Научная статья на тему 'Профессионально-образовательная структура регионального вуза'

Профессионально-образовательная структура регионального вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинников Яков Лаврентьевич

Показаны место и роль АлтГТУ в обеспечении динамичного роста и качественно нового уровня конкурентоспособности аграрного и промышленного комплексов Алтайского края, в становлении и развитии соответствующих направлений и специальностей подготовки квалифицированных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-образовательная структура регионального вуза»

Я.Л. ОВЧИННИКОВ, проректор по учебной работе

В России в 1917 г. на 91 млн. населения, половина которого была неграмотной, приходилось 150 вузов. И все они были государственными. А сколько же вузов и каких нужно нашей стране сегодня? На этот вопрос министр образования и науки РФ А. Фурсенко отвечает так: «150 - 200 максимум, а университетов - 20-30, максимум 50, поскольку “университет” - это высокое звание ». Он полагает, что Россия «фактически пришла к всеобщему высшему образованию, гораздо более широкому по охвату, чем в советское время. Если в СССР на 10 тыс. населения приходилось около 200 студентов, то сейчас - в 2,5 раза больше». Это действительно так. Начиная с 1990-х гг. из-за снижения роли государства в развитии высшей школы вузам пришлось самостоятельно решать свои финансовые проблемы. Это оказалось возможным, т.к. принятый в 1992 г. Закон «Об образовании» открыл дорогу платному обучению, созданию негосударственных вузов, филиалов и пр. Надо учитывать, что в те годы рынку труда выпускники школ были не нужны, поэтому спрос на высшее образование, в том числе и платное, постоянно рос. В этом плане система высшего образования на протяжении более десяти лет решала не столько экономическую задачу, сколько социальную. Высшее образование стало действительно массовым, что неизбежно обернулось ухудшением качества обучения.

С ростом реального сектора экономики функции вузов значительно расширились: сегодня они должны не только выполнять социальную миссию, но и готовить современных высококвалифицированных специалистов, способных решать вопросы рациональной организации производства, работать с новыми технологиями и самостоятельно находить свое место на рынке тру-

Профессиональнообразовательная структура регионального вуза

да. Кроме того, увеличение потребностей производства в людях рабочих профессий требует высвобождения части потенциального студенчества для приобретения начального профессионального образования.

В связи с этим в последние годы политика государства по отношению к высшей школе существенно изменилась. Теперь она ориентирована на оказание приоритетной и целенаправленной поддержки вузам-ли-дерам. Очевидна и цель такой селективной политики: для того чтобы наша страна смогла занять лидирующие позиции в мире, необходима подготовка элитных кадров для инновационной экономики. Отсюда - растущая дифференциация высших учебных заведений (в зависимости от их потенциала) и конкурентная борьба вузов за место в лидирующей группе. Сегодня мы являемся свидетелями фактического выделения группы лидеров - Федеральных университетов, перед которыми поставлена амбициозная задача выйти на уровень ведущих университетов мира. Следующая группа - нацио-

нальные инновационные университеты, которые, незначительно уступая первым, должны демонстрировать высокие темпы развития инновационной и научно-исследовательской деятельности, позволяющей создавать точки технологического роста в определенных секторах экономики. Не секрет, что наибольшие шансы для попадания в эту группу имеют вузы, расположенные в европейской части страны - прежде всего московские и питерские. Именно здесь сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, эти вузы имеют хорошую материальную базу, у них больше возможностей для сотрудничества с предприятиями и т.д. А что же будет с остальными вузами, не вошедшими в указанные группы? По мнению правительства, многие из них должны быть упразднены. Но к принятию таких решений надо подходить осторожно. При преимущественном расположении вузов в европейской части страны должны быть созданы хорошие условия для мобильности абитуриентов и студентов. Однако их нет. Миграция существенно затруднена большими транспортными расходами и дорогостоящим проживанием в мегаполисах. А надежда на то, что квалифицированные специалисты по окончании московских или питерских вузов вернутся в регионы, тоже невелика. Поэтому вся ответственность за подготовку кадров для регионов ложится на местные вузы.

Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, ведущий обучение по 70 основным образовательными программам, выстраивает и модернизирует свою деятельность, исходя из потребностей региона. Стратегическими направлениями развития Алтайского края на период до 2025 г. признаны:

• создание туристско-рекреационного комплекса международного значения;

• обеспечение динамичного роста и качественно нового уровня конкурентоспособности аграрного и промышленного комплексов;

• повышение уровня инновационнос-

ти экономики края на основе формирования региональных центров инновационного развития и территориальных кластеров;

• реализация проекта «Алтай трансграничный ».

Специалистами АлтГТУ проведен анализ образовательных программ с точки зрения их соответствия «Стратегии развития Алтайского края» и намечены пути наиболее полного удовлетворения кадровых потребностей региона.

В рамках первого направления АлтГТУ планирует расширить спектр специальностей сферы обслуживания («Социальнокультурный сервис и туризм», «Домоведе-ние »), культуры и искусства («Дизайн архитектурной среды», «Дизайн», «Архитектура»). Учитывая потребность края в специалистах названных профилей, а также высокий интерес населения к этим специальностям, целесообразно увеличить по ним цифры приема. Также предусмотрено открытие новых направлений, например, таких как «Туризм», «Сервис», «Курортное дело» в системах высшего, начального и среднего профессионального образования. Создание в Алтайском крае туристско-рекреационного комплекса мирового уровня актуализирует экологические проблемы и сделает более востребованными выпускников по специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов».

Для обеспечения динамичного развития и повышения конкурентоспособности аграрного и промышленного комплексов АлтГТУ готовит кадры по специальностям:

■ «Сельскохозяйственные машины и оборудование » (выпускники которой могут работать специалистами и инженерами на предприятиях, производящих сельскохозяйственную технику; в организациях, разрабатывающих новые технологии и технологические процессы возделывания и уборки с.-х. культур);

■ «Химическая технология неоргани-

ческих веществ», «Машины и аппараты химических производств и предприятий строительных материалов» (инженеры, окончившие эти программы, найдут себе применение в сфере производства и рационального использования удобрений и средств защиты растений, в том числе производства удобрений на основе природного газа, а также в производстве биоэтанола);

■ «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов » (выпускники этой программы будут обеспечивать устойчивое функционирование агроландшафтов, заботиться о плодородии почв, охранять природные ресурсы и т.д.).

К стратегическим приоритетам развития промышленности Алтайского края отнесены транспортное, энергетическое и сельскохозяйственное машиностроение. Для АлтГТУ перспективными стали направления:

■ «Энергомашиностроение », включающее специальности «Двигатели внутреннего сгорания» и «Котло- и реакторостро-ение »;

■ «Транспортные машины и транспортно-технологические комплексы», представленное специальностью «Сельскохозяйственные машины и оборудование ».

С развитием машиностроения особую актуальность приобрели следующие направления подготовки АлтГТУ: «Машиностроительные технологии и оборудование », «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», «Технология автоматизированных производств», «Информатика и вычислительная техника», «Материаловедение, технология материалов и покрытий », «Прикладная механика» и др.

Для пропорционального распределения потока абитуриентов, а также для согласованной реализации учебных планов и программ, создания единого образовательного поля элективных, региональных и факультативных дисциплин, унификации бизнес-процессов образовательного цикла

необходимо объединить указанные направления и специальности головного вуза в рамках одного (двух) подразделений. Целесообразно также включить в это подразделение кафедры общепрофессионального цикла: теоретической механики, деталей машин, металловедения и термической обработки металлов и др.

В будущем будет рассмотрена возможность лицензирования и открытия новых образовательных программ, наиболее полно отвечающих стратегии развития Алтайского края, например, специальности «Вагоностроение».

Особое значение также приобретает профессиональная переподготовка и повышение квалификации рабочих и специалистов разных уровней, занятых в сфере машиностроения. В интересах края - не только сохранить, но и расширить обучение по специальностям «Технология машиностроения» и «Автомобиле- и тракторостроение », осуществляемое в Рубцовском филиале АлтГТУ.

Подготовкой специалистов для фармацевтической промышленности активно занимается Бийский филиал АлтГТУ. Его выпускники, получившие высшее образование по специальностям «Биотехнология» и «Автоматизированное производство химических предприятий», участвуют в создании лекарственных средств нового поколения, готовят биологически активные препараты и витаминную продукцию на основе местного сырья.

Сфера добычи полезных ископаемых еще не представлена в программах АлтГТУ, но университет уже рассматривает возможность открытия специальности «Горное дело». Поскольку добыча полезных ископаемых сопряжена со строительством и вводом в эксплуатацию горнообогатительных комбинатов, наши инженеры-химики, получившие специальности «Химическая технология неорганических веществ» и «Машины и аппараты химических производств», могут быть востребованы в этой отрасли. Кроме того, назревает

необходимость открытия специальности «Обогащение полезных ископаемых».

В АлтГТУ успешно ведется подготовка специалистов в области переработки сельскохозяйственного сырья и производства продуктов питания. Здесь наиболее перспективными признаны следующие направления подготовки:

■ «Технология продовольственных продуктов специального назначения и общественного питания»;

■ «Производство продуктов питания из растительного сырья» (специальности «Технология хранения и переработки зерна», «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий», «Технология бродильных производств и виноделие»);

■ «Технология сырья и продуктов животного происхождения» (специальности «Технология молока и молочных продуктов», «Конструирование изделий из кожи»).

В связи с предусмотренным «Стратегией развития Алтайского края до 2025 года» резким увеличением производства животноводческой продукции будет рассмотрен вопрос о целесообразности организации подготовки специалистов для мясоперерабатывающей отрасли.

К приоритетным секторам региональной экономики, призванным решать и общефедеральные задачи, отнесены про-

изводство кокса, химических продуктов и их компонентов, строительных материалов и конструкций, а также лесная и деревообрабатывающая промышленность. Эффективное развитие этих направлений смогут обеспечить выпускники АлтГТУ, получившие специальности: «Химическая технология неорганических веществ», «Технология производства пластмасс и эластомеров», «Химическая технология органических соединений азота», «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив», «Автоматизированное производство химических предприятий», «Биотехнология», «Производство строительных конструкций» и др.

Инженерные кадры такого профиля необходимы для предприятий, производящих кокс и продукты переработки каменноугольной смолы, а также для предприятий, выпускающих удобрения (ОАО «Кау-чуксульфат»), химическую и резинотехническую продукцию (ОАО «Алтайхим-пром», ОАО «Алтайский шинный комбинат», ОАО «Барнаульский завод АТИ», ОАО «Барнаульский заводрезиновыхтех-нических изделий», Михайловский завод химических реактивов, Бийский олеумный завод и др.). Молодые химики и строители смогут применить свои знания на предприятиях по производству полимерной упаковки, строительных и кровельных материалов (ОАО «Цемент», ОАО «Алтайкровля» и др.).

Выпускники специальности «Производство строительных конструкций» будут заняты на производстве строительных и современных отделочных материалов, а также в области разработки промышленных технологий и установок (выпуск непрерывного ба-

зальтового волокна (ровинга), организация малотоннажного производства ячеисто- и газобетонных блоков для малоэтажного строительства в сельской местности и др.).

С интенсивным увеличением объемов строительства особенно востребованными становятся специальности: «Промышленное и гражданское строительство», «Городское строительство и хозяйство», «Проектирование зданий», «Экспертиза и управление недвижимостью», «Механизация и автоматизация строительства».

В сфере энергетики Алтайского края стратегическими приоритетами признаны:

■ увеличение существующих мощностей за счет обновления основных производственных фондов энергетики, а также за счет эффективного использования энергетических ресурсов;

■ разработка и реализация программы ввода новых генерирующих и сетевых мощностей (так, на ТЭЦ-3 Барнаульского филиала ОАО «Кузбассэнерго» в 20112012 гг. запланирован ввод в эксплуатацию котла БКЗ-500-140, в 2012-2015 гг. - еще одного котла и турбины Т-175/ 210, а также маневренной парогазовой установки мощностью 300-400 МВт);

■ строительство КЭС с использованием угля Мунайского месторождения.

Отсюда растущий спрос на выпускников по специальностям: «Котло- и реакторост-роение», «Электроснабжение», «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов».

Стратегическая программа также предусматривает ускоренное развитие транспортной инфраструктуры Алтайского края. Здесь в числе основных направлений названы:

• обеспечение соответствия транспортной инфраструктуры края пространственному развитию экономики региона, обеспечение надежной связи населенных пунктов, соответствующей требуемому уровню мобильности населения; поддержание грузопотоков;

• повышение качества транспортных

путей сообщения, обеспечивающих комфортную доставку туристов в места отдыха;

• обеспечение транспортной доступности новых разрабатываемых месторождений;

• восстановление аэропорта в г. Слав-городе и строительство сети аэропортов местного значения.

Для решения перечисленных задач мы готовим специалистов по транспортному строительству (специальность «Автомобильные дороги и аэродромы»).

В области развития инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства и инженерных сетей стратегическими задачами названы:

• обеспечение соответствия степени благоустройства жилищного фонда общероссийским показателям;

• повышение показателя обеспеченности жильем одного жителя края до 28 кв. м к 2025 г.;

• обеспечение инженерной инфраструктурой новых территорий развития (прежде всего туристической и игорной зон; районов края, перспективных с точки зрения туристического развития; новых проектов добывающей промышленности), а также новых территорий жилищного строительства.

Для успешной реализации этих задач АлтГТУ планирует расширить подготовку специалистов в области строительства и архитектуры (специальности «Промышленное и гражданское строительство», «Городское строительство и хозяйство», «Теп-логазоснабжение и вентиляция», «Водоснабжение и водоотведение», «Архитектура», «Дизайн архитектурной среды») и открыть новую специальность «Градостроительство ».

Основной предпосылкой для активизации инновационных процессов в Алтайском крае служит высокий инновационный потенциал местных вузов, а также организаций фундаментальной и прикладной науки. Приоритетными для края направлениями

научно-технической и инновационной деятельности на период до 2025 г. стали: производство и переработка сельскохозяйственного сырья; создание новых материалов и технологии их производства; биофар-мацевтические технологии и технологии живых систем; энергосберегающие технологии и использование нетрадиционных энергоресурсов (в том числе электроэнергии и тепла на органическом топливе); технологии машиностроения (в том числе энергетического, транспортного, сельскохозяйственного и приборостроения); информационные системы и технологии и др.

Для их реализации предусмотрено развитие инфраструктуры инновационной деятельности и создание региональных центров инновационного развития. Эти центры будут объединены в единую сеть, обеспечивающую тесное сотрудничество и интеграцию ресурсов по следующим направлениям:

• подготовкавысококвалифицирован-ных кадров, совместные проекты вузов, научно-производственного комплекса и образовательных учреждений Барнаула и Бийска в области АПК;

• внедрение разработокпредприятий и организаций инновационной сферы Барнаула и Бийска в области машиностроения, добычи и обогащения полезных ископаемых на предприятиях г. Рубцовска и прилегающих районов;

• сотрудничество и внедрение разработок научно-производственного комплекса Бийска и Барнаула в области химии на предприятиях г. Яровое.

Таким образом, станут востребованными преподаватели, научные работники и выпускники следующих специальностей и направлений подготовки АлтГТУ: «Производ-

ство продуктов питания из растительного сырья», «Технология сырья и продуктов животного происхождения», «Пищевая инженерия», «Химическая технология высокомолекулярных соединений и полимерных материалов », «Энерго-ресурсосбере-гающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии», «Химическая технология органических соединений азота», «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив», «Ракетные двигатели», «Высокоэнергетические устройства автоматических систем », «Автоматизированное производство химических предприятий», «Защита окружающей среды», «Электротехника, электромеханика и электротехнология», «Электроэнергетика», «Энергомашиностроение», «Машиностроительные технологии и оборудование», «Технология автоматизированных производств », «Информационные системы и технологии», «Инноватика» и многие другие.

Стратегическим приоритетом проекта «Алтай трансграничный» является процесс структурирования политических, экономических, военных и гуманитарных связей в регионе в рамках многосторонних контактов с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС). Предполагается, что формат ШОС следует ориентировать на проблемы регионов и тем самым задействовать

в интересах развития регионального трансграничного сотрудничества.

АлтГТУ, выпускающий экономистов различного профиля (специальности «Мировая экономика», «Финансы и кредит», «Маркетинг», «Коммерция», «Товароведение и экспертиза товаров», «Экономика и управление на предприятии», «Реклама») и менеджеров («Государственное и муниципальное управление»), готов поддержать реализацию этого проекта.

Вся деятельность Алтайского государственного технического университета на-

правлена на решение важных для региона задач. Наш вуз создает условия, необходимые для трансформации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в наукоемкие технологии, и заботится о коммерциализации этих разработок, активно развивая сотрудничество с предпринимательским сектором и производством. У ниверситет готов внести достойный вклад в реализацию стратегии развития Алтайского края и делает все для повышения конкурентоспособности своего региона.

В.А. ЩУРЕВИЧ, начальник управления информатизации П.И. АНАНЬЕВ, доцент Е.Г. БОРОВЦОВ, профессор А.Ю. АНДРЕЕВА, доцент

Общемировым направлением информатизации образования в последние десятилетия является создание и использование новых информационных технологий обучения, включающих телекоммуникации, видеообучение, использование технологий мультимедиа в электронных учебниках и многое другое.

Эффективный процесс обучения сегодня уже не может быть реализован без использования технических средств, позволяющих полнее и глубже осваивать как базовые, так и профессиональные знания за счет имитации реальных условий. Применение компьютерных обучающих систем призвано, в частности, разрешить противоречия меж-

Информационнообразовательное пространство вуза

ду возрастающим объемом учебной информации и ограниченными сроками обучения, между его массовостью и индивидуализацией, а также создать условия для качественной фундаментальной подготовки в сочетании с освоением современных информационных технологий.

Построение информационно-образовательного пространства территориально-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.