Научная статья на тему 'Место курса «Вычислительная техника и технические средства обучения» в системе подготовки студентов к педагогической практике'

Место курса «Вычислительная техника и технические средства обучения» в системе подготовки студентов к педагогической практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлов В. М., Стерелюхин А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место курса «Вычислительная техника и технические средства обучения» в системе подготовки студентов к педагогической практике»

ОБ ОСНОВАНИЯХ ПРОЦЕССА ИНТЕГРАЦИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЁ В СОДЕРЖАНИИ ФИЗИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА НА ЕСТЕСТВЕННОМ ФАКУЛЬТЕТЕ © А.И. Стерелюхин, Н.И. Старцева, В.А. Федоров

Современный этап развитая науки характеризуется бурным ростом объема знаний, когда особо важное значение приобретает синтез и интеграция отраслей знания. При этом происходит быстрое проникновение методов, характерных для одной какой-либо отрасли знания в другие. Процессы интеграции научных знаний требуют также разработки новых методов получения знаний, способов быстрого овладения ими. Этим явлениям, характеризующим развитие науки, соответствуют процессы, происходящие в учебном познании. В учебных планах университетов и других учебных заведений все чаще появляются дисциплины, носящие интегративный характер.

Физический практикум, предложенный к выполнению студентам естественного факультета в рамках курса общей физики, включает элементы интеграции естественнонаучных знаний. Применительно к содержанию практикума мы понимаем решение проблемы интеграции знаний как всемерное использование в учебном процессе таких работ, при выполнении которых студенты использовали бы понятия, законы, принципы, методы, теории, идеи, характерные для многих отраслей современного естествознания.

В качестве руководящих идей и оснований при реализации элементов интеграции в преподавании мы рассматриваем важнейшие философско-методологические положения, а также выводы психоло-го-педагогических наук, касающиеся аспектов интеграции естественнонаучного знания в работе со студентами.

К философско-методологическим основам интегративного процесса в преподавании естественных наук мы относим положения философии о материальном единстве окружающего мира, о его принципиальной познаваемости, о диалектических законах развития, а также учение методологии научного познания об уровнях интеграции.

К психолого-педагогическим основам исследуемого процесса в содержании физического практикума мы относим разработанные в педагогике принципы и критерии отбора содержания образования, среди которых особое значение занимает принцип фундаментализа-ции содержания образования. Кроме того, к этим основам следует отнести теорию поэтапного формирования умственных действий и учение о мотивации учебной деятельности.

МЕСТО КУРСА «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ» В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ © В.М. Михайлов, А.И. Стерелюхин

В курсе «Вычислительная техника и технические средства обучения», читаемом студентам университета, подробно рассматриваются психологопедагогические особенности восприятия информации, которые предъявляются обучаемым при помощи технических средств, а также методика применения технических средств в учебно-воспитательном процессе. Студенты изучают оснащение школьного типового класса вычислительной техники, который соединяет в себе широкие технические и дидактические возможности локальной сети ПЭВМ и традиционных ТСО. В таком классе имеется цветной демонстрационный монитор, принтер, необходимая проекционная и видеоаппаратура, оргтехника и соответствующие наглядные пособия: плакаты, диапозитивы, диафильмы, видеофильмы, кодограммы и т. д.

Курс ВТ и ТСО, на наш взгляд, является одним из этапов технологии подготовки будущих преподавателей к ведению учебно-воспитательного процесса в своей последующей работе.

При выполнении работ лабораторного практикума основное внимание мы обращаем на формирование у студентов обобщенных умений и навыков работы с аппаратурой, а также навыков учета особенностей восприятия информации с целью рационального использования ТСО в учебно-воспитательном процессе. Поэтому считаем, что изучение каждого вида ТСО должно включать следующие этапы:

- дидактико-психологические основы использования данного вида средств обучения;

- принцип действия и устройство аппаратуры;

- рациональные приемы эксплуатации и обслуживания аппаратуры, техника безопасности в работе с ТСО;

- методические основы применения изучаемого вида аппаратуры.

Во время педагогической практики студенты проводят одно из учебных или воспитательных мероприя-

тий с применением технических средств обучения. При этом они должны обосновать необходимость применения технических средств, провести дидактический анализ мероприятия.

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ © В.М. Михайлов, А.И. Стерелюхин

На обучение специальности «Журналистика» в ТГУ им. Г.Р. Державина поступают учащиеся из сельских школ, гуманитарных классов городских школ и других учебных заведений, где политехническому обучению уделяется обычно недостаточное внимание. Между тем, работа журналиста требует некоторого уровня технической грамотности.

Техническая грамотность специалиста в области журналистики, на наш взгляд, предполагает наличие знаний общего устройства и принципов действия:

- аудиовизуальных средств;

- аппаратуры статической проекции;

- кино и видеоаппаратуры;

- фотоаппаратуры;

- знание возможностей компьютерной техники (хранение, обработка, передача и воспроизведение информации).

Кроме того, этот специалист должен уметь:

- читать кинематические и простейшие электро- и радиотехнические схемы; оптические схемы изучаемой аппаратуры, читать блок-схему комплектов аппаратов и собирать согласно ей установку,

- грамотно готовить аппаратуру к работе, выбирать нужный режим работы аппаратов и установок;

- настраивать аппаратуру (регулировать скорость записи информации, выполнять юстировку оптики ит. д.).

В рамках курса ВТ и ТСО мы разрабатываем и применяем комплекс специальных заданий и упражнений, направленных на повышение технической грамотности будущих журналистов. Эти задания и упражнения позволяют студентам быстрее и с меньшими затратами сил освоить нужную в их будущей работе технику.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ УНИВЕРСИТЕТА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА © А.И. Стерелюхин, Н.И. Старцева, В.М. Михайлов

При проведении физического практикума со студентами естественнонаучных специальностей университета большое внимание мы уделяем осуществлению межпредметных связей содержания предлагаемых работ специальными и профильными дисциплинами.

Так, в перечне работ по механике и молекулярной физике для студентов специальности «Химия» среди прочих были включены работы «Определение коэффициентов вязкости жидкостей», «Определение отношения удельной теплоемкости газа при постоянном объеме», «Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкостей».

После выполнения названного цикла работ студентам было предложено оценить по пятибалльной шкале метод выполнения каждой работы, а также

полезность ее для понимания вопросов, изучаемых в химии.

Анализ результатов анкетирования показал, что именно названные выше работы вызвали наибольший интерес и, по мнению студентов, оказались наиболее полезными для изучения вопросов химии.

Разработка и включение в практику работ интегративного характера, влияние интегративных знаний и умений на усвоение специальных и профильных дисциплин, а также на формирование мировоззрения специалиста, на наш взгляд, требуют дальнейшего изучения. Кроме того, затронутый в докладе вопрос, по нашим наблюдениям, является важным фактором положительного влияния на формирование мотивации учебной деятельности студентов естественного факультета университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.