Научная статья на тему 'Формирование рискологической культуры руководителя'

Формирование рискологической культуры руководителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минкова Е. С.

Обосновываются основные направления проектирования процесса формирования рискологической культуры руководителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of risk management culture in top managers

The author defines the main areas of planning the process of risk management development.

Текст научной работы на тему «Формирование рискологической культуры руководителя»

78

УДК 378

Е. С. Минкова

ФОРМИРОВАНИЕ РИСКОЛОГИЧЕСКОЙ культуры РУКОВОДИТЕЛЯ

Обосновываются основные направления проектирования процесса формирования рискологической культуры руководителя.

The author defines the main areas of planning the process of risk management development.

Современный руководитель обеспечивает функционирование предприятия в рамках нормативных требований. Эффективность руководства определяется качеством принимаемых решений. Особое значение качество принимаемых решений имеет в экстремальных ситуациях или при планировании на перспективу. Такие ситуации характеризуются высокой степенью неопределенности. Границы неопределенности охватывают такие объекты управленческого труда, как целе-полагание, выбор средств решения задач, способов взаимодействия с субъектами коллективного труда, приемов воздействия на подчиненных и т. п. Наиболее рискогенными, по нашему мнению, следует считать ситуации принятия решений, когда все перечисленные выше операции и действия находят системно-ситуативное воплощение в актах выбора между итоговым приобретением или ущербом для функционирования предприятия.

Как констатируют исследователи проблемы управления рисками, риск — это понятие многомерное, отражающее объективность и субъективность существования внешних и внутренних угроз в системе взаимодействия человека с природной, технологической средой, другими людьми, а также возможных негативных последствий наступления этих угроз [4, с. 11]. Принимая во внимание существование рисков вне сознания и мотивации человека («объективные риски») и в сознании человека («субъективные риски»), можно констатировать, что проблема подготовки руководителей к взаимодействию с рисковыми ситуациями профессиональной среды решается на основе ценностного отношения к риску в процессе принятия управленческого решения.

Оценка риска в качестве объективной реальности и владение комплексной способностью воздействовать на его параметры с целью минимизации возможных негативных последствий становятся новыми целями профессиональной подготовки. Исходя из положения обязательного сегментирования профессиональной среды руководителя рисковой сферой и, следовательно, необходимости специальной подготовки к существованию в ней, итоговое состояние подготовленности специалиста логично связывать с понятием «рискологическая культура». Рискологическая культура специалиста есть интегрированная динамическая характеристика профессионала, способного на основе

Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. 5. Педагогические и психологические науки. С. 78 — 81.

Формирование рискологической культуры руководителя

принятия риска и ценностного отношения к нему как объективной реальности «работы с предполагаемыми угрозами в ходе решения профессиональной задачи» выполнять осмысленные действия в управлении рисковыми ситуациями. Атрибутивные характеристики рискологической культуры, таким образом, стратегически концентрируются в трех плоскостях личности специалиста: аксиологическая — ценностное отношение к риску; деятельностная — управление рисковыми ситуациями; субъективная — личностный потенциал в управлении профессиональными рисками.

Обозначенные сферы (плоскости) рискологической культуры, выступая динамическими характеристиками, могут рассматриваться в качестве стратегических направлений ее формирования. Слово «стратегия» заимствовано из военной науки, произошло от греческого strategos

— «искусство полководца». Другими словами, стратегия — это концепция достижения победы. Многие проблемы полководческого искусства, главная из которых — находить правильные пути к достижению победы, аналогичны проблемам управления деятельностью организации, действующей в условиях сложной окружающей среды. Понятие стратегии как обобщающей модели действий, необходимых для достижения поставленных целей, вошло в число управленческих терминов, когда проблема реагирования организации на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение [3, с. 7].

Термин «стратегия» применительно к учебно-воспитательной сфере начал активно использоваться лишь во второй половине XX века, выражая скорее «тенденцию, основанную на ощущении необходимости качественно нового уровня планирования и управления, чем новое теоретически обоснованное представление о предмете» [2, с. 3].

Последовательность формирующих стратегий определяется рядом закономерностей и механизмов. Во-первых, механизмы социального мышления — такие, как представление (репрезентация), интерпретация, проблематизация и категоризация, — способствуют систематизации рисковой сферы профессиональной среды в соответствии с потребностью в уменьшении ее субъективной сложности и регулируют в дальнейшем рискологические действия. Во-вторых, закономерности снятия неопределенности социальной ситуации, согласно которым категоризация ситуации включает в себя определение цели как фиксации сущего с оценочным результатом ценности и нормы; выбор ценности есть при этом выбор способа снятия неопределенности ситуации; следовательно, наличие ценностного отношения к рисковым ситуациям представляет собой мотивационный потенциал ее решения. В-третьих, механизм личностного самоопределения как сознательный мыслительный акт выявления и утверждения собственной позиции индивида в проблемных ситуациях; согласно данному механизму наличие в системе ценностных отношений профессиональных и личностных ценностей риска является обязательным компонентом личностного потенциала для управления рисковыми ситуациями.

Указанные методологические позиции определяют содержание и последовательность педагогических стратегий в формировании риско-

79

80

логической культуры руководителя. Первая стратегия — репрезентация профессиональной рисковой среды как совокупность типичных рисковых ситуаций. Вторая стратегия — актуализация рискологического личностного потенциала специалиста как модель восхождения к риску и его принятия посредством разрешения противоречия между избеганием угрозы и стремлением к опасности до ценности «риск — благородное дело». Третья стратегия — самодостаточность (оптимизация) управленческого решения в рисковой ситуации как модель трехэтапного управленческого решения подготовки, планирования и реализации рискологических стратегий минимизации негативных последствий риска и актуализации рискованного потенциала ситуации.

Репрезентативная стратегия имеет целью создание «рисковой профессиональной карты» специалиста, где сегментированы рискогенные зоны максимальной возможности опасностей и угроз. Сегментирование производится по критерию объектно-субъектных взаимосвязей руководителя, согласно которому при выполнении профессиональных функций человеку противостоят среда, другие люди и его личностные структуры. В таком системном противопоставлении фиксируется совокупность профессиональных рисков: 1) риски деятельности, возникающие как ответ на угрозы при выполнении профессиональных задач; 2) риски профессиональных взаимоотношений, существующие как поведенческие рискованные модели в ситуациях опасностей (угроз) функциональным взаимодействиям между субъектами профессиональной деятельности; 3) субъективные риски, реализующиеся в интеллектуальных решениях.

Созданная в личностных репрезентациях «профессиональная рисковая карта», таким образом, выполнит функцию информационного базиса для последующей стратегии формирования ценностного отношения руководителей к риску.

Стратегия актуализации личностного рискологического потенциала специалиста имеет целью формирование готовности к оправданному риску как динамической характеристике личностного потенциала в интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной, волевой и экзистенциальной сферах психики, обеспечивающего уровневую и множественную саморегуляцию руководителя в рисковых ситуациях. Результатом реализации данной педагогической стратегии являются сформированные профессионально важные качества: системное и дискурсивное мышление, мотивации достижения, автономии, доминирования, состояние стойкости в достижении целей, профессиональная рискологическая позиция как система ценностного отношения к риску как открывающейся возможности оптимизации ситуации и личностного роста в ней. Данная стратегия реализуется в дидактических технологиях самопознания, профессионального и личностного самоопределения в рисковой профессиональной среде. Достигнутая педагогическая цель

— сформированный личностный рискологический потенциал — создает, таким образом, следующий за информационным базисом уровень личностной вовлеченности в рисковую ситуацию.

Формирование рискологической культуры руководителя

Оптимизирующая управленческая стратегия имеет целью формирование компетентности в управленческом решении как способности к поэтапному воздействию на рисковую ситуацию. Формирование специальной рискологической компетентности осуществляется в соответствии с системной моделью оптимального управленческого решения рисковой ситуации, включающей в себя информационно-описательную и объяснительную, целевую, содержательную и обеспечивающую, мотивационную, деятельностную и оценочно-результативную, обобщающую модели. Содержанием данных моделей выступают соответствующие группы профессиональных задач управления рисковыми ситуациями: актуальная и прогностическая характеристика рисковой ситуации; составление программы предупреждения и снижения последствий рисковой ситуации; контроль за реализацией программы предупреждения и снижения риска. Преимущества оптимизирующей управленческой стратегии состоят в достижении самодостаточности как самого управленческого решения, так и личностной вовлеченности в рисковую ситуацию руководителя, что позволяет принять правильное решение, которое, в отличие от неправильного, порождающего новые проблемы, имеет системный эффект — оно решает попутно ряд других проблем. Данная стратегия реализуется в дидактической ситуа-ционно-задачной технологии развития профессионального опыта.

Формирование рискологической культуры руководителя, основанное на стратегиальном подходе, позволяет подготовить его к взаимодействию с рисковой профессиональной средой в соответствии с видами профессионального риска, рискологическим потенциальном личности, индивидуальными когнитивными стратегиями познавательного риска [1, с. 157], индивидуальными стилями деятельности, отвечающими особенностям индивидуальной саморегуляции, профессионально коллегиальными стратегиями риск-менеджмента. Рискологическая культура руководителя обеспечит качество принимаемых решений, когда риск ошибки имеет системный характер, и будет способствовать оптимальному выбору целей, средств и способов их достижения в ситуациях неопределенности любого содержательного типа.

Список литературы

1. Корнилова Т. В. Психология риска и принятия решений: Учеб. пособ. для вузов. М.: Аспект Пресс, 2003.

2. Колесников Л. Ф. Стратегия образования в интересах безопасности страны // Педагогика. 1999. № 5. С. 3 — 8.

3. Шифрин М. Б. Стратегический менеджмент. СПб.: Питер, 2007.

4. Яйли Е. А. Традиционный и коэволюционный взгляды на системные подходы к проблеме управления экологическими рисками // Управление риском. 2006. № 2 (38). С. 10—24.

Об авторе

Е. С. Минкова — канд. пед. наук, доц., РГУ им. И. Канта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.