Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРУЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРУЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Профессионально-ориентирующая среда университета / личностно-профессиональные компетенции будущего педагога / компоненты профессионально-ориентирующей образовательной среды / модель формирования личностно-профессиональных компетенций будущих педагогов в условиях профессионально-ориентирующей среды университета. / Professional orientation environment of the university / personal and professional competencies of a future teacher / components of a professionally oriented educational environment / a model for the formation of personal and professional competencies of future teachers in a professionally oriented environment of the university.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татаринцева Н. Ю.

В статье актуализируется проблема формирования и исследования профессиональной среды образовательных организаций. Автор анализирует понятия «среда», «образовательная среда», «профессиональная среда», «профессиональноориентирующая образовательная среда», а также факторы, способствующие реализации потенциала профессиональной среды образовательной организации в процессе формирования личностно-профессиональной компетентности будущих педагогов. В статье дается характеристика компонентов профессионально-ориентирующей образовательной среды университета, подчеркивается их влияние на процесс формирования компетенций будущих педагогов. Особое внимание уделено модели формирования личностнопрофессиональных компетенций будущих педагогов в условиях университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Татаринцева Н. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROFESSIONALLY-ORIENTED EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY AS A FACTOR IN THE FORMATION OF PERSONAL AND PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS

The article actualizes the problem of formation and research of the professional environment of educational organizations. The author analyzes such concepts as "environment", "educational environment", "professional environment", "professionally oriented educational environment", as well as factors contributing to the realization of the potential of the professional environment of an educational organization in the process of forming the personal and professional competence of future teachers. The article describes the components of the professionally oriented educational environment of the university, emphasizes their influence on the process of forming the competencies of future teachers. Special attention is paid to the model of formation of personal and professional competencies of future teachers in the conditions of the university.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРУЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

УДК 378

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРУЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

© 2024 Н. Ю. Татаринцева

аспирант кафедры педагогики и профессионального образования e-mail: kgustudprof@ yandex.ru

Курский государственный университет

В статье актуализируется проблема формирования и исследования профессиональной среды образовательных организаций. Автор анализирует понятия «среда», «образовательная среда», «профессиональная среда», «профессионально-ориентирующая образовательная среда», а также факторы, способствующие реализации потенциала профессиональной среды образовательной организации в процессе формирования личностно-профессиональной компетентности будущих педагогов. В статье дается характеристика компонентов профессионально-ориентирующей образовательной среды университета, подчеркивается их влияние на процесс формирования компетенций будущих педагогов. Особое внимание уделено модели формирования личностно-профессиональных компетенций будущих педагогов в условиях университета.

Ключевые слова: профессионально-ориентирующая среда университета, личностно-профессиональные компетенции будущего педагога, компоненты профессионально-ориентирующей образовательной среды, модель формирования личностно-профессиональных компетенций будущих педагогов в условиях профессионально-ориентирующей среды университета.

THE PROFESSIONALLY-ORIENTED EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY AS A FACTOR IN THE FORMATION OF PERSONAL AND PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS

© 2024 N. Y. Tatarintseva

Postgraduate student of the Department of Pedagogy and Professional Education

e-mail: kgustudprof@ yandex.ru

Kursk State University

The article actualizes the problem of formation and research of the professional environment of educational organizations. The author analyzes such concepts as "environment", "educational environment", "professional environment", "professionally oriented educational environment", as well as factors contributing to the realization of the potential of the professional environment of an educational organization in the process of forming the personal and professional competence of future teachers. The article describes the components of the professionally oriented educational environment of the university, emphasizes their influence on the process of forming the competencies of future teachers. Special attention is paid to the model of formation of personal and professional competencies of future teachers in the conditions of the university.

Keywords: professional orientation environment of the university; personal and professional competencies of a future teacher, components of a professionally oriented educational environment, a model for the formation of personal and professional competencies of future teachers in a professionally oriented environment of the university.

Вектор развития современного педагогического образования ориентирует профессиональные сообщества на реализацию идей опережения, поиск новых смыслов, целей, ценностей, технических и технологических, инфраструктурных аспектов, что предполагает системные, качественные и структурные изменения в подготовке педагога как «ключевой фигуры для обеспечения качества общего образования и будущего развития страны, реализации ценностно-смыслового подхода к подготовке учителей будущих поколений Российской Федерации» [4, с. 6]. Связано это с появлением новых требований к личности и деятельности педагога, поскольку обществу нужен педагог с развитым интеллектом, физическим и духовным здоровьем, общей культурой, профессионально ориентированный и мотивированный [3, с. 157].

Решение этих задач требует обновления системы подготовки педагогических кадров в вузах с учётом актуальной исследовательской повестки в сфере образования, обеспечения совместной деятельности образовательных организаций, реализующих программы педагогического образования, и социальных партнеров, работодателей для непрерывного наращивания личностно-профессиональных компетенций будущих педагогов [4, с. 12].

Согласно Национальному проекту «Образование» в университетах должна формироваться профессионально-развивающая образовательная среда как ценностная составляющая эффективной подготовки будущих педагогов, призванная обеспечивать качество их профессиональной подготовки, развитие личностных качеств, вместе с тем она должна обеспечивать вовлечение студентов в творческую, созидательную деятельность уже на этапе обучения в вузе. Это не только позволит создать условия для развития знаниевого компонента профессиональной подготовки, но и обеспечит формирование личностных качеств студентов, характеризующих их активность в личностно-профессиональной деятельности. В условиях образовательной среды определяется новый состав компетенций обучающихся, который сегодня принято называть надпрофессиональными, универсальными деловыми качествами индивидуума, позволяющими наилучшим образом выполнять поставленные задачи, добиваться успеха для выполнения профессиональных функций. Миссия педагога не может ограничиваться передачей знаний, учитель для ребенка должен стать наставником и другом, с которым интересно проводить исследования, ставить эксперименты, реализовывать инновационные проекты. Этому служит та профессиональная среда, которую создают вузы, реализующие совокупность надпрофессиональных (общие знания, ценности) и профессиональных (функциональная грамотность, психолого-педагогические знания) компетенций [4; 5].

По мнению известных российских педагогов С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, А.С. Макаренко и других, психолого-педагогические воздействия педагога должны быть направлены не на обучающегося, а на условия: внешние (среда, окружение, межличностные отношения, деятельность) и внутренние (эмоциональное состояние ребенка, его жизненный опыт, установки).

Как отмечает Л.В. Козилова, «образовательная среда педагогического университета, по данным таких исследователей, как В. А. Ясвин, М.В. Богуславский, Э.Д. Зеер, В.В. Сериков, Н.В. Черникова, рассматривается как сложный, динамичный и недостаточно изученный социально-педагогический феномен, обладающий разнообразными потенциалами развития, что позволяет моделировать среду университета под стоящие перед системой педагогического образования стратегические и тактические цели» [3, с. 78].

Согласно В.В. Серикову, в настоящее время особое внимание уделяется созданию условий для самореализации и мотивации студенчества, формированию

таких ценностей, как смыслотворчество, избирательность, рефлексия, самоценность активности. В.В. Сериков вводит понятие «личностно-развивающая образовательная среда» как ресурс подготовки педагога [6, с. 65].

Как подчеркивает В.В. Сериков, Э.Ф. Зеер в характеристику образовательной среды вуза вносит новый компонент «профессионально-образовательное пространство личности студента», обеспечивающее синергетический эффект благодаря сотрудничеству, сотворчеству участников образовательных отношений в университете [Там же].

В исследовании Л.В. Козиловой введено новое понятие - «профессионально-ориентирующая образовательная среда». Автор определяет профессионально-ориентирующую образовательную среду педагогического университета как «совокупность факторов, условий и структурно-функциональных элементов, обеспечивающих наполнение образовательного процесса гибкими учебными курсами и постоянно действующими педагогическими практиками, которые помогают студентам, будущим педагогам, в конструировании и моделировании индивидуальных образовательных траекторий на основе мотивации и готовности к профессиональной педагогической деятельности» [3, с. 212].

Эта позиция для нас является значимой в рассмотрении проблемы формирования личностно-профессиональных компетенций будущих педагогов, обновления необходимой инфраструктуры вуза, что предполагает наличие в структуре университета активных студенческо-преподавательских коммуникаций, когда путем наставничества, кураторства, тьюторства будущие педагоги осваивают полезный опыт успешных педагогов. Да и сами студенты становятся наставниками для обучающихся предпрофессиональных классов. Среда в данном случае формирует новое детско-взрослое педагогическое сообщество, где все учатся у всех. Создается модель бесшовного пространства качественной подготовки учителей будущего [7, с. 33].

Однако проблема формирования профессионально-ориентирующей образовательной среды университета как ценностного ориентира развития личностных и профессиональных компетенций студентов до настоящего времени не получила системного исследования.

В процессе исследования мы во многом опирались на разработанную В.А. Ясвиным четырехкомпонентную структуру модели «проектного поля среды»: пространственно-предметную, социальную, технологическую, субъектную, но внесли в нее ряд изменений с учетом синергетического подхода, а также новых идей кластерной организации образовательного процесса, обоснованных в работах В.В. Серикова и Э.Д. Зеера, Н.В. Черниковой.

Опора на идеи синергетики в субъектном компоненте, в нашем понимании, актуализирует авторские, творческие, инициативные, созидательные характеристики личности будущего педагога. Роль преподавателя при этом заключается в том, что он осуществляет мотивационное управление процессом обучения и творческой самореализации студентов, формулирует проблемно и практико-ориентированные ситуации, в которых они должны проявить находчивость, нестандартность мышления, педагогическую смекалку. В социальном компоненте для нас было важным описание процесса формирования нового детско-взрослого сообщества, в котором все строится на идеях полисубъектного взаимодействия. Студенты и школьники в этом взаимодействии часто выступают в роли нового союза наставников и полисубъектов при выполнении инновационных проектов. Преподаватели, взаимодействуя с этим новым союзом, выступают инициаторами формулировки проектных задач, творцами исследовательской составляющей проекта, что позволяет участникам проектной

деятельности приобрести опыт реализации таких инновационных проектов, как междисциплинарные и метапредметные.

Субъектный компонент профессионально-ориентирующей образовательной среды вуза направлен на обеспечение роста личностно-профессиональной компетентности обучающихся. Преподаватель, решая заданную проблему, призван, как наставник, вовлекать студентов в процессы ценности выбора, ценности примера успешного человека, ценности общего дела, кроме того, помогать им сформулировать некую новую идею, организовать сотрудничество с различными участниками, развивать их личностный потенциал, в том числе на объектах инновационной инфраструктуры университета и его социальных партнеров. В нашем понимании он приобретает черты субъектно-ценностного характера.

Технологический компонент представлен стратегией формирования учебных групп, воспитательной работой, психолого-педагогическим сопровождением детей, оценкой, отбором и содержанием образовательных курсов, в том числе учебно-методических материалов, индивидуальной траекторией обучающихся, программой по развитию личностного потенциала, внедрением новых технологий, в том числе в работе с педагогически одаренными детьми. В технологическом компоненте важную роль играет метод проектов. Разрабатывается совершенно иная технология его реализации, включающая развитие личностно-профессиональных компетенций участников проектной деятельности в условиях нового, детско-взрослого сообщества. И это можно рассматривать как инновационную профессионально-технологическую направленность.

Пространственно-предметный компонент видоизменяется за счет создания элементов инфраструктуры университета, наличия коворкинг-зоны и креативного пространства для организации совместной командной работы, организации проектной деятельности, проведения научно-исследовательской работы, коммуникации и партнерства школы и родителей. В пространственно-предметном компоненте среды инновации осуществляются за счет создания базовых кафедр на площадках социальных партнеров, которые предоставляют студентам возможность использования своей научно-образовательной базы во время проведения непрерывной практики. К числу таких базовых кафедр относится кафедра педагогики воспитания, которая открыта на базе МДЦ «Артек» в 2016 г. Она является структурным подразделением ФГБОУ ВО «Курский государственный университет». Студенты участвуют в конкретных проектах Артека, в том числе в «губернаторском лагере», который действует в рамках трехстороннего договора между Артеком, губернатором Курской области и Курским государственным университетом. Кафедра педагогики воспитания в настоящее время вместе со студентами, проходящими практику в Артеке, выполняет сетевой проект «Развитие школьных воспитательных систем».

Социальный компонент образовательной среды направлен на обеспечение возможности для удовлетворения интересов, потребностей всех участников образовательных отношений, повышения их самооценки и самоактуализации. В этой части в образовательной среде университета традиционно реализуются инновационные проекты в сотрудничестве с различными организациями на основе реализации принципа полисубъектности и применения формата детско-взрослого сообщества.

Таким образом, структура образовательной среды университета становится профессионально-ориентирующей. В нашем исследовании компонентами данной структуры являются: субъектно-личностный, социально-партнерский,

пространственно-креативный, проектно-технологический, личностный потенциал и рефлексия. Профессионально-ориентирующая образовательная среда университета, в нашем понимании, представляет собой развивающуюся целостность, обладающую

профессиональной направленностью, синергией, динамичностью, открытостью. Она выполняет интегрирующую, развивающую, ценностно-преобразующую, полисубъектную функции, опирающиеся на педагогические, инфраструктурные, партнерские ресурсы, обеспечивающие благоприятные условия для развития личностных качеств и профессиональных компетенций субъектов образовательных отношений как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности.

В контексте исследования разработана модель профессионально-ориентирующей образовательной среды университета, обеспечивающей формирование личностно-профессиональных компетенций будущих педагогов. Модель является отражением исследуемого объекта, содержит 6 блоков: целевой, методологический, содержательный, технологический, критериально-оценочный, результативный.

Цель Позитивная динамика в обеспечении качества и результатов формирования личностно-профессиональных компетенций будущих педагогов в условиях профессионально-ориентирующей образовательной среды университета

Целевой блок Задачи Формирование ценностного отношения к деятельности, направленной на формирование личностно-профессиональш [ компетенций; признание значимости данной компетенции в общей структуре подготовки педагога; развитие навыков самоорганизации Формирование системы профессионально значимых знаний, умений, опыта творческой деятельности в новом детско-взрослом сообществе Формирование способности и готовности применять полученные знания, умения и опыт творческой деятельности в практической ситуации

" I

N Подходы Системно-деятельностный Синергетический Компетентностный Рефлексивный

$ У Н нн о Е 2 к Принципы Профессиональной направленности, личностно-профессиональной ориентированности, нелинейности, развивающего сопровождения

Компоненты личностно-профессиональной компетентности Субъектно-личностный, социально-партнерский, пространственно-креативный, проектно-технологический, личностный потенциал и рефлексия

Учебные курсы Элективный курс «Профессионально-ориентирующая среда как фактор формирования личностно-профессиональных компетенций будущего педагога»

Дидактический материал Учебно-методический комплекс дисциплины «Профессионально-ориентирующая среда университета как профессионально-образовательное пространство личности студента»; перечень профессиональных задач, направленных на актуализацию профессионально-ориентированного содержания, совокупность традиционных и инновационных форм, интерактивных методов, средств, образовательных технологий, оценочные средства, проблемно-ситуационные задания, сценарии деловых и ролевых игр, компьютерные презентации

Педагогические условия Профессиональная направленность формирования личностно-профессиональных компетенций будущих педагогов в условиях профессионально-ориентирующей среды; ориентация образовательного процесса на участие студентов в мероприятиях, расширяюших традиционное понимание функций образовательной среды; ориентация целей и задач на решение наиболее актуальных проблем самореализации и саморазвития личности студентов в процессе формирования их личностно-профессиональных компетенций; введение в процесс подготовки студентов университета задач, связанных с формированием индивидуального опыта профессионально-личностного развития и опыта решения жизненно важных проблем и др.

и о ч

ю «

3 к

Л

4 <и н

сЗ *

<и ч о О

Критерии

Мотивационный

Когнитивный

Деятельностно-рефлексивный

Показатели

и

о

л

ю

й ы н

сг1

о н

е ц

о -

о н ь

л а

и р

е т

и р

К

Повышение интереса студентов к формированию личностно-профессиональных компетенций в условиях профессионально-ориентирующей среды вуза Удовлетворенность деятельностью по формированию личностно-профессиональной компетенции в условиях профессионально-ориентирующей образовательной среды Осознание значимости личностно-профессиональной составляющей в профессии будущего педагога; готовность к непрерывному профессионально-личностному саморазвитию

Знание ценностных основ

формирования личностно-

профессиональной компетенции

будущего педагога в условиях профессионально-ориентирующей образовательной среды вуза Знание полисубъектной составляющей взаимодействия с другими участниками процесса в новом детско-взрослом сообществе

Знание основ продуктивного взаимодействия участников

образовательных отношений в вузе

Сформированность умений осуществлять продуктивное взаимодействие в детско-взрослом сообществе Владение способами решения профессиональных педагогических задач на основе технологии полисубъектного взаимодействия Умение проектировать своё профессиональное будущее с учетом личностно-профессиональной доминанты

1 _

Результативный блок I Высокий уровень сформированности личностно-профессиональной компетенции

|| будущих педагогов в условиях профессионально-ориентирующей среды вуза

Продуктивность профессионально-ориентирующей образовательной среды университета оценивалась исходя из обоснованных критериев, показателей и уровней сформированности личностно-профессиональных компетенций будущих педагогов.

В исследовании сформулированы и выполняются педагогические условия, способствующие формированию личностно-профессиональной компетенции будущих педагогов в условиях профессионально-ориентирующей среды вуза:

1) профессиональная направленность формирования личностно-профессиональных компетенций будущих педагогов в условиях профессионально-ориентирующей среды;

2) ориентация образовательного процесса на участие студентов в мероприятиях, расширяюших традиционное понимание функций образовательной среды университета; 3) ориентация целей и задач на решение наиболее актуальных проблем самореализации и саморазвития личности будущих педагогов в процессе формирования их личностно-профессиональных компетенций; 4) введение в процесс подготовки студентов университета задач, связанных с формированием индивидуального опыта профессионально-личностного развития и опыта решения жизненно важных проблем.

Библиографический список

1. Абдуллаева, О. С. Повышение эффективности процесса подготовки к педагогической деятельности студентов вуза / О. С. Абдуллаева // Молодой ученый. -2013. - № 10. - С. 491-494.

2. Белим, С. В. Разработка электронной образовательной среды вуза / С. В. Белим, И. Б. Ларионов, Ю. С. Ракицкий. - Текст: непосредственный // Математические структуры и моделирование. - 2016. - № 4. - С. 122-132.

3. Козилова, Л. В. Теоретико-экспериментальное обоснование профессионально-ориентирующей образовательной среды педагогического университета: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.08 / Лидия Васильевна Козилова. - Москва, 2021.358 с.

4. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 года, № 1688-р.

5. Паспорт нацпроекта разработан Минпросвещения России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

6. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. - Москва: Логос, 1999. - 272 с.

7. Татаринцева, Н. Ю. Формирование воспитательного пространства университета / Н. Ю. Татаринцева, И. В. Ильина // Шамовские чтения: сборник статей Х1У Международной научно-практической конференции. - Москва, 2022. - С. 29-34.

8. Шапран, Ю. П. Образовательная среда вуза: типология, функции, структура / Ю. П. Шапран, О. И. Шапран // Молодой ученый. - 2015. - № 7. - С. 881-885.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.