Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК КОГНИТИВНЫЙ РЕСУРС СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ТИПА ПРОФЕССИЙ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК КОГНИТИВНЫЙ РЕСУРС СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ТИПА ПРОФЕССИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / РЕСУРCНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / КОГНИТИВНЫЙ РЕСУРС / СОЦИОНОМИЧЕСКИЙ ТИП ПРОФЕССИИ / СРЕДОВЫЕ И СИТУАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серафимович Ирина Владимировна

Актуальность.Трансформация общественных изменений детерминирует качественно иной формат функционирования профессионального мышления как когнитивного ресурса, влияющего на эффективность деятельности и субъективное благополучие.Цель. Презентация результатов различных исследований ресурсности профессионального мышления в профессиях социономического типа, решаемая через установление особенности ресурсности мышления разных этапах профессионализации и в разных социально-культурных условиях.Описание хода исследования. Выборку составили представители социономической группы профессий на разных этапах профессионализации: студенты менеджеры и психологи в возрасте от 18 до 23 лет начальных и конечных этапов обучения (n = 120), менеджеры в сфере бизнеса и образования (n = 218), педагоги (n = 70) дошкольных образовательных организаций.Результаты исследования.На выборке студентов социономической группы профессий выявлено, что на завершающих этапах обучения повышается в целом уровень структурной организации профессионального мышления, при этом отличия по структурным компонентам элементного уровня носят парциальный характер. В частности, у студентов гностического типа направленности возрастает уровень социорефлексиии, метакогнитивных знаний, проблемность имеет большую структурированность и учет целостных контекстов. У студентов преобразующего типа направленности увеличивается уровень метакогнитивной активности, уменьшается количество попыток разрешения проблемности, сопряженное с увеличением флексибельности и прогностичности. Продемонстрировано, что в социально-культурных условиях сельских дошкольных образовательных организаций по сравнению с городскими метакогнитивные характеристики профессионального мышления и качества надситуативного мышления, представлены в развернутом и углубленном формате. Установлено, что на такие качества надситуативного мышления как оперативность, оригинальность, обоснованность реверсивным образом влияют опыт работы в сфере управления (обратная зависимость) и мегафактор среды - деятельность в ситуации пандемии (прямая зависимость).Заключение.Полученные результаты расширили представление о ресурсности профессионального мышления в профессиях социономического типа. Отмечается необходимость дальнейшего изучения профессионального мышления как когнитивного ресурса на компонентно-субсистемном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серафимович Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL THINKING AS THE COGNITIVE RESOURCE FOR THE SPECIALISTS OF SOCIONOMIC PROFESSIONS

Background. The transformation of social changes determins a qualitatively dif erent format of professional thinking as a cognitive resource inf uencing performance ef ciency and subjective well-being.Objectiveis to present the results of varying research of professional thinking in socionomic professions by def nig the peculiarities of thinking at dif erent stages of professionalization and under various sociocultural conditions. Design. The sample group consists of the representatives of socionomic professions at dif erent stages of their professionalization: psychology students and students of management aged from 18 to 23 starting and f nishing their education (n = 120), managers in the sphere of business and education (n = 218), preschool teachers (n = 70). Results. The sample of students in socionomic professions has shown that the level of structural organization in professional thinking rises during the f nal stages of education. Moreover, the dif erences in structural components of elemental level are of partial kind. In particular, the level of social ref exivity, metacognitive knowledge among the students of gnostical type of activity is growing. The problematicity is also more structured and takes comprehensive context into consideration. The students of transformative tendency have growing levels of metacognitive activity, reduction of attempts to solve the problems related to the increase in f exibility and predictability. It has been demonstrated that metacognitive characteristics of professional thinking and capacity of suprasituational thinking are presented in a more explicit and profound way under the sociocultural conditions of rural preschool educational settings than of the urban ones. It has been elicited that such factors as work experience in the area of management (inverse relation) and environmental mega factor, i.e. working in the situation of the pandemic (direct relation) inf uence such qualities of suprasituational thinking as ef ciency, originality and validity. Conclusion. The obtained results have broadened the concept of resource in professional thinking among socionomic professions. The necessity of further investigation of professional thinking as a cognitive resource on the componential subsystem level has been indicated.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК КОГНИТИВНЫЙ РЕСУРС СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ТИПА ПРОФЕССИЙ»

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА И ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Национальный психологический журнал № 4 (44) 2021

http://npsyj.ru

Оригинальная статья УДК 374.7, 159.99, 316.6

doi: 10.116217npj.2021.0407

Профессиональное мышление как когнитивный ресурс специалистов социономического типа профессий

И.В. Серафимович, Институт развития образования Ярославской области, Ярославль, Россия

ORCID: 0000-0002-0740-5145

Для контактов: iserafimovich@yandex.ru

Актуальность. Трансформация общественных изменений детерминирует качественно иной формат функционирования профессионального мышления как когнитивного ресурса, влияющего на эффективность деятельности и субъективное благополучие.

Цель. Презентация результатов различных исследований ресурсности профессионального мышления в профессиях социономического типа, решаемая через установление особенности ресурсности мышления разных этапах профессионализации и в разных социально-культурных условиях.

Описание хода исследования. Выборку составили представители социономической группы профессий на разных этапах профессионализации: студенты менеджеры и психологи в возрасте от 18 до 23 лет начальных и конечных этапов обучения (п = 120), менеджеры в сфере бизнеса и образования (п = 218), педагоги (п = 70) дошкольных образовательных организаций.

Результаты исследования. На выборке студентов социономической группы профессий выявлено, что на завершающих этапах обучения повышается в целом уровень структурной организации профессионального мышления, при этом отличия по структурным компонентам элементного уровня носят парциальный характер. В частности, у студентов гностического типа направленности возрастает уровень социорефлексиии, метаког-нитивных знаний, проблемность имеет большую структурированность и учет целостных контекстов. У студентов преобразующего типа направленности увеличивается уровень метакогнитивной активности, уменьшается количество попыток разрешения проблемности, сопряженное с увеличением флексибельности и прогностич-ности. Продемонстрировано, что в социально-культурных условиях сельских дошкольных образовательных организаций по сравнению с городскими метакогнитивные характеристики профессионального мышления и качества надситуативного мышления, представлены в развернутом и углубленном формате. Установлено, что на такие качества надситуативного мышления как оперативность, оригинальность, обоснованность реверсивным образом влияют опыт работы в сфере управления (обратная зависимость) и мегафактор среды — деятельность в ситуации пандемии (прямая зависимость).

Заключение. Полученные результаты расширили представление о ресурсности профессионального мышления в профессиях социономического типа. Отмечается необходимость дальнейшего изучения профессионального мышления как когнитивного ресурса на компонентно-субсистемном уровне.

Ключевые слова: профессиональное мышление, проблемные ситуации, профессионализация, ресурсность мышления, когнитивный ресурс, социономический тип профессии, средовые и ситуационные факторы.

Информация о грантах и благодарностях. Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 19-013-00102а по теме «Разработка концепции профессионализации мышления субъекта»).

Для цитирования: Серафимович И.В. Профессиональное мышление как когнитивный ресурс специалистов социономического типа профессий // Национальный психологический журнал. 2021. № 4(44). С. 75-83. аок 10.n621Znpj.2021.0407

Поступила 25 ноября 2021 / Принята к публикации 5 декабря 2021

ISSN 2079-6617 Печать | 2309-9828 Онлайн

© Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2021

© Российское психологическое общество, 2021 75

National Psychological Journal 2021, 4 (44) http://npsyj.ru

PSYCHOLOGY OF LABOR AND ENGINEERING PSYCHOLOGY

Original Article doi: 10.11621/npj.2021.0407

Professional Thinking as the Cognitive Resource for the Specialists ofSocionomic Professions

Irina V. Serafimovich, State Autonomous Institution of Additional Professional Education of the Yaroslavl Region Educational Development Institute, Yaroslavl, Russia

ORCID: 0000-0002-0740-5145

^r^sponding author: iserafimovich@yandex.ru

Background. The transformation of social changes determins a qualitatively different format of professional thinking as a cognitive resource influencing performance efficiency and subjective well-being.

Objective is to present the results of varying research of professional thinking in socionomic professions by definig the peculiarities of thinking at different stages of professionalization and under various sociocultural conditions.

Design. The sample group consists of the representatives of socionomic professions at different stages of their professionalization: psychology students and students of management aged from 18 to 23 starting and finishing their education (n = 120), managers in the sphere of business and education (n = 218), preschool teachers (n = 70).

Results. The sample of students in socionomic professions has shown that the level of structural organization in professional thinking rises during the final stages of education. Moreover, the differences in structural components of elemental level are of partial kind. In particular, the level of social reflexivity, metacognitive knowledge among the students of gnostical type of activity is growing. The problematicity is also more structured and takes comprehensive context into consideration. The students of transformative tendency have growing levels of metacognitive activity, reduction of attempts to solve the problems related to the increase in flexibility and predictability. It has been demonstrated that metacognitive characteristics of professional thinking and capacity of supra-situational thinking are presented in a more explicit and profound way under the sociocultural conditions of rural preschool educational settings than of the urban ones. It has been elicited that such factors as work experience in the area of management (inverse relation) and environmental mega factor, i.e. working in the situation of the pandemic (direct relation) influence such qualities of supra-situational thinking as efficiency, originality and validity.

Conclusion. The obtained results have broadened the concept of resource in professional thinking among socionomic professions. The necessity of further investigation of professional thinking as a cognitive resource on the compo-nential subsystem level has been indicated.

Key words: professional thinking, problem situations, professionalization, potential of thinking, cognitive resource, socionomic profession, environmental and situational factors.

Information about grants and acknowledgments. The study has been supported by Russian Foundation for Basic Research (RFBR), project No. 19-013-00102a on the topic "Development of the concept of professionalization of the subject's thinking").

For citation: Serafimovich, I.V. (2021) Professional Thinking as the Cognitive Resource for the Specialists of Socionomic Professions, [Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal], 4(44), 75-83. doi: 10.11621/npj.2021.0407

Received November 25, 2021 / Accepted for publication December 5, 2021

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2021 © Russian Psychological Society, 2021

Введение

Ускоренное развитие и цифровизация, высокие технологии и необходимость адресного сопровождения требуют нового формата применения разнообразных ресурсов субъекта, а значит и иного функционирования профессионального мышления, как когнитивного ресурса, обеспечивающего не только успешность профессиональной деятельности, но возможность приобретения новых значений и оснований для профессионального саморазвития, а также объединение психологических структур.

Понимание ресурсов личности и ресурсности в целом, в настоящее время является плюралистичным, что дает возможность говорить о разной функциональной направленности ресурсов субъекта в сфере «человек-человек». Ресурсная сфера личности помогает гибко планировать и добиваться поставленных целей (Бодров, 2006), способствует эффективному решению профессиональных задач (Моросанова, 2014; Brown, Poulton, 1961; Foster, Lloyd, 2007), дает возможность усиливать позитивные и корректировать негативные от воздействия, а также содействовать поиску новых ресурсов (Толочек, с. 196), не только для развития субъекта, но и для развития общества в целом (Журавлёв, Китова, 2020); интегрирует ресурсы самой личности и места работы (Jackson, Schuler, 1995; Fangjing, 2017; Tucha, Koerts, 2012), препятствует эмоциональному выгоранию специалистов (Mayer, David, Salovey, 2016; Lavy, Eshet, 2019), способствует отсутствию рассогласований в мотивационно-ценностной сфере и укреплению социально-психологического здоровья (Kaufman, 2018), выполняет фильтрующую и буферную функции, обеспечивая динамику субъективного благополучия (Гордеева, Осин, Сучков, Иванова, Сычев, Бобров, 2016; Иванова, Леонтьев, Рас-сказова, 2016). При этом исследователями показано, что уровень развития личностных ресурсов может зависеть от мегафакторов среды: культурно-исторических условий и наличия ситуаций вызова (Одинцова, Радчикова, Козырева, Кузьмина, 2019). Уровень развития когнитивных ресурсов зависит от личностных, средовых и ситуационных факторов (Кашапов, Серафимович, 2020; Кашапов, 2021).

Особый интерес наблюдается к когнитивным ресурсам личности, в частности к интеллекту и мышле-

нию. Ресурсность интеллекта может проявляться при решении проблемной ситуации и делает возможным интенсивное вовлечение в совместную работу когнитивных и метакогнитивных компонентов (Холодная, 2019), содействует комплиментарности в оценке проблемно-стрессовых ситуаций и наращиванию вариативной гибкости поведенческих стратегий (Хазова, Крылова, 2020), обеспечивает выработку ментальных прототипов гибкого поведения (Сергиенко, Павлова, 2019). При рассмотрении мышления как когнитивного ресурса важными являются такие характеристики как гибкость мышления без предубеждений и установок (Baron, 2018), «свободное когнитивное пространство»: глубина и широта, превышающие необходимые для решения возникшей задачи объемы (Дружинин, 2007), умение варьировать выбор в ситуации неопределенности (Корнилова, 2018). Ресурсными возможностями обладает такая характеристика профессионального мышления как уров-невость: гибкое маневрирование между уровнями позволяет принимать решения с высокой и низкой ресурсообеспеченностью (Kahneman, 2012) учитывать ситуативность контекста среды и имеющиеся возможности субъекта деятельности для выбора си-туативного-надситуативного решения, использовать творчество (Кашапов, Шаматонова, Кашапов, От-ставнова, 2017). Одно из направлений исследования профессионального мышления как когнитивного ресурса представлено в рамках концепции ситуатив-ности-надситуативности М.М. Кашапова, которым совместно с единомышленниками были установлены особенности различных компонентов мышления, детерминирующих ресурсность. Автор предлагает в качестве основного использовать метод экспликации, позволяющий объяснять ранее неизвестный концепт через соотнесение с изученными свойствами профессионального мышления (событийность, надситу-ативность, абнотивность), а также характеристиками (рефлексивность, креативность, прогностичность, метакогнитивность).

Несмотря на то, что уже очень много сделано в области изучения ресурсов личности, остаются вопросы, на которые нет однозначных ответов. Предметом нашего размышления в данной публикации стали вопросы о том, существуют ли отличия в проявлениях ресурсности мышления на разных этапах профессионализации в социономической группе профессий, ви-

Ирина Владимировна Серафимович —

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова», проректор по организационно-методической деятельности Института развития образования

ORCID: 0000-0002-0740-5145 Irina V. Serafimovich —

PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Educational Psychology, Yaroslavl State University named after P.G. Demidov, Vice-Rector for Organizational and Methodological Activities at the Institute for Education Development

ORCID: 0000-0002-0740-5145

доизменяются ли особенности ресурсного мышления внутри одной группы «человек-человек», но разной направленности, в соответствии с профессиональными задачами, какова роль мега-, макро- и мезо-факто-ров среды?

Цель статьи — представление и обобщение результатов различных исследований ресурсности профессионального мышления в профессиях социономи-ческого типа. Системобразующим понятием нашего исследования является профессиональное мышление как высший уровень практического мышления и его ключевая характеристика — ресурсность. Вслед за М.М. Кашаповым под данным феноменом мы понимаем «многоуровневую, динамическую систему мыслительных процессов... которые являются инструментом... достижения целей личностного развития и профессионального становления» (Кашапов, 2021, с. 4). Автор подчеркивает, что есть различие между ресурсностью мышления и ресурсным мышлением, первое из которых является когнитивной способностью, а второе — видом мышления.

Методы исследования

Диагностика особенностей профессионального мышления и его метакогнитивных составляющих осуществлялась с помощью следующих методов: 1. Методика самооценки метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности (М.М. Кашапов, Ю.В. Пошехонова). 2. Методика диагностики уровня выраженности и направленности рефлексии (М. Грант). 3. Авторский метод ретроспективного описания и прогностического самоанализа испытуемым проблемной ситуации (Кашапов, Серафимович, 2020), прошедший адаптацию и предполагающий анализ методом экспертной оценки проблемных ситуаций, имевшихся в профессиональной деятельности субъекта. Этот метод позволяет, с одной стороны, учитывать в совокупности самонаблюдение с феноменологическим подходом (Забродин, 2017), а с другой — подходить к понимаю того, как в процессе субъект-субъектного взаимодействия профессиональное

Таблица 1. Средние значения и ^критерий Стьюдента для проявлений профессионального мышления

Методика «Самооценка метакогнитивных знаний и метакогнитивной актив- Методика М. Гранта ности» (М.М. Кашапов, Ю.В. Скворцова)

Метаког-нитивные знания Метаког-нитивная активность Концентрация Приобретение информации Выбор главных идей Управление временем Саморефлексия Социореф-лексия

Студенты-психологи

Начальный этап обучения 10,1 9,9 2,5 6,3 6,9 3,2 47 39,8

Конечный этап обучения 12,6 9,1 2,9 6,7 6,7 3,9 47,3 42

Т-критерий Стьюдента -2,283 0,977 -0,765 -0,642 0,429 -1,281 -0,189 -2,01

Студенты-менеджеры

Начальный этап обучения 11,36 5,72 4,08 6 5,24 4,2 42,24 39,5

Конечный этап обучения 12,8 8,92 3 7 5,72 4,44 44,04 42,9

Т-критерий Стьюдента -1,6 -2,5 1,11 -0,89 -0,43 -0,23 -0,9 -1,5

Примечание: t критическое = 2,63, р < 0,01, t критическое = 1,99, р < 0,05.

Table 1. Average values and Student criterion for manifestation of professional thinking

Practical methods "Self-estimation of metacognitive knowledge and metacognitive Practical methods by M.

activity" (M.M. Kashapov, Y.V. Skvortzova) Grant

Metacogni-

Metacogni-

tive knowl-

tive activity

edge

Concentration

Acquisition of information

Selection of basic ideas

Time-management

Self-reflec- Social tion reflection

Psychology students

Initial stage of education 10.1 9.9 2.5 6.3 6.9 3.2 47 39.8

Final stage of education 12.6 9.1 2.9 6.7 6.7 3.9 47.3 42

Student criterion -2.283 0.977 -0.765 -0.642 0.429 -1.281 -0.189 -2.01

Students of Management

Initial stage of education 11.36 5.72 4.08 6 5.24 4.2 42.24 39.5

Final stage of education 12.8 8.92 3 7 5.72 4.44 44.04 42.9

Student criterion -1.6 -2.5 1.11 -0.89 -0.43 -0.23 -0.9 -1.5

Note: t critical = 2.63, р < 0.01, t critical = 1.99, р < 0.05.

мышление обогащается «социальной, интериндивидуальной метакогницией» при решении проблемных ситуаций (Карпов, 2020, с. 19).

Результаты

Для решения первой задачи — установления особенностей ресурсности мышления на разных этапах профессионализации проводилось два трека эмпирических изучений. Первый трек был реализован на выборке руководителей в системе образования с разным опытом работы (п = 46), где показано, что проявления профессионального мышления обладают как качественными, так и количественными отличающимися индикаторами на разных этапах освоения деятельности. Хотя отличий по уровням ситуативности-над-ситуативности мышления не обнаружено, при этом у кадрового резерва выше баллы по таким качествам мышления, как обоснованность, оригинальность, оперативность (р < 0,01). Более подробно материалы представлены в отдельной публикации (Серафимович, Шляхтина, Бобылева, 2021). Второй трек включал в себя этапы профессионализации в вузе. Выборку составили студенты социономической группы профессий (п = 120) разной направленности — менеджеры (гностическая) и психологи (и преобразующая) в

возрасте от 18 до 23 лет начальных и конечных этапов обучения.

Значимых отличий как по уровням ситуативно-сти — надситуативности мышления, так и по качествам надситуативности (адекватность, глубина, полнота, оперативность, достаточность анализа, оригинальность и обоснованность) на разных этапах обучения у студентов-психологов и студентов-менеджеров не наблюдается. Анализ компонентов мышления у студентов гностической направленности показал, что возрастает уровень социорефлек-сиии (достоверные отличия, табл. 1) и уровень мета-когнитивных знаний (табл. 1), которые относятся к профессионально важным качеством для психолога (Знаков, 2016; Карпов, 2020). У обеих групп студентов на разных этапах обучения преобладают рациональные, конкретные, завершенные описания проблемных ситуаций, вместе с тем у студентов гностической направленности увеличивается (р < 0,01) завершенность и осмысленность проблемных ситуаций, появляется большая структурированность и целостность понимания общих контекстов. У студентов-менеджеров (преобразующая направленность) конечного этапа обучения уровень метакогнитивной активности — значительно выше (р < 0,05, табл. 1), что может быть связано с овладением одной из компетенций менеджеров, направленных на управление собствен-

Таблица 2. Средние значения и t-критерий Стьюдента для проявлений профессионального мышления

Анализ Выражение чувств, Поиск способов Критерий Критерий

ситуации, синтез, эмоции в ситуации, по- выхода из творчества правильности

обобщение нимание эмоциональ- ситуации, в мышлении решения

ной сферы партнера активные действия (Е.К. Осипова) (C. А. Гильманов)

Студенты-психологи

Начальный этап обучения 30,9 4,3 14,6 3,2 2,6

Конечный этап обучения 30,7 4,6 15,8 3,2 2,7

Т-критерий Стьюдента 0,045 -0,328 -0,411 0,795 1,172

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Студенты-менеджеры

Начальный этап обучения 13,84 2,68 12,56 2,96 2,68

Конечный этап обучения 15,4 6,68 7,4 3 2,76

Т-критерий Стьюдента -0,55 -2,77 2,74 0,1 -0,27

Table 2. Average values and Student criterion for manifestation of professional thinking

Case study, Expressing feelings and Searching the ways Creativity Criterion

synthesis, emotions in the situation, out of the situation, criterion of propriety

generalization comprehension of the proactive approach (E.K. Osipova) of solution

partner's emotions (S.A. Gilmanov)

Psychology students

Initial stage of education 30.9 4.3 14.6 3.2 2.6

Final stage of education 30.7 4.6 15.8 3.2 2.7

Student criterion 0.045 -0.328 -0.411 0.795 1.172

Students of Management

Initial stage of education 13.84 2.68 12.56 2.96 2.68

Final stage of education 15.4 6.68 7.4 3 2.76

Student criterion -0.55 -2.77 2.74 0.1 -0.27

ной познавательной деятельностью, а также навыком выражения чувств и эмоций (р < 0,01, табл. 2). Хотя отличия выявлены не по всем характеристикам мышления, в целом профессиональное мышление качественно меняется к конечному этапу обучения у студентов обеих групп. Анализ структурограмм и определение индексов когерентности (ИКС), ди-вергентности (ИДС) и организованности (ИОС) структур по методике А.В. Карпова, показал, что и у студентов гностической и преобразующей направленности увеличивается степень организованности качеств мышления к концу обучения (ИКС = 148/164, ИДС = 46/53, ИОС = 194/217), что вполне сопоставимо с концепцией системогенеза учебной деятельности (Шадриков, 2018). Дополнительный анализ как во время учебной деятельности, так и во время реализации профессиональной управленческой деятельности показал, что надситуативность мышления, с одной стороны, положительно связана с применением нормативно одобренных способов решения проблемных ситуаций (р < 0,01), с другой — предполагает высокий уровень творческого подхода к решению (р < 0,01). Эта разнонаправленность мышления при реализации профессиональной деятельности может свидетельствовать о развитии профессионального мышления, а для деятельности обучения в вузе она играет еще и адаптационную функцию, как умение регулировать динамику рефлексивных образов (Григорьева, Шамионов, Голубева, 2017).

Для решения второй задачи — анализа особенностей профессионального мышления и его ресурсных возможностей в разных социально-культурных условиях было реализовано также два трека исследований. В исследовании, выполненном нами совместно с А.С. Сабакановой на выборке (n = 70) педагогов дошкольных образовательных организаций (городской детский сад, реализующий инклюзивное направление в образовании, общеразвивающий городской детский сад и сельский общеразвивающий детский сад), относящихся к организациям в разных местах и типах поселения было установлено, что метаког-нитивная характеристика мышления — приобретение информации (t = 2,2; p < 0,05), а также уровень сформированности метакогнитивных стратегий выше в условиях сельских дошкольных организаций (t = 2,1, p < 0,05). Кроме того, эта же категория педагогов имеет более высокий уровень сформирован-ности качеств профессионального надситуативного мышления: полнота анализа (t = 2,1; p < 0,05) и аргументированность (t = 2,5; p < 0,05). Это позволяет предположить большую вариативность ресурсности профессионального мышления, что создает предпосылки для оптимизации своей профессиональной деятельности и профессионального роста.

Второй трек был связан с повторением исследования, реализованного нами в 2018 году на выборке менеджеров, результаты которого мы детально представляли в одной из предыдущих публикаций (Кашапов, Серафимович, 2020). Мегауровень подразумевает воздействие факторов планетарного масштаба на профессиональное мышление. Исследование 2020

года (п = 106), реализованное нами в период пандемии СОУГО-19 на сходных выборках управленцев в образовании и малом и среднем бизнесе дало возможность зафиксировать следующие результаты. В период пандемии нивелируются отличия по степени обобщенности ситуации управленцев в образовании и малом и среднем бизнесе, которые наблюдались в допандемийный период (в сфере образования преобладали обобщенные ситуации): проблемность описывается в предельно конкретных терминах и понятиях в обеих выборках. Вместе с тем, у управленцев в сфере общего образования сильнее представлена эмоциональная окраска проблемных ситуаций (и = 978,00 р < 0,001) и высокая психологическая «незавершенность» решения проблемных ситуаций (и = 1091,00 р < 0,001).

Обсуждение результатов

Как считают исследователи, любая экстремальная ситуация, помимо угроз, создает условия для формирования новых профессиональных и личностных смыслов (Асмолов, Иванников, Магомед-Эминов, Гусейнов, Донцов, Братусь, 2020). Анализ мегафак-тора — эпидемиологической ситуации (COVID-19), который отразился на ускорении процессов принятия решений руководителями в образовании, малом и среднем бизнесе, и направленность, на завершенности восприятия проблемной ситуации, а также увеличении соотношения рационального восприятия в формулировке проблемности в противовес эмоциональному, сопоставим с мнением Н.Н. Толстых (Толстых, 2020), показавшей, что изменение скорости социальных процессов влияет на способы интерпретации получаемых данных. Изучение роли типа поселения как средового макрофактора позволяет сделать предположение, что большая полнота анализа и аргументированность способов решения ситуации, которые присутствуют у педагогов сельской дошкольной организации, связаны в первую очередь с особенностями дошкольного образования в сельской местности: во-первых, возможность неформального общения педагогов между собой и с родителями воспитанников, в том числе за пределами дошкольной организации, что обеспечивает более полную информированность о происходящих событиях, во-вторых, меньшая по сравнению с городскими организациями, укомплектованность детских групп, что располагает к более тщательному анализу каждой педагогической ситуации и поиску наиболее продуктивного решения. Как считают некоторые ученые, для таких более высоких оценок учителей на селе есть предпосылки социального характера, связанные с особенностями жизни в сельском микросоциуме (Леванова, Мудрик, 2018). При этом когнитивная и метакогнитивная регуляция деятельности создают условия для профессиогенетических видоизменений компонентов метакогнитивной сферы субъекта (Карпов, 2020, Козулин, 2021). Увеличение времени на обдумывание проблемных ситуаций и их

направленности на практическую реализацию, которое наблюдается в разной степени и у студентов-менеджеров старших курсов, и у опытных менеджеров по сравнению с кадровым резервом, не только соотносится с требованиями к компетенциям менеджера, но и тождественно исследованиям в области психологии менеджмента, показывающим, что успешное управленческое решение требует больше времени для анализа ситуации (Карпов, 2020; McElroy, Dickinson, Levin, 2021).

Заключение

1. Ресурсность профессионального мышления по-разному представлена в социономической группе профессий на разных этапах профессионализации (в процессе реализации деятельности на разных этапах обучения в вузе). Сходными особенностями профессий является то, что профессиональное мышление, как высший уровень практического мышления, приобретает диалектическую направленность: поиск предельно практических, реализуемых вариантов и одновременно стремление к творческому подходу в решении задачи. В качестве отличительных особенностей ресурсности профессионального мышления отмечается, что изменения в профессиональном

мышлении в процессе обучения в вузе касаются мета-когнитивных составляющих мышления, а в процессе реализации управленческой деятельности — качеств надситуативного мышления.

2. Ресурсные особенности профессионального мышления различным образом проявляются в многообразных социальных условиях. Воздействие мегафактора среды (пандемии) трансформировало такие характеристики мышления менеджера, как оперативность и осмысленность, а мезофактор среды (тип поселения) опосредованно видоизменяет мета-когнитивные характеристики профессионального мышления. На основании полученных эмпирических данных возможно конструирование организационной модели формирования и развития ресурс-ности мышления в процессе профессионализации для содействия внедрению национальной системы профессионального роста. Выявление и объяснение дефицитарных, неустойчивых и потенциальных возможностей (smart-fit) ресурсности мышления в контексте профессиональной и учебной деятельностей, позволяет подойти к выявлению закономерностей и механизмов повышения эффективности профессионализации субъекта в различных сферах деятельности как фактора конкурентоспособности в непрерывно меняющихся социально-экономических условиях развития России.

Литература

Асмолов А.Г., Иванников В.А., Магомед-Эминов М.Ш., Гусейнов А.А., Донцов А.И., Братусь Б.С. Культурно-деятель-ностная психология в экстремальной ситуации: вызов пандемии. Материалы обсуждения [Электронный ресурс] // Человек. 2020. Т. 31, № 4. С. 7-40. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43983480 (дата обращения: 02.02.2021). Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: Пер Сэ, 2006.

Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Сучков Д.Д., Иванова Т.Ю., Сычев О.А., Бобров В.В. Самоконтроль как ресурс личности: диагностика и связи с успешностью, настойчивостью и благополучием // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12, № 2. С. 46-58. doi: 10.17759/chp.2016120205

Григорьева М.В., Шамионов Р.М., Голубева Н.М. Роль рефлексии в адаптационном процессе студентов к условиям обучения в вузе // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 5. С. 23-30. Дружинин В.Н. Психология способностей: Избранные труды. М.: Институт психологии РАН, 2007. Журавлёв А.Л., Китова Д.А. Социально-психологические ресурсы развития общества в условиях цифровых технологий // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8, № 2 (30). С. 24-40.

Забродин Ю.М. Психология управления человеческими ресурсами (очерки теории психической регуляции поведения). М.: МГППУ 2017.

Знаков В.В. Психология понимания мира человека. М.: «Институт психологии РАН», 2016.

Иванова Т.Ю., Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Функции личностных ресурсов в ситуации экономического кризиса // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13, № 2. С. 323-346. doi: 10.17323/1813-8918-2016-2-323-346 Карпов А.В. Метакогнитивная специфика образовательных ситуаций в педагогической деятельности // Мир психологии. 2020. Т 103, № 3. С. 12-23.

Кашапов М.М. Ресурсные основы профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. 2021. № 14. С. 35-46.

Кашапов М.М. Функции экспликации в условиях профессионализации мышления // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2021. Т. 15, № 1 (55). С. 100-109. Кашапов М.М., Серафимович И.В. Надситуативное мышление как когнитивный ресурс субъекта в условиях профессионализации / Психологический журнал. 2020. Т. 41, № 3. С. 43-52. doi: 10.31857/S020595920009326-4 Кашапов М.М., Шаматонова Г.Л., Кашапов А.С., Отставнова И.В. Ресурсность мышления как средство реализации творческого потенциала личности // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 4. С. 683-694.

Козулин А. Зачем учителям обучаться метакогнитивным навыкам? // Культурно-историческая психология. 2021. Т. 17, № 2. С. 59-64. doi: 10.17759/chp.2021170206

Корнилова Т.В., Керимова С.Г. Особенности личностных предпосылок принятия решений (на материале фрейминг-эф-фекта) у врачей и преподавателей // Психология. Журнал Высшей Школы Экономики. 2018. Т. 15, № 1. С. 22-38. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция произвольной активности человека как психологический ресурс достижения целей // Теоретическая и экспериментальная психология. 2014. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/

osoznannaya-samoregulyatsiya-proizvolnoy-aktivnosti-cheloveka-kak-psihologicheskiy-resurs-dostizheniya-tseley (дата обращения: 27.08.2019).

Одинцова М.А., Радчикова Н.П., Козырева Н.В., Кузьмина Е.И. Сравнительный анализ личностных ресурсов переходного и нового поколений белорусов и россиян в новых культурно-исторических условиях // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10, № 2. С. 47-66. doi: 10.17759/sps.2019100205

Психо лого-педагогические проблемы современного социума: коллективная монография / Под ред. Е.А. Левановой, А.В. Мудрика. М.: МПГУ 2018.

Серафимович И.В., Шляхтина Н.В., Бобылева Н.И. Профессиональное мышление и социально-психологические особенности менеджеров в образовании // Интеграция образования. Т. 25, № 2. 2021. С. 288-303.

Сергиенко Е.А., Павлова Н.С Ментальные ресурсы позднего онтогенеза // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. 2019. № 4 (104). С. 59-68.

Толочек В.А. «Психологические ниши»: топос и хронос в детерминации профессиональной специализации субъекта // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2019. № 1. С. 195-213.

Толстых Н.Н. Социальная психология развития: интеграция идей Л.С. Выготского и А.В. Петровского // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16, № 1. С. 25-34. doi: 10.17759/chp.2020160103

Хазова С.А., Крылова М.А Ментальная репрезентация трудных жизненных ситуаций как ресурс защитно-совладающей активности взрослых // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2020. № 43 (62). С. 148-157. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. 3-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2019. Шадриков В.Д. Мышление как проблема психологии // Высшее образование сегодня. 2018. № 10. С. 2-11. doi: 10.25586/ RNU.HET.18.10.P.02

Baron, J. (2018). Individual Mental Abilities vs. the World's Problems. Journal of Intelligence, 6 (2), 1-14 23. URL: https://doi. org/10.3390/jintelligence6020023 (дата обращения: 9.06.2019).

Brown, J.D., Poulton, E.C. (1961). Measurement the spare "mental capacity" of cardrivers by a subsidiary task. Ergonomics, 4, 35-40. URL: https://doi.org/10.1080/00140136108930505

Fangjing, Li (2017). Analysis and Quantitative Research on Early Warning Model for Enterprise Human Resource Based on Extension Theory. Revista de la Facultad de Ingeniería U.C.V., 32 (2), 507-514.

Foster, S.L., & Lloyd, P.J. (2007). Positive psychology principles applied to consulting psychology at the individual and group level. Consulting Psychology Journal: Practice and Research, 59 (1), 30-40. URL: http://dx.doi.org/10.1037/1065-9293.59.130 (review date: 12.05.2019).

Jackson, S.E., Schuler, R.S. (1995). Understanding human resource management in the context of organizations and their environments. Annual Review Psychology. 46 (1), 237-264. doi: 10.1146/annurev.psych.46.1.237 Kahneman, D. (2012). Thinking, Fast and Slow. New York.

Kaufman, J. (2018). Creativity as a Stepping Stone Toward a Brighter Future. Journal of Intelligence, 6. doi: 10.3390/jintelli-gence6020021

Lavy, S. & Eshet, R. (2019). Spiral effects of teachers' emotions and emotion regulation strategies: Evidence from a daily diary study. Teaching and Teacher Education: An International Journal of Research and Studies, 73 (1), 151-161. URL: https://www.leam-techlib.org/p/202397/ (review date: 4.06.2019).

Mayer, J.D., David R. C., Salovey P. (2016). The Ability Model of Emotional Intelligence: Principles and Updates. Emotion Review. 8 (4), 290-300. doi: 10.1177/1754073916639667

Mcelroy, T., Dickinson, D.L., Levin, I.P. (2020). Thinking about Decisions: An Integrative Approach of Person and Task Factors. Journal of Behavioral Decision Making, 33 (4), 538-555. doi: 10.1002/bdm.2175

Tucha, L., Koerts, J. (2012). Gum Chewing and Cognition: An Overview. Neuroscience and Medicine, 3 (3), 243-250. doi: 10.4236/ nm.2012.33028

References

Asmolov, A.G., Ivannikov, V.A., Magomed-Jeminov, M.Sh., Gusejnov, A.A., Doncov, A.I., Bratus, B.S. (2020). Cultural and activity psychology in an extreme situation: the challenge of a pandemic. Discussion materials [Electronic resource]. Chelovek (Man), 31 (4), 7-40. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43983480 (review date: 2.02.2021). Bodrov, V.A. (2006). Psihologicheskij stress: razvitie i preodolenie. Moscow: Per Se.

Gordeeva, T.O., Osin, E.N., Suchkov, D.D., Ivanova, T.Ju., Sychev, O.A., Bobrov, V.V. (2016). Self-control as a resource of personality: diagnostics and connections with success, perseverance and well-being. Kul'turno-istoricheskayapsikhologiya. (Cultural-Historical Psychology), 12 (2), 46-58. doi: 10.17759/chp.2016120205 (In Russ.).

Grigor'eva, M.V., Shamionov, R.M., Golubeva, N.M. (2017). Role of Self-Reflection in the Process of Student Adaptation to University. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. (Psychological Science and Education), 22 (5), 23-30. (In Russ.). Druzhinin, V.N. (2007). Psychology of abilities: Selected Works. Moscow: "Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences". (In Russ.).

Zhuravljov, A.L., Kitova, D.A. (2020). Socio-psychological resources of society development in the conditions of digital technologies. Sotsiologicheskaya nauka i sotsial'naya praktika (Sociological science and social practice), 8, 2 (30), 24-40. (In Russ.). Zabrodin, Ju.M. (2017). Psychology of human resource management (essays on the theory of mental regulation of behavior). Moscow: Moscow State University of Psychology & Education (MSUPE). (In Russ.).

Znakov, V V. (2016). Psychology of understanding the human world. Moscow: "Psychology Institute". (In Russ.). Ivanova, T.Ju., Leont'ev, D.A., Rasskazova, E.I. (2016). Functions of personal resources in the situation of economic crisis. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki. (Psychology. Journal of the Higher School of Economics), 13 (2), 323-346. doi: 10.17323/1813-8918-2016-2-323-346 (In Russ.).

Karpov, A.V. (2020). Metacognitive specificity of educational situations in pedagogical activity. Mirpsihologii (The world of psychology), 103 (3), 12-23. (In Russ.).

Kashapov, M.M. (2021). Resource bases of professionalization of the subject's thinking. Metodologiya sovremennoi psikhologii (Methodology of modern psychology), 14, 35-46. (In Russ.).

Kashapov, M.M. (2021). Explication functions in the conditions of professionalization of thinking. Vestnik Jaroslavskogo gosu-darstvennogo universiteta im. P.G. Demidova. Seriya Gumanitarnye nauki (Bulletin of P.G. Demidov Yaroslavl State University. Humanities series), 15, 1 (55), 100-109. (In Russ.).

Kashapov, M.M., Serafimovich, I.V. (2020). Supra-Situational Thinking as Person's Cognitive Resource in the Context of Professionalization. Psikhologicheskii zhurnal (Psychological Journal), 41 (3), 43-52. doi 10.31857/S020595920009326-4 (In Russ.). Kashapov, M.M., Shamatonova, G.L., Kashapov, A.S., Otstavnova, I.V. (2017). Resourcefulness of thinking as a means of realizing the creative potential of an individual. Integratsiya obrazovaniya (Integration of education), 21, 4, 683-694. (In Russ.). Kozulin, A. (2021). Why should teachers learn metacognitive skills? Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya (Cultural-Historical Psychology), 17 (2), 59-64. doi: 10.17759/chp.2021170206 (In Russ.).

Kornilova, T.V., Kerimova, S.G. (2018). Features of personal prerequisites for decision-making (based on the framing effect) among doctors and teachers. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei Shkoly Ekonomiki (Psychology. Journal of the Higher School of Economics), 15 (1), 22-38. (In Russ.).

Morosanova, V.I. (2014). Conscious self-regulation of voluntary human activity as a psychological resource for achieving goals. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya (Theoretical and experimental psychology), 4. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/osoznannaya-samoregulyatsiya-proizvolnoy-aktivnosti-cheloveka-kak-psihologicheskiy-resurs-dostizheniya-tseley (review date: 27.08.2021). (In Russ.).

Odincova, M.A., Radchikova, N.P., Kozyreva, N.V., Kuz'mina, E.I. (2019). Comparative analysis of personal resources of belaru-sian and russian transitional and new generations in new cultural and historical conditions. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo (Social Psychology and Society), 10 (2), 47-66. doi: 10.17759/sps.2019100205 (In Russ.).

Psychological and pedagogical problems of modern society]. In E.A. Levanovoj, A.V. Mudrik (ed.), Moscow: Moscow Pedagogical State University (MPGU), 2018. (In Russ.).

Serafimovich, I.V., Shljahtina, N.V., Bobyleva, N.I. (2021). Professional thinking and socio-psychological features of managers in education. Integratsiya obrazovaniya. (Integration of education), 25 (2), 288-303. (In Russ.).

Sergienko, E.A., Pavlova, N.S (2019). Mental resources of late ontogenesis. Vestnik Rossiiskogo fonda fundamental'nykh issledova-nii. (Bulletin of the Russian Foundation for Fundamental Research), 4 (104), 59-68. (In Russ.).

Tolochek, V.A. (2019). "Psychological niches": topos and chronos in determining the subject's professional specialization. Vestnik

Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psihologiya (Bulletin of the Moscow University. Episode 14: Psychology), 1, 195-213. (In Russ.).

Tolstyh, N.N. (2020). Social Psychology of Development: Integrating the Ideas of L.S. Vygotsky and A.V. Petrovsky. Kul'turno-

istoricheskaya psikhologiya (Cultural-Historical Psychology), 16 (1), 25-34. doi: 10.17759/chp.2020160103 (In Russ.).

Hazova, S.A., Krylova, M.A. (2020). Mental representation of difficult life situations as a resource of protective and coping activity

of adults. Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta im. Aleksandra Grigor'evicha i Nikolaya Grigor'evicha Stoletovyh.

Seriya: Pedagogicheskie i psihologicheskie nauki (Bulletin of Vladimir State University named after Alexander Grigoryevich and

Nikolai Grigoryevich Stoletov. Series: Pedagogical and psychological sciences), 43 (62), 148-157. (In Russ.).

Holodnaja, M.A. (2019). Psychology of intelligence: Paradoxes of research. Petersburg: St. Petersburg. (In Russ.).

Shadrikov, V.D. (2018). Thinking as a problem of psychology. Vysshee obrazovaniesegodnya (Higher education today), 10, 2-11. doi:

10.25586/RNU.HET.18.10.P.02 (In Russ.).

Baron, J. (2018). Individual Mental Abilities vs. the World's Problems. Journal of Intelligence, 6 (2), 1-14 23. URL: https://doi. org/10.3390/jintelligence6020023 (review date: 9.06.2019).

Brown, J.D., Poulton, E.C. (1961). Measurement the spare "mental capacity" of cardrivers by a subsidiary task. Ergonomics, 4, 35-40. URL: https://doi.org/10.1080/00140136108930505

Fangjing, Li (2017). Analysis and Quantitative Research on Early Warning Model for Enterprise Human Resource Based on Extension Theory. Revista de la Facultad de Ingeniería U.C.V., 32. 2, 507-514.

Foster, S.L., & Lloyd, P.J. (2007). Positive psychology principles applied to consulting psychology at the individual and group level. Consulting Psychology Journal: Practice and Research, 59 (1), 30-40. URL: http://dx.doi.org/10.1037/1065-9293.59.L30 (review date: 12.05.2021).

Jackson, S.E., Schuler, R.S. (1995). Understanding human resource management in the context of organizations and their environments. Annual Review Psychology, 46 (1), 237-264. doi: 10.1146/annurev.psych.46.1.237 Kahneman, D. (2012). Thinking, Fast and Slow. New York.

Kaufman, J. (2018). Creativity as a Stepping Stone Toward a Brighter Future. Journal ofIntelligence. 6. doi: 10.3390/jintelligence6020021 Lavy, S. & Eshet, R. (2019). Spiral effects of teachers' emotions and emotion regulation strategies: Evidence from a daily diary study. Teaching and Teacher Education: An International Journal of Research and Studies. 73 (1), 151-161. URL: https://www.learntechlib. org/p/202397/ (review date: 4.06.2019).

Mayer, J.D., David, R.C., Salovey, P. (2016). The Ability Model of Emotional Intelligence: Principles and Updates. Emotion Review, 8 (4), 290-300. doi: 10.1177/1754073916639667

Mcelroy, T., Dickinson, D.L., Levin, I.P. (2020). Thinking about Decisions: An Integrative Approach of Person and Task Factors. Journal of Behavioral Decision Making, 33 (4), 538-555. doi: 10.1002/bdm.2175

Tucha, L., Koerts, J. (2012). Gum Chewing and Cognition: An Overview. Neuroscience and Medicine. 3. 3. 243-250. doi: 10.4236/ nm.2012.33028

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.