И.В. Левченко
Профессионально-педагогическая деятельность учителя информатики в условиях фундаментализации образования
Глобальные экономические изменения и кардинальные социальные преобразования в нашей стране, новые актуальные задачи дальнейшего развития образования и создание общеевропейского системы образования определили необходимость модернизации современной российской системы образования. При проведении такой модернизации, наряду с другими направлениями, большое внимание уделяется фундаментализации образования. Для того чтобы определить направления дальнейшего совершенствования методической подготовки учителя информатики, необходимо рассмотреть его роль в обеспечении фундаментализации образования.
Изучение научной литературы позволяет обобщить разные подходы и определить фундаментальность образования как направленность содержания образования на методологически значимые, системообразующие знания, инвариантные элементы человеческой культуры, способствующие развитию и реализации творческого потенциала обучаемого, обеспечивающие качественно новый уровень его интеллектуальной и эмоционально-нравственной культуры, создающие внутреннюю потребность в саморазвитии и самообразовании на протяжении всей жизни человека, способствующие адаптации личности в быстро изменяющихся социально-экономических и информационно-технологических условиях. Очевидно, что процессы фундаментализации, характерные для отечественной системы образования, влияют на профессионально-педагогическую деятельность учителя информатики.
Реформирование российской системы общего образования вообще и системы обучения информатике в частности выходит далеко за рамки локальных изменений в количестве часов, отводимых на учебную дисциплину, в содержании этой дисциплины, в организационно-методических аспектах процесса обучения. Современное школьное образование должно быть обеспечено высококвалифицированными педагогами, готовыми работать в новой социальноэкономической ситуации. Учителю сегодня необходимо быть готовым к про-фессионально-педаготической деятельности в образовательных учреждениях различного типа и профиля, уметь организовывать изучение информатики по различным программам и учебникам на различных уровнях усвоения. А самое главное — учитель должен быть готов к созданию ситуации непрерывного развития не только личности ребенка, но и своей собственной личности.
В настоящее время осуществляются глобальные изменения, связанные с гуманизацией образования и его фундаментализацией. Это, в свою очередь, определяет активное использование личностно ориентированных технологий обучения.
В то же время на смену культу успеваемости и дисциплины пришла ориентация на личность с ее правами и требованиями. Распространение идей гуманизма очень часто приводит к искажению представления о субъектности и объектности участников педагогического процесса, а расширение прав и свобод ребенка — к гипертрофии индивидуальных начал воспитания. Практика показывает, что обучение и воспитание ребенка в культе крайнего детского эгоизма и индивидуализма разрушает учебно-воспитательный процесс [1].
В условиях фундаментализации образования, на наш взгляд, необходимо создавать модель целостного воспитательного процесса, учитывающего единство и взаимозависимость всех его компонентов, признавать в качестве объекта гуманной педагогики не только «человека обучающегося, развивающегося и воспитывающегося», но и «человека обучающего, развивающего и воспитывающего», поднимать роль личности не только путем расширения ее прав, но и посредством повышения ее моральной ответственности за свои действия.
По нашему мнению, известный тезис, что личность может воспитать только личность, становится особенно актуальным. Пора со всей ответственностью сказать, что никакие супертехнологии и супермашины не смогут заменить педагога, что никакие самые совершенные педагогические идеи и стандарты не реализуются сами собой, что в образовании важно не только, каковы цели, содержание, методы, формы и средства обучения, но и кто будет осуществлять этот учебно-воспитательный процесс. Поэтому качество образования, его фундаментализация зависит, в первую очередь, от качеств личности педагога, а именно, от его профессионализма, социальной позиции, защищенности, нравственного состояния, активности позиции, любви к профессии, уважения к ребенку, чувства меры, способности к рефлексии своего профессионального поведения и многих других качеств [2].
Говоря о личностно ориентированном обучении в контексте фундаментализации образования, мы должны не только понимать значимость формирования личности ребенка, но и не забывать о значимости формирования личности педагога, воплощении его субъектности в педагогической действительности. Субъектность учителя проявляется в формулировании личностно-значимых образовательных целей, в интерпретации учебного материала для передачи его собственного ценностно-смыслового значения, в варьировании содержательными элементами, в акцентировании внимания на определенных аспектах содержания материала, в использовании собственного личностного потенциала для актуализации мотивационной и рефлексивной позиции учащихся в процессе обучения, во внесении модификаций в педагогическую технологию с учетом собственного опыта, в нахождении субъективного способа психологической поддержки и оценки деятель-
ности учащихся, в самооценке собственной эффективности [2]. В этом суть профессионализма учителя, и к этому его надо готовить.
В процессе профессионально-педагогического образования будущему учителю, осваивая общенаучные, общекультурные, общепрофессиональные и специальные области, необходимо овладеть опытом конструирования собственной педагогической системы. Учитель должен изначально формироваться как творческий субъект, а не как исполнитель инструкций. Будущему педагогу необходимо приобщаться к культуре выбора собственной педагогической позиции и адекватной ей технологии, приобретать опыт ориентирования в педагогических идеях. При этом именно фундаментальные педагогические знания могут стать направляющими в деятельности учителя.
Решение образовательных задач в современном личностно ориентированном педагогическом процессе требует более высокой квалификации от учителя. Сущность профессионально-педагогической деятельности, к которой готовится современный педагог, может быть представлена в двух направлениях.
Во-первых, профессионально-педагогическая деятельность учителя должна быть направлена на изучение ребенка и ситуаций его развития. От учителя зависит организация условий, в которых будет развиваться учащийся и осваивать дидактические единицы стандарта, реализованные в содержании учебника или в компьютерной программе. Это значит, что от учителя во многом зависит, что именно извлечет учащийся из такого обучения, приобретет ли учащийся инвариантные знания и умения, которые так важны с точки зрения фундаментализации обучения.
Во-вторых, профессионально-педагогическое воздействие учителя должно быть направлено на включение ребенка в освоение содержания не только через воспроизведение, но и через собственное открытие, на придание любому приобретаемому ребенком знанию и умению личностного смысла. Очень важно предоставлять возможность учащимся самостоятельно приобретать личностный опыт, который нельзя передать посредством обучения, а необходимо создавать ситуацию-событие, через ее переживание учащийся при адекватной поддержке учителя придет к собственному выводу, личностному знанию. Продиктованный вывод не будет по-настоящему принят и усвоен учащимся, а значит, знания и умения не будут по-настоящему фундаментальными. Необходимо приобщать ребенка к общечеловеческим ценностям, формировать у него новые культурные смыслы благодаря демонстрации значимости предлагаемого материала и приобретаемого опыта для удовлетворения потребностей ребенка, которые зачастую неизвестны ему самому и без соответствующей поддержки педагога не могут быть адекватно представлены в его сознании [2].
Современная профессионально-педагогическая деятельность не может быть сведена к изложению программного материала, и современные образовательные задачи не сможет решить специалист, хорошо знающий свой предмет, но без педагогического образования. Сегодня учителю необходимо уметь планировать индивидуальные образовательные маршруты
учащихся, организовывать развивающее обучение, реализовывать лич-ностно ориентированные технологии обучения, учитывать особенности социализации современного человека на различных этапах его онтогенеза, осуществлять индивидуальную поддержку его становления и развития, осуществлять разноуровневое профильное обучение, сетевую модель профильного образования, внедрять новые формы аттестации учащихся. Без фундаментальных профессионально-педагогических знаний и умений такие образовательные задачи решить невозможно.
Гуманизация образования и гуманитаризация общественного сознания ориентируют профессионально-педагогическую деятельность на формирование целостного человека как обучающегося и воспитывающегося, так и обучающего и воспитывающего. В этих условиях учителю нужны не столько инструкции и методические рекомендации по обучению определенным вопросам, сколько целостное педагогическое образование, включающее фундаментальную методическую подготовку, и как следствие — непрерывное самообразование и самосовершенствование.
Использование личностно ориентированных технологий обучения предполагает активную поддержку средств информационных технологий. Это нисколько не упрощает деятельность учителя, о чем мечталось несколько десятилетий назад, но зато открывает новые возможности для организации учебно-воспитательного процесса. Причем информационные технологии обучения оказывают принципиально новое воздействие на процесс обучения лишь в том случае, если они включены в личностно ориентированную модель обучения, в которой знания и умения рассматриваются не как самоцель, а как средство развития личности обучающегося. Внедрение информационных и телекоммуникационных технологий обучения в традиционную модель обучения не приводит к качественным изменениям ни в ценностном, ни в технологическом, ни в результативном аспектах, поскольку компьютер при этом реализует не свои специфические функции (например, возможность управляемого в интерактивном режиме моделирования и конструирования, информационную функцию), а функции педагога (например, контроль и репетиторство) [4].
По данным исследований [6], применение информационных и телекоммуникационных технологий в условиях личностно ориентированного обучения позволяет: индивидуализировать процесс освоения новых для учащихся знаний; дополнить и варьировать учебный материал, уровень его сложности; использовать одновременно несколько каналов передачи мультимедийной информации; повысить статус учащегося как субъекта обучения; активизировать самостоятельные действия учащихся; обеспечить интерактивный характер процесса обучения; обеспечить деятельностный характер процесса обучения.
Реализация перечисленных выше возможностей видоизменяет протекание психических процессов познавательной деятельности учащихся, увеличивает интенсивность этих процессов, перестраивает структуру познавательной деятельности учащегося, изменяет деятельность педагогов. Учите-
лю необходимо создать условия для присвоения учащимися различных форм общения и деятельности, для раскрытия происхождения теоретических знаний, для овладения обобщенными способами действий в различных ситуациях, для самостоятельных открытий учащихся в процессе поисковой деятельности. Создание перечисленных условий позволяет обеспечить фундаментальную подготовку учащихся.
Обеспечения целостности организации учебно-воспитательного процесса с использованием компьютерной техники достигается учителем за счет управления познавательной активностью отдельных школьников, учебной деятельностью как системой «учитель - компьютер - учащийся»; взаимодействием и сотрудничеством учителя и учащихся, самих учащихся. При этом компьютер как специфическое учебное средство реализует несколько основополагающих функций, а именно: выступает в качестве средства моделирования предметного содержания объектов усвоения; предметного содержания обобщенных способов действий; взаимодействий и организации совместной деятельности (типа «обучаемый - группа учащихся», «ученик -ученик», «учитель - ученик»); структур совместной деятельности и реализации содержания объектов усвоения форм контроля и оценки действий учащихся [5].
Современный образовательный процесс в условиях его фундаментали-зации характеризуется повышением теоретического уровня усвоения учащимися знаний. Причем важен не столько объем и количество приобретенных знания, сколько структура мыслительного процесса, богатство и сложность умственных операций [3]. Поэтому учителю необходимо так выстраивать процесс обучения, чтобы учащийся опирался не только на чужие, но и на собственные суждения и умозаключения, самостоятельно делал обобщения и формулировал выводы, критически относился к получаемой информации, оценивал изучаемые факты с точки зрения личностных установок, активно применял мыслительные операции при анализе теоретического материала, мог проявить себя в проблемно-поисковой деятельности.
Чтобы обеспечить полноценное усвоение учащимися знаний, учителю необходимо вооружить их эффективными методами и приемами самостоятельной работы, рациональными правилами ее организации и уметь пользоваться ими в своей учебно -познавательной деятельности. Следует обращать особое внимание, чтобы у учащихся рост запаса знаний сочетался с увеличением их системности, обогащением умений, развитием гибкости ума, усилением его самостоятельности и критичности.
В настоящее время процесс фундаментализации образования оказывает влияние на развитие всех школьных и вузовских учебных дисциплин, а также на развитие соответствующих методик обучения и воспитания. Методическая система обучения информатике не только успешно адаптируется к процессам фундаментализации образования, но и во многом выступает катализатором этих процессов. Так, именно учителя информатики активно апробируют на практике теоретические установки личностно ориентированного и разноуровневого и профильного обучения.
Выделим основные условия организации профессионалъно-педа-гогической деятельности учителя информатики, направленной на обеспечение более высокого теоретического уровня освоения учащимися учебного материала, что является основной идеей фундаментализации современного образования.
Во-первых, школьный курс информатики должен адекватно отражать современное состояние фундаментальной науки информатики. Так, курс информатики средней школы должен опираться на логику развития основных понятий науки информатики, раскрывать существо науки, отражать современные тенденции ее развития, вооружать учащихся знаниями и умениями. В то же время учителю необходимо не обучать основам фундаментальной науки информатики, а создать условия для разностороннего образования школьников в условиях фундаментализации обучения информатике.
Во-вторых, следует представить учащимся целостный курс на основе интеграции всех его разделов вокруг системообразующих стержней, создать возможность установления учащимися причинно-следственных связей между понятиями в изучаемом материале, увидеть структуру школьной информатики. Так, в школьном курсе информатики системообразующими стержнями являются информационные процессы, вокруг которых должно группироваться, выстраиваться и развиваться содержание курса. При этом понимание и усвоение учащимися учебного материала качественно повышается, становится более обобщенным. Всякое обобщение открывает возможности переноса усвоенных знаний и способов оперирования ими на новый материал. Этим обеспечивается расширение познавательных возможностей детей, более высокий теоретический уровень овладения знаниями.
В-третьих, необходимо наполнить изучаемый материал гуманитарной составляющей, раскрыть эмоционально-ценностные и нравственные отношения посредством изучаемого материала. Следует создать учащимся условия не только для обучения, но и для развития и воспитания. Например, изучая информационные процессы, их реализацию с помощью компьютера, следует уделять внимание этическим и эстетическим аспектам работы с информацией и компьютером, историческим и филологическим аспектам информационной деятельности человека.
В-четвертых, следует формировать и развивать мышление учащихся, избегать перенасыщения учащихся информацией. Сокращение удельного веса фактического учебного материала позволяет уменьшать нагрузку школьников, особенно их механической памяти. Так, вместо заучивания фактов, которые можно получить, пользуясь справочниками или сетью Интернет, следует предложить учащимся самостоятельно разработать алгоритм действий и организовать поиск информации. Например, при изучении аппаратного обеспечения компьютера не следует предлагать учащимся запоминать характеристики различных конфигураций компьютера, а целесообразно предложить в качестве домашнего задания подобрать оптимальные характеристики компьютера, предназначенного для определенного вида деятельности (для журналистов, дизайнеров, мультипликаторов и т.д.). При перегру-
женности учебных занятий фактическим материалом учащиеся запоминают его без осмысления, автоматически. Такие заучивания не способствуют умственному развитию школьников, а наоборот, тормозят его развитие.
В-пятых, большое внимание следует уделять обучению учащихся получать информацию различными способами, эффективным способам ее организации и работы с ней. Учителю необходимо прививать школьникам рациональные умения самостоятельной работы с книгой, справочниками и различными электронными ресурсами, приучать их к самоконтролю. Следует формировать у учащихся умения группировать информацию по степени значимости, осуществлять быстрый и эффективный поиск информации, правильно ее классифицировать, на основании обработки информации принимать грамотное решение о способах и степени ее использования. Так, на уроках информатики необходимо систематически использовать в качестве инструмента познания компьютерную технику, обращая внимание на рациональное и эффективное ее применение. Следует обучать представлению информации различными способами в зависимости от цели деятельности. Например, аппаратное обеспечение компьютера можно представить в виде схемы, графа, таблицы, списка и рисунка. Причем необходимо указать для какой цели, какой способ представления информации наиболее соответствует.
В-шестых, следует активно использовать межпредметные связи курса информатики с другими учебными дисциплинами, что позволит сформировать целостное представление об изучаемых основах различных наук как о единой науке. Например, использование табличного процессора для решения задач из курса математики, физики и других школьных предметов позволит актуализировать межпредметные связи, создаст объективную основу для интеграции различных содержательно-методических аспектов в процессе формирования теоретических знаний и практических умений.
В-седьмых, большое внимание следует уделять обучению способам применения сформированных знаний на практике, рациональному использованию компьютерной техники, что позволит качественно изменить возможности работы с различными видами информации. Так, изучение растрового и векторного способа представления графической информации следует закрепить при создании и редактировании рисунков в различных типах графических редакторов, а сформированные инвариантные знания позволят осмысленно выполнять необходимые для этого действия.
В современном понимании фундаментализация образования неразрывно связана с повышением познавательной активности учащихся, которая обеспечивает развитие активности и самостоятельности их познавательной деятельности, творческих способностей учащихся, потребности в непрерывном самосовершенствовании и самообразовании.
Познавательная активность учащихся основана на применении учителем информатики психологически и педагогически обоснованной системы методов, побуждающих школьников к самостоятельному применению основных логических приемов в процессе познания; на использовании учителем системы познавательных задач, усиливающих направленность мышле-
ния на раскрытие существенных и инвариантных сторон изучаемого материала; на установке учителя на осознание учащимися логической структуры своей познавательной деятельности и приемов умственной работы; на активизации учителем субъективных факторов, стимулирующих мыслительную деятельность школьников.
Рассмотренная профессионально-педагогическая деятельность учителя максимально приближает учебно-познавательный процесс к внутренним потребностям учащихся, связанным с их творческими устремлениями. Правильное использование возможностей интеллектуальной активности учащихся для обеспечения более высокого теоретического уровня освоения учащимися знаний позволяет повысить качество фундаментальной подготовки учащихся, а также фундаментализацию образования в целом. Для возможности реализации такой профессионально-педагогической деятельности необходимы новые модели методической подготовки учителя информатики.
Модель системы методической подготовки учителя информатики в условиях фундаментализации образования должна строиться на теоретических положениях гуманной педагогики и личностно ориентированного обучения, с учетом переноса акцента с субъект-объектных на субъект-субъектные отношения обучающего и обучающегося при активной роли последнего, с использованием системного подхода к организации процесса обучения.
Литература
1. Безрукова В, С. Личностный фактор в системе теоретической педагогике // Педагогика. - 2007. - № 5. - С. 14-22.
2. Болотов В, А„ Сериков В. В. Размышления о педагогическом образовании // Педагогика. - 2007. - № 9. - С. 3-11.
3. Буряк В. К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности // Педагогика. - 2007. - № 8. - С. 71-78.
4. Курова Н. Н. Проектная деятельность в развитой информационной среде образовательного учреждения. - М.: Федерация Интернет образования, 2002.
5. Рубцов В. В., Каптелт В. Я, Львовский В. А., Невуева Л Ю„ Уланов-ская И. М. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения И Информатика и образование. -1989. - № 3. - С. 3-16.
6. Сергеева Т, А. Новые информационные технологии и содержание обучения//Информатика и образование. - 1991.-№ 1. — С. 3-10.