Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГА КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГА КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева А.А.

В статье рассматривается феномен под названием «синдром профессионально-эмоционального выгорания» педагога, который в современном информационном обществе требует работы по его устранению, описываются варианты поиска способа противодействия данной проблеме образования.Тhe article discusses the phenomenon called "syndrome of professional-emotional burnout" of a teacher, which in the modern information society requires work to eliminate it, describes options for finding a way to counteract this problem of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреева А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГА КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 373.1

Андреева А.А.

Студент 2 курса магистратуры НовГу г. Великий Новгород, РФ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГА КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассматривается феномен под названием «синдром профессионально-эмоционального выгорания» педагога, который в современном информационном обществе требует работы по его устранению, описываются варианты поиска способа противодействия данной проблеме образования.

Ключевые слова:

образование, педагог, профессиональное выгорание, эмоциональное состояние педагога.

Annotation

The article discusses the phenomenon called "syndrome of professional-emotional burnout" of a teacher, which in the modern information society requires work to eliminate it, describes options for finding a way to counteract this problem of education.

Keywords:

education, teacher, professional burnout, emotional state of the teacher.

Ни для кого не секрет, что в последние десятилетия педагоги в образовательных учреждениях уже не испытывают рвения к своей профессиональной деятельности. Задачей образования является создание условий для успешной профессиональной адаптации, социализации и самореализации человека, пришедшего в образование. В связи с тем, что данные условия выполняются не в полной мере или вовсе не выполняются, педагоги испытывают профессионально-эмоциональное выгорание. Проявляется это в нежелании работать в данной сфере.

Американский психиатр Х. Дж. Фрейденбергер в сер. 70-х гг XX в. впервые употребил термин «синдром эмоционального выгорания» для описания деморализации и разочарования у работников. Особенно часто «синдром выгорания» развивается у специалистов «помогающих» профессий, особенно у работающих в некоммерческом секторе: воспитатели, учителя, медицинские работники и т.д. В основе данного синдрома лежит профессиональный стресс, поведенческие проявления синдрома являются частью профессиональной деформации.

«Синдром профессионального выгорания» негативно сказывается на состоянии здоровья педагогов и эффективности профессиональной деятельности, но данный процесс является управляемым. В связи с этим особую актуальность приобретает ранняя диагностика синдрома и психокоррекционная работа с педагогами, имеющими его проявления.

Целью данной научной статьи является анализ сущности «синдрома профессионально-эмоционального выгорания» и поиск способов противодействия данному явлению. Исследований на тему «профессионального выгорания педагога» существует большое количество как в русской, так и зарубежной науке. Отдельное внимание уделяется статьям В. В. Бойко, Б. Пельман и Е. Хартман, А. Пайнс, В. И. Ковальчук и других. Но, несмотря на остро стоящий факт, данная проблема еще изучена не до конца.

Педагогическая деятельность всегда отличалась высокими требованиями личности педагога в связи с эмоциональной, когнитивной и коммуникативной загруженностью, ответственностью за результаты деятельности учащихся. Это способствует развитию негативных психических состояний, которые в совокупности могут привести к психологической деформации - данная проблема и рассматривается в статье. По данным исследований кандидата психологических наук Н.А. Аминова установлено, что при двадцатилетнем педагогическом стаже у подавляющего числа педагогов наступает

«выгорание», а при сорокалетнем стаже - «сгорают» все [4, с.84-86]. Это напрямую связано в потребности опытных педагогов сохранить максимально высокими свои способности в профессиональной сфере.

Существует ряд факторов, которые позволяют вызвать данный синдром:

- внутриличностные факторы (чересчур развитая или наоборот неразвитая эмпатия, авторитарный и тоталитарный стиль общения, низкая самооценка; трудоголизм);

- социально-ролевой фактор (недовольство своей ролью в обществе, самореализацией, ущемление собственных прав и свобод, отсутствие профессионального роста);

- профессионально-организационные факторы (монотонность работы, отсутствие поощрений, конфликты внутри коллектива, конкуренция в профессиональной сфере).

Каждый фактор реализуется в совокупности с другим. Анализ научной литературы показывает, что современное информационное общество требует от педагога быть мобильным и уметь трансформироваться под изменяющуюся общественную среду. В частности, с началом внедрения нового Федерального государственного образовательного стандарта и различных инновационных проектов (один из ярких примеров - это «Государственная программа развития системы образования» для любого города РФ), увеличивается потребность к овладению педагогами информационно-коммуникативными технологиями. При этом в режиме рабочего дня не предусматривается выделение дополнительного времени для этого [3, с.75-88].

Так же постоянно растут требования к уровню профессиональной подготовки педагога, необходимости расширения круга профессиональных обязанностей - это не только качественная подготовка учащихся по преподаваемому предмету, но и овладение различного рода компетентностями, умениями работать с детьми с ОВЗ, огромная ответственность за жизнь и здоровье детей, заполнение различного рода отчетной документации [1].

Наш опыт работы в образовательных организациях говорит о том, что большое количество требований, растущая нагрузка на педагога, активное вмешательство родителей с замечаниями в учебный процесс в совокупности с низкой заработной платой, отсутствием престижа профессии приводит к отрицательному отношению педагога к работе, и всему что с ней связано. По большому счету это приводит к «синдрому эмоционального выгорания» - данная проблема стоит довольно остро как в обществе, так и в статье, и требует решения.

В исследованиях российских ученых, посвященных психическим состояниям педагогов говорится, что состояние «выгорания» оказывает отрицательное влияние на педагога, но зависит от его личностных и субъективных качеств [2, с.100-124].

Соответственно, можно прийти к выводу, что данный процесс является контролируемым. Необходимо находить ресурсы противодействия данному синдрому. Ресурс - это своего рода переменные, которые позволяют достигать устойчивости в стрессогенных ситуациях. Таким образом, психологические особенности являются детерминантами возникновения «синдрома профессионально-эмоционального выгорания».

Риск выгорания смягчает жизнерадостное отношение, меньшее количество стресса, наличие любимого дела и личного роста, стремление к самосовершенствованию, поддержка окружающих. Необходимо проводить регулярное выявление педагогов в стадии зарождающегося синдрома и предпринимать действия по его ликвидации.

Список использованной литературы:

1. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12. 2010 г №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Информационно-правовой портал Гарант.ру., 2010. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (дата обращения: 10.11.2021)

2. Выгорание и профессионализация: сб. науч. тр. / под ред. В.В. Лукьянова, А.Б. Леоновой, А.А. Обознова, А.С. Чернышева, Н.Е. Водопьяновой. Курск: гос. ун-т. Курск, 2013. 440 с.

3. Глузман Н.А. Категория профессионализма в подготовке будущего педагога. // International Research Journal (Международный научноисследовательский журнал). 2017. № 11 (65) Ч. 2. С. 170-172.

4. Матюшкина Е.Я. Факторы профессионального выгорания специалистов (на примере работников контактного центра) // Консультативная психология и психотерапия. 2017, № 4. Т. 25. С. 42-58.

© Андреева А.А., 2021

УДК37

Басова Е.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры СКД, Бондарчук Д.А., старший преподаватель кафедры СКД

ФГБОУ ВО «ТГИК» г. Тюмень, РФ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ: МЕТОД ПРОЕКТОВ

Аннотация

В статье говорится о методе проектов, рассматривается актуальность и закономерности данной педагогической технологии. Представлена практическая реализация метода проекта.

Ключевые слова: метод проектов, обучающийся, педагог, обучение, методика

В настоящее время образование претерпевает изменения: на смену теоретических форм деятельности приходят практические формы, задача которых самореализация и самоорганизация обучающегося. Практическая деятельность в вузе культуры занимает особое место в учебном процессе, так как основывается на постоянном развитии и формировании личности, функциональной грамотности и применения знания в социальной, культурной деятельности.

В современном мире объёмы получаемой информации увеличиваются, человек вынужден постоянно обучаться, чтобы находить выход из предлагаемых ситуаций, качественно существовать в современном мире. Одним из продуктивных методов, который помогает решить поставленные задачи вуза, является метод проектов. Этом метод нужно целенаправленно вводить в курс школьной программы и продолжать его использовать на уровне высшего образования.

Идея метода проектов в настоящее время становится интегрированным компонентом системы образования. При работе важен процесс, когда обучающие приобретают знания, могут применить в социальной и культурной сфере деятельности, адаптироваться в любых жизненных ситуациях, критически мыслить, принимать решения самостоятельно Особенностью данного метода является развитие творческой и познавательной активности. Разрабатывая проект необходимо ознакомиться с электронными ресурсами, поисковыми системами и новыми инновационными технологиями. Безусловным плюсом является и то, что в зависимости от ситуации проект может выполняться как индивидуально, так и группой (данный вариант более творческий и эффективный в плане сотрудничества).

Основными мотивами метода проекта являются самореализация потенциала каждого обучающегося и преодоление проблемных ситуаций, когда самостоятельно осознаются возможности, оценивается вклад, видится личностный рост. Цель метода состоит в том, чтобы обучающиеся осознавали значимость совместной деятельности, исследовательские умения: важна не только его точка зрения, но и чужая, иногда даже противоречащая другим. Нужно понимать, что любая точка зрения может быть полезна в поиске решения проблемы. Благодаря чему студенты могут научиться анализировать проблемные ситуации, определять сами проблемы, отбирать нужную информацию, проводить наблюдения и анализировать их, делать выводы.

Приведем в качестве примера практическую реализацию метода проекта на примере дисциплины «Родная литература»: «Тема осени в творчестве писателя Тюменской области Д. А. Сергеева».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.