Научная статья на тему 'Профессионально-психологическая устойчивость сотрудников ОВД: к постановке проблемы исследования'

Профессионально-психологическая устойчивость сотрудников ОВД: к постановке проблемы исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1388
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Е В. Василенко

В статье рассмотрены основные подходы к трактовке термина «психологическая устойчивость» в отечественных и зарубежных исследованиях. Представлена интерпретация понятия «профессиональнопсихологическая устойчивость» в контексте стресогенных профессий с повышенным риском возникновения экстремальных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL-PSYCHOLOGICAL RESISTANCE: ON DETERMINING RESEARCH PROBLEM

The article considers the basic approaches to the interpretation of the term "psychological resistance" in the Russian and foreign investigations. The interpretation of the term "professional-psychological resistance" is presented in the context of stress-provoking professions with the higher risk of extremal situation rise.

Текст научной работы на тему «Профессионально-психологическая устойчивость сотрудников ОВД: к постановке проблемы исследования»

ПсиологачЕскае ннуки

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОВД: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Е.В. Василенко

PROFESSIONAL-PSYCHOLOGICAL RESISTANCE: ON DETERMINING RESEARCH PROBLEM

Vasillenko E.V.

The article considers the basic approaches to the interpretation of the term "psychological resistance" in the Russian and foreign investigations. The interpretation of the term "professional-psychological resistance" is presented in the context of stress-provoking professions with the higher risk of extremal situation rise.

В статье рассмотрены основные подходы к трактовке термина «психологическая устойчивость» в отечественных и зарубежных исследованиях. Представлена интерпретация понятия «профессионально-психологическая устойчивость» в контексте стресогенных профессий с повышенным риском возникновения экстремальных ситуаций.

УДК 159.923

Значение термина «устойчивость» при употреблении его в обыденных ситуациях достаточно легко улавливается из контекста. Однако при попытке дать его научное определение возникают немалые трудности, так как данное понятие до сих пор остается дискуссионным и имеет многочисленные варианты трактовки. Поэтому первоначально мы обратились к этимологии данного слова.

Слово «устойчивость» во многих языках мира имеет сходное толкование, при этом в его семантическое пространство входят такие понятия, как стабильность, надежность, стойкость, постоянство, прочность, твердость, непоколебимость, неподверженность влиянию, сопротивляемость. В английском, немецком, французском и испанском языках слово «устойчивость» является синонимом слова «стабильность».

В словаре С.И. Ожегова понятие устойчивости трактуется как «неподверженность изменениям, постоянность характеристик» (1).

В современном словаре русского языка имеется три основных значения термина «устойчивость». Во-первых, это способность твердо стоять, держаться, не колеблясь, не падая. Во-вторых, «устойчивость» означает «не поддающийся, не подверженный изменениям и колебаниям; постоянный». В-третьих, термин «устойчивый» сопряжен со словом «стойкий», не поддающийся постороннему влиянию (2).

В «Словаре синонимов русского языка» дается два синонима этого слова «стабильность, надежность» (3).

Термин «стабильность» происходит от латинского 81аЬШ8 - устойчивый, постоянный. Стабильность вообще понимается как важная характеристика постоянства. Стабильность ассоциируется с порядком, неизменностью, равновесием, устойчивым функционированием и т.д. Стабильность системы (в широком понимании) есть малая вариабельность ее функциональных характеристик.

Надежность чаще всего трактуется, как способность системы сохранять требуемое качество функционирования в различных условиях ее осуществления.

Сравнительное сопоставление указанных значений показывает, что с помощью термина устойчивость выражается идея системной организации объективной действительности, способность ее подсистем сохранять свою целостность под воздействием дестабилизирующих внешних и внутренних факторов. Данное толкование дает нам возможность утверждать, что с точки зрения общенаучной трактовки понятия «устойчивость», она представляется двумя противоположными парадигмами - постоянство и изменчивость, движение и равновесие. Таким образом, устойчивость это, с одной стороны, подвижное равновесное состояние системы, сохраняемое путем ее противодействия, нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам, а с другой -целенаправленное нарушение этого равновесия в соответствии с задачами, возникающими при взаимодействии системы со средой. В психологии эта идея нашла свое воплощение в представление о природосооб-разной динамике человеческого бытия, когда индивидуум является одновременно и неким константным образованием и в тоже время постоянно меняется в процессе адаптации к окружающей действительности.

Этот подход представляется нам наиболее продуктивным, поскольку применительно к анализу профессиональной дея-

тельности сотрудников ОВД мы склонны рассматривать психологическую устойчивость как феномен стабильного функционирования системы психологических качеств, процессов, состояний, образований под воздействием психотравмирующих факторов. При этом важное значение приобретает потенциальная возможность каждого сотрудника преодолевать возникающие трудности, успешно выполнять профессиональные задачи в условиях повышенной психологической напряженности.

Рассматривая проблему устойчивости в психологии, мы провели анализ вариантов интерпретации данного понятия, который показал, что для описания различных аспектов поведения и деятельности или качеств личности используется более 19 терминов, основные из которых приведены в таблице 1.

Необходимо подчеркнуть, что представленные выше определения являются лишь частью от всех возможных, поскольку в психологической литературе интерпретация термина «устойчивость» определяется вектором исследования от применения данного понятия к анализу индивидуального состояния до использования его в аспекте изучения проблем становления, развития и формирования личности, что порождает возникновение различных подходов к рассмотрению изучаемого феномена.

Для выявления сущности профессионально-психологической устойчивости сотрудников ОВД мы считаем целесообразным рассмотреть в определенной последовательности феноменологию психологической устойчивости.

Интегративное представление об устойчивости, характерное для современного этапа развития психологической науки возникло на основе синтеза различных концептуальных подходов, имеющих своеобразные решения задачи обеспечения самосохранения, саморазвития психических процессов, свойств, состояний и образований.

Таблица 1

Варианты трактовки термина «устойчивость» в современных психологических исследованиях

Понятие Содержание понятие

Психическая устойчивость Относительно устойчивое, но конкретное проявление всех компонентов психики, имеющих определенную направленность, выражающих гармоничность связи человека с внешней средой в конкретных условиях

Нервно-психическая устойчивость Выносливость или сопротивляемость человека по отношению к различным внешним воздействиям, так или иначе, негативно влияющим на него

Социально- психологическая устойчивость Устойчивость к проявлению многообразия мира, к этническим, культурным, социальным и мировоззренческим различиям людей. Выражается через систему социальных установок или ценностных ориентации

Устойчивость личности Предполагает и характеризует целенаправленность последовательности действий личности, предсказуемость ее поведения, придает ее поступкам закономерный характер

Конфликтоустойчивость Способность человека оптимально организовать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать проблемы в отношениях с другими людьми, а в конфликтной ситуации приходить к оптимальному разрешению конфликта

Устойчивость к неопределенности Тенденция воспринимать неопределенные ситуации как желательные

Помехоустойчивость Способность различных систем (сенсорной, моторной, когнитивной) функционировать в условиях действия помех без снижения эффективности

Устойчивость поведения Саморегуляция субъекта, ориентирующегося на цели, выходящие за пределы конкретной ситуации

Психологическая устойчивость Феномен стабильного функционирования системы психологических качеств, процессов, состояний, образований под воздействием психотравмирующих факторов

Эмоционально-волевая устойчивость Способность психики сохранять высокую функциональную активность в условиях воздействия негативных условий

Стрессоустойчивость Способность переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья

Эмоциональная устойчивость Целостный процесс эмоциональной саморегуляции в напряженной ситуации

Профессионально-психологическая устойчивость Способность сохранять в сложных условиях благоприятное для успешного осуществления профессиональной деятельности психическое состояние

Морально- психологическая устойчивость Подчинение личного поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности моральным нормам при действии факторов, подталкивающих к отступлению от них

В трудах Л.И. Божович, Л.С. Выгот- Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна в самом ского, А.Р. Лурии, А.Н, Леонтьева, общем виде устойчивость представлена как

равновесное состояние системы, сохраняемое путем ее противодействия, нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам. Вместе с этим выделяется аспект целенаправленного корректирующегося, адаптационного изменения режима функционирования системы, при котором происходит оптимизация ее взаимодействия со средой. В соответствии с конкретными условиями система формирует определенный алгоритм, по которому осуществляется самопланирование, самоорганизация и самоконтроль поведения.

Как показал проведенный нами анализ, в отечественной психологии наиболее разработана проблематика психологической устойчивости, связанная с ценностно-смысловым, когнитивным и интуитивным континуумами индивидуального сознания. Стабильность психологического статуса во всей совокупности процессов, свойств, состояний, качеств интерпретируется как ригидность человеческой психики. Однако данное устойчивое положение проявляется в «маятниковых» отклонениях, возникающих как естественная реакция на постоянно изменяющиеся внешние условия.

Ярким примером данного похода является трактовка понятия «психологическая устойчивость», представленная в работах Е.П. Крупника: «психологическая устойчивость... - это прежде всего динамическое подвижное равновесие всех личностных структур, свидетельствующее о гибкости и пластичности их «психического материала» о способности индивида к самоорганизации и саморегуляции своего поведения» (4).

В основе концепции психологической устойчивости индивидуального сознания Е.П. Крупника лежат так называемые «психокибернетические принципы». А в качестве предмета теоретического анализа выдвигаются механизмы психологической устойчивости сознания, которое не только отражает действительность в целях саморегуляции, но и моделирует «Я» в контексте внешней ситуации. Принципиальная картина устойчивости сознания определяется его способностью к дифференцированно-интегративной динамике, которая определяется на основе и

под воздействием информационной модели, заранее созданной индивидом в его сознании, в качестве ориентира действий в проблемной ситуации.

По нашему мнению, существенное значение имеет и то, что в основе соотношения «образующих» индивидуального сознания как интегративного целого лежит принцип оптимальности. Ведь именно оптимальное соотношение основных внутренних динамических тенденций обеспечивает психологическую устойчивость личности в ситуациях любой сложности. В контексте оптимума основных «образующих» происходит их взаимодействие, что порождает психологическую устойчивость индивидуального сознания как целостный феномен.

В трудах Л.И. Божович отмечается, что важнейшее значение для проявления устойчивости имеет такое психологическое свойство личности как направленность, а также самооценка, как компонент самосознания, включающий знание человека о самом свое и оценку уровня своего общего развития, имеющегося потенциала духовности, своего физического ресурса и т.д. (5).

Интересен подход В.Э. Чудновского, согласно которому устойчивость личности рассматривается в нравственном аспекте (6). Он выделяет два типичных способа поведения: приспособление к ситуации и преобразование обстоятельств в той же ситуации. При том следует подчеркнуть, что в условиях необходимости осуществления нравственного выбора возникает потребность действовать на максимуме активности, сохраняя свое личностное «Я» от совершения аморальною поступка (нарушения данного слова, измены своим принципам и т.д.).

В работах Л.Н. Леонтьева отмечается, что основной узловой вопрос становления личности превращается в вопрос о том, как мотивы (побуждения), обусловленные теми или иными обстоятельствами, превращаются в то устойчивое, что характеризует ту или иную личность (7). В то же время ученый считал, что структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, иерархизированных внутри себя мотивационных линий.

Для характеристики психологической устойчивости продуктивным является выделение Л.Н. Леонтьевым трех основных параметров мотивационной сферы.

Первое основание личности, определяющее ее устойчивость, связано с богатством связей с миром, с обширным кругом разнообразных его деятельностей. Мера широты открывающегося человеку мира в пространстве и времени - в его прошлом и будущем. За ними лежит различие в содержании предметных и социальных отношений, заданных объективными условиями социального бытия.

Второе основание психологической устойчивости личности есть степень иерар-хизированности мотивов деятельностей. Эта степень имеет различия. При низком уровне консолидации относительно самостоятельных мотивационных единиц формируется облик человека, живущего отрывочно то в одном «поле», то в другом. При высокой интеграции мотивов все свои действия человек соотносит с главным для него мотивом - целью. При этом какие-то мотивы оказываются созвучны главному, другие входят в противоречие, вызывая такой важный феномен психологической устойчивости как «борьбу мотивов».

Третье основание личности, ее стабилизирующее, - общий тип строения личности. Мотивационная сфера не представляет собой некую статичную систему. Она динамична и многоаспектна, для нее характерна разноплановость в направленности и силе мотивов.

Кумулятивный эффект приведенных выше оснований психологической устойчивости личности дает ей понимание себя как носителя самосознания и генератора развития свого сознания.

В широко представленных исследованиях научной школы Д. Н. Узнадзе психологическая устойчивость связывается с фиксированными смысловыми установками, которые несут в себе ведущее отношение личности к действительности. Это предопределяет относительную устойчивость поведении личности, поскольку в данных установках содержится модель будущего действия. В

контексте теории установки можно говорить о наличии иерархизированной многоуровневой установочной структуры, обеспечивающей психологический механизм стабилизации деятельности.

Представленный выше анализ позволяет сделать вывод о том, что психологическая устойчивость является целостной, интегральной характеристикой личности. Феномен психологической устойчивости проявляется в приспособительных реакциях организма, в сохранении нормального функционирования психики под неблагоприятным воздействием окружающей среды в оптимальном поведении во всех видах деятельности (в соответствии с объективными требованиями). Важными составляющими психологической устойчивости являются: способность к полноценной самореализации, личностному росту со своевременным и адекватным разрешением внутриличност-ных конфликтов (ценностных, мотивацион-ных, ролевых); относительная стабильность эмоционального тона; способность к эмоционально-волевой регуляции; адекватная ситуации мотивационная напряженность и т.д. Это целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений.

Данный подход позволяет пересмотреть в психологии концепцию «средней позиции» равновесия, утверждая наряду с такими фундаментальными психическими атрибуциями, как стабильность и изменчивость, понятие психологической устойчивости как центральной психологической категории, в основе которой лежат механизмы саморегуляции и самоорганизации. Именно психологическая устойчивость обеспечивает способность индивида к самоизменению, диалектически сочетая его зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственного воздействия. Кроме того, психологическая устойчивость определяет сохранность основных отношений индивида к действительности, предполагая вместе с тем существование моментов пластичности и вариативности.

Рассматривая феномен психологической устойчивости, нельзя не отметить тот факт, что она не может быть всеохваты-

вающей характеристикой личности, т.е. человек не способен быть «устойчивым» ко всему. Здесь мы придерживаемся точки зрения И.Н. Грызловой и И.А. Переверзева, которые считают, что психологическая устойчивость это не устойчивость вообще, а устойчивость к изменениям конкретных параметров внешней среды. При этом, конкретный аспект устойчивости каждого отдельного индивида может быть ниже либо выше в зависимости от особенностей человека. Поэтому исследования психологической устойчивости должны учитывать как характеристики внешних факторов, так и их способность дезорганизовать деятельность человека в связи с его определенными особенностями. Таким образом, границы психологической устойчивости определяются объективно существующими пределами, которые, в широком смысле, сводятся к двум. Во-первых, это потенциальные возможности человека; во-вторых, объективные требования конкретной ситуации.

В аспекте поднятой нами проблематики психологическую устойчивость следует рассматривать с функциональных позиций, как характеристику, влияющую на продуктивность (успешность) деятельности. А с учетом специфики рассматриваемой профессиональной деятельности считаем целесообразным сделать анализ не только категории «профессионально-психологическая устойчивость», но и устойчивость в трудной

ситуации, поскольку деятельность в ОВД относиться к стрессогенным профессиям, с повышенным риском возникновения экстремальных ситуаций.

Трудность как субъективная категория может иметь в соответствии с индивидуально-психологической структурой личности различную природу (перцептивную -возникающую, например, в случае больших затруднений при восприятии необходимой информации; интеллектуальную - при невозможности найти адекватный способ решения или выход из критической ситуации: эмоциональную - возникновение эмоций дезорганизующих деятельность; волевую -при неспособности человека проявить сознательное усилие и овладеть ситуацией; мотивационную - связанную с борьбой мотивов и т.д.), кроме того, под категорию трудности попадает и субъективное переживание утомления - усталость.

Можно констатировать наличие множества подходов к пониманию феномена устойчивости в трудной ситуации. Данная проблематика представлена практически во всех психологических направлениях. Это, безусловно, отразилось на понимании внутренней природы устойчивости, которая в различных направлениях психологических исследований трактуется подчас противоречиво (табл. 2).

Таблица 2

Основные подходы к пониманию сущности устойчивости в трудной ситуации

Ученые, представители научного направления Содержание понятия устойчивость в трудной ситуации

З. Фрейд Вся жизнь человека - непрерывная трудная ситуация, вызванная конфронтацией человека и общества. Объективным критерием данного состояния является наличие двух высших целей, предопределяющих противоположную направленность человеческой жизни: реализация природного начала (сексуальное влечение) и приобщение человека к социальной жизни, социально приемлемым нормам поведения. Субъективная предпосылка конфликтности - противоборство сил вытеснения, исходящих из сознательной инстанции «Сверх- Я» и сил сопротивления, препятствующих осознанию влечений бессознательной инстанции «Оно».

А. Адлер Регулятором поведения человека в трудной ситуации является само-

утверждение и преодоление присущего человеческой природе чувства неполноценности силами компенсации и сверхкомпенсации. Индивид - субъект своих действий и смысловых отношений к миру.

К. Хорни Устойчивость в сложной ситуации как страдательно-пассивная, обусловленная биологически (потребность в безопасности) позиция. Успешность человека является следствием уравновешивания изначального конфликта.

Э. Фромм Реализация внутреннего потенциала человека обусловлена реализацией экзистенциальных потребностей. Основные характеристики психологической устойчивости (позитивной свободы)- любовь, труд, спонтанная активность, позволяющие человеку противостоять неблагоприятному внешнему воздействию.

М. Селигман (бихе-виористическое направление) При неудачи в сложной жизненной ситуации у человека фиксируется «выученная беспомощность», который закрепляется при систематическом не соотносящимся с усилиями субъекта неуспехе в деятельности. Проявляется выученная беспомощьность (неустойчивость) в неспособности к конструктивным действия в преодолении трудной ситуации.

Д. Доллард, Н. Миллер (бихе-виористическое направление) Устойчивость формируется как опыт реагирования на трудные жизненные ситуации, который приобретается в процессе социального моделирования через наблюдение за другими.

А. Эллис (когнитивное направление) Действия человека в трудной жизненной ситуации предопределяются его оценочной позицией, т.е. пристрастным отношением человека к жизни вообще и к данной ситуации в частности, задающим целевую направленность и субъективную значимость реализации поставленных целей.

Д. Джосом, Л. Кол-берг, Т. Ньюком (символический ин-теракционизм) Психологическая устойчивость в контексте социального взаимодействия людей. Подчеркивается значимость интеракции между партнерами по взаимодействию в кризисные моменты жизни.

Л. Бинсвангер, М. Босс, Р. Мэй, В. Франкл, М. Хай-деггер (экзистенциальная психология) При преодолении трудных ситуаций ведущую роль играет уникальный, не сводимый к общим схемам личный опыт конкретного человека. Основой стойкости (устойчивости) в трудных ситуациях является система метаценностей человека ( осознание проблем времени, жизни, смерти, свободы, ответственности, любви, смысла жизни и т.д.). Механизм формирования устойчивости определяется через углубление личности в собственное сознание с целью выработки независимой от внешнего жизненной стратегии. При этом должно происходить абстрагирование от стереотипов общественного сознания.

Г. Оллопорт Источником стремления к поиску и разрешению трудных проблем является конструктивная природа личности.

А. Маслоу (гуманистическое направление) Укрепление у человека сил самоактуализации, утверждение автономного, оптимистического начала личности позволяет ей эффективно преодолевать возникающие трудные жизненные ситуации.

В отечественной психологии при рас- жизненной ситуации можно выделить сле-смотрении возможностей личности противо- дующие основные подходы: стоять негативному воздействию трудной

1. Типологическая модель защитных и совладающих стилей реагирования, основанная на структурно-функциональном подходе (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, Б.С. Волков).

2. Детерминированность устойчивости направленностью личности (В.Н. Мяси-щева, Л.И. Божович).

3. Защита и совладание в аспекте анализа темпераментных и характерологических черт (Н.В. Гришина, Е.Ю. Коржова).

4. Стратегии совладающего поведения, возможности личности противостоять негативному воздействию в контексте ее чувствительности (эмоциональности) и низкой предметной активности (С.Р. Пантиле-ев).

5. Зависимость резистентности человека к стрессогенным условиям среды от субъективной стрессогенности жизненных событий (Л.Г. Дикая, А.В. Махнач).

6. Процессуальный характер устойчивости, выделение в качестве ее основного условия поисковой активности, позволяющей преодолевать деструктивное воздействие неблагоприятных жизненных обстоятельств (В. В. Аршавский, В. С. Роттенберг).

7. Концепция синтезирующей рефлексии (Е.П. Крупник).

Проведя качественный анализ разнообразных отечественных и зарубежных подходов к проблеме психологической устойчивости в трудной ситуации, мы пришли к выводу, что их можно с определенной долей условности объединить в две обобщенные группы.

Первая группа - делает акцент на содержательной характеристике данного феномена, который определяется особенностями жизненного пути и жизненных планов личности, ценностно-смысловым своеобразием личности и ее индивидуальными особенностями.

Ко второй группе относятся теории, рассматривающие генезис этого феномена, процессуальную основу психологической устойчивости личности, которая представляется как совокупность процессов синтези-

рующей рефлексии, а также различные варианты проблемно-решающего поведения.

Вышесказанное позволяет заключить, что в различных теоретических парадигмах выделялись различные проявления устойчивости к трудным ситуациям и рассматривались в дальнейшем как ее основа. В целом устойчивость как внутренне противоречивая система является не только возможностью личности противостоять трудным ситуациям различного характера, негативным аспектам социальных изменений, но и главной основой внутриличностного развития человека. А наиболее общим критерием устойчивости в исследованиях различных авторов выступает субъективный жизненный мир, который выстраивается человеком в процессе его жизненного пути по определенной жизненной стратегии.

Отталкиваясь от разработанных представлений «устойчивость», «психологическая устойчивость», «устойчивость к трудной жизненной ситуации» профессионально-психологическую устойчивость можно определить как интегральное качество личности - способность выдерживать специфические психологические нагрузки профессиональной деятельности, сохраняя при этом высокую эффективность ее осуществления.

Профессионально-психологическая устойчивость как устойчивость к объективным психологическим особенностям профессиональной деятельности включает в себя две подструктуры.

Первая подструктура - это нервно-психическая выносливость, т.е. способность выдерживать специфические психологические нагрузки профессиональной деятельности на уровне функционального напряжения. Она определяется в значительной степени нейродинамическими особенностями личности, возможность коррекции которых крайне незначительна, что обуславливает необходимость строгого учета психофизиологических особенностей в соответствии со спецификой каждой конкретной профессиональной деятельности.

Вторая подструктура - собственно психологическая устойчивость как спо-

собность противостоять психологическим трудностям, возникающим в процессе профессиональной деятельности, определяющаяся степенью сформированности структуры личности, обеспечивающей необходимый уровень сомодетерминации поведения. Важными субъективными факторами психологической устойчивости являются:

1. качественные характеристики перцептивной, интеллектуальной, мотива-ционной, эмоциональной и волевой сфер личности;

2. возможности изменения структуры взаимосвязей между ними;

3. соотношение личностных и операциональных характеристик.

В психолого-акмеологическом аспекте профессионально-психологическая устойчивость представляет гармоничность развития интеллектуальных, эмоционально-волевых и личностных качеств, которые обеспечивают успешность действий и поведенческих реакций в процессе осуществления профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве итегративного критерия профессионально-психологической устойчивости выступает результативность в получении конечного продукта деятельности и оптимальность функциональной структуры выполнения ее задач.

Акмеологический же аспект здесь проявляется в том, что с одной стороны, эта устойчивость достаточно стабильна. С другой стороны, она предполагает обязательность взаимосвязанного развития и соответствия требованиям деятельности не только субъектно-деятельностных характеристик,

но и индивидуальных, личностных, наиболее типичных и самобытных, которые характеризуют личность как неповторимую индивидуальность.

Вышесказанное позволяет нам утверждать, что профессионально-психологическая устойчивость, являясь личностным качеством, подвергается развитию, стимулированию и коррекции, а целью ее формирования является не только обеспечение эффективного осуществления профессиональной деятельности, но и создание условий для профессионального и личностного развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - 20-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1988.

2. Словарь русского языка: В 4 т. - Т. 4. - М.: Русский язык, 1988.

3. Словарь синонимов русского языка / Под ред. А.П. Евгеньевой. - Л., 1970.

4. Крупник Е.П., Тагирова Р.А. Изучение проблемы устойчивости в различных педагогических школах // Психология человека в условиях социальной нестабильности. - М.: МПГУ, 1994.

5. Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М.: МПА, 1995.

6. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. - М.: Знание, 1986.

7. Леоньев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд. -М.: Политиздат, 1977.

Об авторе

Василенко Елена Викторовна, преподаватель УЦ ГУВД Ставропольского края. Сфера научных интересов - проблемы формирования психологической устойчивости сотрудников ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.