Научная статья на тему 'К проблеме подготовки специалиста в области естественных наук к преподавательской деятельности'

К проблеме подготовки специалиста в области естественных наук к преподавательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-АДАПТИРОВАННАЯ СРЕДА / ОБЩЕФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ / PROFESSIONAL CULTURE OF AN EXPERT / PROFESSIONALLY ADAPTED MILIEU / GENERAL PHYSICAL PRACTICAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старцева Нина Ивановна

В статье определены факторы, способствующие формированию готовности студентов к решению задач профессиональной деятельности, предложена модель организации подготовки специалиста в условиях профессионально адаптированной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старцева Нина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On training of an expert in the field of natural sciences in teaching activity

In the article the factors promoting students' readiness formation to decision of problems in professional work are defined, the model of organization of training of an expert in conditions of professionally adapted milieu is offered.

Текст научной работы на тему «К проблеме подготовки специалиста в области естественных наук к преподавательской деятельности»

- способностью эстетического суждения - обоснованной эмоционально-смысловой оценкой эстетических явлений жизни, искусства, природы, человеческих отношений;

- владением какими-либо видами художественно-эстетической деятельности, в которых развиваются способности к художественному творчеству;

- обладанием эстетической самореф-

лексией - умением отслеживать способы самовыражения личности во взаимосвязи с изучением искусства, стремлением к поиску самовыражения; умениями использовать собственный художественно-эстетический

опыт в профессиональной деятельности.

Приведенные характеристики субъекта эстетической культуры существуют во внешнем и внутреннем пространстве личности. Искусство как действенное средство их появления и развития более всего обращено к внутреннему проникновению, к духовному миру личности студента, интенсивная скрытая жизнь которого определяет выбор приоритетов, ценностей, постановку целей, включение чувств, оценочных характеристик в жизни и профессиональной деятельности.

1. Абульханова-Славская К.А. Принцип субъекта в концепции С.Л. Рубинштейна // Очерки, воспоминания, материалы. М., 1989. С. 13.

2. Мясищев В.И. Психология отношений. М., 2004.

3. Аксенова Г.И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки. Рязань, 1998.

4. Лебедев А.С. Формирование субъектной позиции в творческой деятельности у студентов педколледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2001.

5. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. С. 128.

6. Юм Д. О норме вкуса // Соч.: в 2 т. 1965. Т. 2.

7. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986.

8. Иттен И. Искусство цвета / пер. с нем. М., 2007. С. 8.

Поступила в редакцию 10.06.2008 г.

Ezhova E.Yu. Teacher’s aesthetic subjective position development in higher education conditions. Teacher’s aesthetic subjective position provides the further cultural development of human society. The ability of fine arts to construct and perform the personal development, the aesthetic qualities: such as aesthetic taste and feelings, ideals and aesthetic perception, acts as the powerful means of subjective position construction. The educator’s aesthetic cultural levels are the following: the personal, the culturological and the professional. So as to develop the educator’s aesthetic subjective position it is organized the aesthetic culture studying system.

Key words: subjective position, cultural, aesthetic, development, taste, feelings.

К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК К ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.И. Старцева

В статье определены факторы, способствующие формированию готовности студентов к решению задач профессиональной деятельности, предложена модель организации подготовки специалиста в условиях профессионально адаптированной среды.

Ключевые слова: профессиональная культура специалиста, профессионально-адаптированная среда, общефизический практикум.

Современная наука и производство предъявляют высокие требования к содержанию высшего образования и, в частности, к содержанию естественнонаучного образования. Государственный образовательный стандарт в качестве одной из основных целей высшей школы определяет формирование

готовности студентов к решению задач профессиональной деятельности. Но, как показывает опыт, даже у выпускников с высокой академической успеваемостью эта готовность нарабатывается после нескольких лет практической деятельности. Это означает, что существует разрыв между содержанием

профессиональной подготовки и потребностями современного производства. Такое рассогласование связано с нарушением принципа междисциплинарности при обучении будущих специалистов. Отсутствие реально налаженных связей между дисциплинами приводит к тому, что объективно достаточные знания студенты затрудняются перенести на решение задач новой дисциплины. Таким образом, мы имеем дело с противоречием, возникающим между фактическими знаниями и неумением использовать их при переходе к изучению новой дисциплины. Одним из путей разрешения этого противоречия должна стать широкая интеграция знаний различных учебных дисциплин посредством создания профессионально-адаптированной среды [1-7].

Реализация социального заказа на подготовку высококвалифицированного специалиста в области естественных наук, будущего преподавателя естественнонаучных дисциплин в условиях вуза опосредуется целями и задачами организации, содержанием подготовки, ее формами, методами и средствами, а также дидактическими условиями активизации учебно-познавательной деятельности студентов.

С целью устранения противоречий в процессе подготовки специалиста в области естественных наук в классическом университете и для дальнейших исследований означенной проблемы нами предложена модель организации подготовки специалиста в условиях профессионально адаптированной среды (рис. 1). Эта модель предусматривает формирование социального заказа общества на подготовку специалиста с заданным уровнем профессиональных знаний, умений и культуры.

При определении социального заказа на осуществление подготовки специалиста в области естественных наук были выделены внешние и внутренние факторы как требования к формированию социального заказа общества к уровню профессиональной культуры специалиста и личности обучающегося на получение конкурентоспособных знаний и умений.

К внешним факторам, способствующим формированию социального заказа, мы относим потребности развития общества, науки, динамизм рынка труда, степень готовности абитуриентов к обучению в вузе, требования вуза.

К внутренним факторам, побуждающим личность к получению конкурентоспособных знаний и умений, мы относим изменения в системе высшего профессионального образования: интеграцию педагогической науки и практики; инновационные процессы в педагогике высшей школы; изменение функциональной направленности существующих образовательных структур; появление новых типов образовательных учреждений; внедрение новых исследовательских форм и методов обучения; ориентацию на личностнодеятельностный и системно-целостный подходы в образовании; внедрение информационных технологий в обучение.

Реализация социального заказа происходит в учебном процессе, организованном в профессионально адаптированной среде, которая предполагает наличие как материальных факторов (учебники, справочники, таблицы, компьютеры, наглядные пособия и учебное оборудование), так и идеальных, духовных факторов (создание в учебной группе обстановки, способствующей продуктивной работе, обстановки доброжелательности, взаимопомощи студентов, оказание своевременной помощи обучающимся со стороны лаборанта и преподавателя, требование сознательной дисциплины и контроля в учебной деятельности студентов). Под профессиональной адаптированностью среды мы понимаем направленность ее на получение студентом знаний и умений, тесно связанных с его основной специальностью, с его будущей профессией. В наших исследованиях профессионально-адаптированная среда рассматривалась на примере общефизического практикума. Так, например, в лабораторной работе, предполагающей изучение прочностных свойств материалов (проволоки или металлического стержня), студенту-биологу гораздо интересней и полезней будет изучение прочностных свойств стеблей злаков или студенту-географу будет полезней определять индукцию магнитного поля Земли, а не просто магнита. Понятно, что такая адапти-рованность предполагает применение в учебном процессе не только учебников и справочников по физике, но и учебных пособий по основной специальности студента, а также специально разработанных и написанных пособий.

Созданию профессионально адаптированной среды в учебном процессе способствует также применение научных методов, используемых как в физике, так и в той отрасли естествознания, которая является для студента основной. Выявлено, что структура методологических знаний студентов естественнонаучных специальностей университета едина и система методологических знаний представляет собой совокупность трех под-

систем: методов науки, структурных элементов науки и языка науки как специального метода познания.

В разработанной модели сформулированы цели учебных занятий, проводимых в условиях профессионально адаптированной среды, определены принципы, на которых основывается учебный процесс, содержание и направления подготовки специалиста, а также формы и методы обучения студентов.

Предпосылки

Формирования профессиональной культуры специалиста в области естественных наук____________________________

Внешние факторы: Потребности развития общества, науки; динамизм рынка труда; различная степень подготовленности к обучению; требования вуза Внутренние факторы Изменения в системе высшего профессионального образования; интеграция педагогической науки и практики; инновационные процессы в педагогике; изменение функциональной направленности существующих образовательных структур; появление новых типов образовательных учреждений; внедрение новых исследовательских форм и методов обучения; ориентация на личностнодеятельный и системно-целостный подходы в образовании; внедрение информационных технологий в обучение

Требования общества к уровню профессиональной компетентности и профессиональной культуры Требование личности на получение конкурентоспособных знаний, повышение интеллектуальных способностей, профессиональной культуры

\7

\7

Социальный заказ:

Подготовка высококвалифицированных специалистов, в соответствии с требованиями к уровню сфор-мированности профессиональной культуры специалиста (будущего преподавателя) в области естественных наук в условиях вуза; разработка и внедрение эффективных форм и методов духовнонравственного воспитания________________________________________________________________

Организация профессионально адаптированной среды для подготовки специалиста в области естественных наук на примере общефизического практикума

Учебный процесс

Особенности

направленность

Функции степень адаптированности

тъ

Цели и Принципы: Содержание Формы и методы

задачи: - научности; подготовки: обучения:

Повышение - профессиональной направленности; - учебно-воспи- дневное, вечернее,

качества обра- - системности и последовательности; тательная; заочное, дистанци-

зовательной и - доступности материала и учета - научно- онное;

профессиональ- индивидуальных особенностей; методическая; лекции, практиче-

ной подготовки - принцип наглядности; - социально- ские, лаборатор-

специалиста в - сознательной активности; педагогическая; ные работы, само-

области естест- - выбор оптимальных методов, форм и - коррекционно- стоятельная работа

венных наук средств обучения; - прочности, осознанности и действенности результатов образования и развития развивающая

Результат

Заданный уровень сформированности профессиональной культуры специалиста (будущего преподавателя) в области естественных наук

Рис. 1. Модель организации подготовки специалиста в области естественных наук в условиях профессионально адаптированной среды

Выделены основные функции:

- образовательная (научные знания, профессиональные умения)

- воспитательная (важным аспектом воспитывающей функции является формирование мотивов учебной деятельности);

- развивающая (направленность обучения на развитие личности как целостной психической системы на основе использования идей проблемного обучения (А.М. Матюш-кин, М.И. Махмутов), поэтапного формирования действий (И.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), содержательного обобщения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин) и др.).

К особенностям организации учебного процесса мы отнесли направленность на профессию. Использование методологических знаний и связей физики с профильными дисциплинами.

Анализ современных подходов при изучении межпредметных связей (Н.С. Антонов, С.И. Архангельский, Н.Ф. Борисенко и др.) позволил выявить функциональные особенности связей в трех особо значимых для учебного процесса направлениях:

а) философском, выражающемся во взаимосвязи объектов реального мира и методов познания окружающей нас действительности;

б) педагогическом, проявляющемся как совокупность средств, форм и методов, используемых в учебном процессе и направленных на интеграцию знаний, умений и навыков;

в) психологическом, представляющем комплекс механизмов и психических процессов памяти и мышления, возникающих в результате учебной деятельности.

В практике высшей школы наиболее часто используются связи, основанные на временном критерии, и связи, определяемые общностью деятельности. Использование указанных связей поможет решить ряд проблем в обучении, таких как:

а) формирование диалектического мировоззрения на основе комплексного подхода к изучению явлений и процессов;

б) формирование умений и навыков общеучебного и исследовательского характера;

в) повышение мотивации изучения дисциплин, как общеобразовательных, так и профильных.

В рамках нашего исследования решению вышеозначенных проблем будет способство-

вать создание профессионально-адаптированной среды.

Одним из компонентов профессионально-адаптированной среды, усиливающих мотивацию обучения, является инновационное обучение, которое обеспечивается не применением отдельных способов обучения, а связано с пересмотром всего процесса приобретения знаний, включающего и содержание этих знаний, т. е. с разработкой нового стиля обучения.

Отличительной особенностью учебнопознавательной деятельности при инновационном обучении является тип овладения знаниями, т. е. создание условий включения обучающихся не просто в деятельность, а в деятельность творческую (созидательную, самостоятельную), обусловленную:

- видом учебной деятельности (наблюдение и практическое действие преобладают над слушанием или сопровождают его);

- логикой познавательного процесса (индукция преобладает над дедукцией);

- психологией познавательного процесса (анализ через синтез, ассоциативный и эвристический механизмы, связь интуитивного и логического);

- источником знания (опора на образ, на наглядность).

Инновационное обучение подразумевает и развитие способности к активным совместным действиям преподавателя и учащегося. Современная физика - часть общечеловеческой культуры, характеризующая интеллектуальный уровень общества, степень понимания основ мироздания. Среди других наук физика сохраняет роль лидера естествознания, определяя стиль и уровень научного мышления. Учебный процесс, связанный с заинтересовывающим, эмоциональным преподаванием позволяет полнее использовать неисчерпаемые возможности личности учащегося, привести его от обучения к самообучению (что невозможно без интереса к учебе).

Очевидно, главной в поисках путей перевода обучения на новый качественный уровень следует принять необходимость создания условий включения учащихся в активный, добровольный процесс формирования знаний и обобщенных способов деятельности, что позволит преобразовать ученика из объекта обучения в субъект деятельности.

Создание профессионально-адаптиро-

ванной среды предполагает целенаправленное использование методологических знаний студентов на занятиях физического практикума при осуществлении связей с профильными дисциплинами, что позволяет:

- показать студентам применение философских и общенаучных методов познания в различных отраслях науки;

- систематизировать работу по осуществлению междисциплинарных связей, проводя ее на понятийном уровне, на уровне законов, принципов, теорий, на уровне естественнонаучной картины мира;

- раскрыть универсальность языка науки и показать его историческое развитие;

- продуктивнее формировать умение студентов переносить предметные знания на решения проблем межпредметного характера;

- синтезировать разнопредметные знания в целостную естественнонаучную картину мира и таким образом поднять знания студентов до уровня диалектико-материалистических убеждений.

В качестве еще одной важной особенности организации физического практикума для студентов естественнонаучных специальностей университета в условиях профессионально-адаптированной среды необходимо отметить активную работу будущих специалистов с информацией и информационными потоками.

Необычайно широкое внедрение в жизнь средств массовой коммуникации, а также разработка и использование в образовании новых информационных технологий требуют от будущих преподавателей естественнонаучных дисциплин средней школы соответствующей подготовки в вузе. Выполнение этого требования будущим специалистом -серьезная проблема, решаемая в ходе изучения студентами многих дисциплин, в т. ч. таких, как информатика, новые информационные технологии и т. д. Повышению уровня готовности будущих специалистов к управлению потоками информации в процессе преподавания соответствующих предметов в средней школе способствует также работа на занятиях физического практикума.

В частности, при подготовке к работе и в ходе занятий практикума студенты приобретают умения:

- пополнять информацию из различных источников: лекций, учебников, методических пособий, видеозаписей, справочной литературы;

- сопоставлять и сравнивать информацию, полученную из различных источников, критически осмысливать ее, дополнять и обобщать информацию, восполнять пробелы в информационном потоке, исправлять неточности и ошибки, выявлять противоречия в информации и разрешать их, выбирать информацию, нужную в данный момент;

- преобразовывать вербальную информацию в визуальную и наоборот, отрабатывая умение представить текстовую информацию в свернутом виде (в виде знаков, уравнений, формул, графиков, опорных конспектов, структурно-логических схем, электро- и радиотехнических схем) и наоборот, информацию, полученную в свернутом виде, представлять полно и развернуто в рассказе, части лекции, объяснении;

- адаптировать информацию, полученную из научных статей и журналов, для восприятия учащимися.

На формирование вышеперечисленных умений направлены специально подобранные и составленные задания. Эти задания могут быть предъявлены студентам в виде текстов, рисунков, чертежей, таблиц и компьютерных обучающих программ.

Выделенные нами особенности организации физического лабораторного практикума для студентов естественнонаучных (нефизических) специальностей университета (использование методологических знаний на основе междисциплинарных связей) позволяют целенаправленно вести его организацию, пополнять и расширять содержание практикума, вести работу по осуществлению межпредметных связей, четко организовывать работу студентов с информацией и тем самым повысить уровень мотивации учебнопознавательной деятельности студентов на занятиях.

Поиск реализации поставленных задач совершенствования профессиональной подготовки специалиста в области естественных наук - будущего преподавателя естественнонаучных дисциплин - позволил выделить следующие компоненты профессионально адаптированной среды:

- научные знания;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- методологические знания;

- связь изучаемого предмета (физики) с другими естественнонаучными дисциплинами;

- профессиональные умения применения фундаментальных знаний;

- обобщенные знания и умения;

- обобщенные приемы деятельности;

- ориентация на инновационное обучение;

- интеграция предметной и психологопедагогической подготовки;

- исторические факты.

На рис. 2 представлена модель профессионально-адаптированной среды.

Рис. 2. Модель профессионально-адаптированной среды

Как показали исследования и опыт практической работы, процесс формирования профессиональной подготовки специалиста, компетентного в области естественных наук, наиболее интенсивно осуществляется при оптимальном сочетании всех форм, методов приемов и средств активного обучения студентов. Наиболее эффективным он становится, если организован в условиях профессионально-адаптированной среды. Эффективность подготовки специалиста в области естественных наук (будущего преподавателя естественных наук) при выполнении работ общефизического практикума, организованного в условиях профессионально-адаптированной среды, обусловлена совокупностью следующих дидактических условий:

- реализацией системно-целостного подхода в организации профессиональной подготовки специалиста;

- отбором содержания, сочетанием форм и методов обучения, направленных на реализацию целевых установок, достижением заданного уровня сформированности профессиональной культуры современного специалиста в области естественных наук;

- разработкой специального учебнометодического обеспечения процесса подготовки (методических пособий, указаний, дидактического материала и др.);

- разработкой специального материально-технического обеспечения (природные материалы, образцы, модели, специальное оборудование и др.).

При апробировании метода организации общефизического практикума в условиях профессионально-адаптированной среды

66,4 % студентов контрольной группы вышли на эвристический уровень профессио-

нальной культуры, а 11,5 % достигли креативного уровня.

1. Анофрикова С.В., Стефанова Г.П. Практическая методика преподавания физики. Астрахань, 1995.

2. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.

3. Иванчук В. Обучение учащихся деятельности по применению физических знаний // Вопр. методики обучения физике в современной школе и подготовки учителя физики: сб. науч. тр. М., 1998.

4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2000.

5. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976.

6. Стерелюхин А.И., Федоров В.А., Старцева Н.И. Инновационные подходы в методике проведения физического практикума для студентов естественнонаучных специальностей ун-та Инновационные процессы в высшей школе // Материалы Х Юбилейной Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2004.

7. Федоров В.А., Стерелюхин А.И., Старцева Н.И. Природные материалы - объект физического исследования. Тамбов, 2006.

Поступила в редакцию 3.09.2008 г.

Startseva N.I. On training of an expert in the field of natural sciences in teaching activity. In the article the factors promoting students’ readiness formation to decision of problems in professional work are defined, the model of organization of training of an expert in conditions of professionally adapted milieu is offered.

Key words: professional culture of an expert, professionally adapted milieu, general physical practical work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.