Научная статья на тему 'Профессиональное долголетие и психологическое здоровье в условиях Арктики'

Профессиональное долголетие и психологическое здоровье в условиях Арктики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
716
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ТРЕБОВАНИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ К ЗДОРОВЬЮ / ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / PROFESSIONAL LONGEVITY / PSYCHOLOGICAL HEALTH / ARCTIC ZONE REQUIREMENTS TO THE HEALTH / CHARACTERISTICS OF PSYCHOLOGICALLY HEALTHY PERSON / HEALTH PROTECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полетаева Ольга Витальевна

Арктическая зона предъявляет особые требования к психологическому и профессиональному здоровью людей. Дефицит знаний о структуре, элементах средствах и методах сохранения здоровья препятствует продлению профессионального здоровья. Представлены результаты анализа знаний студентов и специалистов, обучающихся и работающих на Ямале, о собственном актуальном уровне психологического здоровья и последствиях влияния Арктики на их здоровье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL LONGEVITY AND PSYCHOLOGICAL HEALTH IN THE ARCTIC

The Arctic demands especial requirements to psychological and professional health of people. The lack of knowledge about the structure, elements, meanings and methods of heath maintenance prevents the professional health extension. In the article we present the results of analysis of knowledge of students and specialists studying and working in the Yamal-Nenets autonomous district about the level of psychological health and the influence of the Arctic conditions.

Текст научной работы на тему «Профессиональное долголетие и психологическое здоровье в условиях Арктики»

Необходимо также развивать познавательную мотивацию, формировать интерес к учебе. Для этого преподавание учебных предметов должно быть выстроено так, чтобы в процессе обучения ребенок получал новое знание, чтобы у него была возможность самостоятельного поиска этого знания, его применения. Важная роль в формировании учебной мотивации принадлежит учителю. От его профессиональной подготовки, от его отношения к детям зависит их интерес к учебе.

Список литературы

1 Божович Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1982.

2 Грабал В. Л. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности //Вопросы психологии. 1987. № 5.

3 Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1986.

4 Маркова А. К. Формирования мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.

5 Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М, 1984.

6 Мухина В. С. Возрастная психология. М., 2001.

7 Патрина К. М. Мотивы учения старшеклассников // Вопросы психологии. 1987. № 7.

8 Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988.

9 Формирование интереса к учению / под ред. А. К. Марковой. М., 1986.

УДК 316.3

о собственном актуальном уровне психологического здоровья и последствиях влияния Арктики на их здоровье.

Ключевые слова: профессиональное долголетие, психологическое здоровье, требования арктической зоны к здоровью, характеристики психологически здоровой личности, здоровьесбережение

O.V. Poletaeva Noyabr'sk Institute of Oil and Gas, Noyabr'sk Branch of Tyumen Industrial University

PROFESSIONAL LONGEVITY AND PSYCHOLOGICAL HEALTH IN THE ARCTIC

Annotation. The Arctic demands especial requirements to psychological and professional health of people. The lack of knowledge about the structure, elements, meanings and methods of heath maintenance prevents the professional health extension. In the article we present the results of analysis of knowledge of students and specialists studying and working in the Yamal-Nenets autonomous district about the level of psychological health and the influence of the Arctic conditions.

Keywords: professional longevity, psychological health, Arctic zone requirements to the health, characteristics of psychologically healthy person, health protection.

jr Г Л

О.В. Полетаева Ноябрьский институт нефти и газа, филиал Тюменского индустриального университета в г. Ноябрьск

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ В УСЛОВИЯХ АРКТИКИ

Аннотация. Арктическая зона предъявляет особые требования к психологическому и профессиональному здоровью людей. Дефицит знаний о структуре, элементах средствах и методах сохранения здоровья препятствует продлению профессионального здоровья. Представлены результаты анализа знаний студентов и специалистов, обучающихся и работающих на Ямале,

118

Продление профессионального здоровья населения становится экономически значимой и социально обоснованной задачей. Наиболее уязвимо здоровье населения в регионах с неблагоприятными климатическими условиями. Воздействие природных социально-психологических и социально-экономических факторов, снижает качество жизни населения и усугубляет профессиональное здоровье. Определяется противоречие между поставленной задачей - продлением профессионального здоровья населения, повышением мотивации людей разных возрастных групп к здоровьесбережению и неэффективностью реализуемых мер в данном направлении, невозможностью преодоления постоянных факторов в виде неблагоприятного воздействия природных условий на организм, а также факторов переменных в виде качества жизни населения, которое в обозримом будущем радикально не изменится. В связи с этим актуализируется вопрос об изменении условий и образа жизни людей. С точки зрения факторного подхода известно, что более 52-53% в обеспечение здоровья принадлежит здоровому образу жизни, а ЗОЖ, в свою очередь зависит от знаний и представлений человека о здоровье. Дефицит именно этих знаний не позволяет эффективно решать задачу продления профессионального здоровья населения.

Арктическая зона создает дополнительные р и с к и здоровь ю проживаю щих и р а б о_т аю щих н а

территориях людей. Энергетическая стратегия развития России до 2020 года предусматривает активное освоение газовых месторождений, расположенных в западной Арктике.

Добыча углеводородов шельфа Арктики сложна и опасна. На акваториях российских арктических морей наблюдаются опасные природные явления: штормовой ветер, ограниченная видимость, взломы и подвижки ледяного покрова, дрейф льдов, сужение судоходного канала, известны случаи гибели судов от сжатия льда. Перечисленные процессы и явления Арктической зоны создают угрозу магистральным трубопроводам, транспортным средствам, осуществляющим движение по зимнику. При крупномасштабной откачке нефти и газа в земной коре происходит перераспределение тектонических напряжений, в результате которого могут возникать наведенные землетрясения, которые называют «местью недр». Столкновение с айсбергами может привести к разрушению платформ с установленным добывающим оборудованием. На территории арктической зоны РФ находится несколько тысяч опасных объектов, которые потенциально становятся источником техногенных ситуаций. Это объекты нефте- и газодобычи, военные оборонительные объекты, объекты ядерной энергетики, захоронения контейнеров с отходами и производственные предприятия. Суровые условия Арктики являются одной из основных причин аварий на авиатранспорте, который остается основным видом сообщения из-за сложности рельефа.

С 2012 г. на берегу Обской губы в Ямальском районе Ямало-Ненецкого АО в районе поселка Сабетта продолжается строительство одноименного арктического морского порта. Основное назначение порта - перевозка углеводородного сырья с месторождений Ямала и поставка природного газа, нефти и газового конденсата морским транспортом в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Увеличение портовых мощностей и обеспечение эффективного развития портовой инфраструктуры по долгосрочной программе развития до 2030 года предусматривает увеличение работающих на объекте людей.

Арктика - крупнейшая и быстро изменяющаяся биоклиматическая зона планеты, 20-25% поверхности земли которой лежит на вечной мерзлоте. Температура января, самого холодного месяца, может колебаться от -2 и -4 °С до -55 и -60°С.Средние температуры июля в Арктическом бассейне - 0 -1°С. Мониторинговые исследования среднегодовой температуры в верх-широтной Арктике показывают, что в период с 1960 г. по 2014 г. среднегодовая температура поднялась на 24,5°С. По данным исследователей, температура в Арктике повышается в два раза быстрее, чем в остальном мире. Общая масса арктического льда уменьшилась по сравнению с уровнем 80-х годов на 7 0 % . Еже год н о и з-з а таяния л ед н и ко в и л ед о-СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 13

вых куполов уровень моря повышается на 1,3 мм. Ученые предсказывают чрезвычайно сильное потепление российской Арктики уже в 30-х годах, что создает серьезную угрозу затопления побережья.

Арктические особенности могут быть чрезвычайно красивы, но не менее опасны. Одним из самых привлекательных природных явлений во все времена в Арктике являлось полярное (северное) сияние. Под влиянием северных сияний, а точнее - возмущений магнитного поля Земли, в районе полюсов фиксируется изменение гемоди-намических (сердечно-сосудистых) показателей организма. Изменения в поведении людей проявляются как психосоматическое состояние апатии или нервного возбуждения.

Долгое проживание в Арктической зоне становится причиной сдвигов медико-биологических и физических параметров организма. Факторами являются и низкие температуры, и необычный фотопериодизм, и повышенная электромагнитная активность, и особенности воды, и специфический рацион. При длительном пребывании в условиях полярной зимы снижается общее функциональное состояние головного мозга в результате длительного ограничения притока в мозг зрительных, слуховых, тактильных и других раздражений,

Доминирующим фактором является холод, который влияет на теплообмен и работоспособность человека. Коэффициент полезного действия физической работы на открытом воздухе в условиях Крайнего Севера на 15-25% ниже, чем в средних широтах. Отрицательные температуры и ветер приводят к утяжелению труда и снижению работоспособности. Продолжительная работа на холодном воздухе вызывает напряжение нервной системы, которое называется холодовая усталость. При холодовой усталости человек утрачивает способность к сложной психической деятельности, ощущает боли в мышцах, связках, расстройство кишечника, насморк, кожные высыпания, раздражительность и мышечную скованность.

Экстремальные условия, удаленность, однообразие, длительная изоляция от привычных социокультурных условий становятся причиной частых производственных стрессов, выражающихся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую обстановку. Стресс может быть вызван как характером самой работы, так и личностными особенностями сотрудников, тактикой их взаимодействий. Производственный стресс и выгорание вызывает негативные соматические и психические состояния работающих, снижает их продуктивность.

Низкие температуры становятся причиной гипотермии (общее замерзание, переохлаждение) и отравления угарным газом. Двигатель, включенный для поддержания температуры, - наиболее распространенная причина летальных исходов в сильные морозы. Холод усугубляет вредное дей-ст в и е на о р га н и зм хи мическ их веще ст в в связи с - 119

увеличением легочной вентиляции. Еще одним серьезным заболеванием, специфичным для Арктики, является снежная слепота - специфичный «ожог» роговой оболочки и конъюнктивы глаза ультрафиолетовыми лучами солнца, отраженными снегом.

Арктическая зона является зоной риска и в связи с пищевыми отравлениями. Однообразие рациона коренных народов заставляет их использовать в пищу свежую кровь животных, сырой костный мозг (камлевание), сырое мясо животных и рыбы (строганина). Для разнообразия такую же пищу используют не только жители тундры, но и часть населения материковой зоны, которая ассимилировалась с культурой жителей севера. Причиной отравлений может стать недостаточная термическая обработка мяса и рыбы.

Летом 2016 года на Ямале была отмечена вспышка сибирской язвы. Сибирская язва - особо опасное инфекционное заболевание, его споры хранятся в почве столетия и на поверхности земли могут оказаться вследствие вымывания из-за половодий, раскопок или таяния льда - так происходит активация очагов сибирской язвы. Десятки оленеводов были госпитализированы, погиб ребенок. По сведениям СМИ, мальчик не только употреблял в пищу мясо, но и пил кровь.

Арктическая зона Российской Федерации по природно-климатическим, социально-экономическим условиям значительно отличается от других регионов РФ. Масштаб территории, ее экстремальные природные особенности, перспективы промышленного развития с массовым привлечением для работы кадров, а также описание характерных для арктической зоны заболеваний соматического, а чаще психологического характера обеспечивают актуальность знаний о здоровье у всех групп населения. Население, постоянно проживающее и прибывающие на вахты на территории Крайнего Севера, должно быть информировано о территориальных и профессиональных рисках.

Управление собственными ресурсами в условиях работы в Арктическом регионе актуализируется под воздействием природных, средовых и социальных факторов. Работодатели заинтересованы в привлечении к работе в Арктическом регионе психологически здоровых специалистов и рабочих, но не используют индикаторов психологического здоровья при отборе персонала за неимением таковых. Не распространена информация о критериях психологического здоровья, по которой каждый заинтересованный мог бы оценить свое психологическое здоровье. Наметившаяся тенденция к повышению мотивации здоровьес-бережения создает благоприятную ситуацию для формирования знаний о здоровье. В системе общего и профессионального образования (за исключением подготовки специалистов МЧС, медицинских работников) практика обучения основам знаний о здоровье биологическом, психологиче-120

ском и социальном, а также трансляция знаний об использовании методов и средств регуляции психических состояний отсутствует. Дефицит знаний в данном направлении препятствует осознанности ЗОЖ и не обеспечивает динамику профессионального долголетия. Результаты приведенного ниже исследования подтверждают предположение.

С позиции самоуправления психологически здоровая личность характеризуется ярко выраженной целеустремленностью, волей, энергичностью, активностью, самоконтролем и адекватной самооценкой.

В таблице 1 представлены критерии здоровой и нездоровой (социально-психологический уровень) личности:

Таблица 1 - Характеристики психологически здоровой и нездоровой личности

Характеристика здоровой личности Характеристика социально-психологического неблагополучия

Адекватное воспринимает социальную действительность Неадекватное восприятие социальной действительности и себя, конфликтность

Проявляет интерес к окружающему миру Пассивность и отсутствие интереса к происходящему

Адаптирована к физической и общественной среде Физическое и социальное неблагополучие

Направлена на общественно-полезное дело Неадекватное поведение

Имеет развитую культуру потребления Вещизм

Развиты альтруизм и сопереживание Эгоцентризм, враждебность

Высокая ответственность перед другими людьми Ослабление воли, конфликтность

Демократизм поведения Стремление к власти

Представленные в таблице 1 критерии поляр-ны. На их основе был создан опросник со шкалой, где между полюсами были включены варианты оценки: +2, +1, 0, -1, -2 со следующими значениями (таблица 2):

+ 2: характеристика устойчива, является постоянной;

+1: характеристика проявляется, но не является постоянной, может изменяться в зависимости от реальной ситуации;

0 : характеристика скорее носит нейтральный оттенок;

-1 : полярный признак не вполне характерен, может быть неустойчивым и изменяться как в «+», так и в «-»;

-2 : очевидно выражена характеристика

После заполнения бланка участникам исследования предлагалось сформулировать понятие «психологическое здоровье» или выделить составляющие его элементы, а также ответить на два вопроса: 1) влияет ли Арктика на психологическое здоровье? 2) есть ли связь между профессией и здоровьем? Оценка осуществлялась по трем уровням.

Высокий уровень : респондент называет ряд

ключевых слов из определения (благополучие, уравновешенность, устойчивость, способность противостоять негативным влияниям, гармоничность, адекватность, стремление в достижению, социальная активность и пр.), пытается сложить их и сформулировать термин; перечисляют негативные факторы влияния Арктики на психологические состояния; называют профессиональные деформации и деструкции.

Таблица 2 - Опросник (бланк)

Характеристика личности +2 +1 0 -1 -2 Характеристика личности

Объективно, адекватно воспринимаю действительность Иногда ошибаюсь в оценке событий и людей, проявляю конфликтность

Интересует все, что меня окружает и происходит Мало что привлекает меня, происходящее вокруг кажется скучным

Активность физическая позволяет мне быть в тонусе и чувствовать себя уверенно с людьми Здоровье часто подводит, чувствую себя утомленным и раздражаюсь на людей, меня окружающих

Дела общественные и полезные меня привлекают, я нахожу время для участия в них Раздражают общественники, выскочки, их инициатива выводит меня из себя

Уверен, что для нормального существования человеку не нужно много Привлекают красивые вещи, престижные автомобили и аксессуары

Готов выразить сочувствие, соучастие, прийти на помощь любому нуждающемуся в ней Придерживаюсь позиции, что каждый в этой жизни может рассчитывать только на себя, не позволяю никому помыкать мною

Боюсь подвести кого-либо, если что то пообещал, сделаю во-что бы то ни стало Не буду переживать, если обещания не успеваю выполнять. Смогу парировать в ответ на замечания

Не важно, буду я сегодня руководить или исполнять, главное -достижение намеченной цели Не нравится роль «шестерки». всегда привлекают люди властные, умеющие управлять

Средний уровень: респондент весьма ограничен в перечне элементов, составляющих понятие «психологическое здоровье», ограничивается перечислением общих эпитетов типа: «спокойный», «неагрессивный», «неконфликтный», «умеет держать себя в руках» и пр.; затрудняется в нахождении связей между проживанием в Арктической

зоне и психологическим здоровьем; указывает на связь между особенностями профессии и ее влиянием на здоровье человека.

Низкий уровень: респондент находится в замешательстве, отказывается от ответа. Не видят связи между психологическим здоровьем и территорией проживания, между профессией и здоровьем.

В общую группу респондентов, оценивающую свои характеристики, были включены жители двух городов Ямала: г. Ноябрьск и г. Муравленко, мужчины и женщины, по подгруппам: люди с разным уровнем профессионального развития (специалисты, рабочие и студенты) и из разных сфер деятельности (служащие, рабочие нефтегазодобывающей сферы, работники бюджетной сферы) и неработающие (пенсионеры). В таблице 3 приведены качественные результаты оценки психологического здоровья респондентов, их знаний и представлений о психологическом и профессиональном здоровье по подгруппам.

Таблица 3 - Качественные результаты оценки психологического здоровья и знаний о нем жителей Арктического региона

Студенты СПО, обучающихся по техническим специальностям Низкий уровень знаний о психологическом и профессиональном здоровье. В Шкале полярных характеристик ответы смещены от 0 к -1 и -2; выражен вещизм, эгоцентризм и конфликтность. Сочувствие и ответственность у 20% респондентов соответствуют по шкале баллу +2. Уровень психологического здоровья ниже среднего и низкий

Студенты СПО, обучающиеся по гуманитарным специальностям Низкий и средний уровень знаний о психологическом и профессиональном здоровье, респонденты с трудом вспоминают его элементы. В Шкале полярных характеристик ответы варьируются между показателями от +1 до -1. Выражен вещизм. По критерию «интерес к окружающему/ пассивность, отсутствие интереса» отношение ответов 50:50. По критерий «альтруизм и сопереживание» показатели ниже, чем в предыдущей группе. Уровень психологического здоровья средний и ниже среднего

Студенты ВПО, обучающиеся по инженерным специальностям Средний уровень знаний о профессиональном здоровье и об элементах психологического здоровья. Выражено стремление к власти и неадекватное восприятие действительности и себя, конфликтность (45%). Такие же показатели по критерию «отсутствие воли». Вещизм выражен. Интерес к окружающему проявляется в том же соотношении, как и у респондентов второй группы (50:50). Уровень психологического здоровья средний и ниже среднего

Работающие в отрасли нефтегазодобывающей промышленности Средний уровень знаний о профессиональном здоровье и об элементах психологического здоровья. Высокий показатель по критерию «демократизм поведения», выражен вещизм, ослабление воли и враждебность. Высокий показатель по критериям «адекватное восприятие действительности» и «интерес к окружающему миру». Уровень психологического здоровья средний и выше среднего

Продолжение таблицы 3

Служащие (чиновники) Средний уровень знаний о профессиональном здоровье и об элементах психологического здоровья. Высокий показатель по критерию «ответственность». Выражен вещизм, стремление к власти (по 60%), физическое и социальное неблагополучие 40% и 50%, соответственно. Средний показатель по критерию «интерес к окружающему». Уровень психологического здоровья средний

Работники бюджетной сферы (педагоги) Средний и высокий показатель уровня знаний об элементах психологического здоровья и о профессиональном здоровье. Средний уровень по критериям «адекватное/ неадекватное восприятие действительности», «культура потребления/вещизм» (ответы варьируются между показателями от +1 до -1). Ответы смещены от 0 к -1 и -2 по критериям: «интерес к окружающему миру/ пассивность», «направленность на общественное дело/неадекватность поведения», «альтруизм, сопереживание/эгоцентризм, враждебность». Выражено физическое и социальное неблагополучие (80%). Низкий уровень психологического здоровья

Неработающие (пенсионеры) Средний уровень знаний об элементах психологического здоровья и о профессиональном здоровье. Высокие показатели по критериям «интерес к окружающему», «культура потребления», «альтруизм и сопереживание». Показатели от +1 до -1 по критерию «адап-тированность к физической и общественной среде». Выраженное стремление к власти (45%). Уровень психологического здоровья средний и выше среднего

Уровень знаний о здоровье психологическом и профессиональном студентов в системе профессиональной подготовки специалистов к работе в условиях Арктического региона невысокий. Знания распределены между показателями «низкий» и «средний». Психологическое здоровье оценивается на уровне «средний», «ниже среднего» и «низкий» (более низкий показатель психологического здоровья наблюдается только у группы респондентов «Работники бюджетной сферы (педагоги)»). Средний уровень знаний о психологическом и профессиональном здоровье у работников нефтегазодобывающей отрасли, служащих и пенсионеров при относительном благополучии их психологического здоровья.

Научитьсяуправлятьпсихическимздоровьем-основная задача для обеспечения долголетия, но , если знания о здоровье отсутствуют, то научиться управлять им нельзя. Особенно актуальной становится задача для населения Арктической зоны. Здесь знания и компетенции здоровьесбережения - не просто культурный аспект. Ценой указанных знаний является выживание.

Решать задачу валеологического просвещения следует поступательно, соблюдая этапы, названные нами тождественно той цели, которая на данном этапе будет реализована:

1 этап. Самопознание.

2 этап. Самосознание.

3 этап. Приемы и средства здоровьесбережения.

4 этап. Аутопсихологическая компетентность.

5 этап. Проактивность как цель личностного развития.

6 этап. Профессиональное долголетие.

Открытие новых учебных центров в связи

с экономическим развитием Арктической зоны, предусмотренных стратегией развития до 2030 года, обеспечит дополнительные возможности для просвещения работающего населения (постоянно проживающего и вахтовиков) непосредственно в зонах производств.

Дошкольные образовательные учреждения, школы и колледжи, высшие учебные заведения и система дополнительного образования. используя только свою материальную базу, без серьезных дополнительных затрат развивая знания воспитанников, обучающихся о психогигиене, о самовоспитании духовной сферы, о самоуправлении психическим здоровьем и использовании резервов психики, обеспечат основу знаний обучающихся о здоровье, а следовательно, «положат свой кирпич» в фундамент развития профессионального долголетия.

Список литературы

1 Зеер Э. Ф. Психология профессий. 2-е изд. М. : Академический Проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2006. 336 с.

2 Бартон А., Эдхолл О. Человек в условиях холода // пер.с англ. М.: Изд-во иностр. лит. 1957. 333 с.

3 Проект «Подготовка спасателей к действиям в условиях Арктического региона» : учебное пособие / под общ. ред. В. С. Артамонова. СПб., 2013. 210 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Степанова Л. А. Сущностные характеристики аутоп-сихологической компетентности личности. Эдельвейс, 2000. 100 с.

5 Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. Утверждена Президентом РФ февр. 2013 г. № Пр-232

6 Aviation, Space, and Environmental Medicine Vol. 78. No. 8. August 2007. Page 793-800.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.