Научная статья на тему 'Профессионально конкурентоспособный специалист цель, условие и результат подготовки студентов техникума'

Профессионально конкурентоспособный специалист цель, условие и результат подготовки студентов техникума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
447
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОВМЕЩЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ / COMPETITIVENESS / VOCATIONAL TRAINING / COMBINE ACTIVITY / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF VOCATIONAL COMPETITIVENESS OF SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришин А. В.

В статье рассматриваются организационные аспекты решения проблемы профессиональной подготовки конкурентоспособных специалистов. С этой целью разрабатывается алгоритм совмещенной учебно-профессиональной деятельности и профессиональной подготовки студентов учреждения среднего профессионального образования, а также определяются условия эффективности развития конкурентоспособности студентов техникума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гришин А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCATIONALLY COMPETITIVE SPECIALIST IS AN AIM, A CONDITION AND A RESULT OF TRAINING OF TECHNICAL SECONDARY SCHOOL STUDENTS

The article deals with the organizational aspects of decision of a problem of competitive specialists' vocational training. For the purpose of decision of the problem the author works out an algorithm of combined educational and vocational activity and vocational training of students of secondary vocational education establishment, and also the conditions of effective development of competitiveness of technical secondary school students are identified.

Текст научной работы на тему «Профессионально конкурентоспособный специалист цель, условие и результат подготовки студентов техникума»

4. Асмолов, А.Г. Психология личности. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1990.

5. Болотов, В.А. Проектирование профессионального педагогического образования / В.А. Болотов, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков,

Н.А. Шайденко // Педагогика, 1997. - № 4.

6. Вазина, К.Я. Педагогические основы управления развитием профессионального лицея: учеб. пособие / К.Я. Вазина, Г.С. Костыко, Г.С., Л.М. Кустов. - Челябинск: изд-во Челяб. ин-та разв. проф. образования, 1998.

7. Зеер, Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург: изд-во Урал гос. проф. пед. ун-та, 1998.

8. Калугина, Т.Г. Социально-педагогические факторы инновационного развития образования в России в 80-е - 90-е годы XX века. - Челябинск: Лаборатория организации и содержания лицейского образования РАО, 1998.

9. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т. 1.; 1998. -Т. 2.

Статья поступила в редакцию 20.03.10

УДК 377

А.В. Гришин, директор ЧАТТ, г. Челябинск, Е-mail: kp1967@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ - ЦЕЛЬ, УСЛОВИЕ И РЕЗУЛЬТАТ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА

В статье рассматриваются организационные аспекты решения проблемы профессиональной подготовки конкурентоспособных специалистов. С этой целью разрабатывается алгоритм совмещенной учебно-профессиональной деятельности и профессиональной подготовки студентов учреждения среднего профессионального образования, а также определяются условия эффективности развития конкурентоспособности студентов техникума.

Ключевые слова: конкурентоспособность, профессиональная подготовка, совмещенная деятельность, педагогические условия развития профессиональной конкурентоспособности специалистов.

Актуальность проблемы повышения эффективности среднего профессионального образования определяется необходимостью удовлетворения образовательного заказа на подготовку конкурентоспособного специалиста среднего звена.

Особенностью рассматриваемой проблемы в современных условиях является не-обходимость учета процессов становления и развития рыночных отношений, структурных преобразований в экономике России. Это приводит к изменению требований к содержанию профессионального образования в техникуме. Это означает также необходимость поиска новых форм взаимодействия между производством и образовательными учреждениями.

За годы рыночных преобразований в сфере экономики и производства произошел значительный отток рабочей силы в другие сферы (торговля, предпринимательство, обслуживание населения, организация досуга и т.д.), резко сократилось количество квалифицированных специалистов, снизился уровень их профессиональной компетентности. Наблюдается сокращение молодых кадров на производстве, средний возраст рабочих в настоящее время колеблется от пятидесяти до пятидесяти пяти лет. Во многих случаях работодатель, выступающий в роли потребителя квалифицированных кадров, недостаточно заботится о воспроизводстве кадров молодых специалистов.

Зачастую можно наблюдать значительное ослабление связи предприятий с образовательными учреждениями по части финансирования, при определении содержания среднего профессионального образования. Это сказывается на качестве профессионального образования в целом.

Решение проблемы предполагает учет того фактора, что среднее профессиональное образование функционирует и развивается в едином образовательном поле России. Оно является компонентом системы образования. Как подсистема образования, среднее профессиональное образование реализует важнейшие функции - социальную, образовательную и экономическую.

Направления функционирования и развития профессиональной школы в России базируется на законе РФ «Об образовании», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г.», «Федеральной целевой программе развития российского образования», типовых положениях об образовательном учреждении профессионального образования (начальном, среднем и высшем учебном заведении) РФ.

Практика современной рыночной экономики требует решения задачи формирования специалистов нового типа, конкурентоспособных, стремящихся к непре-рывному повы-

шению профессионального мастерства и обладающих высокой адаптационной и профессиональной мобильностью. Конкурентоспособность, профессионализм и компетентность специалиста - это те качества, от которых зависят жизненные и трудовые успехи.

Формирование конкурентоспособности студентов, факторы, содействующие и препятствующие ее совершенствованию, выявление ступеней роста профессиональных качеств личности специалиста и процесса его становления в ходе профессиональной подготовки должны исследоваться на основе системного, личностно-деятельностного и других методологических подходов.

В российской педагогике профессионального образования проблема формирования конкурентоспособности специалистов была раскрыта в социальном, экономическом, организационном и педагогическом аспекте. Это нашло свое отражение в трудах А.А. Ангеловского, С.Я. Батышева, А.П. Беляевой, Ф.Н. Клюева, А.Я. Найна и др.

Анализ литературы по проблеме нашего исследования позволяет сделать вывод, что формирование конкурентоспособности студентов профессиональных образовательных учреждений различных типов является важным этапом на пути становления личности профессионала, активного деятеля, способного творчески применять свои знания на практике.

Важным аспектом решения проблемы формирования конкурентоспособного специалиста является определение качеств личности профессионала (специалиста). Одним из общих вариантов их выделения является следующий:

- компетентность (знание необходимых нормативных актов, владение специальными знаниями по профессии, осведомленность в смежных областях, широкий профессиональный кругозор);

- организованность (способность четко организовать свой труд и труд подчиненных, способность прогнозировать и планировать, координировать и регулировать, контролировать и анализировать профессиональную деятельность);

- предприимчивость (заинтересованность и инициативность во внедрении инноваций в профессиональную деятельность, совершенствовать ее технологию, улучшать условия труда);

- лидерство (способность к руководству и воспитанию деловых качеств у коллег, сотрудников, к выработке принципов организации труда);

- адаптивность (способность адаптироваться к новой ситуации и предпринимать адекватные подходы к решению воз-

никающих профессиональных проблем, способность быстро и четко принимать решения);

- социальная ответственность (способность сочетать в работе государственные, корпоративные и личные интересы);

- работоспособность (способность в короткие сроки справляться с большим объемом работы, своевременно выполнять профессиональные обязанности) [1; 2].

Мы предположили и экспериментально доказали, что эффективность процесса формирования конкурентоспособности студентов может быть обеспечена только на основе трудовой деятельности в процессе профессиональной подготовки. При этом важным является аспект реализации комплекса организационно-педагогических условий эффективности процесса подготовки студентов.

При определении комплекса организационно-педагогических условий эффективности развития конкурентоспособности студентов учреждения профессионального образования в процессе профессиональной подготовки мы исходим из предположения, что решение проблемы развития конкурентоспособности студентов, возможно при учете двух аспектов:

1) организационного - организация образовательного процесса в рамках модели;

2) личностного - взаимодействие субъектов образовательного процесса.

В связи с этим речь идет об организационно-педагогических условиях.

С учетом определения общего понятия условий мы определяем организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности студентов учреждения профессионального образования в процессе профессиональной подготовки как совокупность внешних обстоятельств образовательного процесса, внутренних особенностей личности студента, учебно-профессиональной деятельности студентов, уровня профессиональной подготовки преподавателей учреждения профессионального образования, от которых зависит формирование и развитие профессионально значимых качеств личности конкурентоспособного специалиста.

При определении комплекса организационно-педагогических условий развития конкурентоспособности студентов учреждения профессионального образования нами учитывались взаимосвязи между понятиями «профессиональная конкурентоспособность студентов учреждения профессионального образования», «профессиональная подготовка» и учебнопрофессиональная деятельность.

Мы также имеем в виду, что с одной стороны, комплекс организационно-педагогических условий относится к разработке стратегии развития профессионального образования в целом, с другой - является достаточно универсальным и может быть применен к разработке стратегии формирования конкурентоспособности будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки.

Для определения комплекса организационно-педагогических условий, способствующих формированию конкурентоспособности студентов, нами были намечены такие пути, как:

- фиксация социального заказа общества к средней профессиональной школе по уровню подготовки будущих специалистов;

- выявление специфики процесса профессиональной подготовки и учебно-профессиональной деятельности студентов;

- учет сущности конкурентоспособности будущих специалистов;

- системно-функциональная характеристика их профессиональной подготовки;

- учет требований методологических подходов (системного, деятельностного, личностно-профессионального и др.).

В основе разработки комплекса организационно-педагогических условий, по нашему мнению, может лежать идея непрерывности профессиональной подготовки - осуществление профессиональной подготовки на основе принципа непрерывности, ведущим аспектом которого является требование опережения обучения.

Важным педагогическим аспектом определения условий эффективности развития профессиональной конкурентоспособности студентов и эффективности их профессиональной подготовки является выделение и реализация общих принципов эффективности профессионального образования.

Мы в своем исследовании при определении комплекса условий, несомненно, должны руководствоваться основными положениями Закона «Об образовании», в частности учитывать, что основными принципами развития системы образования определяются следующие:

- приоритет общечеловеческих ценностей;

- свободное развитие личности;

- общедоступность образования;

- бесплатность общего образования;

- всесторонняя защита потребителя образования;

- единство образовательного пространства;

- выделение базового компонента образования;

- демократический государственно-общественный характер управления образованием;

- светский характер образования;

- возможность получения образования на родном языке;

- связь образования с национальными и региональными культурами и традициями;

- преемственность образовательных программ;

- вариативность образования;

- разграничение компетенций субъектов системы.

Важной особенностью Закона РФ "Об образовании" является требование об установлении (определении) стандарта образования, в том числе и профессионального. Государственный образовательный стандарт становится основной нормативной базой функционирования и развития образовательных систем.

Однако для реализации целого ряда принципов пока нет необходимых условий, в том числе и организационно-педагогических.

Исходя из вышесказанного, в рамках нашей концепции было сформулировано положение о том, что эффективно развивать конкурентоспособность студентов учреждения профессионального образования в процессе профессиональной подготовки можно при выполнении комплекса следующих условий:

а) активизация учебно-профессиональной деятельности студентов как компонента процесса их профессиональной подготовки на основе выявленных интересов, склонностей, способностей;

б) использование личностно-профессиональной рефлексии как фактора развития конкурентоспособности студентов;

в) организация социального партнерства студентов на основе комплекса деятельности в процессе профессиональной подготовки;

г) реализация методической модели процесса профессиональной подготовки, ориентированной на развитие конкурентоспособности студентов.

1. Активизация учебно-профессиональной деятельности студентов как компонента процесса их профессиональной подготовки на основе выявленных интересов, склонностей, способностей.

Суть этого условия мы видим в том, чтобы обеспечить развитие конкурентоспособности путем активизации учебнопрофессиональной деятельности в процессе профессиональной подготовки. При этом с учетом общих принципов эффективности профессионального образования активизация осуществляется на основе выявленных особенностей студентов, определяющих их профессиональную направленность, творческую инициативность и самоорганизованность.

Ключевыми понятиями данного условия являются понятия «деятельность» и «активизация деятельности».

Развитие конкурентоспособности студентов учреждения профессионального образования на основе учебнопрофессиональной деятельности в процессе профессиональной подготовки зависит от уровня сформированности

умений и навыков, способов деятельности, развития мо-тивационно-потребностной сферы личности студента.

Учебно-профессиональная активность студентов является одной из двух составных частей процесса профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста: первая - активность студента, вторая - активная деятельность преподавателя по активизации всех видов деятельности студентов.

Профессиональная активность студента мы рассматриваем как его отношение к содержанию и процессу учебнопрофессиональной деятельности, стремление к эффективному овладению знаниями, умениями, опытом деятельности.

В ходе исследования мы приходим к выводу о необходимости активизации познавательной и практической деятельности на основе выявленных интересов, склонностей, способностей студентов на основе учебно-профессиональной деятельности в процессе формирования конкурентоспособности студентов учреждения профессионального образования.

2. Использование личностно-профессиональной рефлексии как фактора развития конкурентоспособности студентов.

Рефлексивные процессы являются показателем осознанного отношения к процессу обучения и инструментом развития конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки. Процесс развития конкурентоспособности студентов становится управляемым с включением механизмов рефлексии, которые характеризуют самосознание человека, осмысление им оснований собственных действий и поступков. Кроме того, в качестве исходного момента рефлексия предполагает наблюдение человека за самим собой, своей деятельностью и способами её осуществления. На основе рефлексии строятся такие процессы, как самоанализ, самооценка, самовоспитание, словом, идет самопроектирование субъекта, усвоение того, что он считает нужным иметь в своем «Я».

Рефлексия на основе учебно-профессиональной деятельности обеспечивает возможность субъектам и объектам профессиональной подготовки встать на точку зрения другого человека, сопоставить мотивы и потребности к рефлексивному преодолению затруднений в познавательном процессе.

Роль профессионально-личностной рефлексии в развитии конкурентоспособности студентов учреждения профессионального образования заключается в следующем:

- рефлексия необходима при осуществлении учебнопрофессиональной деятельности;

- на основе рефлексии осуществляется управление всеми видами деятельности студентов;

- рефлексия является одним из основных механизмов развития деятельности студента, ее творческих аспектов;

- рефлексия необходима при описании феноменологии и механизмов учебно-профессиональной деятельности студента для последующей трансляттии и воспроизводства их в профессиональной деятельности.

Таким образом, профессионально-личностная рефлексия является инструментом развития конкурентоспособного бу-дутттих специалистов на основе учебно-профессиональной деятельности в процессе профессиональной подготовки. Реализуя свои замыслы, учитывая особенности ситуации, конкурентоспособный специалист должен уметь выстраивать кооперации с различными людьми, анализировать, контролировать и оценивать результаты своей работы и вносить необходимые изменения.

3. Организация социального партнерства студентов на основе учебно-профессиональной деятельности в процессе профессиональной подготовки.

Как мы уже отмечали, взаимодействие всех субъектов и объектов процесса профессиональной подготовки является важным фактором его эффективности. Речь идет о взаимодействии студентов, преподавателей и работодателей. Учебно-профессиональная деятельность является способом реализации этого взаимодействии.

Одной из актуальных проблем системы профессионального образования организацию постоянного взаимодействия с социальными партнерами для обеспечения функционирования этой сферы. О привлечении работодателей и других специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка говорится в перечне основных задач государства в сфере образования.

Понятие «социальное партнерство» в нашей стране подтверждено на государственном уровне: оно введено в новый «Учебно-профессиональный кодекс Российской Федерации». В нем социальное партнерство трактуется как система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений.

С учетом предмета и цели нашего исследования социальное партнерство может рассматриваться как взаимовыгодное сотрудничество между студентами, преподавателями, учреждением профессионального образования в целом, работодателем (предприятием, заинтересованным в подготовке специалистов), городской службой занятости, городской администрацией.

В нашем исследовании в рамках социального партнерства существенную роль занимает организация учебно-профессиональной деятельности студентов в процессе производственного обучения и производственной практики в условиях предприятия.

4. Реализация методической модели процесса профессиональной подготовки, ориентированной на развитие конкурентоспособности студентов.

В самом общем виде профессиональная подготовка включает в себя следующие компоненты - процесс овладения профессиональными знаниями, умениями, навыка, а также процесс формирования профессионально значимых качеств.

Мы придерживаемся подхода, согласно которому выделяются следующие основные элементы процесса профессиональной подготовки:

- человек и его сущностные характеристики;

- социально-экономическая среда, сфера культурной и духовной жизни общества;

- единая система непрерывного профессионального образования;

- система и процесс воспитания, обучения и развития обучающегося;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- педагогическая наука;

- инженер, педагог (мастер производственного обучения)

[3].

Кроме названных элементов мы выделяем также работодателя и посредника, в качестве которого выступает учреждение профессионального образования.

По нашему мнению, овладение учебной и профессиональной деятельностью возможно на основе определения их структуры, на основе выделения общих компонентов этих структур, то есть путем разработки и использования совмещенных алгоритмов учебно-профессиональной, учебной и профессиональной деятельности.

Обобщенный алгоритм совмещенной учебно-профессиональной деятельности и профессиональной подготовки студентов учреждения профессионального образования имеет следующий вид:

1) формулирование целей образования;

2) формирование мотивов образования;

3) установление исходного уровня (состояния) образовательного процесса;

4) разработка программы действий, предусматривающей основные переходные состояния процесса образования;

5) получение по определенным параметрам информации о состоянии процесса образования;

6) переработка информации, полученной по каналам обратной связи, выработка и внесение в учебный процесс корректирующих взаимодействий.

Таким образом, выделение и характеристика организа-ционно-педагогичес-ких условий эффективного развития профессиональной конкурентоспособности студентов учреждения профессионального образования было осуществлено нами с учетом социального заказа общества к профессиональной тттколе по уровню подготовки будущих специалистов; особенностей учебно-профессиональной деятельности как компонента процесса профессиональной подготовки.

Сформулированные нами условия обеспечивают наи-больтттий эффект при комплексной реализации. Организаци-

онно-педагогические условия развития профессиональной конкурентоспособности студентов на основе учебно-профессиональной деятельности в процессе профессиональной подготовки являются необходимыми и достаточными. Без комплекса обозначенных условий не сможет эффективно функционировать методическая модель организации процесса профессиональной подготовки студентов учреждения профессионального образования.

Библиографический список

1. Ангеловский, А.А. Формирование конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе: моногр. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2006.

2. Котлярова, И.О. Становление профессионально-педагогической квалификации. - Челябинск, 1998.

3. Найн, А.Я. Проблемы развития профессионального образования; региональный аспект /А.Я. Найн, Ф.Н. Клюев. - Челябинск: изд-во ин-та

разв. проф. обр., 1998.

4. Батышев, С.Я. Реформа профессиональной школы. - М.: Высш. шк., 1987.

5. Беляева, А. П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. - СПб.: НИИ ПТП РАО, 1997.

6. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) // Вестник образования. - 1995. - № 2.

7. Требования к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий // Вестник образования. - 1996. - № 10.

Статья поступила в редакцию 20.03.10

УДК 796.4

Е.В. Густомясова, ст. преп. УралГУФК, г. Челябинск, Е-mail: gustoelena@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИКИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

В данной статье представлены педагогические условия реализации методики оздоровительной физической культуры, внедряемой в современных экономических условиях для работников полиграфического предприятия. Методика повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья лиц трудоспособного возраста имеет специфические особенности и комплекс средств, форм, условий реализации, обеспечивающих ее оздоровительную, социальную и экономическую эффективность.

Ключевые слова: методика оздоровительной физической культуры, педагогические условия реализации, здоровье лиц трудоспособного возраста.

Структурные и социальные изменения последних десяти лет привели к фундаментальным экономическим утратам и к катастрофическому снижению человеческого потенциала в нашей стране. Коэффициент жизнеспособности населения, по данным Всемирной организации здравоохранения ЮНЕСКО, составляет в России 1,4 балла по 5-балльной шкале (в Сомали, Гаити, Бирме - 1,6). Общая динамика смертности населения страны характеризуется повышенной смертностью людей трудоспособного возраста, среди которых около 80% составляют мужчины. Это создаст резкий дисбаланс трудоспособного и пенсионного населения, негативно отражается на всех социально-экономических факторах развития общества. Научно-техническая революция с каждым этапом изменяет наше общество в технологическом отношении, делает его все более сложным. Такое общество, чтобы успешно функционировать, нуждается в универсально подготовленном работнике, виртуозно владеющем своей профессией и обладающем широким мировоззрением. Но главное - он должен обладать трудоспособностью, а это обеспечивается в первую очередь состоянием здоровья и уровнем физической подготовленности работника, как основой профессиональной работоспособности.

В стране возникла крупная государственной значимости проблема: как в относительно короткие сроки приостановить ухудшение здоровья населения, поднять его уровень и качество. Объективная реальность, данные науки свидетельствуют о том, что здоровье населения можно повысить и укрепить, только приведя в действие целую систему факторов.

Ведущее место в решении этих проблем играет оздоровительная физическая культура. Оздоровительная физическая культура (ОФК) - это специфическая сфера использования средств физической культуры и спорта, направленная на оптимизацию физического состояния человека, восстановление

сил, затраченных в процессе труда (учебы), организацию активного досуга и повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов производства и окружающей среды [1]. Оздоровительная физическая культура в настоящее время используется как действенное и эффективное средство формирования развития, социализации личности, успешной социально-биологической адаптации человека к новым меняющимся условиям, в том числе к трудовым и учебным критериям. Ее относительно самостоятельными подсистемами являются: производственная (специальное направление) и оздоровительно-рекреативная (общеоздоровительное направление) физическая культура [2].

В Федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" и «Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ до 2020 года», а так же в резолюции Всероссийского форума «Россия - спортивная держава» (г. Казань, 2009) указано, что расширение спортивно-массовой работы, укрепление здоровья работников и членов их семей должно обеспечиваться внедрением новых научнометодических разработок и современных технологий в сфере спортивной и физкультурно-оздоровительной работы, а также организацией внедрения производственной физической культуры в режим рабочего дня трудящихся.

Одной из характерных черт современного производства является сокращение двигательной активности из-за уменьшения удельного веса физического труда в системе высокотехнологичного производства, однако интенсификация труда вызывает увеличение трудовой нагрузки, функционального напряжения ключевых физиологических систем и всего организма в целом, рост утомления и снижение работоспособности. Это, в свою очередь, ведет к увеличению заболеваемости и снижению эффективности труда в годичном цикле. Ликви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.