Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНОГО СТАТУСА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНОГО СТАТУСА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
коррупция / профилактические меры / правовое просвещение / антикоррупционные меры / противоправные действия / формирование неприятия коррупционной модели поведения.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Геляхова Лейла Абдуллаховна, Машекуашева Маргарита Хасанбиевна

Основополагающим инструментом, направленным на уменьшение коррупционных проявлений в обществе, ключевой задачей которого является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, выступает общественный контроль. Общественный контроль реализуется путем учета общественного мнения и служит защите прав и свобод физических и юридических лиц, а также иных негосударственных некоммерческих организаций. Авторы отмечают, что именно общественный контроль является гарантом соблюдения общественных правил, поскольку дает возможность выявлять преступников и вырабатывать механизм привлечения их к ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Геляхова Лейла Абдуллаховна, Машекуашева Маргарита Хасанбиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНОГО СТАТУСА»

ГЕЛЯХОВА Лейла Абдуллаховна,

начальник кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института (филиала) Краснодарского университета МВД РФ, кандидат юридических наук, капитан полиции, e-mail: mail@law-books.ru

МАШЕКУАШЕВА Маргарита Хасанбиевна,

доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института (филиала) Краснодарского университета МВД РФ, кандидат психологических наук, e-mail: mail@law-books.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНОГО СТАТУСА

Аннотация. Основополагающим инструментом, направленным на уменьшение коррупционных проявлений в обществе, ключевой задачей которого является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, выступает общественный контроль. Общественный контроль реализуется путем учета общественного мнения и служит защите прав и свобод физических и юридических лиц, а также иных негосударственных некоммерческих организаций. Авторы отмечают, что именно общественный контроль является гарантом соблюдения общественных правил, поскольку дает возможность выявлять преступников и вырабатывать механизм привлечения их к ответственности.

Ключевые слова: коррупция, профилактические меры, правовое просвещение, антикоррупционные меры, противоправные действия, формирование неприятия коррупционной модели поведения.

GELYAKHOVA Leila Abdullakhovna,

Head of the Department of Organization law enforcement North Caucasus Institute (branch) Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation,

PhD in Law, Police Captain

MASHEKUASHEVA Margarita Khasanbievna,

Associate Professor, Department of Government and civil law disciplines North Caucasus Institute (branch) Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Candidate of Psychological Sciences

PROFESSIONAL ANTI-CORRUPTION SELF-DETERMINATION AS THE MOST IMPORTANT CHARACTERISTIC OF PERSONAL STATUS

Annotation. The fundamental tool aimed at reducing corruption manifestations in society, the key task of which is to form intolerance to corruption behavior in society, is public control. Public control is implemented by taking into account public opinion and serves to protect the rights and freedoms of individuals and legal entities, as well as other non-governmental non-profit organizations. The authors note that it is public control that is the guarantor of compliance with public rules, since it makes it possible to identify criminals and develop a mechanism for bringing them to justice.

Key words: corruption, preventive measures, legal education, anti-corruption measures, illegal actions, formation of rejection of the corruption model of behavior.

чтттжжжжжжжжжжжжтттттттяетmimmmsmmmmmmmmmmmmmmmmmmmiiim^

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-9-48-50 NIION: 2021-0079-9/23-498 MOSURED: 77/27-025-2023-09-498

Главной проблемой профессиональной подготовки на сегодняшний день является отсутствие комплексного единообразного подхода к реализации процесса правового просвещения. Решение данной проблемы - сложный многоаспектный и многоступенчатый процесс, требующий кардинального нового подхода в реализации образовательного процесса системы общего образования, применения современных методик и технологий преподавания, что в свою очередь влечет перестроение подходов к образовательному процессу системы высшего образования [1].

Профессиональное правовое антикоррупционное самоопределение должно стать одной из важнейших характеристик личностного статуса каждого гражданина. Профессиональные правовые антикоррупционные компетенции могут быть сформированы только при их закреплении в практико-ориентированной деятельности и становлении неотъемлемым элементом в механизме профилактики и борьбы с коррупцией.

Инструментарий общественного контроля должен быть использован в полном объеме в процессе антикоррупционной деятельности. Он весьма многообразен и включает:

• оценку ситуаций, способствующих риску коррупции, и формирование в дальнейшем мероприятий по их минимизации;

• контрольные функции за соблюдением законодательства в области противодействий коррупции;

• реализацию оценки результативности мер, направленных на предупреждение коррупционных рисков;

• подготовку отчетов о результатах антикоррупционной деятельности, анализ полученных результатов и их опубликование [2].

В отдельных российских регионах в законодательстве, регулирующих деятельность общественных палат, прямо указано их участие в реализации государственной политики противодействия коррупции. В частности, формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению предусматривается в качестве задачи Общественных палат Самарской, Воронежской областях, Республики Саха (Якутия) и некоторых других. В других субъектах Российской Федерации, например, в Тульской области, данная задача реализуется общественными советами при региональных органах исполнительной власти. Таким образом, формирование антикоррупционного мировоззрения должно быть комплексным, действия по формированию нетерпимости к коррупционному поведению должны сосредотачиваться не только в образовательных учреждениях, но и включать в себя различные формы работы с семьями и другими участниками образовательного процесса [3].

Наиболее благоприятные условия для предупреждения антикоррупционного поведения складываются в условиях образовательного процесса, когда у обучающихся формируются, в том числе с использованием потенциала профильных дисциплин, модели адекватного антикоррупционного поведения. Следовательно, именно в период обучения следует активно использовать по отношению к молодежи как наиболее уязвимой с точки зрения финансовых девиаций социальной группе, комплекс мер, воздействующих на факторы, вызывающие соответствующее негативное поведение [4].

Сегодня в каждом субъекте Российской Федерации разработана собственная законодательная база в сфере обеспечения противодействия коррупции, в соответствии с которой осуществляется деятельность по антикоррупционному просвещению. Центральное место в системе региональных антикоррупционных нормативных актов отводится специальным законам, определяющим антикоррупционные задачи и принципы, а также основные направления и формы противодействия коррупции [5]. Однако региональное нормотворчество в области противодействия коррупции нельзя назвать достаточно развитым и совершенным, поскольку в нормативно-правовых актах наблюдается дублирование федерального законодательства по вопросам противодействия коррупции или законодательства других субъектов Российской Федерации без учета региональной специфики. Зачастую меры, применяемые субъектами Российской Федерации, являются идентичными и представляют стратегическое значение для формирования и реализации государственной политики противодействия коррупции на региональном уровне. Основными направлениями антикоррупционного просвещения в субъектах Российской Федерации выступают:

• встречи правоохранительных органов с молодежными и трудовыми коллективами, которые носят профилактический характер и направлены на получение и усвоение новых знаний по теме беседы, а также перенос их в повседневную жизнь;

• интернет-консультирование на официальных сайтах государственных органов, посредством которого население субъекта Российской Федерации может получать разъяснения по вопросам о коррупционных преступлениях, об уголовной ответственности за мелкое взяточничество, о мерах по предупреждению коррупции в организациях и т.д.;

• реализация программ дополнительного профессионального образования, направленных на повышение правовой и антикоррупционной грамотности государственных служащих;

• организация антикоррупционного просвещения обучающихся как в рамках учебного процесса, так и во внеурочное время посредством проведения мероприятий воспитательного характера, правовых конференций, деловых игр, встреч с сотрудниками правоохранительных органов и т.д.

В субъектах Российской Федерации реализуются программы противодействия коррупции, которые 91 представляет собой систему комплексных мероприятий, обеспечивающих согласованное применение правовых, образовательных, воспитательных, организационных и иных мероприятий, осуществляемых региональными исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями, направленных на достижение конкретных результатов в работе по предупреждению коррупции, минимизации коррупционных правонарушений в регионе. Реализация таких программ способствует повышению эффективности государствен-

ного управления, совершенствованию организационных основ противодействия коррупции, привлечению к организации деятельности по профилактике коррупции предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, а также общественных организаций. Антикоррупционное просвещение как инструмент противодействия коррупции закреплено в документах об антикоррупционном планировании, в Плане отдельных мероприятий по противодействию коррупции, принимаемых региональными органами власти.

В заключение отметим, что важную роль в обеспечении реализации антикоррупционной политики в регионах России занимает развитие института гражданского общества и развитие антикоррупционного просвещения и обучения в учреждениях среднего и высшего образования. Соответственно развитие в них неприязни коррупции направлена на воспитание нового поколения людей общества, которое будет негативно относится к проявлениям коррупционных схем и преступлений.

Список литературы:

[1] Щедрин Н.В. Проблемы антикоррупционного просвещения. Актуальные проблемы антикоррупционного просвещения и антикоррупционного образования: сб. науч. ст. Красноярск, 2018.

[2] Федеральный закон от 25.12.2008 г. No 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 13.06.2023).

[3] Геляхова Л.А., Машекуашева М.Х. Совершенствование уголовной ответственности за преступления в сфере избирательного процесса. Право и управление. 2023. № 5. С. 275-277.

[4] Бесчастнова О.В. Антикоррупционное обучение как средство противодействия коррупции в образовательных организациях. Комплексная безопасность образовательных организаций: теория и практика: сб. матер. Под общ. ред. М.В. Дулясовой. Уфа, 2017.

[5] Бикеев И.И., Кабанов П.А. Антикоррупционное просвещение: вопросы теории и практики. В 3 т. Т. 3 Казань, 2019.

Spisok literatury:

[1] SHCHedrin N.V. Problemy antikorrupcionnogo prosveshcheniya. Aktual'nye problemy antikorrup-cionnogo prosveshcheniya i antikorrupcionnogo obrazovaniya: sb. nauch. st. Krasnoyarsk, 2018.

[2] Federal'nyjzakon ot 25.12.2008 g. No 273-FZ «O protivodejstvii korrupcii» (red. ot 13.06.2023).

[3] Gelyahova L.A., Mashekuasheva M.H. Sovershenstvovanie ugolovnoj otvetstvennosti za prestu-pleniya v sfere izbiratel'nogo processa. Pravo i upravlenie. 2023. № 5. S. 275-277.

[4]Beschastnova O.V. Antikorrupcionnoe obuchenie kaksredstvo protivodejstviya korrupcii vobrazova-tel'nyh organizaciyah. Kompleksnaya bezopasnost' obrazovatel'nyh organizacij: teoriya i praktika: sb. mater. Pod obshch. red. M.V. Dulyasovoj. Ufa, 2017.

[5] Bikeev I.I., Kabanov P.A. Antikorrupcionnoe prosveshchenie: voprosy teorii i praktiki. V 3 t. T. 3 Kazan', 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.