СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Мардахаев Лев Владимирович,
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры современной педагогики, Российский государственный социальный университет, Российская Федерация, 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 1 E-mail: [email protected]
Научная специальность: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования
УДК 37
Дата поступления: 12 октября 2023 г.
Дата принятия статьи в печать: 19 декабря 2023 г.
Lev Vladimirovich Mardakhaev,
Doctor of Pedagogy, Professor,
Professor at the Department of Modern Pedagogy,
Russian State Social University,
Russian Federation, 129226, Moscow,
Wilhelma Peak St., 4, building 1
E-mail: [email protected]
Scientific specialty:
5.8.7. Methodology and technology
of vocational education
Профессиональное мастерство педагога,
его сущность, содержание и особенности развития
Professional Skills of a Teacher, Its Essence, Content and Features of Development
Аннотация
Актуальность темы вызвана необходимостью уточнения сущности, содержания и особенностей развития профессионального мастерства педагога в условиях полипа-радигмальности педагогической науки, угрозы утраты традиций подготовки российского педагога, обусловленной экспансией в образовательное пространство моделей зарубежного образования, в том числе бизнес-образования.
Проблема, решаемая в данной работе, состоит в недостаточной упорядоченности научных представлений о педагогическом мастерстве и необходимости систематизации и обобщения научных взглядов.
Цель - определение сущности, структуры и содержания профессионального мастерства педагога, уровней и путей его развития.
Методы: анализ научных источников, синтез педагогических идей, моделирование ключевых понятий, систематизация и обобщение полученных теоретических результатов.
Abctract
The relevance of the topic is caused by the need to clarify the essence, content and features of the development of professional skills of a teacher in the context of the polyparadigmality of pedagogical science, the threat of loss of training traditions of a Russian teacher due to the expansion into the educational space of models of foreign education, including business education.
The problem solved in this work is the insufficient persistence of scientific ideas about pedagogical skills and the need for systematization and generalization of scientific views.
The purpose is to determine the essence, structure and content of a teacher's professional skills, levels and ways of its development.
Methods: analysis of scientific sources, synthesis of pedagogical ideas, modeling of key concepts, systematization and generalization of the theoretical results obtained.
Conclusions:
- the professional skill of a teacher is the art of pedagogical activity for a professional purpose;
Выводы:
- профессиональное мастерство педагога -это искусство педагогической деятельности по профессиональному назначению;
- содержательная структура педагогического мастерства включает деонтологиче-скую основу его личности, его теоретическую и технологическую подготовленность, способность к профессиональному самосовершенствованию;
- уровни педагогического мастерства отражают сформированность профессиональной культуры педагога;
- пути совершенствования педагогического мастерства связаны с улучшением его теоретической, технологической и методической подготовки, наращиванием личного педагогического опыта, развитием исследовательской и информационной культуры, совершенствованием педагогической техники, развитием способностей критического осмысления своей профессиональной деятельности и прогнозирования педагогических рисков, изучением опыта ведущих специалистов, знанием своих сильных и слабых сторон.
Ключевые слова: педагог; профессиональное мастерство; профессиональное совершенствование; профессиональная культура; профессиональная деформация.
- the content structure of pedagogical skills includes the deontological basis of his personality, his theoretical and technological preparedness, and the ability to professional self-improvement;
- the levels of pedagogical skill reflect the formation of the professional culture of the teacher;
- ways to improve pedagogical skills are associated with improving his theoretical, technological and methodological training, building up personal pedagogical experience, developing research and information culture, improving pedagogical techniques, developing the ability to critically comprehend his professional activities and predict pedagogical risks, studying the experience of leading specialists, knowing their strengths and weaknesses weaknesses.
Keywords: teacher; professional skills; professional improvement; professional culture; professional deformation.
Педагог по уровню его профессиональной готовности в научно-педагогической литературе характеризуется таким понятием, как «профессионально-педагогическое мастерство». А. С. Макаренко отмечал: «Мастерство — это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер, токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог» [2, т. 4, с. 243]. От профессионального мастерства педагогического работника во многом зависит как успешность его профессиональной деятельности, так и степень удовлетворенности ею.
В специальной литературе понятие «педагогическое мастерство» рассматривается исследователями с позиций разных подходов к его пониманию. Под профессиональным мастерством педагога, в частности, понимают:
— сплав интуиции и профессиональных знаний; научного и авторитетного руководства педагогическим процессом, способного преодолеть трудности учебно-воспитательного процесса; умения чувствовать психологическое состояние обучающего-
ся и воспитанника, внимательно относиться к личности; мудрости и творческого потенциала, способности к научному анализу и др. (Л. И. Рувинский) [6, с. 9-10];
— комплекс личностных свойств, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности (И. А. Зя-зюн) [7, с. 10];
— интегративная характеристика готовности и умелости в осуществлении профессионально-педагогической деятельности, внутренне обусловленных развитыми личностными качествами (педагогическими способностями, профессионально-педагогической направленностью, профессионально-значимыми чертами характера и др.) и внешне проявляющихся в глубоких и научных знаниях своего учебного предмета, творческом педагогически целесообразном и продуктивном использовании педагогических приемов, индивидуальном стиле решения педагогических задач (А. К. Быков) [1, с. 14];
— высокое и постоянно развиваемое искусство обучения и воспитания, доступное каждому педагогу, работающему по призванию (С. Д. Якушева) [9, с. 5].
9
10
Систематизация и обобщение этих и других точек зрения позволили сформулировать следующее определение: профессиональное мастерство педагога — это педагогическое образование, характеризуемое искусством профессионально-педагогической деятельности, в котором отражены: деонтологиче-ская основа личности педагога, определяющая ее направленность; уровень профессиональной подготовленности (освоенные
знания, технологии, методики) и опыт профессиональных действий в различных педагогических ситуациях; сформированность у педагога личностных свойств, определяющих успешность профессиональной самореализации; педагогические способности.
Представленное определение позволяет выделить в педагогическом мастерстве следующие взаимосвязанные компоненты (схема 1):
Схема 1. Система профессионального мастерства педагога
Личность педагога характеризуется ее деон-тологической (духовно-нравственной) основой. Эта основа определяет направленность личности, ее отношение и повседневные проявления по профессиональному назначению. Как отмечал основоположник отечественной научной педагогики К. Д. Ушинский, «главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя» [8, с. 5]. Ее духовное богатство, мастерство — основа успешности педагогической деятельности.
Теоретическая готовность педагогического работника предусматривает освоение им
комплекса знаний: по преподаваемому учебному предмету, общей и частной методике его преподавания, психолого-педагогическим основам высшего образования, ИКТ (информационно-коммуникационных технологий). Знание психологии высшей школы (предполагает различение познавательных особенностей студентов, их индивидуальных личностных особенностей), психологии обучения и воспитания; педагогики высшего образования (основ современной вузовской дидактики и теории воспитания обучающихся) позволяет педагогическому работнику учитывать в своей
деятельности обоснованные в науке закономерности, опираться на уже известные принципы, формы и методы обучения, воспитания и развития.
Исследовательская подготовленность — это владение основами исследовательской деятельности. Каждый педагог — исследователь. Ему приходится создавать «образовательский продукт» — содержание обучения на основе материалов исследования с тем, чтобы не отставать от достижений науки в области преподавания и своего научного направления.
Технологическая и методическая подготовленность педагога — владение технологиями и методами решения образовательных задач.
Методическая подготовленность предполагает свободную ориентацию в области методик обучения и воспитания и уверенное владение ими. Очевидно, что на базе одной педагогической технологии может быть реализовано несколько педагогических методик, которые «настраиваются» на различные ситуации профессиональной деятельности.
Информационная подготовленность — это владение информационными (1Т) технологиями создания образовательного продукта и его реализации на занятиях (развитость информационной (информационно-технологической) культуры).
Развитость педагогической техники — индивидуально-личностная способность педагога, проявляемая в самоуправлении, управленческом воздействии на обучающегося и группу в процессе решения задач по профессиональному назначению. А. С. Макаренко технику профессиональной деятельности педагога оценивал как один из важнейших элементов педагогического мастерства. Любой опытный педагог внимательно относится к таким своим проявлениям, как принятая поза, используемые движения, высота голоса, эмоции и т. п. Это особое искусство интонации, взгляда, внешнего действия, без которого хороший воспитатель не состоится [2, т. 4, с. 236].
Особое место в профессиональном мастерстве педагога принадлежит его опыту профессиональной деятельности. Опыт позволяет закрепить усвоенное знание, реализовать его в педагогической деятельности, развить профессионально-важные качества и способности по профессиональному назначению. Именно опыт стимулирует развитие профессионального мастерства педагога.
Основными компонентами педагогической техники преподавателя являются следующие: 1. Самоконтроль педагога, проявляемый: — в контроле своей невербалики посредством выражения доброжелательно-
сти, спокойствия, уверенности (но не самоуверенности); визуальном контакте с другим коммуникантом; приведении в соответствие мимики содержанию педагогического общения; пантомимике, предполагающей сдержанность, естественность и непринужденность жестов и движений, легкость походки;
— контроле эмоций и чувств, вызванных общением с аудиторией обучающихся; спецификой изучаемой темы и занятия (с присутствием руководства или коллег); наличием в аудитории особых обучающихся; степенью удовлетворенности процессом педагогического общения.
2. Творческое вдохновение педагога, его мотивационно-личностная включенность в педагогическую деятельность, видение в ней ближней, средней и дальней перспектив.
3. Самоактуализация индивидуальных возможностей и способностей в интересах повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
4. Культура и техника речи преподавателя, включающая: языковую грамотность; лексическое разнообразие сообщений; образность речевых высказываний; правильное управление дыханием и голосом; выразительность интонаций; хорошая дикция; требуемый темп.
5. Культура педагогического взаимодействия, характеризуемая педагогической мерой и тактом, умением установить и удержать контакт с аудиторией или отдельными обучающимися; искусство ведения дискуссий и диалогов.
6. Искусство влияния педагога на личность или группу обучающихся, состоящее в способности убедить собеседников, стимулировать их активность.
По мере становления педагога-мастера, у него развиваются профессионально значимые качества, которые можно отнести к внутренним и внешним.
Как отмечал А. С. Макаренко, чтобы стать мастером, надо над собой постоянно работать, развивая свои педагогические возможности. Именно самосовершенствование педагога определяет направленность и содержание развития его профессионального мастерства, а также соответствующие ему качественные изменения в личности. Эти качественные изменения можно наблюдать в личности педагога, в его адаптации по профессиональному назначению, что находит свое отражение в его способности:
— владеть учебным материалом;
— чувствовать время;
— управлять познавательной деятельностью обучаемых;
к S
X
<
са
О ^
и <
и и S И S а и и
У S
I—
о <
о ^
о н
Ы
о а S н
И а
0 и н и
X
1
и %
И а ва
О и
11
— размышлять в процессе занятия по существу различных аспектов, изучаемых вопросов;
— создавать образовательный продукт с учетом назначения учебного курса и пр.
Профессиональное самосовершенствование сопровождается практикой, которая реа-
лизуется через педагогическую культуру педагога. Все это представляет собой целостный процесс: работа педагога над собой; реализация усвоенного на практике, проявляемая через культуру его профессиональной деятельности; качественное изменение личности и ее профессионального мастерства (схема 2).
12
Схема 2. Взаимосвязь профессионального самосовершенствования педагогической культуры и профессионально-личностного роста педагога
Профессиональное мастерство проявляется через профессиональную культуру педагога в профессиональной деятельности, которая ведет к его профессионально-личностному изменению. Такое изменение может иметь позитивную (профессиональное самосовершенствование) или негативную (профессиональная деформация) направленность. Каждая из выделенных категорий — это отдельная проблема, требующая специального осмысления и раскрытия. Все выделенные компоненты профессионально-личностного роста педагога тесно взаимосвязаны.
Изложенное диктует необходимость профессионального самосовершенствования педагога, основными путями которого являются [3; 4; 5]:
1. Повышение теоретической подготовленности педагога в соответствии с потребностями профессиональной деятельности и возникающими трудностями, свидетельствующими о недостатке у него тех или иных знаний.
2. Совершенствование технологической подготовленности — умение выстраивать целесообразную последовательность деятельности, в зависимости от целей профессиональной деятельности.
3. Совершенствование методической подготовленности — владение методами педагогической деятельности с учетом потребностей профессиональной деятельности.
4. Наращивание индивидуального педагогического опыта практической деятельности.
5. Повышение своей исследовательской культуры.
6. Повышение своей информационной культуры.
7. Совершенствование педагогической техники педагога.
8. Критическое отношение к своей деятельности по профессиональному назначению и ее результативности.
9. Развитие способности прогнозирования рисков в профессиональной деятельности> а также способов их предупреждения и преодоления.
10. Изучение опыта реализации наиболее продуктивных средств и приемов педагогической деятельности ведущими специалистами в работе с различными категориями обучаемых.
11. Знание своих сильных и слабых сторон, позволяющее целеустремленно и настойчиво заниматься профессиональным самосовершенствованием.
Ни одно из названных направлений само по себе не решает проблемы развития профессионально-педагогического мастерства. Только их комплекс может способствовать решению данной проблемы. При этом в обязательном порядке должна быть выражена ведущая роль самого педагога, его целеустремленность.
Выводы:
— профессиональное мастерство педагога — это искусство педагогической деятельности по профессиональному назначению;
— содержательная структура педагогического мастерства включает деонтологическую основу его личности, его теоретическую и технологическую подготовленность, способность к профессиональному самосовершенствованию;
— уровни педагогического мастерства отражают сформированность профессиональной культуры педагога;
— пути совершенствования педагогического мастерства связаны с улучшением его теоретической, технологической и методической подготовки, наращиванием личного педагогического опыта, развитием исследовательской и информационной культуры, совершенствованием педагогической техники, развитием способностей критического осмысления своей профессиональной деятельности и прогнозирования педагогических рисков, изучением опыта ведущих специалистов, знанием своих сильных и слабых сторон.
Список литературы:
1. Быков А. К. Педагогическое мастерство преподавателя вуза : моногр. Москва : Изд-во ЧОУВО «МУ им. С. Ю. Витте», 2013. 202 с.
2. Макаренко А. С. Педагогические сочинения : в 8 т. Москва : Педагогика, 1986—1988.
3. Мардахаев Л. В. Педагогическое мастерство и педагогическая культура преподавателя // Вестник Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилёва. 2018. № 3 (124). С. 68—76.
4. Мардахаев Л. В. Педагогическое мастерство социального педагога, его сущность и содержание // ЦИТИСЭ. 2020. № 2 (24). С. 58—70.
5. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика : учеб. Москва : Гардарики, 2005. 269 с.
6. Методика воспитательной работы / Ю. П. Азаров [и др.]; под ред. Л. И. Рувин-ского. Москва : Просвещение, 1989. 333 с.
7. Основы педагогического мастерства : учеб. пособие / И. А. Зязюн [и др.]; под ред. И. А. Зязюна. Москва : Просвещение, 1989. 301 с.
8. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения : в 6 т. / сост. С. Ф. Егоров. Москва : Педагогика, 1988. Т. 1.
9. Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства : учеб. 5-е изд., стер. Москва : Изд. центр «Академия», 2012. 256 с.
Для цитирования:
Мардахаев Лев Владимирович. Профессиональное мастерство педагога, его сущность, содержание и особенности развития // Педагогика и психология: академический журнал. 2024. № 1 (4). С. 8—13.
References:
1. Bykov A. K. Pedagogicheskoe masterstvo pre-podavatelya vuza : monogr. Moskva : Izd-vo CHOUVO «MU im. S. Yu. Vitte», 2013. 202 s.
2. Makarenko A. S. Pedagogicheskie sochineniya : v 8 t. Moskva : Pedagogika, 1986-1988.
3. Mardahaev L. V. Pedagogicheskoe masterstvo i pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya // Vestnik Evrazijskogo nacional'nogo universite-ta imeni L. N. Gumilyova. 2018. № 3 (124). S. 68-76.
4. Mardahaev L. V. Pedagogical skill of social teacher, its essence and content // CITISE. 2020. № 2 (24). S. 58-70.
5. Mardahaev L. V. Social'naya pedagogika : ucheb. Moskva : Gardariki, 2005. 269 s.
6. Metodika vospitatel'noj raboty / Yu. P. Azarov [i dr.]; pod red. L. I. Ruvinskogo. Moskva : Prosveshchenie, 1989. 333 s.
7. Osnovy pedagogicheskogo masterstva : ucheb. posobie / I. A. Zyazyun [i dr.]; pod red. I. A. Zyazyuna. Moskva : Prosveshchenie, 1989. 301 s.
8. Ushinskij K. D. Pedagogicheskie sochineniya : v 6 t. / sost. S. F. Egorov. Moskva : Pedagogika, 1988. T. 1.
9. Yakusheva S. D. Osnovy pedagogicheskogo masterstva : ucheb. 5-e izd., ster. Moskva : Izd. cen-tr "Akademiya", 2012. 256 s.
For citation:
Mardakhaev Lev Vladimirovich. Professional Skills of a Teacher, Its Essence, Content and Features of Development // Pedagogy and Psychology Academic Journal. 2024. № 1 (4). P. 8-13.
13