Научная статья на тему 'Научные основы формирования социально-экологической устойчивости личности школьника'

Научные основы формирования социально-экологической устойчивости личности школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карташова Елена Семеновна, Шилова Вера Сергеевна

В статье приводятся некоторые результаты научного анализа категории «устойчивость личности». Анализ осуществлялся на философском, психологическом, педагогическом уровнях, что позволило раскрыть значение социально-экологической устойчивости личности в социально-экологическом образовании школьников и подготовке их к нормативному взаимодействию с природной средой в настоящем и будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карташова Елена Семеновна, Шилова Вера Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научные основы формирования социально-экологической устойчивости личности школьника»

УДК 159.923.37:371.033

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

SCIENTIFIC BASIS OF THE FORMATION OF THE SOCIALLY-ECOLOGICAL STABILITY OF THE PERSONALITY OF A PUPIL

Е. С. Карташова, В. С. Шилова E. S. Kartashova, V. S. Shilova

Национальный исследовательский университет «Белгородский государственный университет», г. Белгород

Аннотация. В статье приводятся некоторые результаты научного анализа категории «устойчивость личности». Анализ осуществлялся на философском, психологическом, педагогическом уровнях, что позволило раскрыть значение социально-экологической устойчивости личности в социально-экологическом образовании школьников и подготовке их к нормативному взаимодействию с природной средой в настоящем и будущем.

Abstract. Some results of the scientific analysis of the category «stability of the personality», which is the main quality of a person that determines socially-ecological relationships are given in the article. The analysis was made on the philosophical, psychological, pedagogical levels that allowed to reveal the meaning of the socially-ecological stability of a personality in the socially-ecological education of pupils, in their preparation for the normative interaction with natural environment in the present.

Ключевые слова: устойчивость личности, социально-экологическая устойчивость личности школьника.

Keywords: stability of a personality, socially-ecological stability of the personality of a pupil.

Актуальность исследуемой проблемы. В период резкого обострения проблем взаимодействия общества с природой социально-экологическое образование подрастающего поколения является одной из актуальных педагогических проблем. К настоящему времени установлено, что социально-экологическое образование школьников является одной из подсистем общего экологического образования и отражает сложнейшие функциональные системы, какими являются природа, общество и образование. Нами определена сущность социально-экологического образования школьников, которое представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания личности, подготовленной к установлению оптимальных для данных условий отношений с природной средой; к ее вхождению в социально-экологические процессы, сознательно направленные на гармонию в отношениях при соблюдении меры, норм и правил социально-экологических взаимодействий, сохраняющих и восстанавливающих биологическое, социальное и культурное равновесие, сберегающих среду жизни для будущих

поколений [14, 55].

Вместе с тем установлено, что необходимы специальные исследования, раскрывающие возможности школьников постоянно соблюдать нормы, правила и традиции поведения в отношениях с природой. Иначе говоря, необходимо специальное изучение проблемы формирования устойчивости личности школьника в соблюдении нравственных норм в процессе природопользования - социально-экологической устойчивости.

Материал и методика исследований. Исследование процесса формирования социально-экологической устойчивости личности школьника потребовало выявления особых теоретических оснований, позволяющих раскрыть сущность изучаемого нами явления. Одним из таких оснований выступает исходное понятие - устойчивость личности. Раскрытие этого понятия осуществлялось с использованием теоретических методов исследования: сравнения, анализа, синтеза, аналогий, обобщения, формулирования выводов.

Результаты исследований и их обсуждение. Результаты анализа этимологии понятия заключаются в следующем. В словаре С. И. Ожегова устойчивость определяется как «неподверженность изменениям, постоянность характеристик», а устойчивый -«стоящий, держащийся твердо, не колеблясь, не падая, постоянный, стойкий, твердый» [7, 687]. Л. В. Мардахаев трактует устойчивость как неизменность, постоянство, сохранение определенных черт характера в разных условиях. Здесь же встречается синоним исследуемого понятия - стабильность. Стабильность (от лат. 81аЬШ8 - устойчивость) означает устойчивость, постоянность, неизменность; способность системы функционировать, сохраняя неизменной свою структуру и поддерживая равновесие [9, 318]. Очевидно, что в большинстве источников устойчивость трактуется как стабильность, стойкость, постоянство, надежность, непоколебимость, твердость, прочность.

Кроме того, наше исследование показало, что понятие устойчивости используется в настоящее время в самых различных отраслях научного знания. Например, в физике под устойчивостью электрической системы подразумевается способность этой системы восстанавливать исходное состояние или состояние, практически близкое к исходному, после какого-либо его возмущения, которое проявляется в отклонении значений параметров режима электрической системы от исходных значений [2, 17]. Определенный интерес для настоящего исследования представляет позиция ученых-биологов, включающих понятие устойчивости в свой категориальный аппарат. Так, понятие устойчивости системы З. И. Тюмасева, Е. Н. Богданов, Н. П. Щербак рассматривают в самых различных аспектах. В общем понимании устойчивость описывается принципом Ле Шателье-Брауна и характеризуется способностью системы реагировать на внешнее воздействие, выводящее ее из состояния равновесия, в виде усиления в ней процессов, стремящихся ослабить это воздействие. Иначе говоря, устойчивость системы - это ее способность сохранять свои основные признаки, приспосабливаясь к воздействиям внешней среды и внутренним возмущениям ее подсистем [11, 395].

В ходе исследования было установлено, что категория устойчивости является одной из основных в философской науке, отражающей разные стороны объективной реальности. Так, Е. Ф. Губский трактует устойчивость как постоянство, пребывание в одном состоянии [12, 133]. В. П. Галкин объясняет устойчивость и стабильность как стороны, определяющие состояние динамического равновесия. Автор справедливо считает их важными характеристиками в жизни и деятельности [3, 29].

Понятие устойчивости нашло отражение во многих психолого-педагогических исследованиях. Так, вопросы устойчивости личности рассматривались в работах многих ученых. Известный психолог Р. С. Немов, занимаясь изучением личностных качеств и понимая под личностью жизненно устойчивое в основных проявлениях образование, считал, что устойчивость личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость ее поведения, позволяет придавать ее поступкам закономерный характер. Ощущение устойчивости собственной личности - важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Если бы в каких-то существенных для общения с людьми проявлениях личность не была устойчивой, то людям трудно было бы добиваться взаимопонимания: каждый раз они вынуждены были бы заново приспосабливаться к человеку и были бы не в состоянии предсказывать его поведение [6, 77].

Большое внимание проблеме устойчивости в своих работах уделяла Л. И. Божович, по обоснованному мнению которой устойчивость предполагает становление социальных и нравственных мотивов поведения. При этом главную роль в ее проявлении играют направленность и самооценка личности. Л. И. Божович отмечает, что человек как личность характеризуется наличием у него собственных взглядов, собственных моральных требований, определенностью жизненных целей, к достижению которых он стремится. Все это делает его относительно устойчивым и не зависимым от чуждых ему влияний окружающей среды [1, 299]. Разделяя позицию Л. И. Божович, В. Э. Чудновский подчеркивает, что устойчивость личности, являясь высшим этапом развития устойчивости, остается при этом устойчивостью самоорганизации. Способность человека отстаивать и реализовывать свои личностные позиции предполагает выраженность этих позиций, их определенное единство. Иными словами, устойчивость личности неразрывно связана с проблемой целостности личности [13, 14].

Следует отметить, что учеными-психологами изучались различные виды устойчивости. Проблема психологической устойчивости личности нашла отражение в исследованиях Л. М. Аболина, Л. В. Куликова, Е. П. Крупника, Н. А. Подымова, Д. Н. Узнадзе, Ф. Хоппе, В. Э. Чудновского, Э. Эриксона и др. Анализ психологической научной литературы показал, что многие авторы к важным составляющим психологической устойчивости личности относят устойчивость (стабильность) эмоциональную, которая обеспечивает возможность противодействовать нежелательному влиянию среды. Изучение эмоциональной устойчивости проводилось учеными Л. М. Аболиным, П. Б. Зильберманом, С. М. Оя, К. К. Платоновым, В. М. Писаренко, О. А. Сиротиным, О. А. Черниковой, Л. М. Шварц. Так, П. Б. Зильберман определяет эмоциональную устойчивость как интегративное свойство личности, характеризующееся взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке [5, 152].

Свой вклад в изучение проблемы устойчивости вносят и ученые-педагоги. Изучая вопросы формирования нравственной устойчивости, В. Э. Чудновский, например, отмечает, что нравственная устойчивость личности означает способность человека сохранять и реализовывать в различных условиях личностные позиции, обладать определенным иммунитетом к воздействиям, противоречащим его личностным установкам, взглядам и убеждениям [13, 4].

Определенный интерес для настоящего исследования представляют достижения ученых, связанные с вопросами взаимодействия личности с окружающей средой. Например, Е. В. Головко рассматривает особенности формирования нравственной устойчивости младшего школьника к отрицательным влияниям микросреды. Под устойчивостью в этом случае автор понимает интегральное качество личности, которое представляет единство потребностно-мотивационного, личностно-прогностического и ценностно-смыслового компонентов, обеспечивающих в своем взаимодействии защищенность от отрицательных влияний. Это качество проявляется в положительном отношении личности к существующим в обществе нравственным нормам и умении действовать в различных ситуациях с минимальными ошибками, не нарушая этих норм [4, 11].

В исследованиях В. Е. Пенькова особое место занимает изучение профессионально-личностной устойчивости. Профессионально-личностную устойчивость учителя он трактует как интегративное качество, образованное совокупностью мотивационного, когнитивного и конативного компонентов, обеспечивающее продуктивную педагогическую деятельность независимо от негативного влияния внешних факторов [8, 34]. Л. В. Тарасов исследует феномен жизненной устойчивости личности, раскрывая ее через комплекс личностных качеств индивида, которые позволяют ему находиться в непрерывном процессе социализации, индивидуализации, творческой и профессиональной самореализации, что обеспечивает ему духовное и материальное благополучие [10, 16].

Таким образом, анализ понятий устойчивости, устойчивости личности показал, что эти категории являются предметом исследования различных наук: философии, психологии, педагогики. Сегодня устойчивость понимается как постоянное, неизменное состояние. В психологии и педагогике исследуемое понятие непосредственно связывается со свойством личности как высшим этапом ее развития. Сформированность этого свойства определяет поведение человека в соответствии с общественными нормами, его взаимоотношения в обществе и окружающей природной среде.

Мы рассматриваем устойчивость личности в контексте социально-экологического образования, которое в условиях нарастающего экологического кризиса приобретает еще большую значимость. Целью социально-экологического образования школьников является формирование личности, готовой к установлению оптимальных отношений с природной средой на основе нормативного взаимодействия с ней, с учетом меры и способов рационального средопользования; повышение ее социально-экологической культуры [14, 244]. Анализ научной литературы позволил нам выявить сущность и сформулировать рабочее определение социально-экологической устойчивости личности школьника, под которой в самом общем виде мы понимаем интегральное образование (свойство) личности, отражающее сформированность ее нормативного отношения к окружающей природной среде.

Резюме. Формирование социально-экологической устойчивости личности школьника является необходимым звеном в системе социально-экологического образования. Это поможет растущему человеку включиться в современные социально-экологические отношения, жить и действовать в них, соблюдая нормы и правила социальноэкологических взаимодействий, сберегая природу для настоящих и будущих поколений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Божович, Л. И. О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности / Л. И. Божович // Проблемы формирования личности. -М. ; Воронеж, 1995. - С. 299-300.

2. Веников, В. А. Переходные электромеханические процессы в электрических системах : учеб. для электроэнергет. спец. вузов / В. А. Веников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Высш. шк., 1985. -536 с. ; ил.

3. Галкин, В. П. Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений / В. П. Галкин. - Режим доступа: http://terme.ru/dictionary/519/29

4. Головко, Е. В. Формирование нравственной устойчивости младшего школьника к отрицательным влияниям микросреды : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. В. Головко. - Белгород,

2004. - 23 с.

5. Зильберман, П. Б. Эмоциональная устойчивость оператора / П. Б. Зильберман // Очерки психологии труда оператора. - М. : Наука, 1974. - С. 138-172.

6. Немов, Р. С. Психология : учебное пособие для учащихся педагогических училищ, студентов педагогических институтов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров / Р. С. Немов. - М. : Просвещение, 1990. - 301 с.: ил.

7. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М. : Русский язык, 1989. - 752 с.

8. Пеньков В. Е. Профессионально-личностная устойчивость будущего учителя / В. Е. Пеньков. -

Белгород : Изд-во Белгород. гос. ун-та, 1998. - 116 с.

9. Словарь по социальной педагогике : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост.

Л. В. Мардахаев. - М. : Академия, 2002. - 368 с.

10. Тарасов, Л. В. Формирование жизненной устойчивости инвалидов в процессе социокультурной анимации в учреждении культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 / Л. В. Тарасов. - М.,

2005. - 24 с.

11. Тюмасева, З. И. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны / З. И. Тюмасева, Е. Н. Богданов, Н. П. Щербак. - СПб. : Питер, 2004. - 464 с. ; ил.

12. Философский энциклопедический словарь / сост. Е. Ф. Губский и др. - М. : ИНФРА-М, 2003. - 576 с.

13. Чудновский, В. Э. Нравственная устойчивость личности. Психологическое исследование / В. Э. Чудновский. - М. : Педагогика, 1981. - 208 с.

14. Шилова, В. С. Социально-экологическое образование школьников: теория и практика / В. С. Шилова. - М. ; Белгород, 1999. - 244 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.