РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ТИПА ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
О. И. ЛАНИНА
Данная статья посвящена рассмотрению вопросов развития сферы российского образования. Определена значимость развития образования как основы формирования нового типа общественного устройства. Рассмотрены характерные черты нового постиндустриального (информационного) общества и главные факторы его развития.
Ключевые слова: сфера образования, информация, знания, постиндустриальное (информационное) общество, рыночная экономика, рыночные отношения, инновационный путь развития, компетентностный подход.
Развитие образования в условиях формирования нового типа общественного устройства определяется задачами рыночной экономики для преодоления опасности накапливающегося отставания России от мировых тенденций экономического и общественного развития. В сложившихся условиях образование должно войти в состав основных приоритетов российского общества и государства [4].
В конце XX в. начал осуществляться переход к постиндустриальному обществу, характеристикой которого являются смена различных технологических эпох, отраслевое и профессиональное разделение труда, а также преобразования социальной сферы.
Общество к этому периоду уже обеспечило себя и продовольствием, и товарами. Главную роль начинают приобретать наука и образование. На первый план выдвигается сфера услуг, доля которой в ВВП составляет более 50 %, которая обеспечивает накопление и распространение знаний. Под воздействием научно-технической революции происходит переориентация: производство является наукоемким [1], а информация и знания становятся производственным ресурсом, в результате чего бизнесмены уступают главное место ученым и профессиональным специалистам, а корпорации - университетам. Все это является главным фактором развития постиндустриального общества.
В настоящее время большинство стран мира идут по пути формирования постиндустриальной, новой экономики - экономики знаний (зна-ниевая экономика), инноваций, интеграционных процессов, глобальных информационных систем, экономики интеллектуального труда, науки, но-
вейших технологий и технологического венчурного бизнеса [10].
Именно для становления постиндустриального общества необходимо дальнейшее развитие образования, которое в совокупности с состоянием экономики оказывают друг на друга взаимное воздействие. С одной стороны, образование формирует кадровый, научный потенциал национального хозяйства и обеспечивает достижение определенных качественных параметров производства. С другой стороны, нормальное функционирование и развитие системы образования возможно только при наличии соответствующих экономических условий.
Нынешнее производство и социальные условия диктуют высокий уровень образования, знаний, культуры, профессионального мастерства, умений обращаться с современной техникой. В настоящее время на ведущее место выдвигаются не навыки и сноровка, а солидная вооруженность знаниями, творческие и интеллектуальные способности.
Во второй половине ХХ в. стали возрастать роль образовательной системы и процессы, происходящие в ней. Это нашло свое теоретическое отражение в ряде концепций социального и экономического развития, среди которых выделяются концепции постиндустриального общества, теория человеческого капитала, идеи деятельностного общества и др. Наиболее глубоко возрастающая роль знаний, информации в общественном развитии отразилась в концепциях информационного общества, становления информационной цивилизации.
Например, согласно точки зрения Э. Тоффле-ра в развитии общества следует выделять три «волны»:
- аграрную при переходе к земледелию;
- индустриальную во время промышленной революции;
- информационную при переходе к обществу, основанному на знании (постиндустриальному) [14].
Информационная революция и формирование нового типа общественного устройства - информационного общества - принципиально изменяют роль информации и знаний в социальном и экономическом развитии.
Если, например, в аграрном обществе экономическая деятельность, прежде всего, связана с производством продуктов питания [2], обеспечением продовольственной безопасности страны, в индустриальном - с производством промышленных товаров, то в постиндустриальном, информационном обществе основной экономической деятельностью становятся производство информации и ее использование для эффективного функционирования всего хозяйства.
Как отмечают С. А Потокина, О. Н. Бочарова, О. И. Ланина: «...отечественный агропромышленный комплекс - одна из сфер осуществления национальных интересов России, т. е. долговременных, жизненно важных потребностей страны, удовлетворение которых обеспечивает устойчивое развитие личности, общества и государства» [9].
Однако если в аграрном обществе главным ограничивающим производство фактором была земля, в индустриальном - капитал, то в информационном обществе таким фактором становится знание. Об этом Э. Тоффлер в работе «Прогнозы и предпосылки» пишет так: «В прошлом земля, труд и капитал были ключевыми элементами производства. Завтра - а во многих отраслях промышленности это завтра уже наступило - информация станет главной составляющей» [13].
XXI в., ставший веком глобализации и формирования постиндустриального общества, несет новые мотивы, интересы и стимулы в систему образования. Новые подходы к образованию определяет и инновационный путь развития, который основан на федеральной целевой программе (ФЦП) на 2011-2015 гг. Данная программа представляет собой комплекс различных мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед российским образованием в среднесрочной перспективе.
В связи с этим разрабатываются национальные инновационные системы, в основе которых лежат разработки шестого технологического
уклада: биотехнологии, нанотехнологии, нанома-териалы, новые информационные технологии, технологии систем безопасности и др.
Развитие высокотехнологичных отраслей затрагивает все отрасли промышленности, все предприятия и домохозяйства, все рынки товаров и услуг. Все это относится к характеристике новой экономики, которая является основой всей экономики в целом [7].
По мере общественного развития отчетливо проявляется то, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их применения на практике.
Таким образом, информация, знание становятся тем «фундаментальным социальным фактом», который лежит в основе экономического развития.
В настоящее время сфера образования обособилась в отдельную самостоятельную отрасль народного хозяйства. Сейчас это целый комплекс отношений, складывающихся в системе обучения, что позволяет в экономике образования выделить следующие звенья: экономику высшей школы, экономику общего среднего образования, экономику детских дошкольных учреждений и др.
Потому-то образование стало крупной отраслью, представляющей собой разветвленную систему образовательных учреждений и организаций, осуществляющих главным образом образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных запросов населения в образовательных услугах и подготовку высококвалифицированных кадров.
В современном быстро меняющемся мире образованию, особенно высшему, принадлежит уникальная роль в сохранении и приумножении культурных богатств. Именно образование является одной из важных подсистем социальной системы общества. То, что знание занимает ключевые позиции в экономическом развитии, превращаясь в основной источник стоимости в постиндустриальном, информационном обществе, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни, соотношение таких ее сфер, как образование и экономика. Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества. Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном обществе, вызывает необходимость для работников несколько раз в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию. В связи с этим потребители все активнее участвуют в образовательной деятельности, которая становит-
ся важной компонентой экономического развития.
В информационном обществе человек должен учиться практически всю жизнь. Следовательно, необходима система непрерывного пожизненного образования, адаптированная к стремительным изменениям информационной среды общества и ориентированная на использование самых разнообразных и гибких форм обучения и переподготовки. Появление персональных компьютеров, систем модемной связи и других современных коммуникационных средств позволяет человеку использовать значительную часть накопленных научных знаний в мире и учиться всю свою жизнь «не выходя из дома».
Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития своих профессиональных и личностных качеств.
Общество и образование всегда находятся в более или менее тесной диалектической взаимосвязи. В частности американский социолог Б. Саймон пишет: «Система образования, созданная обществом, неизбежно становится зеркалом социальных отношений, в нем существующих» [11].
«Общество, в котором знания становятся капиталом и главным ресурсом экономики, предъявляет новые жесткие требования, как к общеобразовательной, так и профессиональной школе», а также к социальной деятельности и социальной ответственности людей. Главная перспектива развития образования заключается в том, что в недалеком будущем образование должно будет измениться больше, чем за триста с лишним лет, происшедших с момента возникновения, в результате прогресса науки и техники [6].
Уже сегодня необходимо заново осмыслить, что такое образованный человек. Уже сегодня все чаще вместо понятия «профессионализм» начинают использовать понятия «образованность» и «компетентность». Ясно, в любом деле важен профессионализм. Само это слово привычно соединяется со словом «узкий». Такова природа профессионализма - чем он выше, тем он уже. Но общество сегодня все больше нуждается в широко образованных людях. Образованность же, наоборот, чем выше, тем шире. Высокообразованный человек - это не только безукоризненный специалист в своей области, но и человек, уверенно ориентирующийся в других сферах науки и культуры, знающий отечественную и мировую историю и литературу, философию, социологию,
владеющий языками и компьютером. Формирование такого человека возможно лишь при создании условий для осуществления личностного подхода в образовательно-воспитательном процессе.
Следует заметить, что формирование информационного общества меняет взаимоотношения образования не только с экономикой, но и со всеми другими сферами общественной жизни, так как информация, знания оказываются в основе не только экономического, но и всего общественного развития.
Деятельность во всех сферах общественной жизни (политической, социальной, духовной и т. д.) предполагает постоянное обновление знаний, получение новой информации из постоянно растущих количественно и качественно источников и ее осмысление. Личность в информационном обществе получает новые возможности для самореализации и развития, но для использования этих возможностей необходима активная деятельность по образованию граждан. В общественной структуре постиндустриального общества сфера образования оказывается тесно переплетена со всеми элементами этой структуры, и от состояния этой сферы во многом зависит ход общественного развития.
Накопление знаний, развитие науки, создание новых технологий и наукоемких производств неизбежно повышает требования к общеобразовательному уровню и профессиональной квалификации каждого работника, все более смещая акцент на развитие его духовных способностей как непременное условие способности к труду. В структуре рабочей силы в целом происходит сдвиг в том же направлении, т. е. доля работников физического труда убывает с одновременным изменением содержания самого труда.
В любой стране система образования призвана способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества. Именно школа закладывает основы, а вуз = готовит человека к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной, политической жизни общества. В связи с этим роль школы как базового звена образования чрезвычайно важна и велика. Роль образовательного учреждения и его способность достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет очень большое значение.
В связи с этим считаем необходимым привести высказывание А. М. Новикова: «Уже сегодня в развитии отечественного образования с учетом вхождения России в мировое экономическое сообщество необходимо учитывать следующие тен-
денции: в условиях рыночной экономики человек выступает активным субъектом на рынке труда, свободно распоряжающимся своим главным капиталом - своей квалификацией. В настоящее время для значительной части трудоспособного населения России, да и части молодежи крайне трудно преодолеть психологический барьер перехода из позиции наемного государственного работника к позиции активного субъекта на рынке труда - что надо самому искать достаточно высокооплачиваемую работу, что можно одновременно работать в нескольких местах и т. д. - самому принимать решения трудно - свобода выбора пугает людей, привыкших жить в тоталитарной системе» [8].
Рыночные отношения проникли и в сферу образования, она постепенно приспосабливается к этим процессам.
В сфере образования целесообразно выделять три взаимосвязанных уровня экономических отношений: предобразовательные (предвузовские), собственно образовательные (вузовские) и после-образовательные (послевузовские) рыночные отношения [13].
Рыночные отношения в системе образования должны быть построены на простом принципе: образование - это воспроизводимое богатство. Как и другие отрасли народного хозяйства, образование требует инвестиций, которые окупаются со временем [12].
Рыночные отношения в сфере высшего образования являются подсистемой в системе рыночных отношений. Они предполагают учет экономической самостоятельности вузов и экономических интересов всех взаимодействующих субъектов. Оптимизация этого взаимодействия является необходимым условием формирования нового типа общественного устройства [3].
Неизбежность адаптации системы высшего образования к рыночным условиям хозяйствования вынуждает по-новому оценить традиционные доктрины, стратегии, сложившиеся концепции и взгляды на роль высшей школы и жизни социума, с одной стороны, и на роль общества, государства в его отношении к системе образования - с другой.
Высшая школа России в этих условиях должна была быстро и активно реагировать на институциональные изменения общественного строя в стране, проводя соответствующие преобразования в учебном процессе и научных исследованиях с учетом опыта развитых стран. В свою очередь, она испытала на себе трудности становления рыночных отношений в области ценообразования, ресурсного обеспечения, свободы самоуправления, реализации
своей «продукции» - образовательных услуг и образовательного потенциала, ставших теперь товаром. Высшая школа должна была преодолеть коренные пороки системы безрыночного хозяйствования - экстенсивный характер наращивания «производственного потенциала» (желающих получить образование всегда больше, чем она могла принять), ориентация на промежуточные «отраслевые или конъюнктурные идеологические, а не общественные, конечные, социально значимые результаты развития личности.
Изменения в экономическом устройстве России заставляют постоянно держать в поле зрения проблемы качества образования, которое должно быть адекватно тем задачам, которые ставит общество перед сферой образования. При этом следует обратить внимание не только на вопросы сегодняшнего дня, но, в первую очередь, на перспективы развития экономики, науки, культуры и социальной сферы на среднесрочный период.
Если учесть, что образовательный процесс имеет инертный характер (от его начала до конца проходят месяцы и годы), и за это время могут измениться социально-экономические условия, а также требования к профессиональной компетентности специалиста, то, следовательно, учебные планы и программы, сам ход образовательного процесса должен быть таким, чтобы обеспечить определенный уровень профессиональной мобильности выпускника учебного заведения. Формирование такого качества личности специалиста тем более актуально, поскольку в течение его профессиональной карьеры требования рынка труда будут многократно меняться, а также будут меняться и его личные отношения к содержанию и характеру труда.
Если долгое время считалось, что главная цель образования в целом и образовательного процесса в частности - это получение необходимых человеку знаний, а сам процесс получения знаний носит двоякий характер: с одной стороны, теоретические знания, которые определены по своей сути, а с другой - энциклопедические, определены широтой охвата, то в настоящее время получение знаний становится только средством, а ориентация на знания сменяется компе-тентностным подходом к образованию [5].
Если считать, что образование как социальный институт является гарантом социокультурной стабильности общества, то общая роль образования в развитии общества в условиях институциональных изменений неоценима.
Из вышесказанного следует сделать вывод, что усиление роли знаний, информации в обще-
ственном развитии, постепенное превращение знаний в основной капитал принципиально изменяют роль и место сферы образования в структуре общественной жизни современного мира. Конечно, в различных странах существует значительная специфика положения образовательной системы в общественной структуре. Но во всех национальных и международных проектах становления информационного общества центральное место занимает развитие сферы образования. И от состояния образовательной системы, ее способности удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы общественного развития в современном мире.
Литература
1. Бочарова О. Н., Потокина С. А., Ланина О. И. Управление социально-экономической системой региона в контексте современной модернизации экономики // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 1.
2. Кожевникова Т. М., Мамонтов В. Д. Институциональная составляющая модернизации аграрной сферы // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 1.
3. Ланина О. И. К вопросу о рыночных отношениях в системе подготовки специалистов высшей квалификации // Экономика образования. 2001. № 1.
4. Ланина О. И. К вопросу о современном состоянии российской системы образования // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2010. № 6.
5. Ланина О. И. Совершенствование взаимодействия экономических интересов в системе подготовки специалистов в России: дис. ... канд. экон. наук. Тамбов, 1998.
6. Ланина О. И. Стратегия развития отечественного образования в контексте обеспечения державного характера государственной экономической политики // Парадигма державности в развитии Российского государства: мат-лы Междунар. науч. конф. 14-16 июня 2011 г. / гл. ред. В. М. Юрьев. Тамбов, 2011.
7. Ланина О. И., Бочарова О. Н., Потокина С. А. Инновации и инновационная деятельность как потенциальные факторы устойчивого развития образования //
Актуальные вопросы экономических наук: сб. мат-лов XXIV Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. Ж. А. Мингалевой, С. С. Чернова. Новосибирск, 2012.
8. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе // Парадоксы наследия, векторы развития. М., 2000.
9. Потокина С. А., Бочарова О. Н., Ланина О. И. Система государственного регулирования агропромышленных кластеров // Россия и Европа: связь культуры и экономики: мат-лы II Междунар. науч.-практ. конф. (15 февраля 2012 года): в 3 ч. Ч. 2 / отв. ред. А. В. Наумов. Прага, 2012.
10. Рябых В. Н., Гладышев А. Б. Формирование и защита национально-государственных интересов России на международной арене в условиях глобализации мировой экономики // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 1.
11. Саймон Б. Общество и образование. М., 1989.
12. Саяпин А. В. Инвестиционный климат как проявление экономической безопасности региона // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. №3-4.
13. Тоффлер Э. Прогнозы и предпосылки. Нью-Йорк,1983.
14. Тоффлер Э. Третья волна. М., 2004.
* * *
DEVELOPMENT OF EDUCATION - BASIS OF THE NEW TYPE OF PUBLIC SYSTEM FORMATION
O. I. Lanina
This article is devoted to the study of the problems of the development of the sphere of Russian education. The significance of the education development as the bases of formation of the new type of public system is defined. The characteristic features of new post-industrial (information) society and the major factors of its development are examined.
Key words: sphere of education, information, knowledge, post-industrial (information) society, market economy, market relations, innovation way of development, competence approach.