Научная статья на тему 'Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов учебных заведений гражданской авиации с использованием волейбола'

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов учебных заведений гражданской авиации с использованием волейбола Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА / ВОЛЕЙБОЛИСТЫ / ВНЕШНИЕ СОРЕВНОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аблеев А.Ю.

Предлагается специально разработанная методика профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), которая основана на использовании волейбола для подготовки студентов каждой специальности в условиях конкретного вуза (МГТУ ГА). Обсуждаются результаты использования методики в МГТУ ГА на кафедре физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аблеев А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов учебных заведений гражданской авиации с использованием волейбола»

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОЛЕЙБОЛА

© Аблеев А.Ю.*

Московский государственный технический университет гражданской авиации, г. Москва

Предлагается специально разработанная методика профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), которая основана на использовании волейбола для подготовки студентов каждой специальности в условиях конкретного вуза (МГТУ ГА). Обсуждаются результаты использования методики в МГТУ ГА на кафедре физического воспитания.

Ключевые слова: работоспособность, средства восстановления, предупреждение травматизма, волейболисты, внешние соревнования.

Актуальность

Современное производство с его механизацией и автоматизацией производственных процессов характеризуется не только уменьшением удельного веса физического труда, но и иным ритмом труда, повышением его сложности и интенсивности. Это требует значительно большего напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации и культуры движений, высокой концентрации внимания от рабочих и специалистов, причем перечисленные качества нуждаются в постоянном совершенствовании. В этой связи, становится все более актуальным научно и методически обоснованное применение физической культуры и спорта в процессе подготовки работников народного хозяйства к конкретным видам труда. Поэтому изыскание новых научно обоснованных форм, средств и методов физического воспитания, соответствующих требованиям научно-технического прогресса является в настоящее время важнейшей задачей теории и практики физкультурного движения [1-4].

Очевидно, что полноценное использование профессиональных знаний возможно при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности молодых специалистов, которые могут быть приобретены ими при регулярных и специально организованных занятиях физической культурой и спортом. Следовательно, качество физической подготовки имеет важное социально-экономическое значение. Исследования показывают, что одной общефизической подготовки не достаточно для решения этих задач, так как

* Доцент кафедры Физвоспитания, доцент.

приходится учитывать специфические требования, предъявляемые специальностью. Вследствие этого физическое воспитание должно содержать в себе элементы профессионально-прикладной физической подготовки (III1ФП). которая включена самостоятельным разделом в программу физического воспитания. Наиболее эффективными средствами для полноценной ППФП являются спортивные игры. в частности. волейбол.

Методы исследования

Анализ существующих методик по подготовке волейболистов с учетом ППФП. Одним из основных направлений перестройки высшей школы является активизация процесса подготовки будущих специалистов. направленная на развитие их самостоятельной и творческой активности. В этой связи возникает необходимость совершенствования подготовки в вузе и формирования у студентов творческого отношения к будущей профессии.

Задачи совершенствования процесса обучения в высшей школе и. в частности. в сфере физической культуры и спорта связаны с его активизацией и интенсификацией. Для этого необходимо изменить традиционную систему обучения в ее общепринятом понимании: она формирует. в основном. знания. тогда как современные условия требуют прежде всего широкого набора профессиональных умений и навыков.

Подготовка волейболистов представляет собой сложный педагогический процесс. который постоянно совершенствуется. Основной принцип построения учебно-тренировочной работы в группах спортивного совершенствования и в учебных группах в вузе - универсальность в постановке задач. выборе средств и методов по отношению ко всем занимающимся. соблюдение требований и глубокого изучения особенности каждого студента.

Основными формами занятий волейболом в вузах являются:

- учебные занятия. которые проводятся в зале. на открытом воздухе. на открытых площадках. на стадионе;

- самостоятельные занятия (по заданию преподавателя);

- занятия в группах спортивного совершенствования;

- массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия в свободное от учебы время.

Для завоевания больших высот в волейболе. по мнению японского тренера Я. Мацудайры [5]. необходимы пять следующих факторов:

- физическая сила. телосложение;

- психическая закалка. воля;

- тактика. техника;

- сыгранность команды. сплоченность;

- опыт.

Ни одним из этих факторов нельзя пренебречь.

Ряд советов и рекомендаций творчески работающего тренера (С. Оину-ма) дан в [6]. Здесь идет речь о фиксации объекта взглядом. о психологическом настрое. о расслаблении. о расчете времени. о концентрации внимания. о предотвращении травматизма и т.д.

В настоящее время в большинстве видов спорта в тренировке применяются разнообразные дополнительные развивающие и специальные упражнения. Волейбол от них не стоит в стороне. т.к. двигательные качества спортсмена проявляются не изолированно друг от друга. а в определенном комплексе при определенном их взаимодействии.

Цель исследования - формирование основных учебных групп в вузе не должно зависеть от уровня спортивной подготовки. квалификации или хороших физических данных студентов. Смысл подготовки будущих специалистов заключен в том. что они все будут готовиться по специально разработанной методике ППФП с учетом волейбола для каждой специальности в условиях конкретного вуза (МГТУ ГА). Методика даст возможности каждому учащемуся существенно повысить и укрепить именно те физические качества. которые будут необходимы в дальнейшей профессиональной деятельности.

Задачи исследования - в основном учебном отделении проводятся теоретические и практические занятия по курсу «физическая культура» согласно учебной программы. На теоретических занятиях (лекции и семинары. а также беседы в группах) освещаются следующие темы:

- физическая культура как учебная дисциплина в высших учебных заведениях;

- естественно-научные основы физического воспитания;

- основы здорового образа жизни;

- режим двигательной активности и работоспособность;

- основы физической и спортивной подготовки;

- профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов.

Результаты исследования

На 1-11 курсах прохождение учебного материала. прием контрольных упражнений и норм проходит в шесть этапов. составляющих два макроцикла (два семестра).

- первый этап 1.09-15.10. Проводится легкоатлетическая подготовка. которая завершается сдачей контрольных упражнений и нормативов в беге на 100 м. в прыжках в длину с места. подтягивании на перекладине (мужчины). сгибании и разгибании рук в упоре лежа на полу (мужчины). на гимнастической скамейке (женщины). кроссе. приседаниях на одной ноге. подъеме ног к перекладине в висе (мужчины). сгибании и разгибании туловища лежа (женщины);

- второй этап 16.10-15.11. Решаются задачи ППФП. Учебные группы на этом этапе занимаются избранным видом спорта (начальное обучение и тренировка). Одновременно ведется подготовка инструкторов-общественников и судей по спорту. В конце у студентов принимаются контрольные упражнения и проводятся соревнования на первенство специализации;

- третий этап 16.11-31.12. Продолжается совершенствование техники и тактики волейбола одновременно с выполнением общеразвиваю-щих и контрольных упражнений. В тоже время кафедра планирует проведение соревнований на первенство группы, курса, факультета по волейболу, которые идут в рамках внутривузовской спартакиады;

- четвертый этап 7.02-15.03 лыжная подготовка. Она завершается сдачей нормативов по лыжным гонкам и соревнованиям на первенство университета;

- пятый этап 16.03-5.04 предусматривает прохождение программного материала и занятий по избранному виду спорта с принятием контрольных нормативов;

- шестой этап 26.04-30.05 по содержанию и планированию приближается к первому.

На Ш-1У курсах можно выделить три этапа. Первый (первые две недели осеннего семестра) и третий (последние две недели весеннего семестра) -подготовка к сдаче нормативов основной учебной программы. Второй (все оставшееся время) - общая и специальная физическая подготовка, совершенствование техники и тактики игры.

На 1-11 курсах на занятия отводится до 36 часов на первом и пятом этапах. Обучение приемам волейбола проводится в основной части занятия (60 мин.). Заключительная часть занятия отводится, в основном, для анализа и подведения их итогов, выдачи домашних заданий.

На Ш-1У курсах занятия строятся аналогично занятиям волейбольных учебных групп спортивных отделений младших разрядов. На базе специального отбора формируются группы спортивного совершенствования, где студенты проходят углубленный программный материал с учетом спортивной специализации «волейбол».

Построение учебно-тренировочного процесса в спортивном отделении зависит от режима работы вуза и календаря соревнований. В МГТУ ГА за многие годы работы спортивного отделения установилась следующая периодизация учебно-тренировочного процесса:

1.09-20.10 подготовительный период;

21.10-25.12 соревновательный период;

1.01-7.02 переходный период;

8.02-8.03 подготовительный период;

9.03-20.05 соревновательный период.

Подготовительный период подразделяется. в свою очередь. на два этапа:

- общеподготовительный;

- специально подготовительный.

Задачей первого является создание и развитие предпосылок для приобретения спортивной формы. Физическая подготовка на этом этапе направлена на расширение функциональных возможностей организма спортсмена. Соотношение общей и специальной физической подготовки составляет 70 % и 30 %. Задачей второго этапа является создание условий для вхождения в спортивную форму. На этом этапе возрастает удельный вес специальной физической подготовки. Соотношение составляет: общая физическая подготовка - 30 %. специальная физическая подготовка - 70 %.

Чтобы избежать перегрузок в период сессий. когда студенты испытывают нервно-психическое напряжение. спортивная тренировка строится по «восстановительно-поддерживающему» и «восстановительно-подготовительному» типам. когда используются упражнения умеренной интенсивности и игрового характера.

Выводы

Проведен анализ существующих методик по подготовке волейболистов с учетом ППФП.

Разработана оригинальная методика учебно-тренировочного процесса в основном учебном отделении. позволяющая каждому учащемуся существенно повысить и укрепить именно те физические качества. которые будут необходимы в дальнейшей профессиональной деятельности.

Разработана система и методика отбора волейболистов в группу спортивного совершенствования по результатам выполнения контрольных нормативов.

Разработан учебно-тренировочный процесс в спортивном отделении.

Список литературы:

1. Аблеев А.Ю.. Яковлева Е.Л. Волейбол в спортивных отделениях вузов. - М.: МГТУ ГА. 1996.

2. Анищенко В.С. Физическая культура. - М.: РУДН. 1999.

3. Баскакова И.П. Некоторые возможности обработки экспериментальных данных устойчивости внимания по методу корректурной пробы // Вопросы психологии. - 1968. - № 3.

4. Аблеев А.Ю. Управление работоспособностью студенток вуза: опыт исследований // Научный вестник МГТУ ГА. - 2013. - № 191. - С. 155-156.

5. Мацудайра Я. и др. Волейбол: путь к победе. - М.: ФиС. 1983. - С. 11.

6. Оинума С. Уроки волейбола. - М.: ФиС. 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.