Научная статья на тему 'Профессионально важные качества менеджера по рискам'

Профессионально важные качества менеджера по рискам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
606
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минкова Е. С.

В статье анализируются подходы к определению профессионально важных качеств менеджера по рискам; представляена модель этих качеств как основа системы педагогических целей подготовки таких специалистов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The important professional qualityes of risk-manager

The methods for the determination of important professional qualityes of risk-manager are analysed in this article; the model of important professional qualityes as main principle of the system of pedagogical purposes for training such spesialists in higher educational institutions is given.

Текст научной работы на тему «Профессионально важные качества менеджера по рискам»

ПОИСК МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

УДК 378.147

Е.С. Минкова

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА МЕНЕДЖЕРА ПО РИСКАМ

В статье анализируются подходы к определению профессионально важных качеств менеджера по рискам; представляет модель этих качеств как основа системы педагогических целей подготовки таких специалистов в вузе.

The methods for the determination of important professional qual-ityes of risk-manager are analysed in this article; the model of important professional qualityes as main principle of the system of pedagogical purposes for training such spesialists in higher educational institutions is given.

В любой хозяйственной деятельности всегда существует опасность потерь, вытекающая из специфики хозяйственных операций. Неуверенность в возможном результате, ситуация неопределенности результата деятельности связана с понятием риска. Выявление и идентификация рисков относится к числу важнейших задач современного экономического анализа и управления деятельностью производственного предприятия. Решать эту задачу призван риск-менеджмент как система целенаправленных действий управления рисками и экономическими отношениями.

В процессе принятия управленческих решений практически всегда присутствует риск. Он, как правило, связан с решением управленческой задачи, где: 1) либо нет исчерпывающей информации для принятия решения, 2) либо вероятность получения желаемого результата очень мала, 3) либо нет достаточно благоприятных условий для осуществления намеченного, 4) либо принимающий решение испытывает затруднения в выборе из нескольких возможных вариантов наиболее удачного способа или средства деятельности [1]. Риск-менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы, или объекта управления, и управляющей подсистемы, или субъекта управления —менеджера по рискам.

Субъекты риск-менеджмента по характеру деятельности весьма отличаются друг от друга: от технических, технологических служб до финансовых и юридических отделов. Скорее речь должна вестись о менеджерах (руководителях разных уровней управления на предприятии), принимающих управленческое решение относительно рисковой ситуации и исполнителях этого решения.

Каким должен быть менеджер по рискам? Согласно последним исследованиям ученых-экономистов менеджер по рискам — это субъект

99

Вестник РГУ им. И. Канта. 2006. Вып. 5. Педагогические и психологические науки. С. 99 -102.

100

Е.С. Минкова

управления, специальная группа людей, которые посредством различных приемов и способов осуществляют целенаправленное воздействие на функционирование объекта управления и по роду своей деятельности связаны с необходимостью разрешения рисковых ситуаций (венчурный капитал и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска) [2].

Каковы функции менеджера по рискам в системе производственной организации? Мы предполагаем, что эти функции, во-первых, аналогичны функциям менеджера любого уровня и сферы действия (прогнозирование, организация, координация, мотивация, контроль); во-вторых, структурируются в зависимости от особенностей объекта управления (организация следующего: разрешение рисковой ситуации, рисковых вложений капитала; работа по снижению величины риска; процесс страхования рисков; экономические отношения и связи между хозяйствующими субъектами) и субъектов управления (выработка цели риска и рисковых вложений капитала; определение вероятности наступления события, выявление степени и величины риска; анализ внешней среды предприятия; выбор стратегии управления риском; выбор необходимых для данной стратегии приемов управления риском и методов его снижения; осуществление целенаправленного воздействия на риск).

Проблема определения профессионально важных качеств менеджера по рискам решается, на наш взгляд, на основе функционального и инструментального подходов, требующих учета сущности профессиональных функций и соответствующих им профессиональных задач, а также технологии их реализации. Принимая во внимание обозначенные подходы, качества риск-менеджера должны сочетать в себе психологические и личностные качества, способствующие эффективной реализации системы функций риск-менеджмента любой хозяйствующей организации.

Под качествами риск-менеджера понимаются обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывают решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способностей, условий деятельности.

Содержательный состав качеств риск-менеджера определяется также на основе: 1) качеств личности, детерминирующих способность к мотивированному и оправданному риску; 2) качеств рационального экономического поведения человека в рисковых ситуациях. Мотивированный и оправданный риск определяется следующими качествами: надситуа-тивной активностью как способностью субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи; посредством этого свойства психики субъект преодолевает внешние и внутренние ограничения («барьеры») деятельности; наиболее отчетливо проявляется в явлениях творчества и риска; шкалой достижений соответствующей мотивации (мотивация достижений); решительностью — способностью человека самостоятельно принимать ответ-

Профессионально важные качества менеджера по рискам

ственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности; решительность, в свою очередь, определяется ответственностью за принятое решение; уверенным владением навыком; принятием риска [4]; личностным профессиональным опытом как оформленностью и упорядоченностью типичных ситуаций управления.

Таким образом, способность к оптимальному (умеренному, мотивированному и оправданному) риску (рискованному решению) определяется наличием умения преодолевать внешние и внутренние «барьеры» деятельности; наличием в мотивационной структуре мотивации достижения; наличием в когнитивной структуре профессионального опыта в виде уравновешенной / типологизированной структуры типичных хозяйственных ситуаций; развитыми профессиональными способностями и навыками, а также адекватной самооценкой профессиональных возможностей.

Экономическое поведение человека в рисковых ситуациях рассматривается в категориях «ограниченность ресурсов», «издержки», «предпочтения» и «выбор»; эти понятия структурируются в рамках отдельных взаимосвязанных процессов оптимизации на уровне индивидуальных решений и равновесия на уровне всего общества. Поведение человека в экономической системе неизбежно принимает форму выбора на основе принципа максимизации, который постепенно превращается в осознанный принцип нового образа мышления. Этот принцип порождает рационализм, т. е. рыночное поведение, основанное на оптимизации полезности. Экономическая рациональность, таким образом, является основанием целесообразности принятия экономических решений на базе интраэкономической модели рациональности: экономическое действие оценивается как вектор с координатами затрат и результатов в денежной и психологической системах; рассмотрение индивидуальной выгоды как функции двух переменных — полезности для себя и полезности для других; субъективное восприятие полезности [3].

Обобщая обозначенные выше исходные положения, структуру профессионально важных качеств менеджера по рискам можно представить следующим образом: когнитивный компонент — профессиональные знания о предпринимательском риске, его видах, причинах, факторах, способах оценки, предупреждения, воздействия на него; о сущности и функциях риск-менеджмента; личностный профессиональный опыт в виде упорядоченной системы рисковых ситуаций; рациональность мышления; мотивационный компонент — мотивация достижения; эмоционально-волевой потенциал личности; личностная готовность к риску; локус-контроль; решительность; операционный компонент — умения решать профессиональные задачи риск-менеджмента на предприятии.

Профессионально тважные качества менеджера по рискам, базирующиеся на психологических качествах мотивированного и оправданного риска, на личностных качествах менеджера как управленца, обеспечат снижение негативных последствий проявления рисковых ситуаций, что в целом будет способствовать оптимизации деятельности предприятия.

101

Е.С. Минкова

Список литературы

1. Андреев В.И. Менеджеры, способны ли Вы к риску? Казань, 1991.

2. Балабанов И. Т. Риск-менеджмент. М., 1995.

3. Елкина О.С. Сущность и особенности формирования экономического поведения // Вестник Омского университета. 1999. Вып. 3.

4. Лапуста М. Г., Скамай Л. Г. Риски в предпринимательской деятельности: Учебное пособие. М., 1997.

Об авторе

Е.С. Минкова — канд. пед. наук, ст. преп., РГУ им. И. Канта.

102

УДК 796.3

С.В. Моржухина

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НЕСПЕЦИФИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

В существующих условиях в процессе подготовки специалистов сферы физкультуры и спорта необходимо использовать активные формы и методы обучения. В статье рассмотрены четыре неспецифических метода, использование которых, возможно, позволит добиться высоких результатов в процессе обучения.

Under existing conditions it is necessary for the sphere of physical culture and sport to introduce the active forms and methods of teaching. We consider four not specific methods, which use probably will allow achieving high results during training.

Современный специалист поставлен в такие условия, когда ему необходимо не только много знать и уметь, но и быть подготовленным к постоянному поиску более эффективных организационных и экономических решений. Это в полной мере относится и к специалисту по физической культуре и спорту. В.В. Березняк, В.М. Игуменов, Б.А. Под-ливаев [1, с. 3] считают, что в целях поворота от массового, «валового» обучения к усилению индивидуального подхода и развитию творческих способностей будущих специалистов высшая школа обязана перестроить свою работу. Коррекция заключается в широком внедрении в учебный процесс активных форм и методов обучения, организации самостоятельной работы студентов, интенсификации и оптимизации процесса обучения.

Целью настоящей статьи является характеристика эффективных методов обучения спортивно-педагогическим дисциплинам будущих специалистов по физической культуре и спорту.

Теоретический анализ и обобщение данных литературы позволяет из большого числа методов обучения выделить те, которые отвечают следующим требованиям.

Вестник РГУ им. И. Канта. 2006. Вып. 5. Педагогические и психологические науки. С. 102-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.