Научная статья на тему 'Профессионально–образовательные проблемы современной социально-экономической ситуации в малом городе России'

Профессионально–образовательные проблемы современной социально-экономической ситуации в малом городе России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROBLEM-ORIENTED ANALYSIS / MECHANISM OF SELF-DEVELOPMENT / SOCIAL- ECONOMIC SITUATION / PROFESSIONAL - EDUCATIONAL SITUATION / STRATEGY OF DEVELOPMENT OF A SMALL TOWN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харлов М. А.

The current political and social-economic processes in Russia show us the importance of the roles of education in the destiny of our country and its towns. I.P. Smirnov writes that multiple attempts to find out the ways of reforming of education are often ineffective. The author gives us the analysis of the features of social – economic and professional – educational situation in condition of a small town and determines the decision of the problem of management of the development educational institutions in small towns.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально–образовательные проблемы современной социально-экономической ситуации в малом городе России»

ПЕДАГОГИКА

(Специальность 13.00.08)

© 2013 г. М.А.Харлов УДК 37

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В МАЛОМ ГОРОДЕ РОССИИ

[Professional-and-education problems of modern social-and-economic situation in small towns of Russia]

The current political and social-economic processes in Russia show us the importance of the roles of education in the destiny of our country and its towns. I.P. Smirnov writes that multiple attempts to find out the ways of reforming of education are often ineffective. The author gives us the analysis of the features of social - economic and professional - educational situation in condition of a small town and determines the decision of the problem of management of the development educational institutions in small towns.

Key words: problem-oriented analysis, mechanism of self-development, social-economic situation, professional - educational situation, strategy of development of a small town.

В условиях рыночной трансформации радикально меняется вся система социально-экономического развития России. При этом одной из важнейших становится проблема характера, направлений и способов взаимодействия традиционных форм жизнеобеспечения, которые были исторически выработаны локальными сообществами и находятся во взаимосвязи с местными природно-географическими особенностями, социальными, экономическими и экологическими условиями, и новых рыночных механизмов. Рыночные преобразования нарушили сложившиеся ранее социально-экономические механизмы, не создав новых, что привело к разрушению системы функционирования малых территориальных образований.

Первым решительным шагом на пути разрешения обозначенной проблемы стала «Федеральная комплексная программа развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономических реформ» (Постановление Правительства РФ от 28.06.1996 г. № 762).

«Основная цель Программы - обеспечение выхода из кризиса и создание условий для устойчивого саморазвития малых и средних городов в период формирования рыночных отношений» [1, с. 10].

В частности, в ней отмечалось: «В условиях промышленного спада, когда значительная часть градообразующих предприятий сократила объемы производства, восстановление реального сектора экономики, развитие новых субъектов рынка является основным фактором социально-экономического развития малых городов» [1, с. 3]. Как следствие, большое значение в программе уделялось соответствующему профессиональному кадровому обеспечению этих целей, «...поддержке и развитию в условиях рыночной экономики учреждений культуры и образования малых и средних городов» [1, с. 10].

В контексте нашего исследования следует отметить и еще следующий важный аспект данной программы. А именно, то что она видит разрешение существующих проблем, прежде всего через «.формирование в малых и средних городах механизмов саморазвития» [1, с. 10] (в том числе в области профессионального образования).

К сожалению, в 2000-м г. программа, несмотря на протесты ряда политических партий и общественности, была свернута, так и не решив большинство стоящих перед ней задач. Более того, появилась другая, совершенно противоположная, крайняя точка зрения. «Население большей части малых моногородов законсервировано, возможности для восстановления его потенциала нет. Число жителей не растет, институты социализации отсутствуют. Развивать малые города бесперспективно. Надо идти другим путем: создавать общие условия для ускоренной миграции населения из малых монопрофильных городов в большие и таким образом обеспечить перевод процесса урбанизации на качественно иную основу. . Пришло время решать сохранять ли провинциальную городскую систему России, которая за последние годы потеряла более 20000 населенных пунктов, или сосредоточить ресурсы для привлечения инвестиций и модернизации. ... Надо развивать большие города и городские агломерации» [2, с. 8].

В противовес этой радикальной точки зрения, 2-3 февраля 2011 г. состоялся Всероссийский форум «Модернизация, инновационное и технологическое развитие малых городов - путь в будущее» и начата подготовка «Национальной общественно-государственной программы модернизации, инноваци-

онного и технологического развития малых городов и регионов» и концепции «Основные положения государственной политики устойчивого развития малых и средних городов Российской Федерации».

В этих перспективных документах под стратегией развития малого города в настоящее время понимается «комплексный документ, устанавливающий цели, задачи и показатели развития территории, направления их достижения на среднесрочную и долгосрочную перспективу в виде системы региональных и муниципальных программ и проектов, реализуемых под руководством местных органов самоуправления» [3, с. 1]. Без такой стратегии не представляется возможным управлять происходящими в малых городах социально-экономическими процессами. «Сущность управления малыми городами в современных условиях при сокращении внешних источников развития видится в самостоятельном определении и регулировании направления, темпов и характера развития, для чего необходимы соответствующие управленческие механизмы» [4, с. 4].

Но что особенно важно, интеллектуальная компонента социально-экономического развития малых городов видится одним из основных факторов их развития. А научно-образовательная инфраструктура - особым инструментом организации и управления социально-экономическими процессами, одним из национальных ресурсов обновления и развития малых городов России и страны в целом [3; 4].

Такая позиция согласуется с Лиссабонской стратегией Европейского Совета, принятой в марте 2000 года. Заключения Лиссабонского саммита продемонстрировали возрастание значения образовательной политике в ЕС в 20002010 гг. «Система образования и профессиональной подготовки определены стратегией в качестве: необходимой составляющей общей политики ЕС; средство реформирования социально-экономической сферы ЕС; средство повышения конкурентоспособности ЕС в мире» [5, с. 87]. Система образования в Европе воспринимается как социальная ценность и средство сохранения традиций и культурного разнообразия европейских стран. Кроме того, образовательная политика видится одним из действенных государственных инструментов для политической социализации, формирования идентичности, обеспечения демократической стабильности и экономического преуспевания.

Образование в общемировой практике повсеместно рассматривается как основной инструмент общественной модернизации, касается ли это малых территориальных образований, или страны в целом.

Как следствие, сформировались следующие общепризнанные цели образовательных политик:

• политические;

• социальные;

• экономические.

Квинтэссенцией которых является: обеспечение условий для полноценного удовлетворения потребностей граждан, общества, государства (малого города), социально-экономического развития страны (малого города), рынка труда в подготовке высококвалифицированных специалистов, в постоянном повышении их уровня и профессиональной мобильности, что обеспечит конкурентоспособность страны (малого города) или прилегающей территории).

Ведущим специалистом по образованию Европейского фонда профессиональной подготовки (ETF) П. Салбергом [6] обобщены результаты сравнения факторов конкурентоспособности стран и проводимых образовательных реформ. Они представлены в нашей интерпретации с учетом специфики исследований на рисунке 1. При этом он подчеркивает: «Для экономической конкурентоспособности необходимы не только конкуренция между образовательными системами, образовательными учреждения и обучающимися, а построение социальных сетей (networking), более тесное сотрудничество и открытый обмен идеями на всех уровнях» [6, с. 1].

Рисунок 1

Факторы экономической конкурентоспособности стран и проводимых образовательных реформ Планируемые изменения

^ т-г Учебная Фиксированные

Экономическая Принятие рисков ^ ^ _ _

/ / группа результаты Образовательные

конкурентоспо

реформы

собность

Креативность Образовательное Ответственность

учреждение

Гибкость Система профессионального Ставдартгоадм

образования

Экономические Образовательная

условия политика

Более того, «система образования в современных условиях смены типов культур и экономического развития призвана решать проблему перехода общества к новой модели устойчивого развития, которая связывается с управлением социоприродной эволюцией на базе общественного интеллекта и образованного общества» [7, с. 26].

«В этой модели устойчивого развития человечества ведущим законом становится закон опережающего развития качества образовательных систем в обществе и качество общественного интеллекта. Главной целью современного опережающего образования становится культура личности в сочетании с ее нелинейным синергетическим стилем мышления, владеющий «методологией циклично-волнового освоения будущего», которая формируется, опираясь на новую синергетическую парадигму фундаментальности образования [8, с. 18]. При этом во всех случаях важна роль государственного финансирования систем образования.

В этой связи нельзя обойти вниманием результаты исследований взаимосвязей экономического роста стран и расходами на модернизацию образова-

тельных систем. «Проводимые исследования показывают, что в прошедшее столетие периоды значительного экономического роста наблюдались в тех западных странах, где благодаря значительным бюджетным вливаниям в образовательную систему в момент стагнации, предшествующей экономическую росту, осуществлялось накопление человеческого капитала.

Теория эндогенного экономического роста, получившая свое развитие в 1990-е гг., реабилитировала роль государства в финансировании процесса накопления человеческого капитала. Большинство промышленно развитых стран увеличили свои расходы на образование и науку, что является непременным условием устойчивого экономического роста и конкурентоспособности стран и территорий» [9, с. 38].

Благодаря постоянному потоку информации и гармонизации образовательных политик путем распространения глобальной практики обмена лучшим опытом в сфере образования, образовательные реформы в различных странах основаны на схожих предпосылках, ценностях и характеристиках. С учетом этого и в Российской Федерации подготовлен ряд документов, определяющих направления модернизации профессионального образования, а также формирования ее конкурентной среды.

Так, «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р) констатирует: «В середине текущего десятилетия в России в основном завершен переход к рыночной экономической системе. Создана система базовых правовых норм и других институтов, обеспечивающих развитие рыночных отношений. На повестке дня стоит задача повышения эффективности деятельности этих институтов.

Начавшаяся реализация национального проекта в области образования позволила значительно модернизировать эту сферу, устранить или смягчить часть имеющихся диспропорций. Главные цели национального проекта «Образование» в основном достигнуты: экономический рост приобрел устойчивый характер, заложены основы масштабных структурных и институциональных изменений. Сегодня перед российской экономикой стоят новые вызовы и задачи, решение которых требует новых подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу» [10, с. 4].

Российская экономика, в целом, экономика малых городов, в частности, оказалась перед долгосрочными системными вызовами, отражающие как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Концепция определяет их: «Первый вызов - усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки, товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и систем национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого капитала. Второй вызов - ожидания новой волны технологических изменений. Третий вызов - возрастание человеческого капитала как основного фактора экономического развития» [10, с. 9].

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции.

При этом подчеркивается, что предлагаемый инновационный социально-ориентированный тип экономического развития РФ имеет ряд качественных и количественных характеристик. Среди этих характеристик для целей исследования важно выделить: «Формирование новой экономики - экономики знаний и высоких технологий, которая становится одним из ведущих секторов национальной экономики, сопоставимым к 2020 году по своему вкладу в валовой внутренний продукт с нефтегазовым и сырьевым секторами. Под экономикой знаний и высоких технологий понимаются сферы профессионального образования и др. Расходы на образование за счет государственных и частных источников составят 6,5-7% валового внутреннего продукта в 2020 г.

Развитие человеческого капитала - предполагает с одной стороны создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды, с другой - повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики» [10, с. 17]. В заключение в Концепции утверждается: «Повышение конкурентоспособности российского образования станет критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг» [10, с. 36]. «Национальная доктрина образования Российской Федерации на период до 2025 года» [11] формулирует принципиальные требования к стра-

тегии и политике в образовательной сфере и содержит ряд новаторских предложений по реформированию системы образования и обеспечения персональных гарантий граждан на получение профессионального образования.

В частности, «образование будущего должно отличать:

• адекватность образования, его соответствие потребностям и задачам развития экономики, культуры, науки и технологий как в общероссийском контексте, так и в региональном и локальном измерениях;

• международный характер образования, более органичное сочетание в его содержании и организации лучших отечественных традиций с подходами и принципами, утверждающимися в мировой практике» [11, с. 10].

Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования на 2009-2012 года», созданная по поручениям Президента РФ от 17.03.2008 Пр. №427, п. 3 и Правительства РФ от 22.03.2008 №ВЗ-П45-1745, п. 3, конкретизирует положения Концепции и Доктрины, в частности через изменение принципов управления образованием:

«Изменение принципов управления образованием:

• общественность участвует в управлении и контроля качества образования;

• учебные заведения регулярно обеспечивают потребителей и общественность информацией о своей деятельности.;

• возрастание роли самоуправления» [12, с. 4].

В своем выступлении на заседании «Правительственного часа» в Государственной Думе РФ 08.05.2009 «О мерах предпринимаемых Правительством РФ по повышению качества и конкурентоспособности образовательных услуг» министр образования и науки А. Фурсенко заявил: «Трансформация образования будет возможна только в новых организационно-экономических условиях и на новых принципах управления» [13, с. 5].

«Современный мир, включая Россию, уже вступил в постиндустриальную эпоху, когда большая часть экономического богатства создается вне среды материального производства. Многократно увеличивается значимость и стоимость интеллектуального труда, в геометрической прогрессии возрастает роль информации и информационных технологий, а экономика знаний становится важнейшей отраслью народного хозяйства» [14, с. 1].

Усиление воздействия профессионального образования на экономический рост страны и территорий видится: «За счет повышения профессиональной

квалификации и деловой активности рабочих и специалистов, которые не просто восполнять убыль трудоспособного населения, но и удвоят, утроят производительность труда» [15, с. 6].

Социально-экономическая ситуация в малых городах особенно требует создания четкого представления о механизмах формирования результативных образовательных систем, так как это позволяет акцентировать внимание на самом существенном в образовательной деятельности и значительно повысить педагогическую эффективность. При этом акцент в соответствии с мировыми тенденциями, как считает О.Н. Арефьев, должен быть сделан на следующем:

• превращение современных учреждений профессионального образования в эпицентры программирования регионального развития, причем развития, понимаемого не только в экономическом, но и шире - в социальном, культурном, экологическом смысле;

• тенденции становления новой, инновационно-предпринимательской модели учреждения профессионального образования;

• приближении достаточно радикального изменения всей традиционной идеи профессионального образования, связанного с «образованием длиною в жизнь» и «образованием шириною в жизнь» [16, с. 146].

Управление же образованием осуществляется тем успешнее, чем активнее происходит взаимодействие с общекультурными нормами, тенденциями и моделями. Подобный обмен результативен как с содержательной, так и с организационной стороны в деле образовательного реформирования.

Анализ научных публикаций (И.В. Зиновьева, A.A. Лейбович, А.М. Новиков, П.Н. Новиков, В.А. Поляков, И.П. Смирнов, Л.Г. Соломко, Е.В. Ткачен-ко, Л.Д. Федотова, В.А. Ярошенко и т. д.) показывает, что, несмотря на разработанность теоретических исследований адаптации системы профессионального образования к рыночной экономике, в настоящее время существует недостаток научных и методических разработок, нормативных материалов по этому вопросу. А пути формирования и развития региональных систем отражены лишь в немногочисленных публикациях и диссертационных исследованиях (А.Т. Глазунов, Л.А. Гаранин, В.И. Грибанов, З.Г. Данилова, Ф.Е. Довж-ко, В.Б. Золотарев, В.Г. Казаков, Б.Е. Сивриков, Е.В. Ткаченко).

Однако, указанные выше научные изыскания пока ориентированы лишь на решение отдельных проблем регионализации образования и не могут слу-

жить достаточной базой для формирования целостной модели управления учреждениями профессионального образования в малых городах России, которая позволяет прогнозировать региональные приоритеты образовательной политики в современных условиях.

Вместе с тем, в ходе осуществляемой в России децентрализации управления все острее ощущается потребность выработки обоснованных научно- педагогических подходов, позволяющих определить оптимальные методы планирования, размещения или перепрофилирования существующих профессиональных образовательных учреждений в малых городах с учетом таких факторов, как наличие потенциальных потребителей образовательных услуг, популярность профессий, уровень востребованности кадров, а также управления их развитием.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральная комплексная программа развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономических реформ.

2. Рухмалев С. И. Будущее за агломерациями? Магнитагорский металл 20.11. 2010 г.

3. Национальная общественно-государственная программа модернизации, инновационного и технологического развития малых городов и регионов. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.sakha.gov.ru /node/27965

4. Концепция «Основные положения государственной политики устойчивого развития малых и средних городов Российской Федерации». [Электронный ресурс] Режим доступа: www.sakha.gov.ru /node/27965

5. Ломакина И. С. Новая форма управления в системе образования и профессиональной подготовки Европейского Союза Педагогика. № 3. 2010.

6. Salberg, P. Education Reform for Raising Economic Competitiveness // Journal of Educational Change, 2006.

7. Панасюк В. П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса: дисс. ... д-ра пед. наук. СПб., 1998.

8. Субетто А. И. Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие. СПб., М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.

9. Белая книга российского образования 4.1. М., 2000.

10.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. М., 2008.

11.Национальная доктрина образования Российской Федерации на период до 2025 года. М., 2000.

12.Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования на 2009-2012 годы». М, 2008.

13. Фурсенко А.А. «О мерах предпринимаемых Правительством РФ по повышению качества и конкурентоспособности образовательных услуг: доклад на заседании Государственной Думы РФ от 08.05.2009 / А. Фурсенко. М., 2009. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.prikrmk.sfender.ru/fed/254.

14.Беретенева О.А. Стратегические ориентиры образовательной политики государства. «Программа развития образования Новороссийской области». Новороссийск, 2008.

15.Филиппов В.М. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы // Бюллетень Министерства образования РФ. 2000. № 2.

16.Арефьев О. Н. Самоорганизация как основа развития колледжа: дисс. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2007.

REFERENCES

1. Federal comprehensive program of development of small and medium-sized cities in the Russian Federation in terms of economic reforms

2. Ruhmalev S.I. Future of agglomerations? Magnitagorsky metal 20.11.2010

3. National public program of modernization, innovation and technological development of small cities and regions. [Electronic resource] Mode of access : www.sakha.gov.ru / node/27965

4. The concept of "Significant public policy of sustainable development of small and medium-sized cities in the Russian Federation." [Electronic resource] Mode of access : www.sakha.gov.ru / node/27965

5. Lomakin I. A new form of governance in the education and training of the European Union Pedagogy. No 3. 2010.

6. Salberg P. Education Reform for Raising Economic Competitiveness / / Journal of Educational Change, 2006.

7. Panasiuc V.P. Educational intraschool quality management system of the educational process: diss. Dr. ... ped. Science. St. Petersburg, 1998.

8. Subetto A.I. Sociogenetics: sistemogenetika, social intelligence, genetics education and global development. St. Petersburg, Moscow Research Center for Problems of quality of training, 1993.

9. Russian Education White Paper 4.1. Moscow, 2000.

10.The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020. Moscow, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11.National Doctrine of Education of the Russian Federation for the period up to 2025. Moscow, 2000.

12.The state program "Education and development of innovative economy: the introduction of a modern model of education for 2009-2012" Moscow, 2008.

13.Fursenko A.A. "On the measures undertaken by the Government to improve the quality and competitiveness of education services : report of the meeting of the State Duma of the Russian Federation of 08.05.2009 / A. Fursenko. Moscow, 2009. [Electronic resource] Mode of access : www.prikrmk.sfender.ru/fed/254.

14.Bereteneva O.A. The strategic guidelines of the educational policy of the state. "The program of education development Novorossiysk area" Novorossiysk, 2008.

15.Filippov V.M. Education in Russia: status, problems and prospects / / Bulletin of the Ministry of Education. 2000. No 2.

16.Arefiev O.N. Self-organization as a basis for the development of the college: diss . Dr. ... ped. Science. Ekaterinburg, 2007.

Шадринский политехнический

колледж. Шадринск, Россия_15 октября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.