Научная статья на тему 'Профессионально направленное обучение начертательной геометрии как способ формирования графической культуры студентов технического вуза'

Профессионально направленное обучение начертательной геометрии как способ формирования графической культуры студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брыкова Людмила Валерьевна

В статье анализируется проблема формирования графической культуры у студентов технического вуза, рассматриваются различные формы, методы и средства подачи учебного материала с использованием контекстного подхода в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально направленное обучение начертательной геометрии как способ формирования графической культуры студентов технического вуза»

8. Гринев-Гриневич, С. В. Введение в терминографию: Как просто и легко составить словарь [Текст]: учеб. пособие / С. В. Гринев-Гриневич. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 224 с.

9. Гринев-Гриневич, С. В. Терминоведение [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / С. В. Гринев-Гриневич. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 304 с.

10. Реформаторский, А. А. Введение в языкознание [Текст]: Учебник для вузов / А. А. Реформаторский; Под ред. В. А. Виноградова - М.: Аспект Пресс, 2007. - 536 с.

11. Лейчик, В. М. Терминоведение: предмет, методы, структура [Текст] / В. М. Лейчик. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 256 с.

12. Краткое, методическое пособие по разработке и упорядочению научнотехнической терминологии [Текст] / Составители С. И. Коршунова, Г. Г. Самбу-ров. - М.: Наука, 1979. - 126 с.

13. Головин, Б. Н. Лингвистические основы учения о терминах [Текст]: учеб. пособие для филол. спец. вузов. / Б. Н. Головин, Р. Ю. Кобрин. - М.: Высш. шк., 1987. - 104 с.

УДК 378.147

Брыкова Людмила Валерьевна

Аспирант Курского государственного университета, Старший преподаватель кафедры естественнонаучных и технических дисциплин Губкинского филиала ГОУ ВПО «Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова», [email protected], Губкин

ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Brykova Lyudmila Valerevna

The post-graduate student of Kursk State University, the senior teacher of natural-science and technical disciplines of Gubkinsky branch Shukhov Belgorod State Technological University, Gubkin Branch, [email protected], Gubkin

PROFESSIONALLY DIRECTED TRAINING OF DESCRIPTIVE GEOMETRY AS THE WAY OF FORMATION OF GRAPHIC CULTURE OF STUDENTS OF TECHNICAL COLLEGE

Одними из самых „трудных” предметов для студентов первых курсов инженерных, особенно строительных, специальностей Вузов являются «Начертательная геометрия» и «Инженерная графика».

Традиционно, в преподавательской среде, считается, что основное предназначение курса «Начертательная геометрия» - это развитие пространственного мышления у студентов и создание теоретической базы для последующего курса, «Инженерной графики» (технического черчения). Вместе с тем, не оспаривая этот тезис, нужно отметить следующее. Психологические исследования (А. Д. Ботвинников, Е. Н. Кабанова-Меллер, И. С. Якиманская) процесса восприятия показывают, что изначально зачатками пространственного мышления обладает всего несколько процентов населения [1; 4; 5]. Целенаправленный отбор, по признаку наличия пространственного мышления у абитуриентов основных технических специальностей, не ведется. Следовательно, у большей части студентов просто отсутствует то, что предполагается развивать.

Попытка же развить пространственное мышление „на пустом месте”, вкупе с отсутствием четкого представления у обучаемого о том, зачем это все нужно и приводит к такому положению, когда «Начертательная геометрия» попадает в разряд „трудных” курсов.

Опытные преподаватели хорошо знают, что даже самые слабые студенты при переходе от начертательной геометрии к изучению «Инженерной графики» как бы обретают второе дыхание. Это в большей степени объясняется тем, что осуществляется переход от теоретических чертежей абстрактных геометрических объектов, таких как: точки, линии, поверхности, к чертежам реальных объектов. Абстрактное мышление, необходимое для теоретических чертежей, может быть замещено практическим, менее трудоемким для многих обучаемых.

Не смотря на то, что оба курса, «Начертательная геометрия» и «Инженерная графика», используют общий метод построения чертежей, технические чертежи не являются точными, они условны. Правила их выполнения в, основной своей массе, базируются на ограничениях, налагаемых ГОСТами. Если исключить требование проекционной связи, то вряд ли можно найти что-нибудь объединяющее теоретические и технические чертежи. Построение технических чертежей регламентируется системой условностей и упрощений. Более того, для чертежей различных видов изделий эти условности и упрощения носят различный характер.

С учетом всего сказанного утверждение о том, что начертательная геометрия - это база для инженерной графики, является весьма спорным. Этот тезис подтверждается и многолетним опытом работы с выпускниками колледжей и техникумов. Такие студенты очень грамотно выполняют чертежи технических изделий и совершенно беспомощны при выполнении теоретических чертежей абстрактных объектов, чертежей Начертательной геометрии.

Подводя некоторый промежуточный итог, можно сказать, что «Начертательная геометрия» не обеспечивает формирование и развитие пространственного мышления и не является базой для изучения «Инженерной графики».

Итак, возникает вопрос, какое же место, в настоящее время, занимает «Начертательная геометрия» в системе подготовки специалистов технического профиля?

Как ни странно это может показаться, ответ на этот, казалось бы, риторический вопрос, может быть следующий. Начертательная геометрия является основополагающим предметом при подготовке высококвалифицированного специалиста. И это объясняется следующим.

Подготовка современного специалиста ориентирована на использование им в практической деятельности средств вычислительной техники, моделирующей те или иные производственные процессы, работу технических объектов и сами объекты. Все это базируется на формальном описании объектов и процессов. Последнее же невозможно без знания позиционных и метрических свойств пространственных объектов, методов их преобразования. Существующие формы и методы преподавания геометро-графичес-ких дисциплин обособлены от общеинженерных и специальных дисциплин и ориентированы на решение проблем, связанных с проектно-чертёжной деятельностью. В результате изолированного изучения начертательной геометрии и инженерной графики у студентов слабо формируется графическая культура, позволяющая им правильно ориентироваться в практических заданиях, применять знания для решения прикладных задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Нами разработана инновационная образовательная технология системного формирования графической культуры студентов технического вуза, в которой широко использованы новые образовательные технологии, в том числе технологии проблемного обучения, контетекстного подхода к процессу обучения, интерактивных форм обучения, проектных и других методов, стимулирующих активность обучающихся, формирующих навыки анализа информации и самообучения, усиление роли самостоятельной работы студентов.

Суть инновационной образовательной технологии - унифицированные рабочие программы, с новым углубленным содержанием, реализующиеся в разнообразных активных формах и методах обучения, в системе творческих графических заданий и упражнений, в новых дидактических условиях, которые обусловливаются информационной образовательной средой университета и связаны с использованием современных информационных технологий. Но использование информационных технологий, ни в коей мере не может заменить традиционные графические задачи и упражнения, выполняемые студентами на практических занятиях и дома самостоятельно.

Целью формирования графической культуры является подготовка к конкретным актуальным и перспективным видам деятельности по специальности, востребованной в обществе, обеспечение конкурентоспособности выпускника. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно представлять учебную информацию в контексте будущей профессиональной деятельности, чтобы

дать возможность студентам наиболее полно познакомиться и усвоить ее. Скорректированное нами содержание образования и разработанные задания сопряжены с процессом будущей профессиональной деятельности. При этом учитывается мотивационная сфера изучения графических дисциплин студентами, что способствует развитию графической и профессиональной культуры личности.

Блок геометро-графических дисциплин начинается с изучения курса начертательной геометрии уже в 1 семестре, затем идет курс проекционного, машиностроительного (2 семестр) и строительного черчения (3 семестр). Поэтому активизировать процесс подготовки студентов к инженерной деятельности необходимо начинать уже на начальном этапе обучения при изучении начертательной геометрии и инженерной графики, так как эти дисциплины значимы для приобретения конструкторских навыков, формирования инженерного мышления и графической культуры специалиста.

Вследствие этого мы будем разрабатывать методику проведения занятий с учетом профессиональной направленности.

В Губкинском филиале Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова лекционные и практические занятия проводятся соответственно имеющейся учебной программе данного курса по специальности, что в свою очередь диктуется требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. При разработке задач мы опираемся на положения теоретических исследований А. А. Вербицкого и В. И. Гинецинского [3]:

- обучение, построенное на моделировании конкретных условий осваиваемой обучающимися будущей профессии;

- знания усваиваются здесь в контексте решения конструируемых профессиональных ситуаций, что обуславливает формирование не только учебной, но и профессиональной мотивации, личностный смысл учения;

- контекст профессионального будущего наполняет учебную деятельность обучающихся личностным смыслом, что обусловливает высокий уровень их активности, учебной и профессиональной мотивации.

Сложившаяся за последнее десятилетие тенденция к сокращению аудиторных часов, отводимых на предмет «Начертательная геометрия. Инженерная Графика», диктует необходимость разработки интенсивных методик обучения. Как известно, лекционный курс по данному предмету сопровождается сложным графическим материалом, требующим определенной логической последовательности операций, четкости графических построений. Чтение лекций при выполнении большого количества чертежей, традиционным способом (на доске с помощью мела и линейки) малоэффективно. Использование мультимедийных презентаций для чтения лекций устраняет эти недостатки, такие лекции передают содержательную часть дисциплины в более доступной, наглядной форме, позволяют использовать необходимые для понимания материала, трехмерные чертежи, видеофрагменты, цветовые эффекты. Изображения различных

геометрических объектов, решение задач, построение чертежей формируются на экране дискретно, с их последующим развитием в процессе чтения лекции. [2, с. 141].

Потоковые лекции проводятся в специализированной аудитории с автоматизированными рабочими местами преподавателя и студентов, подключенными к локальной аудиторной и корпоративной сети филиала. Особенность мультимедийного сопровождения для чтения лекций по начертательной геометрии заключается в необходимости воспроизвести поэтапное, пошаговое построение чертежа. Ведение традиционного письменного конспекта облегчается за счет использования специальной тетради-конспекта лекций, где студенту рекомендуется лишь фиксировать структуру лекции и основные понятия и определения, выполнять построения на опорных чертежах, данных в тетради, отмечать проблемные места, записывать свои вопросы и самостоятельно решать предлагаемые лектором задачи и упражнения. За счет этого значительно сокращается время на перечерчивание студентами поясняющих чертежей и примеров решения различных задач, а, следовательно, увеличивается содержательная плотность лекции и в большей степени удается добиваться понимания излагаемого материала. Это активизирует самостоятельную работу студентов, подводит к необходимости анализа информации, что положительно влияет на формирование графической культуры.

«Начертательная геометрия» - входит в группу сложных для усвоения дисциплин, но сложность обусловлена, главным образом, не трудностью изучения теоретических аспектов, а непониманием студентами важности данной дисциплины для своей профессии. Студенты не осознают геомет-ро-графические знания как основу для усвоения специальных дисциплин, для становления себя как профессионала. Учитывая данный факт, первоочередной задачей преподавателя графики является преодоление существующего отрыва данного предмета от будущей профессиональной деятельности студентов. На первых же занятиях педагог должен не только объяснить студентам важность, значимость и фундаментальность графических знаний для профессионального становления инженера, но и продемонстрировать на конкретных примерах, где в их будущей профессиональной деятельности встречаются задачи и правила начертательной геометрии. Такой подход в преподавании способствует повышению уровня мотивации изучения начертательной геометрии, что, несомненно, повлечёт за собой и повышение уровня сформированное™ графической культуры.

Так, например, при изучении темы «Пересечение поверхностей вращения» в группах студентов строительных специальностей 270109 «Теплога-зоснабжение и вентиляция» и 270105 «Городское строительство и хозяйство» нами были использованы следующие задачи:

Задача 1 (рис. 1): Построить линию пересечения двух цилиндров в корпусах фильтра сетчатого (а), фитинга Т-образного (б).

а) корпус фильтра сетчатого б) корпус фитинга Т-образного

Рисунок 1

Задача 2 (рис. 2): Построить линию пересечения цилиндров в корпусе центробежного сепаратора воздуха (а) и в тройнике воздуховода круглого сечения (б).

а) корпус центробежного сепаратора воздуха б) тройник воздуховода

Рисунок 2

Немало важно, уже на начальном этапе обучения показать и доказать студентам профессиональную значимость данного предмета для будущей инженерной деятельности, используя при рассмотрении основных положений лекций задачи, содержащие профессиональную направленность. Это способствует развитию внутренней мотивации изучения данной дисциплины студентами, а, следовательно, и повышению уровня формирования графической культуры в целом.

Предлагаемая методика обучения внедрена в Губкинском филиале ГОУ ВПО «Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова. Представленные дидактические элементы образуют одну из составляющих программы реализации выдвинутой нами концепции формирования графической культуры в условиях технического вуза. Таким образом, мы считаем, что данная методика предоставления учебной информации в совокупности с традиционными методами и формами закрепления и контроля знаний будет весьма эффективной для формирования графической культуры будущих специалистов - сегодняшних студентов технического вуза.

Таким образом, с помощью данной технологии можно обеспечить достижение эффективного результата в формировании графической культуры у будущих инженеров, что является важной составной частью становления общей культуры специалистов - сегодняшних студентов.

Библиографический список

1. Ботвинников, А. Д. Пути совершенствования методики обучения черчению: пособие для учителей. [Текст]/ А. Д. Ботвинников. - М.: Просвещение, 1983.

- 128 с.

2. Брыкова, Л. В. Графическая культура инженера как составляющая профессиональной подготовки.[Текст]/ Л. В. Брыкова. II Человек и образование. -2011.-№ 1 (26). С. 137-142.

3. Вербицкий, А. А., Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. [Текст]/ А. А. Вербицкий, В. П. Гинецинский. - СПб., 1992. - 288 с.

4. Кабанова-Меллер, Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся.[Текст]/ Е. Н. Кабанова-Меллер. - М., «Просвещение», 1968 г.

5. Якиманская, И. С. Развитие пространственного мышления школьников. [Текст]: автореф. дисс. ... док. пед. наук. / П. С. Якиманская, М., 1980. - 21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.