трудоспособное население распадается как бы на две категории: с одной стороны - сравнительно тонкий слой профессиональной элиты, с другой - все остальные достаточно образованные или высокообразованные работники, которые относительно легко могут переходить от одной профессиональной деятельности к другой, из одной отрасли в другую под влиянием конъюнктурных изменений в экономике или по своим личным побуждениям.
■ Если прежде основную роль играли природные ресурсы страны, давая тем или иным странам сравнительные преимущества в системе мирохозяйственных связей, то ныне на первый план выдвинулся уровень развития людских ресурсов - знание, творчество, мастерство, умение в широком смысле слова. Уже в ближайшие десятилетия, когда перед мировым сообществом встанет множество новых, ранее неизвестных, но острейших проблем, роль знаний и творчества, без которых их не решить, неизмеримо возрастет. На переднем плане исторической сцены окажутся те страны, которые будут способны обеспечить более
высокий уровень образованности, воспитанности и мастерства людей во всех его проявлениях.
■ Накопление знаний, развитие науки, создание новых технологий и наукоемких производств неизбежно повышает требования к общеобразовательному уровню и профессиональной квалификации каждого отдельного работника, все более смещая акцент на развитие его духовных способностей как непременное условие способности к труду. В структуре рабочей силы в целом происходит сдвиг в том же направлении, т.е. доля работников умственного труда возрастает с одновременным изменением содержания самого труда: носители уникальных знаний и опыта в любой сфере общественного производства стали получать доходы, несоизмеримые со средней оплатой персонала в той или иной отрасли. Потребности в рабочей силе стали выражаться не столько в количественных, сколько в качественных показателях.
■ В мире происходит резкое - во много раз - сокращение числа менеджеров среднего звена (в нашем понимании - начальников участков, мастеров, сменных инженеров и т.п.). Фирмы ориентируются на самостоятельность каждого работника, его самозанятость, работу в малых самоуправляемых командах. Уже в середине 90-х гг. XX в. более чем в 50% американских фирм существовали «производственные» команды. Причины роста популярности командной организации труда: рост конкуренции, технологические достижения, необходимость решения сложных проблем, требование соответствия быстрым темпам перемен, текучесть кадров. Выделяются следующие характеристики команды, в совокупности отличающие ее от группы, коллектива или организации: единство цели; совместная деятельность; непротиворечивость интересов; автономность деятельности; коллективная и взаимная ответственность за результаты совместной деятельности; специализация и взаимодополняемость ролей (включая оптимальное распределение функций и объемов работ, а также
синергетичность взаимодействия членов команды); устойчивость.
Самостоятельность в решениях становится одним из главных требований, предъявляемых к специалисту. Причем в этих условиях предпочтение отдается людям с более высоким уровнем образования, в том числе даже для работы на конвейере. Например, вахтовые бригады буровиков для работы на нефтяных и газовых промыслах Тюмени оказалось выгоднее комплектовать из числа безработныхинженеров различных специальностей, не имеющих отношения к добывающей индустрии, чем из квалифицированных рабочих-буровиков, окончивших специальные ПТУ и техникумы.
Кроме того, в последнее время стала широко распространяться сетевая форма организации труда: структуры фирм, предприятий, их объединений и т.д. таковы, что в них одни и те же сотрудники, подразделения могут выступать одновременно как в роли руководителей, управляющих органов, так и в роли рядовых сотрудников, управляемых подразделений, то есть вступать в сетевое взаимодействие. Образно говоря, сетевая структура - это набор равноправных сотрудников и подразделений, в котором могут возникать временные иерархические и другие отношения, определяемые решаемыми задачами. В сетевой структуре может возникать и двойное подчинение, и межуровневое взаимодействие. Между сотрудниками, подразделениями нет постоянного взаимодействия, связи между ними образуются на время решения той или иной стоящей задачи, а затем исчезают до момента возникновения новой задачи и т.д.
■ Одно из основных структурных изменений производства заключается в преимущественном развитии малого бизнеса и малых предприятий - сегодня они создают более 40% новых рабочих мест. Кроме того, наблюдается еще одна тенденция такого плана: многие крупные фирмы и компании, сохраняясь как целое, дробят свои внутренние структуры на относительно самостоятельные мелкие структуры по прин-
ципу, так сказать, «полного внутреннего хозрасчета».
■ Уровень производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве в развитых странах таков, что для полного обеспечения населения продовольствием и промышленными товарами требуется все меньше рабочей силы. Происходит ее постоянный отток из индустриальной сферы в сферу обслуживания, банковское, страховое дело, инфраструктуру, в сферу культуры, в социальную сферу.
■ Создание каждого нового рабочего места в странах Европы, США и Японии обходится приблизительно в 1 млн долларов. Государству часто проще постоянно платить безработным достаточно большое пособие, чем создавать новые рабочие места. При этом всячески приветствуется и экономически поощряется самозанятость, когда безработные сами создают себе рабочие места, организуя малые предприятия (семейные кафе, прачечные и т.д.), занимаясь народными ремеслами, розничной торговлей и т.п.
■ В странах с рыночной экономикой свыше 10% трудоспособного населения включено в предпринимательскую деятельность, причем из них только для 2-3% предпринимательство является профессиональной деятельностью. Для остальных это возможность получения дополнительного заработка в свободное от основной работы время, например: частный извоз, оказание парикмахерских, полиграфических услуг и т.п. Причем, как показали исследования, для успешной предпринимательской деятельности от человека часто не требуется какого-либо специального образования.
Мы привели эти примеры для того, чтобы показать, что труд в постиндустриальную эпоху наполняется совершенно новым содержанием. И вся система образования должна готовить людей к этому новому содержанию труда.
Как же понимать «образованность» человека в новую эпоху? Школа как социальный институт отражает базовые процес-
сы всего общества. Индустриальному обществу соответствует индустриальный тип школы. Массовое образование было гениальным социальным механизмом, сконструированным индустриализмом для создания того типа людей, который ему требовался. Сама идея собирания масс учащихся (сырья) для воздействия на них учителей (рабочих) в централизованно расположенных школах (заводах) была достижением индустриального гения. Метафора этого типа образования - фабрика. Школьники, подобно заготовкам на конвейерной ленте, перемещались из класса в класс, где их «обрабатывали » и «передавали » дальше. В преподавании доминировал штамп. Готовились исполнители, способные терпеливо заниматься однотипной деятельностью.
Дети переходили с места на место и сидели на определенных для них местах. Звонки звучали для того, чтобы регламентировать изменения во времени. Молодые люди, проходившие через эту образовательную машину, вливались в общество взрослых, структура которого в области работы, ролей и учреждений имела сходство со школой. Ученик не просто запоминал факты, которые он мог использовать позже, он учился тому образу жизни, в котором ему предстояло жить и работать в будущем.
Вся административная иерархия образования следовала модели индустриальной бюрократии. Сама организация знания в постоянные дисциплины была основана на принципах индустриализма.
Традиционная классно-урочная форма обучения, придуманная Яном Амосом Ко-менским более 350 лет назад и базировавшаяся на принципе «учить всех всему», в прошлом веке вступила в фазу кризиса. Образование просто не справилось с постоянно нарастающим потоком информации, оно лишилось базы в виде универсальной философии, позволяющей гармонизировать специализированные науки. К тому же традиционная передача готовых знаний не позволяла подготовить человека к ситуации, не описанной в учебнике, а таких ситуаций в практической деятельности ста-
новилось все больше и больше. Наука в ХХ в. постоянно сталкивалась с тем, что она не может заранее описать и предсказать все риски, которые несет спроектированная на ее основе деятельность.
Новое общество, в котором знания становятся капиталом и главным ресурсом экономики, предъявляет новые требования как к общеобразовательной, так и к профессиональной школе. Общество, в котором преобладают интеллектуальные работники, жестко нормирует социальную деятельность и повышает социальную ответственность людей. Сегодня необходимо заново осмысливать, что такое образованный человек.
Постиндустриальное общество требует соответственно постиндустриального типа школы. Пока можно обрисовать лишь ее контуры, исходя из общих характеристик этого общества и его производства.
Прежде всего, наличие множества сложных технических систем, даже на уровне быта, требует особого образовательного ресурса для их освоения. В технологических системах завтрашнего дня -быстрых, подвижных и саморегулирующихся - машины будут иметь дело с потоком физических материалов, люди - с потоком информации. Машины будут выполнять рутинные задачи, люди - интеллектуальные и созидательные. Машины и люди вместо концентрации на гигантских заводах и фабриках в городах будут разбросаны по всему миру, связанные между собой почти мгновенной связью. Технологии завтрашнего дня потребуют не миллионов поверхностно начитанных людей, готовых к бесконечно монотонной работе в унисон, не людей, которые выполняют указания не моргнув глазом, сознавая, что цена хлеба -это механическое подчинение власти, но людей, которые могут принимать критические решения, находить свой путь в новом окружении, быстро устанавливать новые отношения в быстроменяющейся реальности.
Целью образования постиндустриальной школы является также способность
эффективно осваивать огромные массивы информации и успешно действовать в максимально неопределенной (в самых разных смыслах) ситуации - экономической, технологической, производственной и т.п.
Коммуникативная революция конца ХХ в. многократно увеличила скорость обмена информацией, а вместе с тем и скорость принятия решений, динамику экономических, культурных, политических явлений. Отражением этого является тот факт, что в новом обществе смена специальностей, профессии, работы все чаще происходит несколько раз на протяжении жизни конкретного человека. Все слишком быстро устаревает. Человек постоянно, вновь и вновь оказывается перед новым выбором, и ему снова и снова надо принимать решение. Да и сам он все чаще жаждет нового, жаждет творчества, а не обыденности. Обыденность угнетает его. Самостоятельность и решительность становятся необходимыми качествами человека новой эпохи. Необходимость быстро ориентироваться во все ускоряющемся информационном потоке, быстро принимать решения и организовывать их воплощение приводят к новому социальному заказу к образованию.
В динамичном, постоянно меняющемся обществе и образование должно быть столь же динамичным. Это свойство выражено в понятии непрерывного образования. Если раньше, в эпоху индустриализма, человек учился 10-15 лет, чтобы потом всю жизнь работать на выбранном (или назначенном ему) месте, то теперь полученное образование устаревает настолько быстро, что переучиваться надо постоянно. Существующая ныне образовательная система, понятно, не готова к такому требованию. Непрерывность - одна из черт нового образования, присущая наступающей постиндустриальной эпохе.
Кроме того, она требует людей, у которых будущее как бы «в крови». Школа завтрашнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с ней. Школьники и студенты должны учиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как
их применять и чем заменять. Короче говоря, они должны научиться учиться, отучиваться и переучиваться.
Новое образование призвано научить человека классифицировать и переклассифицировать информацию, оценивать ее, изменять категории при необходимости движения от конкретного к абстрактному и обратно, рассматривать проблему с новой позиции. Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто «не научился учиться».
Новая эра требует широты взглядов, интеграции наук, осмысления любой проблемы целиком - независимо от того, какие в ней заключены аспекты: биологические или материаловедческие, энергетические или медицинские. Специфика современных технологий заключается в том, что ни одна теория, ни одна профессия не могут покрыть весь технологический цикл. Сложная организация больших технологий приводит к тому, что бывшие профессии обеспечивают лишь одну-две ступени больших технологических циклов, и для успешной работы и карьеры человеку важно не только быть профессионалом, но и быть способным активно и грамотно включаться в эти циклы. Нужны не только «предметники» - специалисты по турбинам, автомобилям, компьютерам. Сегодня главный дефицит - «проблемники». Конечно, нас ждет невероятно трудный - не столько организационно, сколько психологически - творческий поворот. Технологический подход требует от любого участника трудового процесса понимания и учета влияния самых разных факторов, ранее для него «посторонних».
Человеку теперь надо быть готовым действовать в условиях высокой динамики рынка труда. Для этого надо уметь работать с информационными потоками, уметь анализировать происходящее вокруг, быть динамичным, легким на подъем, коммуникабельным и т.д. Все эти качества старое образование не формирует. Высокая дина-
мика экономических процессов и высокая текучесть рынка труда породили такую форму организации производственного процесса, как проектная деятельность. Работники объединяются для реализации определенного проекта, после чего трудовой коллектив распадается, а отдельные участники перетекают в другие проекты уже в рамках других трудовых коллективов. Такой тип организации труда требует умения работать в команде, зачастую разнородной, коммуникабельности, толерантности, навыков самоорганизации, умения самостоятельно ставить цели и достигать их. Эти качества не формировались в рамках старого образования.
Также возникла необходимость в том, чтобы центры принятия решений оказались ближе к рыночному пространству и производственным коллективам, - потребовалась реорганизация систем управления производством. Отсюда такое явление, как делегирование полномочий вниз, опора на самоорганизацию работников и команд. Это требует от работников самостоятельного принятия решений и способности нести за них ответственность. Ни принимать решения, ни нести ответственность за них работник, сформированный в старой системе образования, чаще всего не может и не хочет. Всё перечисленное -качества не исполнителя, а творца общественной жизни.
Кроме того, развитие коммуникации в новую эпоху выделяет в качестве группы необходимых требований к новому образованию развитие методик обучения различным языкам, компьютерной грамотности и текстовой культуры (умения понимать текст, анализировать его, оформлять свои мысли в виде текста), чего нынешняя система образования не дает.
Таким образом, образованность в постиндустриальном обществе - это способность общаться, учиться, анализировать, прогнозировать, проектировать, выбирать и творить.