УДК 378.6:355
Н.А. Синяева, канд. юр. наук, доц., [email protected]
(Россия, Балашиха, Военно-технический университет при Федеральном агентстве специального строительства Российской Федерации)
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Педагогическое проектирование профессионально-правовой подготовки курсанта в военном вузе выступает, как способ качественной подготовки, предполагающий создание условий для получения профессионально-правовых знаний через освоение способов профессиональной деятельности, включающих описание образовательного результата, ориентированного на решение реальных профессионально ориентированных правовых задач. Организация процесса профессионально-правовой подготовки курсанта исходит из определения личностных особенностей, уровня правовой подготовки, нравственных качеств участников образовательного процесса построения концепции профессионально-правовой подготовки курсанта в вузе. Педагогическое проектирование рассматривается как интегративная совокупность методов, средств, форм и технологий подготовки будущего офицера, реализуемых в процессе непосредственного взаимодействия субъектов образовательного процесса, обеспечивая требуемый уровень усвоения содержания профессионально-правового образования на методологическом, теоретическом, методическом, технологическом и инструментальном уровнях и, тем самым, способствующая достижению заданного образовательными стандартами и стандартами качества результатов профессионально-правовой подготовки в вузе.
Ключевые слова: профессионально-правовая подготовка курсантов, личностные особенности будущего офицера, уровни освоения правовых знаний, практико-ориентированное образование.
К числу первоочередных задач модернизации высшего военного образования относится создание прогрессивной системы профессиональной подготовки будущих офицеров. Высшая школа должна не только готовить компетентных специалистов, но и формировать всесторонне образованных, творческих, социально активных граждан. При проектировании профессионально-правовой подготовки необходимо, прежде всего, сформулировать объективные требования общества к знаниям, навыкам и качествам курсанта с учетом достижений современной педагогической науки, перспектив общественного развития. Особую актуальность для современного курсанта приобретает ценностное образовательное самоопределение. Совокупность деловых качеств, определяемых усвоенными в системе знаниями, возможный круг задач, сфера компетентной деятельности должны быть определяющими в характеристике курсанта. Деятельность военных образовательных учреждений, уделяющих особое внимание формированию правовой
культуры личности, позволяет выявить личностные и профессионально значимые качества современного курсанта.
В первую очередь необходимо обладать хорошими правовыми знаниями и эрудицией. Актуальность приобретают умения не просто воспроизводить заранее обозначенную информацию, но и способность переноса данной информации в нестандартную ситуацию. Личностно-ориентированная образовательная концепция требует от педагога, кроме высокого уровня правовых знаний, владения различными аспектами правовой психологии личности. Современный офицер должен обладать высоким уровнем правового, методического и педагогического мастерства. Офицер должен обладать хорошим знанием стилей управления воинским коллективом и умело применять к конкретным ситуациям соответствующий уровень требований. У современного офицера должны развиваться следующие качества: доброжелательность, справедливость, моральная ответственность, профессиональная ответственность, эмпатия, толерантность, эрудиция, умение понять солдата, педагогический оптимизм, правовая культура, активная гражданская позиция, эмоциональность, умение владеть собой, знание современных технологий обучения.
Проектирование профессионально-правовой подготовки курсантов представляет собой совокупность взаимосвязанных этапов, целей, учебных планов, программ. Педагогическое проектирование - это многоступенчатая деятельность, которая совершается посредством следующих друг за другом этапов, приближая таким образом разработку предстоящей деятельности от общей идеи к конкретным действиям. Проектирование является сущностным элементом процесса решения педагогической проблемы или задачи, представляя собой культурно-исторический компонент, являясь частью социального проектирования. Под социальным проектом понимают процесс направленного совершенствования социальных систем или организуемых социальных процессов. Педагогические проекты обладают своими специфическими особенностями, которые необходимо учитывать при осуществлении их проектирования. Педагогическое проектирование - одно из направлений социального проектирования, которое направлено на создание организованных процессов образования, воспитания, обучения, нацеленное на решение задач развития, преобразования,
совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах.
Педагогическое проектирование требует научного осмысления, без которого стало невозможным быстрое развитие данной деятельности. Педагоги заинтересовались вопросами проектирования в связи с переосмыслением роли образования в культурно-историческом процессе. Педагогические проекты нацелены на решение образовательных задач и
реальное практическое преобразование сложившихся образовательных ситуаций за определенный промежуток времени. Педагогическое проектирование направлено на самообновление и развитие образовательной практики. Потребности в педагогическом проектировании возникают в связи с необходимостью в конструктивном разрешении противоречий между индивидуально-личностными запросами людей и ограниченными возможностями образовательных систем и процессов, между возможностями сложившихся педагогических процессов и внешними требованиями к этим процессам, между тенденциями развития образовательных систем и педагогическим процессом и сложившимися традиционными обликами образовательных систем.
Любой педагогический проект - это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств, направленных на достижение определенных целей, которые, в свою очередь, зависят от приоритетных педагогических ценностей. Педагогическое проектирование связано со стремлением педагога организовать такую среду обучения и внеучебной деятельности, в которой курсанты полнее раскрывают свой внутренний мир, свободны, достигают успеха, чувствуют себя комфортно.
Дж. Джонс определил структуру педагогического проектирования, которая состоит из следующих этапов:
• дивергенция, которая характеризуется неустойчивостью и условностью целей;
• трансформация - это упорядочение поля поиска, его концептуальная структуризация, выделение альтернатив и параллели в решении исходной задачи;
• конвергенция - это настойчивая и жесткая направленность на усечения проектного поля, сокращение числа альтернатив, детализация отобранных моделей.
Проектирование рассматривается как особого вида деятельность педагога и как конкретное направление способности педагога к проектированию. Педагогическое проектирование призвано приблизить педагогический процесс к реальным условиям будущей профессиональной деятельности курсанта. В процессе и посредством проектирования создается педагогическая технология, обеспечивающая развитие участников педагогического процесса.
Под педагогическим проектированием А.П. Тряпицына понимает деятельность по определению условий реализации определенной педагогической системы, которая рассматривается как совокупность знаний, описывающих конкретный педагогический объект, явление, процесс; как способ трактовки педагогической действительности, выявляющий ее качественное своеобразие. Проектирование всегда тесно связано с определением цели существования того или иного объекта и последующим выстраиванием возможных путей достижения целей.
Главная суть педагогического проектирования состоит в поиске и создании новых обликов педагогической реальности.
По мнению Ю.Н. Кулюткина и Г.Б. Сухобской, общие или исходные цели определяют стратегию деятельности. Цели бывают двух видов. Основные устойчивые постоянные цели - это те, которых хотят достичь при реализации проекта в целом. Другие более динамичные и легко изменяющиеся цели - это конкретные цели, в которых реализуются цели общие. Эти цели задаются в различных программах, они постоянно уточняются и изменяются. Таким образом, проектирование представляет собой постоянный процесс целеполагания.
Новые социально-экономические условия поставили перед педагогической общественностью проблему выбора целеполагания, модели образования. В системе профессионально-правовой подготовки следует усилить внимание к личности обучаемого и строить учебно-воспитательный процесс на основе принципов гуманизации, демократизации, учете индивидуальных особенностей и способностей курсанта.
Общее для всех образовательных проектов - их нацеленность на решение образовательных задач и реальное практическое преобразование сложившейся педагогической ситуации. Педагогическое проектирование является деятельностью, возникающей в связи с необходимостью преобразований педагогической реальности. Его объекты способны к самоорганизации. Педагогическое проектирование предопределяет условия, которые способствуют преобразованию объектов. В нем присутствуют и взаимосвязаны технологические и ценностные стороны. Объектами педагогического проектирования являются педагогические системы, педагогические процессы, педагогические ситуации.
Педагогическое проектирование совершается как ряд последовательно идущих друг за другом этапов, стремясь приблизить разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям. Задача педагогического проектирования часто в самом процессе претерпевает значительные изменения. Развиваются и изменяются и основания для принятия проектных решений в реальном педагогическом объекте.
Выделяются следующие задачи проектирования: • обоснование конкретных направлений поиска в создании условий для развития и воспитания человека, актуализация его внутренних сил, социального самоопределения и становления;
• прогнозирование развития педагогических процессов и систем;
• создание, обеспечение и организация процессов педагогической деятельности, которые позволяют определить желаемые результаты в образовании и реализовать их достижения;
• педагогический анализ и на его основе координация
деятельности педагогов и коррекция педагогических процессов.
Проектирование всегда сопряжено с изучением закономерностей, особенностей развития педагогического процесса или системы. Педагогический проект представляет собой предварительную разработку основных деталей деятельности педагогов и обучающихся, ряд последовательно идущих друг за другом этапов. Он стремится приблизить разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям. Педагогическое проектирование можно рассматривать как одно из направлений педагогической науки и практики, обеспечивающее решение конкретных педагогических задач на основе данных фундаментальных теорий. При разработке педагогических проектов должны учитываться научно-педагогические принципы, а также общие принципы, которые лежат в основе проектирования.
Выделяют следующие принципы проектирования:
• методологическая доказательность в рамках определенной системы ценностей;
• единство целей и педагогических идей, с которых начинается проектирование;
• системность проектирования, т. е. учет взаимодействия различных компонентов педагогического процесса в единстве друг с другом и внешней средой.
Проектирование педагогического объекта происходит с учетом взаимодействия объектов педагогической действительности. При системном подходе разнообразие обеспечивает фактор развития педагогического объекта как системы, но при ее открытости в проекте необходимы и некоторые ограничения, которые позволяют сохранить своеобразие, уникальность данной системы. Непрерывность проектирования влияет на уникальность педагогических проектов и их взаимосвязь, сохранение традиций, историко-культурных ценностей, а также на индивидуальность педагогов.
Выделяют различные этапы проектирования. Одни исследователи считают, что процесс проектирования проходит следующие этапы:
1. Анализ существующей ситуации, определение проблемы.
2. Разработка методологии проекта.
• определение цели проекта, формулировка гипотезы о достижении целей, определение вариантов организуемых процессов;
• оценка выделенных вариантов на основе прогностических методов, выбор из них наиболее эффективного;
• разработка концепции проекта;
• подготовка процесса реализации проекта в общей модели деятельности.
3. Разработка обобщенных моделей действий.
• конкретизация задач, необходимых для реализации проекта;
• определение условий решения, средств для достижения целей, вариантов управления в процессе реализации проекта;
• создание планов для решения конкретных задач, определение тактики действий, способов оценки достижений на различных этапах реализации проекта.
4. Собственно реализация проекта, постоянный анализ и коррекция деятельности.
5. Обобщение результатов реализации проекта, выраженное в конкретных продуктах педагогической деятельности (различные публикации, программы и т.д.)
Педагогическое проектирование широко использует моделирование как средство представления и преобразования объекта, которого еще нет в реальности. С помощью моделирования в проектировании проигрываются, сравниваются и оцениваются варианты проектных решений; имитируются различные процессы развития; принимаются решения о выборе одной из альтернативных конструкций.
Под проектируемой системой понимается «такая мысленно представляемая система, изучение которой дает нам новую информацию об этом объекте. Системы характеризуются следующими особенностями: они целостны, т.е. все элементы в системе тесно взаимосвязаны; систему отличает структурность, качества системы во многом обусловлены ее структурой; существует взаимозависимость системы и окружающей ее среды; иерархичность в системе; множественность описаний, т. е. построение многих моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы. С точки зрения большинства исследователей рассмотрение системы возможно, по крайней мере, по трем направлениям: изучение элементов системы по отдельности, изучение отношений между элементами в системе, изучение взаимоотношения системы с окружающей средой.
В педагогическую систему включается совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как субъекты, содержание, средства, методы, процессы, необходимые для создания организованного и целенаправленного педагогического влияния на развитие, обучение, воспитание личности.
Под педагогической системой В.П. Беспалько понимает совокупность взаимосвязанных средств, методов, процессов, которая необходима для создания целенаправленного педагогического влияния на личность для формирования определенных качеств личности. Следовательно, педагогическая система зависит от выбранных целей, т.е. изменение целей влечет за собой изменение педагогической системы.
По мнению В.П.Беспалько, в педагогическую систему входят следующие элементы: 1) обучающиеся, 2) цели воспитания и обучения, 3)
содержание воспитания и обучения, 4) образовательные процессы, 5) педагоги, 6) организационные формы обучения и воспитательной работы.
Дидактическая задача педагогической системы включает в себя цель, условия, информацию. Целью педагогической системы является необходимость формирования определенных качеств личности; условиями - исходные личные качества учащихся. Информация - это содержание учебного предмета или воспитательного влияния. Каждая дидактическая задача решается с помощью определенной технологии обучения.
Образовательная система тесным образом связана со всеми другими сферами культуры. Так, И.П. Раченко выделяет следующие элементы системы образования: 1) цели и задачи системы образования, 2) содержание обучения и воспитания, 3) педагоги, реализующие обучение и воспитание, 4) научные кадры, которые разрабатывают научное обоснование функционирования системы образования, 5) обучающиеся, на которых направлен процесс обучения и воспитания, 6) материально-техническое обеспечение системы образования, 7) финансовое обеспечение системы, 8) условия функционирования системы образования, 9) организация и управление системой образования.
С точки зрения системного подхода педагогическая система представляет собой совокупность взаимосвязанных систем: воспитательной, образовательной, методической. В.П. Беспалько выделяет понятие «дидактическая система», под которой он понимает систему управления обучением, имеющую следующую структуру:
1. Дидактическая задача, которая включает в себя цели обучения, содержание обучения иобучаюшихся.
2. Технология обучения, в которую входят учителя, организационные формы обучения, дидактические процессы (мотивационный компонент, учебно-познавательная деятельность учащихся, управление учебно-познавательной деятельностью со стороны педагога).
Методическая система реализуется в программе обучения конкретным предметам и в тех материалах, в которых эти программы находят свое воплощение: учебники, сборники задач, технические средства обучения.
Право как учебный предмет - это педагогически адаптированная, специально ориентированная и предметно-специфицированная система знаний юридических вопросов. Педагогическая адаптация означает такой отбор из многообразия имеющихся юридических знаний, которые соответствуют уровню познавательных возможностей учащихся. Предметная спецификация познавательной деятельности возможна, если область изучаемых объектов ограничивается так, что можно дифференцировать объекты, входящие в эту область знаний, и объекты, не входящие в нее. Например, предметом изучения права является результат дидактической переработки научных знаний в области юриспруденции в соответствии с целями обучения.
Дидактическая переработка - это отбор, расположение учебного материала, дидактическое упрощение и т. д.
Учебная дисциплина - это система видов учебно-познавательной деятельности. Учебный предмет является ведущим средством реализации содержания образования со всеми его основными элементами. Методическая система обучения находится во взаимосвязи с учебным предметом. Из одной методической системы возможно построить множество вариантов учебного предмета.
Методика учебного предмета - это теория обучения определенному учебному предмету. Изучая разные формы взаимодействия преподавания и учения в процессе обучения конкретному предмету, методика разрабатывает и предлагает преподавателю определенные системы обучающих воздействий. Эти системы реализуются через содержание образования, воплощенное в программах и учебниках, а также через методы, средства, формы обучения.
Методика обучения, являясь разделом педагогической науки, имеет своим объектом процесс обучения учебному предмету. Предметом методики обучения учебному предмету является:
1. Проектирование и конструирование методической системы обучения.
2. Создание конкретного учебного предмета и внедрение его в практику.
3. Анализ реализации методической системы обучения.
4. Анализ методической системы обучения, породившей учебный предмет.
5. Развитие методической системы обучения.
В современной литературе выделяется несколько типов модели образования.
Теоретическая модель образования исходит из идеи такой организации образования, при которой формируется личность, обладающая заданными качествами.
В основе натуроцентрической модели лежит принцип природосообразности. Данная модель направлена на развитие природных задатков человека, подбор средств в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями.
Социоцентрическая модель исходит из положения о том, что образовательный процесс должен быть подчинен социально-экономическому заказу общества. Модель включает в себя идею связи обучения и воспитания с жизнью, практикой, производством. Однако без учета индивидуальных особенностей обучаемых реализация этой модели приводит к нивелированию в личностном плане молодого поколения. Социоцентрической модели соответствовали существующие до последнего времени стандартные учебные планы и программы.
В противовес социоцентрической модели образования в последние годы в России и за рубежом на первый план стала выходить антропоцентрическая модель профессионального образования. В основу данной модели были положены идеи выдвижения на первый план человека, принципов гуманизации, демократизации и культурообразности образования. В соответствии с этой моделью образование должно исходить из личных интересов человека, его способностей и устремлений и строиться на основе уважения его личного достоинства.
Антропоцентрическая модель позволяет придать образовательному процессу гибкость и динамичность. При всех достоинствах данной модели при проектировании системы профессионально-правовой подготовки учителей необходимо учитывать и социальный заказ общества. Эффективность системы профессионально-правовой подготовки учителя в значительной степени зависит от того, насколько полно в содержании, средствах, методах и организационных формах обучения найдет свое отражение развитие современной науки, экономики, техники, При выборе модели профессионально-правовой подготовки следует придерживаться и социоцентрической, и антропоцентрической моделей.
Система профессионально-правовой подготовки курсанта может быть эффективно спроектирована и реализована, если изучить и учесть следующие обстоятельства:
• характерные особенности целей и условий учебно-воспитательного процесса,
• конкретные задачи учебно-воспитательного процесса,
• принципы отбора и структурирования содержания образования,
• содержание педагогической деятельности руководителей подготовки,
• противоречие между предстоящими перспективами развития и его настоящим состоянием,
• содержание самостоятельной деятельности обучаемого,
• существо затруднений, испытываемых обучаемым.
Для нас наиболее важными представляются принципы профессиональной направленности, преемственности, интеграции, единства обучения и воспитания, мотивации учения и труда, проблемности, индивидуализации обучения.
Рассмотрим специфику проявления данных принципов при проектировании профессионально-правовой подготовки курсанта. В соответствии с требованиями принципа профессиональной направленности и условиями его реализации стержнем структуры и содержания профессионально-правовой подготовки курсанта должна стать выбранная ими специальность. Но в любом случае необходимо обеспечить взаимосвязь в соотношении правовой и педагогико-методической
подготовки. Своеобразие состоит в том, что направленность происходит не только на правовое образование, отраслей права, но и на составляющую предстоящей деятельности курсанта.
При проектировании профессионально-правовой подготовки курсанта не обойти проблему обеспечения методической направленности преподавания различных циклов дисциплины в процессе его поэтапного обучения. Важным свойством правовых знаний является их динамичность. Правовые знания постоянно изменяются в соответствии с изменениями, происходящими в обществе. Эта особенность данной области знаний предъявляет определенные требования к характеру мышления курсантов. С этой точки зрения, курсантам необходимо постоянно повышать свой научный и педагогический уровень. Поэтому в структуре, содержании, методах и средствах обучения и воспитания следует предусмотреть сочетание учебного процесса с участием курсантов в правовой научно-методической деятельности. Требование принципа преемственности с учетом специфики профессионально-правовой подготовки состоит в следующем:
• социальный заказ общества на личностные и профессиональные качества офицера,
• взаимосвязанное развитие общекультурной, фундаментальной, психолого-педагогической, специальной подготовки,
• обеспечение тематического и хронологического согласования смежных курсов,
• оптимальный выбор и целесообразное сочетание методов, форм и средств обучения и воспитания курсанта,
• соблюдение единства педагогических действий.
Следуя принципу единства обучения и воспитания при проектировании системы профессионально-правовой подготовки курсанта необходимо учесть, что педагог должен быть хорошим организатором и руководителем учебного коллектива.
В связи с этим, курсант должен обладать высоким общим развитием в области культуры, общественной жизни, владеть навыками работы с людьми. Программно-целевой подход к согласованию всех компонентов интегрируемых этапов и ступеней подготовки курсанта является основой разработки технологии практической реализации системы взаимосвязей между последовательными звеньями профессионально-правовой подготовки курсанта.
Список литературы
1. Бабаскин В.С., Коржуев А.В., Сасоленко П.И. Фрагменты дидактики высшей школы: теория, методология, практика // пособие для начинающего аспиранта, преподавателя, слушателя ФПК, преподавателей
вузов / под ред. А.В. Коржуева. М.: Янус-К, 2000.
2.Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ВГУ, 1977.
3.Беспалько В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия // Педагогика. 1993, №5. С. 16-24.
4. Володин А.А. Системы менеджмента качества в вузе: Применение международного стандарта качества ISO 9001: 2008 в области обучения и образования. Монография. Подольск, 2009.
5. Волынкин В.И. Педагогика в схемах: учеб. пособие. Ростов-н/Д: Феникс, 2007.
6. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: учеб. пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагогов-практиков. СПб.: Просвещение, 1995.
7. Куприянова С. А. Теория и методика обучения праву: Учебно-методическое пособие. Орехово-Зуево: МГОГИ, 2008.
8. Левитан К.М. Юридическая педагогика. Учебник. М.: Изд-во НОРМА, 2007.
9. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2001.
N.A.Siniyeva
ESSENCE AND THE MAINTENANCE OF PEDAGOGICAL DESIGNING
OF PROFESSIONAL-LEGAL PREPARATION OF CADETS
Pedagogical designing of is professional-legal preparation of the cadet in military high school acts, as the way of qualitative preparation assuming creation of conditions for reception of is professional-legal knowledge through development of ways of professional work, including the description of the educational result focused on the decision of real professionally focused legal problems. The organization of process of is professional-legal preparation of the cadet starts with definition ofpersonal features, level of legal preparation, moral qualities of participants of educational process, in construction of the concept of is professional-legal preparation of the cadet in high school. Pedagogical designing is considered as интегративная set of methods, means, forms and technologies of preparation of the future officer, subjects of educational process realized in the course of direct interaction, providing demanded level of mastering of the maintenance of is professionallegal formation at methodological, theoretical, methodical, technological and tool levels and, thereby, promoting the achievement, set by educational standards and the quality standards, results of is professional-legal preparation in high school.
Key words: professional-legal preparation of cadets, personal features of the future officer, levels of development of legal knowledge, practice focused formation.
Получено 30.10.2011 г.