ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО
DOI: 10.24412/2224-9133-2023-9-278-281 NIION: 2021-0079-9/23-546 MOSURED: 77/27-025-2023-09-546
МАНУКЯН Алинэ Романовна,
доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института (филиала) Краснодарского университета МВД РФ, кандидат педагогических наук, полковник полиции,
e-mail: mail@law-books.ru
МАШЕКУАШЕВА Маргарита Хасанбиевна,
доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института (филиала) Краснодарского университета МВД РФ, кандидат психологических наук, e-mail: mail@law-books.ru
ПЕДАГОГ, ОБЛАДАЮЩИЙ СФОРМИРОВАННОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ - ГЛАВНОЕ «СРЕДСТВО» ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Аннотация. Антикоррупционное просвещение реализуется в виде антикоррупционного консультирования и антикоррупционного информирования. Антикоррупционное просвещение, являясь неотъемлемой частью правового просвещения, представляет собой систему распространения информации антикоррупционной направленности. В настоящее время информированность населения о предпринимаемых государством антикоррупционных мерах остается на низком уровне, чем обусловлена актуальность данной статьи.
Ключевые слова: коррупция, профилактические меры, правовое просвещение, антикоррупционные меры, противоправные действия, формирование неприятия коррупционной модели поведения.
MANUKYAN Aline Romanovna,
Associate Professor, Department of Government and civil law disciplines North Caucasus Institute (branch) Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Candidate of Pedagogical Sciences, Police Colonel
MASHEKUASHEVA Margarita Khasanbievna,
Associate Professor, Department of Government and civil law disciplines North Caucasus Institute (branch) Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Candidate of Psychological Sciences
A TEACHER WITH A FORMED ANTI-CORRUPTION CULTURE - THE MAIN "MEANS" OF PREVENTIVE MEASURES OF ANTICORRUPTION POLICY
Annotation. Anti-corruption education is implemented in the form of anti-corruption consulting and anti-corruption information. Anti-corruption education, being an integral part of legal education, is a system for disseminating anti-corruption information. Currently, the awareness of the population about the anticorruption measures taken by the state remains at a low level, which is due to the relevance of this article.
Key words: corruption, preventive measures, legal education, anti-corruption measures, illegal actions, formation of rejection of the corruption model of behavior.
чжжжжжжжжжжшшшштжжжжжжжшшшшштжжжжжжжшшшштжжжжжжжшшшшштжжжжжжжшшшштжжжжжжжшшшшштж/шж.
В целях правового просвещения и правового информирования субъекты профилактики правонарушений или лица, участвующие в профилактике правонарушений, доводят до сведения граждан и организаций информацию, направленную на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от противоправных посягательств. Указанная информация может доводиться до сведения граждан и организаций путем применения различных мер образовательного, воспитательного, информационного, организационного или методического характера.
Антикоррупционное просвещение заключается в проведении полноценной социально-воспитательной работы и с подрастающим поколением, а так же взрослым населением страны в плане целенаправленного формирования неприятия коррупционной модели мышления и соответствующего поведения. Антикоррупционное просвещение в течение последних лет активно направлено на повышение антикоррупционной культуры подрастающего поколения посредством развития антикоррупционной грамотности и антикоррупционного сознания, формирования антикоррупционного поведения.
Система антикоррупционных мер ориентирована на гармоничное изменение мировоззрения подрастающего поколения. В формировании антикоррупционного воспитания подростков активное участие принимает семья, роль которой заключается в формировании ценностных установок, определяющих характер интеллектуального, духовно-нравственного и творческого развития молодежи, выработке мировоззренческих оснований, предполагающих антикоррупционное поведение.
Немаловажную роль в антикоррупционном просвещении играет система образования, как важнейший социальный институт, формирующий ценностные установки и закладывающий социальные нормы.
На современном этапе формирование нетерпимости к коррупционному поведению становится предметом образовательной деятельности на разных уровнях образовательной программы, причем на каждом этапе образования необходимо учитывать возрастные границы обучающихся. Так, в школьные программы учебных предметов (обществознание, история, ОБЖ), включаются соответствующие темы.
В рамках, проводимых с сентября 2022 г. в Российских школах «Разговоров о важном» администрациями общеобразовательных организаций приглашаются сотрудники правоохранительных органов для проведения профилактической работы со школьниками в форме лекций и бесед.
Главная задача, стоящая перед современной школой - это формирование обучающегося, обладающего активной гражданской позицией, имеющего сформированное нетерпимое отношение к коррупции. Несомненно, педагог для того, чтобы выполнить данную задачу, должен иметь наряду со сформированной педагогической культурой - правовую и антикоррупционную. Сформированная правовая культура педагога является показателем общей культуры правомерного гражданина, а затем профессиональной культуры как специалиста, знающего законодательство в области свой деятельности и транслятор правового знания и воспитания.
Антикоррупционная культура педагога - это меж - и метапредметная категория на стыке педагогической и правовой культур, а также качество личности, которое включает: правовые знания в области законодательства в сфере борьбы с коррупцией; личное негативное отношение педагога к коррупции и ее проявлениям; педагогическую деятельность, направленную на формирование нетерпимого к коррупции отношения у обучающихся.
Педагог, обладающий сформированной антикоррупционной культурой, может выступать главным «средством» профилактических мер антикоррупционной политики, что обуславливается его активной гражданской позиции, уважении закона и права, негативным отношением к коррупции и ее проявлениям. Школа, как базовый социальный институт, не может в силу возраста обучающихся, а также информационной и временной ограниченности, предоставить даже базовые знания в области противодействия коррупции, в связи с чем, можно говорить о необходимости делегирования данной функции последующим уровням образования. В настоящее время задача каждой образовательной организации осуществлять антикоррупционное просвещение населения, прежде всего это касается обучающихся всех форм обучения и всех, реализуемых организацией направлений подготовки, поскольку формирование антикоррупционного правосознания молодого поколения одна из основных приоритетных задач в сфере профилактики коррупции.
В каждом образовательном учреждении должен быть составлен антикоррупционный план, который включает в себя мероприятия по антикоррупционному просвещению и пропаганде. Кроме этого, может создаваться специализированный совет по противодействию коррупции в ВУЗе, а также комиссии по соблюдению профессорско-преподавательским составом специальных требований высшего учебного заведения для урегулирования конфликтов интересов[1]. Сегодня в Федеральные государственные обра-
зовательные стандарты высшего образования в качестве одной из универсальных компетенций, формируемых в процессе подготовки по всем направлениям и специальностям, включена компетенция, связанная со способностью устанавливать и поддерживать взаимоотношения в социальной и профессиональной сфере, исходя из нетерпимости к коррупционному поведению. Формирование указанной компетенции осуществляется посредством получения политико-правовых знаний, нравственно-этических ценностных основ антикоррупционного поведения, развития навыков распознавания ситуаций с коррупционными рисками, через связь теории и практики полученных знаний, опыта конструктивного взаимодействия, как между самими обучающимися в рамках малых групп, так и между обучаемыми и обучающими. Формирование рассматриваемой компетенции возможно также через активное вовлечение обучающихся в мероприятия антикоррупционной направленности: конкурсы социальной рекламы, олимпиады, флешмобы и стар-тапы, грантовую деятельность и т.д. Антикоррупционное просвещение в период обучения в учреждениях высшей школы предполагает получение знаний о ключевых понятиях института противодействия коррупции, развитие правового сознания и правовой культуры, гражданской этики[2], приобретение навыков защиты от коррупционных проявлений не только при осуществлении профессиональной деятельности, но и в обычной жизни, развитие навыков общественного контроля за соблюдением антикоррупционных норм.
Современное образование должно быть направлено на привитие ценностных установок, способствующих формированию у молодого поколения антикоррупционного мышления. С одной стороны, необходимо дать знания в данной области, а с другой стороны воспитать нравственные качества и поведение человека в обществе для того, чтобы эти качества проявились. Следовательно, важно сформировать мировоззренческие понятия у обучающихся для того, чтобы отказаться от практики коррупционного поведения[3]. Обладая структурированным знаниями о коррупции и имея моральную и ценностную установку на ее восприятие как на деструктивный институт, подрывающий государственные и общественные устои и благополучие каждого отдельно взятого человека, учащиеся будут отно-
ситься к коррупционному поведению с действительным предостережение и осуждением, с чувством долга и ответственности относится к Родине.
Усиление роли образовательных институтов в деле антикоррупционного воспитания и просвещения молодежи не только соответствует задачам государства, имея важный превентивный, стратегический характер, но имеет широкие возможности для их реализации в ходе изучения отдельных учебных дисциплин, а также при организации тематических классных часов, просветительских лекционных и экскурсионных мероприятий. Процесс формирования антикоррупционно ориентированного обучения - это непрерывный процесс по привитию обучающимся антикоррупционных знаний, соответствующих моральных убеждений, определенных моральных потребностей и привычек [4]. Поэтому в современных условиях антикоррупционного просвещения студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, необходим подход с использованием различных игровых технологий, моделирующих опасные коррупционные ситуации, погружаясь в которые, в сравнительно короткий срок можно овладеть личностным смыслом положительного общественного опыта, выработать правильное отношение к нему и приобрести собственную личностную антикоррупционную направлен-ность[5].
В заключение отметим, что антикоррупционное просвещение и пропаганда, антикоррупционное образование, воспитание и формирование антикоррупционной среды поведения среди обучающихся и обучаемых на основе принятых стандартов, дадут в последующем положительные результаты в подготовке будущих специалистов. Подобные нововведения в образовательной системе задали вектор на практическое применение обучающимися полученных знаний в последующей профессиональной деятельности. В целях выполнения поставленной задачи, по антикоррупционному просвещению обучающихся распоряжением Минобрнауки России утверждена «Программа по антикоррупционному просвещению населения на 2021-2024 годы», предусматривающая обеспечение в указанный период подготовки и дополнительного профессионального образования педагогических кадров в части использования ими методики антикоррупционного воспитания и просвещения.
Список литературы:
[1] Щедрин Н.В. Проблемы антикоррупционного просвещения. Актуальные проблемы антикоррупционного просвещения и антикоррупционного образования: сб. науч. ст. Красноярск, 2018.
[2] Федеральный закон от 25.12.2008 г. Ш 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 13.06.2023).
чттчшшттшштшжтшшштттт^^^
[3] Геляхова Л.А., Машекуашева М.Х. Совершенствование уголовной ответственности за преступления в сфере избирательного процесса. Право и управление. 2023. № 5. С. 275-277.
[4] Бесчастнова О.В. Антикоррупционное обучение как средство противодействия коррупции в образовательных организациях. Комплексная безопасность образовательных организаций: теория и практика: сб. матер. Под общ. ред. М.В. Дулясовой. Уфа, 2017.
[5] Бикеев И.И., Кабанов П.А. Антикоррупционное просвещение: вопросы теории и практики. В 3 т. Т. 3 Казань, 2019.
Spisok literatury:
[1] SHCHedrin N.V. Problemy antikorrupcionnogo prosveshcheniya. Aktual'nye problemy antikorrup-cionnogo prosveshcheniya i antikorrupcionnogo obrazovaniya: sb. nauch. st. Krasnoyarsk, 2018.
[2] Federal'nyjzakon ot 25.12.2008 g. No 273-FZ «O protivodejstvii korrupcii» (red. ot 13.06.2023).
[3] Gelyahova L.A., Mashekuasheva M.H. Sovershenstvovanie ugolovnoj otvetstvennosti za prestu-pleniya v sfere izbiratel'nogo processa. Pravo i upravlenie. 2023. № 5. S. 275-277.
[4]Beschastnova O.V. Antikorrupcionnoe obuchenie kaksredstvo protivodejstviya korrupcii vobrazova-tel'nyh organizaciyah. Kompleksnaya bezopasnost' obrazovatel'nyh organizacij: teoriya i praktika: sb. mater. Pod obshch. red. M.V. Dulyasovoj. Ufa, 2017.
[5] Bikeev I.I., Kabanov P.A. Antikorrupcionnoe prosveshchenie: voprosy teorii i praktiki. V 3 t. T. 3 Kazan', 2019.