Научная статья на тему 'Основания разработки методической модели процесса профессиональной подготовки студентов колледжа'

Основания разработки методической модели процесса профессиональной подготовки студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
681
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / PROFESSIONAL TRAINING / METHODIC ASSISTANCE OF PROFESSIONAL TRAINING / METHODIC MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришин Алексей Владимирович, Махновскии Сергей Александрович

Процесс профессиональной подготовки студентов колледжа рассматривается на методическом уровне. Для этого с учетом требований комплекса методологических подходов (системного, деятельностного, программно-целевого и личностного) определяются содержательно-функциональные компоненты методической модели процесса профессиональной подготовки студентов в условиях колледжа, а также педагогические условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гришин Алексей Владимирович, Махновскии Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Grounds of methodic model development of the college students' professional training process

The college students' professional training process is looked upon from the methodic side. For this purpose taking into account the requirements of the methodological approaches (system, activity, special purpose program, personal) content-functional components of methodic model of the college students' professional training process are determined, pedagogical conditions are also specified.

Текст научной работы на тему «Основания разработки методической модели процесса профессиональной подготовки студентов колледжа»

УДК 377.013 ББКЧ47

ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

А.В. Гришин*, С.А. Махновский**

*Челябинский автотранспортный колледж, **Магнитогорский профессионально-педагогический колледж

GROUNDS OF METHODIC MODEL DEVELOPMENT OF THE COLLEGE STUDENTS’

PROFESSIONAL TRAINING PROCESS A.V. Grishin*, S.A. Makhnovsky** Chelyabinsk Motor Transport College **Magnitogorsk Professionally Pedagogical College

Процесс профессиональной подготовки студентов колледжа рассматривается на методическом уровне. Для этого с учетом требований комплекса методологических подходов (системного, деятельностного, программно-целевого и личностного) определяются содержательно-функциональные компоненты методической модели процесса профессиональной подготовки студентов в условиях колледжа, а также педагогические условия.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, методическое обеспечение профессиональной подготовки, методическая модель.

The college students9 professional training process is looked upon from the methodic side. For this purpose taking into account the requirements of the methodological approaches (system, activity, special purpose program, personal) content-functional components of methodic model of the college students9 professional training process are determined, pedagogical conditions are also specified.

Keywords: professional training, methodic assistance of professional training, methodic model

Решение проблемы обеспечения качества профессиональной подготовки студентов может быть осуществлено при комплексном преобразовании различных сторон деятельности средних образовательных учреждений -содержательной, методической, организационной, материальной обеспеченности. При этом мы считаем целесообразным рассмотреть различные аспекты качества профессиональной подготовки студентов, такие как развитие профессиональной конкурентоспособности, экономическое образование, формирование позитивно-ценностного отношения студентов к профессии и т.п.

Профессиональная подготовка специалистов в колледже в целом должна обеспечивать формирование и развитие комплекса способ-

ностей личности студентов. В соответствии с данным подходом педагогический процесс в образовательных учреждениях среднего профессионального образования должен быть направлен на удовлетворение во взаимосвязи интересов государства, общества, личности и предприятий-заказчиков. Эта взаимосвязь требует изменения содержания профессиональной подготовки и создания соответствующих условий обучения и воспитания, а также учета индивидуальных особенностей, уровня развития личности студентов. Профессиональная подготовки в колледже должна обеспечивать подготовку квалифицированных специалистов по всем основным направлениям и сферам производства.

Важной проблемой является разработка

модели профессиональной подготовки студентов в колледже, обеспечивающей на основе различных видов деятельности развитие их профессиональной конкурентоспособности, мобильности, готовности к будущей профессиональной деятельности и т.д. Мы имеем в виду учебную, познавательную, учебно-профессио-нальную и трудовую деятельность студентов.

В связи с этим главными задачами деятельности учреждения профессионального образования являются:

- совершенствование процесса профессиональной подготовки специалистов с учетом требований современной науки, практики и экономики;

- повышение образовательного и культурного уровня преподавателей, создание условий для их всестороннего творческого развития;

- повышение образовательного уровня студентов, создание условий для их разностороннего творческого развития.

Профессиональная подготовка рассматривается нами как целостный процесс обучения и воспитания личности будущего специалиста -студента колледжа. Результатом этого процесса является личность, владеющая комплексом знаний, умений и навыков профессионального уровня, обладающая комплексом качеств, способствующих активному выполнению профессиональной деятельности, а также развитию личности. Мы пришли к выводу, что повышению эффективности профессиональной подготовки студентов колледжа, определению основных направлений ее совершенствования способствует представление содержания профессиональной подготовки в виде методических моделей и их реализация на основе информационно-образовательных технологий.

Мы исходили из того, что при разработке методической модели необходимо учитывать общую структуру модели, которая отражает процесс развития студентов в ходе их профессиональной подготовки в колледже. Она представлена как сложная, динамическая система, в которой можно выделить ряд структурных компонентов. Такая модель основана на двух информационно-образовательных технологиях: технологии контекстного обучения и технологии модульного обучения. Важно то, что эти технологии не просто используются в процессе профессиональной подготовки студентов, а интегрируются в целостной методической модели.

Сущность контекстного обучения студентов определяется как подчинение цели профессиональной подготовки содержанию профессиональной деятельности выпускников вуза или колледжа.

«Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до кон-сультационно-координирующей» [3, с. 104].

Отличие модульного обучения от традиционного мы, как и другие исследователи, видим в следующем:

1) содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных комплексах

- модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его усвоению;

2) взаимодействие преподавателя и студента в учебном процессе осуществляется на принципиально иной основе “ с помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение обучающимся определенного уровня предварительной подготовленности к каждой педагогической встрече;

3) модульное обучение требует неизбежного соблюдения паритетных субъект-субъектных взаимоотношений между педагогом и обучающимися в учебном процессе [3, с. 104].

Определение контекста профессиональной подготовки оказывается важным при определении цели профессионального образования студентов в целом.

Основными компонентами любой методической модели являются: целевой (образовательный заказ, цели и задачи профессиональной подготовки), содержательный (содержание учебных дисциплин), деятельностный (учебная, учебно-профессиональная и трудовая деятельности), компонент организа-ционно-педагогических условий, результативный (личность специалиста - выпускника колледжа, обладающая качествами конкурентоспособной личности). Поэтому рассматривая процесс профессиональной подготовки студентов как сложную, многоуровневую систему, мы выделили в нем следующие основные компоненты: цель - содержание - организационные формы - методы - результат.

При этом в качестве основания методической модели мы учитываем положения ряда методологических подходов. Это определяется тем, что процесс профессиональной подготовки студентов является сложноорганизованной системой. Разработка методической модели данного процесса осуществляется нами с позиций системного, деятельностного, программно-целевого, личностно-ориентиро-ванного подходов.

Системный подход дает возможность рассмотреть предмет нашего исследования как совокупность взаимосвязанных компонентов, которые образуют определенную целостность, устойчивость и его внутреннюю организацию. Основные требования системного подхода к разработке методической модели процесса профессиональной подготовки студентов колледжа выражены в следующих разработанных нами концептуальных положениях:

-всякая деятельность студентов, в том числе учебная, трудовая, познавательная и др., носит системный характер, системообразующим элементом системы является цель;

-все виды деятельности включают мотив, потребность, цель, действия, операции, условия деятельности, результаты;

-процесс профессиональной подготовки студентов обеспечивается взаимосвязанной обучающей деятельностью преподавателя и учебной, учебно-профессиональной и трудовой деятельностью студентов, представляющей устойчивую взаимосвязь целевого, содержательного, операционально-действенного, стимулирующе-мотивационного и оценочнорезультативного компонентов.

Использование системного подхода в нашем исследовании позволяет четко определить методическую составляющую модели профессиональной подготовки студентов на основе их деятельности в колледже, но с учетом также требований других подходов. В частности с учетом требований программноцелевого подхода, суть которого заключается в том, что при решении задач планирования и организации процесса профессиональной подготовки студентов осуществляется интеграция целей, сроков, организации и исполнения всех видов деятельности, в том числе и трудовой. Программно-целевой подход представляет собой конкретизацию системного подхода. Данный подход исследователи определяют как способ постановки целей и задач, направленных на высокие конечные результаты [5]. Данный вывод для нашего исследования

является весьма существенным, так как в этом случае актуальным становится деятельностный подход, который предполагает профессиональную подготовку студентов на основе различных видов их деятельности - учебной, учебно-познавательной, учебно-профессио-нальной, профессиональной деятельности. В рамках данного подхода акцент делается на личность и ее деятельность. Выполнение требований этого подхода предполагает разработку и реализацию такой модели, которая обеспечит развитие будущего специалиста в его деятельности.

В рамках личностного подхода основное внимание уделяется высокому уровню интеграции личностной позиции будущего специалиста, его качеств, профессиональных знаний и умений, которые соответствуют цели профессиональной подготовки и формирования личности специалиста. Суть этого подхода заключается в выявлении актуальных, востребованных свойств личности современного специалиста и в учете этих свойств при разработке модели его подготовки в системе среднего профессионального образования.

Субъективность профессиональной подготовки состоит в том, что она осуществляется непосредственно познающим объектом, цель и мотив зависят от самого индивида и уровня его индивидуального сознания (самосознания). Рефлексивные процессы направлены на развитие самосознания, на осмысление и ориентацию действий субъекта (интеллектуальная рефлексия), на самоорганизацию, движение через самопознание и самоанализ себя, своего состояния, своей мыслительной деятельности, целостного «Я» (личностная рефлексия) и через осмысление (анализ) человеком личности и деятельности партнера по совместной деятельности, взаимоотображения субъектами друг друга (межличностная рефлексия). Самосознание стимулирует активность и опосредует формирование внутренних мотивов и ценностей.

Таким образом, совокупность положений подходов в целом, а также каждый подход самостоятельно позволяют нам определить общие положения разработки методической модели профессиональной подготовки студентов на основе их деятельности:

а) необходимо рассмотрение подготовки специалистов как системы с учетом всех факторов, обеспечивающих эффективное их развитие;

б) необходима разработка личностного аспекта системы подготовки специалистов,

учета интересов, склонностей студентов, их потенциальных возможностей;

в) профессиональная подготовка студентов и формирование личности будущего специалиста должны осуществляться через организацию различных видов деятельности -учебной, учебно-познавательной, учебнопрофессиональной, трудовой и др.;

г) модель должна учитывать и обеспечивать реализацию четкой программы лрофес-сиональной подготовки студентов, жестко ориентироваться на определенное качество подготовки и гарантированный результат.

С учетом указанных положений мы приходим к выводу, что системообразующим компонентом методической модели должен быть результат профессиональной подготовки каждого студента как будущего специалиста. Определение его содержания невозможно дать без уточнения содержания целевого компонента методической модели.

Целевой компонент включает в себя социальный заказ, цели и задачи профессиональной подготовки в целом в системе. Например, развитие профессиональной конкурентоспособности является одной из задач. Мы принимаем следующую совокупность задач модели, конкретизирующих общую цель профессиональной подготовки студентов:

а) обеспечить осознание студентами значимости собственной деятельности, своей индивидуальности и своих возможностей; создать условия студентам осмыслять и творчески применять теоретические знания в практической деятельности; изучать и творчески использовать профессиональный опыт; ставить, анализировать и творчески решать проблемы и задачи;

б) обучать студентов непосредственному взаимодействию с людьми как творческому процессу;

в) обеспечивать ориентацию студентов на профессиональную деятельность как на творческий процесс;

г) развивать общую эвристическую направленность к конкретным явлениям;

д) выбирать навыки постоянного целенаправленного совершенствования методов собственной работы [7, с. 82-83].

При определении или выборе целей профессиональной подготовки мы учитывали ряд общих требований:

- единство долгосрочного и краткосрочного планирования;

- единство целевой установки и условий реализации;

- осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал;

- обеспечение комплексного характера прогнозирования;

- стабильность и гибкость планирования на основе прогнозирования [6, с. 23].

Содержательный компонент методической модели зависит от целей и задач профессиональной подготовки и определяет содержание обучения и деятельности студентов колледжа.

Содержательный компонент методической модели профессиональной подготовки студентов на основе деятельности представляет собой системное явление, пронизанное специфическими, характерными для образования взаимодействиями, которые включают накопленные участниками: систему знаний, умений, навыков; познавательный и культурный потенциал; формы, методы и средства обучения; формы и методы организации самостоятельной работы [5, с. 17].

Реализация содержательного компонента позволяет нам активизировать деятельность студентов в течение всего процесса профессиональной подготовки, внутри каждой дисциплины обеспечить получение профессиональных знаний, формирование умений и навыков, необходимых будущему конкурентоспособному специалисту.

Мы придерживаемся позиции, сформулированной исследователями, что основным элементом содержательного компонента модели является учебный материал. Выбор структуры и ведущих элементов учебного материала во многом определяет не только активность и эффективность подготовки в целом, но и развитие профессиональной конкурентоспособности в частности. Учебный материал представляет собой объект, который состоит из упорядоченного множества взаимных элементов, объединенных общей целью обучения студентов данного профиля (специальности), сформулированной в соответствии с общими и частными целями образования. В этой системе важное место занимают программы и учебные пособия, знания преподавателя, выбирающего способы эффективной подачи учебного материала.

Предлагаемая нами модель, все действия по отбору учебного материала для реализации и усвоения в процессе трудовой деятельности предполагают выполнение ряда обязательных действий: анализ содержания учебного материала, его структурирование, обеспечение

оптимальности содержания учебного материала и учебной программы по данному предмету, цели развития профессиональной конкурентоспособности студентов.

В общем случае алгоритм оптимизации структуры и содержания учебного материала включает в качестве базовых компонентов следующие процедуры:

1. Анализ содержания учебной дисциплины.

2. Разбиение содержания учебной дисциплины на отдельные элементы, целостная система которых совпадает с ее содержанием.

3. Моделирование ведущих знаний в символической, графической или какой-либо другой форме.

4. Преобразование модели ведущих знаний с целью выделения наиболее общих системных понятий и отношений, их взаимосвязей.

5. Формирование структур наиболее общих способов деятельности, характерных для данной области научных знаний.

6. Построение системы частных задач, решаемых общими способами.

7. Оценка усвоения обучающимися общего способа решения данного класса познавательных задач [5].

Содержательный компонент методической модели определяется рабочими учебными планам и программами.

Деятельностный компонент методической модели определяется особенностями всех видов деятельности, главная из которых - их предметная взаимосвязь. Содержание данного компонента модели, в первую очередь, связано с аспектами активизации учебной, учебнопрофессиональной и трудовой деятельности:

1) активизация всех видов деятельности в течение процесса профессиональной подготовки в целом;

2) активизация деятельности на отдельных этапах процесса профессиональной подготовки.

Активизация любой деятельности, по мнению исследователей, невозможна без ее мотивации. Главными способами мотивации деятельности студентов могут быть избраны: создание проблемных ситуаций; опора на познавательный интерес; материальная заинтересованность; убеждение; контроль за деятельностью и ее результатами.

Все формы организации деятельности (лекция, семинар, практическое занятие и др.) для эффективной мотивации деятельности студентов должны соответствовать возможностям, способностям и интересам каждого студента.

Результативный компонент методической модели мы определяем как соответствие качеств студента колледжа планируемой модели выпускника. Под результатом образовательного процесса мы понимаем достигнутый личностью уровень сформированности необходимых и достаточных качеств специалиста.

Модель выпускника является своеобразным эталоном личности специалиста. Для определения содержания модели выпускника необходим учет общих тенденций, идей, обобщений и выводов социально-экономического развития, философской тенденции познания, теории человеческой деятельности, теории становления личности, тенденций научно-технического прогресса, перспектив развития профессиональной подготовки в условиях рынка труда, логикопедагогических основ учебно-

познавательного и учебно-производственного процессов [4].

Мы согласны с мнением исследователей, в частности с А.А. Беляевой, что модель планируемого результата подготовки должна состоять из двух компонентов, характеризующих, соответственно, заданные уровни профессиональной и социальной компетентности выпускника. Уровень профессиональной квалификации задается в соответствии с требованиями базовых нормативных документов, а уровень социальной квалификации - в соответствии с рекомендациями международных организаций в области образования (ЮНЕСКО, МОТ и др.), государственными и региональными правовыми нормами, которые конкретизируются и адаптируются в условиях образовательных учреждений. Поэтому модель выпускника представляет собой профессиональную его характеристику, составленную на основе профессиограммы специалиста для конкретного поля профессиональной деятельности [1].

В современной профессиональной школе важным является понятие профессиональной конкурентоспособности студента, которое, на наш взгляд, может служить основанием разработки модели (профессиограммы) личности конкурентоспособного студента профессионального образовательного учреждения любого типа (техникум, колледж). Учет требований, предъявляемых рынком труда к выпускникам профессиональных образовательных учреждений, позволяет разработать и обосновать модель конкурентоспособного выпускника.

Модель конкурентоспособного выпускника представляет собой лишь планируемый результат профессиональной подготовки. Все три компонента модели: личностный, профессиональный и полипрофессиональный, представленные множеством качеств, обусловленных современным уровнем развития общества, науки, техники, особенностями рыночных отношений, эффективно развиваются лишь при определенных условиях.

Таким образом, мы приходим к необходимости определения содержания компонента организационно-педагогических условий.

Блок организационно-педагогических условий модели представлен комплексом орга-низационно-педагогических условий эффективности профессиональной подготовки студентов, с учетом которых осуществляются все виды деятельности студентов и которые способны оказать существенное влияние на все компоненты методической модели и модели выпускника.

Одним из вариантов комплекса организационно-педагогических условий эффективности профессиональной подготовки студентов является:

а) активизация всех видов деятельности студентов как компонента процесса их профессиональной подготовки на основе выявленных интересов, склонностей, способностей;

б) использование личностно-профессио-нальной рефлексии как фактора профессиональной подготовки студентов;

в) организация социального партнерства студентов на основе деятельности в процессе профессиональной подготовки;

г) реализация методической модели процесса профессиональной подготовки, ориентированной на развитие конкурентоспособности студентов.

Комплекс организационно-педагогиче-ских условий реализовывался нами в форме договоров с предприятиями, на базе которых осуществлялась трудовая деятельность студентов в процессе профессиональной подготовки в колледже.

Экспериментальная работа по реализации комплекса организационно-педагогических условий и проверке их эффективности строилась нами на основе долгосрочных договоров с предприятиями «О сотрудничестве по подготовке и распределению молодых специалистов».

Таким образом, предлагаемая нами методическая модель процесса профессиональной подготовки студентов колледжа должна обеспечивать при выполнении заявленного комплекса организационно-педагогических условий эффективное развитие качеств конкурентоспособной личности студентов в процессе их профессиональной подготовки.

Литература

1. Беляева, А.А. Перспектива развития профессиональной школы /А. А. Беляева //Педагогика. -1994. -№ 4. -С. 26-29.

2. Базина, К.Я. Модель саморазвития человека / К.Я. Базина. - Н. Новгород: БИПИ, 1994.-268 с.

3. Лаврентьев, Г. В. Слагаемые технологии модульного обучения / Г.Б. Лаврентьеву Н.Б. Лаврентьева. - Барнаул: АГУ\ 1998. -156 с.

4. Наин, А.Я. Проблемы развития профессиональной подготовки; региональный аспект / А.Я. Наш, Ф.Н. Клюев. - Челябинск: Изд-во ин-таразе. проф. обр., 1998. - 264 с.

5. Репин, С.А. Управление сельской школой на основе системного подхода / С.А. Репин, С. В. Сидоров. - Челябинск: Издательство «Фрегат», 2006. - 282 с.

6. Третъяков, П.Н Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента / П.И. Третъяков. - М.: Новая школа, 1997. - 288 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Шипшина, Л.А. Подготовка менеджеров образования в педагогическом университете /Л.А. Шипшина - Омск: ОГПУ, 1998. -293 с.

8. Юцявичене, П.А. Теория и практика модульного обучения /НА. Юцявичене. - Каунас: Швиеса, 1989. -271 с.

Поступила в редакцию 25 октября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.