Научная статья на тему 'Профессионально-адаптированная среда как условие повышения мотивации подготовки специалиста в области естественных наук'

Профессионально-адаптированная среда как условие повышения мотивации подготовки специалиста в области естественных наук Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-АДАПТИРОВАННАЯ СРЕДА / ОБЩЕФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ / PROFESSIONAL TRAINING / MOTIVATION LEVEL / PROFESSIONAL-ADAPTED ENVIRONMENT / BASIC PHYSICAL PRACTICAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старцева Нина Ивановна, Стерелюхин Александр Иванович, Федоров Виктор Александрович

Процесс формирования профессиональной подготовки специалиста, компетентного в области естественных наук, наиболее интенсивно осуществляется при оптимальном сочетании всех форм, методов, приемов и средств активного обучения студентов, становится наиболее эффективным, если он организован в условиях профессионально-адаптированной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старцева Нина Ивановна, Стерелюхин Александр Иванович, Федоров Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL-ADAPTED ENVIRONMENT AS THE CONDITION OF INCREASE OF MOTIVATION OF PREPARATION OF THE EXPERT IN THE FIELD OF NATURAL SCIENCES

The process of formation of professional training of the expert who is competent in area of natural sciences, is most intensively carried out at an optimum combination of all forms, methods, receptions and means of active training of students, and becomes the most effective if it is organized in the conditions of the professional-adapted environment.

Текст научной работы на тему «Профессионально-адаптированная среда как условие повышения мотивации подготовки специалиста в области естественных наук»

УДК 373.61.9

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-АДАПТИРОВАННАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

© Н.И. Старцева, А.И. Стерелюхин, В.А. Федоров

Ключевые слова: профессиональная подготовка; уровень мотивации; профессиональноадаптированная среда; общефизический практикум.

Процесс формирования профессиональной подготовки специалиста, компетентного в области естественных наук, наиболее интенсивно осуществляется при оптимальном сочетании всех форм, методов, приемов и средств активного обучения студентов, становится наиболее эффективным, если он организован в условиях профессионально-адаптированной среды.

Повышение уровня мотивации учебно-познавательной деятельности студентов достигается не только созданием атмосферы комфортности в процессе добывания знаний и формирования умений студентов, установлением правильных доброжелательных межличностных отношений между обучаемыми и преподавателем, но и введением в содержание обучения основ методологических знаний, построением содержания работ практикума и организации процесса обучения с позиций принципов системности и комплексности, включением в практикум работ межпредметного характера, а также использованием системного подхода к формированию обобщенных знаний, умений и навыков.

Как показали исследования и опыт практической работы, процесс формирования профессиональной подготовки специалиста, компетентного в области естественных наук, наиболее интенсивно осуществляется при оптимальном сочетании всех форм, методов приемов и средств активного обучения студентов [1-3]. Наиболее эффективным этот процесс становится, если он организован в условиях профессионально-адаптированной среды.

Под профессиональной адаптированностью среды мы понимаем направленность ее на получение студентом знаний и умений, тесно связанных с его основной специальностью, с его будущей профессией. В наших исследованиях профессионально-адаптированная среда рассматривалась на примере общефизического практикума. Так, например, в лабораторной работе, предполагающей изучение прочностных свойств материалов (проволоки или металлического стержня), студенту-биологу гораздо интересней и полезней будет изучение прочностных свойств стеблей злаков, или студенту-географу будет полезней определять индукцию магнитного поля Земли, а не просто магнита. Понятно, что такая адаптированность предполагает применение в учебном процессе не только учебников и справочников по физике, но и учебных пособий по основной специальности студента, а также специально разработанных и написанных пособий.

В практике высшей школы наиболее часто используются связи, основанные на временном критерии, и связи, определяемые общностью деятельности. Использование указанных связей поможет решить ряд проблем в обучении, таких как: а) формирование диалектического мировоззрения на основе комплексного подхода к изучению явлений и процессов; б) формирование умений и навыков общеучебного и исследовательского характера; г) повышение мотивации изучения дисциплин, как общеобразовательных, так и профильных.

Созданию профессионально-адаптированной среды в учебном процессе способствует также применение научных методов, используемых как в физике, так и в той отрасли естествозна-

1980

ния, которая является для студента основной. Профессионально-адаптированная среда предполагает целенаправленное использование методологических знаний студентов на занятиях физического практикума при осуществлении связей с профильными дисциплинами, что позволяет:

- показать студентам применение философских и общенаучных методов познания в различных отраслях науки;

- систематизировать работу по осуществлению междисциплинарных связей, проводя ее на понятийном уровне, на уровне законов, принципов, теорий, на уровне естественнонаучной картины мира;

- раскрыть универсальность языка науки и показать его историческое развитие;

- продуктивнее формировать умение студентов переносить предметные знания на решения проблем межпредметного характера;

- синтезировать разнопредметные знания в целостную естественнонаучную картину мира и таким образом поднять знания студентов до уровня диалектико-материалистических убеждений.

Современный учебный процесс позволяет полнее использовать неисчерпаемые возможности личности учащегося, привести его от обучения к самообучению (что невозможно без интереса к учебе). Очевидно, главной в поисках путей перевода обучения на новый качественный уровень следует принять необходимость создания условий включения учащихся в активный, добровольный процесс формирования знаний и обобщенных способов деятельности, что позволит преобразовать учащегося из объекта обучения в субъект деятельности.

В качестве еще одной важной особенности организации физического практикума для студентов естественнонаучных специальностей университета в условиях профессиональноадаптированной среды необходимо отметить активную работу будущих специалистов с информацией и информационными потоками.

На формирование умений планировать и проводить учебный эксперимент направлены специально подобранные и составленные задания. Эти задания могут быть предъявлены студентам в виде текстов, рисунков, чертежей, таблиц и компьютерных обучающих программ.

Выделенные нами особенности организации в условиях профессионально-адаптированной среды физического лабораторного практикума для студентов естественнонаучных (нефизических) специальностей университета позволяют целенаправленно вести его организацию, пополнять и расширять содержание практикума, вести работу по осуществлению межпредметных связей, четко организовывать работу студентов с информацией и тем самым повышать уровень мотивации учебно-познавательной деятельности студентов на занятиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. 160 с.

2. Стерелюхин А.И., Федоров В.А., Старцева Н.И. Инновационные подходы в методике проведения физического практикума для студентов естественнонаучных специальностей ун-та // Инновационные процессы в высшей школе: материалы Х Юбилейной Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2004.

3. Федоров В.А., Стерелюхин А.И., Старцева Н.И. Природные материалы - объект физического исследования: учеб.-метод. пособие для студентов ин-та естествознания. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2006.

Поступила в редакцию 10 сентября 2010 г.

Startseva N.I., Sterelyukhin A.I., Fedorov V.A. Professional-adapted environment as the condition of increase of motivation of preparation of the expert in the field of natural sciences

The process of formation of professional training of the expert who is competent in area of natural sciences, is most intensively carried out at an optimum combination of all forms, methods, receptions and means of active training of students, and becomes the most effective if it is organized in the conditions of the professional-adapted environment.

Key words: professional training; motivation level; professional-adapted environment; basic physical practical work.

1981

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.