Научная статья на тему 'Представления о здоровьесберегающих технологиях женщин зрелого возраста, лежащие в основе психологической безопасности личности и социальной группы'

Представления о здоровьесберегающих технологиях женщин зрелого возраста, лежащие в основе психологической безопасности личности и социальной группы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
257
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И СОСТОЯНИЯ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / PSYCHOLOGICAL FEATURES AND STATES / SELF-REGULATION / HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES / PSYCHOLOGICAL AND PHYSICAL HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Третьякова Маргарита Васильевна

На основе прикладного социально-психологического исследования рассматривается понятие «здоровьесберегающие технологии», реализация которых предполагает решение задачи по обеспечению возможности продолжительного сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни. Методом психологического тестирования определены особенности стилевых характеристик саморегуляции, психических свойств и состояний в связи с социальными представлениями о здоровьесберегающих технологиях женщин зрелого возраста, занимающихся скандинавской ходьбой и аквааэробикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Третьякова Маргарита Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES OF MIDDLE AGED WOMEN UNDERLYING PSYCHOLOGICAL SAFETY OF A PERSONALITY AND A SOCIAL GROUP

On the basis of the applied social-psychological research we consider the notion of “health-saving technologies”. Their realization implies solving a problem of providing women with more opportunities to live a longer and healthier life, build up necessary knowledge and skills of healthy lifestyle. We carried out psychological testing and determined main characteristics of self-regulation, psychological features and states in connection to social concepts of health-saving technologies of middle aged women who practise Nordic walking and water fitness.

Текст научной работы на тему «Представления о здоровьесберегающих технологиях женщин зрелого возраста, лежащие в основе психологической безопасности личности и социальной группы»

Третьякова М. В. Представления о здоровьесберегающих технологиях женщин зрелого возраста, лежащие в основе психологической безопасности личности и социальной группы // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 1 (79). C. 137-143.

Tretyakova M. V. The concept of health-saving technologies of middle aged women underlying psychological safety of a personality and a social group. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2018. No. 1 (79). Pp. 137-143. (In Russ.)

УДК 159.9:796-055.2

М. В. Третьякова

Прикамский социальный институт, Пермь, Россия

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЯХ ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ

Третьякова Маргарита Васильевна - старший преподаватель кафедры психологии и педагогики.

E-mail: margo-tretyakova@mail. ru

На основе прикладного социально-психологического исследования рассматривается понятие «здоровьесберегающие технологии», реализация которых предполагает решение задачи по обеспечению возможности продолжительного сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни. Методом психологического тестирования определены особенности стилевых характеристик саморегуляции, психических свойств и состояний в связи с социальными представлениями о здоровьесберегающих технологиях женщин зрелого возраста, занимающихся скандинавской ходьбой и аквааэробикой.

Ключевые слова: психические свойства и состояния, саморегуляция, здоровьесберегающие технологии, психологическое и физическое здоровье.

M. V. Tretyakova

Prikamsky Social Institute, Perm, Russia

THE CONCEPT OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES OF MIDDLE AGED WOMEN UNDERLYING PSYCHOLOGICAL SAFETY OF A PERSONALITY AND A SOCIAL GROUP

Tretyakova Margarita V. - Senior Lecturer at the Department of Psychology and Pedagogy.

E-mail: margo-tretyakova@mail. ru

On the basis of the applied social-psychological research we consider the notion of "health-saving technologies". Their realization implies solving a problem of providing women with more opportunities to live a longer and healthier life, build up necessary knowledge and skills of healthy lifestyle. We carried out psychological testing and determined main characteristics of self-regulation, psychological features and states in connection to social concepts of health-saving technologies of middle aged women who practise Nordic walking and water fitness.

Key words: psychological features and states, self-regulation, health-saving technologies, psychological and physical health.

© Третьякова М. В., 2018

В жизни современного общества имеется ряд факторов, негативно сказывающихся на функциональном состоянии человека. К ним относятся высокий темп жизни, нескончаемые информационные потоки, высокие требования к профессиональной деятельности, высокая ответственность, боязнь потерять работу, а также нестабильная социальная ситуация. Все это предъявляет к человеку высокие требования, которым он должен соответствовать не только для достижения положения в обществе и определенного социального статуса, но и для обеспечения достойной жизни, достойного существования. Требования социального окружения, противоречия между обществом и личностью, межличностные конфликты достигают порой драматической остроты. Отсутствие нормальных условий для труда и отдыха или их низкое качество создают благоприятную среду для различных стрессовых ситуаций [1]. Человек переживает огромные физические и психические нагрузки, приспосабливаясь к все более ускоряющемуся ритму жизни. В связи с массовостью характера данного явления в масштабах нашей страны мы отмечаем особую актуальность данного исследования.

В настоящее время в психологии и акмеологии идет интенсивный поиск конструктов, характеризующих способность личности быть устойчивой к многочисленным жизненным проблемам и трудностям, сохранять психологическое здоровье и успешно развиваться, адаптируясь как к социальным, так и к личностным трансформациям. Одним из таких конструктов является понятие «здоровьесберегающие технологии». Реализация таких технологий предполагает решение задачи по обеспечению возможности продолжительного сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни. Данный аспект не исследовался на лицах зрелого возраста.

Здоровьесберегающая технология, по О. А. Соколовой, - это наука о здоровье, здоровом образе жизни и мастерстве сохранения здоровья [3].

Н. К. Смирнов включает в это понятие все те технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни [2, с. 62].

В концепции здравоохранения предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья человека. А «здоровье физическое» -это совершенство саморегуляции в организме и максимальная адаптация к окружающей среде. Если человек ведет здоровый образ жизни, то это уже предопределяет высокий сохранный уровень его здоровья. И важным подспорьем для укрепления всех систем организма могут стать здоровьесберегающие технологии - современные приемы и методические подходы, использующие достижения современной профилактической медицины на основе принципов физического и психологического самосовершенствования.

За последнее время все большую популярность приобретают такие здоровьесбере-гающие технологии, как фитнес, аквааэробика, скандинавская ходьба и другие, являющиеся активными методами психопрофилактики и психогигиены, повышающие возможности саморегуляции исходно непроизвольных функций организма. Достигаемая с помощью этих здоровьесберегающих технологий саморегуляция эмоционально-вегетативных реакций (в частности, уменьшение эмоционального напряжения) позволяет рекомендовать данные методы для саморегуляции и здоровьесбережения.

В этой связи целью данного исследования явилось изучение стилевых особенностей саморегуляции, психических свойств и состояний у лиц зрелого возраста, а также социальных представлений о здоровьесберегающих технологиях (на примере женщин, занимающихся скандинавской ходьбой и аквааэробикой).

Объект исследования: феномен саморегуляции и представления о здоровьесбере-гающих технологиях у лиц зрелого возраста.

Предмет исследования: особенности стилевых характеристик саморегуляции, психических свойств и состояний в связи с социальными представлениями о здоровьесберегаю-щих технологиях женщин зрелого возраста, занимающихся скандинавской ходьбой и ак-вааэробикой.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать теоретические подходы к исследованию процессов саморегуляции в отечественной и зарубежной научной литературе.

2. Выявить содержание и структуру представлений о здоровьесберегающих технологиях, полученные в выборках женщин, занимающихся скандинавской ходьбой и аквааэро-бикой.

3. Выявить специфику представлений о здоровьесберегающих технологиях в выборках женщин, занимающихся скандинавской ходьбой и аквааэробикой, на основе критерия Фишера (ф-угловое преобразование).

Гипотеза исследования: социальные представления о здоровьесберегающих технологиях у лиц зрелого возраста, занимающихся скандинавской ходьбой и аквааэробикой, содержат доминанты, характеризующие разные компоненты здоровьесберегающих технологий.

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:

1. Обзорно-аналитический метод: анализ психологической литературы; сопоставление и обобщение исследований по изучаемой проблеме.

2. Психодиагностические методы: метод свободных ассоциаций и метод определения на понятие «здоровьесберегающие технологии».

3. Вербальные характеристики социальных представлений обрабатывались методом контент-анализа. Соотнесение категорий контент-анализа с ассоциациями и определениями испытуемых контролировалось с помощью метода экспертной оценки. Для выявления ядерно-периферической структуры социальных представлений применялась методика про-тотипического анализа П. Вержеса. Статистическая обработка результатов производилась с использованием критерия Фишера (ф-угловое преобразование).

Новизна исследования заключается в том, что впервые исследуются представления о здоровьесберегающих технологиях у лиц зрелого возраста, занимающихся скандинавской ходьбой и аквааэробикой, такие представления напрямую связаны с прогнозом того или иного поведения саморегуляции личности. Исследование показало, что процессы саморегуляции у лиц, занимающихся разными видами здоровьесбережения, имеют свою специфику.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для осуществления индивидуального подхода с целью развития и совершенствования индивидуального стиля саморегуляции личности, более полной реализации возможностей, повышения успешности деятельности и формирования здоровьесбережения.

Специфика содержания данных видов здоровьесбережения требует личностной вовлеченности и возлагает на лиц зрелого возраста высокие требования к волевой саморегуляции, а также к личностным особенностям.

Для того чтобы доказать гипотезу исследования о том, что эмпирические структуры стилевых характеристик саморегуляции у лиц зрелого возраста, занимающихся скандинавской ходьбой и аквааэробикой, могут иметь свою специфику, мы провели сравнительный анализ факторных структур.

По данным таблицы 1 можно отметить, что эмпирические структуры стилевых характеристик саморегуляции у испытуемых, занимающихся скандинавской ходьбой и ак-вааэробикой, имеют как сходства, так и различия.

Таблица 1

Эмпирическая структура стилевых особенностей саморегуляции испытуемых лиц зрелого возраста, занимающихся скандинавской ходьбой и аквааэробикой

Факторы Женщины, занимающиеся скандинавской ходьбой (группа 1) Женщины, занимающиеся аквааэробикой (группа 2)

1 «Осознанная саморегуляция произвольной активности, связанная с настойчивостью и волевой саморегуляцией женщин» «Симптомокомплекс характеристик саморегуляции, связанный с самообладанием женщин»

2 «Фактор моделирования» «Фактор эмоциональной лабильности»

3 «Стабильность эмоционального состояния и умение владеть собой» «Настойчивость, отражающая высокий уровень развития волевой саморегуляции»

4 «Фактор волевой саморегуляции» «Фактор самостоятельности»

Для того чтобы исследовать и описать содержание представлений о здоровьесбере-гающих технологиях испытуемых зрелого возраста на ассоциативном уровне, мы использовали метод свободных ассоциаций и подвергли его контент-анализу. В ходе направленного ассоциативного эксперимента респондентам предлагалось написать ассоциации, связанные с представлением о здоровьесберегающих технологиях. Всего респонденты первой группы высказали 170 ассоциаций, респонденты второй группы - 185 ассоциаций.

Ассоциации представлений о здоровьесберегающих технологиях в выборке испытуемых, занимающихся скандинавской ходьбой, распределились следующим образом. На первое ранговое место по количеству собранных ассоциаций определилась категория физкультурно-оздоровительный компонент (47 ассоциаций), эмпирические индикаторы которого включили в себя следующие ассоциации: физические упражнения, спортивная форма, улучшение фигуры, движение, омоложение, укрепление мышц, правильное дыхание, разработка суставов, результат на дыхание, энергия, хобби, палки, способ похудеть, потеря веса, снятие напряжения, нагрузка, режим, спорт, жизнь, фигура, растяжка, здоровое тело, здоровый дух и др.

Второе ранговое место разделили между собой два здоровьесберегающих компонента, отразившие по 30 ассоциаций. Это здоровьесберегающий компонент, включающий в себя: здоровье, заряд бодрости, витамины, сила, дыхание, профилактика различных заболеваний, укрепление иммунитета, возможность отдохнуть душевно, возможность стать сильнее, и экологический компонент, включающий: прогулки на свежем воздухе, возможность погулять по лесу, общение с природой, правильное дыхание, контроль дыхания, свежий воздух, выносливость, исследование своих возможностей, здоровое тело, здоровый дух, заряд бодрости и др.

Третье ранговое место заняла категория эмоционально-волевого компонента, эмпирические индикаторы которого составили: общение, легкость, веселое настроение, удовольствие, интересная компания, сила воли, характер, выносливость, счастье от собственных достижений, удовольствие, уважение и др.

Словарь различных понятий на исследуемые ассоциации о здоровьесберегающих технологиях составил 60 слов. Собственно периферическая система представлений о здоровьесберегающих технологиях образована следующими понятиями: образ мыслей, шаг к здоровью, стиль жизни, омоложение, бодрость, укрепление иммунитета, хобби, подтянутая фигура, красота, удовольствие, снятие напряжения и др.

Ассоциации представлений о здоровьесберегающих технологиях в выборке испытуемых, занимающихся аквааэробикой, распределились следующим образом. На первое ранговое место по количеству собранных ассоциаций, так же как и в первой группе, определилась категория физкультурно-оздоровительный компонент (68 ассоциаций), эмпирические индикаторы которого включили в себя следующие ассоциации: бассейн, плавание, хорошая тренировка, упражнения в воде, увлекательная фитнес-нагрузка, закаливающая тренировка, преодоление страха воды, лечебная физкультура, спорт, движение, нагрузка, стройная фигура, правильное дыхание, разработка суставов (проходит скованность), энергия, хобби и др.

Второе ранговое место у эмоционально-волевого компонента. В состав этой категории вошли следующие эмпирические индикаторы: танцы на воде, хорошее настроение, поднятие жизненного тонуса, активный отдых, приятная усталость, повод гордиться собой, прилив энергии, удовольствие, расслабление, саморегуляция, сила воли, выдержка, отличныйрелакс, растворение, вдохновение, позитив, снятие напряжения и др.

Третье ранговое место заняла категория здоровьесберегающий компонент, включающий в себя: здоровье, хорошая фигура, предотвращение венозного застоя, полезная тренировка, рекомендуемая врачами, активный отдых и др.

Словарь различных понятий на исследуемые ассоциации о здоровьесберегающих технологиях составил 78 слов. Собственно периферическая система представления о здо-ровьесберегающих технологиях образована понятиями: работа, труд, элептические тренажеры, экспандеры, танцы, компания, отдых, увлечение и др.

В число элементов, составляющих потенциальную зону изменения, попали: удовольствие, снятие напряжения, здоровые мышцы, стройная фигура, уважение, расслабление, саморегуляция, сила воли, выдержка, отличный релакс, растворение и др.

Мы выявили два типа ответов на вопрос: «Что такое здоровьесберегающие технологии?». Первый тип заключался в том, что, отвечая на этот вопрос, испытуемые не раскрывали значение в полном объеме, а воспроизводили лишь какой-нибудь один признак или какую-либо одну функцию названного предмета либо вводили данный предмет в какую-нибудь конкретную ситуацию. В этом случае психологическое строение ответов заключалось в том, что испытуемые не воспроизводили определенную конкретную ситуацию, в которую входит данный предмет, а вводили данный предмет в известную систему понятий, относили его к определенной категории. Ответ такого типа отражал преобладающую роль у данной выборки испытуемых наглядных связей, которые стоят за словом и отражают какие-то наглядные признаки, наличные у данного предмета, или какую-либо наглядную ситуацию, в которую называемый предмет входит. Например, в выборке испытуемых, занимающихся скандинавской ходьбой: это физкультура на тренажерах; это положительные эмоции и переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни; это сознательное управление своими эмоциями и чувствами; это саморегуляция своего здоровья и др.

Второй тип ответов психологически коренным образом отличался от первого. Наиболее часто мы встречали ответы: это ценностно ориентированная установка на здоровье, мировоззрение; это осознанная неотъемлемая часть жизненных ценностей и отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях; это технологии, связанные с интересом к вопросам собственного здоровья и др. Здесь психологическое строение ответа совершенно иное: испытуемый не воспроизводит конкретную ситуацию, в которую входит данный предмет, а вводит данный предмет в известную систему понятий, относит его к определенной категории.

У испытуемых обеих выборок рядом с первым типом ответов мы наблюдали и второй, который во многом является продуктом возрастных задач развития и самопознания, т. к. зрелость - это время непрерывного изменения и роста. Известно, что вопросы идентичности остаются актуальными на протяжении всего периода зрелости, а процессы достижения идентичности обеспечивают чувство непрерывности опыта взрослой жизни.

Мы отметили также, что в представлениях о здоровьесберегающих технологиях на понятийном уровне у испытуемых присутствует идея ответственности за свое поведение: здоровьесберегающие технологии - это исследование своих возможностей, физические упражнения для достижения хорошей спортивной формы, правильное дыхание, разработка суставов (проходит скованность); это знания, умения и познание себя, своих потенциальных способностей и возможностей; это технологии, связанные с интересом к вопросам собственного здоровья; это развитие тех личностно важных жизненных качеств, которые помогают повысить работоспособность, и др.

Таким образом, метод определения понятий позволил проследить, какие именно формы отражения скрываются за словосочетанием «здоровьесберегающие технологии» и какой системой психологических операций определяется его значение на данном этапе развития испытуемых зрелого возраста:

1. Здоровьесберегающие технологии - это осознанная неотъемлемая часть жизненных ценностей и отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях.

2. Здоровьесберегающие технологии занимают исключительное, привилегированное место в ряду привязанностей. Отмечаются психологическая близость с друзьями, мера приписываемого им понимания и собственной откровенности с ними: здоровьесберегаю-щие технологии - это занятия, позволяющие общаться с единомышленниками, возможность поиска новых друзей; это источник знаний о здоровьесбережении.

Применение количественного и качественного анализа существенно обогатило наше понимание представлений испытуемых зрелого возраста о здоровьесберегающих технологиях. Приемы качественного анализа, привлеченные для анализа данных, позволили рассмотреть связи между элементами ядерно-периферической структуры представлений о здоровьесберегающих технологиях на основе понятийного уровня репрезентации испытуемых зрелого возраста и включить в анализ то разнообразие понятий, которое не вошло в ядерную систему. Кроме того, приемы качественного анализа дали нам возможность реконструировать на основе выявленной структуры диапазон представлений, служащих базой данных, к которой, собственно, обращаются испытуемые, выстраивая и конструируя представления о здоровьесберегающих технологиях.

На основе контент-анализа и по методике П. Вержеса мы реконструировали эти представления в следующее определение: здоровьесберегающие технологии - это способы самопомощи в здоровьесбережении, способы снятия напряжения и саморегуляции, возможность для отдыха, поиска друзей и общения, что согласуется с определением О. А. Соколовой о том, что это наука о здоровье, здоровом образе жизни и мастерстве сохранения здоровья, и включено в организацию жизнедеятельности лиц зрелого возраста.

По данным ассоциативного эксперимента выявленные различия в представленности изучаемого понятия дополняют характеристики испытуемых обеих групп следующим образом:

• испытуемые, занимающиеся скандинавской ходьбой, пребывая на свежем воздухе в лесу или парке, чаще отмечают природную среду, которая обеспечивает человеческую личность определенными биологическими ресурсами, обеспечивает физическое здоровье и духовное развитие;

• они в большей степени отмечают систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой и окружающей средой;

• участники этой группы в большей степени стремятся к необходимым для процесса здоровьесбережения знаниям и умениям, к познанию себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересуются собственным здоровьем и различными методиками по оздоровлению и укреплению организма;

• испытуемые, занимающиеся аквааэробикой, в большей степени отмечают для себя проявление психологических механизмов - эмоциональных и волевых, необходимым условием сохранения здоровья считают положительные эмоции, переживания, благодаря которым закрепляется желание вести здоровый образ жизни.

Таким образом, многостороннее исследование структуры стилевых особенностей саморегуляции испытуемых, занимающихся скандинавской ходьбой и аквааэробикой, откроет новые возможности для различного рода психологических практик.

Библиографический список

1. Моросанова В. И., Аронова Е. А. Самосознание и саморегуляция поведения. М.: Изд-во ИП РАН, 2010.

2. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК и ПРО, 2012.

3. Соколова О. А. Здоровьесберегающие образовательные технологи // Школьный мир: [сайт]. URL: http://www.shkolnymir.info/content/view/258/57/ (дата обращения: 20.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.