ОБ ОСНОВАНИЯХ ПРОЦЕССА ИНТЕГРАЦИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В СОДЕРЖАНИИ ФИЗИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА НА ЕСТЕСТВЕННОМ ФАКУЛЬТЕТЕ © А.И. Стерелюхин, Н.И. Старцева, В.А. Федоров
Современный этап развития науки характеризуется бурным ростом объема знаний, когда особо важное значение приобретает синтез и интеграция отраслей знания. При этом происходит быстрое проникновение методов, характерных для одной какой-либо отрасли знания в другие. Процессы интеграции научных знаний требуют также разработки новых методов получения знаний, способов быстрого овладения ими. Этим явлениям, характеризующим развитие науки, соответствуют процессы, происходящие в учебном познании. В учебных планах университетов и других учебных заведений все чаще появляются дисциплины, носящие интегративный характер.
Физический практикум, предложенный к выполнению студентам естественного факультета в рамках курса общей физики, включает элементы интеграции естественнонаучных знаний. Применительно к содержанию практикума мы понимаем решение проблемы интеграции знаний как всемерное использование в учебном процессе таких работ, при выполнении которых студенты использовали бы понятия, законы, принципы, методы, теории, идеи, характерные для многих отраслей современного естествознания.
В качестве руководящих идей и оснований при реализации элементов интеграции в преподавании мы рассматриваем важнейшие философско-методологические положения, а также выводы психоло-го-педагогических наук, касающиеся аспектов интеграции естественнонаучного знания в работе со студентами.
К философско-методологическим основам интегративного процесса в преподавании естественных наук мы относим положения философии о материальном единстве окружающего мира, о его принципиальной познаваемости, о диалектических законах развития, а также учение методологии научного познания об уровнях интеграции.
К психолого-педагогическим основам исследуемого процесса в содержании физического практикума мы относим разработанные в педагогике принципы и критерии отбора содержания образования, среди которых особое значение занимает принцип фундаментализа-ции содержания образования. Кроме того, к этим основам следует отнести теорию поэтапного формирования умственных действий и учение о мотивации учебной деятельности.
МЕСТО КУРСА «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ» В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ © В.М. Михайлов, А.И. Стерелюхин
В курсе «Вычислительная техника и технические средства обучения», читаемом студентам университета, подробно рассматриваются психологопедагогические особенности восприятия информации, которые предъявляются обучаемым при помощи технических средств, а также методика применения технических средств в учебно-воспитательном процессе. Студенты изучают оснащение школьного типового класса вычислительной техники, который соединяет в себе широкие технические и дидактические возможности локальной сети ПЭВМ и традиционных ТСО. В таком классе имеется цветной демонстрационный монитор, принтер, необходимая проекционная и видеоаппаратура, оргтехника и соответствующие наглядные пособия: плакаты, диапозитивы, диафильмы, видеофильмы, кодограммы и т. д.
Курс ВТ и ТСО, на наш взгляд, является одним из этапов технологии подготовки будущих преподавателей к ведению учебно-воспитательного процесса в своей последующей работе.
При выполнении работ лабораторного практикума основное внимание мы обращаем на формирование у студентов обобщенных умений и навыков работы с аппаратурой, а также навыков учета особенностей восприятия информации с целью рационального использования ТСО в учебно-воспитательном процессе. Поэтому считаем, что изучение каждого вида ТСО должно включать следующие этапы:
- дидактико-психологические основы использования данного вида средств обучения;
- принцип действия и устройство аппаратуры;
- рациональные приемы эксплуатации и обслуживания аппаратуры, техника безопасности в работе с ТСО;