УДК 616-057:622.76(470.57)
Г.Г. Гимранова, А.Б. Бакиров, Л.К. Каримова
профессиональная заболеваемость в нефтедобывающей промышленности республики Башкортостан
ФГУН УфНИИ медицины труда и экологии человека Роспотребнадзора, г. Уфа
Изучена «накопленная» за 35-летний период профессиональная заболеваемость нефтяников Республики Башкортостан. Ведущее место в структуре занимают заболевания, связанные с воздействием физических перегрузок и перенапряжения отдельных органов и систем (81,5 %), физических факторов (10,6 %). Профессиональные заболевания с поражением органов дыхания составляют 6,4 %, интоксикации нефтепродуктами — 3,1 %, заболевания кожи — 0,6 %.
Ключевые слова: нефтедобывающая промышленность, профессиональная заболеваемость, профилактика.
G.G. Gimranova, A.B. Bakirov, L.K. Karimova. Occupational morbidity in oil production
industry of Bashkortostan Republic. The authors studied occupational morbidity accumulated over 35 years in oil industry workers of Bashkortostan Republic. Leading place in morbidity structure is occupied by diseases caused by physical overload and certain organs and systems overstrain (81.5%), by physical factors (10.6%). Occupational respiratory diseases cover 6.4%, oil products intoxications - 3.1%, skin diseases - 0.6%.
Key words: oil production industry, occupational morbidity, prevention.
Анализ состояния здоровья работающих в России вызывает особую тревогу в связи со значительным его ухудшением за последние годы. Существенную роль в создавшемся положении играют неблагоприятные условия труда, которые являются источниками постоянной опасности нарушения здоровья работников различных профессий [1].
Многие годы Башкортостан является одним из основных нефтедобывающих районов России. На основе нефтедобычи получили развитие энергетика, нефтепереработка, нефтехимическая и химическая промышленность. Воздействие на работников вредных производственных факторов нефтедобычи может проявляться развитием профессиональных заболеваний, ростом хронических неинфекционных заболеваний.
Несмотря на то что значительное число работающих трудятся во вредных условиях, существующая статистика показывает сравнительно низкие уровни профессиональной заболеваемости
[3].
м а т е р и а л ы и м е т о д и к и. Для
изучения особенностей формирования профессиональной заболеваемости у работников нефтедобывающей промышленности проведен ретроспективный анализ архивных материалов первичных медицинских документов. За период наблюдения с 1972 по 2006 г. в нефтедобывающей промышленности Республики Башкортостан
зарегистрировано 280 случаев профессиональных заболеваний. Работники с установленными профессиональными заболеваниями находились в контакте с вредными производственными факторами от 5 и более 20 лет. Анализ стажевого состава позволил установить, что средний стаж возникновения профессионального заболевания у рабочих составил 22,3 года. Средний возраст на момент установления профессионального заболевания — 45,4 года.
р е з у л ь т а т ы. Процесс добычи нефти включает этапы разработки нефтяных месторождений, эксплуатации нефтяных скважин, сбор продукции скважин и подготовки нефти, а также транспорт нефти до потребителей (НПЗ) или до пунктов приема-сдачи нефти ОАО АК «Транснефть».
Производства бурения и добычи нефти обслуживают сменные бригады, в состав которых, как правило, входят бурильщики эксплуатационного бурения скважин на нефть, а также их помощники, операторы обезвоживающей и обессоливающей установки (ООУ), операторы по добыче нефти и газа (ДНГ), операторы по подземному ремонту скважин (ПРС), машинисты агрегатов по обслуживанию нефтегазопромыслового оборудования.
Условия труда работников большинства изученных профессий относятся к вредному 3 классу 2—4-й степени вредности и могут быть при-
чиной развития профессиональных заболеваний легкой, средней степени тяжести, а также тяжелых форм (табл. 1).
Профессиональная заболеваемость нефтяников обусловлена комплексом неблагоприятных факторов производственной среды, таких, как вибрация, значительные физические нагрузки (динамического и статического характера), шумом, неблагоприятным микроклиматом.
В структуре накопленных профессиональных заболеваний в нефтедобывающей промышленности ведущее место принадлежит заболеваниям от воздействия физических перегрузок и перенапряжения отдельных органов и систем (81,5 %), а также вызванных воздействием физических факторов (10,6 %). Профессиональные заболевания с поражением органов дыхания составили 6,4 %, интоксикации нефтепродуктами — 3,1 %, заболевания кожи —0,6%.
Среди профессиональных заболеваний, связанных с воздействием физических перегрузок, наиболее распространены вегетативно-сенсорные полинейропатии — 30,5 %, плечелопаточный периартроз — 25,4 %, пояснично-крестцовые радикулопатии — 20,0 %, эпикондилез над-мыщелков плеча — 3,4 %. Вибрационная болезнь диагностирована у 5,6 %, нейросенсорная тугоухость — у 5,0 % нефтяников. Профессиональный бронхит выявлялся в 4,6 %, профессиональная бронхиальная астма — в 1,2 %, пневмокониоз, дерматит — в 0,6 % случаев соответственно. Удельный вес острых интоксикаций нефтепродуктами составил 1,7 %, хронических интоксикаций — 1,4 %.
Наибольшее число случаев профессиональных заболеваний зарегистрировано при стаже работы в отрасли более 20 лет — 45,5 %, соответственно при стаже 15,1—20 лет — 32,3 %, при стаже от 10,1 до 15 лет — 22,2 %. Чаще всего профессиональные заболевания диагностированы у бурильщиков и их помощников (67,1 %). У операторов ПРС, машинистов профессиональные заболевания установлены соответственно в 13,2,
8,6 % случаев. Наиболее часто как у бурильщиков, помощников бурильщика (35,6 %), так и операторов ПРС (48,6 %) диагностирована вегетативно-сенсорная полинейропатия. Плечелопаточный периартроз, хроническая пояснично-крестцовая радикулопатия установлены у бурильщиков и их помощников соответственно в 34,6, 14,4 % операторов ПРС в 37,8 % 27,0 случаев. В группе машинистов чаще всего регистрировались вегетативно-сенсорная полинейропатия — 41,6 %, нейросенсорная тугоухость — 37,5 % и хроническая пояснично-крестцовая радикулопатия —25,0 %. Профессиональные заболевания бронхолегочной системы (бронхит, бронхиальная астма, пневмокониоз) выявлены у электросварщиков. Хроническая интоксикация нефтепродуктами установлена в 70 — 80-е гг. у лаборантов химических анализов, единичные случаи острых интоксикаций зарегистрированы у машинистов технологических насосов, операторов подземного ремонта скважин.
Существенной особенностью профессиональных заболеваний у бурильщиков и их помощников, операторов ПРС, машинистов являлось частое сочетание нескольких нозологических форм у одного больного. В профессиональной группе бурильщиков и помощника бурильщика сочетание двух синдромов наблюдалось у 13,8 %, трех синдромов у 9,6 % рабочих, в группе операторов ПРС соответственно у 10,5, 10,8 % обследованных. С максимальной частотой наблюдается сочетание вегетативно-сенсорной полинейропатии и плечелопаточного периартро-за, вегетативно-сенсорной полинейропатии и пояснично-крестцовой радикулопатии. У 20,8 % машинистов выявлено сочетание нейросен-сорной тугоухости и пояснично-крестцовой ра-дикулопатии либо нейросенсорной тугоухости и вегетативно-сенсорной полинейропатии. По интенсивному показателю профессиональной заболеваемости профессией наибольшего риска являются: бурильщики и их помощники, операторы ПРС, машинисты.
Т а б л и ц а 1
оценка условий труда работников, занятых в процессе добычи нефти
Профессия Вредные п эоизводственные факторы и факторы трудового процесса Общая оценка условий труда
Химический Шум Вибрация Тяжесть труда Напряженность труда
Бурильщик, помощник бурильщика 2.0—3.1 3.2—3.3 3.1 3.2—3.3 3.1 3.3—3.4
Оператор ПРС 2.0—3.1 3.1 2.0 3.3 3.1 3.2—3.3
Оператор ДНГ, ООУ 2.0—3.1 3.1 2.0 2.0—3.1 2.0 3.1
Машинист 2.0 3.2 2.0 2.0 2.0 3.2
С учетом тяжести и частоты установленных профессиональных заболеваний определены индекс профзаболеваний (Ипз) для рабочих нефтедобывающей отрасли. Общеизвестно, что анализ профессиональной заболеваемости, как «накопленная» за несколько лет патология (5—25 лет) более объективно отражает состояние про-фзаболеваемости [2]. Суммарный индекс профзаболеваний, учитывающий как вероятностную меру профессионального риска, так и степень тяжести профзаболеваний за 35-летний период в группах бурильщиков, помощник бурильщика составил 2,48; операторов ПРС — 1,38 и машинистов — 2,28 (табл. 2).
Таким образом, уровень профессионального риска по оценке профессиональных заболеваний за 35-летний период по категориям их риска и тяжести, а также одночисловому показателю для профессий бурильщика помощника бурильщика, оператора ПРС, машиниста оценен как сверхвысокий.
В период становления нефтедобывающей отрасли уровень профессиональных поражений в 1972—1976 гг. составил 21,5 %о, в 1977—1981 гг. — 16,3 %%, что соответствует уровню выше среднего.
В последующие годы 1982—1986 гг., 1987 — 1991 гг., 1992 —1996 гг. уровень профессиональной заболеваемости снизился до среднего и составил соответственно 5,2, 13,5, 7,1 %о. Начиная с 1997 г. уровень первичной профессиональной заболеваемости резко упал до минимального и за пятилетний период до 2001 г. составил 0,6 на 10 тыс. работающих.
В последующее пятилетие (2002—2006 гг.) уровень профессиональной заболеваемости у рабочих нефтедобывающей промышленности вновь увеличился до среднего и составил 5,1 на 10000 работающих. Вновь выявленная профессиональная заболеваемость в 2002—2006 гг. в Республике Башкортостан колебалась от 0,6 до 1,5 %о. Показатель профессиональной заболеваемости в нефтедобывающей промышленности в Российской Федерации в 2002—2006 гг. составил 1,63—3,34 %о [3].
Следует отметить, что низкий уровень первичной профессиональной заболеваемости не отражает истинной картины. На статистические показатели могли повлиять ряд факторов, в частности организационно-структурные изменения в виде слияния и разъединения предприятий, входящих в состав нефтедобывающей
Т а б л и ц а 2
Нндекс риска и тяжести профзаболеваний среди работников нефтедобывающей отрасли
Профессия Нозологическая форма Кр Кт Ипз
Бурильщик, помощник бурильщика, буровой мастер Вегетативно-сенсорная полинейропатия 1 2 0,5
Плече-лопаточный периартроз 1 2 0,5
Эпикондилез надмыщелков плеч 1 5 0,2
Хроническая пояснично-крестцовая радикулопатия 1 3 0,33
Нейросенсорная тугоухость 2 3 0,2
Вибрационная болезнь 2 2 0,25
Сочетание 2-х синдромов 2 2 0,25
Сочетание 3-х синдромов 2 2 0,25
И сум. 2,48
Машинисты Нейросенсорная тугоухость 2 3 0,33
Вегетативно-сенсорная полинейропатия 2 2 0,25
Пояснично-крестцовая радикулопатия 2 3 0,2
Плече-лопаточный периартроз 2 2 0,25
Эпикондилез надмыщелков плеч 2 5 0,1
Сочетание 2-х синдромов 2 2 0,25
И сум. 1,38
Операторы ПРС Вегетативно-сенсорная полинейропатия 1 2 0,5
Плече-лопаточный периартроз 1 2 0,5
Пояснично-крестцовая радикулопатия 1 3 0,33
Эпикондилез надмыщелков плеч 2 5 0,1
Вибрационная болезнь 2 2 0,25
Нейросенсорная тугоухость 2 3 0,2
Сочетание 2-х синдромов 2 2 0,2
Сочетание 3-х синдромов 2 2 0,2
И сум. 2,28
Примечание. Кр и Кт — категории риска и тяжести профзаболеваний; Ипз — индекс профзаболеваний.
промышленности Республики Башкортостан. Кроме того, низкий показатель выявляемости профессиональных заболеваний может свидетельствовать о недостаточном качестве периодических медицинских осмотров. Способствует утрате профессионального здоровья и трудовых ресурсов отсутствие своевременной, полной и качественной медико-санитарной помощи работающим, в том числе в тяжелых и неблагоприятных условиях труда [4].
В профилактике профессиональной заболеваемости важнейшее место должно занять улучшение качества периодических медицинских осмотров. Разработанный комплекс мероприятий по улучшению условий и охраны труда, организации и проведения периодических медицинских осмотров включен в Постановление Правительства Республики Башкортостан «О мерах по улучшению условий и охраны труда в Республике Башкортостан» № 68 от 7 марта 2008 г., Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 219 от 30 июня 2008 г. одобрена Республиканская целевая программа улучшения условий и охраны труда на 2009—2011 гг.
Мониторинг за состоянием здоровья нефтяников республики, своевременное проведение лечебно-реабилитационных мероприятий позволит сохранить здоровье нефтяников.
в ы в о д ы. 1. Условия труда в нефтедобывающей промышленности соответствуют вредному классу 3.2—3.4 и являются причиной развития хронических профессиональных заболеваний. 2. Показатели профессиональной заболеваемости за 35-летний период находятся в пределах от минимальных до вышесредних. 3. В структуре профессиональной заболеваемости преобладают поражения опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы. 4. Профессиями наибольшего риска являются: бурильщик, помощник бурильщика, оператор подземного ремонта скважин, машинист.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Измеров Н.Ф. // Здравоохр. РФ. 2008. № 1. С. 7—8
2. Измеров Н.Ф., Денисов Э.И. // Профессиональный риск для здоровья работников: Руководство. М.,
2003. С. 71—83.
3. О состоянии профессиональной заболеваемости в Российской Федерации в 2007 году: инф. сб. статистических и аналитических материалов / Под ред. Главного врача ФГУЗ «ФЦГиЭ» Роспотребнадзора к. м. н. А.И. Верещагина. М., 2008.
4. Онищенко Г.Г. // Гиг. и сан. 2009. № 1. С. 29—33.
Поступила 05.06.09
УДК 616.28-008.177:669
М.Ю. Челищева
условия труда и заболеваемость болезнями Костно-мыШЕчноЙ системы работников-металлургов
АНО «Медсанчасть администрации г. Магнитогорска» и ОАО «Магнитогорский металлургический
комбинат», г. Магнитогорск
Оценены условия труда и проанализированы показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности болезнями костно-мышечной системы работников металлургического производства. Изучена заболеваемость с временной утратой трудоспособности за 10 лет (1998—2007) рабочих агломерационного и листопрокатного цехов (162 человека) и работников заводоуправления (131 человек), составивших группу сравнения. Для групп рассчитывали величины отношения шансов, относительного риска и этиологической доли. Установлено, что степень производственной обусловленности заболеваний костно-мышечной системы у работающих в неблагоприятных условиях оценивается по шкале Э.И. Денисова (1999) от средней до очень высокой, что позволяет рассматривать их как профессионально-обусловленные.
Ключевые слова: металлургическое производство, условия труда, болезни костно-мышечной системы, заболеваемость с временной утратой трудоспособности.