УКД 378.14
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА
© 2011 Л. В. Брыкова
аспирант, старший преподаватель e-mail: [email protected]
Губкинский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный технологический
университет им. В. Г. Шухова»
В статье рассматривается проблема формирования графической культуры у студентов технического вуза, дается определение данному понятию, а также выделены структурный состав компонентов и уровни сформированности графической культуры у будущих инженеров.
Ключевые слова: культура, профессиональная культура, графическая культура инженера, структурные компоненты, уровни сформированности.
Стремящейся к обновлению России нужны не только новая техника и технологии, но и новые кадры, новая культура труда, новый уровень профессионализма. Формирование творчески мыслящего специалиста, способного к самореализации, к непрерывному самосовершенствованию, - таково требование времени.
Совершенствование подготовки квалифицированных специалистов в системе высшего профессионального образования требует повышения качества их обучения, становления и развития духовной культуры личности, что в значительной мере обеспечивает профессиональную подготовку и последующую профессиональную деятельность в условиях быстро меняющегося общества. Задача педагога - помочь студенту состояться как личности, как представителю и носителю пласта технической культуры, созданной человеком.
Культура, являясь целостным социальным феноменом, вместе с тем представляет собой чрезвычайно сложный объект для научного исследования. Эта сложность обусловлена её многокачественностью, неоднородностью входящих в ее состав элементов, которые пронизывают все сферы человеческой деятельности. Универсальность и многогранность культуры делает ее объектом исследования различных наук.
Понятие «культура» в современной литературе имеет чрезвычайно большое число толкований. Изучая различные стороны и проявления культуры, исследователи зачастую по-разному определяют само понятие, причем эти расхождения существуют не только у представителей частных наук, но и у философов. А. И. Арнольдов [1993] отмечает, что в настоящее время в научный оборот введено более 250 различных определений понятия «культура».
Слово «культура» в его латинской транскрипции стало известно образованным русским умам уже в начале XVIII века. В первом издании Толкового словаря В. Даля (1865 г.) культура трактуется как «обработка и уход, возделывание, возделка; образование умственное и нравственное». В русском языке как синонимы «культуры» широко употреблялись слова «образование» и «просвещение» (цит. по [Лисюткин 1982]).
В качестве исходного положения примем философское понимание культуры: культура есть все созданное человеком, «вторая, искусственная среда», служащая удовлетворению разнообразных потребностей человека и его развитию. В культуре выражается «мера овладения человеком силами природы, общественными отношениями, своей собственной природой» [Ефимов, Громов 1989].
В обществе нет явлений, которые нельзя было бы рассматривать как не относящиеся к культуре. Однако категория культуры, культурологическая точка зрения задает определенную познавательную установку, которая направлена на исследование возможностей различных сфер жизни в деле развития человека как субъекта деятельности.
В культуре принято выделять различные составные части и сферы. Так, различают философскую, нравственную, эстетическую, правовую культуру и другие. Одной из важнейших сфер духовной культуры является профессиональная культура. Не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость подготовки будущих специалистов, которые обладают высокой общей и профессиональной культурой, умением самостоятельно и гибко мыслить, инициативно и творчески решать профессиональные и жизненные вопросы.
В научной литературе существуют различные подходы к характеристике типичных проявлений профессиональной культуры.
Интересным для нашего исследования является определение профессиональной культуры как результата направленного процесса подготовки к профессиональной деятельности и цели профессионального самосовершенствования, которое дает в своей работе М. В. Лагунова [2002]. Автор рассматривает понятие «профессиональная культура» как
^ уровень и условие профессиональной деятельности;
^ состояние и свойство субъекта деятельности;
^ результат направленного процесса подготовки к профессиональной
деятельности.
Профессиональная культура, по мнению С. Ю. Ситниковой, - это интегральное динамическое образование, отражающее достигнутый уровень знаний и практических навыков, которые обеспечивают эффективность созидательной деятельности специалиста как меру и способ творческой самореализации личности в разнообразных видах деятельности и общения, направленных на освоение, передачу и создание профессиональных ценностей и технологий [Ситникова 2004]
По мнению И. М. Модель, профессиональная культура - степень овладения специфическим видом трудовой деятельности, характеристика культуры профессиональной деятельности. Профессиональная культура представляет собой «сквозное сечение»: с одной стороны, как подсистема и особый вид культуры, а с другой стороны, как элемент общей культуры специалиста [Модель 1993].
По нашему мнению, ключевой составляющей в образовательном процессе формирования профессиональной культуры инженера является процесс овладения специализированным графическим языком.
В число фундаментальных дисциплин при подготовке инженеров входит инженерная графика, которая включает в себя начертательную геометрию и черчение.
Великий русский ученый геометр В. И. Курдюмов сказал: «Если чертёж - язык техники, начертательная геометрия - грамматика этого языка».
Процесс овладения чертежами как средством выражения технической мысли и как производственным документом начинается с изучения предмета «Начертательная геометрия и инженерная графика», а затем развивается и закрепляется в ряде специальных дисциплин, а также при выполнении курсовых и дипломных проектов.
Таким образом, тенденция углубления содержания обучения графической культуре студентов через профессиональную направленность обучения графике и использования её основ при обучении другим инженерным дисциплинам определяет особую актуальность проблемы эффективного использования культурно-образовательного потенциала графической культуры в технических вузах.
Активизировать процесс подготовки студентов к инженерной деятельности необходимо начинать уже на начальном этапе обучения в техническом вузе при изучении начертательной геометрии и инженерной графики, так как эти дисциплины значимы для формирования инженерного мышления и приобретения конструкторских навыков. Данные предметы дают базовые теоретические знания по специальности, обеспечивают графическую подготовку будущих инженеров, включают элементы моделирования и конструирования, развивают технические способности и пространственно-образное мышление будущего специалиста.
Сегодня понятие «графическая культура» не является устоявшимся и поэтому имеет несколько интерпретаций.
Термин «графическая культура» в различных контекстах встречается в педагогической и научно-исследовательской литературе. Особое значение имеют исследования формирования графической культуры при обучении в вузе А. Д. Ботвинникова, В. А. Гервера, Е. Г. Корзиновой, А. В. Кострюкова, М. В. Лагуновой, М. В. Молочкова, А. А. Павловой, С. Ю. Ситниковой, Л. С. Шебеко и др.
Проведенный анализ различных подходов к определению феномена профессиональной графической культуры позволяет сформулировать следующие выводы, которые применимы при рассмотрении сущности графической культуры студентов технического вуза.
• Графическая культура понимается как базовое, интегральное качество личности инженера.
• Она рассматривается как результат профессиональной подготовки в широком смысле этого слова (профессиональное становление, обучение и воспитание).
• Уровень сформированности графической культуры определяется содержанием и структурой образовательного процесса вуза; в свою очередь, содержание и структура образовательного процесса зависят от того, какой мы хотим видеть графическую культуру будущего инженера;
• Феномен графической культуры обусловлен действием общих, особенных и единичных требований к профессионализму инженера, его сущность и структура определяются сформированностью у выпускника технического вуза комплекса качеств, отвечающих требованиям, целям, задачам и характеру его профессиональной деятельности.
Исходя из этого, предлагаем следующее уточненное определение: графическая культура выпускника технического вуза - это базовое, интегральное качество личности, проявляющееся в высоком уровне всех видов и форм знаний, в способности к анализу и прогнозированию производственного процесса, в использовании геометрографических знаний для эффективного решения профессиональных задач, а также в осознании ценности графической подготовки для профессионального будущего.
Мы рассматриваем графическую культуру инженера как социальный феномен, который не может быть описан через простую сумму составляющих.
Подводя итог анализу графической культуры, определим структурный состав ее компонентов:
- гностический - все виды и формы знаний: от ощущений, восприятий и представлений до понятий, учений и теорий, а также блоки знаний: фундаментальный, технологический, экономический, эстетический;
- технологический - умение использовать знания в профессиональной деятельности, находить вспомогательные способы решения профессиональных задач;
- эмоционально-ценностный - совокупность субъективных доминант
деятельности: потребности, мотивы, интересы, установки, ценностные ориентации, направленность личности, идеалы, притязания, а также факторы, мотивирующие деятельность: анализ источника побуждения, выявление причин выбора
направленности активности, механизмы этого процесса и т.п.;
- организационно-проектировочный - способность к анализу и прогнозированию производственного процесса и путей решения производственных задач; оценка людей и результатов их профессиональной деятельности; мобилизация сил личности на реализацию профессиональной деятельности в соответствии с поставленными целями, задачами и данными условиями; коммуникативные способности, способность передавать свои знания и умения другим людям.
Выделим также уровни сформированности графической культуры у студентов технического вуза:
репродуктивный - уровень элементарной готовности;
продуктивный - уровень функциональной готовности;
творческий - уровень системной готовности;
культуротворческий - уровень профессиональной готовности.
Сущность и целостность результата образования на любом уровне можно понять только на основе четкого представления о структуре и иерархии результативности образовательной деятельности, ее преемственно связанных этапах.
Культуротворческий уровень графической культуры рассматривается нами как высший уровень результативности графической подготовки. В связи с этим рассмотрим «иерархическую образовательную лестницу» [Лагунова 2002: 171] восхождения обучаемого к более высоким уровням графической культуры.
Дадим общую характеристику выделенным уровням.
Репродуктивный уровень графической подготовки можно охарактеризовать следующим образом: обучаемый воспринимает, запоминает и воспроизводит
элементарные теоретические знания о закономерностях получения изображений; имеет пространственные представления о конкретном объекте, находящемся в статическом состоянии; владеет практическими навыками работы с чертежными инструментами. Этот уровень характеризуется осознанием личностных потребностей и требований к профессиональной подготовке инженера. Обучаемый умеет объективно оценивать себя и результаты своей деятельности.
Данный уровень обеспечивает обучаемому определенные стартовые возможности в техническом вузе.
Продуктивный уровень графической подготовки характеризуется знанием обучаемым фундаментальных основ геометро-графической теории и умением применять полученные теоретические знания по образцу или в сходной ситуации. Студенты, обладающие продуктивным уровнем графической подготовки, умеют оперировать образами технических объектов, опираясь на пространственные схемы, чертежи или графики; способны перевести прикладную задачу на графический язык, выбрать способ ее решения и осуществить его. Однако знания их ограниченны и не обладают гибкостью. Эмоционально-ценностный компонент этого уровня соответствует осознанию целей, ведущих к удовлетворению потребностей личности и общества. Одна из основных задач развития графической культуры студентов на этом
этапе - сближение профессиональной деятельности инженера и учебной деятельности студента.
Под творческим уровнем развития графической культуры мы понимаем уровень осознанного применения графических знаний, умений и навыков в новой ранее незнакомой ситуации; уровень владения изученным материалом и применения его на других предметах. Студенты умеют разбираться в конструкциях технических устройств, технологиях и пространственных отношениях рассматриваемых объектов. На этом уровне возрастают личностные потребности наиболее полной самореализации в применении имеющейся графической базы к решению профессионально значимых задач; происходит осмысление и оценка условий, в которых будет протекать профессиональная деятельность; проявляются коммуникативные способности, способности передавать свои знания и умения другим людям, что является немаловажным фактором в профессиональной деятельности инженера.
Культуро-творческий уровень развития графической культуры характеризуется сформированностью и взаимодействием всех ее компонентов. Достижение данного уровня предполагает владение широким кругозором и эрудицией в области графических знаний; умением профессионально ориентироваться в основных направлениях технического прогресса. Специалист данного уровня владеет умениями совершенствовать технический и технологический процесс на производстве; способен к мобилизации сил на реализацию профессиональной деятельности в соответствии с поставленными целями, задачами и данными условиями.
Достижение культуро-творческого уровня в процессе графической подготовки -взаимонаправленный процесс. Графическая культура, как и другие аспекты культуры, не передается ни в процессе пассивного усвоения готовой информации, ни в пассивном общении с личностью обучаемого. Графическая культура способна развиваться только на грани культур, по В. С. Биллеру, «в одновременности, в диалоге с другими целостными, замкнутыми “на себя” культурами» [Биллер 1991: 286].
Поэтому культуротворческий уровень развития графической культуры характеризуется ориентацией на непрерывное самосовершенствование в современных условиях развития науки и техники, предопределяющих перестройку профессиональной деятельности на основе исследовательского, творческого подхода.
Переход от одного уровня на другой не подразумевает диалектическое отрицание предыдущего. Так, элементарные знания, преобладающие на ранних этапах, диалектически не отрицаются, а пополняются и переосмысливаются в процессе последующей графической деятельности, и тем самым происходит переход на качественно новый уровень графической культуры. При этом знания и умения предыдущего уровня переносятся в практическую деятельность, формируются новые способности. В дальнейшем синтез теоретических познаний и практических умений приводит к приобретению новых способов деятельности и преобразованию их в качественно более совершенные структуры сознания, которые являются основой творческого, креативного применения графических знаний в профессиональной деятельности.
Библиографический список
Арнольдов А. И. Введение в культурологию. М.: НАКиОЦ, 1993. 349 с.
Биллер В. С. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991. 413 с.
Ефимов Ю. И., Громов И. А. Человеческий фактор и культура. Л.: Наука,1989.
192 с.
Лагунова М. В. Теория и практика формирования графической культуры студентов в высшем техническом учебном заведении: дисс. ... докт. пед. наук. Н.Новгород, 2002. 564 с.
Лисюткин О. М. К вопросу о становлении категории «культура» (XVIII - начало XIX в.) // Философские науки. 1982. № 3. С. 24-27.
Модель И. М. Профессиональная культура муниципального депутата: теоретикосоциальный анализ. Екатеринбург, 1993. 86 с.
Ситникова С. Ю. Развитие графической культуры студентов в системе обучения технического вуза: дисс. ... канд. пед. наук. М., 2004. 196 с.