Экономическая наука современной России
Экспресс-выпуск №2(7), 2001 г.
Профессиональное образование для малого предпринимательства
Все большее воздействие на развитие российской экономики, процессы ее стабилизации оказывает малое предпринимательство. Малое предпринимательство последовательно формирует новый слой общества - слой собственников, который становится важным условием укрепления социальной стабильности в России и поддержки экономических реформ. Малое предпринимательство создает предпосылки для развития инновационных процессов в сфере науки и научного обслуживания высшей школы, распространяясь практически на всю сферу образования - от дошкольного до послевузовского. При возрастающей напряженности на рынке труда предпринимательство становится основой для создания новых рабочих мест, в том числе и в области образования.
Развитие малого бизнеса в России способствует формированию корпуса цивилизованных предпринимателей, владеющих современными технологиями организации и ведения бизнеса. Опыт развитых стран показывает, что для закрепления таких позитивных тенденций должно быть создано адекватное образовательное пространство, обеспечивающее подготовку, переподготовку и повышение квалификации
С.В.Кондратьев, к.т.н., доцент, ректор Государственной
академии инноваций
предпринимателей, способных вести бизнес в действующем нормативно-правовом поле и быстро адаптироваться к изменениям в технико-технологической и социально-экономической
■ сферах. Существенную часть этого образовательного пространства должно занять дополни-
[ тельное профессиональное образование.
В области дополнительного профессионального образования предпринимателей пред-
■ стоит решение следующих задач:
[ • создание конкурентоспособных образо-
> вательных программ дополнительного профес-
■ сионального образования (ДПО) различного [ уровня для предпринимателей;
• обеспечение подготовки преподавателей для сферы малого предпринимательства;
• создание современного научно-методического обеспечения образовательного процесса, базирующегося на новых педагогических технологиях и использовании информационно-коммуникационной техники;
• включение сферы малого предпринимательства в единое информационное образовательное пространство, которое подразумевает предоставление возможности субъектам малого предпринимательства получать и обмени-
© С.В.Кондратьев, 2001
ваться необходимой учебно-методической и иной, интересующей их информацией на территории всей России, что позволит обеспечить сбалансированность региональных рынков труда и рынка образовательных услуг в области предпринимательства;
• осуществление информационного обмена между субъектами малого предпринимательства в целях обмена опытом.
Одним из существенных признаков настоящего периода является разрыв между сложившейся системой образования и требованиями, предъявляемыми к профессиональным кадрам рынком труда. Это часто выражается в полном или частичном несоответствии реальной квалификации работника и полученного им образования. В этой ситуации внимание работодателей к авторитету образовательного учреждения, диплом которого предъявляет кандидат на и рабочие места, переключается на оценку опыта о работы кандидатов.
(М
В условиях, когда государственное финансы
^ сирование делового и профессионального об-^ разования крайне ограничено, одним из факто-¡3 ров его выживания и дальнейшего развития £ становится поддержка российских образовать тельных учреждений объединениями предпри-с
к нимателей, которые должны определить свои
♦ потребности в кадрах и обеспечить соответст-
| вующее финансирование их подготовки. Как
о
£ показывают исследования в переподготовке и
>§ дополнительном обучении в области менедж-
| мента нуждаются сегодня свыше 4 млн. чело-
а век. Между тем спрос на бизнес-образование
8 во всех его формах удовлетворяется лишь час-
Ц тично. По оценкам, дополнительное образова-
(С
х ние удается получить лишь одному из восьми
| нуждающихся в такой подготовке. Согласно
| прогнозу экспертов потребности работников
§ предприятий в бизнес-образовании по всем ви-
$ дам подготовки в ближайшее время возрастут.
Остается также проблема адекватности содержания обучения требованиям реальной деятельности. Кроме того, на многих предприятиях отсутствует работа с персоналом, отсутствует обратная связь с образовательными учреждениями, что препятствует развитию и внедрению новых подходов к практике подготовки кадров. Вопросы кадровой работы пока рассматриваются обособленно от перспектив развития организации. Обучение в основном рассматривается как повышение уровня образования, а не как фактор развития производства посредством приобретения знаний сотрудниками предприятия.
В настоящее время в стране при содействии общественных объединений предпринимателей формируется система бизнес-образования. Организационно-правовой основой государственной политики Российской Федерации в области профессионального образования являются Федеральный Закон РФ «Об образовании», Федеральная программа развития образования ,Федеральный Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства. Осуществляются также несколько отечественных и международных проектов по подготовке менеджеров, обучению военнослужащих, около 100 тысяч которых ежегодно должны проходить переподготовку на гражданские специальности.
В настоящее время сеть образовательных организаций бизнес-образования России включает: 737 государственных университетов, академий, межотраслевых и региональных институтов, факультетов и курсов повышения квалификации, ПТУ и т.д.; 448 негосударственных образовательных учреждений: академий, университетов, институтов, бизнес-школ, колледжей, учебно-деловых центров. Говоря о современном рынке услуг в области профессиональ-
ного образования, следует отметить, с одной стороны, сокращение примерно на четверть количества государственных образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного профессионального образования, с другой - официальную регистрацию около 500 негосударственных образовательных учреждений, работающих в этой области. Также следует отметить структурные изменения в организационных формах учебного процесса. В настоящее время из 33 направлений обучения по программам дополнительного профессионального образования около 30% от общего объема составляют программы по экономике и управлению.
Основываясь на опыте торгово-промышленных палат в странах с развитой рыночной экономикой, развитие бизнес и профессионального образования следует рассматривать как одну из центральных задач. В Германии и во Франции, например, палатам государство передало право и обязанность участия в организации подготовки профессиональных кадров. Главные направления работы в этих странах включают:
• подготовку управленческого персонала для предприятий и компаний в собственных бизне с-школах;
• инженерное образование (например, в области микроэлектроники и энергетики);
• профессионально-техническое образование;
• коммерческое и административное образование в области торговли, рекламы, управления персоналом, внешнеэкономической деятельности; дистанционный консалтинг по вопросам делового образования.
По всем перечисленным направлениям действует система повышения квалификации, для обучающихся организуется стажировка на предприятиях и фирмах. Чтобы представить
масштаб этой работы достаточно привести всего несколько цифр. Например, во Франции только в системе бизнес-образования Торгово-промышленной палаты Парижа работают 2 500 преподавателей и обучаются более 50 000 человек.
Основным направлением деятельности ТПП РФ в этой области является изучение состояния и тенденций развития рынка образовательных услуг, его соответствия требуемым параметрам. Не менее важной задачей является оценка качества образования. Сейчас в России предлагают свои услуги сотни негосударственных бизнес-школ, институтов, курсов и т.п. К сожалению, приходится отметить, что объективная и полная информация об их деятельности пока еще труднодоступна.
Комитетом ТПП РФ по содействию профессиональному образованию и инновационной деятельности разработано положение о ко сертификации образовательных учреждений, ом осуществляющих подготовку в области делово- че го и профессионального образования. Работа кая по добровольной сертификации ведется в соот- на ветствии с Законом Российской Федерации «О Ц торгово-промышленных палатах в Российской о
^^ ^ га
Федерации». Сертификат ТПП РФ подтвержда- М ет качественный уровень образования. В насто- Н ящее время сертификат Торгово-промышлен- §< ной палаты России уже получили более 30 об- о
разовательных учреждений. В свою очередь ии
ТПП РФ оказывает сертифицированным обра- ♦
Э
зовательным учреждениям существенное со- сп
действие: ес
• при участии в международных проек- Ы тах и сотрудничестве с зарубежными партнера- пус ми и привлечении иностранных специалистов ^ к участию в учебном процессе; - включении 2(7 информации в Интернет; ^
• в привлечении к НИР и издательской § деятельности, проводимых ТПП РФ; г.
• в рецензировании специалистами ТПП РФ научных и учебно-методических разработок, подготовленных образовательным учреждением; - организации учебной и преддипломной практики в подразделениях и организациях ТПП РФ;
• в проведении на базе образовательных учреждений семинаров, симпозиумов и конференций с участием российских и зарубежных специалистов.
Другой стороной деятельности ТПП РФ является подготовка рекомендаций и предложений органам исполнительной и законодательной власти всех уровней по совершенствованию системы делового и профессионального образования.
Кроме того, содействие развитию сети бизнес образования ведется Торгово-промышленной палатой РФ по нескольким другим направ-и лениям. Палата выступила соучредителем Наст ционального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров, Морозовского проекта,
^ проводит совместную работу с рядом россий-£
ских и зарубежных организаций. Базой подготовки кадров являются региональные учебные £ центры, созданные Торгово-промышленной па-
О
Л латой России совместно с территориальными к палатами, образовательными учреждениями и ♦ коммерческими структурами. В настоящее вре-| мя зарегистрированы и действуют 22 учебных £ центра. Часть из них интегрирована в успешно >§ развивающийся Морозовский проект. Террито-§ риальным торгово-промышленным палатам и а их учебным центрам оказывается организацией онная и методическая помощь. ТПП РФ совме-Ц стно с Московским государственным универси-х тетом экономики, статистики и информатики,
к
| Московским государственным университетом | сервиса проводит исследования в области тех-
§ нологии и организации дистанционного обра-0
$ зования по профессиональной подготовке и по-
вышению квалификации работников территориальных ТПП. В 1996 году было подписано соглашение между ТПП РФ и Государственным университетом управления о создании Института основ предпринимательства, на базе которого проводиться повышение квалификации и переподготовка персонала территориальных торгово-промышленных палат. Результатом труда авторского коллектива ТПП РФ явилось издание справочных материалов и учебных пособий «Организационные и правовые основы коммерческой деятельности на рынках США и Канады», «Лизинг: организация, нормативно-правовая основа, развитие», «Страхование: теория, практика и зарубежный опыт», справочные пособия по страхованию, проблемам вступления России в ВТО и другие, которые используются при реализации образовательных проектов торгово-промышленных палат.
Одним из приоритетных направлений деятельности торгово-промышленных палат является содействие возрождению ремесленничества в России на основе новейших достижений в науке и технике. ТПП РФ совместно с Московским государственным университетом сервиса создала Институт малого предпринимательства и ремесел. Целью деятельности Института является организация подготовки и переподготовки специалистов в области малого предпринимательства и ремесел, проведение научных исследований и производственной деятельности. Институт осуществляет:
• подготовку специалистов с высшим образованием по дневной и заочной формам обучения и в форме экстерната по лицензированным направлениям базового высшего профессионального образования по группам специальностей;
• переподготовку и повышение квалификации специалистов сферы сервиса и других отраслей народного хозяйства;
• переподготовку специалистов рабочих специальностей в области использования новых материалов и технологий;
• подготовку специалистов в области ремесленничества и малого предпринимательства;
• издание учебной, учебно-методической и научной литературы.
ТПП РФ также явилась инициатором создания Международной академии предпринимательства и ремесел, которая объединяет на добровольной основе наиболее авторитетных ученых и специалистов, коллективы научных и образовательных учреждений, содействующих успешному проведению реформы системы профессионального образования и ее адаптации к новым социально-экономическим условиям и занимающихся фундаментальными и прикладными научными исследованиями и разработками в обозначенной выше области.
С 1996 года ТПП РФ в сотрудничестве с Институтом русского языка им. А.С. Пушкина участвует в продвижении русского языка как языка делового общения в деловых кругах зарубежных стран. Эта работа включает совершенствование преподавания русского языка в российских учебных центрах за рубежом, оценки уровня владения и аттестацию специалистов.
Международная практика подтверждает необходимость разделить оценку качества работы образовательных учреждений и оценку уровня профессиональной подготовки специалистов. Руководствуясь Указом Президента России «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» и соответствующим Постановлением Правительства, ТПП РФ предполагает и впредь участвовать в реализации национальных, международных и двусторонних образовательных проектов, направленных на ор-
ганизацию обучения и стажировки сотрудников торгово-промышленных палат, менеджеров российских предприятий и фирм, преподавателей учебных центров торгово-промышленных палат и негосударственных образовательных учреждений. Тематика обучения и повышения квалификации включает основные направления деятельности торгово-промышленных палат, различные аспекты организации и ведения предпринимательской деятельности в т.ч. организация малого и среднего бизнеса, внешнеэкономическая деятельность, лизинг, страхование, налогообложение, международные стандарты бухгалтерского учета, аудит и другие. Организация такой системы обучения и повышения квалификации потребует, в том числе, привлечения значительных средств и совершенствования механизмов их использования. Фонд профессионального образования и инновационной деятельности, активно работающий ко при ТПП РФ, обеспечивает привлечение и ра- ом циональное финансирование учебных меро- че
с
приятий. Привлекая техническое содействие и ая финансовые средства из зарубежных источни- на ков, ТПП РФ планирует в этом плане работать ка в сотрудничестве Торговой палатой США, Ас- о
м
социацией торгово-промышленных палат Ев- М ропы, Координационным бюро ТАСК в Рос- Н сии, Национальным фондом подготовки фи- й нансовых и управленческих кадров и Британ- ? ским Советом. ии
В настоящее время работа ТПП РФ нацеле- ♦ на на реализацию Федеральной программы го- П сударственной поддержки малого предприни- ес мательства в Российской Федерации на 2000 - -вы 2001 гг., утвержденной постановлением Прави- с тельства Российской Федерации. ^
Согласно утвержденному регламенту Про- 77 граммы было проведено заседание конкурсной , 2 комиссии, определившей среди победителей § конкурса на выполнение работ по нескольким г.
пунктам Программы. Среди победителей были государственные и негосударственные учебные заведения - Российский университет дружбы народов, Государственная академия инноваций, Технопарк «Образование», Академия менеджмента и рынка, Институт предпринимательства и инвестиций. Также в рамках выполнения Программы было организовано обучение граждан основам предпринимательской деятельности путем проведения ряда семинаров на Дальнем Востоке и на Северном Кавказе. Целью семинаров было приобретение жителями этих районов знаний и формирование предпринимательских навыков.
Одним из аспектов обеспечения широкого доступа предпринимателей к освоению необходимых для ведения профессиональной деятельности знаний является система дистанционного обучения. Некоммерческим деловым партнерст-и вом «Альянс-Медиа», Государственной акаде-§ мией инноваций, Международным институтом менеджмента «Линк», в рамках проекта «Открытое дистанционное образование» проводят-^ ся совместные разработки дополнительных про-Ц фессиональных образовательных программ, £ ориентированных на дистанционные методы
О
Л обучения. Разработаны четыре учебных модуля: с
к «Менеджмент», «Правовое обеспечение малого
♦ предпринимательства», «Маркетинговое обес-
| печение малого предпринимательства», «Фи-
£ нансовый менеджмент». Модули ориентирова-
>>з ны на предпринимателей и руководителей ак-
| тивно развивающихся предприятий, желающих
а получить комплекс базовых знаний в области
° предпринимательского права, а также для тех,
Ц кто только собирается открыть свое дело. х В основу обучения положена самостоя-
| тельная интерактивная работа слушателей со
§ специально разработанными учебными мате-
§ риалами. Обучение проводится применительно
О
$ к непосредственной деятельности слушателя.
Модули предназначены для открытого доступа, расположены на сайте «www.busi-nesslearning.ru» в сети Интернет. Технологически разработанные модули предусматривают их использование в режиме удаленного доступа с использованием сетевых технологий.
В настоящее время ведутся работы по дальнейшему расширению организационного и методического обеспечения подготовки кадров для малого предпринимательства. Соответствующие материалы были представлены на открытое обсуждение работникам образовательных учреждений и предпринимательских структур на презентации в Центральном доме предпринимателя В обсуждении материалов приняли участие представители Минобразования России, МАП, Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства, Правительства Москвы, Российского Союза промышленников и предпринимателей, предпринимательских структур. Эти материалы доступны всем заинтересованным лицам на специализированном сайте www.businesslearning.ru.
Организовано повышение квалификации государственных служащих, работающих в системе поддержки малого предпринимательства (МАП), а также повышение квалификации преподавателей и консультантов для сферы малого предпринимательства. Обучение государственных служащих проводится по согласованным с Министерством по антимонопольной политике программам.
В Минобразования России состоялось заседание коллегии, на котором были рассмотрены актуальные вопросы реализации мероприятий Межведомственной программы содействия трудоустройству и адаптации выпускников учреждений профессионального образования к условиям рынка в интересах сферы малого предпринимательства. В решении коллегии в частности отмечено:
• разработан системный проект «Создание системы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования»;
• разработаны специализированные сайты с информацией по трудоустройству:
• в МГТУ им. Н.Э.Баумана создан и работает центр содействия занятости учащейся молодежи;
• издан и направлен во все субъекты Российской Федерации справочник учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования;
• изготовлен и распространяется компакт-диск с информацией о нормативно-правовой и методической документации в области дополнительного профессионального образования.
Рассматриваемые вопросы реализации образовательной политики в области малого предпринимательства требуют объединения усилий всех участников процесса с целью выработки наиболее эффективных решений и скорейшего формирования образованного и компетентного слоя современных предпринимателей.