Профессиональное изобразительное искусство о Осетии: от прошлого к настоящему
И.Т. Цориеоа’
Конец XIX - начало XX вв. являются временем становления современного профессионального изобразительного искусства Осетии, одного из наиболее ярких и динамично развивающихся направлений художественной культуры. У его истоков стояли два выдающихся представителя осетинской творческой интеллигенции
- Коста Хетагуров и Махарбек Туганов. Оба - воспитанники Санкт-Петербургской Акаде-
мии художеств. Коста обучался здесь с 1881 по 1884 гг. М. Туга-нов поступил в Академию двадцатью годами позже. Но если первый из них вошел в историю культуры прежде всего как основоположник осетинской литературы, а затем уже живописец, который создал галерею ярких, запоминающихся образов, воспевающих красоту и величие народа и природы родного края, то второй стал художником-реформатором.
Мощью своего таланта М. Туганов соединил русскую академическую школу живописи, европейский художественный опыт и национальную культурную традицию. Главным объектом его интереса был человек - сильный, мужественный, не сломленный никакими тяжелыми жизненными обстоятельствами. Таковы созданные им образы народных героев Хасаны и Черме-на; таковы реальные исторические персонажи в картинах «Генерал Тормасов и пленные вожди-повстанцы в 1810 году», «Защита крепости Кехви революционерами в 1905 году»,
«Расстрел тринадцати коммунаров в Цхинвали в 1920 году», «Кяба Гоконаева».
Осмысление разнообразных проявлений народной жизни, освоение богатого фольклорного наследия, изучение нартовского эпоса помогли художнику создать эпические образы в картинах «Цоппай», «Народный суд», «Примирение кровников», «Сослан на вихре», «Бой Батраза с небожителями», «Последний
поход Урузмага» и др. Венцом его творчества признано эпическое полотно «Пир на-ртов». По мнению искусствоведов, оно является своеобразной школой в развитии национального художественного мышления. «Полотно, вобравшее в себя всю красоту, мощь и величие жизни легендарных предков осетин
- нартов, исполнено той особой духовной силы, красоты и любви, что вместе с сочной красивой живописью делают его эталоном национального искусства, который и сегодня кажется недосягаемым» [1, 5-6].
Ярким, самобытным художником первой половины XX в. был Сосланбек Едзиев, работавший в области скульптуры. Мастер резьбы по камню и дереву, он сохранил живую связь с традиционной культурой осетин и, вместе с тем, стал реформатором жанра. Значительная часть его наследия - это мемориальная пластика. Он был одним из первых художников, поставивших вместо традиционного каменного обели-
К. Хетагуров. СКОРБЯЩИМ АНГЕЛ
* Цориева И.Т. - кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник СОИГСИ.
ска портретное надгробие.
Каждое изображение С.
Едзиева - это неповторимый образ, острый и глубоко жизненный характер. Художник-примитивист С.
Едзиев, сохраняя неизменную приверженность народным традициям, обогащал их достижениями нового времени. «Автопортрет»,
«Ангел с крестом», «Женщина с ношей», «Молотобоец», «Баран и змея» - это вполне самостоятельные и объемные скульптуры, где выразительно взяты основные массы, точно найдены силуэты, а также выявлены характерные детали, яркие, как народная метафора [2,
52].
К середине 1920-х гг. относится начало творческой деятельности Давида Дзантиева и Сосланбека Тавасиева, оказавших значительное влияние на становление осетинской профессиональной скульптуры. Они учились в Ленинградской академии художеств у одного педагога - А.Т. Матвеева, но творческий почерк их различался. Короткую, но яркую жизнь прожил в искусстве Д.У. Дзантиев. Опираясь на мировое классическое наследие, художник сумел воплотить в своих скульптурах ритм, пластику объемов, строгую точность линий, которые были близки характеру его народа («Новая Осетия»,
«Мужская натура», «Обна-
женная»). В иной стилистике работал С.Д. Тавасиев. Он создавал образы, наделенные фантастической силой и мощью, полные символики («Капитал», «Силы жизни»). С. Тавасиев относился к тем художникам, для которых монументальность была определяющим принципом в творчестве. Созданные им масштабные образы народных героев (памятники Коста Хетагурову во Владикавказе, Салавату Юлаеву в Уфе,
скульптуры «Вперед, победа за нами», «Мститель» и др.) были пронизаны революционной романтикой, что было совершенно созвучно духовному мироощущению и мировосприятию мастера [3, 204].
Основы национальной графики закладываются в 1920-30-е гг. В этом виде изобразительного искус-
ства работал Аслан-Гирей Хохов, также выпускник Ленинградской академии художеств. Главной темой рисунков и композиций художника была мирная созидательная деятельность народа (серии офортов «Образование»,
«Моя Родина» и др.). Ему принадлежат также многочисленные зарисовки национального орнамента. Большое место в творчестве А.З. Хохова занимало художественное осмысление нартовской тематики. Фундаментальный свод «Сказания о нартах», увидевший свет в 1946 г., вышел в его иллюстрациях и художественном оформлении.
Для изобразительного искусства Осетии 1920-30-е гг. важны не только как время формирования профессиональных кадров худож-
М. Туганов. ПОСВЯЩЕНИЕ КОНЯ ПОКОЙНИКУ
М. Туганов. ПОРТРЕТ СОСЛАНБЕКА ЕДЗИЕВА (1949)
ников, становления различных направлений и жанров в искусстве, но и как период организационного объединения творческих деятелей. В 1936 г. учреждено Владикавказское товарищество «Художник» - одно из отделений Всероссийского кооперативного объединения «Художник». В 1939 г. создан Союз советских художников Северо-Осетинской АССР. Первыми членами творческой организации стали А.У и И.У. Дзантиевы, Г.О. Зарницкий, Н.Е. Кочетов, В.В. Лермонтов, А.Ф. Панков, Г.С. Труфанов, А.З. Хохов.
Важным событием культурной жизни Северной Осетии явилось открытие в 1939 г. Республиканского художественного музея с отделами русской живописи XVIII - XIX вв., графики, прикладного искусства, советского искусства. Русская живопись XVIII
- первой половины XIX вв. была представлена работами К. Брюллова, О. Кипренского, И. Крамского, В. Верещагина,
И. Репина, В. Сурикова, полученными из фондов Эрмитажа, Третьяковской галереи и других музеев страны.
Утверждение в 1930-40-е гг. метода социалистического реализма в официальном искусстве, превратившегося на многие десятилетия в «единственно верный метод отображения действительности», имело решающее влияние на формирование тематики художественных произведений. В советском изобразительном искусстве в эти годы главенствующие позиции занимают трудовая, революционная и военно-
патриотическая темы. Они находят отражение в творчестве разных поколений художников Осетии. Своеобразной альтернативой обязательной тематике в изобразительном искусстве являлись два направления - портрет и пейзаж. Эти два жанра, которым в большой степени присуща камерность восприятия и изображения действительности, отчасти компенсировали творческую «несвободу» художников в условиях засилья соцреализма.
Однако, несмотря на господство метода социалистического реализма в искусстве, для осетинской художественной культуры 1950-80-е гг. были временем значительного творческого подъема. В эти годы заметно пополнились ряды профессиональных художников, получивших образование в высших художественных учебных заведениях страны, росло их мастерство. Знание национального характера, незаурядные способности, смелые замыслы в сочетании с высокой профессиональной подготовкой позволяли добиваться значительных результатов при анализе жизненных ситуаций, проникновении в духовный мир создаваемых образов. Художествен-
Б. Калманов. ОДЕВАНИЕ НЕВЕСТЫ
V' ■** _ - • - 3
М. Келехсаев. ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ
ное пространство Осетии отмечено разными по тематике и жанру, но схожими в идейном и эстетическом плане произведениями. Среди них живописные работы Б. Калманова («Коста среди горцев», «Одевание невесты»), Ю. Дзантиева («Возвращение с покоса», «Материнство»), З. Абоева (серия «Осетия и осетины», «Кавказские очерки»), Ш. Бедоева («Первый урожай», «Сбор винограда»), У. Гассиева (портрет Д.А. Дзагурова), Ж. Гасинова («Горное селение»), М. Джикаева («Строители»), Б. Дзиова (серии «Мои горы», «Вечерние размышления»), М. Кабулова («В бригаде»), М. Келехсаева («Старый город», «Утро»), Э. Саккаева (портрет Л. Басиевой), Б. Фидарова (портрет Л. Есиевой), К. Хетагурова («Ожидание»), скульптуры Ч. Дзанагова («Х.-М. Дзарахохов на коне», портрет актрисы Т. Ка-риаевой), С. Санакоева («Закон о пенсии», «Песня») и др.
Одним из самых ярких осетинских художников второй половины XX вв. был Азанбек Джанаев. Монументальность, композиционная завершенность, точность рисунка были отличительными чертами творческого почерка художника. В осетинское изобразительное искусство пришел «рисовальщик высочайшего класса» [1, 6]. Об этом свидетельствовали его живописные полотна «Аланы», «Вывод невесты», «Конница И. Плиева», скульптуры «Всадник», «Борцы», написанные в классической манере портреты К. Хетагурова, В. Тхапсаева, иллюстрации к произведениям А. Кубалова, М. Ца-гараева. Они представляли многоцветную картину исторического и культурного раз-
вития народа в прошлом и настоящем. Значительным вкладом в художественную нартиаду стал его нартовский цикл, иллюстрации к нартовским сказаниям, выполненные в технике автолитографии.
В художественной культуре Осетии 1960-80-е гг. отмечены возрождением и развитием многих почти утерянных в предыдущие десятилетия видов декоративно-прикладного искусства. Лучшие достижения в этой области искусства связаны с именами А. Икаева, В. Кцоева, О. Малтызовой, В. Махно, М. Царикаева, Д. Цораева и др. Чеканные пластины, скульптурные композиции, стилизованные фигуры, выполненные в металле, керамике, дереве, представляли богатый мир народных образов, красоту родного края.
Одной из отличительных характеристик советского изобразительного искусства 1970-80-х гг. являлось бурное развитие монументальной скульптуры. Изображение героической борьбы народа в Великой Отечественной войне было одной из главных и востребованных тем отмеченного времени. Эта тема нашла воплощение в мемориальных памятниках «Участникам сражения у Эльхотов-ских ворот» Б. Тотиева, «Петру Барбашову» Б. Тотиева и Н. Ходова, «Преподавателям и студентам СОГУ, погибшим в годы войны» М. Дзбо-ева, «Жителям с. Хаталдон» Е. Бутаева, «Жителям Куртатинского ущелья, не вернувшимся с войны» («Скорбящий конь») Д. Цораева и др. Значительным достижением осетинской монументальной скульптурной пластики признан
Ю. Абисалов. ПЕСНЯ ДРУЗЕЙ
А. Есенов. ПЕЙЗАЖ
Монумент Дружбы, посвященный 200-летию присоединения Северной Осетии к России. Он был создан художниками Ч. Дзанаговым, С. Са-накоевым, М. Царикаевым и установлен во Владикавказе в 1982 г. [1, 10].
В 1970-е гг. начинается творческий путь двух замечательных осетинских скульпторов - Л. Га -даева и В. Соскиева. Они соединили традиции народной культуры и классической школы и создали уникальный, неповторимый мир художественных образов. Их творчество уверенно перешагнуло национальные границы и открыло западному зрителю современное осетинское искусство. Широкое общественное и профессиональное признание получили монумент Осипу Мандельштаму в Воронеже, памятник Георгию Малиеву во Владикавказе, памятник Александру Пушкину в Москве Л. Гадаева, памятники Гайто Газданову в Париже, Марине Цветаевой в Тарусе, Коста Хетагурову во Владикавказе В. Соскиева.
За два последних десятилетия осетинские художники осуществили несколько монументальных проектов. Один из них - монумент «Древо скорби», посвященный трагическим событиям в г. Беслане 1-3 сентября 2004 г. Его создатели А. Корнаев и З. Дзанагов были на-
граждены Золотой медалью Академии художеств России. Ярким достижением не только в творческой судьбе скульптора С. Тавасиева, но и в изобразительном искусстве Осетии признан памятник Дзаугу Бугулову, основателю с. Дзауд-жикау, установленный на одной из центральных площадей г. Владикавказа. Визитной карточкой Владикавказа называют памятник дважды Герою Советского Союза генералу армии И.А. Плиеву, установленный на набережной реки Терек. Он создан в 1997 г. скульпторами Н. Ходовым, Б. Тотиевым, архитектором З. Казбековым.
К большим достижениям монументального изобразительного искусства начала 2000-х гг. с полным правом можно отнести владикавказский Монумент Славы. В мемориальный комплекс вошли Колонна Победы, увенчанная фигурой святого Георгия Победоносца, Стена памяти
- панно в технике флорентийской мозаики, посвященное драматическим эпизодам Великой Отечественной войны, битвы за Кавказ и обороны Владикавказа. Монументальный проект включил скульптурную группу «Присоединение Осетии к России» и памятную композицию, выполненную по эскизам бесланских школьников. Монументальный ансамбль, посвященный подвигам осетинского воинства, заслужил высокую награду - Государственную премию в области культуры 2006 г. Авторы проекта З. Дзанагов, А. Кучиев, В. Цаллагов - трое из большого коллектива художников, трудившихся над созданием памятника, были удостоены высокой правительственной награды [4, 22].
Необыкновенное видовое, жанровое, стилистическое разнообразие современного изобразительного искусства Осетии, сформировавшегося в 1990-2000-е гг. на стыке национальной
С. Тавасиев. ПАМЯТНИК САЛАВАТУ ЮЛАЕВУ
художественной традиции, реалистической школы, достижений авангарда и постмодернизма, поражает воображение искусствоведов и простых зрителей. Сегодня оно гармонично развивается в общероссийском и мировом художественном пространстве. В этом несомненная заслуга разных поколений художников, опирающихся на опыт предшественников и, вместе с тем, свободных в выборе творческого пути в осмыслении и отображении окружающей действительности, обладающих собственным творческим почерком. Яркое, многоцветное полотно изобразительного искусства Осетии сегодня создается в живописных картинах Ю. Абисало-ва, О. Басаева, Ш. Бедоева, З. Валиева, Х. Гас-сиева, М. Джикаева, А. Есенова, А. Калманова, А. Канукова, И. Лотиева, Т. Маргиева, А. Хетагу-рова, В. Цаллагова, М. Чочиева; в графических работах А. Арчегова, Б. Дзиова, В. Цагараева, Е.
Шугаева; в скульптурах О. Баскаева, З. Дзана-гова, М. Дзбоева, Б. Дзобаева, М. Кабулова, А. Кучиева, Ю. Кцоева, В. Соскиева, С. Тавасиева, И. Хаева, О. Царгасова, Б. Царикаева, С. Цахи-лова; в произведениях декоративно-прикладного искусства Т. Бадтиева, Л. Байцаевой, З. Дзиовой, Ю. Кцоева, В. Махно, Д. Цораева, М. Царикаева и многих других талантливых представителей художественной культуры Осетии.
Свидетельством высокого признания осетинской школы изобразительного искусства является неизменный успех, сопутствующий многонациональному сообществу художников Осетии на региональных, российских, международных выставках. Многие художественные полотна, скульптурные произведения находятся в собраниях музеев и частных коллекций России, США, Германии, Франции, Бельгии, Румынии и других стран.
ЛИТЕРАТУРА
1. Газданова З. Дорога длиною в 70 лет // 70 лет Союзу художников РСО - Алания. 1939-2009. - Владикавказ: ООО «Аркол»; г.Ростов-на-Дону, 2009. С. 4-12.
2. Дзантиев А.А. Художники Северной Осетии. - Ленинград: Художник РСФСР, 1988. 207 с.
3. Цориева И.Т. Культура и власть в Северной Осетии (се-
редина 1940-х - середина 1960-х гг.). - Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2008. 281 с.
4. Атаева М. Душа осетинского художника. Искусство рубежа XX - XXI вв. // 70 лет Союзу художников РСО - Алания. 1939-2009. - Владикавказ: оОо «Аркол»; г.Ростов-на-Дону, 2009. С. 20-26.