УДК 378
Е. М. Ефимова
МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматривается значение исследования проблемы формирования социальной устойчивости личности. Раскрывается сущность феномена «социальная устойчивость личности» с педагогической точки зрения и описывается ее компонентный состав. Обоснована модель формирования социальной устойчивости личности в условиях высшего профессионального образования. В статье приводятся результаты экспериментального исследования по апробированию предложенной модели.
Ключевые слова: социальная устойчивость личности, модель формирования социальной устойчивости личности, методологические подходы, методы формирования устойчивости личности, уровни социальной устойчивости, критерии оценки социальной устойчивости личности.
Специфика современного международного экономического пространства, отличаясь взаимосвязью и взаимозависимостью стран, народов, культур, выдвигает новые требования к личности специалиста в области мировой экономики. Сегодня успех экономиста-международника в профессионально-социальной деятельности зависит от его способности специалиста быстро адаптироваться к различным социокультурным условиям, эффективно и гибко вступать в социальные взаимодействия, сохраняя при этом свою субъектность, самостоятельность, нравственную и профессиональную целостность.
Профессиональная подготовка будущего специалиста в области мировой экономики должна быть нацелена на воспитание социально устойчивого профессионала, которого отличает способность быстро адаптироваться, чувствовать веяния времени, совершенствоваться и перестраиваться в зависимости от изменяющихся требований современной жизни и социума, постоянно искать пути реализации профессиональных знаний, умений, навыков, сохраняя направленность на нравственные ценности, отстаивая свои профессиональные взгляды и личностно значимые позиции в условиях негативного воздействия.
Проблема формирования социальной устойчивости личности на сегодняшний день в науке недостаточно изучена. Основные исследования социального становления личности велись зарубежными (R. McFall [1], L. Rose-Krasnor [2], G. Ten Dam [3], M. Volman [3], Stroufe [4] и др.) и отечественными учеными (А. В. Брушлинский [5], И. А. Зимняя [6], М. Д. Лаптева [7], Е. В. Коблян-ская [8], С. Н. Краснокутская [9], В. Н. Куници-на [10], Т. Г. Пушкарева [11] и др.) через призму компетентностного подхода и связывались с понятием социальной компетентности личности.
Была изучена проблема формирования социальной устойчивости личности как важной характеристики современного конкурентоспособного специ-
алиста не только с позиции компетентностного, но и других методологических подходов [12].
Социальная устойчивость личности определятся как комплексная личностная характеристика, которая представляет собой устойчивую систему внутренних взглядов, убеждений, принципов, социально-нравственных качеств, базирующихся на освоенных культурных нормах и ценностях, позволяющая личности сохранять свои личностные позиции и интересы, проявлять гибкость в принятии решений, развиваться и адаптироваться к изменяющимся социальным условиям.
Анализ психологической и педагогической литературы (Л. И. Божович [13], Ю. И. Гиллер [14], И. А. Зимняя [6], Т. А. Кордон [15], Л. Ю. Сирот-кин [16], Д. Н. Узнадзе [17], В. Э. Чудновский [18] и др.) и результаты проведенного теоретического исследования проблемы позволили выделить следующие структурные компоненты социальной устойчивости личности как целостного феномена:
- эмоционально-волевой (социальная чуткость, отзывчивость, способность к социальным переживаниям, социальной рефлексии; способность к социальному предвидению, наличие социальной интуиции, воображения; способность к регулированию эмоциональных состояний, социальному выражению чувств);
- когнитивно-ориентировочный (твердая направленность на познание законов развития социума и социальных отношений, устойчивость жизненных и деловых перспектив; гибкость в принятии решений, социальная креативность);
- ценностно-регулировочный (ориентированность на социальные ценности и социальный успех, способность сохранять идеалы и ценности и, соответственно, оценивать свою деятельность, поведение и поведение других людей; способность в зависимости от обстоятельств регулировать, вносить коррективы в свою деятельность и поведение (социальная гибкость);
- операционный (готовность к социальной деятельности, социальная инициативность, смелость, активность; целеустремленность, настойчивость, способность к достижению целей благодаря реализации социально-нравственных качеств; коммуникабельность, конфликтоустойчивость).
В ходе проведенного эксперимента по формированию социальной устойчивости у будущих эко-номистов-международников в ГОУ ВПО «Всероссийская академия внешней торговли» была разработана и апробирована модель формирования социальной устойчивости личности, которая представляет собой педагогическую систему, направленную на формирование социальной устойчивости личности и включает в себя взаимосвязанные компоненты: целевой блок, теоретико-методологический блок, организационно-содержательный блок, состоящий из содержательного и деятельностного компонентов, и оценочно-результативный блок.
Целевой блок обеспечивает соответствие результатов процесса формирования социальной устойчивости экономиста-международника поставленным целям и задачам, а также обеспечивает эффективную диагностику результатов процесса формирования социальной устойчивости личности. Основной целью педагогической деятельности в рамках данной модели является формирование социальной устойчивости студентов экономического вуза.
Реализация вышеуказанной цели достигается путем решения следующих задач:
- формирование эмоционально-волевой устойчивости будущего специалиста, которое подразумевает развитие способности распознавать и выражать свои эмоции, умения осознанно регулировать и контролировать свои эмоции, способности выдерживать отрицательные эмоциональные воздействия;
- формирование социальной когнитивно-ориентировочной сферы (компетентности) будущего специалиста, которое предполагает расширение социального кругозора, повышение социального интеллекта, формирование социально-нравственных убеждений;
- формирование ценностно-регулировочной сферы личности, которое направлено на формирование социально-нравственного идеала, воспитание социально-нравственных и этических ценностей и норм, формирование моральной мотивации, развитие способности к социально-нравственной и этической оценке своих поступков и поступков других людей;
- формирование социально-операционной сферы (компетентности) личности, которое предполагает обогащение социально-практического опыта
личности и направлено на формирование готовности к социальной деятельности, развитие устойчивых навыков социально-нравственного поведения в коллективной жизни, совместной деятельности и общения; воспитание социально-нравственных качеств, в том числе целеустремленности, настойчивости, способности к достижению целей; формирование коммуникабельности, конфликтоустой-чивости.
Теоретико-методологический блок модели
включает в себя обоснование методологических подходов, которые должны использоваться для организации педагогической деятельности, в том числе теоретических основ организации процесса по формированию социальной устойчивости личности экономиста-международника.
Положения социологического, антропологического, аксиологического, личностно-деятельностного и компетентностного подходов были выделены в качестве основных [12] и позволили определить оптимальное содержание, методы, формы и средства организации рассматриваемого процесса, а также выявить уровни и сформулировать критерии сформированности социальной устойчивости.
Социологический подход (Г Блумер, Дж. Дьюи, Дж. Мид, К. Ясперс и др.) позволяет рассматривать социальную устойчивость в контексте взаимоотношений в системе «человек - общество», «общество - человек». Социальная устойчивость личности с позиций данного подхода предполагает не только наличие у человека таких качеств, как социальная зрелость, устойчивая ориентация на социальные и профессиональные ценности, сформированность жизненных и профессиональных перспектив, но и таких, как социальная мобильность, нестандартность мышления, готовность к изменениям и гибкость в принятии решений, креативность, умение вступать в контакты, сотрудничать, быть лидером, отстаивать свое мнение.
Аксиологический подход (В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.) к процессу формирования социальной устойчивости личности позволяет рассматривать в качестве одной из главных задач высшего профессионального образования приобщение будущего специалиста к социокультурным ценностям. При этом важно обоснование роли и характера ценностей как условия формирования стержня личности, раскрытия ее интеллектуального, нравственного, творческого потенциала.
Личностно-деятельностный подход (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн и др.) к исследованию проблемы основывается на том, что личность высту-
пает субъектом деятельности, которая, в свою очередь, вместе с действиями других факторов, определяет развитие личности. С позиций личностно-деятельностного подхода процесс формирования социальной устойчивости личности означает создание условий для развития социально зрелой, нравственно устойчивой, социально активной, профессионально компетентной и саморазви-вающейся личности через организацию активной и разнообразной групповой и индивидуальной учебной и других видов социально значимой деятельности студентов (анализ проблемных ситуаций, деловые и ролевые игры, тренинги, круглые столы, дебаты, лекции-диалоги и полилоги, лекции-дискуссии, акции, десанты, волонтерские мероприятия и др.).
Компетентностный подход (В. И. Байденко,
Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. И. Субетто, Ю. Г. Та-тур, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков и др.) к процессу формирования социальной устойчивости личности предполагает ориентированность процесса на формирование системы компетентностей, помогающих человеку проявить и реализовать в ходе своей социальной и профессиональной деятельности рассматриваемый феномен. Будущий специалист должен приобрести вполне конкретные знания, устойчивость которых будет проверяться в практической социально ориентированной, в том числе профессиональной, деятельности.
Содержание методологических подходов, определяющих направление формирования социальной устойчивости личности экономиста-международ-ника, конкретизируется в основных принципах, к которым относятся: принцип единства личностной, социокультурной и профессиональной направленности; синергетический принцип; принцип аксиологической перспективности; принцип компетентной динамичности и практико-ориентиро-ванности; принцип интегративности; принцип диалогичной, ситуативно-стимулирующей организации обучения; принцип активизации самостоятельности и творческого потенциала студентов; принцип прочности и действенности социальной устойчивости в условиях современного социального пространства.
Содержательный блок является системообразующим в рассматриваемой модели, так как выступает наиболее значимым звеном управления процессом формирования социальной устойчивости. Проектируя содержательный состав теоретической модели, авторы стремились определить целевые направления личностно-профессиональной подготовки студентов, структуру, последовательность, объем и результативность того, что должны освоить студенты и что может обеспечить непрерывное развитие, будущую социаль-
ную устойчивость их как личности и профессионала.
При определении содержания процесса формирования социальной устойчивости экономиста-ме-ждународника были выделены следующие блоки в содержании образовательного процесса:
- философской, социологической и естественно-научной подготовки;
- политико-правовой и экономической подготовки;
- нравственной подготовки;
- психолого-педагогической подготовки,
- коммуникативной подготовки.
Блок философской, социологической и естественно-научной подготовки включает в себя философский, культурологический, исторический, социологический и естественно-научный компоненты, направленные на формирование соответствующих компетенций, которые помогают личности ориентироваться в сложных динамичных условиях современного социума, разнообразных социальных связях. Они нацелены на формирование адекватной картины мира, позитивно-устойчивого мировоззрения, формируют твердую направленность личности на познание законов социума и социальных взаимодействий и формируют навыки общей устойчивой рефлексивной оценки.
Необходимые знания и компетенции осваиваются в рамках основных курсов «Философия», «Логика», «Культурология», «Деловые культуры в международном бизнесе», «Социология»,
«Социология предпринимательства», «Современная экономическая социология», «Всемирная
и отечественная история», «Концепции современного естествознания» и специальных курсов к ним.
Блок политико-правовой и экономической подготовки направлен на формирование устойчивых политико-правовых, гражданских и экономических компетенций личности и включает в себя освоение политических знаний, норм права, регулирующих отношения человека и социума, культурных норм данных взаимоотношений, формирование готовности и способности будущего экономи-ста-международника активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в международном демократическом обществе, в сфере экономических отношений, в предпринимательской деятельности. Данный блок дисциплин способствует становлению устойчивого гражданского самосознания.
Необходимые политико-правовые знания и компетенции осваиваются в рамках таких дисциплин, как «Политология», «Право и правоведение», «Экономика», «Международная экономика», «Мировая экономика», «Международная торговля», «Правовое регулирование внешнеэкономической
деятельности», «Организация и техника внешнеэкономической деятельности», «Гражданское
и торговое право зарубежных стран» и др.
Блок нравственной подготовки, состоящий из общекультурного и ценностно-этического компонентов, направлен на формирование этическо-нравственных компетенций будущего экономиста-международника, системы ценностей и ценностных ориентаций личности, на приобретение знаний основных этических норм и правил социального взаимодействия и поведения. Данные знания направляют и регулируют плодотворные социальные взаимодействия и являются основой успешного функционирования любого социума. Наличие устойчивой системы нравственных жизненных смыслов, входящих в понятие социальной устойчивости личности, позволяют ей проектировать, оценивать и регулировать свою социальную деятельность и взаимоотношения.
Необходимые нравственные знания и компетенции осваиваются в рамках таких дисциплин, как «Философия», «Культурология», «Социология», «Право и правоведение», «Этика поведения», «Деловые культуры в международном бизнесе», «Всемирная и отечественная история», «Деловой протокол и этикет», «Организация и техника внешнеэкономических отношений» и др.
Блок психолого-педагогической подготовки направлен на формирование индивидуальных устойчивых психолого-педагогических компетенций личности. Основные психолого-педагогические знания о личности, психической регуляции поведения и деятельности, психологической особенности социальных межгрупповых отношений и взаимодействий направлены на становление психоло-го-педагогической культуры личности, готовой к развитию и совершенствованию социально важных индивидуальных качеств, способной к саморазвитию и самовоспитанию. Данные компетенции необходимы в профессиональной деятельности экономиста-международника, так как его деятельность включает профессиональные взаимодействия с подчиненными, в которые входит управление и развитие персонала.
Необходимые психолого-педагогические знания и компетенции осваиваются в рамках таких дисциплин, как «Психология и педагогика», «Социальная психология», «Психология трудоустройства», «Психология в сфере внешней торговли», «Управление персоналом», «Менеджмент», «Международный менеджмент» и др.
Блок коммуникативной подготовки, включающий в себя собственно коммуникативный и конфликтологический компоненты, направлен
на развитие коммуникативно-конфликтологических компетенций личности, ее устойчивой го-
товности и способности на практике успешно осуществлять различные виды социальных взаимодействий и преодолевать конфликтные ситуации.
Необходимые коммуникативные знания и компетенции осваиваются в рамках таких дисциплин, как «Психология», «Социальная психология»,
«Иностранный язык», «Деловой протокол и этикет», «Техника организации внешнеторговой деятельности», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Организация и техника внешнеэкономических отношений».
Разработанная программа спецкурса «Социальная устойчивость личности и ее роль в деятельности экономиста-международника» завершает системное формирование социальной устойчивости личности будущего специалиста.
Деятельностный блок модели представлен системой методов и форм, которые целесообразно использовать для формирования социальной устойчивости у будущего профессионала.
Исходя из сущности и структуры понятия «социальная устойчивость личности», в модели выделены следующие группы методов:
- методы формирования устойчивой эмоционально-волевой сферы личности, включающие в себя метод погружения в эмоционально насыщенную ситуацию, метод создания эмоциональнопсихологической установки на усвоение навыков (гибкого) социального взаимодействия, метод создания условий для эмоционально-волевого напряжения;
- методы формирования устойчивой системы социальных убеждений, ценностей, ориентиров и перспектив личности, включающие в себя методы убеждающего воздействия, метод внушающего воздействия и метод иллюстрации социальных идей и идеалов, метод этических и нравственных бесед;
- методы формирования устойчивой деятельностно-практической сферы личности, включающие в себя две подгруппы методов:
а) методы организации деятельности и формирования опыта социально устойчивого поведения личности (метод социального требования, метод поручения, метод приучения, метод упражнения, метод дилемм, метод создания воспитывающих ситуаций);
б) методы стимулирования социальной деятельности (методы соревновательного стимулирования социальной деятельности, игрового стимулирования, метод социальной драматургии, метод положительной стимуляции социально одобряемых установок, мотивов, действий; метод создания ситуаций успеха; метод осуждения и порицания социально нежелательного действия [19].
Следует отметить, что процесс формирования социальной устойчивости предполагает использование, помимо традиционных, интерактивных форм организации образовательного процесса (анализ проблемных ситуаций, деловые и ролевые игры, круглый стол, дебаты, лекция-диалог, лекция-дискуссия и др.), которые позволяют задавать социальный контекст в обучении и воспитании.
Оценочно-результативный блок модели содержит критерии оценки сформированности социальной устойчивости личности. В качестве основных выступают следующие критерии: уровень эмоционально-волевого развития, уровень когнитивного развития, уровень ценностно-оценочного развития, уровень деятельностно-практического развития. Каждый критерий измеряется на трех уровнях (устойчиво-активный, ситуационно-устойчивый и неустойчиво-пассивный) с помощью специально подобранных и разработанных диагностических методик. Результаты диагностики подвергаются качественному и количественному анализу, в том числе используются и математические методы обработки результатов.
Таким образом, теоретическая модель формирования социальной устойчивости экономиста-международника позволяет четко определить цель, задачи, методологические подходы; обогатить содержание образовательного процесса по формированию социальных ценностей, потребностей, мотивов профессиональной деятельности, способствующих формированию устойчивости; определить специальные социальные знания, практические умения и навыки, в целом компетенции; обосновать условия, необходимые для развития значимых социально-нравственных качеств личности; отобрать методы, формы и технологии, которые эффективны при формировании социальной устойчивости личности. Также модель отражает критерии и показатели оценки реализуемого процесса и описывает его результат. Образовательный процесс, построенный на основе данной модели, позволяет достичь желаемого результата: сформировать у студентов в соответствии со спецификой их будущей профессиональной деятельности как экономиста-международни-ка социальную устойчивость.
Эффективность реализации модели формирования социальной устойчивости личности экономи-ста-международника подтверждена результатами, полученными в процессе экспериментальной работы, которая проводилась на базе факультета эконо-мистов-международников Всероссийской академии внешней торговли. Результаты экспериментальной работы представлены на рис. 1-4.
%
70
60
50
40
30
20
10
0
■ Начало эксперимента
■ Окончание эксперимента
Неустойчиво-
пассивный
Ситуационно-
устойчивый
Устойчиво -активный
Рис. 1. Динамика показателей сформированности эмоционально-волевого компонента социальной устойчивости
%
60
50
40
30
20
10
0
I .
■ Начало эксперимента
■ Окончание эксперимента
Неустойчиво-
пассивный
Ситуационно-
устойчивый
Устойчиво-
активный
Рис. 2. Динамика показателей сформированности ценностно-регулировочного компонента социальной устойчивости
%
70
60
50
40
30
20
10
0
■ Начало эксперимента
■ Окончание эксперимента
Неустойчиво-
пассивный
Ситуационно-
устойчивый
Устойчиво-
активный
Рис. 3. Динамика показателей сформированности когнитивно-ориентировочного компонента социальной устойчивости
%
50
45
40
35
30
25
20
15
10
5
0
■ Начало эксперимента
■ Окончание эксперимента
Неустойчиво-
пассивный
Ситуационно-
устойчивый
Устойчиво-
активный
Рис. 4. Динамика показателей сформированности операционного компонента социальной устойчивости
В результате проведенной экспериментальной работы количество студентов с высшим (устойчиво-активным) уровнем сформированности эмоционально-волевого компонента социальной устойчи-
вости выросло на 14 %; количество со средним (ситуационно-устойчивым) уровнем - на 21,8 %, с низким (неустойчиво-пассивным) уровнем уменьшилось на 36,8 %. Показатели количества студентов с устойчиво-активным уровнем развития когнитивно-ориентировочного компонента социальной устойчивости увеличились на 12 %, с ситуационно-устойчивым - на 12 %; показатели количества студентов с пассивно-неустойчивым уровнем уменьшились на 24 %. Показатели количества студентов с устойчиво-активным уровнем развития ценностно-регулировочного компонента социальной устойчивости личности увеличились на 19,3 %; с ситуационно-устойчивым - на 4,7 %, с пассивно-неустойчивым уровнем уменьшились
на 24 %. Показатели количества студентов с устойчиво-активным уровнем развития операционного компонента социальной устойчивости увеличились на 25,5 %, с ситуативно-устойчивым уровнем - на 1 %, количество студентов с неустойчивоактивным уровнем уменьшилось на 26,5 %.
Как подтвердил эксперимент, предлагаемая модель формирования социальной устойчивости личности у студентов, обучающихся в вузе, является эффективной и обеспечивает позитивную динамику основных показателей социальной устойчивости. Предлагаемая модель формирования социальной устойчивости рекомендована к использованию в системе высшего профессионального образования.
Список литературы
1. McFall R. A Review and Formulation of the Concept of Social Skills // Behavioral Assessment. 1982. № 4. Pp. 1-33.
2. Rose-Krasnor L. The Nature of Social Competence: a theoretical review // Social Development. 1997. Vol. 6, issue 1. Pp. 111-135.
3. Ten Dam G., Volman M. Educating for Adulthood or for Citizenship: Social Competence as an Educational Goal // European Journal of Education, 2007. № 2. Pp. 281-296.
4. Stroufe L. Alan. Social Competence as a Developmental Construct // Developmental Review. 1983. № 3. Pp. 79-97.
5. Брушлинский А. В. Субъект и социальная компетентность личности / под ред. А. В. Брушлинского. М.: Институт психологии РАН, 1995. 167 с.
6. Зимняя И. А. Становление ключевых социальных компетенций на разных уровнях образовательной системы. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 81 с.
7. Лаптева М. Д. Компетентность социального взаимодействия: компонентный состав и подходы к формированию // Проблемы качества образования. Кн. 2. Ключевые социальные компетентности студента // Материалы XIV Всероссийского совещания. М.; Уфа: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. С. 39-47.
8. Коблянская Е. В. Социальная компетентность. ОТб.: СПбГУ, 1995. 101 с.
9. Краснокутская С. Н. Формирование социальной компетентности студентов вуза: автореф. дис ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2006. 23 с.
10. Куницына В. Н. Социальный интеллект и социальная компетентность // Б. Г. Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии: тезисы науч.-практ. конф. СПбГУ, 1995. С. 34-36.
11. Пушкарева Т. Г. Методики диагностики уровня сформированности социальной компетентности будущих педагогов сельской школы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2011. Вып. 13 (115). С. 135-140.
12. Ефимова Е. М. Методологические основы формирования социальной устойчивости личности в вузе экономического профиля // Российский научный журнал. 2012. № 1 (26). С. 177-183.
13. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 212 с.
14. Гиллер Ю. И. Социология самостоятельной личности. М.: Академический проект; Гаудеамус, 2006. 224 с.
15. Кордон Т. А. Формирование социальной устойчивости у студентов педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2010. 213 с.
16. Сироткин Л. Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1992. 175 с.
17. Узнадзе Д. Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. 416 с.
18. Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности: психологическое исследование. М.: Педагогика, 1981. 208 с.
19. Ефимова Е. М. Методы формирования социальной устойчивости личности в условиях высшего профессионального образования // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». 2012. № 3. С. 55-62.
Ефимова Е. М., аспирант, старший преподаватель.
Всероссийская академия внешней торговли.
Ул. Пудовкина, 4а, Москва, Россия, 119285.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 03.10.2013.
E. M. Efimova
THE MODEL OF ENHANCING SOCIAL RESILIENCE IN INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION
The author highlights the importance and necessity to study the phenomenon of social resilience of personality.
The author describes social resilience from the pedagogical point of view and outlines its components. The author describes the theoretical model of enhancing social resilience in institutions of higher education. The article contains the results of the experiment of applying the recommended theoretical model in practice.
Key words: social resilience, model of enhancing social resilience, methodological approaches to social resilience, methods of developing social resilience, levels of social resilience, social resilience assessment criteria.
References
1. Mc Fall R. A Review and Formulation of the Concept of Social Skills. Behavioral Assessment, 1982, no. 4, pp. 1-33.
2. Rose-Krasnor L. The Nature of Social Competence: a Theoretical Review. Social Development, 1997, vol. 6, issue 1, pp. 111-135.
3. Ten Dam G., Volman M. Educating for Adulthood or for Citizenship: Social Competence as an Educational Goal. European Journal of Education, 2007, no. 2, pp. 281-296.
4. Stroufe L. Alan. Social Competence as a Developmental Construct. Developmental Review, 1983, no. 3, pp. 79-97.
5. Brushlinskiy A. V. Subject and social competence of personality. Moscow, Institut Psikhologii RAN Publ., 1995. 167 p. (in Russian).
6. Zimnaya I. A. Development of key social competences on different levels of system of education. Moscow, Issledovatelskiy Tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov Publ., 2006. 81 p. (in Russian).
7. Lapteva M. D. Competence of social interaction: its components and approaches to development. Problems of education quality, vol. 2, Key social competences of a student. Proceedings of XIV all-Russia congress, Ufa, Issledovatelskiy Tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2004, pp. 39-47 (in Russian).
8. Koblyanskaya E. V. Social competence. St. Petersburg, SpbGU Publ., 1995. 101 p. (in Russian).
9. Krasnokutskaya S. N. Development of social competence in students of high school. Abstract of thesis candidate of ped. sci. Stavropol, 2006. 23 p. (in Russian).
10. Kunitsina V. N. Social intelligence and social competence. B. G. Ananiev and Leningrad school in development of modern psychology. The proceedings of scientific conference. St. Petersburg, SpbGU Publ., 1995, pp. 32-36 (in Russian).
11. Pushkareva T. G. Diagnostic techniques for evaluation of formation level of social competence of future teachers of rural schools. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, no. 13 (115), pp. 135-140 (in Russian).
12. Efimova E. M. The Methodological approaches to the Process of Developing Social Stability of personality in Institutions of Higher Economic
education. Russian Scientific Journal, 2012, no. 1 (26), pp. 117-185 (in Russian).
13. Bozhovich L. I. Selected psychological works. The problems of personality development. Edited by Feldshtein D. I. Moscow, Mezhdunarodnaya Pedagogicheskaya Akademiya Publ., 1995. 212 p. (in Russian).
14. Giller Y. I. Sociology of independent personality. Moscow, Akademicheskiy proekt Publ; Guadeamus Publ., 2006. 224 p. (in Russian).
15. Kordon T. A. Development of social resilience in students of pedagogical high school in the course of professional training. Dis. cand. ped. sci. Cheboksary, 2010. 213 p. (in Russian).
16. Sirotkin L. Y. Personality development: problem of resilience. Kazan, Izdatelstvo Kazanskogo Universiteta Publ., 1992. 175 p. (in Russian).
17. Uznadze D. N. Psychology of motives. St. Petersburg, Peter Publ., 2001. 416 p. (in Russian).
18. Chudnovskiy V. E. Moral resilience of personality: psychological research. Moscow, Pedagogika Publ., 1981. 201 p. (in Russian).
19. Efimova E. M. Methods of Developing Social Stability of pe^naNty in institutions of higher education. Bulletin of the MSRU. Series “Pedagogics’’, 2012, no. 3, pp. 55-62 (in Russian).
Russian Foreign Trade Academy.
Ul. Pudovkina, 4a, Moscow, Russia, 119285.
E-mail: [email protected]