Научная статья на тему 'Профессиональная универсальность лингвиста: к обоснованию понятия'

Профессиональная универсальность лингвиста: к обоснованию понятия Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
316
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ / ЛИНГВИСТ / СУБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL UNIVERSALITY / LINGUIST / SUBJECT OF PROFESSIONAL ACTIVITY / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бударина Анна Олеговна

Исследуются теоретические основания анализа профессиональной универсальности как сущностной характеристики лингвиста, обращение к которой позволяет подтвердить предположение о том, что формирование профессиональной универсальности является необходимым и целесообразным в современной системе языкового профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper sets out to examine professional universality as an intrinsic essential characteristic of a linguist, a thorough consideration of which provides a rationale of the expedience and necessity of the importance of professional universality for promoting a better competitiveness and professional development in contemporary system of professional education

Текст научной работы на тему «Профессиональная универсальность лингвиста: к обоснованию понятия»

УДК 378:005.336.2

А. О. Бударина

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ЛИНГВИСТА:

К ОБОСНОВАНИЮ ПОНЯТИЯ

Исследуются теоретические основания анализа профессиональной универсальности как сущностной характеристики лингвиста, обращение к которой позволяет подтвердить предположение о том, что формирование профессиональной универсальности является необходимым и целесообразным в современной системе языкового профессионального образования.

This paper sets out to examine professional universality as an intrinsic essential characteristic of a linguist, a thorough consideration of which provides a rationale of the expedience and necessity of the importance of professional universality for promoting a better competitiveness and professional development in contemporary system of professional education.

Ключевые слова: профессиональная универсальность, лингвист, субъект профессиональной

деятельности, высшее профессиональное образование

Key words: professional universality, linguist, subject of professional activity, higher professional education

Обращение к профессиональной универсальности лингвиста как к предмету педагогического исследования обусловливает рассмотрение ее сущности как специально организованного педагогического процесса, рассматриваемого в качестве цели преобразования всего процесса образовательной деятельности, и предполагает выделение в объекте для специального изучения зависимости между механизмами и условиями изучаемого процесса через обоснование исследуемого понятия.

В логике обоснования исследуемой проблемы обратимся к операциональному определению понятия профессиональной универсальности лингвиста, представляющему собой логическую процедуру указания эмпирических значений теоретических смыслов с целью ввода в интерпретационную схему профессиональной универсальности специфических конструктов, опосредующих связь между ненаблюдаемыми и наблюдаемыми характеристиками объекта. Признавая взгляд ученых на эвристическую роль неоперационализируемых концептов, квалифицируемых как гипотетические, в объеме понятия в качестве операционализируемых признаков и свойств, на основании которых выделяется совокупность элементов содержания понятия, мы выделяем сущностные, структурные, динамические и функциональные атрибуты.

К совокупности сущностных элементов объема понятия профессиональной универсальности лингвиста мы, в первую очередь, относим общие социально-культурные атрибуты, которые обусловлены существованием определенных социально-культурных предпосылок. Под социально-культурными предпосылками мы понимаем сложную системообразующую структуру аксиом знания, а также факторов и устойчивых закономерностей общественного развития, определяющую воздействие на важнейшие параметры профессиональной универсальности лингвиста в двух главных аспектах: а) развития, динамики науки как целостного явления, где это воздействие определяет фазы и стадии научного прогресса, выбор приоритетов исследования, внутреннюю структуру научных проблем и дисциплин, а также технику научной аргументации; б) влияния разрабатываемой концептуальной системы на общество и личность, определения смысловых полей и акцентов ее фундаментальных понятий и принципов. В рамках первого аспекта нами рассматривается влияние аксиом научного знания. В рамках второго — существование определенных факторов, тенденций и закономерностей общественно-политического, научно-технического, нравственного и личностного порядка.

Проблема постижения универсальности мира и личности на основе различных форм познавательного синтеза традиционно выступает одной из важнейших в системе научного знания. К аксиомам, составляющим парадигму универсализма, прежде всего относятся философские религиозные идеи всеединства в форме онтологического синтеза. В них мир, представленный как универсум (лат. universum, summa reram — «мир как целое»), рассматривается в качестве упорядоченной целостности, системы, из оснований которой выводятся и объясняются отдельные ее части путем ступенчатой конкретизации. В философии выделены основные принципы универсализма — целостности, общности, универсальности, всеединства, всеобщего сущностного изоморфизма.

Современное развитие идеи всеединства получили с представлением нового образа философии как общей тенденции универсального синтеза знания. Методологическим

Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып. 11. С. 72 — 80.

основанием этого образа послужило понимание принципиальной ограниченности построения теоретического знания в форме замкнутой системы на основе принципов относительности, дополнительности, неопределенности, автономии, плюрализма, соревнования, критического гуманизма, а также идей синергетики о соотношении порядка и хаоса. Именно с концепцией синергетики и самоорганизации связаны универсальность, диалог культур и диалогово-полилоговое познание [8, с. 13]. Динамика соотношения тенденций дифференциации и интеграции в развитии современной философии обусловила понимание интеграции как начальной стадии универсализации, а дифференциации как одного из источников интеграции.

Синтетические исследования общенаучных и общекультурных понятий, принципов и норм научного знания связаны с изучением «универсалий науки», «универсалий морали»,

«универсального эволюционизма» [3, с. 233]. Современная картина универсального мира приобретает единство не через унификацию всех областей знания, их редукцию и сведение к онтологическим принципам какой-либо ведущей науки, а предполагает существование «единства в многообразии» (im pluribus unum) и самоорганизацию сложных систем [9, с. 177 и др.].

Существование универсального мира также обусловлено наличием ряда социокультурных тенденций и вненаучных детерминант познавательного процесса, сквозь которые преломляются внутренние устойчивые закономерности общественно-политического, научно-технического и нравственного порядка и вся проблематика науковедения.

Важной тенденцией универсализации мира является тенденция глобализации, проявление которой в нашем исследовании значимо с точки зрения существования концепций «постиндустриального общества», «постнационального мира» и «феноменологического сжатия». Коммуникационная сторона глобализации связана с появлением «новой повседневности» — «наложением новых глобальных медиа-форм на массовые миграции». Постепенное размывание территориальности, вызванное глобализацией, привело к разработкам в ряде исследований моделей глобальной социальности и де-территориальной социальности, а также к формированию различных форм транс- и мультинационального сотрудничества в развитии глобальных проектов и программ на базе различных международных институтов.

Тенденция глобализации связана с появлением концепции универсальности инфосферы, которая предполагает, что средства массовой коммуникации создают некий информационный мономир — особую «инфосферу» как принципиально новую среду пребывания современного человека [4, с. 39]. Ее отличительными особенностями становятся универсальность и тотальность распространения.

Однако в качестве основной тенденции развития универсального мира в эпоху глобализма ряд исследователей выделяют универсализацию культуры. М. С. Каган и Ю. Н. Солонин указывают на то, что «тенденции культурной универсализации направлены на формирование культурного универсума, или общечеловеческой культуры» [6, с. 387]. В исследуемой тенденции особое значение для нашего исследования приобретает основополагающее понимание того факта, что весь процесс культурной универсализации направлен не на поглощение или подавление одних культур другими, а на поиски возможностей сосуществования различных культурных элементов в едином общечеловеческом пространстве. С данной тенденцией связана модель «мозаичной культуры» [Там же, с. 410—411], функционирующая на основе инфралогических законов.

Смешение различных этносов и этнических культур исследуется на основе методологии мультикультурализма, поликультурности, культуры межнационального общения. Поддерживая взгляд ученых на характеристику современного состояния развития общества, подчеркнем, что в нее органично включен аспект универсальности, так как именно взаимодействие с культурами требует от лингвиста диалогичности, понимания, уважения культурной идентичности других людей, полифункциональности, многовариативности поведенческих моделей в жизнедеятельности общества.

Интернационализация жизни современного общества, существование «постмодернистского Pax Oeconomicana», который обеспечивает существование взаимосвязанной и взаимозависимой всемирной экономической системы, фактор «время-пространственного» сжатия [12, с. 15], инновационность современной экономики обусловливают необходимость реализации внутренних возможностей индивида, что может происходить только в рамках нескольких профессий. Важнейшим условием успешности индивида становится переход с уровня воспроизводства опыта предшествующих поколений на уровень овладения навыками саморазвития. В постиндустриальном обществе современному специалисту требуется развитие комплекса способностей, обеспечивающих деятельность в сложных, многофакторных динамичных средах, в сетях природных, техногенных, социальных и информационных взаимодействий разного уровня: комбинированных способностей, способностей к рассуждениям в терминах причинных связей, способностей прогнозирования нелинейной динамики, способностей к построению стратегий в режиме реального времени и т. д.

В современном мире человек находится в насыщенном информационном пространстве. Для него открылись небывалые возможности стать всесторонне образованным, усваивая информацию невиданных масштабов. В рамках данной тенденции ряд исследователей выдвигает концепцию «универсального человека» — homo universalis, которая созрела еще в эпоху Возрождения в умах гуманистов [2, с. 421]. В ряде исследований намечается тенденция движения к «универсальной личности» через разработку понятия «класс интеллектуалов» (knowledge class) — новая социальная элита, обладающая знаниями и информацией о производственных процессах и механизме общественного прогресса в целом [12, с. 103].

Активный: обмен культурами разных этносов и социальных групп ведет к нарушению прежнего, устойчивого образа жизни многих стран и народов. Это связано с тенденцией динамичных изменений культуры. Ранее образ жизни был обусловлен тем, что полученные индивидом в период первичной социализации представления о нормах и правилах нравственной, эстетической и трудовой культуры могли обеспечить его успешную деятельность на протяжении всей жизни. Знания, приобретенные в профессиональной сфере, позволяли в полной мере справляться с производственными обязанностями на протяжении всего трудового пути. Ускорение темпов обновления всех сторон жизнедеятельности человека ведет к необходимости приобретения новых качеств, с помощью которых возможна успешная адаптация к требованиям современной повседневной жизни и реализация имеющихся способностей к конкретным видам профессиональной деятельности.

Важнейшей особенностью новых требований к личности является то, что ей необходимо постоянно менять себя для успешной самореализации и самоутверждения в разнообразных общностях, отличающихся по содержанию культуры. При освоении культуры одной социальной группы возникает последующая необходимость осуществлять самореализацию в рамках иной, существенно отличающейся по нормам и ценностям, общности. Это связано не только с активно происходящими сегодня пространственными перемещениями, но и с тем, что, даже оставаясь территориально на одном месте, индивид на протяжении своей жизни будет сталкиваться с динамичными изменениями культуры, происходящими в современном обществе.

Таким образом, в характеристику современной социокультурной ситуации органично включено универсальное содержание. Компоненты универсальности и универсальной заданности находят отражение во всех основополагающих тенденциях и закономерностях социокультурного развития общества на современном этапе, что позволяет говорить о существовании универсального мира, функционирующего на основе концепций синергетики и самоорганизации, диалога культур и диалогово-полилогового познания.

Выявление сущностных операционализируемых признаков и свойств в объеме понятия профессиональной универсальности лингвиста позволяет нам перейти к определению совокупности сущностных элементов содержания исследуемого понятия.

Очевидно, что, исходя из выявленных нами социально-культурных предпосылок в составе объема исследуемого явления, в системе основных социально-философских понятий профессиональной универсальности должны быть категории, обозначающие форму бытия. Так, категория универсальности в социально-философском аспекте основывается на существующей в объективном мире принципиальной незамкнутости материальных систем [11, с. 7] и представляет собой «отображение такого свойства бесконечно развертывающегося в пространстве и времени всеобщего взаимодействия, как безграничность, безмерность, необъятность его способностей к вовлечению в свою сферу самых разнокачественных явлений, свойств, процессов единого материального мира» [Там же, с. 12].

Социально-культурологический аспект содержания исследуемого понятия обусловливает исследование структурных атрибутов профессиональной универсальности личности, которое мы строим на основе интериндивидуального подхода социальной психологии. При этом структура личности выводится из структуры взаимодействия индивида с другими людьми и социальным целым, к которому он принадлежит.

Способность человека управлять своими действиями связана с его субъектностью, проявляющейся в способности индивида превращать собственную активность в предмет практического преобразования. Становление субъекта труда происходит в профессиональной среде в совокупности предметных и социальных условий труда [7, с. 31]. Поскольку человеку внутренне присуще изначально быть субъектом, он развивается в этом качестве до сознательного деятеля, способного целенаправленно преобразовывать внутренний и внешний мир по своим собственным законам. Человек выступает в своей сущности как «субъект психической активности, непосредственно оказывающий регулятивное воздействие на свою психику и опосредованно воздействующий на окружающий мир» [1, с. 9]. Для того чтобы жить и успешно функционировать в современном мире, человеку необходимо приобретать характеристики субъекта универсального

мира, которого отличают целостность, системность, автономность, адаптация, активное взаимодействие и предельная индивидуализация. Такого субъекта характеризует качественно определенный способ самоорганизации, саморегуляции личности, способ согласования внешних и внутренних условий осуществления своей деятельности во времени, координация всех психических процессов, состояний, свойств, а также способностей, возможностей и ограничений личности по отношению к объективным и субъективным целям, притязаниям и задачам деятельности. Целостность, единство, интегративность субъекта универсального мира являются основой системности его психических качеств. Мир «второй приро-

ды» — культуры — составляет предметное содержание субъектности человека. Чтобы стать субъектом универсального мира, человек должен постоянно превращать саму свою природу в особый функциональный орган, реализующий субъектное отношение к универсальному миру, превращать предпосылки и условия своей жизни во «вторую природу».

Развитие личности как субъекта универсального мира выражается в умениях: вовлечения разнокачественных явлений, свойств, процессов единого материального мира; отражения всеобщностей связей объективной реальности; деятельности в многофакторных динамичных средах; разноуровневого взаимодействия; видения причинно-следственных связей; прогнозирования нелинейной динамики; построения стратегий в режиме реального времени; приобретения новых качеств; успешной адаптации к специфическим требованиям общественной, семейной, досуговой, политической жизни; активных пространственных перемещений; успешного освоения разных по содержанию, направленности и формам реализации типов культур на основе диалогово-полилогового сознания.

В логике толкования сущности субъекта универсального мира, а также с позиций определения профессионализма как характеристики субъекта труда [7, с. 31] профессиональная

универсальность может быть выделена в самостоятельный компонент профессионализма, а также, наряду с такими актуальными для современной педагогики профессионального образования понятиями, как профессиональная культура, профессиональная компетентность, профессиональные компетенции, может обозначать один из уровней его проявления.

Особенности профессионального становления личности, опосредующие механизмы деятельностной реализации профессиональной универсальности лингвиста в профессиональной среде, являются неотъемлемой составляющей исследуемого понятия. Принимая во внимание трактовку профессиональной среды как совокупности предметных и социальных условий труда соответственно предметной (предмет и средства труда, действия и операции) и социальной (межличностные отношения субъектов профессиональной деятельности в процессе совместной деятельности) подсистем [Там же, с. 202], отметим, что профессиональная среда в современных условиях также приобретает признаки универсальности.

Анализ концепций становления субъектности показывает, что по мере того, как главными ее свойствами выступают преобразовательные, а не адаптивные свойства, она становится определяющим моментом профессиональной активности личности. Соответственно, субъект универсального мира преобразует универсальную профессиональную среду и осуществляет активное взаимодействие, а не просто адаптируется к ней. Как указывал С. Л. Рубинштейн, человек своими действиям взрывает, изменяет ситуацию, в которой находится, и вместе с тем непрерывно выходит за пределы самого себя, осуществляя саморазвитие [10, с. 47].

Универсальная профессиональная среда тесно связана с таким важным качеством личности, как профессиональная обучаемость [7, с. 184]. Профессиональная обучаемость — это готовность человека к смене профессий, активное приспособление человека к профессиональной деятельности и к профессиональной среде, способность к быстрому овладению новыми профессиональными знаниями, умениями, психическими качествами, открытость к переходу на новые уровни профессионализма, это мотивация и постоянная потребность в профессиональном обновлении.

Личность становится субъектом универсального мира, преобразующего универсальную профессиональную среду, в ходе достижения высшего уровня развития, на котором раскрывается ее индивидуальность, осуществляется максимальное самовыражение и самореализация, объективная продуктивность и субъективная удовлетворенность. Однако личность как субъект деятельности не автоматически актуализирует свои способности в соответствии со своими желаниями, а вырабатывает осознанную необходимость самореализации. Кроме будущей перспективы самореализации жизненного и деятельного плана субъект универсального мира использует свой прошлый опыт самореализации, рассматривает свои личностные ресурсы в выделенном для самореализации пространстве. Видение субъектом своей универсальной профессиональной среды позволяет тем самым осуществлять оптимизацию активности, деятельность приобретает продуктивность, а личность — удовлетворенность.

Универсализация профессиональной среды влечет за собой преобразование лингвистической профессиональной среды в универсальную. Современному лингвисту выдвигаются требования, связанные с выполнением новых функций в эволюционирующих системах профессионального труда. Профессиональная универсальность может стать той необходимой составляющей результативности подготовки лингвиста, которая позволит ему успешно функционировать в универсальном мире и преобразовывать универсальную профессиональную среду, становясь ее субъектом.

Особенности представления об объектной и субъектной составляющей универсального мира у лингвистов мы характеризуем в системах «человек — человек», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ» на основе исследований Е. А. Климова, предложившего типологию профессий по признакам предметной реальности, средств, условий и продуктов труда [5]. Профессиональная предметная реальность для лингвиста — это область межкультурного общения, знаково-символических явлений, мира культуры и художественных и эстетических объектов. Сама профессиональная деятельность лингвистов с разнообразием производственнотехнологического, научно-практического, художественно-творческого социальных контекстов подразумевает взаимодействие субъектов межкультурного общения. Соответственно, лингвист, становясь субъектом универсальной профессиональной среды, активно взаимодействует в данных системах, преобразуя их.

Специфика универсальной профессиональной деятельности лингвиста проявляется в том, что ее нельзя свести к типовым функциям этого вида деятельности, поскольку ее объектом является речевое поведение в сфере межъязыковой и межкультурной коммуникации. Изучение профессионального становления и структурно-функциональных особенностей взаимодействия лингвиста как преобразующего субъекта универсальной профессиональной среды мы рассматриваем с позиций субъектно-синергетического подхода, который позволяет анализировать закономерности существования профессиональной универсальности как сложной динамической системы, изменения состояния системы при ее взаимодействии с универсальной профессиональной средой, что ведет к возникновению новой структуры с обновленными функциями. Универсальный характер синергетического взаимодействия субъекта универсального мира представляет собой такое преобразование присвоенных им социальных связей, которое интегрирует, перестраивает эти связи, поднимая на качественно более высокий уровень, делая их полифункциональными.

Список литературы

1. Ермолаева М. В. Субъектный подход в психологии развития взрослого человека (вопросы и ответы): учебное пособие. М.; Воронеж, 2006.

2. Каган М. С. Избранные труды: в 7 т. Т. 3. Труды по проблемам теории культуры. СПб., 2007.

3. Кармин А. С. Культурология. Краткий курс. СПб., 2010.

4. Климова Л. Е. Массовая культура и личность: культурфилософский аспект. М., 2005.

5. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях: учебное пособие. М., 1995.

6. Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М., 2009.

7. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.

8. Мосалев Б. Г. Реально-виртуальный мир культуры: опыт концептуализации: монография. М., 2008.

9. Немировский В. Г., Невирко Д. Д. Социология человека: От классического к постклассическим подходам. 2е изд., перераб. и доп. М., 2008.

10. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М., 1997.

11. Толкачев Ю.А. Универсальность личности (социально-философский аспект исследования): дис. ... канд. филос. наук. М., 1984.

12. Robertson R. (1995) Globalization: Time-Space and Homogeneity-Heterogeneity / / Global Modernities / M. Featherstone, S. Lash and R. Robertson (eds.). L., 1995.

Об авторе

Анна Олеговна Бударина — канд. пед. наук, доц., Российский государственный университет им. И. Канта, е-mail: sstaff@mail.ru

About author

Dr. Anna Budarina, Associate Professor, Immanuel Kant State University of Russia, е-mail: sstaff@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.