Научная статья на тему 'Профессионально ориентированные задачи как средство оценки уровня сформированности лингводидактической компетенции бакалавров'

Профессионально ориентированные задачи как средство оценки уровня сформированности лингводидактической компетенции бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЗАДАЧА / ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОЙ (СПЕЦИАЛЬНОЙ) КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONALLY ORIENTED TASK / LINGUODIDACTIC COMPETENCE / FUTURE TEACHER OF A FOREIGN LANGUAGE / LEVEL OF DEVELOPMENT OF LINGUODIDACTIC COMPETENCE / COMPONENTS OF LINGUODIDACTIC (SPECIAL) COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Караваева Алина Сергеевна

Обосновывается актуальность профессионально ориентированных (лингводидактических) задач как объективного способа определения уровня сформированности лингводидактической компетенции будущего учителя иностранного языка. На примере одной из таких задач проиллюстрирована интерпретация уровней сформированности лингводидактической компетенции, определено их соответствие компонентному составу компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Караваева Алина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the relevance of professionally oriented (linguodidactic) tasks as an objective method to determine the level of formation of the linguodidactic competence of future foreign language teachers. Based on one of these tasks, the article illustrates the interpretation of the levels of formation of the linguodidactic competence, determines their compliance with the components of the competence.

Текст научной работы на тему «Профессионально ориентированные задачи как средство оценки уровня сформированности лингводидактической компетенции бакалавров»

известия вгпу

8. Плужник И.Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки: дис. ... д-ра пед. наук. Тюмень, 2003.

9. Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технология учебно-педагогических комплексов: Вопросы теории: мо-ногр. СПб. - Волгоград: Перемена, 1997.

10. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии. Волгоград: Перемена, 2000.

11. Штофф В.А. Моделирование и философия. Л.: Наука, 1966.

* * *

1. Bondarevskaja E.V. Cennostnye osnovanija lichnostno orientirovannogo obrazovanija // Pedago-gika. 1995. № 4. S. 29-36.

2. Gubina N.M. Formirovanie mezhkul'turnoj kompetencii studentov pri obuchenii delovomu anglij-skomu jazyku v jelektivnom speckurse (prodvinutyj uroven', special'nost' «Mirovaja jekonomika»): dis. ... kand. ped. nauk. M., 2004.

3. Elizarova G.V. Formirovanie mezhkul'turnoj kompetencii studentov v processe obuchenija ino-jazychnomu obshheniju: dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 2001.

4. Zimnjaja I.A. Kljuchevye kompetencii - novaja paradigma rezul'tata obrazovanija // vysshee obrazo-vanie segodnja. 2003. № 5. S. 34-42.

5. Il'in V.S. Formirovanie lichnosti shkol'nika (ce-lostnyj process). M.: Pedagogika, 1984.

6. Kir'jakova A.V. Teorija orientacii lichnosti v mire cennostej: monogr. Orenburg, 1996.

7. Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstven-nogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 44.03.04 «Profes-sional'noe obuchenie (po otrasljam)» (uroven' baka-lavriata): prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 1 oktjabrja 2015 g. N 1085 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/news/1/1420 (data obrashhenija: 16.06.2017).

8. Pluzhnik I.L. Formirovanie mezhkul'turnoj kommunikativnoj kompetencii studentov gumanitar-nogo profilja v processe professional'noj podgotovki: dis. ... d-ra ped. nauk. Tjumen', 2003.

9. Sergeev N.K. Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie: koncepcija i tehnologija uchebno-pe-dagogicheskih kompleksov: voprosy teorii: monogr. SPb. - Volgograd: Peremena, 1997.

10. Serikov V.V. Lichnostno orientirovannoe ob-razovanie: fenomen, koncepcija, tehnologii. volgograd: Peremena, 2000.

11. Shtoff V.A. Modelirovanie i filosofija. L.: Na-uka, 1966.

Model of formation process of intercultural communicative competence of students of non-linguistic specialities

The article represents the theoretical grounds for the model of the formation process of the intercultural communicative competence of students. The author describes the main stages of the model (conceptual, value-oriented, resultative and evaluative) that allow the formation of the intercultural communicative competence at each stage in the process of vocational training in accordance with the new educational standards.

Key words: intercultural communicative competence, students, foreign language teaching.

(Статья поступила в редакцию 24.07.2017)

а.с. караваева

(Волгоград)

профессионально ориентированные задачи как средство оценки уровня сформированности ЛингводидАктичЕской компетенции бакалавров

Обосновывается актуальность профессионально ориентированных (лингводидактиче-ских) задач как объективного способа определения уровня сформированности лингводи-дактической компетенции будущего учителя иностранного языка. На примере одной из таких задач проиллюстрирована интерпретация уровней сформированности лингводидактиче-ской компетенции, определено их соответствие компонентному составу компетенции.

Ключевые слова: профессионально ориентированная задача, лингводидактическая компетенция, будущий учитель иностранного языка, уровень сформированности лингводидакти-ческой компетенции, компонентный состав лингводидактической (специальной) компетенции.

На современном этапе развития педагогического образования одним из наиболее актуальных направлений является «создание единой модели аттестации преподавателей ино-

О Караваева A.C., 2017

странных языков с учетом официальных категорий и специфики работы в школе и вузе, основанной на современных профессиональных стандартах, российском и международном опыте» [5, с. 44]. Отсутствие унифицированных рекомендаций и инструментов для определения уровня сформированности профессиональной компетентности наблюдается применительно не только к практикующему педагогу, но и к будущему учителю иностранного языка на этапе итоговой аттестации в высшем учебном заведении.

В рамках проводимого нами исследования, посвященного контролю сформированно-сти лингводидактической компетенции будущего учителя иностранного языка, было предложено использовать профессионально ориентированные (лингводидактические) задачи для определения уровня сформированности лингводидактической компетенции будущего учителя иностранного языка [1].

В связи с пересмотром результатов обучения, отказом от традиционных форм и методов контроля, «безусловно, имеющих потенциал, но весьма ограниченный, поскольку они способны выявить лишь небольшое количество объектов владения» [6, с. 4], рассматриваемый вид заданий выступает именно тем объективным и надежным инструментом, который одновременно позволяет студенту в полном объеме показать знания теоретического материала, осмысленно применяя их на практике, а также самостоятельно осуществить целепола-гание и системный анализ рассматриваемой проблемы.

Процесс решения лингводидактических задач ставит будущего специалиста лицом к лицу с проблемными ситуациями, возникающими в работе учителя, заставляет его продемонстрировать накопленные за весь период обучения обобщенные знания и умения для их разрешения и доказать свою готовность действовать в реальном образовательном процессе. Проиллюстрируем сказанное различными типами профессионально ориентированных задач, предлагаемых нами для определения уровня сформированности лингводидак-тической компетенции обучающихся. Рассматриваемая тематика задач охватывает все разделы методики обучения иностранному языку.

Один из разделов «Грамматический аспект обучения иностранному языку» включает в свой состав профессионально ориентированные (лингводидактические) задачи по следующим темам: «Цели обучения грамматике», «Отбор грамматического материала», «Эта-

КИЕ НАУКИ -

пы работы над грамматическим материалом», «Упражнения для формирования грамматических навыков», «Правило как ориентир для понимания грамматического явления и применения языковой единицы в речевом общении». Комплексные задачи состоят из блоков заданий, каждый из которых соответствует определенному уровню сформированности линг-водидактической компетенции (репродуктивный, практический, продуктивный).

успешное выполнение заданий, входящих в первый блок, свидетельствует о сфор-мированности репродуктивного уровня. Данный уровень подразумевает, что обучающийся умеет с опорой или без нее опознавать основные методические единицы в тексте задачи; по необходимости может воспроизводить отдельные понятия и определения лингводидактики; выделяет (различает) из нескольких представленных объектов именно те, о которых спрашивается; а также способен интерпретировать представленную для решения профессионально ориентированную задачу. Второй блок заданий соответствует практическому уровню, когда обучающийся умеет самостоятельно применять имеющиеся знания и алгоритмы при решении типовых задач, возникающих в реальной деятельности преподавателя иностранного языка. Заключительным является продуктивный уровень, который достигается при решении задач, включенных в третий блок. На этом этапе обучающийся способен применять усвоенный материал при решении нестандартных профессионально ориентированных задач, анализируя и преобразуя исходные условия задачи, сводя их к ранее изученным типовым методам и даже используя межпредметные знания [1, с. 69].

Обратимся к типичным контекстам, в которых интерпретируются уровни сформиро-ванности лингводидактической компетенции на примере профессионально ориентированной задачи по одной из вышеперечисленных тем - «Упражнения для формирования грамматических навыков».

Б л о к 1

1. Соотнесите упражнения для формирования грамматических навыков и их характеристики (см. табл. 1 на с. 40).

2. Заполните таблицу, определив виды упражнений, перечисленные в предыдущем задании (см. табл. 2 на с. 40).

Блок 2

Проанализируйте виды упражнений с их характеристиками и заполните таблицу, выявив достоинства упражнений и возможные

известия вгпу -

Таблица 1

А. Имитативные упражнения 1. Вид упражнений по способу их выполнения, обеспечивающий большую повторяемость изучаемых структур

В. Упражнения в узнавании и дифференциации грамматического явления 2. Вид имитативных упражнений, характеризующийся отсроченным воспроизведением заученного материала

С. Упражнения в трансформации 3. Вид упражнений, требующий переключения сознания учащихся на смысл высказывания, на выполнение коммуникативной задачи

D. Упражнения в субституции (подстановочные) 4. Вид упражнений, предусматривающих тренировку способом учения - повторение

Е. Репродуктивные упражнения 5. Вид упражнений, при которых прибегают к использованию родного языка

F. Переводные упражнения 6. Вид упражнений, требующий от обучающегося самостоятельного вычленения грамматического явления при выполнении коммуникативной задачи

G. Вопросно-ответные упражнения 7. Вид упражнений, предоставляющий возможность осуществлять замены, сокращения, комбинирование при использовании грамматической структуры в речевом общении

Таблица 2

Пример Бид упражнения

1. Переведите предложения и объясните выбор грамматической формы.

2. Преобразуйте два простых предложения в сложное.

3. Подготовьте подробный пересказ текста. Используйте в тексте данные грамматические структуры.

4. Замените подчеркнутые слова антонимами.

5. Повторите фразу вслед за диктором.

6. Работая в группе, узнайте, как Ваш друг провел летние каникулы.

7. Подчеркните следующие грамматические формы в предложении.

Таблица 3

Биды упражнений Достоинства Возможные проблемы

1. Имитативные упражнения

2. Упражнения в узнавании и дифференциации грамматического явления

3. Упражнения в трансформации

4. Упражнения в субституции (подстановочные)

5. Репродуктивные упражнения

6. Переводные упражнения

7. Вопросно-ответные упражнения

проблемы, возникающие при работе с ними (см. табл. 3).

Блок 3

Какие из перечисленных выше видов упражнений могут быть применены для изучения The Present Continuous Tense? Обоснуйте свое мнение, взяв во внимание особенности как данного грамматического материала в целом, так и видов упражнений в отдельности.

Разработайте комплекс упражнений для любого грамматического явления, включающего в свой состав по возможности все из пе-

речисленных выше видов упражнений. Обдумайте, в какой последовательности Вам необходимо расположить упражнения.

Соответствие блоков заданий по теме «Упражнения для формирования грамматических навыков» и уровней сформированно-сти составляющих лингводидактической компетенции (когнитивный, операционально-дея-тельностный, эмоционально-личностный компоненты), структурированных нами ранее в виде матрицы [2, с. 38], наглядно продемонстрировано в представленной ниже сводной таблице (см. табл. 4 на с. 41).

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

Таблица 4

Соответствие блоков заданий по теме «Упражнения для формирования грамматических навыков» и уровней сформированности составляющих лингводидактической компетенции

Компоненты лингводидактической (специальной) компетенции

к 3 н ь вн ни ет вт К1 Знать теорию обучения ИЯ - технологию, средства, методы, формы, принципы, виды, приемы (в том числе выходящие за рамки учебных занятий)

о л РЗ о - & е КЗ Знать понятийный аппарат теоретической лингвистики, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации

ся к о л § ® ё я 2 оч ОД1 Владеть навыками и умениями проектирования и организации образовательного процесса на основе знания теории обучения ИЯ в соответствии с общими и специфическими закономерностями и особенностями возрастного развития личности, а также нормативными документами в области образования

& ри ^ й нн 3 1-1 & ОД2 Владеть навыками и умениями проведения систематического анализа эффективности учебного процесса (учебных занятий, подходов к обучению, учебных материалов)

К2 Владеть системой лингвистических знаний (основные фонетические, лексические, грамматические, стилистические, словообразовательные явления и закономерности функционирования изучаемого языка, его функциональные разновидности)

& К4 Знать содержание документов в области образования - законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в РФ; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; ФГОС дошкольного, начального, общего и основного общего, среднего общего образования, законодательство о правах ребенка; трудовое законодательство и др.

т к о л ны в Е ^ д о р е ОДЗ Владеть навыками и умениями разработки новых учебных материалов по определенной теме, программ учебных дисциплин, работы с источниками, учебниками, учебными пособиями и дидактическими материалами по ИЯ, основами современной информационной и библиографической культуры

РЗ ь я П) в о ОД6 Владеть навыками и умениями восприятия, понимания, многоаспектного анализа устной и письменной речи на изучаемом ИЯ

£ ОД8 Владеть навыками и умениями реализации современных (в том числе интерактивных) форм и методов воспитательной работы как на занятии, так и во внеурочной деятельности (игровой, учебно-исследовательской, художественно-продуктивной, культурно-досуговой и др.)

ОД9 Владеть навыками и умениями использования в образовательном процессе разнообразных ресурсов, в том числе потенциала других учебных предметов

ЭЛКЗ Быть способным и готовым управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их на учебно-познавательную деятельность

Примечание. Когнитивный компонент - К, операционально-деятельностный компонент - ОД, эмоционально-личностный компонент - ЭЛ.

Таким образом, компоненты лингводидактической (специальной) компетенции проверяются опосредованно во всех блоках профессионально ориентированной задачи. Задания находятся во взаимосвязи и характеризуются постепенным усложнением, что способствует четкому разграничению уровней сформи-рованности интересующей нас компетенции. В свою очередь каждый уровень демонстрирует владение будущим учителем иностранного языка набором определенных компонентов специальной компетенции. При условии

успешного выполнения обучающимся заданий всех трех блоков на этапе итоговой аттестации можно заключить, что у него полностью сформирована лингводидактическая (специальная) компетенция.

Использование отдельных элементов профессионально ориентированных (линг-водидактических) задач в ходе текущего контроля позволит обучающемуся ознакомиться с форматом заданий, а также сформировать представления об их содержательной части.

известия вгпу

Список литературы

1. Караваева А.С. Лингводидактическая компетенция будущего учителя иностранного языка: способ определения уровня сформированности // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2017. № 1(114). С. 68-73.

2. караваева А.С. лингводидактическая (специальная) компетенция бакалавра педагогического образования: специфика, структура, содержание // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2015. № 9-10(104). С. 34-39.

3. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник / Н.И. Гез, М.В. Ляхо-вицкий, А.А. Миролюбов [и др.]. М.: Высш. школа, 1982.

4. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность: кол. моногр. / под ред. А.А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2010.

5. Соловова Е.Н., Боголепова С.В. Современные подходы к определению профессиональной квалификации преподавателя иностранного языка // Иностр. языки в школе. 2017. № 4. С. 36-45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Тарева Е.Г. Инновационный потенциал лингвообразовательных традиций: компетентност-но ориентированный контроль // Иностр. языки в школе. 2015. № 6. С. 3-8.

7. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке: учеб. пособие для преподавателей и студентов языковых вузов /

А.Н. Щукин. М.: Изд-во Икар, 2011.

* * *

1. Karavaeva A.S. Lingvodidakticheskaja kompe-tencija budushhego uchitelja inostrannogo jazyka: sposob opredelenija urovnja sformirovannosti // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2017. № 1(114). S. 68-73.

2. Karavaeva A.S. Lingvodidakticheskaja (spe-cial'naja) kompetencija bakalavra pedagogicheskogo obrazovanija: specifika, struktura, soderzhanie // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2015. № 9-10(104). S. 34-39.

3. Metodika obuchenija inostrannym jazykam v srednej shkole: uchebnik / N.I. Gez, M.V. Ljahovickij, A.A. Miroljubov [i dr.]. M.: Vyssh. shkola, 1982.

4. Metodika obuchenija inostrannym jazykam: tradicii i sovremennost': kol. monogr. / pod red. A.A. Mi-roljubova. Obninsk: Titul, 2010.

5. Solovova E.N., Bogolepova S.V. Sovremen-nye podhody k opredeleniju professional'noj kvalifikacii prepodavatelja inostrannogo jazyka // Inostr. jazyki v shkole. 2017. № 4. S. 36-45.

6. Tareva E.G. Innovacionnyj potencial lingvo-obrazovatel'nyh tradicij: kompetentnostno orientiro-vannyj kontrol' // Inostr. jazyki v shkole. 2015. № 6. S. 3-8.

7. Shhukin A.N. Metodika obuchenija rechevo-mu obshheniju na inostrannom jazyke: ucheb. posobie dlja prepodavatelej i studentov jazykovyh vuzov / A.N. Shhukin. M.: Izd-vo Ikar, 2011.

Professionally oriented tasks as a means of assessing the level of formation of linguodidactic competence of bachelors

The article deals with the relevance of professionally oriented (linguodidactic) tasks as an objective method to determine the level of formation of the linguodidactic competence of future foreign language teachers. Based on one of these tasks, the article illustrates the interpretation of the levels of formation of the linguodidactic competence, determines their compliance with the components of the competence.

Key words: professionally oriented task, linguodidactic competence, future teacher of a foreign language, level of development of linguodidactic competence, components of linguodidactic (special) competence.

(Статья поступила в редакцию 24.07.2017)

л.и. Столярчук, л.и. алёшина, и.А. столярчук, сю. Федосеева

(Волгоград)

ФОРМИРОБАНИЕ РЕПРОДУКТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ

Представлены результаты исследований сотрудников научно-методического Центра «Здоровье» (физиологический аспект) и научно-исследовательского Центра гендерных исследований (педагогический аспект) Волгоградского государственного социально-педагогического университета об эффективности формирования репродуктивной культуры студенческой молодежи, способствующей улучшению состояния репродуктивного здоровья последней.

Ключевые слова: репродуктивная культура, репродуктивное здоровье, гендерный подход в воспитании.

Современный мир претерпевает масштабные преобразования, характеризующиеся ухудшением репродуктивного здоровья молодежи вследствие неблагополучного социального и

© Столярчук Л.И., Алёшина Л.И., Столярчук И.А., Федосеева С.Ю., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.