6. Воронова, А. Н. Активизация учащихся при закреплении вычислительных навыков [Текст] / А. Н. Воронова //Начальная школа. - 2008 - № 1.
7. Глушков, И. К. Изучение нового материала с использованием дифференцированных заданий [Текст] / И. К. Глушков // Начальная школа. - 2007. - № 4.
8. Каткова, Э. Н. Дифференцированные задания при работе над ошибками в решении задач [Текст] / Э. Н. Катков // Начальная школа. - 2005. - № 6.
9. Лазарева, И. Н. Интеллектуально развивающий потенциал технологий активного обучения [Текст] / И. Н. Лазарева // Сибирский педагогический журнал. -2010. -№ 8.
10. Макоев, А. 3. Первое приближение к индивидуализации процесса обучения [Текст] /А. 3. Макоев - Оржоникидзе, 2004.
УДК 502/504:001.92:37.013.3.
Карташова Елена Семеновна
Аспирант кафедры педагогики Национального исследовательского университета «БелГУ», 308031, Белгород
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ НОРМАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ
Kartashova Elena Semyonovna
The post - graduate student of the Pedagogics Chair National scientific university «BelGU», 308031, Belgorod
FORMATION OF SOCIALLY-ECOLOGICAL STABILITY OF THE PERSON OF THE SCHOOLBOY IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT OF THE STANDARD RELATION TO ENVIRONMENT
Рассмотрение понятия “социально-экологическая устойчивость личности школьника» потребовало раскрытия сущности понятий «социальный», «экологический», «устойчивость», «устойчивость личности школьников». Остановимся на каждом из них.
Значение слова «социальный» (сущ. социальность) рассматривалось многими философами, педагогами, психологами. С философской точки зрения сущность социального представлена в связи с формами и механизмами его реального существования в окружающей нас действительности. В словаре В.Даля социальность (прил. социальный) трактуется как общественность, гражданственность, взаимные отношения и обязанности гражданско-
го быта, жизни. Понятие «социальный» в современной обработке обозначает «связанный с жизнью и отношениями людей в обществе» и употребляется в значении «общественный» как синоним, совпадает с ним по объему и содержанию [1].
А. Круглов, говоря в общем виде о социальности, объясняет ее как предрасположенность и способность индивидов к совместному существованию, обусловленному невозможностью выживать во внешнем мире поодиночке [2]. Определенный интерес для нашего исследования представляет определение «социальный», предложенное Г. В. Осиповым. По его мнению, «социальное» - совокупность свойств или особенностей общественных отношений данного общества, интегрированная в совместной деятельности индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам в общественной жизни [3].
Таким образом, социальное - это все то, что характеризует совместное существование людей и отлично от их природной физико-биологической основы.
Понятие «экологический» связано с понятием «экология». Экология — наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой их обитания. По мнению Е. А. Криксунова, в общем смысле, «экология - наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей их средой обитания (в том числе многообразие связей их с другими организмами и сообществами)» [4, с. 5]. В настоящее время понятие «экологический» отождествляется с понятиями «окружающий», «местообитание», а «социальноэкологический» понимается как взаимосвязь общества со средой [5].
Рассматривая словосочетание «устойчивость личности школьника», в своем исследовании мы опирались на труды Л. И. Божович, Р. С. Немова, В. Э. Чудновского, Л. М. Аболина, П. Б. Зильбермана и др. Авторы определяют устойчивость личности школьников как сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с обществом, средой [6; 7; 8; 9; 10].
Анализ работ философов, психологов, педагогов, позволил нам в общем виде сформулировать определение исследуемого понятия. Социальноэкологическая устойчивость личности школьника - это интегральное образование (свойство), отражающее сформированность нормативного отношения учащихся к окружающей природной среде.
Напомним, что, по мнению В. Н. Мясищева, личность характеризуется как система отношений человека к окружающей действительности. Отношения человека представляют сознательную, избирательную, психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, которая выражается в его действиях, реакциях и переживаниях. Ученый считает, что отношение - это сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности. По мнению В. Н. Мясищева, отношения являются движущей силой личности [11].
В нашем исследовании социально-экологическая устойчивость способствует созданию и развитию связей с окружающей природной средой, построенных на основе соблюдения правил рационального (нормативного) природопользования. Дальнейшее изучение проблемы формирования социально-экологической устойчивости личности школьника позволило нам выделить ее структуру, которая включает в качестве основных потребностно-мотивационный, эмоциональный, когнитивный и деятельностный компоненты.
В соответствии с предметом исследования раскроем эти компоненты, в частности, потребностно-мотивационный компонент. Потребность в «Философском энциклопедическом словаре» понимается как нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; побудитель активности [12].
Психологи и педагоги связывают это понятие непосредственно с деятельностью личности. Например, потребности, по мнению К. Левина, являются двигателем человеческого поведения. Автор понимает под действительными потребностями - потребности, которые приводят человека к адаптации в проблемной ситуации, т. е. устойчивости личности [13]. Мы в своем исследовании придерживаемся мнения Д. А. Леонтьева, который потребность рассматривает как необходимость; потребность — это объективное отношение между субъектом и миром, требующее для своей реализации активности субъекта в форме его деятельности. В таком понимании, считает автор, потребность предстает как позитивная характеристика, отражающая форму взаимодействия с миром [14].
Потребности непосредственно связаны с мотивационной сферой личности. Понятия «мотив», «мотивация» к настоящему времени достаточно полно представлены в научной литературе, прежде всего, психологами и педагогами. С философской точки зрения И. Т. Фролов объясняет мотив как осознанное побуждение, обусловливающее действие для удовлетворения какой-либо потребности человека. Возникая на основе потребности, мотив представляет ее более или менее адекватное отражение. Мотив является обоснованием волевого действия, показывает отношение человека к требованиям общества. Он играет важную роль в оценке действий и поступков [15]. Ученые Д. Голд, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, И. А. Зимняя называют мотив побудителем деятельности, воплощением потребности [16; 17; 18; 19].
Рассматривая мотивы, отражающие отношения человека с природой, следует отметить важность исследований Л. В. Колчановой Автор обоснованно выделяет мотивы поведения и непосредственного общения учащихся с природой: гражданско-патриотические, эстетические, научнопознавательные, экономические, гигиенические [20].
В соответствии с предметом настоящего исследования, мы под мотивами социально-экологической устойчивости личности школьника понимаем такие побудители, которые связаны с пониманием учащимися значения при-
роды для них, для общества в целом, с изучением социально-экологических проблем, с охраной, восстановлением и возобновлением окружающей природной среды, формированием нормативного отношения к природе.
Рассматривая эмоциональный компонент, мы обратились к исследованиям Е. П. Ильина. Напомним, что, по мнению Е. П. Ильина, эмоции трактуются как переживания, душевное волнение, протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации [21]. О. К. Тихомиров в своих исследованиях рассматривает эмоции с другой стороны. Он отмечает, что эмоции не только активизируют мыслительные процессы, но и, входя в их структуру, играют роль эвристик [22, с. 220].
В нашем исследовании эмоции (положительные или отрицательные) возникают в процессе изучения экологических проблем, отдельных элементов окружающей природной среды, при осуществлении природоохранной деятельности.
Рассмотрение когнитивного компонента социально-экологической устойчивости личности, потребовало обращения к исследованиям различных ученых. Ядро этого компонента составляют знания. С точки зрения философов, понятие «знание» определяется как результат познавательной деятельности человека, откладывающийся в человеческой культуре и создающий основу поведения людей [23]. Бабанский Ю. К. подчеркивает, что знания представляют собой проверенный практикой результат познания действительности, правильное отражение ее в мышлении человека [24].
В нашем исследовании когнитивный аспект социально-экологической устойчивости личности школьников представлен социальноэкологическими знаниями, передачей знаний /другим людям, стремлением человека в приобретении знаний о природе и обществе. В настоящее время определено понятие «социально-экологические знания» (В. С. Шилова). По мнению ученого, социально-экологические знания представляют собой идеальный результат взаимодействия общества и природы, начиная с далекого прошлого, и включают в себя теоретические и эмпирические знания об отношениях, об объектах, картографические знания [25]. Социальноэкологические знания помогают человеку установить нормативные взаимоотношения с окружающей средой.
В соответствии с предметом настоящего исследования мы проанализировали наличие социально-экологических знаний в действующих программах курсов химии для 8-11-х классов общеобразовательных учреждений (Н. Н. Гара, И. Г. Остроумова, А. С. Боева) и учебников Р. Г. Рудзитиса, Ф. Фельдмана, Н. Е. Кузнецовой, Р. Г. Ивановой. Анализ учебных программ, учебно-методических комплексов показал, что в программах важное место отводится познанию законов природы, решению глобальных проблем человечества, формированию научной картины мира, а также воспитанию экологической культуры людей.
Однако в учебных программах и пособиях недостаточно представлена информация о природных условиях и ресурсах, их охране, не рассматриваются вопросы контроля над уровнем загрязненности окружающей среды, а также норм природопользования, процессах самоочищения, мероприятий по борьбе с загрязнением природы, влияние загрязнений природной среды на здоровье человека.
В связи с этим возникла необходимость включения социальноэкологических знаний в содержание курса химии. Элементы социальноэкологических знаний, предполагаемые для включения, представлены в таблице 1.
Таблица 1. - Состав и содержание социальноэкологических знаний в школьных курсах химии
\ сэз РаздеЧ лы и темы ^ Природные условия и ресурсы Средства и виды производства Я и другой Человечество, население Нормативное при-родополь зование
1 2 3 4 5 6
8-й класс Неорганическая химия. Тема: Первоначальные химические понятия. Чистые вещества и смеси Раскрытие понятия смесей веществ на примере водных ресурсов, рассмотрение вопросов загрязнения среды Влияние химических производств на загрязнение окружающей среды Влияние загрязненности атмосферы и гидросферы на здоровье человека Влияние антропогенного фактора на загрязненность водной и воздушной сред Знакомство с основными положениями Федерального закона об охране окружающей среды
Тема: Кислород Рассмотрение процессов самоочищения и саморегуляции воздушной среды Влияние газообразных веществ, выбрасываемых в атмосферу при промышленном производстве, утилизация и обезвреживание выбросов Влияние человеческого фактора на образование озоновых дыр в атмосфере Допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, влияние атмосферы, озонового слоя на живой мир планеты Ознакомление с общими положениями Федерального закона РФ об охране атмосферного воздуха
Продолжение таблицы
1 2 3 4 5 6
Тема: Водород, вода, растворы Изучение исчерпаемо-сти водных ресурсов, процесса самоочищения, охрана водных ресурсов, знание экологических проблем рек и озер Промышленность и загрязнение водных ресурсов, понятие бессточных технологий, химическая очистка воды Контроль за загрязненностью водоемов, основные показатели качества питьевой воды Загрязнение гидросферы и здоровье человечества Правовые основы охраны водных ресурсов
Тема: Галогены Знакомство с природными веществами, содержащими галогены Возможности утилизации вредных веществ при производстве хло-роводорода производство ядохимикатов, Знания о возможностях использования соединений галогенов в жизни человека, отрицательное влияние галогенов на природную среду Влияние галогеносодержащих веществ на здоровье человека Знание допустимых концентраций галогеносодержащих веществ в воздухе, воде, почве
9-й класс Неорганическая химия. Тема: Сера Серосодержащие вещества - причины появления «кислотных дождей» Газообразные выбросы предприятий, способствующие развитию явления «кислотных дождей» Влияние соединений серы на жизнь и здоровье человека Последствия влияния кислотных дождей на природные условия, ресурсы Правовые основы охраны атмосферного воздуха
Тема: Азот и фосфор Природные азот и фосфорсодержащие вещества Производство минеральных удобрений, влияние удобрений на почву, растения, животных Влияние человека на загрязненность литосферы Знание основных мероприятий по охране почв Знание норм внесения минеральных удобрений в почву, правовые основы охраны почвенных ресурсов
Продолжение таблицы
1 2 3 4 5 6
Тема: Углерод и кремний Карбонаты и силикаты как одна из основных причин «парникового эффекта» Понятие теплоэнерге- тики Оксиды углерода (И) и алхимические загрязнители окружающей среды Влияние углеродсодержащих веществ на человека, окружающую среду Мероприятия по обезвреживанию отходов теплоэнергетики
Тема: Металлы Соединения металлов в природе Малоотходные и безотходные технологические процессы в металлургии Промышленные предприятия как источник шумового и электромагнитного загрязнений природной среды, загрязнение почв металлам и их соединениями Влияние металлов главных подгрупп на здоровье человека Мероприятия по охране почв от загрязнений, вызванных соединениями металлов
10-й класс. Органическая химия. Тема: Углеводороды (алканы, алкены, алкадиены, алкины, арены) Место- рождения природных источников углеводоро- дов Нефть, нефтепродукты как основные загрязнители водоемов Углеводороды - источники химического загрязнения, загрязнение атмосферного воздуха выбросами автомобильного транспорта Влияние ядохимикатов на почву, использование органических веществ в медицине и военном деле Знание мероприятий но борьбе с выбросами автотранспорта в атмосферный воздух, предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в воздухе
Тема: Кислородсодержащие органические соединения (спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты, сложные эфиры) Ознакомление с природными соединениями кислородсодержащих органических веществ Метанол как экологически чистое топливо Влияние алкогольных веществ на здоровье человека Влияние кислородсодержащих веществ на окружающую среду, использование эфирных масел в медицине, понятие 0 пищевых ароматизаторах, пищевых добавках Знание основных мероприятий по защите атмосферного воздуха от загрязнений
Окончание таблицы
1 2 3 4 5 6
Тема: Азотсодержащие органические соединения (амины, анилин, аминокислоты) Знакомство с представителями классов аминов, анилина, аминокислот на конкретных примерах Производств лекарственных средств на основе азотсодержащих органических веществ Влияние азотсодержащих органических веществ на здоровье человека Влияние азотсодержащих соединений на природную среду Знание допустимых концентраций содержания азотсодержащих веществ в воздухе, почве, воде
Тема: Высокомо- лекулярные соединения (полимеры, пластмассы, волокна, каучуки) Ознакомление с природными источниками (сырьем) для получения полимеров Изучение возможности утилизации отходов производства по получению пластмасс, синтетических волокон Влияние полимеров на здоровье человека Влияние полимеров на окружающую среду (растительный, животный мир, природные ресурсы) Знание методов утилизации полимеров
11-й класс. Общая химия. Раздел: Теоретические основы химии. Тема: Строение вещества Природные минералы с разным химическим строением Промышленное производство некоторых коллоидных растворов Роль различных растворов в жизни и деятельности человека Коллоидные растворы в природе, технике, промышленности, жизни человека Осуществление контроля за уровнем загрязнения водных ресурсов
Включение в процесс обучения химии основных социальноэкологических ключевых понятий, будет способствовать усвоению учащимися социально-экологических знаний, которые послужат основой для установления нормативного отношения с окружающей средой.
Рассмотрим следующий компонент социально-экологической устойчивости личности школьников: деятельностный. В нашем исследовании мы придерживаемся точки зрения И. Т. Фролова, который характеризует деятельность как процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы - объектом своей деятельности. При этом человек не просто взаимодействует с природой, а постепенно включает ее саму в состав своей материальной и духовной культуры [15].
Деятельностный компонент социально-экологической устойчивости личности школьника представлен социально-экологическими умениями и навыками. М. Пак считает, что умение - это способность совершать некоторое действие, не достигшее высшего уровня сформированности, осуществляемое полностью сознательно и развернуто, шаг за шагом, то есть это первая ступень формирования некоторого навыка. Навык - способность совершать это действие автоматизированно, без участия сознания; автоматизированное действие, характеризующееся высокой мерой освоения [25].
По мнению В. С. Шиловой, умения - сложное понятие, которое рассматривается с разных позиций: как способ, результат, действие и готовность. Согласно исследованиям ученого, социально-экологическое умение включает в себя весь комплекс действий субъекта, направленный на овладение как можно большим спектром взаимодействий со средой и основанный на соответствующих знаниях. В. С. Шиловой определен примерный состав социально-экологических умений, включающий умение осуществлять взаимодействие с социально-экологической средой, обмениваться с природой, веществом, энергией и информацией на оптимальном уровне, рациональное природопользование; умение осуществлять разные виды трудовой деятельности, изучать, использовать, охранять природные ресурсы, изучать и определять состояние здоровья, беречь его; умение определять уровень цивилизации по признакам, различать материальную и духовную культуру, пользоваться географической и исторической картой в процессе изучения социально-экологических отношений и др. [5].
Изучение деятельностного компонента потребовало анализа ранее указанных действующих программ курсов химии и соответствующих учебных пособий.
Анализ программ и УМК показал, что социально-экологические умения в курсах химии отражены не в полном объеме. Нашей задачей является формирование практико-ориентированных умений, которые помогут учащимся на основе имеющихся знаний перерабатывать необходимую химическую информацию, применять знания для изучения и объяснения процессов и явлений природы, связанных с жизнедеятельностью человека; охраны, восстановления и возобновления природного потенциала.
Примерный состав социально-экологических умений в курсах химии отражен в таблице 2.
Для формирования социально-экологических умений существуют различные возможности, например, интеграция элементов содержания курсов химии, кружковая деятельность, факультативные занятия. Важное место занимают в формировании умений практические занятия, которые позволяют учащимся проводить различные исследования содержания вредных веществ в воде, почве, воздухе, установить их влияние на растительный и животный мир, здоровье человека, т. е. правильно оценивать экологическую обстановку в окружающей природной среде. Формирование социальноэкологических умений в процессе обучения химии позволит учащимся правильно давать оценку экологической ситуации, продумывать возможности выхода из этой обстановки, правильно ориентироваться в ней, определять перспективы.
Подытоживая, отметим, что развитие всех компонентов: потребностно-мотивационного, эмоционального, когнитивного, действенного - способствует формированию социально-экологической устойчивости личности школьника, развивает нормативное отношение школьника с окружающей природной средой.
Таблица 2. - Социально-экологические умения в программах и учебных пособиях действующих курсов химии
\ СЭУ >я
V (Я X О. - 05 х о 3 3 ° 3 ° й . а д о 5 2 й « О К о о « а Ч 8 Й с 2 .а ° § С Ь Е М ° а -я о 5 § 5 Ч о § §•* й в о г: я § Яна. 4 0 0 сп ° о в? к „ я X св ^ 1 § а I а О Ч о. о о С С л) .4 я о о- а> ю й * Н О « со S о S о о Я о О у о о ir* а> о 5 я я If о я о Л fa &■ с о И О Г, Я § 2 2 в 5 & 5 I §• >я 2 я
\ а, 5 ° Л ч « і- а ї « Н 00 с; Л Н « « О Г* о & Ь Я ” £ о с о >5 О О я Л Я и н ^ *3 а> о У О-» ^ с « о Л СО О РЗ « 1 ? 3 1 § Й S £ ч « В -0 о ° £ О * с; Э Ч « >> 2
V л" я а я Й § £ 2 з* о о о Ь Ч )Я О 4> 2. Й ч 3 8 о £ 2 ° се а. я ГСО 2 в * О. Н й« 06 2-Я 5 g я й о о К 2 * я ноя о 0 о О я 3 5 § «
\ а, о. я о ° Я 5 а 2 м g о 8 >Я £ й о. 5
Разделы \ к о * ц йч о « « ё И К Я 2 . И О ^ ^ О з 2 ь с; и О ^ Й ё н м Я ~а о 3 ^ о 03 к й о Е ^ иод я ч ° я 3 а. 2 о а, £2 о Я £ 0) Я Я 5 я о 1 ё § £ § Щ я ь ё Я « ё 2 5 Я г1 У р ж ° о Я « ё £ 2 о К ё 03 ё Я " 2 2 ё О Ч
и темы \ о о >> Я ^ Ои >> т Я >. я с О ^ о >> Я Я О >. О я с
1 2 3 4 5 6 7
8-й класс. Определе- Разде- Опреде- Изучение - Умение
Неоргани- ние и на- ление ление зна- влияния правильно
ческая хи- хождение смесей чимости наличия работать
мия. Тема: различных разными различных разных с лабора-
Первона- видов физиче- природных веществ торным
чальные смесей в скими и смесей в в воздухе, оборудова-
хими- природе химиче- жизнедея- в воде на нием, ре-
ческие скими спо- тельности здоровье активами
понятия. собами человека человека металлов
Чистые и неметал-
вещества лов
и смеси.
Тема: Определе- Произве- Использо- Значение Умение Умение
Кислород ние загряз- дение рас- вание кис- озонового находить произво-
ненности четов по лородсо- слоя для месторож- дить не-
воздушной определе- держащих здоровья дения кис- обходимые
среды ви- нию доли веществ в человека, лородсо- расче ты
зуальным кислорода жизнедея- для при- держащих с целью
и лабора- в разных тельности родной веществ контроля
торным веществах человека среды за загряз-
способами ненностью воздушной среды
Тема: Опреде- Осущест- Опреде- Определе- Умение на- Проведе-
Водород, ление вление ление ние в воде ходить на ние меро-
вода, рас- наличия контроля наличия веществ, карте ме- приятий
творы раство- за уровнем веществ в вред- стораспо- по охране
ренных загряз- окружаю- ных для ложения водных
веществ нения щей среде, здоровья основных объектов
в водных водоемов способ- человека водоемов от загряз-
растворах ствующих нашей нений
визу- загряз- страны
альным нению
способом водоемов, умение проводить хими- ческую очистку воды
Продолжение таблицы
1 2 3 4 5 6 7
Тема: Г алогены Умение правильно использовать галогеносодержащие вещества в повседневной жизни и проводить их утилизацию Произведение расчетов по определению доли галогенов в различных сложных веществах Умение определять продукцию, полученную человеком, содержащую галогены Изучение влияния галогенов на здоровье человека Умение находить на карте месторождения горных пород, минералов, содержащих галогены Умение проводить расчеты по определению содержания (допустимых норм) галогенов в воздушной, водной, почвенной средах
9-й класс. Неорганическая химия. Тема: Сера Умение определять серосодержащие вещества в природе Определение процентного содержания серы в разных природных веществах Умение определять выбросы соединений серы в атмосферу визуальным способом Исследование влияния соединений серы на здоровье человека Умение находить месторождения природных соединений серы Умение рассчитывать допустимые нормы содержания сероводорода, сернистого газа в воздухе, воде
Тема: Азот и фосфор Умение определять азот-и фосфорсодержащие вещества в природе Определение процентного содержание азота, фосфора в минеральных удобрениях, . избытка нитратов, фосфатов в почве Умение проводить первичные мероприятия по охране почв, их восстановлению Определение влияния нитратов на организм человека Умение определять месторождения природных минералов, содержащих азот и фосфор, на территории региона Умение правиль- ного внесения удобрений в почву в соответствии с нормами
Тема: Углерод и кремний Умение определять углерод-, кремнийсодержащие вещества в природной среде Определение процентного содержания углерода, кремния в природных веществах Определение выбросов соединений углерода в воздушную среду Умение определять влияние визуальным способом влияние углеродсодержащих веществ на здоровье человека Умение определять месторождения природных минералов, содержащих углерод, кремний, на территории региона Умение проводить простые методы обезвреживания углеродсодержащих веществ, выбрасываемых в окружающую природную среду
Продолжение таблицы
1 2 3 4 5 6 7
Тема: Ме- Умение Опреде- Опреде- Опреде- Умение Умение
таллы определять ление ление зна- ление находить проводить
визу- содержа- чимости влияния на карте расчеты
альным ния доли металлов, некоторых основные по опреде-
способом металлов в их сплавов метал- место- лению до-
наличие различных в жизни лов на рождения пустимых
содержания металлов в воздушной, водной, почвенной средах природных веществах человека здоровье человека руд, расположение предприятий по переработке металлов на территории региона норм содержания металлов в природной среде
10-й класс. Умение Умение Умение Опреде- Умение Умение
Органи- определять проводить определять ление находить проводить
ческая хи- и находить каче- наличие влияния месторож- основные
мия. Тема: в природе ственные углеводо- углеводо- дения при- меро-
Углево- источники реакции родов в родов на родных приятия
дороды углеводо- на угле- воздухе, здоровье источни- по ути-
(алканы, алкены, алкадиены, алкины, арены) родов водороды, получать некоторые углеводороды в лабораторных условиях воде лабораторными методами человека ков углеводородов на карте лизации вредных углево- дородов, способ- ствующих загряз- нению природной среды
Тема: Кис- Умение Умение по- Умение Умение - Умение
лородсо- определять лучать те определять определять проводить
держащие кисло- или иные в про- влияние реакции
органиче- родсодер- кислород- дуктах различных на кис-
ские сое- жащие содержа- питания эфиров на лородсо-
динения вещества щие орга- пищевые здоровье держащие
(спирты, фенолы, альдегиды, карбо- новые кислоты, сложные эфиры) в природных соединениях визуальным способом нические вещества аромати- заторы, пищевые добавки человека веществ, способствующие их обезвреживанию в природной среде
Тема: Умение Осущест- Опреде- Влияние Умение Умение
Азотсо- находить вление ление курения на находить проводить
держащие в природе реакций влияния здоровье основные меро-
органиче- азотсо- по опреде- азотсо- человека место- приятия
ские сое- держащие лению держащих рождения по ути-
динения органи- азотсо- веществ азотсо- лизации
(амины, ческие держащих на окру- держащих азотсо-
анилин, аминокис- лоты) вещества веществ жающую природу органи- ческих веществ держащих веществ
Окончание таблицы
1 2 3 4 5 6 7
Тема: Высокомолекулярные соединения (полимеры, пластмассы, волокна, каучуки) Умение определять природное сырье для получения полимеров Умение отличать тип реакции получения полимеров (полимеризация, поликонденсация) способом наблюдения Определение загрязнения окружающей среды полимерами (пластмассами) Умение находить признаки влияния полимеров на окружающую природную среду, здоровье человека Умение проводить простейшие мероприятия по утилизации полимеров
11-й класс. Общая химия. Раздел: Теоретические основы химии. Тема: Строение вещества Умение находить в природной среде веществ с разной химической связью Получение коллоидного раствора, комплексного соединения в лабораторных условиях Выделение коллоидных растворов среди других видов растворов в повседневной жизни Определение значимости коллоидных растворов, комплексных соединений для человеческого организма и его функционирования Проведение мероприятий по обезвреживанию загрязнения водоемов, вызванных различными растворами веществ
Библиографический список
1. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. [Текст] /
В. И. Даль // М.: Рус. яз., 1978-1980. - 683 с.
2. Круглов, А. Здравый смысл. Весна. 2004. № 2 (31). Гуманистический словарь. Что такое социальность, или социальность рациональная и «зоологическая». http://razumru.ru/humanism/joumal/31/kruglov.htm
3. Энциклопедический социологический словарь, РАН, Инст-т социально-политических исследований. Общ. ред. академика РАН Осипова Г. В., 1995.
4. Криксунов, Е. А. и др. Экология: 9 класс [Текст]: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник, А. П. Сидорин. - М.: Дрофа, 1995. -240 с.: ил.
5. Шилова, В. С. Социально-экологическое образование школьников: теория и практика [Текст]: Монография / B.C. Шилова. - Белгород, БелГУ, 1999. - 244 с.
6. Божович, JI. И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д. И. Фельдштейна [Текст] / JI. И. Божович // М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 352 с.
7. Немов, Р. С. Психология [Текст]: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров / Р. С. Немов // М.: Просвещение, 1990. - 301 с.: ил.
8. Чудновский, В. Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование [Текст] / В. Э. Чудовский // М.: Педагогика, 1981. — 208 с.
9. Аболин, Л. М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения [Текст] / автореф. дис. ... д-ра психолог, наук / Аболин Л. М.; Акад. пед. наук СССР, Ордена Труд. Крас, знамени науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии. - М., 1989. - 43 с.
10. Зильберман, П. Б. Эмоциональная устойчивость оператора. - В кн.: Очерки психологии труда оператора [Текст] / П. Б. Зильберман // М.: Наука, 1974, с. 138-172.
11. Мясищев, В. Н. Психология отношений: Под ред. А. А. Бодалева / Вступительная статья А. А. Бодалева. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.
12. Философский энциклопедический словарь. [Текст] / М., 1983. - 518 с.
13. Левин, К. Намерение, воля и потребность [Текст] / К. Левин // М., 1970.
14. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин // СПб.: Питер, 2003.
15. Введение в философию: В 2 т. Т. 2. Под ред. Фролова И. Т. - М.; Политиздат, 1989.-639 с.
16. Голд, Дж. Психология и география. Основы поведенческой географии [Текст] //Дж. Голд. - М.: Прогресс, 1990.
17. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. т. / Гл. ред. В. В. Давыдов -М.: Большая российская энциклопедия, 1993 - 608 с., ил.
18. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А. Н. Леонтьев // М.: Политиздат, 1977. 304 с.
19. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / Учебник для вузов. // И. А. Зимняя // Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2001. - 384 с.
20. Колчанова, Л. В. Формирование социально-экологической направленности личности школьника в процессе обучения (на материале изучения химии), 13.00.01
- Диссер. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук, Белгород, 2004. - 148 с.
21. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е. П. Ильин // СПб.: ПИТЕР, 2001.
22.Тихомиров, О. К. Структура мыслительной деятельности человека [Текст] / О. К. Тихомиров // М., 1969. - 304 с.
23. Введение в философию. Учебное пособие для вузов // Авт. колл. Фролов И. Т. и др. - М.: «Республика», 2003. - 476 с.
24.Педагогика. Учебник // под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд. М., 1988. - 324 с.
25.Пак, М. Алгоритмы в обучении химии [Текст]: Книга для учителя / М. Пак.
- М.: Просвещение, 1993. - 64 с.